Али ибн абу талиб - четвертый праведный халиф. История рождения имама али ибн абу талиба Кто такой али ибн абу талиб

Исследование, перевод и издание преданий, касающихся жизни и деятельности знаменитых личностей исламской цивилизации, является одной из областей, требующих пристального внимания, как отдельных мусульманских учёных, так и современного российского исламоведения в целом. Плохое знакомство с тем огромным духовным и научным наследием, которое оставили после себя выдающиеся мусульманские ученые, имамы и сподвижники Пророка ислама (с), зачастую является причиной неправильного понимания этого культурно-исторического феномена.

С целью более полного, всестороннего освещения жизни великих представителей ислама издается первая книга, посвящённая жизни и деятельности одного из самых великих имамов, ближайшего сподвижника пророка Мухаммада (с), мужа его дочери

Фатимы и отца его наследников – ‘Али ибн Абу Талиба (а).

Согласно общепринятому преданию от пророка Мухаммада, ‘Али ибн Абу Талиб является «вратами города знаний Пророка», что подчеркивает величие знаний этого бесспорно выдающегося и во многом загадочного человека. Предание гласит, что всякий, кто желает войти в «город знаний Пророка», должен пройти через данные «врата», то есть изучение научного и духовного наследия ислама невозможно без изучения жизни ‘Али.

Исследование трудов различных учёных, посвященных жизни ‘Али ибн Абу Талиба, показывает, что одним из наиболее достоверных, доступных пониманию и полных произведений об имаме является объёмный труд мусульманского учёного Фазл Аллаха Компани.

Текст приводится в некотором сокращении, не затрагивающем исторических данных, приведенных автором книги – такое решение было принято с учетом интересов современного читателя.

Надеемся, что эта книга будет интересна ему и поможет осмыслить величие этой исторической личности.

Часть первая. ‘Али при жизни Пророка

Дай силы мне и твёрдость духа, о, Единый!

Ведь путь далёк, а я вступаю на него впервые.

1 – Рождение и родословная

К Ка‘абе прикованы взоры сегодня:

Она озарилась светом господним.

Сегодня взоры верующих обращены на Ка‘абу,

Которая озарена Божьим светом.

Явился из киблы путеводитель, в котором

Воплощены душевные стремления монотеистов.

Разве ветер принёс с поля запах цветов?

Откуда же в воздухе утренний аромат?

Разве антилопа открыла мешочек с мускусом?

Откуда же в воздухе мускусный аромат?

От радости влюблённые не чуют под собою ног.

Мистики испытывают неведомое блаженство.

Наполнилось небо блестящими звёздами, и будто

Фатима, дочь Асада, родила сына-льва.

О, как боятся этого льва лисицы!

Пришёл тот светоч, озаривший людские души.

Пламя любви от его лица горит повсюду.

Дошла до угнетённых мира радостная весть,

Что видно приближение кортежа Справедливости.

Его прекрасное лица сравнимо с ярким солнцем.

Его прекрасное чело сравнимо с лунным светом.

Величием и знанием он превосходит мир.

И нет границ его щедрости и доброты.

Склоняет голову пред указанием судьбы

Тот, чьим преданным рабом судьба является.

Лишь он достоин управлять людьми,

Ведь он превыше, и умнее, и достойнее.

С опорой на Али могущественней стал ислам.

С его мечом и ветвь монотеизма обогатилась.

Склонит покорно голову перед престолом Божьим

Тот, кто всегда готов скрестить свой меч с врагом.

Из уважения свой взор на киблу обрати ты.

Как считают историки, ‘Али родился в пятницу, 13 раджаба тридцатого года ‘ам ал-фил (21 октября 598 г.) в Ка‘абе, т. е. в Божьем храме. Рождение это было удивительным. Один учёный – исследователь, худжжат ал-ислам вал-муслимин , сказал:

О, тот, чьё рожденье озарено Ка‘абы светом!

О, единственная жемчужина раковины этой!

Что ж удивительного, что в Ка‘абе ты родился?

Господний дом и в твой дом превратился.

Отцом его светлости был Абу Талиб, сын ‘Абд ал-Муталлиба ибн Хашима ибн ‘Абд Манафа, а матерью – Фатима, дочь Асада ибн Хашима. Таким образом, родословная ‘Али со стороны обоих родителей восходит к Хашимидам .

Однако рождение этого младенца не было обычным, подобным рождению других детей, а сопровождалось удивительными духовными переменами, происходившими в его матери. Мать этого младенца была верующей и исповедовала ортодоксальную религию Ибрахима. Она постоянно молилась Богу и просила Его облегчить её роды, так как, будучи беременной этим ребёнком, чувствовала, что озарена Божьим светом. Как будто ей было сказано, что этот ребёнок резко отличается от других детей.

Шейх Садук, а также Фаттал Нишабури передают, что Йазид ибн Ка‘наб рассказывал: «Я вместе с ‘Аббасом ибн ‘Абд ал-Муталлибом и несколькими людьми из рода ‘Абд ал-‘Узза сидел рядом с Божьим храмом, когда к нему подошла Фатима, дочь Асада, мать повелителя правоверных имама ‘Али. Она была на девятом месяце беременности и испытывала родовые схватки. Подойдя к храму, она воскликнула: «Господи! Я верую в тебя и в то, что сказано ниспосланными тобой пророками в их книгах. Я подтверждаю слова своего великого предка Ибрахима. Он построил этот священный храм. Ради того, кто построил этот храм, и ради ребёнка, который находится в моём чреве, облегчи мои роды!» Йазид ибн Ка‘наб говорил: «Мы своими глазами увидели, как раздвинулась задняя стена Божьего храма. Фатима вошла в храм и скрылась из наших глаз. Затем стена вновь сдвину лась. Мы тщетно старались открыть замок на двери Божьего храма. Тогда мы поняли, что всё случившееся произошло по воле Господней. Через четыре дня Фатима вышла из Божьего храма и, держа в объятиях новорожденного ‘Али, сказала: «Я обладаю превосходством над всеми предыдущими женщинами, ибо Асийе тайно верила в Бога тогда, когда верить в Бога запрещалось. Марйам, дочь ‘Имрана, своими руками трясла сухую пальму, чтобы отведать свежих фиников (а когда в Бейт ал-мукаддасе у неё начались родовые схватки, Господь приказал ей покинуть это место, ибо оно было местом богопоклонения, а не родильным домом). А я вошла в Божий храм и отведала райских плодов, а когда хотела выйти из храма, услышала послание господнее, гласившее: «О, Фатима, дай младенцу имя ‘Али, ибо он воистину ‘Али (великий. – Пер. )». Великий Господь сказал: «Я выбрал ему имя, подобное Своему. Я дал ему Своё воспитание и обогатил его разум Своей наукой. Он уничтожит всех идолов в Моём храме и на верху Моего храма прочтёт азан (призыв к молитве. – Пер.) и будет восхвалять Меня. Счастлив тот, что будет любить его и подчиняться его приказам, и несчастен тот, кто будет враждовать с ним и не выполнит его приказаний» .

