Дивеевская лестовка. Из истории четок

Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице.

«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней»

(Быт. 28:10)

Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.

Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов.

Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.

Бытует два мнения о происхождении лествицы. Согласно одному из них, лествица есть позднейшее видоизменение чёток, которое на Руси приобрело важное символическое значение, превратившись из простого приспособления для счёта в важнейший инструмент молитвы. Другое мнение гласит, что лествица была принесена на Русь ещё при равноапостольном князе Владимире из Византии, но у южных православных народов была постепенно заменена на более простую в изготовлении шерстяную вервицу.

Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.


Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.

Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».

Особо следует сказать о четырёх треугольных лапостках, сшитых попарно и зачастую добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.

Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.

В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.

Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:

1) Крещение

2) Миропомазание

3) Священство

4) Евхаристия (т.е. Причащение)

5) Исповедь (Покаяние)

6) Брак

7) Елеосвящение (Соборование)

Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.

Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.

Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.


Используются чётки главным образом в монашестве. Миряне тоже могут молиться по чёткам, однако желательно иметь на то благословение духовника. Чётки не должны восприниматься их обладателем как модный атрибут, а тем более как знак превосходства над окружающими. Чётки – не повод для самовозвеличивания и гордыни, в противном случае их использование сродни фарисейству.

Во время молитвы лестовку принято держать в левой руке, а пальцы для отсчёта ступеней складывать так же, как и для крестного знамения. В таком положении очень удобно отсчитывать число произнесённых молитв большим пальцем. При совершении земных поклонов аккуратно свёрнутую лестовку стараются класть на подручник. При этом две сложенные вместе полусогнутые ладони прикрывают её сверху, образуя подобие «домика». Нельзя сказать, что этот способ является каким-то правилом – скорее физиологической особенностью, однако и в этом жесте можно найти определённое проявление благоговения и бережливости. При соответствующем обращении одна и та же качественно сработанная лестовка может на долгие годы стать самым дорогим и любезным другом для души.

Прекрасным подарком воцерковлённому человеку станет валаамская лестовка ручной работы – настоящее оружие церковное, специально изготовленное для овладения молитвой, которую апостол Павел в послании к Ефесянам называет «мечом духовным».

Исторические факты

До революции существовало множество различных лестовок. Они изготавливались как домашними умельцами, так и небольшими специализированными артелями. Крупнейший центр лестовичного промысла находился в городе Семёнове Нижегородской губернии. Известно, что в конце XIX - начале XX века нишу дешёвых массовых изделий почти полностью контролировал предприниматель, хлебопромышленник и лесозаготовитель Николай Александрович Бугров.

Лестовку чёрного цвета носили участники 1-го Офицерского добровольческого подразделения полка генерала Маркова во время Гражданской войны – как знак принадлежности к нему.

Нашли лестовки своё отражение и в русском изобразительном искусстве. С лестовкой на левой руке изображены на картине В.И. Сурикова юродивый и боярыня Морозова.

Упоминается лестовка и в народной мудрости, например в русской пословице «Робкий муж и лестовки боится».

В прежние времена усопшему православному христианину в последний путь непременно полагалась погребальная лестовка, вкладываемая в левую руку. В этом случае её замкнутый молитвенный круг символизирует вечность, куда ведёт скоротечный путь нашего недолговременного земного странствования.

Существует книга, духовный труд «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Она называется так же, как чётки, поскольку описывает степени восхождения человека по ступеням добродетелей. В произведении сказано: «Кто приобрёл похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов» . Будем помнить эти слова и с помощью Божией укрепляться в деле духовного совершенствования.

Трудами братии Валаамского монастыря

Нетрудно догадаться, что название этих четок происходит от слова "лестница" в уменьшительной степени. Это очень узкое, слишком гибкое и довольно хрупкое приспособление для восхождения к небесам. Узкое, потому что путь к Богу неширок и тесен. А хрупкое и гибкое – как напоминание о том, что на пути духовного делания всегда нужно быть очень собранным. Сохранилась древняя пословица "Лестовка – добрая Христова лесенка, которая в рай приводит". Состоят кожаные четки лестовка из лапостков и, собственно, самой лестницы и символизируют богочеловеческую природу Спасителя. Лапостки – божественную, а лестница – человеческую.

Лапостки

Лапостки имеют форму треугольника, чаще равностороннего как символ Троицы Единосущной. Еще один их смысл – всевидящий глаз Божий. Иногда они могут иметь форму листа, но символизм их от этого не становится другим.
Традиционно лапостки изготовляют из кожи. Иногда украшают серебром или золотом. Часто дорогими нитями на них вышивают херувимов и серафимов, а также изображения святых.
Четыре лапостка соединяются между собой попарно и обшиваются окантовкой. Символически они означает Десять Заповедей, написанных на двух скрижалях с двух сторон и переданные Моисею Богом. Христом эти Заповеди были сведены до двух, а четыре евангелиста проповедали их по четырем концам света.
На этом учении держится наша вера. А поскольку любая лестница, чтобы ею можно было восходить, должна иметь опору, то символически эти две пары лапосток и являются ею. Нижняя пара – земная опора, а верхняя – небесная.

Лестница

Сама же лестница традиционно состоит из 109 ступеней: 100 малых, 3 больших и 6 аллилуйных. Это – ступеньки нашего восхождения к Богу. Условно лестница делится на 11 частей. Тем, кто желает купить кожаные четки интересно будет знать их символизм.
Первые ступени на них аллилуйные, указывающие, что любое дело начинать и заканчивать следует молитвой.
Три начальные ступени означают важнейшие добродетели христианина – веру, надежду, любовь и Троичность Бога. Три ступени в конце символизируют Воскресение Господа.
Первое простое место это Земля, а второе, в конце, Небо. Они соединяются в виде кольца как символ встречи Неба и Земли.
Первые от Земли 12 малых ступенек символизируют 12 апостолов и 12 членов Символа Веры.
38 малых ступеней, замыкающих лестовку, указывают на тот срок, в который Богородица имела во чреве Богомладенца.
38 малых плюс по одной в начале и конце больших ступеней образуют число 40, напоминающее о многом: сорокадневный пост, такой же длительности потоп, пребывание Моисея на Синае, 40-летние блуждание израильского народа по пустыни.
Следующие 33 малые ступени символизируют число земных лет Христа.
А еще 17 малых это количество пророков ветхого Завета.

