Десятинная церковь была построена в годы. Десятинная церковь

Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.

От дерева к камню

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.

Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

Каменное строительство

С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.

Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.

Символ веры и традиции

Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.

Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.

До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.

О первом каменном храме

Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.

Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.

Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.

Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.

Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.

Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.

Возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «...мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры - собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.

В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.

Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.

Значение церкви - от учебы до царского титула

Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма - центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.

Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.

Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.

Прекрасное убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси - отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.

Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли на себе куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.

Благословляя на защиту русской земли

Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.

В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Почитая святое - во благо себе

Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.

Взглядом архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.

В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов - сруб.

Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.

Распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).

Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.

Разрушение и возрождение храмов

На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.

Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.

Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь - история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.

Первый храм древней Руси

Один из самых известных памятников архитектуры и истории в Киеве — остатки фундамента Десятинной церкви. Первый каменный храм Древней Руси был построен в X веке. Он был свидетелем многих исторических событий и испытаний, выпавших на долю матери городов русских. И даже те немногие следы, что сохранились до наших дней, могут немало рассказать внимательному наблюдателю.

Десятинная церковь -первый каменный храм на Руси, возведенный в 989-996 годах на средства от княжеских доходов (то есть на десятину). Интересно, что средства, выделенные якобы на строительство храма, на самом деле предназначались на развитие всей церковной инфраструктуры тогдашней Руси, а церковь только играла роль казны. Возведенная после крещения язычников церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Как утверждают историки, именно здесь были похоронены Владимир Креститель и его жена — византийская царевна Анна. А также братья великого князя Владимира — Ярополк и Олег. Здесь же покоится и его внук — сын Ярослава Мудрого Изяслав.

В память о мучениках

Летописи повествуют, что место сооружения храма — на Старокиевской горе, у княжеских палат — было выбрано не случайно. Именно там стоял двор первых варягов-христи-ан — Феодора (Тура) и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году. Князь Владимир решил искупить грех за смерть киевских мучеников и начал строительство Десятинной церкви.

Во время раскопок 1908 года ниже фундаментов основного выступа церкви археологи нашли остатки сруба X века, который, как они предполагают, мог быть домом Феодора и Иоанна. Не исключено, что их мощи находились в нововозведенной христианской святыне.

Считается, что первая каменная церковь Киевской Руси стала усыпальницей и для многих киевских князей. Правда, по этому поводу мнения историков и археологов разделились. Ученые признают, что, да, были найдены захоронения, которые отождествляют с могилами княгини Ольги и Владимира Святославича, а также братьев Владимира — Ярополка и Олега — и сына Ярослава Мудрого Изяслава. Но мощи не сохранились, а гробницы, которые экспонируются в Софии, также не полностью идентичны. Где какая была, за пределами или в пределах собора, — это открытый вопрос. На мысль о том, что были найдены именно останки князей, исследователей натолкнули мраморные саркофаги. И больше практически никаких фактов…

Десятинная церковь, построенная по проекту Василия Стасова. 1911 год

Вплоть до появления Софийского собора церковь князя Владимира выполняла функции кафедрального храма. Как и детище Ярослава Мудрого, она имела свой про тотип в Византии. Десятинная строилась по образцу церкви при императорском дворце в Константинополе. А вот техника кладки — это уже заслуга мастеров-строителей Киева. Смешанная кладка из плинфы и камня в технике со скрытым рядом не зафиксирована в тогдашних византийских зданиях.

Утверждать точно, какой изначально была Десятинная церковь, никто из исследователей не решается. Их осторожные предположения основываются на письменных источниках, а также на материалах археологических раскопок. В земле было найдено много обломков мраморных колонн, плит, резных деталей, мозаик и фресок. Сейчас они хранятся в фондах Национального заповедника «София Киевская».

К сожалению, с самого начала этот величественный храм преследовали беды. Первое повреждение Десятинной церкви произошло в далеком XI веке, во время большого пожара. Впоследствии ее отстроили и окружили с трех сторон галереями.

