Что значит "аллах акбар". Значение часто повторяемых мусульманами слов субханаллах, машаллах, иншаллах, аллаху акбар

Аллах - это Господь Бог, Всевышний Творец, Всемогущий Создатель. Слово «Аллах» переводится с арабского языка дословно как «Единственный, Кто достоин поклонения». Это Бог Авраама, Ноя, Моисея, царей Давида и Соломона, Иисуса Христа и Пророка Мухаммеда. Аллах - одно из имён Всевышнего Создателя.

Заданный вопрос звучит: «КТО такой Аллах?» Поэтому не буду уходить в этимологию этого слова, а попробую составить своеобразное резюме тому, к кому миллионы последователей исламской религии обращаются по имени «Аллах».

Аллах. Он же - Господь Бог. Он же - Всевышний Творец. Он же - Всемогущий Создатель. Он же - Единственный Судья. Он же - Хозяин всего сущего. Он же - Властелин Семи Небес. У Него 99 имён, каждое из которых характеризует Его уникальные свойства. Все Его 99 имён озвучены в тексте Священного Корана. Есть целые суры, названные Его именами, например, сура 31 «Лукман» - Мудрый, сура 35 «Фатыр» - Творец, сура 40 «Гафэр» - Прощающий, сура 55 «Эр-Рахман» - Всемилостивый, сура 87 «Аль-Эгле» - Всевышний.

Дата рождения.

Он не был рождён, потому как Он - вечен. «Он - Аллах – един», - как сказано в суре 112 «Ихлас» (Очищение), - «Аллах - вечен, не родил и не был рождён, и нет Ему равного никого!»

Место жительства.

Он - всеобъемлющ. Он - одновременно везде. Он ближе к каждому из нас, чем наша собственная сонная артерия.

Семейное положение.

Никогда не был женат. Никого не рожал. Приведу только аяты 91-92 суры 23 «Аль-Муминун», что значит "Верующие": «Аллах не брал Себе, - гласит сура, - никакого сына, и нет с Ним никакого божества. …превыше Он того, что придают Ему в соучастники!» Хотя, таких свидетельств в Коране немало...

Внешность.

Он совершенен, прекрасен и бесподобен. Аллах не похож ни на кого и ни на что. Во всём Мироздании нет ничего, подобного Ему.

Образование.

Он - Единственный Абсолют. Его знания - Совершенная Истина.

Профессия.

Он - Всевышний Творец. Всемогущий Создатель, Хозяин всего сущего. Единственный Попечитель и Хранитель. Всеобъемлющий Вседержитель. Единственный Судья Судного Дня.

Профессиональные навыки.

Он всё знает, всё видит, всё слышит. Он проницателен и осведомлён обо всём. Он властен над всякой существующей вещью.

Опыт работы.

Весь Священный Коран описывает только деяния Аллаха. Текст Корана идёт и от первого лица, что значит, от имени Аллаха, и от третьего лица, то есть, рассказывает о Нём.

Знание языков.

Он их все знает. Без сомнения!

Личная характеристика.

Он - самодостаточен. Первый и последний. Бесконечный. Мудрый, Могучий, Могущественный, Пречистый, Ведающий явное и сокрытое. Милосердный, Милостивый, Прощающий, Терпеливый и Справедливый. Скор как в помощи, так и в наказании.

Особенные черты характера.

Его милость опережает Его гнев.

Имеет «любимчиков» - покаявшихся грешников.

Любит, когда у Него просят прощения.

Ненавидит, если Ему приписывают «сотоварищей».

Отворачивается от неблагодарных людей.

Уделяет особо пристальное внимание младенцам и людям, находящемся в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения - их Он хранит и оберегает.

Каждый отдельно взятый Человек и всё Человечество в целом, которое Он создал в соответствии со Своим Планом. В суре 23 ««Аль-Муминун» есть аят 115: «Разве вы думали, - говорится в нем, - что Мы создали вас, забавляясь…?»

