День Ильи-пророка: история, приметы и традиции праздника. Что нельзя делать? Абалацкая Знаменская икона Богородицы

Пророк Илия — один из самых известных людей в истории человечества, которого почитают не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских сектах и исламе — следы образа Святого присутствуют даже в языческих религиях.

Несмотря на свою суровость пророк Илия высокопочитаем среди всех Святых - он суров к грешникам и щедр к праведникам, охраняет исполнение человеческих и божьих законов.

Святого Илию считают повелителем молний — после принятия христианства на Руси образ пророка заменил бога-громовержца Перуна, которого почитали древние славяне. Поэтому с этим днем в народе связано много обычаев, поверий и примет.

Sputnik Грузия попытался выяснить, почему в Ильин день нельзя выполнять никакую работу в поле и по дому, а также запрещено купаться.

Почему нельзя купаться в Ильин день

По народным поверьям, начиная со 2 августа нельзя было купаться в открытых водоемах - в старину люди верили, что этим можно накликать на себя беду и нанести вред здоровью.

Существует несколько версий, почему в Ильин день и после него не стоит посещать озера и реки. По одной из них, купаться нельзя, потому что "пророк Илия воду остудил". Поверье гласит, когда Илья отправился в колеснице на небо, то одна из лошадей потеряла подкову с копыта, которая упала в воду и остудила ее. Поговорка — "Илья-пророк в реках воду мутит", слышна в народе по сей день.

Икона "Пророк Илья в пустыне" (XV в.)

По другой версии, с этого дня вода в водоемах начинает цвести - считалось, что вода с неприятным запахом, покрытая тиной, может нанести вред здоровью.

Не обошлось и без мистической версии — в старину люди верили, что в ночь на 2 августа у водоемов собирается нечистая сила - водяные, русалки, черти, и с этого времени начинают хозяйничать в реках и озерах. Поэтому можно утонуть от судороги или разрыва сердца, можно нахвататься бородавок и прочих речных недугов.

Светоч веры

Согласно преданию, родился будущий пророк в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Иисуса Христа. Имя Илия, данное младенцу, которое переводится как крепость Господня, определило всю его жизнь.

Отцу Илии — Соваху, в момент рождения ребенка было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Видение стало пророческим — ребенок вырос и стал светочем веры.

Илия, когда немного вырос, ушел жить в пустыню, где много молился, соблюдая строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.

© photo: Sputnik / Константин Чалабов

Будущего пророка Господь послал к израильскому царю Ахаву, повелев предсказать ему, что его царство постигнет голод, если он и его народ не обратятся к истинному Богу. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод.

Илия во время голода прожил год в пустыне, куда ему пищу носили вороны. Затем Господь послал пророка в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти.

По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силой своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо — воскресил умершего сына этой вдовы.

Вернувшись в Израильское царство через три с половиной года, Илия сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и на чей из двух жертвенников снизойдет огонь с неба, тот и есть истинный Бог.

Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу, но огонь так и не сошел с неба.

Затем Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, предварительно полив их водой и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Народ увидел это чудо, прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице — свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Святой Илия явился вместе с пророком Моисеем в День Преображения Господня и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор.

По преданию, пророк будет Предтечей Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Обычаи, обряды, приметы

По народным обычаям, в этот день нельзя выполнять никакую работу в поле и по дому, чтобы не разгневать пророка Илию — работы в этот праздник в огороде могут привести к гибели урожая, поэтому люди старались отложить все дела и отдохнуть в этот праздничный день.

В этот день разрешены такие работы, как уход за пчелами и заготовка воска для свечей, так как люди считают, что именно на Илью он получается лучше всего, обладает особой энергией, способной защитить от всего дурного.

По приметам, в этот день нельзя было стоять под деревом, кричать, ругаться, браниться - в народе верили, что молния в этот день может поразить грешного человека. Нельзя также стоять на перекрестках, так как там собираются разные нечисти.