Через 100 лет, в 1169 году, церковь пострадала во время нападения на Киев войска Андрея Боголюбского, а в 1203 году — Рюрика Ростиславича. В 1240 году Киев оказался захвачен монголо-татарской Ордой. Десятинная церковь стала последним оплотом защитников города. Туда спрятались киевляне вместе со своим имуществом. Но конструкции здания, изрядно ослабленные недавним землетрясением, не выдержали и рухнули. Другие источники утверждают, что церковь пала под натиском басурман.

Мемориальный камень на восстановленном фундаменте Десятинной церкви

Свято место пусто не бывает

В 1635 году киевский митрополит Петр Могила «приказал Десятинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». То есть Никольская церковь, как ее называли в народе, была возведена на месте старой. Но так ли это было на самом деле? Во времена Петра Могилы полностью сохранился юго-западный угол Десятинной церкви. В конце XVI — начале XVII веков тыльное отверстие было закрыто деревянной стеной, образовывая небольшую часовню, в которой, согласно документу 1616 года, служили только на праздники.

Именно эту старую деревянную стену и разобрал Могила, заменив ее на новую, кирпичную. Разобранная стена относилась ко временам древнерусского ремонта, сделанного за несколько десятилетий до вторжения монгольского полководца Батыя.

Метрополит Петр Могила

Следовательно, митрополит Петр Могила не построил новый храм, а наоборот — «законсервировал» и сохранил остатки древнерусской церкви, разобрав старые деревянные конструкции и укрепив сохранившиеся остатки средневековых стен. Кстати, как раз под его руководством в 1635 году были найдены мраморные саркофаги с мужским и женским скелетами, которые Могила провозгласил мощами князя Владимира и княгини Анны.

В XIX веке свой вклад в изучение храма внес епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). Он организовал раскопки, благодаря которым был обнаружен фундамент Десятинной церкви. Исходя из данных археологии, история об обнаружении митрополитом Петром Могилой останков князя Владимира не может быть верной. Мощи, выдаваемые сейчас православной церковью за останки князя Владимира, вероятнее всего, принадлежали одному из его дальних потомков.

Следующее и последнее восстановление Десятинной церкви произошло 2 августа 1828 года — на основе проекта петербургского архитектора Василия Стасова. Проект киевлянина Андрея Меленско-го (автора проекта церкви на Аскольдовой могиле и Гостиного Двора на Подоле) был отклонен.

На строительство храма, которое длилось 14 лет, ушло более 100 тысяч рублей золотом, но полученный «памятник русского православия» подвергли сокрушительной критике. Во-первых, построили его с отклонениями от задуманного русско-византийского стиля и не сберегли давнюю кладку из-за опасений осадков. Во-вторых, церковь получилась довольно тяжелой, особенно по сравнению с соседней Андреевской. В 1936 году церковь разобрали по случаю строительства в этом районе правительственного квартала. К счастью, тогда удалось спасти Софийский собор.

Освещение церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

Мистическая связь

Драматично сложились судьбы многих людей, имевших отношение к Десятинной церкви. Ее основатель — князь Владимир — умер, собираясь идти войной на своего сына Ярослава. А после кончины крестителя Руси его сыновья немедленно ввязались в кровавую братоубийственную войну.

Стоит вспомнить и курского помещика Александра Анненкова, который инициировал восстановление Десятинной церкви в XIX веке. Уже тогда у историков появились подозрения, что его благие намерения были лишь прикрытием. На самом деле им двигало стремление к материальной выгоде — он искал легендарные древнерусские клады. И даже, по слухам, нашел. Впрочем, найденные сокровища не принесли Анненкову счастья: сам он спился, имущество промотал, доброй памяти не оставил, а его единственная гордость — отстроенная церковь — была разрушена.