Вот такой глубокий смысл имеет это важное духовное оружие христианина. Сегодня лестовка хоть и медленно, но возвращается в жизнь православного христианина. Мы предлагаем вам купить кожаные четки лестовку в нашем интернет-магазине. Этот атрибут молитвенной жизни призван на всяком месте напоминать человеку о божественном и защищать от недостойных поступков. Лестовка – духовное оружие, обращаться с ней следует благочестиво.

Жизнь христианского подвижника – труд и молитва. «Непре­станно молитесь» – эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греншаго». Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило, произнося определенное количество раз за день. Но как одновре­менно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают четки.

Употребление четок во время молитвы уходит в глубь веков. Отцы-пустынники ввели четки в египетских монастырях. Святой Великий Василий (IV в.), посетив сирийские и египетские мона­стыри, включил положение о четках в устав основанного им мона­стыря недалеко от Кесарии Каппадокийской. Написанные им «Правила иноческой жизни» были приняты всеми монастырями Византии. С помощью четок миряне и монахи могли совершать предписанное ежедневно точное количество молитв и поклонов. В богослужебных текстах отмечается, сколько раз в данном случае надо повторить ту или иную молитву. Те, кто не мог без специ­альной подготовки читать «Псалтырь» и длинные каноны по труд­ным для чтения древним рукописям, повторяли краткие молитвы по четкам наизусть в храме или у себя в кельях.

Само же количество молитв и число их повторений, предпи­санное церковным уставом, определяется символическим значени­ем чисел, т. к. все измерено мерою и «вервью». Вервь, вервица – так древние славяне называли веревку, шнурок, а также плетеный или крученый пояс. Вервица – веревка с узлами; перебирая эти узлы, христианин совершает молитвословие и поклоны. Вервица – древнейший вид четок.

Узлы использовались и при колдовстве. Церковь осуждала «ворожения» при помощи узлов. В русских текстах канонического права (XIX-XV вв.) сохранились правила для наказания и исправ­ления обращающихся к колдунам: «Если кто ходит к колдунам, для того чтобы ему ворожили, и берет колдовские узлы, пусть не ест мяса 40 дней». Новгородский митрополит Фотий (XV в.) при­зывал, чтобы «колдовских баб не признавали, ни узлов, ни приго­воров, ни трав…»

В то же время в отдельных местностях России еще в двадцатом веке после обряда венчания священник выносил хранившуюся в алтаре веревку с узлами и завязывал перед молодыми в знак крепо­сти брака еще очередной узел – ведь в Новом Завете Христос говорит апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на Небе». А «узелки на память» на носовых платках и теперь еще за­вязывают забывчивые люди.

В крайних обстоятельствах молящиеся завязывали узлы: «А лествиц, сиречъ чегок, не бе у них – и то мучители отняли. И муче­ницы навязали пятъдесят узлов из тряпиц и по тем же узлам, аки по небесовсходной лествице, обе напеременах молитву Богу вос­сылали», – так описывает «Повесть о боярыне Морозовой» мучения боярыни Ф. Морозовой и ее сестры кн. Е. Урусовой в земляной тюрьме в Боровске.

Католические четки

Католические четки-розарий, ведут свое происхождение также с III-IV вв. и представляют собой разновидность вервицы. К концу XIV века в Западной Европе существовали уже братст­ва Псалтыри Марии, т. к. в розарии насчитывается 150 малых зе­рен (бусин) по количеству псалмов в Псалтыри.

Слово розарий происходит от существительного роза, т.к. ве­нок из роз служил символом духовной короны из молитв. Почи­тание роз известно в Южной Европе с древности. В Древнем Ри­ме был праздник роз, когда венками из роз украшались гробницы; этот праздник под названием розалин (или розарин) сохранился и после принятия христианства. В западноевропейском искусстве существует много изображений Богоматери с четками. Богороди­ца сказала: «Я – Божья Матерь Розария. Я пришла просить вас каждый день молиться по четкам и изменить жизнь…» На картине А. Дюрера «Праздник четок» (находится в национальной галерее в Праге) Мария изображена с Младенцем; перед ними преклонили колени для увенчания венком из роз папа римский Юлий II и германский император Максимилиан I; на головы членов оратства четок возлагают венки из роз спустившиеся ангелы, а на архиепископа – св. Доминик.

Первое братство, призванное распространить этот обряд, бы­ло создано самим св. Домиником (1170-1221), основателем доми­никанского ордена: это «еженедельное братство четок», члены которого обязывались еженедельно прочитывать весь цикл молитв по четкам. В конце XVII века было создано «ежегодное братство четок»: все 8760 часов года были распределены между членами братства, каждый из которых читал молитвы в установ­ленный час.

Зерна розария делаются из различных материалов: камня, стекла, дерева и др. Но имеется растение, семена которого исполь­зуются для розария. Это Lithospermum (воробейник), получивший название «слезы Иова» или «слезы Христа». Зерна нанизываются на нить или металлические стержни, которые сцепляются между собой, образуя промежутки между зернами для удобства перебирания их во время молитвы. Большой розарий состоит из 150 ма­лых зерен, после каждого десятка вставляются большие зерна, ко­торые нанизываются розами. От места соединения отходит нить, на которой находятся две розы, между ними – три зерна. Конча­ется нить крестом.

Классический розарий – это тройной венок из молитв, кото­рыми верующие прославляют Христа и Богородицу, причем каж­дая роза символизирует «тайны» – пять радостных (в листьях), пять скорбных (в шипах) и пять славных (в цветах). Эти тайны посвящены пятнадцати событиям из жизни Богородицы и Христа.

Мусульманские четки

У мусульман четки обязан иметь каждый; многократное вос­хваление Аллаха совершается ежедневно на пяти молитвах: утрен­ней, полуденной, предвечерней, на закате, с наступлением ночи.

На малых мусульманских четках 33 зерна (бусины) по числу основных имен Аллаха. Число 33 может удваиваться и утраиваться, тогда между этими числами вставляются перегородки. Существует 99 прекрасных имен Аллаха – это имена-эпитеты, которыми свя­щенный Коран предписывает называть Аллаха. Этому числу чаще всего и соответствует количество зерен (бусин) на мусульманских четках. Проявлением благочестия считается как можно частое упо­минание Аллаха и его имен. Предметом гордости каждого мусуль­манина является знание этих имен наизусть.

По четкам могут молитвенно повторяться суры Корана, отдельные строфы сур, различные истины-изречения. Для этого издаются соответствующие сборники молитв и обрядов.