Главное, что нельзя делать в этот день - это сквернословить, дебоширить, злоупотреблять алкоголем. Провести его нужно с добрыми мыслями и открытым сердцем.

Праздник начинали отмечать накануне — пекли обрядовое печенье, при помощи различных ритуальных действий старались защитить свой дом от ливня, града и молнии, а себя от болезни и сглаза.

Святой Илия, в народном воображении, с одной стороны, суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди, гром, молнии, с другой — щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Поэтому пророку молятся о даровании дождя во время засухи — если в Ильин день идет дождь, то считается, что будет мало пожаров, а урожай на следующий год будет богатым.

Люди верили, что смыть сглаз и порчу можно было умывшись дождевой водой, собранной в Ильин день.

"Если на Ильин день гроза - закрывай зеркала" — согласно примете, нужно было прятать любые блестящие вещи, которые притягивают молнию и прикрывать зеркала. Особенно, если эти предметы находились в непосредственной близости от окна.

Крестьяне верили, что в Ильин день звери и гады выходят и выползают из своих нор и бродят по лугам и лесам, поэтому выпускать скотину на луг не следовало, чтобы ее не растерзали хищники и не ужалили змеи.

Так же считалось, что на Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и так далее. В связи с этим установился обычай в Ильин день не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на дом грозу и молнию.

В Ильин день начинался охотничий сезон, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности — волчьи норы. Если на Ильин день удавалось добыть "серого", — это был признак того, что удача будет сопутствовать весь сезон.

Ильин день считался календарной границей лета, и с этого дня в природе уже появляются первые признаки осени. С этого дня устанавливается умеренное тепло, световой день идет на убыль, а ночь — на прибавление.

Об этом свидетельствуют и многочисленные пословицы: "Илья-пророк два часа светлого времени уволок", "С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна".

В Ильин день на Руси было принято устраивать крестные ходы и молить о подходящей для полевых работ погоде, об урожае, о защите от сглаза и болезней так далее.

К Ильину дню было принято выпекать первые караваи из зерна нового урожая, которые ели всей деревней.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Ильин день - это праздник в честь библейского пророка Илии, который имеет большое значение для православных христиан и славянских народов. Ревностного защитника христианской веры Илию почитают и обращают к нему молитвы. В день памяти пророка не разрешается работать, традиционно проводят богослужения и молитвы, готовят богатые угощения.

Православные христиане празднуют день памяти пророка Илии 2 августа (20 июля по старому стилю). Также праздник считается народным у славян, в этот день люди проводят ритуалы по защите дома, пируют. Илия - покровитель воздушно-десантных войск России, ежегодно 2 августа в РФ празднуется день десантников - мужественных, сильных и смелых защитников Родины.

История праздника берет свое начало за 9 веков до рождения Иисуса Христа. Будущий пророк появился на свет в городе Фесвии (Фисвы). В момент рождения ребенка Соваху, отцу Илии, было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Это видение стало пророческим - ребенок вырос и стал светочем веры. Когда Илия немного подрос, от ушел жить в пустыню, где много молился и соблюдал строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение, и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.

При жизни пророка в царстве Израильском правил Ахава, властолюбивая супруга которого активно навязывала людям культ Астарты и Ваала. Илия, будучи ревностным борцом за чистоту веры и противником идолопоклонничества, пытался поставить царя на правильный путь и совершал немало чудес. Ничего не действовало на бесчестного правителя, Ахав даже не испугался приближающегося трехлетних засухи и голода в государстве, которые предвещал пророк как наказание за возвращение к язычеству.

После трех лет голода Илия вновь пытался вразумить израильтян, рассказывая им об истинной вере. Пророк предложил сделать на горе Кармель жертвоприношения - Богу и Ваалу, и посмотреть, на какой жертвенник сойдет с неба огонь. Весь день идолопоклонники надеялись на чудо, но, как ни молились жрецы Вааловы, огня им не удалось дождаться. Вечером жертвенник Богу сделал Илия, полив при этом дрова водой. Пророк начал молиться, с неба снизошел стремительный огонь и поразил не только жертву и дрова, но и камни с водой. Скоро начался большой дождь, который напитал иссушенную землю. Пораженные увиденным израильтяне раскаялись и снова начали прославлять истинного Бога. Христиане и иудеи считают, что пророка взяли живым на Небо. Елисей (ученик Ильи) видел, как святой вознесся на Небо в огненной колеснице.