Али стал первым ребёнком, принявшим ислам; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я - город наук, то Али - ключ к этому городу» - говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной Фитны - Гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю Ислама Али вошёл как трагическая фигура. Мусульмане-сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Мусульмане-шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Али родился на 13-й день лунного месяца раджаб около 600 года в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники, особенно шиитские, сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдаллаху, отцу пророка Мухаммада. После смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али. Пророк всегда питал к Али отцовские чувства. Сам Али говорит об этом:

Первый ребенок-мусульманин

Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Предание гласит, что однажды Али увидел Мухаммада и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?» Пророк ответил:

Али задумался и ответил:

Всю последующую ночь он провел в размышлениях. На следующее утро он отправился к пророку и сказал:

Родители Али, заметив, что их сын постоянно следует за Мухаммадом, забеспокоились. Однажды он последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Абу Талиб решил прояснить ситуацию, откровенно поговорив с сыном. После разговора с племянником Абу Талиб спросил у сына, какую веру он исповедует, на что Али ответил:

Тогда Абу Талиб продолжил:

Так Али стал первым ребёнком-мусульманином.

Соратник пророка

Али был самым верным и храбрым сподвижником Мухаммада и женился на его дочери Фатиме. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить пророка, Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав пророку возможность выехать в Медину.

Война с Меккой

Али был знаменосцем в Битве при Бадре. Бой начался с поединка между Утбой ибн Раби"а, Шайбой и Валидом ибн Мугирой с мекканской стороны и Али, Хамзой и Убайдой ибн ал-Харисом с мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он вместе с Хамзой поспешил на помощь к получившему ранение ал-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли ал-Хариса с поле боя. Первое сражение между мусульманами и курайшитами завершилось поражением последних. За героизм Али получил прозвище "Лев Аллаха" (дядя пророка - Хамза также именуется «львом Аллаха»).

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. На поединок вышли Али и Талха ибн Абу Талха. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. Сражение при Ухуде обернулось крупным поражением мусульман.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана, новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги, он выступил с речью в мечети, сказав:

Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Однако наместник Сирии и родственник Усмана - Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы.

Однако много противников Али были также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

В августе 656 г., когда разрыв с Муавийей сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаллахом, аз-Зубайром ибн ал-Аввамом и Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али. Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. Талха был убит, аз-Зубайр и Аиша бежали. Басрийцы потерпели полное поражение.

Таким образом власть Али упрочилась. В январе 657 г. он перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракка переправился через Евфрат и встретился с Муавийей близ селения Сиффин (см. Сиффинская битва).

Возведённый в сан халифа после убийства Усмана в 656 г., он победил в 90 стычках против различных мятежников.

Гибель

Между тем хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, поклялись убить виновников раскола мусульманской общины - и Али, и Муавию. Заговорщики приняли решение убить Али, а также Муавию и Амра ибн аль-Аса в одно назначенное время. Фанатик-хариджит Ибн Мулджам любил девушку из племени Бени Тайм, которая в день Нахравана потеряла сразу отца, брата и несколько других родственников, и оттого жаждала мщения. Когда, Ибн Мулджан пришёл к возлюбленной, девушка сказала:

Ещё за тридцать лет до своей смерти Али слышал от пророка, что он будет убит в ночь месяца рамазан. Кроме того, поведение и речи самого Али говорили о том, что он знал о своей смерти в этот месяц. Когда у его халифа спрашивали, почему во время разговения он ест мало, имам отвечал:

Ночью 22 января трое заговорщиков во главе с Ибн Мулджаном спрятались в мечети Куфы. В ночь на 19-е Рамазана Али не сомкнул глаз и много раз повторял:

На рассвете Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети. Ибн Мулджам и один из сообщников бросились на халифа с криком: "Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!" Сообщник промахнулся, в то время как Ибн Мулджам нанёс Али смертельное ранение отравленным кинжалом. Сообщникам удалось бежать, а Ибн Мулджама схватили и подвели к халифу. Али сказал: "Душу за душу, если умру, то убейте, а если останусь, то сам разберусь с ним."

Али позвал к себе сыновей Хасана и Хусейна и дал им последнее наставление: быть стойкими в благочестии и смирении, и добрыми к своему младшему брату, сыну его жены-ханефитки. После этого он составил завещание и продолжал повторять Шахаду и имя Аллаха до последней минуты. В последние минуты жизни, собрав вокруг себя своих близких, Али давал наставления и оставил завещание для мусульман. Он говорил:

Вечером 23 января, в ночь на 21-е Рамазана Али ибн Абу Талиб скончался. Его похоронили вблизи Куфы. Впоследствии ему там воздвигнут усыпальницу, к которой и теперь ходят на поклонение его почитатели, и которая послужила причиной основанию города Наджаф.

Поэзия Али

Али оставил немалое количество сочинений, стихов и прозу. Его произведения отличались глубоким философским смыслом. Часто Али обращался к Аллаху:

Мудрость Али

  • Однажды к Али обратились трое с просьбой разрешения проблемы, связанной с разделом их имущества между собой. Данное имущество состояло из 17-и верблюдов, и вся сложность была в том, что раздел должен быть неравномерным, а в соответствии с их договоренностью между собой в следующей пропорции: 1/2 часть первому; 1/3 часть второму и 1/9 часть третьему. В связи с тем, что 17 не является кратным ни к двум, ни к трем и ни к девяти, владельцы верблюдов оказались в затруднительном положении. Ознакомившись с ситуацией, Али попросил, чтобы ему привели ещё одного верблюда. Добавив этого 18-го верблюда к имеющимся, он разделил их согласно требованиям на два, на три и на девять, после чего первый получил девять верблюдов, второй получил шесть, а третий получил двух верблюдов. Первый рассчитывал получить не более восьми с половиной, так как, разделив 17 на два, получаем 8,5. Точно так же и двое остальных. И после того, как каждый получил свою долю, тот самый 18-й верблюд остался на месте не тронутым и был возвращен обратно, так как сумма полученных верблюдов не превышала 17-и.
  • Однажды Али ибн Абу Талиб помог одному мужчине решить проблему материнства. По случайности обе его жены в один и тот же день родили мальчика и девочку. Но каждая из них твердила, что именно мальчик является её ребёнком, и обе отказывались от девочки. Отец новорожденных детей не знал, которой из жен поверить, и оказался в затруднительном положении. Для решения этой проблемы Али посоветовал взять у обеих жен в одинаковом объёме грудное молоко и взвесить. Та, у которой молоко окажется тяжелее, действительно является матерью мальчика. Действительно, молоко грудной матери новорождённого мальчика чуть тяжелее молока матери новорождённой девочки (недоказуемо).

Личность

В историю Ислама Али вошёл как трагическая фигура. Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу Ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и Сунной. Они изобилуют уведомлениями о его аскетизме, неукоснительном соблюдении религиозных догм, и отрывом от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости.

Сообщается, что перед смертью в 664 году Амр ибн аль-Ас признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али.

Семья и потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад (с.а.в.) выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. У них родились пятеро детей: Хасан, Хусейн, Зейнаб, Умм-Кульсум и Мухсин.

Девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна. Праправнук Али от Хасана - Идрис I основал город в Фес (ныне Марокко), став родоначальником династии Идрисидов, правившей на западе Северной Африке до X века.

Потомки Али и Фатимы, (Алиды или Фатимиды (вероятные потомки), неоднократно преследуемые Омейядами, царствовали затем в Египте, Испании, Западной Африке и Сирии.

Али (да будет доволен им Аллах) был выдающимся политиком, общественным деятелем, великим полководцем, любимым и любящим мужем и отцом, двоюродным братом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Его зятем. Пророк (мир ему и благословение) называл его Абу Турабом (отцом земли) и Хайдаром.

Родился Али (да будет доволен им Аллах), когда Мухаммаду (мир ему и благословение) было тридцать лет, в Священной Каабе – в Мекке. Произошло это счастливое событие в пятницу, 13 числа месяца раджаб. Отцом Али (да будет доволен им Аллах) был Абу Талиб сын Абдул Муталиба, а матерью была Фатима дочь Асада.

Рождение этого мальчика было очень удивительным. Никто до этого не удостоился быть рождённым в доме Аллаха – Каабе. С его матерью во время беременности происходили странные вещи: ребёнок, ещё будучи в утробе, предохранял мать от всего харамного. Она перестала поклоняться идолам и стала очень верующей женщиной. Йазид ибн Канаб рассказывал: «Я с Аббасом ибн Абдул Муталибом и несколькими людьми из рода Абд ал-Узза сидел рядом с Каабой, когда к нам подошла Фатима бинт Асад. Она была на девятом месяце беременности. Подойдя ближе к Каабе, Фатима воскликнула: «О Аллах! Я верую в Тебя и в то, что сказано Твоими пророками, и в книги, к ним ниспосланные. Я подтверждаю слова своего предка Пророка Ибрахима (мир ему). Он построил этот Харам. Ради Него и ради этого ребёнка, который во мне, облегчи мои роды!» Мы своими глазами увидели, как раздвинулась задняя стена Священной Каабы, Фатима вошла, и в это время стена вновь сдвинулась. Мы бросились открыть двери Каабы, но тогда мы поняли, что в этом есть Мудрость и произошло всё по воле Аллаха. Через четыре дня Фатима бинт Асад вышла из Каабы, держа в руках младенца».

Мухаммад (мир ему и благословение) Фатиму бинт Асад считал и своей матерью, поскольку Он вырос в их семье и был воспитан Фатимой и Абу Талибом. Рассказывают, что, когда умерла Фатима бинт Асад, Пророк (мир ему и благословение) поручил выкопать могилу Умару ибн Хаттабу, Усамату ибн Зайду, Абу Аюбу аль-Ансари и нескольким рабам Асвада (да будет доволен ими Аллах). Рыли могилу на кладбище Баки’. Когда они закончили копать, Пророк (мир ему и благословение) спустился в могилу и сам стал рыть нишу могилы. После этого сам лёг в могилу и стал смиренно просить Аллахa: «О Аллах, прости грехи моей матери Фатиме, дочери Асада, ради Твоего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ради всех предыдущих пророков (мир им)». После мольбы к Всевышнему Расулюллах (мир ему и благословение), сняв с себя рубашку, надел на Фатиму, как саван. Удивлённые сподвижники спросили: «О Посланник Аллахa, в чём мудрость этого поступка?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Я лёг в могилу, чтобы она не сжимала Фатиму, а рубашку надел, чтобы ей досталось райское платье».

В Мекке была засуха, сельское хозяйство и скотоводство пришли в упадок, начался голод. Отцу Али – Абу Талибу – приходилось особенно трудно, поскольку у него была большая семья. Видя положение дяди, Пророк (мир ему и благословение) захотел помочь ему. Не зная, как и чем помочь, посоветовался с Аббасом (да будет доволен им Аллах). Они оба пришли к единому мнению, что каждый из них возьмёт по одному ребёнку Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) к себе на воспитание и содержание. Когда же они пришли с этим предложением к Абу Талибу (да будет доволен им Аллах), он сразу же согласился. Так Аббас (да будет доволен им Аллах) взял к себе Джафара, а Пророку (мир ему и благословение) достался Али (да будет доволен им Аллах).

Али (да будет доволен им Аллах), воспитанный Лучшим Творением Всевышнего, отличался от своих сверстников остроумием, глубокими знаниями в области Ислама. Он был сыном, братом и опорой во всём для Пророка (мир ему и благословение). Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал Али: «Ты для меня, как Харун для Мусы (мир им)». Али (да будет доволен им Аллах) принял Ислам в десять лет. Он был первым мальчиком, принявшим Ислам. Он был тем самым мальчиком, который лёг в постель Пророка (мир ему и благословение), когда курайшиты хотели убить его, и тем самым помог Пророку (мир ему и благословение) покинуть Мекку.

Ещё в юношеские годы его уважали, даже старше его возрастом близкие, родные и другие сподвижники Пророка (мир ему и благословение). Однажды Мухаммад (мир ему и благословение) увидел Али спящим в мечети на сырой земле. Тогда он разбудил его словами: «Вставай, Абу Тураб (отец замли)», и с тех пор некоторые его прозвали Абу Турабом.

После переселения в Медину ансары (жители Медины) братались с мухаджирами (жителями Мекки), и тогда Али (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку и сказал: «О Расулюллах, кому же я буду братом?» На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Ты – мой брат!» Всем известно, что Али (да будет доволен им Аллах) был также мужем любимой дочери Пророка (мир ему и благословение) Фатимы (да будет доволен ею Аллах).

Али (да будет доволен им Аллах) был из числа самых храбрых и сильных воинов Пророка (мир ему и благословение). Известен и случай, после которого его прозвали Львом Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в битве при Хайбаре, держа знамя в руках, обратился к народу: «Нести знамя будет человек, на которого укажет Аллах, которого любит Аллах и Его Пророк и который любит Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение)». Утром следующего дня все асхабы, каждый их которых думал, что знамя Расулюллах вручит ему, собрались вокруг Пророка (мир ему и благословение), но среди них не оказалось Али (да будет доволен Им Аллах). «Где Али?» – спросил Пророк (мир ему и благословение). Ему ответили, что у него болят глаза. «Пошлите за ним!» – повелел Пророк (мир ему и благословение). Когда Али, который от мучительной боли не мог даже открыть глаза, предстал перед ним, Пророк (мир ему и благословение) намочил его глаза своей слюной. В это время боль Али (да будет доволен им Аллах) мгновенно исчезла, как будто никогда и не болел. После этого Мухаммад (мир ему и благословение) вручил Абу Турабу (да будет доволен им Аллах) знамя. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я буду стараться, пока они не станут такими, как мы». На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Призови их к Исламу!» Хайбар был взят. Али сражался лучше всех и был прозван Львом Аллахa.

У арабов существовал такой обычай: перед началом сражения всей армии выходили бойцы, которые хотели перед битвой личного поединка. В битве при Бадре Али (да будет доволен им Аллах) был знаменосцем мусульман. Непосредственно перед битвой он сразился с одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирой и убил его, затем поспешил на помощь Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) и убил его противника. Пророк (мир ему и благословение) подарил ему меч с раздвоенным лезвием – «Зульфикар». После победы при Бадре ему в качестве трофея были переданы меч, щит и верблюд.