Буддийские четки

В буддийских четках обычно 108 зерен. Это число священное: при больших службах в буддийских храмах зажигается 108 лампад, буддийский канон – наставления Будды – состоит из 108 томов, при рождении царевича Гаутамы, будущего Будды Шакъямуни, составляли гороскоп 108 индийских браминов-астрологов и т.д. В то же время буддийские четки не обязательно содержат 108 бусин, но их число обязательно делится на три. Два конца нити соеди­няются и протягиваются сквозь три зерна в соответствии с буд­дийским символом веры: три драгоценности – верхнее (церковь), среднее (Будда), нижнее (учение). Материал, из которого делаются четки, различен, в зависимости от усердия и богатства верующего и от божества, которое хотят почтить четками.

Старообрядческая лестовка

Лестовкой называется тип четок, распространенный в Древ­ней Руси и сохранившийся в старообрядчестве. Слово лестовка означает «лестница» (ст. слав. лествица). Лестовка символизирует лестницу духовного восхождения от Земли на Небо, напоминая верующему о сне Иакова, увидевшего таинственную лестницу, соединяющую Небо с Землею, по которой ходили ангелы. (Быт. 28:12). Иакову было обещано благословлсние Бога и его покрови­тельство. Она напоминает также о сочинении Иоанна Лествичника (VI в.) «Лествица», изображающем тридцать ступеней «доброде­телей», возводящих христианина к духовно-нравственному совер­шенству.

Лестовка плетется или шьется из двух полосок, чаще всего из тонкой кожи или плотного полотна шириной примерно 8-12 мм. На севере использовали кожу нерпы. Заостренные на концах по­лоски продергиваются по очереди сквозь эти же две полоски, на­ложенные одна на другую, образуя при этом петли, в которые закладываются той же ширины деревянные палочки или сверну­тые в трубочки бумажки, на которых часто пишется сокращенно Иисусова молитва: ГИХСБ п.м.г. или «Господи, помилуй!» Эти заполненные петли образуют ступени лестницы и называются они также бобочками (уменьш. от боб) или плетушками.

Эта сплетенная или сшитая лента по количеству ступенек де­лится на 4 неравных отрезка, друг от друга отделенных тремя «великими» ступенями. Начинается она тремя малыми ступеньками. Затем идет гладкий промежуток без ступенек (равный примерно трем сту­пенькам), символизирующий Землю.

От Земли до первой «великой» ступени насчитывается 12 про­стых ступенек, означающих 12 апостолов (ученики Христа, со­провождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии распространившие веру по миру). Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Между первой и второй «великой» ступенью находится отре­зок, насчитывающий 38 простых ступенек и вместе с первой и второй «великой» ступенью образующий число 40. (Но у старове­ров-беспоповцев здесь 39-40 малых ступенек). Это число – 40-дневный пост Христа. Это также число недель, которые Богоро­дица носила во чреве Христа.

Затем после третьей «великой» ступени насчитывается 17 про­стых ступенек, которые символизируют 17 пророков Ветхого За­вета, чьи пророчества читаются на Рождество, Крещение и в дру­гие праздники. Пророки – люди, получившие от Бога дар про­зрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла. Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, на­пример, праведная Анна (16 февраля).

Далее следует отрезок без ступеней, означающий Небо. Кончается лента тремя простыми ступеньками. Три ступеньки в начале и в конце и три «великих» в середине – все вместе озна­чают девять чинов ангельских: высшие чины – Серафимы, Херу­вимы, Престолы; средние чины – Господства, Силы, Власти; низшие чины – Начала, Архангелы, Ангелы.

Если сложить число малых ступеней всех отрезков, то полу­чим 106-108. Всего – 109 (3 +12+38 +33 +17 +3 +3).

Два свободных заостренных конца сплетенной части лестовки продергиваются с двух сторон сквозь верхние углы двух сложен­ных вместе треугольников; они проходят внутри этих треугольни­ков и закрепляются на двух сложенных вместе нижних треуголь­никах, которые вкладываются вовнутрь верхних треугольников между их основаниями; при этом нижние треугольники оказыва­ются усеченными примерно на одну треть или наполовину. Четы­ре треугольника (лапостки) вырезаются из тонкого картона или твердой ткани, кожи, покрываются материей и обшиваются по краям тонкой кожаной лентой или тесьмой. Они символизируют четырех Евангелистов, а их обшивка – евангельское учение. Верхний треугольник символизирует Святую Троицу. Нижний, усеченный с двумя углами, – две природы Иисуса Христа, боже­ственную и человеческую.

Между верхними треугольными лапостками на продернутые концы полосок нанизываются семь передвижек – вырезанных или сплетенных из кожи колечек. Они символизируют семь цер­ковных таинств и напоминают благочестивым христианам, что отцы-пустынники семь раз в сутки собирались на службы: на полунощницу, утреню с первым часом, третий, шестой и девятый час, вечерню и повечерие. Передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый христианин должен отмолиться в тече­ние дня. Раньше верхние лапостки не скреплялись по двум ниж­ним углам, чтобы по открытым передвижкам можно было сосчи­тать количество отмоленных лестовок. Такие лестовки у пояса и в руках преп. Сергия Радонежского изобразил М.В. Нестеров на картинах «Труды преп. Сергия», «Юность преп. Сергия» и др. Са­мо же число семь почитается в христианстве: в молитве «Отче наш» семь просьб, в православном алтаре за престолом стоит семисвечник, который почитался и в храме в Иерусалиме.

Бывают у лестовок лапостки, верхние и нижние, которые рас­членяются еще на три лапостки, закругляющиеся внизу. Такая лес­товка считается женской; у нее есть название – «Лестовка кури­ной лапкой». Погребальная лестовка делается из белой материи.

Со слов информаторов, лестовку обязательно шила мастерица с благословления духовного отца – наставника. Ткань – хлопчатобумажная, льняная. Внутрь вставляли березовые палочки, как душа, а материал – как тело. Поэтому некоторые бабушки не принимают современные лестовки из бисера. Со слов информа­тора – Мультинской мастерицы – внутрь верхних треугольных лапостков закручиваются льняные нитки 7 раз – 7 апостолов и читается воскресная молитва: Да воскреснет Бог!

