Доходы русской православной церкви. Приглашение на исповедь: сколько зарабатывают священники в России

Симптом огарков

Когда мне было восемь, и я в третий раз убежала из дома, прожив полтора дня на дикой яблоне в лесу, родители, оправившись от истерики, отдали меня в православную воскресную школу. Тем я и спаслась, то есть, переводя на мирской язык, перестала прятать дневники с двойками и тырить по просьбе пацанов бычки из родительских пепельниц, променяв этот досуг на помощь по уборке храма, в том числе, тушению свечных огарков.

Тут весь секрет в том, чтобы от свечи осталось хотя бы полсантиметра – иначе её будет сложно достать из подсвечника. И, зная этот секрет, я очень удивилась, когда несколько месяцев назад заметила в одном из полупустых храмов сергиево-посадской лавры бабушку, тушившую и наполовину недогоревшие свечи. Я запомнила тот случай ровно потому, что не нашла ему тогда объяснения.

Зато нашла сейчас, взявшись за этот материал. Оказалось, что огарки – это такой симптом. Симптом болезни церкви , которая никак не может понять, кто она – компания «Московская Патриархия Русской Православной Церкви», управляющая огромными активами , или дом Божий. «Всё, что ты найдёшь, – это только сплетни», – сказали хором все мои православные друзья. Я нашла факты и сделала вывод ещё и о симптоме болезни общества, которое из страха разочарования предпочитает закрывать глаза на проблемы, а не решать их .

Огарки сладки

Симптом огарков многократно описывался блогерами. Вот тут девушка описывает, как потушили её собственную свечу. Вот тут девушке не разрешили поставить свечу, купленную не в храме. Почему такое происходит? Огарки отправляются на переплавку, и из них делаются новые свечи – это не секрет. Например, Вознесенский храм просит огарки даже от домашних свечей приносить в церковь. У храма своя выгода – он относится к Екатеринодарской епархии, которая, по данным Росстата на 1 января 2010 года, является стопроцентным владельцем «ОТД Свечная мастерская» .

Свои свечные заводики есть, по данным того же Росстата, у Самарской и Сызранской епархий (так и называется – ООО «Самарская епархиальная свечная мастерская»), и у РПЦ напрямую – ООО «ХПП Софрино РПЦ», которое снабжает свечами всю Москву и ту же сергиево-посадскую лавру. То есть в храмах Самары и Москвы тоже есть риск поймать косые взгляды, зайдя со своими свечами. Ведь вся эта ситуация ставит батюшек в двусмысленное положение: как менеджеры, они должны заботиться о благоденствии прихода материальном, как святые отцы – о духовном. Результатом тяжёлой внутренней борьбы и становятся надписи-компромиссы вроде «С чужими свечами не входить» .

Ещё один компромисс между духовным и материальным – ценники на священные таинства: крещения, отпевания, венчания. Если верить статистике Яndex, венчаться чаще всего люди хотят в Храме Христа Спасителя. Звоню, чтобы узнать, сколько это будет стоить – оказывается, от 10 тысяч рублей и только после собеседования с батюшкой. В Екатеринбурге, где зарплаты раза в три меньше, за то же венчание в Ново-Тихвинском монастыре просят в три раза меньше – 2800. В ситуации, когда батюшка менеджер, власть, данная Богом, может стать товаром. Этот «товар» Вознесенский Печерский мужской монастырь продаёт, например, прямо через интернет-магазин. В моей корзине заказов «Вечное поминовение» за 3000 рублей .

Корпорация РПЦ

Суббота. Четыре часа вечера. Церковная лавка внутри небольшого храма Илии Пророка в районе метро «Преображенская площадь». Женщина с сумкой Calvin Klein протягивает две сторублёвые бумажки и просит шесть свечей по 20 рублей. Сдачу кидает в ящик «На восстановление храма». Следом за ней бабушка в полиэстеровом платочке протягивает рублёвые монетки и просит две свечи по пятаку. Это лучшее доказательство того, что прихожане не против дать церкви возможность подзаработать. Производство церковных свечей диаметром до 2 см стоит до 1 рубля . В храмах цена на эти свечи доходит до 15 рублей . Так что прибыль достигает 1500% без учёта экономии на переплавке свечных огарков. Но мы смиренно покупаем свечи, считая разницу в цене своими жертвами церкви.