В битве при Ухуде он лично защищал Пророка (мир ему и благословение), получил ранения. При завоевании Мекки был знаменосцем мусульманской армии и вместе с Пророком (мир ему и благословение) сокрушил идолов Каабы, затем участвовал в битвах против племён Хавазан и Сакиф.

Достоинства Али (да будет доволен им Аллах) и хадисы Пророка (мир ему и благословение) о нём

О достоинствах Али (да будет доволен им Аллах) можно говорить бесконечно. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) очень любил своих детей – Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах), поскольку они были от дочери Великого Посланника (мир ему и благословение). Этот человек всегда старался сделать всё возможное, чтобы они имели счастливое детство. Он всегда их собирал вокруг себя, играл с ними, одаривал их различными подарками. Люди его даже прозвали «отцом всех сирот» – он всегда помогал сиротам и бедным детям.

Фатима (да будет доволен ею Аллах) очень любила своего мужа. Она во всём слушалась его. В их доме царили мир и согласие. Никто никогда не слышал, чтобы они даже спорили. Али (да будет доволен им Аллах) был «морем знаний». От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что в Коране триста аятов ниспослано об Али (да будет доволен им Аллах).

Все аяты, которые начинаются со слов «Я аййуhа-л-лязиннааману…», в первую очередь обращены к Али (да будет доволен им Аллах), а затем ко всем остальным. Он также говорил: «Смотреть на лицо Али – это богослужение, неприязнь к нему – это неприязнь ко мне». Этими словами Расулюллах дал понять, как Хайдар ему дорог и как Аллах его любит. Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Али с Кораном, и Коран вместе с Али, и они не расстанутся до тех пор, пока не соберёмся у Хавза». В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) «Рай влюблён в троих людей – это Али, Аммар и Салман». Пророк (мир ему и благословение) также называл Али (да будет доволен им Аллах) имамом истинных мусульман и борцом против заблудших.

О том, каким великим и добродушным человеком был Али (да будет доволен им Аллах), говорит следующий случай. Сподвижник по имени Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) рассказал, что однажды, когда они находились в мечети, туда пришёл попрошайка и стал просить. Никто не дал ему милостыню. Нищий воздел обе руки к небу и обратился к Создателю: «Вот я в мечети Твоего Посланника (мир ему и благословение), и никто не дал мне милостыню». Когда попрошайка говорил это, Али-асхаб (да будет доволен им Аллах) совершал намаз и находился в поясном поклоне, на правой руке его было кольцо. Будучи в поясном поклоне, Али (да будет доволен им Аллах) протянул нищему правую руку. Тот сразу понял значение этого жеста и быстро снял кольцо с пальца. Это увидел Посланник Аллаха (мир ему и благословение), находившийся в мечети, и прочитал мольбу за Али (да будет доволен им Аллах). Так же, как Муса (мир ему) попросил сделать визирем Харуна (мир ему), Пророк (мир ему и благословение) попросил сделать своим визирем Али (да будет доволен им Аллах). Не успел Расул закончить мольбу, как прибыл Джабраил (мир ему) с аятом от Всевышнего. Этот аят, ниспосланный в ответ на мольбу Пророка (мир ему и благословение), есть в суре «Маидат». В нём сказано, что Али (да будет доволен им Аллах) сделан визирем Мухаммада (мир ему и благословение), как Харун был сделан визирем Мусы (мир им). Посланник Аллaха (мир ему и благословение) также попросил в мольбе, чтобы Али (да будет доволен им Аллах) воспринимал и запоминал всё услышанное, и эта мольба была принята. После этого Али (да будет доволен им Аллах) не забывал ни один хадис, который слышал от Пророка (мир ему и благословение).

Признаками веры или лицемерия Пророк (мир ему и благословение) считал любовь или ненависть к Али (да будет доволен им Аллах). Мухаммад (мир ему и благословение) сказал Али (да будет доволен им Аллах): «В Рай первым войдёт любящий тебя, а в Ад – ненавидящий тебя». От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передан хадис о том, что слышали, как Посланник Аллахa (мир ему и благословение) сказал Али (да будет доволен им Аллах): «Ты предводитель и на этом свете, и на том, любовь к тебе – это любовь ко мне, а ненависть к тебе – это ненависть ко мне».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Али ибн Абу Талиб – самый мудрый среди моего народа и самый умный в разрешении разногласий, которые возникнут после меня».

Однажды к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) обратились трое с просьбой разрешения одной проблемы, которая была связана с разделом имущества между ними и очень напоминала математическую задачу. Имущество составляло 17 верблюдов, а сложность состояла в том, что раздел должен быть неравномерным, а в соответствии с договоренностью этих людей между собой в следующей пропорции: 1/2 часть – первому; 1/3 часть – второму и 1/9 – третьему. Поскольку 17 не является кратным ни к двум, ни к трём и ни к девяти, поэтому владельцы верблюдов оказались в затруднительном положении. Али (да будет доволен им Аллах) сразу же попросил привезти к нему ещё одного верблюда. Добавив к ним этого верблюда, он разделил их согласно требованиям на два, на три и на девять, после чего первый получил девять верблюдов, второй – шесть, а третий – двух верблюдов. И после того, как каждый из них получил свою долю, тот 18-й верблюд остался нетронутым и был возвращён обратно, так как сумма полученных верблюдов не превышала 17: 9+6+2=17.

Однажды один иудей попросил Абу Тураба (да будет доволен им Аллах) назвать число, которое бы делилось на все числа, до десяти. Али (да будет доволен им Аллах) мгновенно посоветовал ему перемножить полную сумму окружности на количество дней недели, чтобы получить необходимую сумму. То есть 360 градусов на 7 дней. Полученная сумма составляет 2520 и делится на все цифры от одного до десяти:

Скорость мышления и ответа на вопрос, сообразительность и ум Али (да будет доволен им Аллах) вызывают удивление.

Однажды некий мужчина пришёл к Али (да будет доволен им Аллах) и поделился, что у него по воле Аллахa обе жены родили в один и тот же день, и обе отказывались от девочки. Отец новорождённых детей не знал, как быть и какой жене поверить. Али (да будет доволен им Аллах) посоветовал взять у обеих жён в одинаковом объёме грудное молоко и взвесить. Та, у которой молоко окажется тяжелее, действительно является матерью мальчика.

Такого же рода история приключилась и во времена правления Умара (да будет доволен им Аллах). К нему привели двух женщин с одним ребёнком, и каждая из которых твердила, что это её младенец. Умар (да будет доволен им Аллах) всегда обращался к Али (да будет доволен им Аллах) в сложных ситуациях. И этот случай не стал исключением. Тогда он попросил принести пилу. Женщины с изумлением спросили: «Зачем тебе вдруг понадобилась пила?» – «Таким образом собираюсь осуществить «раздел» младенца между вами, чтобы каждой досталась половина», – ответил Али (да будет доволен им Аллах). Вдруг одна женщина не выдержала и с просьбой, чтобы Али (да будет доволен им Аллах) не сделал этого, сказала: «Если нет другого решения, я уступаю свои права ей». Оценив её поступок, Али (да будет доволен им Аллах) заявил, что именно она является матерью этого младенца, ибо только настоящую мать может напугать такого рода решения. Другая же потом созналась в своём поступке.