Детям дают лестовку небольшую, детскую, с 5-6 лет. Молить­ся начинают с 12 ступенек, на больших зернах читают Богороди­цу (Богородица, дева, радуйся…) Заканчивая молитву, перед последними тремя малыми зернами читается: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно во веки веков. Аминь». Последние ступени – «Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже». Затем переход на первые три малые ступеньки: «Господи, помилуй, Господи, по­милуй, Господи, помилуй». Затем снова читается: «Слава Отцу, Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь».

Всего получается 100 поклонов. 1 канон – 3 лестовки.

Замкнутость лестовок и четок означает непрестанную, вечную молитву.

Древнерусская лестовка оставалась в быту не только у старообрядцев. Она продолжала бытовать и среди мирян – нестарооб­рядцев, и среди монашества. Так, святой Серафим Саровский на иконах изображается с лестовкой. Среди портретов духовенства, которые были написаны Павлом Кориным в качестве этюдов к картине «Уходящая Русь», есть портрет молодого иеромонаха Алексия – он стоит с лестовкой не будучи старообрядцем. Вызы­вает интерес и изображение византийского государственного дея­теля и писателя Константина Акрополита на серебряном окладе иконы «Богоматерь с младенцем» (XIII-ХIV вв., Третьяковская галерея): у пояса у него висит лестовка, но только с верхними треугольными лапостками, из которых снизу высовывается передвиж­ка (шарик).

Современные русские четки

В России с XVIII в. под влиянием европеизации русской жиз­ни из церковного обихода лестовка стала постепенно вытесняться, уступив место четкам, сделанным по типу католического розария. В них чаще всего от 50 до 100 бусин (зерен), после каждой десятой вставляется большое зерно. Зерна вытачиваются из дерева, часто ароматического (можжевельник, кипарис), или какого-нибудь уральского камня. Кроме того, в монастырях плетутся четки напо­добие древней вервицы: берутся два черных шнурка и перевязы­ваются узлами так, что образуют переплетенные бусины, которые плотно сидят на этих же шнурках на определенном расстоянии друг от друга. После каждой десятой нанизывается на два шнурка большая бусина из какого-либо другого материала (дерева, камня, янтаря и др.) На соединении четок выплетается крест из этого же шнура, затем иногда кисть. По четкам молитвенно повторяют «Господи, помилуй», «Иисусову молитву», «Архангельское привет­ствие», по большим зернам – «Молитву Господню».

В XVI веке священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр поучал: «А всякому христианину всегда четки в руках держать и молитву Иисуса в устах непременно иметь, и в церкви, и в дому, и на торги ходя, и стоя, и сидя, и на всяком месте» (Домо­строй, гл.13). Впоследствии, однако, четки стали обязательной принадлежностью лишь монахов и высшего духовенства.

Лестовка в Усть-Коксинском районе – обычно старооб­рядческого типа, состоящая из холщового ремешка, к сшитым концам которого прикреплены четыре кожаных или холщовых, обшитых кожей, лопасти; внутренняя и нижняя пара – четырех­угольная, верхняя и наружная – треугольная; ремешок сплошь усажен холщовыми валиками – «бабочками», служащими для сче­та молитв и поклонов; более мелкие «бабочки», которых всего 109 штук, разделяются на 3 части (20+33+54) двумя более толстыми «бабочками». Шьют их обычно «благославленые» старухи (те же, что шьют и смертное платье).

Протопоп Аввакумъ в своем сочинении «Житие» писал: «Тажс твори по уставу и метание на колену, какъ церковь прежде дер­жала: опирайся руками и коленми, а главу до земли не доводи…», что означает запрет на непосредственное соприкосновение с зем­лей руками и головой во время молитвы. Для того, чтобы избежать последнего, в обиходе верующих и появился подручник.

Патриарх Никон в ходе церковной реформы 1656 г. упростил обряд церков­ной службы и молитвы с целью сокращения времени богослуже­ния, что, как он полагал, позволит увеличить посещаемость церкви. При этом он «отменил» земные поклоны для мирян и «белого» духовенства. Характерным примером является также и замена об­ряда крестного знаменья с двоеперстия на троеперстие. Аввакум с великой горечью восклицает: «…Оне же, бедные мудръствуютъ трема перъсты креститца, большой и указательный, и великосредний слагая в троицу, а в не ведомо в какую, больше в ту, что в Апоколепсисе пишет Иванъ Богословъ – змий, зверь, лживый пророкъ. Толкование: змий глаголется диаволъ, а лживый пророкъ – учитель ложной, папа или патриархъ, а зверь – царь лукавой, любяи лесть и неправду. Сия три перъста предал Фармос, папа римъской, благославлял и крестилъся ими… Римляне и до ныне трема персты крестятся, потом и Польшу прельстили, и вси окресныя реши – немец, и серби, и албанасы, и волохи, и греки – вси обольстились, а ныне и наша Русь ту же три перста возлюби­ла, предание Никона-отступника со дъяволом и с Фармосом. Все дико: у давешняго врага вочеловечевания нет, а у других святыи троицы нет. Чему быть?»

Протопоп Аввакум объясняет значение двоеперстия: «Всякому убо правоверну подобаетъ крепко перъсты в руке слагая держати и креститися, а не дряхлою рукою знаменатися с нерадением и бе­сов тешить, но подобает на главу, и на брюхо, и на плеча класть рука с молитвою, еже бы тело слышало, и умом внимая о сих тайнах крестися; тайны тайнам в руке перъсты образуютъ. Сице разу­мей.

По преданию святых отецъ подобает сложите три перъста: великий и мизинец и третий подле мизинаго, – всехъ трехъ кон­цы вкупе; се являет трипостасное божество – отца и сына и святаго духа.

Таже указательный и великосредний: два сия сложити и единъ от двухь – великосредний мало наклоните; се являетъ Христово смотрение божества и челвечества;

Таже вознести на главу – являетъ умъ нерожденный: отецъ роди сына, превечнаго бога, прежде векъ вечныхъ;

Таже на пуп положите – являет воплощение Христа, сына божия, от богоотроковицы Марии;

Таже вознести на правое плечо – являетъ Христово вознесе­ние и одесную отца седенис и праведных стояние;

Таж на левое плечо положите – являет грешных от правед­ных отлучение, и в муки прогнание, и вечное осуждение.

Тако научиша нас перъсты слагати святии отцы».