Информация о структуре доходов РПЦ – тайна, охраняемая более бережно, чем работа космодрома «Байконур». Туда хотя бы журналистов пускают. О финансах церкви публично говорилось только на архиерейских соборах, что до половины доходов – это пожертвования частных лиц и компаний. Откуда берётся всё остальное? Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также Синодальный информационный отдел не стали отвечать на вопросы для этой статьи.

РПЦ зарегистрирована, как юридическое лицо – некоммерческая религиозная организация «Московская Патриархия Русской Православной Церкви». Ей напрямую принадлежит, по данным СПАРК, 145 монастырей, церквей и епархий (которым, в свою очередь, тоже принадлежат церкви и монастыри). Все они имеют статус религиозных организаций. Он позволяет не платить налоги с земли, на которой стоят церкви и монастыри, на сами здания церквей и монастырей, наконец, не платить НДС с продажи церковных книг, свечей, с отпеваний и крещений.

Проблема в том, что в законе не перечислены конкретные объекты, освобождающиеся от налогов, а даны весьма расплывчатые формулировки – «религиозное назначение» и «религиозная деятельность». Благодаря этому, церковь не платит налоги не только с икон, но и, например, с компьютеров, а также с принадлежащих ей заводов. Последнее – серьёзная проблема для Федеральной налоговой службы, которая даже была вынуждена обратить внимание своих региональных отделений на то, что, по крайней мере, земельный налог такие заводы платить должны...

Доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в прошлом году 4,6 млрд рублей. Такие данные зафиксировала официальная статистика Федеральной налоговой службы (есть в распоряжении «Известий»). Это почти в 3 раза больше, чем 3 года назад: на начало 2011 года аналогичные доходы составили только 1,47 млрд рублей.

Самым «набожным» городом России стал Санкт-Петербург, в храмах которого прихожане потратили почти 2,9 млрд рублей. На втором месте - Москва с выручкой местных храмов и церквей в размере 800 млн рублей. На третьем - Вологодская область (327 млн рублей). В традиционно мусульманских северо-кавказских регионах России официальная статистика не зафиксировала таких доходов религиозных организаций.

Это вполне понятно, - говорит религиовед, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Роман Силантьев. - Подавляющая доля таких официальных доходов относится к Русской православной церкви. У мусульман и многих других конфессий магазинчики с религиозной литературой и символикой юридически не относятся к мечетям, и там не принято проводить какие-либо религиозные обряды, похожие на те, что проводятся в русских церквях. Поэтому пожертвования прихожан других конфессий, как правило, не попадают в официальную статистику.

В Русской православной церкви такой рост доходов связывают с увеличением количества прихожан.

Это свидетельствует о том, что деятельность церкви расширяется, - говорит замруководителя пресс-службы Московской патриархии РПЦ Александр Волков. - В последние годы Церковь занимается увеличением количества епархий и приходов, соответственно, растет количество людей, которые посещают храмы и монастыри Русской православной церкви. То есть количество мест, в которых люди могут приобретать те или иные церковные предметы, стало больше.

По мнению экспертов, в значительной мере интерес людей к вере подогревают и многочисленные резонансные акции, широко освещаемые СМИ: привоз в Россию православных реликвий и святынь. Например, в 2011 году по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию часть Пояса Богородицы. Святыня, которая, по преданию, исцеляет от бесплодия и дает здоровье, была доставлена в храм Христа Спасителя 19 ноября. За те дни, что Пояс был доступен верующим, храм посетило более 800 тыс. человек. Очереди выстраивались с ночи, а время ожидания доходило до 26 часов. В 2012 году в Москву привезли ковчег с Ризой Господней, а в 2013-м - Крест апостола Андрея Первозванного. В начале 2014 года в Россию прибыли Дары Волхвов - посмотреть на них пришли в общей сложности более 400 тыс. человек.

У людей есть потребность быть частью некоторой общности, - говорит профессор Высшей школы экономики Татьяна Коваль. - Многие думают, что, отстояв такую очередь, купив иконку или поставив свечку, они приобщаются к этой общности, становятся несколько духовнее.

Кроме позитивных акций интерес к Церкви подогревают и некоторые скандальные акции, отмечает глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.

Это и известное «выступление» в храме Христа Спасителя, и «квартира патриарха», и принятие закона о защите религиозных чувств. Поэтому люди стали больше обращать на это внимания и стали больше интересоваться этим вопросом, соответственно, выросли и доходы религиозных организаций, - отмечает он.