Сам же Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) сказал про него: «Если бы не было Али, то Умар пропал бы». Хотя Али (да будет доволен им Аллах) и был намного моложе Умара (да будет доволен им Аллах), всё же в знаниях ему не было равных.

О том, как Али (да будет доволен им Аллах) стал халифом, и о событиях, происшедших во время правления

После того как Усман (да будет доволен им Аллах) стал шахидом, необходимо было найти человека, достойного того, чтобы поручить ему дела халифата. Выбор остановился на Али (да будет доволен им Аллах). Сын Али (да будет доволен им Аллах) Мухаммад ибн аль-Ханифийа передаёт, что после убийства Усмана (да будет доволен им Аллах) отец пришёл в дом Усмана (да будет доволен им Аллах) и запер за собой дверь. Пришли люди и сказали: «Усман убит, людям нужен халиф, мы же считаем тебя самым достойным, возьми на себя правление халифатом». «Как визирь я принесу вам больше пользы, чем будучи амиром», – ответил Али (да будет доволен им Аллах). Но люди не согласились и не приняли его отговорок, сказав, что они не найдут человека более достойного, чем он. «Если дело обстоит так и вы не оставите меня в покое, то присягу нельзя приносить втайне. Соберём людей в мечети Мухаммада (мир ему и благословение), пусть они принесут присягу кому сами захотят», – предложил Али (да будет доволен им Аллах). Они в тот час же отправились в мечеть, собрали людей и все вместе дали клятву верности Али (да будет доволен им Аллах). Первым, кто, присягнув, протянул ему руку, говорят, был Талхат ибн Убайдуллах. Рука Талхата, протянутая первой для присяги Али (да будет доволен им Аллах), была больной. Кто-то даже заметил: будет ли счастливой для Али (да будет доволен им Аллах) присяга, начатая с больной руки. Зубайр ибн Авам тоже присягнул ему.

Жители Басры были очень довольны Али (да будет доволен им Аллах). Таким образом, дела халифата легли на плечи Али, сына Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Известно, что при нём никогда не было казны, так как он всё время раздавал её нуждающимся. Как только собирали налоги (закят), он тут же использовал их по назначению. Даже зерно он раздавал бедным. Сам Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) жил бедно. Вся его жизнь была полна аскетизма. По ночам он читал Коран. И как халиф он в первую очередь просил придать большее значение религии и изучению Корана.

Смерть Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

В Мекке тайно встретились три хавариджита, каждый из которых обязался убить по одному амиру. Заключив крепкий договор, они отправились в путь. Согласно договору, один из них отправился в Дамаск, он взялся убить Муавийата. Одним ударом он ранил Муавийата, но люди поймали врага. Рана Муавийата зажила, и он остался жив. Схваченный враг, не сумевший убить Муавийата, попросил пощады и сообщил ему весть о том, что в это же самое время убили Али (да будет доволен им Аллах), надеясь, что Муавийат будет доволен. Он был уверен, что Али (да будет доволен им Аллах) убили, поскольку они твёрдо намеревались покончить с тремя правителями в один день, в одно и то же время. Муавийат оставил врага в живых, пока не узнал достоверно о гибели Али (да будет доволен им Аллах). Говорят, что он отпустил его, отрубив в наказание руки и ноги, когда узнал, что Али (да будет доволен им Аллах) и вправду убит.

Второй взялся убить Амра ибн Аса. Он отправился в Египет, нашёл Амра и задумал убить его, как и обязался, когда тот шёл на молитву. Но в тот день Амр заболел и остался дома, а вместо него молиться пошёл Хариджат. Когда тот начинал молитву (или уже во время молитвы), проклятый ударил Хариджата, приняв его за Амра. Удар оказался точным, Хариджат скончался, а убийцу, который ошибся, схватили и отвели к Амру. Амр спросил его, знает ли он, кого убил. «Люди сказали, что это Хариджат», – ответил тот. Тогда Амр убил его, сказав: «Ты хотел убить Амра, но Аллах пожелал гибели Хариджата».

Убить Али (да будет доволен им Аллах) обязался Ибн Мульджим. Этот проклятый отправился в Куфу с намерением убить Али (да будет доволен им Аллах). Бродя по улицам Куфы, он остановился у ворот дома, где играли свадьбу. Он заговорил с одной из выходивших из дому женщин по имени Кутам. Она оказалась одинокой женщиной. Он заговорил о браке, и она сказала, что посоветуется с родными. Позже Кутам пришла к нему с ответом и потребовала от него три тысячи дирхемов, одного раба и одну хорошую служанку. Ибн Мульджим согласился дать всё, что она попросила. Но у Кутам была другая цель. «Вместо всего упомянутого ты убей Али, мне нужно это», – сказала Кутам. «Разве это возможно?» – спросил Ибн Мульджим. «Если не можешь – уходи», – заявила она. Оказалось, что в войне с хавариджитами в Нахраване Али (да будет доволен им Аллах) убил отца и брата Кутам. Хотя Али (да будет доволен им Аллах) и не был виноват в убийстве отца и брата Кутам, которые погибли, сражаясь против законного имама, всё же она мечтала отомстить за них. Тогда он открылся ей, сказав, что приехал с одной только целью – убить Али (да будет доволен им Аллах). Теперь они вновь вернулись к этому вопросу и стали замышлять план убийства Али (да будет доволен им Аллах). Она сказала, что приведёт ему в помощь человека, и подговорила своего двоюродного брата Вардана сопровождать Ибн Мульджима. Кутам хотела, чтобы Шабиб ибн Маджарат тоже встретился с Ибн Мульджимом и стал соучастником убийства Али (да будет доволен им Аллах). Долго уговаривая его, она с трудом убедила его пойти с ними. Они устроили засаду, когда Али (да будет доволен им Аллах) совершал утренний намаз, и вместе ударили его саблями. Удар Шабиба прошёл сверху, а удар Ибн Мульджима пришёлся прямо в лоб и задел мозг. Сделав это, злодеи сбежали. Вардан пытался укрыться у себя дома, но его догнали и убили.

Ибн Мульджим бежал, пробираясь между людьми, замахиваясь саблей на всех, кто оглядывался на него. Мугират поймал его, накинув на него одежду, поднял на руки и ударил об землю. Он сел ему на грудь, забрал саблю и, унизив, посадил перед Али (да будет доволен им Аллах). Тот велел накормить Ибн Мульджима, дать ему постель и охранять его. «Если дни мои не сочтены и я останусь жив, сам подумаю, – коротко пояснил он. – Если же я умру, пошлите его следом за мной, разберусь с ним на Арасате».

Так правитель правоверных провёл пятницу и субботу. В ночь на воскресенье он покинул этот бренный мир и отправился в путь в Ахират. Когда же Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) умирал, он призвал к себе детей и сказал им: «Я вам завещаю только богобоязненность. Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь, и умирайте не иначе как мусульманами. О дети! Пусть вас не опьяняет то, что вы мои дети и внуки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и пусть у вас даже мысли не будет гордиться происхождением».