Средство связи с Аллахом - глубокая и искренняя вера. Нужно только обратиться к Нему с искренней молитвой, и Его помощь и участие не заставят себя долго ждать. В экстренных ситуациях Его реакция на просьбу о помощи молниеносна. Это факт.

Особые приметы.

Не даёт человеку испытаний больше, чем тот может вынести. Доказательством этого является аят 286 суры 2 «Аль-Бакара» (Корова), который начинается со слов: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё…», заканчивается же словами: «Не возлагает на нас то, что нам невмочь…»

Особые заслуги.

Дал человеку свободное волеизъявление. То есть, полную свободу в выборе.

Установил, что Бог – один. Нет никого и ничего, чему может поклоняться Творение Божие, то есть человек, кроме Всевышнего Создателя. Зачем? Чтобы свобода волеизъявления человека не была никем нарушена или ущемлена. Чтобы человек не стал рабом никому и ничему - ни идолу, ни другому человеку. Свобода личности и свобода выбора - это главнейшие и извечные ценности, как перед Аллахом, так и в обществе людей.

Наделил человека способностью любить. Наверное, как напоминание Душе о потерянном Рае…

Вот, собственно, всё, что мы, человечество, можем приблизительно понять своим мышлением, потому как Аллаха невозможно себе представить - мозгов не хватит. Кто-то сомневается в существовании Аллаха, или Господа Бога, надеясь, что «там - только сырая земля да пара досок»? Тогда для особо «одарённых» последний абзац.

В нашем веке научно-технический прогресс зашёл очень далеко: долетел до окраины Солнечной системы и уже разглядывает дно Марианской впадины. И даже попытался примерить на себя роль Всевышнего Творца: изобретено клонирование, и зачатие детей уже происходит в пробирке. НО! Для клонирования всё ещё нужна живая клетка, взятая у оригинала, а для зачатия в пробирке всё ещё нужны живая яйцеклетка и живой сперматозоид. В попытке создать Совершенство, учёные так и не могут смешать в суперсовременных лабораториях все известные и необходимые ингредиенты, имея все данные о ДНК и геноме человека. Под микроскопом этот дезоксирибонуклеиновый «коктейль» не получается ЖИВЫМ! Не хватает чего-то! Учёные оправдываются тем, что они не боги…

Одно из самых распространенных ошибочных представлений НЕмусульман о Коране и Исламе — это понимание слова «Аллах». Многие до сих пор полагают, что Бог мусульман, не тот Бог, которому поклоняются христиане и иудеи, но в реальности оказывается совсем наоборот.

«Аллах» — это имя Бога на арабском языке, и существует только Единый Бог. Мусульмане поклоняются Богу пророков Ноя, Авраама, Моисея, Давида и Иисуса (мир им всем), просто у иудеев, христиан и мусульман представления о Боге различаются. Например иудеи, также как и мусульмане отвергают «христианскую троицу» и божественные воплощения. Но это ведь не значит, что у них, есть свой Бог, напротив — Бог Един.

Во-первых “Аллах” — то же самое слово, которое используют христиане и иудеи для обозначения слова «Бог». В арабской Библиии, мы с удивлением можем обнаружить, что слово «Аллах» используется там, где по-русски использовали бы слово «Бог». Слова «Аллах» и «Бог» эквивалентны, равносильны. Интересно, что слово «Аллах» есть только в единственном числе, этот факт еще раз подтверждает исламское понятие о Едином Боге, Создателе всего сущего.

Во-вторых следует отметить, что арабское “Аллах” имеет общий корень с арабским словом, глаголом “таалляха” (или “алляха”), которое означает “быть обожествляемым, являться объектом поклонения”.
Таким образом, в арабском языке слово “Аллах” означает не просто «Бог», а более детально — «Единственный, кто заслуживает поклонения (Единый Бог)».

