Божий одуванчик значение и происхождение фразеологизма. Значение и происхождение выражения «божий одуванчик

В основном на бабушку не обращали внимания. Единственными заметными проявлениями ее существования была дикая вонь из квартирки и цветочная клумба посреди дворика. Вообще, это было удивительно, как в этом вечносыром месте, куда никогда не проникал прямой лучик света могло расти что-то кроме мха. Но факт: каждое лето цветы росли, совершенно не соответствуя мрачному сырому колодцу. Что касается вони, она была слабым поводом замечать существование божьего одуванчика, так как в принципе от нее могли страдать только сосед-полубомж и семья алкоголиков этажом выше. Но, похоже, они не очень-то и страдали. Только раз алкоголики с первого этажа упомянули бабку, мол совсем уже двинулась - всю ночь стучит не переставая. Но даже ругаться не стали. Видно, им было все равно, да и сами они докучали нормальным жильцам куда больше.

Однажды жильцы заметили, что божий одуванчик уже несколько дней не появлялась в поле зрения. При чем, может этого бы и не заметили, если б вонь в квартире не усиливалась. Связь прослеживалась очевидная, и довольно оперативно была вызвана милиция. Дверь взломали, и представители правоохранительных органов вместе с несколькими особо любопытствующими соседями (среди них был и мой нынешний сотрудник) вошли в квартиру. Тут перед ними и предстал кошмар последних месяцев, а то и лет, существования старушки. Как оказалось за стеной ее квартиры проходили какие-то подземные коммуникации. И в какой-то момент у сумашедшей бабульки появился серьезнейший враг - крысы. Наверное, экспансия грызунов нарастала из месяца в месяц. Стены за истлевшими обоями были просто таки исщерблены многими десятками крысиных ходов. Жильцы, в последнее время, все чаще замечали грызунов возле ступенек ведущих вниз, и полагали, что те лезут из подвала. Но все-таки случаи были не особо частыми, а соседи (напомню, алкоголики и бомж) не жаловались. Кухня, по видимому, уже была сдана серому воинству, в ней не осталось абсолютно ничего, кроме толстого слоя крысиного помета на полу. Каждый вечер старушка запиралась в спальне и принимала бой с крысиными ордами. Единственной ее домашней утварью в квартире была старая кочерга, которой она вела войну не на жизнь, а на смерть. Тут и вспомнились замечания о ночном стуке. Ближе к утру, все тушки наступавших собирались в ванну и, по мере возможности, незаметно выносились на мусор. Возможность не всегда соответствовала количеству павших, и тушки могли накапливаться в ванне создавая ужасное зловоние. Лишь только максимальная удаленность санузла от входной двери и терпимость соседей, позволяли оставаться такой ситуации незамеченной.

Как показала экспертиза, позапрошлым вечером бабушку-божий одуванчик хватил инсульт, и она парализованная лежала на кровати, без возможности провести очередной раунд боя со своими заклятыми врагами. Серое воинство не осталось в долгу и попировало на славу, съев несчастную заживо. Прибывшие милиционеры и соседи обнаружили изъеденный, но еще не полностью обглоданный труп.

Наверное, на любом приходе можно встретить прихожанку или даже прихожанина, которых так и именуют - «Божий одуванчик». Тихие, скромные, чистенькие, очень часто не заметные до той поры, пока не помрут. Несколько служб, место в храме, где обычно стоял такой одуванчик, остается свободным, его не занимают, потому что не представляется здесь кто-то иной. Да и вообще не складывается в понимании, как это взял и ушел навсегда. Вернее нет, не ушел, улетел. Вверх. Он ведь одуванчик.

И в храме стало пусто.

Даже тогда, когда перекреститься и поклониться непросто от тесноты и многолюдья, все едино - пусто.

И что самое главное, ведь сколько лет такой одуванчик рядышком стоял, молился, вздыхал и плакал чаще, чем смеялся, а о нем ничего толком и не знаешь. Имя одно, да и то не всегда вспоминается. Только теперь становится понятно, что с одуванчиком этим Божьим улетело что-то очень нужное и насущно-необходимое.

Нашего приходского одуванчика звали просто - тетя Аня. Ее сверстницы уважительно и с умилительной улыбкой называли Аннушка, а внуки и правнуки . Да и муж ее, давно уже покинувший этот мир, помнится, отзывался о своей жене так задушевно и с такой почтительной любовью, что мне до дня нынешнего трудно похожий пример отыскать.

Супруга бабушки Анны я слабо помню. Это еще в первые годы священства было. Забылось уже. Божий же одуванчик неизгладимый след в памяти оставил. И не только из-за своей тихой веры, невидимой помощи и всегдашней молитвенной заботой. Есть и иная причина…

Бабушка Анна мне объяснила и раскрыла один крайне современный, регулярно возникающий и часто повторяемый богословский вопрос.

Как-то в канун или в сам праздник рассуждал я с амвона церковного о «Богооставленности». Причины ее определял, святоотеческие высказывания приводил, выводы формулировал и нравственно-православную оценку выставлял.