Хасан с Хусейном омыли его тело и завернули в саван, Мухаммад Ханифа стоял рядом и наливал воду. Похоронили его поздней ночью, а могилу скрыли. Некоторые говорят, что она находится в Наджафе. Затем из тюрьмы привели Ибн Мульджима. Хасан ударил его туда же, куда тот ударил его отца. Вслед за тем люди набросились на него и изрубили на куски. Лев Аллаха Али (да будет доволен им Аллах) умер в шестьдесят три года. Халифом же он был четыре года и девять месяцев.

Мудрые высказывания Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

1. «О дунья! Не опьяняй меня. Я дал тебе три развода!»

2. «Если человек погонится за тем, что не является важным для него, он останется с пустыми руками, упустив самое важное».

3. «Когда настигает смерть, все усилия творений бесполезны».

4. «Не станет отважным героем тот, кто много размышляет о последствиях».

5. «Язык умного человека находится в сердце, а у глупца сердце на языке».

6. «Когда одолеешь врага, прости его и вознеси хвалу Всевышнему».

7. «Знания возвышают низкого человека, а невежество принижает знатного. Тот, у кого знаний меньше всех, – наименее почитаемый среди людей».

8. «Из достоинств знаний достаточно и одного того, что и незнающий утверждает, что он знает, а из недостатков невежества достаточно и того, что никто не хочет, чтобы его считали невежественным».

9. «Полноценный человек – это алим (учёный) или ищущий знания, остальные не считаются полноценными».

10. «Когда настигнет горе, скажи: «Ла ħавла ва ла ķ’уввата илла биллаh», и этого будет достаточно. Получив блага, скажи: «Альhамдулиллah», и Аллaх даст тебе ещё больше».

11. «Дружба с плохими людьми порождает в сердце неприязнь к хорошим».

12. «Если мелкие невзгоды сочтёшь большими, то подвергнешься большим испытаниям».

13. «Этот мир и Ахират подобны западу и востоку: приблизишься к одному – отдалишься от другого».

14. «Не радуйся тому, что получил в этом мире, и не жалей о том, что не досталось».

15. Из завещания Али (да будет доволен им Аллах) своему сыну Хасану: «Ты отдай другу всю свою любовь, но всё же не полагайся на него полностью. Доставляй ему радость и делись с ним сердечными переживаниями и заботами, но не поверяй ему все свои тайны».

— Суннит: в наших книгах написано, что Абу Талиб умер неверующим.

— Шиит: По нашему убеждению, Абу Талиб был мусульманином, верующим, и предок Али ибн Аби Талиба и всех Имамов мусульман (мир им) не мог быть кафиром.

— Суннит: если так, то почему существует много риваятов, в которых он назван неверным?

— Шиит: «Вина» Абу Талиба состояла только в том, что он был отцом Имама Али (А), а враги Имама Али (А), и особенно Муавия, давали тысячи тысяч динаров из казны мусульман людям без совести и веры, чтобы они выдумывали и распространяли клевету про него. Среди таких людей был лжец Абу Хурейра, который выдумал такой хадис: «Пророк (С), умирая, отдал приказ отрубить руку Али» (Шарх нахдж уль-балага, Ибн Аби Хадид, том 1, С. 358). Таким образом, «ширк Абу Талиба» был выдуман лжецами по политическим причинам.

— Суннит: в Коране, суре «Скот», аят 26, говорится: «Они удерживают других от него, и сами сторонятся его». По мнению некоторых наших ученых, в этом аяте имеется в виду Абу Талиб, который поддерживал Посланника Аллаха (С), но при этом сторонился его пути.

— Шиит: во-первых, смысл этого аята другой, во-вторых, даже если бы он имел такой смысл, где далиль, что он относится именно к Абу Талибу?

— Суннит: Далиль в том, что Суфьян Сури передал от Хабиба ибн Аби Сабита от Ибн Аббаса: «В этом аяте сказано об Абу Талибе, потому что он защищал Посланника Аллаха (С) от людей, но сам не принял Ислам» (тафсир Ибн Касира, том 2, С. 128).

— Шиит: в ответ хочу привести несколько аргументов. Во-первых, смысл приведенного аята совсем в другом. Этот аят надо брать вместе с теми, которые идут до и после него:

«Среди них есть такие, которые слушают тебя, но Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой. Какое бы знамение они ни увидели, они все равно не уверуют в него, и поэтому, когда они приходят к тебе, чтобы препираться с тобой, неверующие говорят: “Это – всего лишь сказки древних народов”» (6: 25).
И:
«Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед Огнем. Они скажут: “О, если бы нас вернули обратно! Мы не считали бы ложью знамения нашего Господа и стали бы верующими!”
О нет! Им открылось то, что они скрывали прежде. Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено. Воистину, они – лжецы.
Они говорят: “Есть только наша мирская жизнь, и мы не будем воскрешены”» (6: 27-29).

Отсюда ясно, что в приведенном аяте говорится о неверующих вообще, и значение его такое: «они удерживают других от Посланника Аллаха, и сами не следуют за ним».

Во-вторых, в аяте сказано: يَنْأَوْنَ(«сторонятся»), что имеет значение отдаления, тогда как Абу Талиб всегда был рядом с Посланником (С).

В-третьих, по поводу риваята от Ибн Аббаса: он приведен от Суфьяна Сури, который, даже по мнению суннитских ученых, является лжецом и недостоверным передатчиком (Мизан уль-иатидаль, с. 398). От Ибн Мубарака передано, что Суфьян выдвал истину за ложь, а ложь за истину (Тахзиб ут-тахзиб, том 4, С. 115).

Далее, этот хадис – «мурсаль» (не имеет полной цепи передатчиков), потому что от Хабиба до Ибн Аббаса должно быть еще несколько человек в цепочке, а их нет.
Известно, что Ибн Аббас был уверен в имане Абу Талиба – тогда как он мог передать, что Абу Талиб остался неверующим?

Хадис выше говорит, что этот аят был ниспослан только по отношению к Абу Талибу, тогда как в самом аяте используется множественное число: يَنْهَوْنَ, وَيَنْأَوْنَ– «удерживают», «сторонятся».

Согласно мнению некоторых ученых, этот аят относится к дядям Пророка (С). У Пророка (С) было десять дядь, из которых трое – Хамза, Аббас и Абу Талиб – приняли Ислам и стали верующими, а потому этот аят не касается их.

Еще один аргумент состоит в том, что Пророк (С) всегда держался в стороне от своих неверующих дядь, таких как Абу Лахаб, но с Абу Талибом он поддерживал особые тесные отношения вплоть до его смерти, и даже назвал год его смерти «амуль хузн» — «год печали». На его похоронах он произнес:

«و ابتاه! و احزناه علیك كنت عندك بمنزله العین من الحدقه و الرّوح من الجسد
«О, отец! Как печалит меня твоя утрата! Возле тебя я был как глаз в зрачке, как дух в теле!» («Гадир», том 7, «Абу Талиб мумину курайш», С. 303-311).