Подручники бывают большей частью неправильной четы­рехугольной формы около 25-30 см длины, 20 см ширины, из ку­сочков разноцветного ситца, с петелькой для подвешивания; внутрь проложен кусок войлока. Шьют сами и употребляют для подкладки под руки при земных поклонах «метаниях». Совершая ежедневное моление перед восходом солнца, отчитывают по лес­товке нужное (т.е. положенное духовным отцом) число молитв и возгласов и совершают положенное число метаний. В праздники зажигают восковые свечи, прикрепляя их к краю божницы и мо­лясь дольше обыкновенного.

Со слов бабушек, подручники шились из льна, хлопка, обяза­тельно из 12 геометрических фигур, символизирующих 12 апо­столов.

Подручник – это твое спасение, это клочок земли, на кото­ром ты будешь стоять одной ногой во время огненного суда. А архангел Михаил поднимет и спасет. Без лестовки и без подруч­ника Господь не запишет тебе ничего. Без лестовки моление не идет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Килачицкая И.Р . «И баба с лестовкой буддийской». //Живая старина, №4., 2003. С.24-27

2. Бломквист Н.Э., Гринкова Н.П . «Кто такие бухтарминцы» //Бухтарминские старообрядцы. — Ленинград, 1930. С. 32-33

3. Азы православия. Руководство обретшим веру. — Санкт-Петербург: Изд-во «Сатисъ», 2005. С. 79-80

4. Демкова И.С . Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. — Л.: Издательство «Наука», 1975.

ИНФОРМАТОРЫ:

Мультинские староверы: Зайцева Е.Р., 1931 г.р.; Чернова Ф.О., 1933 г.р.; Кудрявцева П.В.,1929 г.р.; Ошлокова М.В., 1932 г.р.; Шитова К.И., 1947 г.р.

Лестовка (от древнерусского слова «лествица », то есть «лестница ») - разновидность чёток для молитвы у старообрядцев. В отличие от новообрядческих чёток , лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в старообрядческой традиции лестницу духовного восхождения с земли на Небо. Лестовка - это традиционные православные чётки на Руси. Жизненный обиход каждого христианина-старообрядца, следующего церковно-каноническому преданию, невозможно представить без небольшой кожаной лестовки. Это незаменимая помощница в молитвенном правиле. Лестовку зовут также «мечом духовным» на изгнание мысленных супостатов.

Изсуй, Господи, оружие Твое и заври сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз , - древняя иноческая молитва на ношение лестовки.

Символы лестовки и её духовное значение

Как поднимаемся мы вверх по лестнице вещественной, с каждой ступенькой все выше от земли, так и с помощью лестовки - лестницы духовной - поднимаемся духом к небу, когда перебираем ее «ступени». Лестовка представляет собой замкнутый круг - символ вечности. Она состоит из плотно затянутых и переплетенных между собою твердых кожаных петелек, которые идут друг за другом в строго установленном порядке, неизменном в течение долгих веков.

Начало этой молитвенной лестницы, то есть протянутый от лапостков пустой промежуток, с которого и начинается наш молитвенный труд, называется «землею», как первый предварительный шаг во всяком духовном делании. И весь лествичный круг глубоко символичен, он напоминает о высшем мире, куда потихоньку возводит, с каждой пройденной ступенькой, своих благочестивых собеседников. Так, 12 первых малых ступеней говорят нам о двенадцати Христовых апостолах. Последующий отсчет - 38 малых ступеней, символически обозначает пребывание Младенца Христа во чреве Пресвятой Богородицы. 2 большие ступени и заключенные между ними 38 малых составляют вместе 40 - традиционное для церковной символики число. Следующие затем малые 33 ступени обозначают годы земной жизни Спасителя, а последние 17 - ветхозаветных пророков, говоривших о Христе. Пустое место перед лапостками символизирует здесь небо.

Строго сохраняется заповеданное еще в четвертом веке святителем Василием Великим общее число ступеней - сто малых, разделенные тремя большими. Шесть отдельных больших ступеней, расположенных у верхнего края лапостков, вместе с тремя большими ступенями лестовки символизируют девять ангельских чинов. Они напоминают об ангелах-хранителях, которые постоянно поддерживают людей на долгом и многотрудном подъеме по духовной лестнице и предупреждают от падения.

Замкнутый круг ступеней - напоминание о непрестанной молитве. Четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка символизируют четырех евангелистов, обшивка вокруг лапостков - евангельское учение. Внутри, между верхними лапостками, вшиваются семь небольших лоскутков или бусин (передвижек) по числу семи церковных таинств.

Виды лестовок: мужские и женские, праздничные и повседневные

Внешняя сторона лапостков может иметь красивую отделку. Для мужской лестовки типичны темные цвета с вышитыми начальными буквами имен евангелистов, а для женщин - более яркий, нежный цвет и узорная бисерная вышивка.

Издавна русские мастерицы изготавливают лестовки, полностью плетенные из цветного бисера. Для венчания изготавливают пару расшитых бисером белых лестовок.

Как молиться по лестовке

Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее ступеньки от земли к небу. Пальцы при этом нужно складывать так же, как и для ограждения себя крестным знамением. При совершении великих поклонов в землю аккуратно сложенную лестовку кладут на подручнике, между сложенными вместе, как «домиком», двумя полусогнутыми ладонями.

Основное назначение лестовки - быть помощницей в церковном и домашнем молении, чтобы легче было сосредоточиться на словах молитвы и знать точный счет своего правила. Молитва Исусова, совершаемая на каждую ступень лестовки, являет собою внутреннюю невидимую мысленную лестницу, направляющую нас к разумному просветлению и самосовершенствованию. Вот что написано в книге поучений священноинока Дорофея (старообрядческий «Цветник», XVII века):

Многие из святых отцов говорили, что молитва Исусова - источник всех благ и сокровищница добродетелей. Быстро удостаивает человека благодати Святого Духа и спасает. Словно палица сокрушает молитва Исусова лукавых демонов, разрушает и рассеивает тучу душевных страстей. Проясняет ум, душу и сердце человека светом веселья, утешения и радости. Равным ангелом становится человек из-за совершенной любви к Богу и из-за истинной и чистой молитвы Исусовой.

Начало духовной лестницы, возводящей на небо, основано на отказе от мира и от всего земного во всех помышлениях, делах и желаниях. А конец ее - утвержден во Святая Святых. Жить по заповедям и совершать добрые дела - все равно, что подниматься по лестнице. Поэтому и называются духовной лестницей, возводящей на небо, заповеди Господни и отеческие добродетели.