Кроме того, свой эффект дало активное включение Русской православной церкви в различные образовательные и благотворительные программы, добавляет директор Института религии и права Роман Лункин.

Люди действительно стали больше ходить в церковь, покупать книги, заказывать обряды, это показывает возвращение духовной жизни людей к своим истокам, - подытоживает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. - Церковь прекращает быть неким «осторожным» духовным наследием Советского Союза, когда Церковь в сознании многих была чем-то «странным». Она становится нормальной частью нашей жизни, люди понимают, что жизнь христианина - это не жизнь отшельника, а совершенно нормальная жизнь для обычного человека и жить христианином очень просто и легко.

Следует отметить, что доходы Церкви не являются прибылью как таковой. В 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало на РПЦ в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. В своем иске ОЗПП просило обязать подворье разместить вывески на всех павильонах, оформить ценники на всех товарах, установить кассы и выдавать чеки на товар всем посетителям. «Поводом для обращения в суд послужили системные и длительные нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные данной организацией при осуществлении коммерческой деятельности по продаже товаров и услуг», - говорилось в сообщении ОЗПП.

В свою очередь, представители религиозной организации - подворья Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, - назвали доводы представителей общества несостоятельными.

Законодательство не запрещает религиозным организациям реализовывать предметы религиозного назначения как на возмездной, так и на безвозмездной основе, то есть распространять их, - пояснили они. Как утверждали представители РПЦ, торговля на территории храма не осуществляется, а оплата товаров является добровольным пожертвованием прихожан. Мосгорсуд отказал ОЗПП в удовлетворении иска к Церкви.

Доходы религиозных организаций от "совершения обрядов и церемоний", а также от "продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения" выросли в прошлом году на 27%, до 1,79 млрд рублей. Об этом свидетельствует статистика Федеральной налоговой службы, с которой ознакомился Лайф.

Сумма пожертвований от граждан и организаций "на ведение уставной деятельности", наоборот, незначительно снизилась, на 3%, до 4,03 млрд рублей.

В 2014 году россияне, наоборот, больше жертвовали, но реже покупали духовную литературу и заказывали службы. Пожертвования составляли почти 4,2 млрд рублей, но доходы от продажи свечек и икон, а также от совершения обрядов составили только 1,4 млрд рублей.

Речь идёт именно об РПЦ. Как отмечает председатель экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Роман Силантьев, подавляющая доля таких доходов относится к Русской православной церкви, так как, например, в исламе не принято проводить религиозные обряды, похожие на те, что проводятся в русских церквях. Поэтому пожертвования прихожан других конфессий, как правило, не попадают в официальную статистику.

В статистике ФНС за 2015 год появились данные о том, сколько церквям перечислили их различные дочерние структуры - правда, они выглядят несколько заниженными. Если в 2014 году "дочки" перечислили 25 млн рублей, то в прошлом году сумма выросла более чем на 50%, почти до 40 млн рублей. Основные доноры РПЦ - это Художественно-производственное предприятие "Софрино", гостиница "Даниловская" на территории Свято-Данилова монастыря, а также издательство Московской патриархии.

"Софрино" выпускает иконы, церковную мебель, гробницы, чаши, свечи восковые и парафиновые, обеспечивая этими предметами церковные приходы. Отчётность не публикуется. Гостиница "Даниловская" предлагает одноместные номера, ценой до 4100 рублей в день с завтраком, и апартаменты до 13 тыс. рублей в день. В 2014 году выручка гостиницы составила, по данным базы "Спарк", 112 млн рублей, прибыль чуть больше 1 млн рублей.

Депутат Заксобрания Петербурга, пономарь местной церкви Святителя Петра Митрополита Московского Виталий Милонов подтверждает данные ФНС. По его словам, в "период испытаний", который сейчас испытывает наша страна, люди чаще обращаются к Богу:

"По моим наблюдениям, и прихожан в храмах стало больше, и они стали больше записывать имён для проведения служб, покупать свечек и различной литературы. Вот вам простой пример. Совсем недавно у нас открылась новая церковь, где было ноль прихожан. А сейчас уже в неё ежедневно ходят 50-70 человек. Учитывая, что за последний год по всей стране открылись сотни новых церквей, можно с уверенностью утверждать, что прихожан стало значительно больше. Но где-то церковь была слишком далеко, и многие просто не могли до неё доехать".