Активно праздновать день памяти пророка начали в Византии в 9-10 вв. н.э. Люди устраивали представления, пиршества, отдыхали. Фактически, Илья пришел на смену громовержцу Перуну - он обладал теми же возможностями, его так же почитали, ему молились перед боем. Илия, как и Перун, считается покровителем воинов (а именно авиаторов и десантников).

«На Илию зима с летом борется». «На Илию до обеда - лето, после обеда - осень». «Илья жниво зачинает, лето кончает». В народе этот день считается стыком двух сезонов, заканчивается теплое лето и начинается осенняя прохлада. К этому дню обязательно заканчивают сенокос и потом переходят к жатве.

«Кто попал в этот день под дождь, тот запасся здоровьем на весь год». Дождевая вода в этот день необыкновенная, она способна излечить и смыть с человека невзгоды. Если в Ильин день идет дождь с грозой, то дождевую воду собирают и хранят, используя ее впоследствии как целебную. Также во время дождя 2 августа нельзя шуметь, кричать, бегать, стоять под деревом (особенно опасно быть под сосной с двумя верхушками), стрелять, находиться в воде. Грозу надо пережидать в доме, тщательно заперев двери и закрыв окна. Лучше всего в это время помолиться святому с просьбой о защите и поставить перед иконами зажженные свечи, перекрестить себя и все вокруг. На голове во время молитвы должен быть платок.

«Не мечи на Илию копны - небесным огнем пожжет». «Кто в этот день копны считает, тот скоро все добро растеряет». В поле и на огороде не работали, так как труды будут напрасными - считалось, что урожай может сгнить, плоды опадут и листья завянут, сено сгорит, скот загрызут волки. Зато можно заниматься пасекой, так из пчелиного воска делаются церковные свечи. Если нечистая сила рискнет спрятаться в улье, то Илия не направит туда свою огненную стрелу, пасека не пострадает.

«До Ильи люди купаются, а после него с речкой прощаются». «С праздника Илии вода все холоднее». Считается, что купаться в Ильин день и после него нельзя, причем объяснения для этого запрета есть разные. Кто-то говорит, что пророк опустил в воду кусочек льда и после купания можно сильно простудиться или на коже появятся нарывы. Другие рассказывают, что воду осквернил водяной или черт, поэтому купаться опасно. Третьи уверяют, что русалки и другая нечисть, которая со дня Ивана Купала была на суше, снова прячется в воду, спасаясь от молний Илии, и может утащить на дно тех, кто решил искупаться.

«На Ильин день дождь - будет мало пожаров, солнечно - много». «Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год». Обычно в день почитания пророка бывает «воробьиная ночь» - всю ночь раздаются грохочущие раскаты грома, сверкает молния, беспокойно людям и животным. Сильный дождь говорит о предстоящем обильном урожай, если же стоит хорошая погода, то будут пожары.

Все предания описывают Илию-пророка как исполнителя Божией воли, именно он выражает Божий гнев. Он наказывает грешников и злых демонов, не дает спуску нечистой силе, используя молниеносные стрелы. По мнению народа, Илия - грозный и суровый, но в то же время щедрый и справедливый святой. Славяне считали Илию повелителем плодородия, урожая, небесного огня, грома и дождя (ранее славяне поклонялись языческому Перуну-Громовержцу). Согласно легендам, звуки грома - это стук конских копыт, которые издают запряженные в колесницу Илии кони. Зимой пророк путешествует по небу на санях, поэтому грома не бывает.