В конце хотелось бы отметить, что есть люди далекие от истинных знаний, искажающие информацию о Коране и Исламе, тем самым застравляя думать, что «Аллах» — это какой-то аравийский «бог», а Ислам совершенно чуждый и не имеет отношения к Христианству и Иудаизму (авраамистическим религиям).

Сказать, что мусульмане поклоняются иному “Богу” только потому, что они говорят “Аллах” – столь же нелогично, как сказать, что французы, испанцы, евреи поклоняются разным Богам, потому что одни используют слово “Dieu”, другие — “Dios”, третьи называют Его “Яхве”. Такие рассуждения просто нелепы и смешны! Заявления о том, что есть единственно правильное слово на одном языке, которым нужно обозначать Бога, равносильно отрицанию универсальности Божьего послания к людям. Пророки говорили на разных языках и приходили к разным народам, племенам и нациям.

Возможно, причина в том, что Ислам крепко убежден в Единстве Бога, и поэтому многие христиане, иудеи и атеисты не могут обективно критиковать Ислам. Вместо объективной критики, мы видим искаженную, негативную информацию, тем самым они отпугивают людей. Но что больше огорчает, так это «не исламское» поведение людей, которых обычно ассоциируют с Исламом. В такой реальности у большинства людей пропадлает желание узнавать больше об Исламе. Если бы Ислам был представлен миру надлежащим образом, это побудило бы многих, как минимум, пересмотреть свои убеждения и устои.

Знания о Всевышнем Аллаха, данные нам через откровения нашего Пророка Мухаммада (мир ему), являются самыми благими знаниями, которыми мы можем обладать, так как эти знания позволяют нам осознать Творца и поклоняться Ему должным образом.

Если бы Всевышний не позволил нам испить из Его бесконечного океана знания, мы бы лишились многого. Но Всевышний Милостив. Он сказал:

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19).

Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему» (112:1-4).

В данном аяте Аллах назван как «Ас-Самад» – «самодостаточный». Данный термин используется в Коране только один раз и означает Независимого и Вечного Создателя, который создал каждую вещь, от которого зависит существование всего.

Аяты «Нет никого равного Ему» (112:4) и «Нет никого подобного Ему» (42:11) являются свидетельством того, что Аллах – Един и неповторим относительно всего.

Именно по этой причине любая попытка описать Всевышнего посредством сравнений или символов не будет правильной. Единственное, что мы можем – это цитировать аяты Корана и хадисы посланника Аллаха (мир ему), которые касаются качеств Аллаха. Всевышний выше рамок физического мира, который Он создал, и за пределами человеческого восприятия, связанного с материальным миром.

Поэтому вопрос «Почему мы не видим Бога?» бессмысленный. Потому что законы физики, которые правят вселенной, не управляют трансцендентальным существованием. Аллах сотворил этот мир, и правила и законы, которые Он установил для этого мира, не действуют для Него.

Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий (6:103).

Аллах – Единственный в своем роде и отличается от всех существо и Его качества не могут быть такими, как у какого-либо Его созданий. И в своей несовершенной речи, когда мы пытаемся говорить о трансцендентности Всевышнего, мы вынуждены использовать те же выражения, которые мы используем в отношении земных созданий. Определенно, это создает некоторую путаницу, и когда мы говорим о Боге, мы должны иметь в виду огромную разницу между Создателем и созданием.

В Коране сказано: «Аллах – Слышащий, Видящий» (22:75).

Мы тоже можем слышать и видеть. Но наше видении и слух ограничены, в отличие от Аллаха, который может слышать каждого одновременно, слышать произнесенное на разных языках и даже то, что не было произнесено, слышать наперед. Также бесконечно и всеобъемлюще видение Всевышнего. Мы не можем видеть или слышать за рамки определенного пространства и расстояния, и если два человека разговаривают с нами одновременно, мы можем слушать только одного из них.

Вышесказанное означает, что способность Аллаха Всевышнего видеть и слышать не сравнится с нашим умением видеть и слышать.

Всевышний сказал в Коране:

«Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает о всякой вещи» (57:3).