В Русской православной церкви официально не стали комментировать приведённую статистику. Ранее в пресс-службе патриарха отмечали, что не располагают данными о финансовой деятельности Церкви. Как показывают данные базы "Спарк", практически каждый приход РПЦ является отдельным юридическим лицом, а консолидированная отчётность РПЦ не публикуется в открытых источниках.

Следует отметить, что доходы Церкви не являются прибылью как таковой. В 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подавало на РПЦ в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. В своём иске ОЗПП просило обязать подворье разместить вывески на всех павильонах, оформить ценники на всех товарах, установить кассы и выдавать чеки на товар всем посетителям.

"Поводом для обращения в суд послужили системные и длительные нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные данной организацией при осуществлении коммерческой деятельности по продаже товаров и услуг", - говорилось в сообщении ОЗПП.

Хамовнический суд Москвы принял сторону РПЦ, указав, что действия Церкви не подпадают под закон о защите прав потребителей. Также юротдел патриархата опроверг утверждение, что храм занимается какой-либо коммерческой деятельностью, включая продажу предметов культа.

Религиозная организация, имеет льготы, но все до одной они - ключевые. Она полностью освобождена от уплаты:

То есть фактически РПЦ не платит в бюджет вообще ничего.

Налоговый кодекс РФ четко оговаривает: освобождение идет только от религиозной деятельности, а вся коммерческая, даже осуществляемая РПЦ, подлежит обязательному налогообложению. Поэтому, согласно отчетам, церковь коммерческой деятельности не ведет вообще. По словам высокопоставленного российского чиновника, на самом деле с церковью просто не хотят связываться.

Хроника хозяйственной деятельности

2019: Семинар по управлению проектами, фандрайзингу и краудфандингу

2018

Закупки атрибутики в Китае

Активы епархий: заводы, компьютерные центры, строительные компании

ОАО «Ритуальная православная служба»

Согласно базе СПАРК, патриархия являлась совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба». На 2016 год компания была закрыта, однако в это время действует учрежденная ей «дочка» - ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год - 58,4 млн руб.) .

2015: Пожертвований меньше (4,03 млрд руб), а доходы выросли на 27% до 1,79 млрд руб

7 июня 2016 года стало известно о росте доходов РПЦ от обрядовой и церемониальной деятельности на 27%, а объём пожертвований незначительно снизился .

Доходы религиозных организаций от "совершения обрядов и церемоний", "продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения" выросли в 2015 году на 27% и достигли 1,79 млрд руб., сообщили СМИ со ссылкой на статистику Федеральной налоговой службы .

Сумма пожертвований от граждан и организаций "на ведение уставной деятельности" незначительно снизилась - на 3%, до 4,03 млрд руб.

В 2014 году россияне жертвовали больше. Пожертвования составили почти 4,2 млрд рублей, но доходы от продажи свечек и икон, обрядов достигли 1,4 млрд руб.

Подавляющая доля этих доходов соотносится только с Русской православной церквью, поскольку в исламе не принято проводить религиозные обряды, схожие с теми, что проводятся в русских церквях. Поэтому пожертвования прихожан других конфессий не попадают в официальную статистику.

2012: Ежегодный доход $100-150 млн. Схема юрлиц

2003-2010: Доля 25% в дилере автомобилей "БМВ Русланд"

В период с 2003 по 2010 гг. подконтрольное РПЦ ЗАО "АО Витал" владело четвертью "БМВ Русланд", однако в 2010 году компания была ликвидирована, и на ее месте прописана ООО "БМВ Русланд Трейдинг".

2000: 55% доходов - коммерческие предприятия

В 2000 году архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика:

  • 5% бюджета патриархии - отчисления епархий,
  • 40% - спонсорские пожертвования,
  • 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

1997: Депозиты, гособлигации и коммерческие предприятия

На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий .

1990-е: Импорт сигарет и торговля водкой

В 1990-е структуры РПЦ вели беспошлинный ввоз сигарет и торговлю водкой.

Включая торговлю BMW, и обнаружила детали, способные спровоцировать батюшек на грехи.