Вопрос о непрестанном молении: «Что необходимо делать, чтобы ум постоянно был обращен к Богу?»

Ответ: Если не обретет человек этих трех добродетелей: любви, воздержания и непрестанной Исусовой молитвы, - не может ум всецело обратиться к Богу. Ибо любовь укрощает гнев. Воздержание иссушает похоть. А молитва Исусова отрешает от всех помышлений. Следует отгонять от себя всякое рвение, дела и заботы, всякую суету, смущения и самомнение. И пребывать в Боге непрестанно. И Он всему тебя научит и откроет Святым Духом и небесное, и земное.

Много есть благочестивых дел, но они частные. А молитва сердцем, умом и языком - источник всех благ и, словно ароматными благовониями, напитывается ею душа человеческая. Молитва, как дыхание благодати, очищает дух, просвещает ум и наделяет человека усердием. Молитва, соединенная с трезвением ума, - охрана души. И гасит забвение, словно вода - пламя. Возлюбив ее, из грешных и недостойных станем мы святыми и благодатными. Из неразумных и забывчивых - умными и смышлеными. Из неправедных и жестоких - праведными и милосердными. И не только. Но станем и созерцателями Божественных тайн, богословами и провидцами из-за призывания имени Господа Исуса Христа, Сына Божьего.

Но без наставника молитвы этой Исусовой, говорят святые отцы, погибает, страдая, тот, кто слышал и понимает, что она велика, но не знает, как совершать ее правильно и в соответствии с ее величием. И по неразумию полагая, что достиг совершенства, начинает предаваться мечтаниям, имея однако же врагов внутри себя, не очистив свою душу и ум от страстей трезввением, вниманием сердцу, хранением ума и ограждением чувств. И такого повергают бесы. Ибо, начиная это доброе и прекрасное дело, во-первых, следует уменьшить страсти. Во-вторых, не совершать того, что не угодно Богу. В-третьих, не делать брату своему того, что не любишь и не желаешь себе. В-четвертых, оберегать свой ум, воздерживаясь от нечистых помыслов и соблазнов. В-пятых, сохранять сердце свое от сладострастия и нечистого распаления. Пост и молитва Исусова - узда, очищение и утверждение для трезвения и хранения сердца. А трезвение для молитвы - похвала, святость и основание. Трезвением называется чистота ума, сердца и души, их ясность и прозрачность. И, как лицо свое видит человек в зеркале, так в трезвенной и бодрой молитве видит человек умом всю свою жизнь: хорошо или дурно живет? Как солнце в небе сияет ярче других звезд, так, воистину, моление непрестанное, молитва Исусова и другие духовные подвиги достойнее всех земных вещей, дел и умствований. Много на земле так называемых премудростей, но все они на земле и останутся. Одна воистину премудрость есть - как душу свою спасти, поскольку она возносит душу на небо, в Царство Небесное и ставит перед Богом.

Каждому человеку, трудящемуся ради своего спасения, лукавый дьявол напоминает и постоянно приводит на ум мысли о красивых местах, обильной пище и о том, что можно спастись без подвигов, желая повергнуть его в смятение и муку и оставить без подвигов. Прельщает, борет и опаляет любую душу житейскими наслаждениями, суетными тленными делами, ленью и различными удовольствиями от юности до старости и до гроба. Ты же, оподвижник и воин Христов, понимай обман лукавых бесов. Невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим - в землю. Так и человек не может заботиться и о душе, и о теле своем. Когда же обретаем надежду и углубляемся в молитву, и отбрасываем заботы, тогда приходит и к нам усердие святых, и память смертная пребывает в уме, и Пришествие Христово, и радость Царствия Небесного. Ибо Богу угодна молитва, лишенная представлений о земном. Чем прилежней человек к молитве. Тем больше желает ее душа. Ибо молитва не что иное, как отстранение от видимого мира к невидимому .

Говорили святые отцы, что молитва - это как окно в небо: чем больше и усерднее молится человек, тем больше прозревает духом для созерцания скрытых от нынешнего века небесных тайн и откровений, которые открываются не по внешней ученой премудрости, а за прилежание к духовному труду. Семь вшитых передвижек на нашей видимой помощнице - проводнице к невидимому миру, молитвенной лестовке, предназначены так же и к напоминанию об общепринятом христианском правиле, обязывающем нас на каждый день вычитывать до семи сотен Исусовых молитв по лестовкам. Для тех, кто имеет иноческий чин, это правило увеличивается как минимум до десяти сотен, из которых семь на поклоны в пояс и три - для великих земных поклонов.

Из жития священномученика протопопа известно, что он неизменно носил полное иноческое правило, являя собою пример высоких подвигов благочестия не только для мирян, но и для многих иноков.

…Хощеши ли слушати, как у меня бывало? Егда вечерню с павечернею отпою, паки начинаю начало правилу поклонному… и проговоря «Верую» и огнь погасим; да и я и жена, и иныя охотники ну же пред Христом кланятца в потемках тех: я 300 поклон, 600 молитв Исусовых да сто Богородице, а жена 200 поклон, да 400 молитв, понеже робятка у нее пищат» (Из «Послания Борису и прочим рабам Бога Вышняго. (Письмо датируется предположительно 1681-м годом)

В XX веке за оскудением подлинного духовного подвижничества появилось очень много различных «чудесных» историй и сказаний, которые могут быть очень увлекательными, но не иметь при этом никаких убедительных доводов к доказательству своей достоверности. Использование древлеправославных символов людьми иного вероисповедания не является здесь показателем истинного единения с традициями, присущими староверам. Как, например, встречающиеся иногда на современных, художественного вида полуиконах, полукартинах портреты новообрядческих святых со старообрядческой лестовкой в деснице. Даже сам стиль иконного письма, выполненный по образцу фряжско-католической школы, уже никак не согласуется с общепринятыми церковными канонами, к которым относятся и правила в отношении лестовок для сугубой молитвы.