Археолог Кондрат Лохвицкий в своих очерках абсолютно не скрывал тот факт, что начал заниматься любительской археологией ради славы, чести и наград. Однако его план восстановления Десятинной церкви не был признан ни митрополитом Евгением, ни императорской комиссией из-за многочисленных недочетов. А вот русский профессор архитектуры Николай Ефимов сделал действительно достаточно точный план фундаментов церкви. Однако и его проект не прошел.

Совсем трагически сложились судьбы ряда археологов, исследовавших святыню в начаче XX века. Дмитрий Милеев умер от тифа во время раскопок. Сергей Вельмин и Феодосий Молчановский были репрессированы в 1930-х годах. Единственным «счастливчиком» из этой группы исследователей старины оказался ленинградский археолог Михаил Каргер. Но его архив со всеми результатами раскопок Десятинной церкви исчез бесследно.

Александра ШЕПЕЛЬ

More from my site

Вконтакте

Десятинная церковь, возведенная в Киеве по инициативе святого и равноапостольного князя Владимира в 988-996 годах, стала первым каменным храмом Киевской Руси. Первоначально на постройку и содержание этого здания, его служителей и причта князь определил десятую часть своего годового дохода, за что Собор Рождества Богородицы (официальное название этого сооружения) и получил свое название. В настоящее время этого храма не существует, но он располагался на Старокиевской возвышенности, в непосредственной близости от верхней части Андреевского спуска, спускающегося к Подолу.

Историческая справка

Десятинная церковь (ее первое здание) была построена в первые годы после Крещения Киевской Руси на месте гибели христиан, растерзанных толпой язычников и освящена уже в 996 году. Первое здание по типу византийской базилики было построено из местного камня - оно имело размер 32 на 42 метра. В нем было устроено шесть ярусов, а само строение имело форму византийского креста. В первом храме было устроено три предела - главный престол был посвящен Рождеству Богородицы, а два других - св. Николаю и св. Владимиру. Именно в этом храме первоначально был похоронен Святой Владимир (его могила была обнаружена в ходе археологических раскопок). За время существование первое здание храма, несмотря на то, что оно было построено из камня, несколько раз горело (в 1017 году, 1203 году). Именно этот храм стал последним пунктом обороны Киева во время осады города ордой Батыя и рухнул в ходе штурма, погребя под своими стенами защитников города в 1240 году. За годы своего существования, до постройки собора Святой Софии , этот храм оставался усыпальницей великокняжеской семьи - уже после постройки храма в него были перенесены останки святой Ольги, бабки Владимира Великого, его жены греческой царевны Анны и некоторых других потомков Крестителя Руси.

Здание Десятинной церкви стало образцом для постройки многих христианских храмов Киевской Руси - кафедрального собора Чернигова, Софии Киевской.

Первая попытка восстановления храма была предпринята под руководством Петра Могилы, и на месте Десятинной церкви был построен небольшой деревянный храм Успенья Богородицы, в котором митрополит был и похоронен и он просуществовал до средины 18 века

Второе здание Десятинной церкви было построено только через 600 лет - в 1824 году на месте его постройки были начаты первые в Киеве археологические раскопки, которые находились под патронатом Церкви Во время этих изысканий были найдены фрагменты мозаичного пола, фрески и мозаики стен, практически весь фундамент. Непосредственно возле фундамента были найдены руины дворца великого князя, домов его бояр, ремесленные мастерские, первое христианское кладбище на территории Киева.

Возведение второго здания Десятинной церкви заняло период от 1828 до 1842 годов и во многом финансировалось царской семьей. В ней был установлен иконостас, который был точной копией иконостаса Казанского собора Санкт-Петербурга - его иконы были точной копией работ Боровиковского.

Здание Десятинной церкви, как и Владимирский собор Киева, были разрушены в период массовых гонений на церковь в 1936 году и полностью разобрано на кирпич, использованный для построек в городе. Несмотря на то, что в голы независимости Украины было принято решение о восстановлении Десятиной церкви, после нескольких научных конференций было принято решение отказаться от восстановления здания. Комплекс археологических раскопок находится, как и весь комплекс Софии Киевской, под защитой ЮНЕСКО.