Симптом огарков

Когда мне было восемь, и я в третий раз убежала из дома, прожив полтора дня на дикой яблоне в лесу, родители, оправившись от истерики, отдали меня в православную воскресную школу. Тем я и спаслась, то есть, переводя на мирской язык, перестала прятать дневники с двойками и тырить по просьбе пацанов бычки из родительских пепельниц, променяв этот досуг на помощь по уборке храма, в том числе, тушению свечных огарков.

Тут весь секрет в том, чтобы от свечи осталось хотя бы полсантиметра – иначе её будет сложно достать из подсвечника. И, зная этот секрет, я очень удивилась, когда несколько месяцев назад заметила в одном из полупустых храмов сергиево-посадской лавры бабушку, тушившую и наполовину недогоревшие свечи. Я запомнила тот случай ровно потому, что не нашла ему тогда объяснения.

Зато нашла сейчас, взявшись за этот материал. Оказалось, что огарки – это такой симптом. Симптом болезни церкви, которая никак не может понять, кто она – компания «Московская Патриархия Русской Православной Церкви», управляющая , или дом Божий. «Всё, что ты найдёшь, – это только сплетни», – сказали хором все мои православные друзья. Я нашла факты и сделала вывод ещё и о симптоме болезни общества, которое из страха разочарования предпочитает закрывать глаза на проблемы, а не решать их .

Огарки сладки

Симптом огарков многократно описывался блогерами. Вот тут девушка описывает, как потушили её собственную свечу. Вот тут девушке не разрешили поставить свечу, купленную не в храме. Почему такое происходит? Огарки отправляются на переплавку, и из них делаются новые свечи – это не секрет. Например, Вознесенский храм просит огарки даже от домашних свечей приносить в церковь. У храма своя выгода – он относится к Екатеринодарской епархии, которая, по данным Росстата на 1 января 2010 года, является стопроцентным владельцем «ОТД Свечная мастерская» .

Свои свечные заводики есть, по данным того же Росстата, у Самарской и Сызранской епархий (так и называется – ООО «Самарская епархиальная свечная мастерская»), и у РПЦ напрямую – ООО «ХПП Софрино РПЦ», которое снабжает свечами всю Москву и ту же сергиево-посадскую лавру. То есть в храмах и Москвы тоже есть риск поймать косые взгляды, зайдя со своими свечами. Ведь вся эта ситуация ставит батюшек в двусмысленное положение: как менеджеры, они должны заботиться о благоденствии прихода материальном, как святые отцы – о духовном. Результатом тяжёлой внутренней борьбы и становятся надписи-компромиссы вроде «С чужими свечами не входить» .

Ещё один компромисс между духовным и материальным – ценники на священные таинства: крещения, отпевания, венчания. Если верить статистике Яndex , венчаться чаще всего люди хотят в . Звоню, чтобы узнать, сколько это будет стоить – оказывается, от 10 тысяч рублей и только после собеседования с батюшкой. В Екатеринбурге, где зарплаты раза в три меньше, за то же венчание в Ново-Тихвинском монастыре просят в три раза меньше – 2800. В ситуации, когда батюшка менеджер, власть, данная Богом, может стать товаром. Этот «товар» Вознесенский Печерский мужской монастырь продаёт, например, прямо через интернет-магазин. В моей корзине заказов «Вечное поминовение» за 3000 рублей .

Корпорация РПЦ

Суббота. Четыре часа вечера. Церковная лавка внутри небольшого храма Илии Пророка в районе метро «Преображенская площадь». Женщина с сумкой Calvin Klein протягивает две сторублёвые бумажки и просит шесть свечей по 20 рублей. Сдачу кидает в ящик «На восстановление храма». Следом за ней бабушка в полиэстеровом платочке протягивает рублёвые монетки и просит две свечи по пятаку. Это лучшее доказательство того, что прихожане не против дать церкви возможность подзаработать. Производство церковных свечей диаметром до 2 см стоит до 1 рубля . В храмах цена на эти свечи доходит до 15 рублей . Так что прибыль достигает 1500% без учёта экономии на переплавке свечных огарков. Но мы смиренно покупаем свечи, считая разницу в цене своими жертвами церкви.

Информация о структуре доходов РПЦ – тайна, охраняемая более бережно, чем работа космодрома «Байконур». Туда хотя бы журналистов пускают. О публично говорилось только на архиерейских соборах, что до половины доходов – это пожертвования частных лиц и компаний. Откуда берётся всё остальное? Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также Синодальный информационный отдел не стали отвечать на вопросы для этой статьи.