Разве мог Пророк (С) так говорить о мушрике, сравнивая себя с духом в его теле и с глазом в его зрачке и печалиться по нему при его смерти, тогда как огромное количество аятов Корана призывает отдаляться от неверующих?! Мы говорим, что это невозможно.

Аль-Куфа – древний город, расположенный к югу от столицы Ирака Багдада, один из главных городов, построенный мусульманами во время правления халифа Уумара ибн Хаттаба, в 17 году по Хиджре.

Превратившись в центр управления в Ираке и место расположения крупного военного гарнизона, противостоявшего персидской армии, он тем самым стал домом для мусульман-мухаджиров.

А в 36 году по Хиджре – и в столицу халифата, в связи с переездом сюда четвертого халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который остался здесь до конца своей жизни.

Перенос столицы халифата из Медины в Куфу явился важнейшим событием не только в истории исламского государства,но и главным событием, произошедшим во время правления господина Али (да будет доволен им Аллах).

В этом городе был маленький домик, в котором халиф Али жил со своими детьми а в его дворе – колодец, водой из которого пользовалась семья, и который сохранился до сегодняшнего дня.

Али (да будет доволен им Аллах) провел в этом городе четыре с лишним года, перенеся сюда государственную резиденцию амира, которая размещалась в соборной мечети Аль-Джами’а.

В мечети находилась и скамья подсудимых для решения проблем конфликтующих сторон.

После Пророка (мир ему и благословение) не было красноречивее человека и лучшего проповедника, чем Али ибн Абу Талиб.

Во время проповедей с языка этого мудреца изливались хикматы, наполняя слух и сердца людей.

19 числа месяца рамазан в 40-м году по Хиджре в минарете этой мечети на ли было совершено покушение.

Отсюда дети забрали его домой до того, как он совершил свой последний вздох. Внутри его дома есть маленькая скамья, на которую уложили Али. На ней он и скончался через два дня после покушения.

Здесь же его и омыли. Место захоронения тщательно скрывали. Говорят, что перед смертью он завешал своим сыновьям, Хасану и Хусейну, похоронить его в определенном месте в Неджефе, что в 10 километрах от Куфы.

Так как действия по его захоронению были строго засекречены, это место десятки лет оставалось неизвестным, и о нем не знал никто, кроме самых близких и родных.

Причиной такой секретности явился тот факт, что хавариджи (да воздаст им Аллах тем, что они заслуживают), один из которых, по имени Абдуррахман ибн Мульждим, и стал убийцей Али, жаждали мести. Поэтому сподвижники и жители Куфы боялись, что если место захоронения станет известным людям, хавариджи повредят могилу.

Когда Али было примерно 5 лет, его отец Абу Талиб (дядя Пророка (мир ему и благословение)) обеднел.

Пророк (мир ему и благословение) (еще до начала пророчества) предложил ему взять Али под свою опеку, оставил мальчика в своем доме и воспитывал. Именно его воспитанию Али ибн АбуТалиб обязан своими лучшими нравственными качествами.

В результате этого баракатного воспитания Али не разделял господствовавших в Мекке языческих убеждений и ни разу в жизни не поклонялся идолам.

Поэтому, упоминая его имя, произносят: «КАРРАМА ЛЛАХУ ВАДЖХАХУ», т.е. «Да возвеличит Аллах его лицо».

Он еще в детстве заметил особенности Пророка (мир ему и благословение). Поэтому задолго до того, как Пророк провозгласил о своей миссии, Али узнал и полюбил его. Известие же о пророчестве лишь усилило те чувства к Пророку, что были в его сердце. Поэтому ничто не помешало ему уверовать в него и последовать за ним.

Али оставался с Пророком (мир ему и благословение) в Мекке, претерпев вместе с ним все неприятности, в том числе и блокаду, устроенную курайшитами.

Известно, что курайшиты хотели убить Пророка (мир ему и благословение) в ночь, когда он решил совершить хиджру в Медину. Чтобы враги не догадались об отсутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение), именно Али лёг в его постель, в результате чего план курайшитов провалился. Среди всех сподвижников Пророк (мир ему и благословение) избрал для этого именно Али, не только из-за его храбрости, но и потому, что у Али находились его аманаты и был уверен, что, опасаясь за их сохранность, язычники не убьют Али.

После совершения хиджры, в Медине, Али продолжал играть важную роль в жизни мусульманской общины.

Во втором году по Хиджре, Пророк (мир ему и благословение) выдал за него замуж свою дочку Фатиму и она родила ему Хасана, а потом Хусайна.

Пророк (мир ему и благословение) назвал их этим именам и радовался.

Потомство Пророка (мир ему и благословение) осталось только от них (зурият Хасана и Хусайна).

Выдавая свою дочь, госпожу Фатиму, за Али, хотя желающих засватать ее было очень много, Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Она является частью меня! Мне неприятно то, что неприятно ей, и меня радует то, что радует ее. Она будет у тебя аманатом ».

Поистине, Али участвовал вместе с Пророком (мир ему и благословение) во всех сражениях, совершая героические поступки. В Медине ему поручались многие ответственные дела.

Он говорил: «В разгар самых ожесточенных битв мы искали защиты возле Пророка (мир ему и благословение), прятались за ним. И никто из нас не оказывался ближе к врагу, чем он. Ведь он – лучший из воинов, знающий свое дело.

До сих пор сохранились следы пребывания Али в районе Хандака, указывающие на то, какую роль он сыграл, находясь на передовой в происходивших здесь битвах.

Спускаясь от мечети аль-Фатх, в которой во время сражений Ахзаба (или Хандака) размещался штаб командования Пророка (мир ему и благословение), мы подошли к мечети имени Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), расположенной в том месте, где он командовал одним из полков.

Именно здесь был выкопан хандак (т.е. широкий окоп), имевший в том бою такое важное зачение. Али сыграл в этой битве очень важную роль, показав себя настоящим героем.

Пророк (мир ему и благословение) тогда спросил у сподвижников: «Кто заберет у меня этот меч, заслуживая его?», т.е. обещая мне сражаться врагами, пока не сломает его.

И тем, кто взял этот меч из его рук, был Али ибн Абу Талиб.Али (Да будет доволен им Аллах и каррамаху ваджахагьу) проявил в бою при Хандаке свою мощь, когда убил Аамра ибн Вуд аль-Амири, который перепрыгнул через ров в сторону мусульман, тем самым бросив им вызов. Это была вершина героизма, проявленного в том сражении.

Вот эта мечеть, носящая имя Али ибн Абу Талиба (каррамаху ваджахаху).

Али также прославился тем, что записывал за Пророком (мир ему и благословение. вахю. Именно он записал текст мирного договора «Сульхуль Худайбия» и был свидетелем его заключения.

В 8 году по Хиджре Али поехал в Йемен, где провел один год. Напоминанием о его пребывании там служит носящая его имя мечеть в нынешней столице Йемена, Сане.

Известно, что жители Йемена стали мусульманами мирно, добровольно, без кровопролития. Они толпами принимали религию Аллаха.