Илия - хозяин громов с дождями и молниями, именно он покровительствует земледельцам и скотоводам. Этому святому молились с просьбами о солнечной погоде или о дожде - в зависимости от того, что было нужно. Благочестивым крестьянам пророк помогает - поливает их посевы дождем, устраняет вредителей. К грешникам Илия безжалостен - их поля страдают от губительного града. Чтобы защититься от попадания молнии, в канун Ильина дня люди окуривали ладаном поля, жилье и скот. Для защиты урожая от града утром из окна избы хозяйка выставляла угощение - хлеб с солью, которые вечером этого же дня нужно было отнести к реке и опустить в воду.

Как уже упоминалось, Илия жестоко карает нечистую силу, поэтому злые духи прячутся от пророка, вселяясь в диких и домашних зверей. Именно с этим связан обычай не выпускать скот и домашних питомцев на улицу и не впускать их в дом 2 августа. Если животное выйдет за пределы дома, в него может вселиться нечисть, которая проберется в жилище в обличье домашнего любимца. Люди боялись не только нечистой силы, но и гнева пророка - в дом, в котором завелась нечисть, Илия мог ударить молнией. Рыбаки выбрасывали пойманную рыбу, если у той были красные глаза - люди верили, что в такой рыбе поселились черти. Для защиты дома от нечистой силы, вселившейся в диких животных (лис, волков и др.), крестьяне доставали ружья - впустить животное на свою территорию нельзя было любой ценой.

Неделю перед праздником соблюдали пост. Из дома убирали блестящие предметы, окуривали жилище благовониями. В Ильин день обязательно умывались дождевой водой, чтобы защититься от порчи и болезней. Святому молились о ниспослании дождя или о наступлении солнечной погоды, в зависимости от обстоятельств. Также устраивали крестный ход. Крестьяне заказывали в церкви особый молебен в честь Илии, чтобы святой сделал зерно урожайным, так как именно он покровительствует земледельцам. За ворота выставляли плошки с зерном, семена заговаривали.

Святого Илью считали всемогущим, поэтому к нему обращались и с другими просьбами - о помощи на охоте, в лечении, на любовном поприще. В силах пророка было наказать дурного человека, лишить грешника урожая, восстановить справедливость. Он же может защитить праведника от бед и нечистого духа, помочь охотнику и кладоискателю, спасти молодоженов от порчи и сглаза. В складчину устраивали общий праздник для жителей деревни (или даже нескольких соседних деревень), который назывался «мольба» или «братчина».

Подготовку к торжеству начинали за несколько дней, готовили много еды, женщины обязательно пекли обрядовые хлебцы из муки нового урожая. Главным напитком на пиру было пиво, главным блюдом - баран или бык, которого символически приносили в жертву пророку. Жертвенный скот сначала сгоняли к церкви, где священник окроплял его священной водой и проводил молебен, а потом закалывали. После пиршества веселились - пели песни, играли, водили хороводы до самого утра.

В православных церквях в честь Ильи проводят богослужения, святому воздают молитвы. В некоторых церквях проводят крестные ходы и божественные литургии. Почитание святого не прекращалось с момента его вознесения на Небо. В народе, как и в старые времена, готовят угощение, пишет Ros-Registr. На столе должны быть мясные блюда и хлеб (пироги) из новой муки. Если в этот день собрать в огороде немного молодой картошки и приготовить что-то из нее, то картофель вырастет отличный и будет долго храниться. Сытную еду готовят не только для себя и своей семьи - продуктами делятся с нуждающимися, в некоторых деревнях по-прежнему пируют все вместе и устраивают гуляния до самого утра - водят хороводы, поют и веселятся.

Ильин день 2 августа 2017 года: что можно и нужно сделать в этот день. Каждый верующий человек этот день непременно поспешит в церковь. Ведь в этот день в храмах проходят торжественные богослужения в честь пророка Илии. Также устраиваются крестные ходы.

После богослужений семьи собираются за праздничным обедом.

Люди, занимающиеся земледелием, могут в этот день попросить у Илии хорошего урожая.