«Воистину, Мы даруем жизнь и умерщвляем, и Мы наследуем» (15:23).

Из этого аята следует, что все существа имеют ограниченное существование в эфемерном мире, а безусловной реалией является один Аллах.

Обязанностью людей, которые наделены способностью изучения и умозаключения, является осознание и принятие безусловности и вечности Аллаха Всевышнего. Истинный иман требует преданного подтверждения о вечном, основанных на убеждении, подтвержденными причинно. Священный Коран призывает к изучению и размышлению о явлениях видимых в этом мире как «знамения Аллаха».

Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих (2:164).

Аллах также сказал:

Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый (59:24).

«Самые красивые имена» Аллаха на самом деле означают Его качества совершенства. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их, войдет в Рай».

«Создатель», «Творец» и «Дарующий облик» относится к трем аспектам процесса сотворения Аллахом. Процесс создания человеком чего-либо совершенно другой и сложный: сначала он проникается идеей, потом планирует, ищет необходимые для осуществления задуманного ресурсы, и медленно и кропотливо трудиться над задуманным. Акт создания Аллахом – дело Его воли, как сказано в Коране:

Он – Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается (2:117).

Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается (36:82).

Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!», как это сбывается (16:40).

Аллах Всевышний сказал: «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный. Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый» (59:22-24).

Мы «видим» Аллаха не глазами, а умом, который приводит нас к размышлению о всех тех знамениях создания и воскликнуть:
«Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (3:191).