К ним были отправлены сподвижники для того, чтобы исполнять обязанности кадиев (т.е. шариатских судей), а также для разъяснения и распространения Ислама.

После смерти Пророка (мир ему и благословение) сподвижники разделились на две группы: Али совершил его омовение и с семейством Пророка мир ему и благословение) начал готовиться к похоронам, а другие встали на защиту единства исламского уммата поэтому он не присоединился к собравшим в местечке Сакиф Бану Сагид, которые вынесли решение назначить халифом Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Позже Али, как и остальные, принес Абу Бакру присягу (или клятву подчиняться, т.е. бай’ат).

Али играл важную роль во время правления Абу Бакра, Умара и Усмана (да будет доволен ими Аллах). Они советовались с ним при принятии различных шариатских решений, вынесении судебных заключений.

Однажды Умар даже сказал: «Если бы не Али, то Умар пропал бы».

У Али были хорошие отношения со всеми халифами: и с Абу Бакром, и с Умаром, и с Усманом.

Он рассматривал себя в качестве их помощника и стремился облегчить им выполнение обязанностей правителей.

Когда возникла смута, в которой Усман пал шахидом, Али был готов пожертвовать своими сыновьями Хасаном и Хусайном, желая, чтобы они охраняли халифа и противостояли хаосу, возникшему по вине стекавшихся в Медину смутьянов.

Перед смертью Умара для избрания халифа были отобраны 6 человек, в числе которых был и Али. Посоветовавшись, они приняли решение выбрать халифом Усмана. Али вместе со всеми дал «бай’ат» и ему, став одним из его приближенных.

И когда 18 числа месяца зуль-хиджа в 35 году по Хиджре Усман был убит, халифом назначили Али.

После убийства Усмана все алимы и другие сподвижники единогласно решили, что во всем уммате не было человека лучше Али. Он (да будет доволен им Аллах) был ближайшим родственником Пророка (мир ему и благословение) обладал обширными знаниями Корана и ильму, участвовал во всех газаватах, всегда проявляя героизм совершил хиджру, он был первым из детей, принявших Ислам.

И вся умма без сомнений согласилась, что именно он достоин стать предводителем мусульман.

После избрания халифом Али стали называть разными прозвищами как, например, «Амир-уль-му‘минин» (предводитель правоверных) или «Имам» (т.е. предстоятель на молитве).

Со временем последнее прозвище стало подобно собственному имени, настолько часто его присоединяли к имени Али, ибо он был настоящим имамом. Али (да будет доволен им Аллах) действительно стал имамом во всех отношениях: имамом по богобоязненности, имамом по знанию ильму, имамом по достоинству, имамом по опережению в Исламе (его принятии), имамом по близости (родству) к Пророку (мир ему и благословение) имамом в нападении и в отступлении, в сражении и в вынесении решений суда, а также во многом другом.

Во время правления Али в халифате была проведена большая работа по укреплению городов и государства в целом. В частности, была создана полиция, открыты центры для обслуживания людей, чьи права были каким-то образом ущемлены.

Такие центры назывались «дар-уль мазалим» («дома притесненных») и служили образцами восстановления справедливости, возвращая имущество, отнятое нечестным путем.

Нет сомнений в том, что его правление халифатом, основанное на справедливости, было безупречным. Его поступки были подобны поступкам халифов-предшественников.

Он также ходил по базарам и расспрашивал о делах и проблемах торговцев и других жителей, за которых был ответственен перед Всевышним.

Д.п.: Однако, в те 5 лет и несколько месяцев, что он был у власти, появились неизбежные у каждого правителя проблемы с оппозиционерами.

Члены той группировки, которая противостояла господину Али, конечно, были несправедливыми. Таково единогласное мнение ученных алимов, об этом же свидетельствует хадис Пророка (мир ему и благословение), сказавшего: «О Али, тебя убьет группа несправедливых».

Справедливыми были те, кто последовал за Али. На его стороне была правда и он сам, несомненно, заслуживал должности правителя. Но все же, его судьба была предопределена Аллахом.

И мы не должны вмешиваться в то, что произошло между сподвижниками.

Когда Али спросили: «Что ты скажешь о жителях Шама, т.е. о Му’авии и его последователях?» он ответил словами, которые, мне кажется, нам всем надо запомнить и следовать им. Это образец, как следует поступать по отношению к тем, кто нам противостоит, когда обстановка накаляется и может привести к пролитию крови.

Он сказал:

«Мы едины, и у нас один Господь,И один Пророк,

И одна Книга (т.е. Коран), и Кибла тоже одна!

И этим разногласием мы не укрепляем их иман, а они не укрепляют наш».

Т.е. разногласие между нами возникло не из-за основ нашей религии, не из-за нашей веры, а из-за пролитой крови Усмана и методах решения второстепенных вопросовВ то время между ним и Му’авией случился инцидент разрешения конфликта на основе Корана. Это произошло возле горы, которую и сегодня называют «Тахким», что значит «решение вопросов на основе Корана», в районе города Ма ’ан на юге Иордании.

В 250 км к югу от Аммана, восточнее города Ма’ ан, расположено селение «Узрух». На его окраине и находится эта гора.

Однако, эта попытка не увенчалась успехом разногласие не исчезло, и вскоре произошла битва Нахраванд» с хавариджами, отрицавшими решение Тахкима и выступившими против Али.

Здесь, в Узрухе, два великих сподвижника – Абу Муса аль-Аш’ари в качестве представителя Али ибн Абу Талиба и Амр ибн Аас со стороны Му’ авии ибн Абу Суфьяна встретились, чтобы вынести решение на основе Корана.

Ибо после завершения боя (битвы при Сиффине) воины Му’ авии (да будет доволен им Аллах) подняли на копьях Коран (демонстрируя, что будут согласны с решением, вынесенным на его основе).

И поныне на вершине горы «Тахким» сохранились развалины замка сподвижников, подтверждающие этот случай между Али и Му’авией.

Да, Тахким был проведен, но сведения об этом событии, дошедшие до нас, весьма противоречивы и делятся исследователями на три категории: достоверные, «слабые» (т.е. не подтвержденные) и выдуманные.

Достоверно то, что мусульмане единогласно решили избрать Абу Мусу Аш’ари в качестве представителя Али (да будет доволен им Аллах), а Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах) – Му’ авии ибн Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах) и считать принятое ими решение обязательным для всех мусульман.

Именно такая задача и была поставлена в договоре Тахким. Это достоверный факт.

События развивались таким образом до тех пор, пока человек, назвавшийся Абдурахманом ибн Мульджимом, не нанес Али (каррама ЛЛаху ваджгьау) предательский удар саблей в мечети г. Куфы. Али (да будет доволен им Аллах) прилагал все силы для объединения мусульман, но получил смертельную рану.

Своими выдающимися качествами этот великий человек был одарен от Аллаха. Этим он отличился от других, это сделало его примером для подражания всех последующих поколений воинов и ученых, обладающих скромностью, набожностью и доброжелательностью.

Да смилуется Всевышний Аллах над отцом Хасана – Али (да будет доволен им Аллах), и да сделает его довольным Собой.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Loading...Loading...