После проповеди в алтарь зашел удовлетворенный и даже отчасти восхищенный своей возросшей богословской «мудростью». Хотя, как всегда, лишь после завершающего «аминь» вспомнил, что вот «то-то» не сказал, а «вот этого» не подчеркнул.

Служба закончилась. Все к кресту подошли. Затем со старостой мелкие вопросы разрешили, крупные «надо» определили, чего купить и что сделать, наметили. Снял я облачение и домой засобирался. Уже выходил из храма и вдруг меня окликают. Тихим таким, извинительным голосом.

Батюшка Александр?!

Оборачиваюсь - одуванчик наш. Я ее и не заметил, что она в храме осталась.

Удивился несказанно. Да никогда такого не было, чтобы Анна ко мне лично, кроме как на исповеди, обращалась. Мало удивился, дальше было уже потрясение, так как следующие слова ввергли меня в полный ступор:

Хочу вам сказать, батюшка, что вы не правы были в проповеди своей.

Нет. Я не хочу утверждать, что меня не поправляли и со мной всегда соглашались раньше. Среди прихожан были и есть такие, кто любое мое слово отвергает, в штыки принимает и поспорить любит по каждому поводу. Но чтобы Анна решилась со мной не только заговорить, но даже покритиковать, это было выше понимаемого.

Первые мысли, естественно: это чего же я такого ляпнул? Вторая, не менее удивленная: почему никто слова не сказал, а Божий одуванчик в разряд ревнителей записался?

Воззрился я несказанно удивленным взглядом на Анну, а она ласково так, сочувственно и с такой любовью в голосе, которую я ни от кого из прихожан не слышал, говорит:

Вот вы, батюшка, сказали, что оставляет нас Господь и плакать мы все должны из-за этой Богооставленности… А ведь это не так.

Как так, не так? - удивился я.

Это он апостолов на десять дней оставил, а нас не бросает.

Пока я собирал в уме возражения и составлял предложения, Анна продолжила:

Вот я, дорогой батюшка, всегда на Вознесение причащаюсь, то есть самого Бога принимаю, правильно?

Конечно, правильно, - естественно ответил я.

Значит, вместе с Ним я и возношусь, - подытожила Анна.

Мне сказать было нечего. Тем более, что наш Божий одуванчик тут-же пригорюнился и добавила:

Мне вот апостолов жалко. Целых десять дней без Бога. Бедненькие.

Значение фразеологизма «божий одуванчик»

«Божий одуванчик» — так мы говорим о людях глубоко преклонного возраста: вся голова в седине, хрупкие и безобидные, тихие и незаметные, абсолютно неконфликтные, неспособные кому-либо перечить, стесняющиеся что-либо возразить, спросить или сказать, тихо и спокойно доживающие свой век, смиренные и покорные. Такие, знаете ли, хрупкие незаметные тихони, покорно ждущие конца своего жизненного пути. Именно такие ассоциации возникают, кода слышишь выражение «божий одуванчик».

Происхождение фразеологизма «божий одуванчик»

Бытует такое мнение, что этот фразеологизм появился в конце 19-го века. Поводом послужил разгулявшийся в ту пору сыпной тиф. Считалось, что эта заразная болезнь передается через вшей. В связи с этим в первую очередь врачи стригли голову заболевшего на лысо, тем самым избавляя его от источника болезни. Тиф очень заразная болезнь, тяжелая и выматывающая, на восстановление от которой тратиться много сил и времени. Причем подвергнуться воздействию этой болезни мог всякий, и стар и млад. Заразиться было легко, а вот вылечиться мог не каждый. А уж если это удавалось пожилому человеку, бабуле или дедуле, то его считали счастливчиком.

Представьте, как выглядел такой везунчик. Только-только болезнь отступила, и человек пошел на поправку. На голове местами стали отрастать седые старческие волосы, лицо почти прозрачное, фигура тощая и сгорбленная, сил еще мало, передвигаться тяжело - худенький силуэт с торчащими в разные стороны прядями седых волос. Ну чем не одуванчик. А с учетом того, что человек был чуть ли не на том свете, чуть ли не видел Бога, неудивительно, что с легкой руки докторов с их довольно специфичным и порой циничным юмором таких пациентов шутливо прозвали «божьими одуванчиками».

Выражение прижилось и со временем людей преклонного возраста со смиренным видом и покорным нравом, с медленной, ели-ели идущей походкой, тихих и безобидных стали в шутку называть «божьими одуванчиками».

.
Катался в ночь, поступил заказ. Подъехал в жилой массив, стоит, ждет клиента.
Из подъезда выходит бабуля-«божий одуванчик». Маленькая такая, опрятная. В береточке. Садится эдак на краешек сидения, и просит отвезти ее … на кладбище. В десять часов вечера.

Товарищ несколько опешил, но, как человек культурный, интересоваться целью поездки не стал. Хотя любопытство разбирало. Еще больше обескуражила просьба подождать на месте. Мол, она недолго там будет. Стало не по себе, однако товарищ доложился диспетчеру, и, оставив предрассудки, поехал к месту назначения. Бабушка откинулась на спинку кресла, и прикрыла глаза.