Считается, что в этот день нельзя выполнять никакую работу в поле и по дому, дабы не разгневать святого пророка. В народе есть поверье, что работы в этот праздник в огороде могут привести к гибели урожая. Потому люди стараются отложить все дела и отдохнуть в этот праздничный день. Не запрещено в этот день лишь проводить работы, связанные с содержанием пчел и уходом за ними. Можно в этот день заниматься заготовкой воска для свечей. Считается, что именно на Илью он получается лучше всего, обладает особой энергией, способной защитить от всего дурного.

В Ильин день запрещено купаться.

Поверье гласит, что когда Илья отправился на небо в колеснице, то лошадь потеряла подкову с копыта. Якобы та подкова охладила воду. Поэтому, купаясь на Илью в водоемах, можно простыть. Нельзя 2 августа также ловить рыбу.

Также в народе верят, что не нужно стоят в этот день под деревом, кричать, ругаться, браниться – может ударить молнией. Также в народе раньше верили, что в этот день молния может поразить грешного человека.

Нельзя также стоять на перекрёстках, так как там собираются разные нечисти. Наши предки также верили, что нечистая сила в Ильин день может вселиться в домашних животных и скот. По этой причине живность не выпускали со двора и не впускали в дом.

Главное, что нельзя делать в этот день – это сквернословить, дебоширить, злоупотреблять алкоголем. Провести его нужно с добрыми мыслями и открытым сердцем.


2 августа 2006 года, в день святого пророка Божия Илии , в столице прошли торжества, посвященные 400-летию Ильинского набата.
Ильин день — последний летний праздник. Считается сердитым, даже опасным. Грозный белобородый старец Илья — повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных. Одновременно Илья — щедрый, так как посылает на землю плодородие.
Пророк Илья, один из самых «строгих пророков» . Его молитвы, согласно Святому писанию, возвращали к жизни людей.
Святой пророк Илия, родом из Фесвы (Палестина), был сыном Саваха из колена Левиина и жил в IX веке до Рождества Христова. По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение, что мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Действительно, святой Илия был одним из самых пламенных ревнителей истинной веры и благочестия .
К пророческому служению св. Илия был призван Богом при израильском царе Ахаве. Для вразумления этого нечестивого царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, молитвою небеса заключив. После этого он, по глаголу Божию, скрылся при потоке Хорафе, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Через год божественный пророк чудесно напитал Сарептскую вдовицу, молитвою умножив горсть муки и сосуд масла, а затем сына ее молитвенно воскресил. Чуть позже Илия огонь с небес свел на жертву на горе Кармильской, показав тем народу, что Иегова есть истинный Бог. После этого он усиленной молитвою вызвал дождь на жаждущую землю.
На горе Хориве великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцать лицом к лицу Бога. Современники, ясно видя в нем человека Божия, при встрече повергались на землю. За святую жизнь и пламенную ревность по славе Божией святой Илия был взят живым на Небо. Это таинственное событие уверяет мертвых возстание и преложение живых в последний день суда. По верованию Церкви святой Илия вместе с Енохом будут предтечами второго пришествия Христова и тогда-то познают телесную смерть по общечеловеческому закону.
Илья — единственный из пророков, который был взят живым в Царство Небесное.
Единственный из ветхозаветных пророков, которого с почтением признает православная церковь. Первая церковь , построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Илью пророка молили о ниспослании дождей (Илья мокрый), о прекращении дождей (Илья сухой). К нему обращались и с другими просьбами: об охране от ружейных ран, умножении урожая хлебов и лекарственных растений.
Помогает кладоискателям, охотникам на пушных зверей. Защищает и исцеляет от колдовства и сглаза, порчи и болезней, кровотечения, лихорадки. Спасает от нечистого духа, разбойников, молодоженов от порчи, скот от бед. По приданию Илья посылает тридцать ангелов с луками и стрелами. Летчики в наши дни считают его своим покровителем — оберегающим их в небе. Но Илья пророк может и справедливо наказать — продавцов, которые обвешивают.
У многих народностей Илия считается громовержцем, подобно древнему Богу грома и молнии Перуну. Такая ассоциация объясняется тем, что колесница пророка Илии мчась по небу издает громкий звук.
Имя Илия означает крепость Господня (евр.).
Хотя на Ильин день не работали, к нему старались сделать многие сельскохозяйственные работы. Старались высушить сено и убрать его в стога.
В день памяти пророка Илии всегда идет дождь . Этот дождь благодатный — нужно умыться целебным дождем, чтобы избавиться от болезней и сглаза.
У евреев существует такой обычай: после пасхальной трапезы налить бокал дорого вина для Ильи пророка, и открыв дверь произнести «Излей гнев свой на язычников, которые не знают Тебя». Илья непременно посетит этот дом.
С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночь — на прибавление. «Илья пророк два часа светлого времени уволок», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». На Илью обыкновенно бывают «воробиные ночи», когда в течение целой ночи гремит гром, сверкает молния. После Ильина дня перестают купаться : «Илья воду остудил». Дождь в Ильин день, а также на Маккавея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) — к обильному урожаю на следующий год.
Святой пророк Божий Илия — небесный покровитель воздушно-десантных войск России.