Отличие лестовки от четок

Следует отметить, что лестовка сама по себе имеет достаточно сложную и трудоемкую конструкцию, поэтому на сегодняшний день большинство людей, исповедующих себя христианами (т.е. речь идет о «новообрядцах»), вместо лестовок давно уже используют молитвенные «четки», типичные для церковной жизни в западноевропейских католических странах. По установившейся практике такие четки либо плетутся особым способом из жесткой нити - на шесть плетений завязывают очень аккуратные ровные и твердые узлы, либо состоят из больших круглых бусин. Рассчитаны они в основном на сто молитв по десяткам, разграниченных отдельными большими узлами или бусинами, которые предназначены только для фиксации и не имеют никакого символического толкования. Единственным показательным символом для совершения молитвенного круга является здесь четвероконечный крест. Это никак не согласуется с древнерусской, старообрядческой традицией, по которой ради сугубого благоговения запрещается изображение креста и на самих лапостках у лестовки, чтобы при совершении поклонов не опрокидывать крест и не допускать возможности соприкосновения его с землею.

Для служения ритуальных обрядов применяют своеобразные четки и представители других конфессий: мусульмане, буддисты, кришнаиты. Последние в своих упражнениях нередко могут доходить до бессознательного экстаза, повторяя по нескольку часов в заданной «гуру» мантре одно и то же слово - имя языческого бога или же своего земного учителя. Конечная цель такого занятия - «нирвана», высшее, «надземное», как они сами считают, состояние человеческого духа, когда человек становится «выше понятий о добре и зле» и от того якобы испытывает спокойствие и блаженство. В отличие от новобрядческих, четки у них уже совершенно лишены всяких символов и представляют собою однородный, ничем не замечательный замкнутый круг, собранный из деревянных или пластмассовых бусин.

Как делают лестовки

Бесспорно, что благообразная старообрядческая лестовка-красавица уже одним своим внешним видом нигде не сможет найти достойных для себя конкурентов. Изготавливаются лестовки в основном из кожи, желательно натуральной. Мастерицы просят у своего отца духовного благословение на свою работу. На весь рукодельный процесс изготовления кожаной лестовки, состоящий из нескольких различных операций, уходит от шести до восьми и более часов, в зависимости от сложности внешней отделки. Пару кожаных полосок, шириною 1-1,5 см, сплетают друг с другом поочередно, фиксируя петли на плотную бумажную основу.

Для лапостков употребляют жесткий картон, который обклеивают сверху кожей или цветной тканью. На внешнюю обшивку для прочности лучше всего использовать кожаный материал. По возможности лапостки богато украшают - бисером, паетками, золотою нитью.

В истории Христианской Церкви, составленной Ф. Е. Мельниковым, описан случай восторженной похвалы самого Австрийского императора по поводу расшитой золотом старообрядческой лестовки, преподнесенной ему монахинями-мастерицами женского Белокриницкого монастыря на добрую память о своей благочестивой обители.

…Царь пожал руку Белокриницкому святителю (речь идет о встрече в Радауцах в 1874-ом году австрийского императора Франца-Иосифа 1-го с Белокриницким митрополитом Афанасием) и низко поклонился ему в ответ на его приветствие. Инокини женского монастыря Белокриницкого пели императору многолетие и молитву Святому Духу «Царю Небесный», и поднесли ему две шитые золотом лестовки. Царь тепло их благодарил, а лестовки надел на руку и так с ними сел в карету, показывая их народу…

При соответствующем обращении одна и та же лестовка может послужить на долгие годы, стать самым верным, надежным и любимым другом, утешающим во всякой скорби и вдохновляющим к духовным подвигам.

О молитве Исусовой по лестовке

Молитва Исусова, с которой неразрывно связана наша лестовка, несет в себе еще и глубокий богословский смысл. Есть мнение, что в малых словах этой величайшей по духовной своей силе молитвы заключается все евангельское учение.

Как полагать крестное знамение при совершении молитвы Исусовой?

Возлагая руку па чело (лоб), говорят: «Господи», полагая на живот - «Исусе Христе», на правое плечо - «Сыне Божий», на левое плечо - «помилуй мя грешнаго». Такое указание содержится в книге «Старчество». («Церковь», 1913, № 19)

Говорили старые люди, знающие благочестивые изустные предания, бережно передающиеся от поколения к поколению, что в полночные часы молитва наша восходит, как «золотая». На рассвете - «серебряная», а днем, когда не так утруждаем себя, уже как бы «бронзовая» пред Богом получается. Говорили, что не до́лжно христианину на рассвете спать, потому что предстоят тогда ангелы-хранители Престолу Божию и дают отчет о наших злых и добрых делах, которые совершили мы за прошедшие день и ночь. Довлеет на день христианину попечения - как бы день от утра до вечера без греха прожить, и того по совести будет довольно.

Книга поучений священноинока Дорофея: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»

Молитву эту Исусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь. Непрестанно произноси на всяком месте, во всяком деле, во всякое время и, предваряя всякое дело, прилагай старания. Вооружайся, словно исполинский воин, словно твердо держащий в руке копье. И осеняй ею мысль свою непрестанно. Произноси молитву Исусову негромко, чтоб слышал только ты один. Не думай о тех или иных житейских вещах, а молись всей душой и без лени, ради своего спасения. Во время молитвы и во время всех молений следует пребывать вне любых желаний, прихотей, помыслов и забот. И откладывать все земные умствования и измышления, но сосредоточить свой ум и помышления на молитве и богомыслии, чтоб не прогневать Бога, трудясь впустую, вместо того, чтобы умилостивить Его.

…Часто удивляюсь я: как быстро прежние святые отцы обретали благодать и спасались! И как много было спасшихся! А ничто так сильно не любили отцы наши, как молитву. И крайнее огорчение доставляли дьяволу и бесам его нелицемерной любовью, беззлобным смирением, смиренномудрием, богомыслием, непрестанными подвигами, твердым долготерпением и остальными заповедями Господними и добродетелями. Ибо этим и совершенства достигали, сподобились благодати, и чудотворения, и спаслись. Так поступая, и мы достигнем совершенства и спасемся. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во́ веки веком. Аминь.

Инокиня Ливия, село Русская Тавра

Название «четки» происходит от слова считать, обозначая, таким образом, приспособление для счета молитв и поклонов — нитку бус или ремень с узлами. Кожаные четки называются — лествица, или лестовка. Она представляет из себя круглый ремень с плетеными ступеньками, внутрь которых обычно закладывают свиток с написанной Иисусовой молитвой. Лестовка по своему назначению совпадает с четками, служа также для счета молитв и поклонов. Сохранению лестовки мы обязаны старообрядцам и единоверам, в обиходе которых старинная русская лестовка осталась до сего времени.