Прибыли. Старушка поинтересовалась, сколько с нее за уже проделанный путь, откуда-то из недр холщовой сумочки извлекла деньги, и расплатилась, еще раз попросив подождать. Друг только кивнул, а таинственная пассажирка растворилась меж крестов и оградок.

Не было ее минут двадцать. Товарищу было крайне не по себе посреди ночи торчать возле кладбища, но пообещал же пассажирке. Значит - надо выполнять. Мало ли, зачем она сюда приехала, а если уедет - каково бабушке будет на кладбище ночью одной оставаться?

Еще через десять минут ожидания пассажирка появилась, крайне обеспокоенная. Друг вздохнул с облегчением, и завел мотор, когда она, явно смущаясь, обратилась к нему.
- Сынок, не поможешь мне? Я заплачу! А то там глубоко, я сама достать не могу.

Рассказывая эту историю, друг признавался, что до сих пор не знает, что его удержало от того, чтобы захлопнуть дверь, и выжать газ в пол. Стараясь тщательно выбирать выражения, он поинтересовался, что же именно нужно от него бабушке на кладбище, около полуночи, и где именно - глубоко?

Услышав историю старушки, он не знал, смеяться ему, или плакать.
Как выяснилось, сегодня бабушка получила пенсию, заехала на почту, где забрала перевод, присланный дочкой, и отправилась на кладбище навести порядок на могилке почившего супруга. А вернувшись домой не нашла кошелек. Сумма в кошельке - для пенсионерки просто космическая, и ее утрату старушка восприняла крайне болезненно. До вечера проходив по квартире, заламывая руки, бабушка к ночи решилась, и, достав припасенные «на черный день» деньги, попросила соседа вызвать такси , чтобы ехать искать кошелек.

Надо ли говорить, что растроганный товарищ уже совершенно безбоязненно пошел за бабушкой вглубь кладбища, где в свежевыкопанной яме возле могилы бабушкиного мужа и лежал кошелек? Наплевав на предрассудки, спрыгнул в яму, достал кошелек и отдал его пассажирке.

Денег с нее за это он, разумеется, не взял, и даже не стал считать ожидание. За что по приезду, никак не нарадующаяся своему счастью старушка вознаградила его банкой малинового варенья и бутылкой домашней настойки. Под дегустацию настойки, оказавшейся выше всяких похвал, мне и была поведана эта история.

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв

Fyrrion, отправлено 22.10.2014

Начало мне сразу понравилось, похоже было на сценарий к новенькому ужастику =) Жаль бабулю. А за мужество товарищу настоечка пришлась весьма кстати)

Татьяна, отправлено 18.10.2014

Ну и история! Конечно весело, но данный случай хорошо показывает, что никогда не надо делать быстрых и необдуманных выводов. А то и получается, что каждый думает свое и друг-друга не поняли и потом ссора или большая обида...Выходите всегда на диалог, не стесняйтесь, будьте открытыми.

Божий одуванчик Разг. Ирон. Об очень старом человеке (чаще о женщине). Раздался протяжный стон, и под кроватью кто-то завозился… - В чём дело? Лучше признайтесь сразу. - Сначала поклянитесь, что никому не скажете, - настойчивее потребовала старушка - божий одуванчик (В. Прохоров. Большой секрет).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Божий одуванчик" в других словарях:

    божий одуванчик - сущ., кол во синонимов: 1 старуха (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Божий одуванчик - 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон …

    божий одуванчик - б ожий одув анчик … Русский орфографический словарь

    божий одуванчик - разг. , шутл. , ирон. о тихом и слабом, обычно старом человеке … Справочник по фразеологии

    божий одуванчик - шутл. О старом, тихом и безответном человеке … Словарь многих выражений

    старушка - божий одуванчик - Р. стару/шки бо/жьего оду ва/нчика … Орфографический словарь русского языка

    старушка - божий одуванчик, старушки - стару/шка бо/жий одува/нчик, стару/шки бо/жьего одува/нчика … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    ОДУВАНЧИК - ОДУВАНЧИК, а, муж. Травянистое растение сем. сложноцветных с жёлтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. Божий одуванчик (разг. шутл.; ирон.) о тихом и слабом, обычно старом человеке. Старушка божий одуванчик. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    ОДУВАНЧИК - Божий одуванчик. 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3.… … Большой словарь русских поговорок

    божий - ья, ье. к Бог Бо/жий свет (Земля, земной шар со всем сущим) Бо/жий суд (неизбежное возмездие за совершённые грехи) Закон Бо/жий. (православное вероучение как предмет преподавания; учебник по христианской догматике) Бо/жий человек (блаженный,… … Словарь многих выражений

Книги

  • Божий одуванчик , Анастасия Зубкова. Только я села отдохнуть на лавочку в парке, как мимо пробежал какой-то обормот и выронил прямо мне под ноги ключи... нет, не от квартиры, где деньги лежат, а от вокзальной камеры хранения,…
Loading...Loading...