Десятинная церковь на карте Киева

Десятинная церковь, возведенная в Киеве по инициативе святого и равноапостольного князя Владимира в 988-996 годах, стала первым каменным храмом Киевской Руси. Первоначально на постройку и содержание этого здания, его служителей и причта князь определил десятую часть своего годового дохода, за что Собор Рождества Богородицы (официальное название этого сооружения) и получил свое название. В на..." />

В 988 г. произошло эпохальное событие для Киевской Руси. Равноапостольный князь Владимир крестил Русь. И что дальше? На этом все? Такой вопрос может показаться справедливыми непосвященному читателю. Но «Повесть временных лет» говорит следующее: «В лето 6497… Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав превеле мастеры от Грек». 6497 г. от сотворения мира соответствует 989 г. по РХ. То есть, в следующий год после крещения Руси, в Киеве началось строительство первого каменного храма.

Строительство кафедрального храма Успения Пресвятой Богородицы началось на месте гибели первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Строительство завершилось в 996 г. по РХ. Тогда же был совершен первый обряд освящения церкви. В 1039 г. состоялось второе освящение Десятинной церкви при Ярославе Мудром. Причины второго освящения называют разные. Но более вероятной причиной повторного освящения стало несоблюдение обряда при первом освящении.

Название «Десятинная церковь» закрепилось за храмом Успения Пресвятой Богородицы после того, как князь Владимир определил десятую часть (десятину) от своих доходов на содержание храма. Византийская технология и богатство убранства церкви делало ее самой значительной церковью Киевской Руси на рубеже X-XI веков.

Десятинная церковь стала местом хранения мощей мученика Климента, перенесенные из Корсуня. В церкви находилась и княжеская усыпальница, где упокоились останки княгини Анны и самого Владимира. Сюда же были перенесены останки княгини Ольги из Вышгорода.

После землетрясения XII века Десятинная церковь была отремонтирована и укреплена с западной стороны. В 1169 г. в Киев вошли войска Мстислава Андреевича, отпрыска Андрея Боголюбского и разграбили церковь. Следующее нападение на церковь произошло со стороны войск Рюрика Ростиславовича в 1203 г. Череда актов вандализма против церкви завершилась в 1240 г. во время осады Киева ханом Батыем. Склонное к героике предание описывает крушение Десятинной церкви как разрушение последнего пристанища защитников города, не выдержавшее укрывшегося на сводах народа. Археологи склонны к мнению, что для разрушения церкви были использованы стенобитные орудия.

Руины Десятинной церкви не тревожили до 1635 г. Раскопки храма предпринял митрополит Петр Могила. Перед началом раскопок была возведена небольшая церквушка с юго-западной стороны Десятинной церкви и освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В результате раскопок 1635 г. была открыта княжеская усыпальница. Череп князя Владимира перенесли сначала в храм Спаса на Берестове, а позднее в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Остальные останки нашли приют в Софийском соборе Киева. В 1650 г. Петр Могила завещал 1000 золотых для восстановления Десятинной церкви.

Интерес к Десятинной церкви проявился в 1824 г. Митрополит Евгений (Болховитинов) благословил продолжение раскопок и строительство Второй Десятинной церкви начиная с 1828 г. Новая церковь, построенная в 1842 г. не была похожа на оригинал Х века совершенно. Эта церковь простояла до 1928 г. и была снесена большевиками. Остатки кирпича растаскивали до 1936 г.

С начала 2000-х годов происходят трения между представителями Киевского и Московского Патриархатов в УПЦ за право использования остатков десятинной церкви. Муссируется вопрос о воссоздании Десятинной церкви. Однако есть существенные препятствия – нет даже рисунков оригинальной Десятинной церкви, чтобы можно было говорить о воссоздании. Второй существенной преградой стали ЮНЕСКО и ИКОМОС, которые решительно выступают против строительства третьей церкви.