РПЦ зарегистрирована, как юридическое лицо – некоммерческая религиозная организация «Московская Патриархия Русской Православной Церкви». Ей напрямую принадлежит, по данным СПАРК, 145 монастырей, церквей и епархий (которым, в свою очередь, тоже принадлежат церкви и монастыри). Все они имеют статус религиозных организаций. Он позволяет не платить налоги с земли, на которой стоят церкви и монастыри, на сами здания церквей и монастырей, наконец, не платить с продажи церковных книг, свечей, с отпеваний и крещений.

Проблема в том, что в законе не перечислены конкретные объекты, освобождающиеся от налогов, а даны весьма расплывчатые формулировки – «религиозное назначение» и «религиозная деятельность». Благодаря этому, церковь не платит налоги не только с икон, но и, например, с компьютеров, а также с принадлежащих ей заводов. Последнее – серьёзная проблема для Федеральной налоговой службы, которая даже была вынуждена обратить внимание своих региональных отделений на то, что, по крайней мере, земельный налог такие заводы платить должны.

Помимо приходов, на балансе организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» на 8 августа этого года висело пять коммерческих организаций. Самая крупная из них – уже упомянутая «ХПП Софрино РПЦ» . Это такой официальный поставщик церковной утвари, икон, свечей и одежды. Последний раз информация о этой компании озвучивалась в 1997 году. Тогда её оборот достигал 120 млн. рублей в год в переводе на сегодняшние деньги. Но с тех пор количество приходов РПЦ выросло на 67% (с 18 тысяч). С большой долей вероятности обороты «Софрино» выросли на столько же и достигают тогда 200 млн. руб. в год.

Вторая компания – ЗАО «Православная ритуальная служба». Она не столь интересна, как её «дочка» с похожим названием – ОАО «Ритуальная православная служба» . Это одна из крупнейших компаний на московском рынке ритуальных услуг (совладельцем является правительство ) с оборотом, по данным СПАРК, в 133 млн. рублей за прошлый год. Год назад компания чуть не лишилась «лицензии» на похоронное дело – из-за огромного количества жалоб на недоброкачественную работу.

Третья компания – это «Банкхаус Эрбе» , болтающийся в середине четвёртой сотни рейтинга банков. РПЦ также признавала, что является соучредителем банка «Пересвет» , занимающего 69 место по размеру активов на август этого года.

Остальные активы довольно предсказуемы – это издательский – «Издательство московской патриархии» и «Патриарший издательско-полиграфический центр»; информация о финансах не раскрывается.

Даже только по скудной информации об официальных источниках доходов становится очевидно, что активы РПЦ превышают 1 млрд. долларов – а это входной порог в золотую сотню Forbes.

Запрятанные активы

Самый громкий скандал в истории РПЦ случился в 1997 году. Тогда журналист «МК» Сергей Бычков опубликовал статьи, обвинявшие церковь в торговле табаком и алкоголем под видом гуманитарной помощи, что позволяло не платить налоги. По данным Государственного таможенного комитета, РПЦ ввезла в Россию 18 млрд. сигарет и 21 млн. литров вина, из-за чего бюджет недополучил более 1 трлн. рублей. После скандала льготы были отменены , даже несмотря на то, что журналист Бычков проиграл все поданные против него церковью иски.

В надежде избежать исков, я подхожу к вопросу монументально – анализирую базы данных СПАРК, просматривая епархию за епархией, дочку за дочкой, внучку за внучкой, и обнаруживаю невероятный факт. Ещё год назад через сеть аффилированных компаний РПЦ торговала машинами BMW , являясь соучредителем ООО «БМВ Русланд» вместе с австрийским подразделением BMW (БМВ ОСТЕРРАЙХ ХОЛДИНГ ГМБХ, зарегистрированным в ). (Цепочка длинная: РО «Московская патриархия» владеет 100% «Фонда православного ТВ», которому принадлежит 25% ЗАО «АО Витал», а тот, в свою очередь, контролирует 25% ООО «БМВ Русланд». Эта компания была зарегистрирована в 1999 году. До 2005 года, видимо, через неё концерн BMW Russia продавал свои, собранные на калининградском заводе «Автотор» машины). Пресс-служба BMW Russia отказалась от комментариев для этой статьи.

Loading...Loading...