Вот какие пословицы придумал русский народ на Ильин день:

  • Илья зажинает, лето кончает; первый сноп, первый осенний праздник.
  • Илья-пророк — косьбе срок.
  • Петр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).
  • На Илью лето до обеда, осень после обеда.
  • Придет Илья, принесет гнилья (дождей).
  • До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.
  • На Ильин день где-нибудь да загорается от грозы.
  • С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.
  • До Или мужик купается,а с Ильи с рекой прощается.
  • В Ильин день собак и кошек в дом не пускают (молнию притянут).
  • На ильин день грех возить сено — Илья сожжет его.
  • За Ильину ночь конь наедается, а мужик высыпается.
  • Петр и Павел на час день убавил, а Илья-Пророк — два уволок.

На Ильин день первый сноп жницы ставили в «красном» углу , со словами: «Это Илье на бороду» или «Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеб города».
Особо торжественно выпекали «зажиточный хлеб» — хлеб первого урожая. Соблюдали ритуал разрезания и раздачи первого каравая: самому старшему — первый ломоть — как «батюшке-пахарю».

*** Пророка Божия Илии Фесвитянина (IX в. до Р. Х.). Преставление преподобного Авраамия Галичского, Чухломского (1375). Преподобномученика Афанасия Брестского (обретение и перенесение мощей, 1649).
Праведного Аарона первосвященника (XVI в. до Р. Х.). Преподобных Кассиана, игумена обители святого Саввы Освященного; Леонтия Стромынского (XIV); Саввы Стромынского (1392). Священномучеников Константина и Николая пресвитеров (1918); священномучеников Александра (Ахангельского), Георгия (Никитина), Иоанна (Стеблина-Каменского), Сергия (Гортинского) и Феодора (Яковлева) пресвитеров, преподобномучеников Тихона (Кречкова) архимандрита, Георгия (Пожарова), Космы (Вязникова) иеромонахов и мучеников Евфимия (Гребенщикова) и Петра (Вязникова) Воронежских (1930). Икон Божией Матери Галичской-Чухломской "Умиление" (1350); Абалацкой "Знамение" (1637).