Сайда Хайат

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Аллах

создатель и управитель всего сущего бытия. Помимо Него никто не обладает этими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие невозможным. Он является самодостаточным. У Аллаха нет равных и в этом выражается Его абсолютное единство.
Аллах - имя собственное, соответствующее истинному Богу, Творцу и Господу всего сущего, обладателю всех превосходных имен и качеств, Единому, Единственному (уникальному). Имя "Аллах" образуется из определенного артикля "Аль" и слова "Илях", которое имеет значение "тот, кому поклоняются", "достойный поклонения". Артикль "Аль" указывает на Единственного истинного Бога, достойного поклонения. Необходимо отметить, что слово Аллах не имеет формы множественного числа и всегда произносится в единственном числе.
Слово аль-Илях было известно еще древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древние семиты называли Бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге "Бытие", где одним из имен Бога является именно Элох(им). В то же время, на языках различных народов единый Бог называется различными именами. Однако все эти имена относятся только к Нему.
Аллах вечен и не имеет начала и конца. Постижение Его человеческим разумом невозможно. Однако некоторые Его атрибутивные качества поддаются приблизительному описанию категориями человеческого понятийного аппарата. То есть, например, можно говорить о Его существовании или совершенстве.
Умозрительные методы обоснования бытия Аллаха и пророческие откровения
В Коране можно встретить множество призывов созерцать феномены этого мира, размышлять над ними: «Поистине, в небесах и на земле - знамения для верующих! И в вашем творении и в рассыпанных Им животных - знамения для людей убежденных, и в чередовании ночи и дня, и в том, что ниспослал Аллах с неба из пропитания и оживил им землю после ее смерти, и в направлении ветров - знамения для людей, обладающих умом». (45:3-5).
Во все времена люди обладали знанием о существовании Творца и Создателя мира. Часто к такому выводу приходили интуитивно, так как древние мыслители пытались объяснить вопросы о происхождении и существовании мира, человека и его места в нем. Однако, признавая существование единого начала, древние мыслители часто не придавали Ему личностных атрибутов и представляли Его бесконечно удаленным от мира. Примитивное, мифологическое сознание древних людей также не давало возможности многим из них правильно поставить вопросы по различным проблемам и правильно ответить на них. В Коране говорится о том, что все люди, в том числе и язычники, знают о существовании Единого Творца, однако наряду с ним они поклоняются и лжебогам:
- «Oн - тoт, ктo пycкaeт вac в пyть пo cyшe и пo мopю; a кoгдa вы бывaeтe нa кopaбляx ... и oни тeкyт c ними пpи xopoшeм вeтpe, и paдyютcя oни eмy; пoйдeт бypный вeтep, и пoдoйдeт к ним вoлнa co вcex cтopoн, и пoдyмaют oни, чтo иx yжe oкpyжилo, - тoгдa oни взывaют к Aллaxy, oчищaя пpeд Hим cвoю вepy: "еcли cпaceшь Tы нac oт этoгo, мы бyдeм блaгoдapными". A пocлe тoгo, кaк Oн иx cпac, вoт, - oни злoчинcтвyют нa зeмлe бeз пpaвa. O люди, вaшe злoчинcтвo - пpoтив вac caмиx, кaк пoльзoвaниe ближaйшeй жизнью; пoтoм к Haм вaшe oбpaщeниe, и Mы cooбщим вaм тo, чтo вы дeлaли». (10: 22-23);
- «”Mы пoклoняeмcя им (т.е. языческим богам) тoлькo, чтoбы oни пpиблизили нac к Aллaxy близocтью”. Aллax paccyдит мeждy ними в тoм, в чeм oни pacxoдятcя!» (39: 3).
Наблюдения над природой и смыслом существования с одной стороны, и размышления о сущности бытия с другой, были присущи древним философам. Как пример этого можно привести Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и других мыслителей. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все превращается, они искали начало и изменения всех вещей. Отказ от признания в мировоззренческой доктрине древнего мира единого личностного властного начала привел к тому, что, по словам Аристотеля: «Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и во что как в последнее они, погибая, возвращаются…». Например «Фалес утверждал, что началом всего является вода… Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее воды и из простых тел принимают его за начало». Сам же Аристотель считал, что в основе бытия лежит некая первоматерия, в основе которой лежат 4 материальные стихии: огонь, воздух, вода и земля.
Аналогичное мировоззрение можно наблюдать в древнеиндийском обществе. Как и у древних греков, цепь их умозрительных рассуждений проходила в плоскости материального. Небу и земле вначале приписывались лишь физические свойства - необъятность, ширь, плодоносность. Земле приписывают такие качества, как «дающая мед», «полная молока». Земля и небо вначале рассматриваемые как независимые существа, вскоре вступили в тесные отношения. На Землю стали смотреть как на родящую мать, оплодотворяемую небом.
Однако те же древние греки и индийцы понимали, что проблема возникновения сущего бытия не может быть объяснена только материей, так как объяснить многообразие феноменов в мироздании только этой причиной невозможно. Поэтому они ввели понятие второй первопричины - бога. Однако этот бог не является аналогом монотеистического понимания Бога. Он является лишь неличностным формообразующим началом. Отношение материи и бога характеризуются у некоторых античных философов как отношения ремесленника и сырья, из которого он собирается вылепить формы. Другие (например, Аристотель) отождествляли безличного бога с движением, считая, что его функция заключается лишь в роли двигателя, приводящего в движение все мировые процессы.