Ее заложил, тратил средства на ее содержание и завещал упокоить себя в ней сам князь Владимир. Десятинная церковь была первым каменным храмом Руси. Она не пережила монголо-татарского нашествия, но осталась в народной памяти символом русского благочестия и святости.

Строительство

Каменную церковь во имя Успения Богородицы (ученые спорят о том Успению ли она была посвящена) князь Владимир построил на месте убиения варягов Феодора и Иоанна - христиан, ставших жертвами язычников. Возводить церковь стали при помощи греческих мастеров, украсили ее «серебром и златом», положили на нее много мрамора - и трудились над ней, как гласит летопись, пять лет.

По свидетельству летописца, когда строительство завершили, Владимир выделил на содержание нового храма десятую часть своих доходов - десятину, от которой и сама церковь стала именоваться «Десятинной». Управлять ею было поручено Анастасу Корсунянину - человеку, который, как полагают некоторые историки, лично крестил князя. Именно этому священнослужителю также приписывают решающую роль во взятии Владимиром Корсуни (Херсонеса). Во время осады города Анастас, служивший в одном из косруньских храмов, послал через стены стрелу к русскому князю - на стреле было начертано послание о том, как взять город: «Перекопай и останови воду, которая идет из колодцев, которые за тобою с востока». По легенде, Владимир сделал, как было указано, и публично пообещал: «Если сбудется это - крещусь!».

Когда Херсонес был взят, Анастас уехал в Киев в свите Владимира. Сделавшись экономом в Десятинной церкви, он по факту стал руководить молодой русской церковью вместо Киевского митрополита – тот подолгу отсутствовал, бывая в Византии.

В древнем Киеве Десятинная церковь играла роль кафедрального собора. В этом качестве ей и место отвели почетное: археологические исследования показывают, что расстояние между Десятинной и княжеским дворцом не превышало 60 метров.

Святыня

Считается, что первые святыни для Десятинной князь Владимир привез из Корсуни - ими стали мощи святого Климента, папы Римского, и мощи его ученика. «Слово на обновление Десятинной церкви» (11 век) говорит о Клименте, как о первом небесном заступнике земли Русской. Есть свидетельства, что главу святого показывал позже князь Ярослав Мудрый французской делегации, прибывший сватать его дочь Анну Ярославну за своего короля Генриха I.

Позже Десятинная церковь стала княжеской усыпальницей. В ней была погребена византийская супруга князя Владимира Анна (умерла в 1011 году), а позже и сам креститель Руси, отошедший ко Господу в 1015 году. Их останки были упокоен в мраморных саркофагах, стоявших в центре храма, и были утрачены после Батыева нашествия (в начале 17 века было заявлено об обретении саркофага с княжьими останками - однако ученые сомневаются в их подлинности).

Судьба

Судьба первого каменного храма была нелегкой. В 1171 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского в ходе междоусобных войн за киевский престол. Спустя тридцать лет, в начале 13-го столетия, Десятинная вновь подверглась разграблению- на этот раз воинами Рюрика Ростиславовича. Тогда, по летописным источникам, из храма унесли все иконы, кресты и священные сосуды, а монахов и священников перебили.

В 1240 году Киев захватил хан Батый. Десятинная церковь оказалась последним оплотом киевской обороны - внутри нее закрылись горожане, руководил ими местный воевода. Летопись говорит: людей было так много, что здание не выдержало и «от тягости» рухнуло, похоронив под собой не желавших сдаваться киевлян.

Этот храм так и не восстановили. В начале 17-го столетия Петр Могила выстроил на одном из углов фундамента Десятинной небольшой храм - в память о ней. В 19 веке этот храм разобрали при попытке новой реконструкции: на месте Десятинной выросла новая церковь, выстроенная в русско-византийском стиле, она не повторяла оригинальной постройки, более того, для нового храма уничтожили часть оригинального фундамента. В 30-х годах 20 века большевики разобрали его на кирпичи.

Остатки фундамента Десятинной церкви сегодня открыты, их могут посмотреть все желающие.

Loading...Loading...