Пророк Илия

Пророк Илия был одним из великих пророков ветхозаветной Церкви. Илия был ревностным служителем Единого Бога и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Он был человек с горячим сердцем, твердой волей и с пламенной ревностью о вере и благочестии. Вот почему так чтил его народ еврейский, и в Православной Церкви, Греческой и нашей Русской, день его памяти празднуется наравне с великими праздниками. Св. пророк Илия был родом из города Фесвы. Во время рождения его отец видел мужей, которые беседовали с ним, повивали его огнем и давали ему есть огненный пламень. Илия с малых лет посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Подле Илии собрались ученики, которых он учил закону Божию и доброй жизни. Живя в пустыне, святой пророк следил за образом действий своих соотечественников, молился за царя и его род. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много знамений, чтобы вразумить нечестивого царя и поддавшийся ему народ. Но когда, с воцарением Ахава, вера в Иегову стала упадать и нечестие усиливаться в царстве Израильском, тогда он вышел на свое пророческое служение. Явившись к Ахаву, Илия предсказал трехлетнюю засуху и голод за его нечестие; молитвой свел с неба огонь на жертву, чтобы доказать, что истинный Бог есть Тот, Которому он кланяется; во время голода прокормил целую семью горстью муки и малым количеством масла; воскресил единственного сына сарептской вдовы; беседовал с Богом на горе Хорив и живым был взят на небо в огненной колеснице с огненными конями. Св. пророк Илия учил и пророчествовал устно, как и его ученик Елисей, и не оставил писаний. Жил за девять столетий до Рождества Христова. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 гл. и 4Цар. 1-3). Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.

Преподобный Авраамий Галицкий

Преподобный Авраамий Галицкий был пострижен св. Сергием Радонежским и первое время подвизался в его обители. Укрепившись в духовной жизни, для больших подвигов, с благословения своего святого игумена, удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь явилась ему икона Пресвятой Богородицы. Во время молитвы он услышал голос с горы, около которой подвизался: «Авраамий, взойди на гору, там икона Богородицы». Святой взошел и взял икону в свою келью. Но недолго подвизался он здесь в уединении: о нем узнали соседние жители, а затем и сам князь Галицкий Димитрий. Благочестивый князь просил Авраамия посетить Галич с явленной ему иконой, и Авраамий исполнил желание князя. Князь и народ с крестным ходом встретили икону, и многие больные получили исцеление от нее. После этого князь дал преподобному средства на месте явления иконы устроить обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Подвизаясь в своей обители, св. Авраамий сделал много полезного для жившего в окрестностях чудского племени. Это племя уже было просвещено христианской верой, но держалось некоторых языческих обычаев, особенно верило чародейству. Св. Авраамий убедил их оставить суеверия, и ему особенно помогли в этом исцеления, происходившие от явленной ему иконы. Обустроив обитель, св. Авраамий вместо себя назначил настоятелем своего ученика и тайно удалился в пустыню, за 30 верст от обители. Но здесь нашли его некоторые из братии. Святой оставил их при себе и тут основал новую обитель. Скоро и отсюда удалился св. Авраамий за 70 верст от Галича, на берег Чухломского озера, и здесь основал Покровскую обитель. В этой обители и скончался он в 1375 г. в глубокой старости. Здесь почивают под спудом и святые его мощи.

Абалацкая Знаменская икона Богородицы

Абалацкая Знаменская икона Богородицы явилась в 1637 г. в селе Абалацком Тобольской епархии. Благочестивая вдова Мария не раз видела во сне образ Знамения Богородицы с изображениями святителя Николая и Марии Египетской по сторонам, и при этом слышала голос: «Мария, объяви видение народу и скажи, чтобы построили в Абалацком селе новую церковь во имя Знамения, с приделами святителя Николая и Марии Египетской». Мария рассказала о видении, и началось строительство церкви. Когда же строилась церковь, то к одному больному крестьянину по имени Евфимий пришел некий богобоязненный нищий Павел и сказал, чтобы он написал храмовый образ для строящейся церкви и обещал ему выздоровление. Икона была заказана, и Евфимий выздоровел. В 1783 г. Абалацкое село обращено в монастырь. Абалацкую икону особенно чтут в Сибири и в губерниях, соседних с Сибирью. Ежегодно в июне месяце на две недели приносят ее из Абалацка в Тобольск. Икона эта отличается от обыкновенной иконы Знамения (27 ноября) тем, что на ней изображены с правой стороны Богоматери - святитель Николай, а с левой - Мария Египетская.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
16.03.2019 -
17.03.2019 -
18.03.2019 -

Loading...Loading...