Таким образом, в мировоззрении древних обществ в вопросе о первопричинах мироздания, в большинстве случаев имел место дуализм материи и безличного бога. Одновременно шел процесс слияния этих понятий путем персонификации материальных образов. Все материальные объекты и процессы персонифицировались и им придавались Божественные (в основном антропоморфные) атрибуты.
Однако умозрительные наблюдения древних мыслителей не ограничивалось только указанными выше результатами. Некоторые люди, отвечали на все интересующие греческих или индийских философов вопросы с других позиций. Ярким примером этого является описанная в Коране история размышлений пророка Ибрахима, который путем умозрительных заключений пришел к идее существования единого Бога-Творца. Об этом в частности упоминается в следующих аятах Корана: «И когда его (Ибрахима) покрала ночь, он увидел звезду и сказал: «Это Господь мой!». Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся». Когда он (Ибрахим) увидел месяц восходящим, он сказал: «Это Господь мой!» Когда уже тот зашел, он сказал: «Если Господь мой меня не поведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся. Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: «Это Господь мой, он больший!». Когда же оно зашло, он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил лицо свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто и я не из многобожников» (6: 76-79).
Как видно из этого аята, характерной отличительной чертой размышлений Ибрахима являлось то обстоятельство, что он исходил из необходимости властной и всемогущей сущности Творца. Весь ход его рассуждений заключался в том, обладает ли властью над мирозданием тот или иной объект природы? Достойны ли материальные сущности феноменального мира того, чтобы их персонифицировали и делали божествами? Ведь без единого цементирующего начала в мироздании невозможно его существование, невозможна гармония отношений между различными проявлениями материального бытия. Подобный ход рассуждений проходит лейтмотивом во многих сурах Корана.
Кораническая история размышлений Ибрахима сильно отличается от хода размышлений и подходов к сущности бытия мыслителей древней Греции и Индии. Ибрахим не допускает мысли о том, что материальные объекты могут быть первопричиной мира. Весь ход его рассуждений строится на том, что все материальное имеет конец. Но то, что конечно не может обладать атрибутами Божественности. При этом Ибрахим задается вопросом о том, кто же является Создателем материального мира и, одновременно с этим, лейтмотивом проходит и мысль о том, кто владеет мирозданием. То есть важнейшим аспектом размышлений Ибрахима был вопрос о Божественной власти. Этим самым ход его рассуждений резко контрастирует с ходом рассуждений древних греческих и индийских мыслителей, которые не ставили проблему власти в своих рассуждениях.
Вопрос о том, кто владеет вселенной, привел Ибрахима к внутреннему озарению, осознанию им единого Бога, который владел всеми Божественными атрибутами и был конкретным личностным Творцом, а не безличным абсолютом древних философий. Ибрахим не строил сложных философских систем, но простота его подхода к вопросу о первопричине вселенной привела его к великой идее, которая позднее легла в основу монотеистического мировоззрения всего человечества. Именно этому мировоззрению было суждено пережить все умозрительные наблюдения и теории древних философов и стать достоянием самых широких масс многих народов мира.
Необходимо отметить, что согласно исламским первоисточникам, осознание существования Аллаха и знания о нем приходили к человечеству не только путем умозрительных заключений и размышлений над сущностью мироздания. Творец в различные времена посылал к различным народам мира Своих посланников (пророков), которые проповедовали идеи единобожия и приносили различным обществам более конкретные знания об Аллахе и Его атрибутах. Пророкам Бог посылал эти сведения путем откровений (вахй).
Ортодоксальная мусульманская доктрина называет первым пророком человечества Адама, а последним Мухаммада. Общее же количество Божьих посланников было довольно значительным, но в Коране называются имена только 25 пророков. Ими являются Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Лут, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб, Йусуф, Шуайб, Муса, Харун, Давуд, Сулейман, Аййуб, Зулькифл, Йусуф, Ильяс, Аль-Йаса, Закария, Йахйа, Иса, Мухаммад. Относительно пророчества Узайра, Локмана и Зулькарнайна, имена которых также называются в Коране, однозначных утверждений в среде мусульманских ученых нет.
Божьи посланники не были наделены даром знания сокровенного. Однако им было дано Откровение от Аллаха. Ошибка в передаче ими Божественного руководства исключена. Но они могли ошибаться в случае самостоятельного принятия решения, не санкционированного Божественным откровением. Но в этом случае Аллах поправлял их ошибки.
В соответствии с аятом Корана: "Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников" (2: 285), мусульманам предписывается не ставить различий между Божьими посланниками. Однако миссии пророков были различными. Все они были отправлены к своим народам, и только последний пророк Мухаммад выступил с миссией ко всему человечеству и принес последнее Божественное руководство - Коран. В связи с этим ему отводится особое место в исламской религии, которая имеет мировой статус.