По церковному преданию, прототипом лестовки послужила вервица — веревочная петля с навязанными на ней узлами, служившая для счета числа Иисусовых молитв. Введены четки в обиход еще святым Василием Великим (по другим источникам — Пахомием Великим и даже Антонием Великим), но в любом случае — очень давно, в первые века христианства. Приспособление это было сделано для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения — ни практического, ни символического — они в то время не имели.
У нас же, на Руси, не просто считали молитвы. Русские молитвенники поднимались от земли на небо по ступеням символической лестницы, навыкая ум свой всегда держать высоко в небе, у престола Вседержителя. Так на Руси вервица превратилась в лествицу — лестницу на небо -, все части которой получили важное символическое значение. Из простого приспособления для счета - вервицы - лестовка превратилась в важнейший инструмент молитвы, предназначенный, по словам свт. Игнатия Брянчанинова, для несовершенных. Совершенным же это не нужно — их молитва соединена с дыханием. Хотя старец Серафим, великий подвижник и делатель непрестанной молитвы, все же носил всегда с собою четки, чаще именно лестовку.

Лествица представляет из себя плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Хотя вначале, видимо, делались и лествицы, концы которых не соединяли и они представляли из себя просто полоску кожи со ступеньками. Образец такой лестовки мы можем видеть на старинной иконе св. прав. Иулиании Лазаревской, мощи которой находятся в древнерусском городе Муроме. Но замкнутый круг — образ вечной и непрестанной молитвы — более подходит для этого символического предмета. Лестовка знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на небо. Постоянно поднимаясь вверх по ступеням лестницы, человек научался пребывать умом рядом с Богом, иметь память Божию, поэтому каждый русский имел свою лестницу на небо. Она сопровождала русского человека всю земную жизнь, и, не случайно, ее вкладывали ему в руки, когда он отходил ко Господу.
Устройство лествицы глубоко символично. Древняя лестовка имеет 100 простых ступеней и 9 «великих», которые располагают по 3 ступени в начале, середине и конце лествицы. Они все вместе означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделяется на 4 неравных участка: от «земли» - 12 ступеней, что означает 12 апостолов, далее — 38 ступеней, означающие 38 недель, которые Богородица носила во чреве Младенца, а также считают с первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40- дневный пост Господа Иисуса Христа. До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Спасителя. В конце до «неба» идут 17 ступенек, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка», которые символизировали четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Раньше каждый благочестивый христианин должен был 7 раз пройти лестовку (т. е. прочитать 700 молитв Иисусовых). Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу 7 таинств церковных. Это практическое значение передвижек в современных лестовках отсутствует, они делаются или символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.
Кроме обычной лестовки, встречаются «Богородичные лестовки» на 150 ступеней. Они имеют позднее происхождение и сделаны для исполнения «Богородичного правила».

Интересно, что назначение лестовок было самое разнообразное. Ими пользовались не только при чтении молитв. Например, при венчании у молодых в руках обязательно должны были быть лестовки, обычно белого цвета, украшенные дорогой вышивкой. Богатые люди, в основном купцы, которые на Руси отличались благочестием, всегда держали лестовку в левой руке, перебирая ее ступени. Были также траурные лестовки. Их подавали как милостыню, вместе с продуктами и вещами. Кожаная лестовка в руках суровой бабушки вызывала трепет у непослушных внуков. Богато украшенная лествица была желанным подарком для любого верующего человека.
Центром лестовочного промысла была Нижегородская область. Сейчас с этим забытым промыслом можно познакомиться в Семёновском государственном историко-художественном музее.

К сожалению, после раскола на Руси лестовка, в основном, осталась в обиходе старообрядцев и единоверцев, хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей церкви. Это незаслуженно забытый атрибут древнерусского благочестия. Используя глубокий символизм мысленного восхождения на небо с помощью тонкой плетеной лестнички (ведь именно так можно перевести слово «лестовка») наши предки, ступенька за ступенькой, многажды в день восходили от земли на небо. Вновь вернув лествицу в нашу жизнь, мы сможем прикоснуться к духовным тайникам наших предков, почувствовать глубину их духовных возможностей, обрести и прильнуть к нашим духовным истокам, кладезь которых неисчерпаем. Многие русские святые использовали для молитв именно лествицу. Всем известно, что по лестовке молился Светильник Земли Русской — преп. Серафим Саровский. На многих иконах в руке батюшки Серафима видна именно лестовка. Все старцы Саровской пустыни пользовались ею для выполнения монашеского правила. На старинных иконах преподобного Сергия Радонежский,портрете матушки Александры, первоначальницы Дивеевской, Ильи Муромца, Еразма Киево-Печерского, Марка Молчальника Саровского, праведной Иулиании, Анны Кашинской. На прижизненных фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого, мы также видим лестовку - символ духовного восхождения от земли на небо.

В духовной практике современной Православной Церкви нет строгого правила как молится на чётках. Основная молитва- Иисусова: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или более короткие формы, самая короткая из которых- «Господи, помилуй». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и прошений, и благодарений, и воздыханий. Четки напоминают нам о непрестанной молитве, о как можно более частом призывании имени Божьего. Лестовку издавна перебирали левой рукой, что способствовало сосредоточению ума и помогало иметь постоянную память о Боге. Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определённого количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению духовника, потому что в противном случае можно серьёзно навредить своему духовному деланию. Молитва на четках не исключает также возможных вставок других молитв, например на каждой большой ступени или промежутке можно читать « Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку. Или можно молиться своими словами, которые изливаются из самого сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.
Теперь понятно, почему четки, изначально предназначенные просто для счета молитв, на Руси стали «духовным мечом», используя слова ап. Павла из Св. Писания. Это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол относил эти слова к силе христианской проповеди. Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Действительно, четки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом знают, что в молитве мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной жизни, но и в момент духовной брани поражаем ею невидимых врагов, как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врага нашего спасения.
Четки напоминают нам и о притче Спасителя о сеятеле. Неправильная, неразумная молитва уподобляется растению, выросшему на каменистой почве, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием. От такой молитвы человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная Иисусова молитва) можно сравнить со стократным плодоношением. Не случайно древнерусская лествица имела 100 ступеней. Это символ того, что, если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, какое приложим.

Все эти символы, связанные с внешним видом четок, нужны для того, чтобы возбудить в нас ревность к занятию молитвой Иисусовой и понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, истоки которого лежат в недрах русской души. Это памятник русского духовного делания и символ русского национального самосознания.

Loading...Loading...