Именно в пророческих Откровениях имеются все сведения о личностных качествах и атрибутах Аллаха.
Сущность, атрибуты и имена Аллаха
Бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворенной Им природы, Он сам не сотворен никем. Его бытие происходит из Него самого, и не существует ничего подобного Ему. Аллах создал все сущее бытие из ничего и привел все это в упорядоченное состояние. То есть, все мироздание и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворенном мире. Аллах также является творцом всех форм жизни и поддерживает их жизнедеятельность. В то же время, Аллах установил для всех людей, животных, растений определенный срок жизни. Конечными во времени являются также все объекты неживой природы.
Все в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно все. Только Он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без Его ведома. Аллах видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от Его взора. Он является единственным истинным Хозяином всего сущего.
Кроме Аллаха других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения и поклонения является только Он. Аллах запрещает служение лжебогам. Служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми. Язычество, суеверия, поклонение и страх перед сотворенными стихиями и мифическими персонажами являются тягчайшими грехами перед Аллахом, которые Он не прощает. Однако в случае искреннего раскаяния человека Аллах прощает его.
Все правоверные мусульманские улемы единогласны в том, что все попытки постижения сущности Аллаха человеческим разумом или чувствами не могут привести к положительным результатам и являются запретными (харам). То есть, человеку не дано постигнуть Творца, так как ничто не является подобным Ему (Коран, 112: 1-5). Человек может постигнуть своими органами чувств только осязаемые предметы материального мира, а его разум способен анализировать только доступные ему феномены окружающего бытия. Но ничем подобным Аллах не является и сотворенный Им мир не является Его частицей. Поэтому постигнуть Аллаха невозможно. Человек должен только уверовать в то, что Аллах сам открыл о себе в Священных писаниях, которые приносили человечеству Его посланники (пророки).
Как уже говорилось выше, существование Аллаха не противоречит доводам разума. Но в то же время в Коране и хадисах имеются указания на некоторые личностные и атрибутивные качества и свойства Аллаха. Примером таких аятов из Корана являются нижеследующие:
- «...a зeмля вcя в Егo pyкe в дeнь вocкpeceния, и нeбeca cкpyчeны Егo дecницeй» (39: 67);
- «И cкaзaли иyдeи: "Pyкa Aллaxa пpивязaнa!" У ниx pyки cвязaны, и пpoкляты oни зa тo, чтo гoвopили. Heт! Pyки y Heгo pacпpocтepты: pacxoдyeт Oн, кaк жeлaeт. И кoнeчнo, y мнoгиx из ниx низвeдeннoe тeбe oт твoeгo Гocпoдa тoлькo yвeличивaeт зaблyждeниe и нeвepиe» (5: 69);
- «O Иблиc, чтo yдepжaлo тeбя oт пoклoнeния тoмy, чтo Я coздaл Cвoими pyкaми?» (38: 75);
- «...чтoбы плылa oнa нa Haшиx глaзax в вoздaяниe тoмy, кoгo oтвepгли» (54: 14);
- «Извинитe и oтвepнитecь, пoкa пpидeт Aллax co Cвoим пoвeлeниeм. Пoиcтинe, Aллax мoщeн нaд кaждoй вeщью!» (2: 109);
- «He oтгoняй тex, кoтopыe взывaют к Гocпoдy иx yтpoм и вeчepoм, cтpeмяcь к ликy Егo!» (6: 52)
- «И пpoчитaй тo из книги Гocпoдa твoeгo, чтo oткpытo тeбe; нeт мeняющeгo Егo cлoвa, и никoгдa ты нe нaйдeшь пoмимo Heгo зaщиты. (18: 27).
Все эти моменты являются лишь общим описанием Божественных качеств, применительно к человеческим понятиям. Поэтому эти места из исламских первоисточников нельзя понимать буквально. Большинство мусульманских улемов считали эти указания недоступными разумению и были уверены, что в них заключаются аллегории. Поэтому, на основании таких аятов, матуридиты и ашариты считали, что Аллах обладает извечными атрибутами, которые разделяются на личностные (Сифат аз-Затия), и связанные с Его проявлениями в сотворенном Им мире (Сифат ас-Субутия). Другие (салафиты) считали, что нельзя для объяснения этих аятов вводить иносказания, но необходимо принять их как есть, не вникая в их суть. То есть, по их мнению, Бог имеет руки и лик, но они не являются подобием человеческих, а Его гнев или способность говорить, также не являются аналогичными человеческим, а присущи только Ему непостижимым разуму образом.
В исламской традиции также существует понятие атрибутивных имен Аллаха. Все эти имена выражают качества Аллаха, которыми Он выражает свое присутствие в сотворенном мире. То есть, несмотря на множественность имен Аллаха, все они принадлежат только Ему. Их нельзя уподоблять качествам творений. Известен следующий хадис пророка Мухаммада, который содержится в сборниках Бухари и Муслима: «У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их - войдет в Рай». Но число имен Аллаха не ограничивается девяносто девятью, потому что у Аллаха есть имена, не упомянутые в Коране и Сунне. Ахмад ибн Ханбаль, и другие улемы, в своих сборниках приводят хадис, в котором пророк обращался с мольбой: «О, Аллах! Обращаюсь к Тебе каждым из Твоих имен, которыми Ты нарек Себя, или которые Ты ниспослал в Своей Книге, или которыми Ты открыл Себя кому-либо из Своих творений, или которые ведомы только Тебе...».
Например, именами Аллаха являются упомянутые в Коране Ар-Рабб (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Хайй (Живой), Аль-Ахад (Единый) и т.д. (Подробнее см.

Трудно найти человека, который бы ни разу не слышал фразу «Аллах акбар». К сожалению, за последние десять-двадцать лет в сознании обычных людей, не имеющих отношения к мусульманству, словосочетание приобрело выраженный негативный оттенок. Именно эту фразу в качестве своеобразного воинственного клича используют исламские радикалы. Учитывая, насколько часто мир потрясают известия о новых нападениях и терактах исламистов, неудивительно, что слова «Аллах акбар» вызывают у обывателей тревогу и страх.

Однако сама по себе фраза не означает ничего дурного. Разберемся, как она переводится, и в каких случаях вообще используют ее мусульмане.

Дословный перевод выражения

Перевод первого слова не вызывает особых трудностей. Аллах - это имя мусульманского бога, которого почитают все последователи исламистских религий. Что же касается слова «акбар», то буквально оно обозначает «величайший», «старейший», «важнейший» - это превосходная степень другого слова, «кабир», обозначающего просто «старший» и «великий».

Таким образом, целое словосочетание «Аллах акбар», или, как еще говорят, «Аллаху акбар», можно перевести следующим образом - «Аллах величайший» или «Слава Аллаху». Короткая фраза восхваляет могущество и мудрость божественного существа, с ее помощью мусульмане выражают свое почтение и восторг перед собственным богом. При желании в других религиях можно найти аналогичные по смыслу фразы, несущие в себе молитвенный оттенок.

Когда употребляется фраза?

Зная дословный перед фразы, можно с уверенностью утверждать - сама по себе она лишена всякой воинственности и негатива. Все зависит от того, кто и с какой целью произносит эти слова - в них можно вложить не только агрессию, но и любовь, восхищение и смирение перед божественной силой. Кстати, необходимо напомнить, что сам по себе ислам является мирным религиозным течением, проповедующим высокие нравственные ценности. Сами верующие-мусульмане указывают на то, что радикальные ответвления религии имеют мало общего с заповедями почитаемого ими Пророка - путь агрессии избирают лишь немногие мусульмане.

«Аллах акбар» - слова, без которых не обходится ни одна мусульманская молитва. Эту фразу приверженцы исламской религии произносят во время ежедневного намаза, рефреном эти слова повторяются и на общей молитве во время крупных мусульманских праздников.

Loading...Loading...