Духовные ориентиры личности моего любимого персонажа. Деятельность и общение

Человек, являясь существом общественным, не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития.

Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Источником моральных норм являются заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа. Фундаментом главного общечеловеческого нормативного морального требования является «золотое правило» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности -положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта для субъекта. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины « антиценности » или «отрицательные ценности ». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Деятельность как способ существования людей.

Деятельность - присущий только человеку способ отношения к окружающему миру, изменение и преобразование мира в интересах человека. В ходе деятельности человек создает «вторую природу»- культуру.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность человека имеет сходство с активностью животных, однако существуют следующие принципиальные различия:

1)результатом деятельности является изменение природы(активность предполагает только лишь приспособление к условиям природы);

2)человеку присуще целеполагание в деятельности, он учитывает опыт предыдущих поколений(животное выполняет генетически заложенную программу. Активность животного целесообразна, направляется инстинктами);
3)человек использует в процессе деятельности орудия труда(животное же использует уже готовые природные материалы)

4)деятельность носит творческий, продуктивный, созидательный характер(активность же- потребительский).

Структура деятельности.

Виды деятельности : практическая (материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная (учебно-познавательная, научная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Субъект- это тот, кто осуществляет деятельность(человек, коллектив, общество).

Объект- это то, на что направлена деятельность.

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.(подробнее в билете 17).

Действия- процессы, направленные на реализацию поставленной цели.

Цель- осознанный образ результата, на получение которого направлена деятельность.

Средства и методы- все, что используется в процессе деятельности для достижения цели. Средства бывают материальные и духовные.

Результат- реализованная на практике цель. Результат бывает материальный(предметы, здания) и идеальный(знания, произведения искусства)

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные - безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные - в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические - стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования - бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

Мотивы деятельности.

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Мотивами могут являться:

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения - твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки - преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Виды деятельности.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей.

Игровая деятельность в зависимости от возраста и психического развития ребенка преобразуется в разные виды:

предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных значений);

ролевая игра (игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с их значениями, игра может быть организована и между детьми);

игра по правилам (игра регулируется требованиями или правилами, которым ребенок должен подчинить свое поведение).

Учебная деятельность - это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений .

Первое необходимое условие для формирования учебной деятельности -- создание у ребенка сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений, навыков. Активными носителями общественного воздействия на развитие ребенка выступают взрослые. Они организуют его деятельность и поведение с целью присвоения им общественного опыта через процессы обучения и воспитания .

Обучение - процесс целенаправленного воздействия на деятельность и поведение ребенка с целью передачи ему общественного опыта, накопленного человечеством в виде знаний, умений и навыков.

Воспитание - это влияние на личность ребенка с целью передачи общественных норм и ценностей.

Трудовая деятельность - это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека .

Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

Деятельность и общение.

Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта и с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

ВАРИАНТ 1.

1. Главной задачей духовно – теоретической деятельности является

2) сохранение духовных благ

2. Культура в наиболее широком смысле слова означает

1) уровень воспитанности отдельной личности

2) образ жизни и стандарты поведения группы людей

3) созданные человечеством материальные и духовные блага

4) совокупность произведений изобразительного искусства

3. Верны ли следующие суждения?

А. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, нередко открывается широкое поле деятельности для веры.

Б. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.

4. Наукой о морали, нравственности является

1) этика;

2) экзистенция;

3) эстетика;

4) эклетика.

5. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?
1) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
3) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;
4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

6. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется
1) категорическим императивом
2) «золотым правилом нравственности»
3) научным мировоззрением
4) духовной потребностью.

7. Верны ли следующие суждения?

А. Создание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей.

Б. Мода не оказывает на духовное потребление никакого большого влияния.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

8. Верны ли следующие суждения?

А. Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной.

Б. Духовное производство наряду с профессиональной деятельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуществляемую

народом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

9. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

1) идеал; 2) ценность; 3) право; 4) религия.

10. Центральными в этике являются понятия
1) общего и частного;
2) добра и зла;
3) абсолютного и относительного;
4) идеального и материального.

Часть В.

В1. Вам представлена учреждения, которые способствуют сохранению и распространению духовных ценностей, но одно из них является исключением из данного списка.

Архив, музей, администрация, школа, СМИ, библиотека.

В2. Выполните соотнесение.

Термин

Определение

1. Духовное потребление

А. Личностное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований.

2. Ценности

Б. Одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.

3. Долг

В. То, что наиболее дорого, свято для индивида, для сообщества людей.

4. Моральная оценка

Г. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

5. Идеал

Д. Процесс удовлетворения духовных потребностей людей

В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «нравственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о нравственности.

Вопросы

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Научное мировоззрение

Характерные черты

А.

Г.

Ж.

Сильная сторона

Б.

Д.

З.

Слабая сторона

В.

Е.

И.

Варианты ответов:

Часть С.

<...> <...> <...> <...>

(С.Э. Крапивенский)

С1 . Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2.

С3.

Духовный мир человека и деятельность.

ВАРИАНТ 2.

Часть А. Выберите правильный ответ.

1. Основной задачей духовно-практической деятельности является

1) производство духовных благ

2) изменение сознания людей

3) потребление духовных ценностей.

4) распределение духовных ценностей

2. Верны ли следующие суждения?

А. Мировоззрение представляет собой взгляд человека на мир в целом.

Б. Мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему миру.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

3. Наукой о морали, нравственности является

1) этика; 2) экзистенция;

3) эстетика; 4) эклектика.

4. Качество духовного потребления зависит от

1) культуры субъекта деятельности;

3) исследования социологов

4) организации досуга

5.Понятие «духовная культура личности» включает в себя

1) сложившиеся в обществе стандарты поведения в политической жизни;

2) представления человека о самом себе, о своем предназначении в мире;

3) религиозные верования т ритуалы, отличающие одну конфессию от другой

4) научные знания, накопленные человечеством за весь период его существования.

6. Верны ли следующие суждения?

А. Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека.

Б. Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому

себе, по всем видам своей деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

7. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

1) долга; 2) совести;

3) чести; 4) достоинства.

8. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:
1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;
2) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
3) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

9. Понятие категорического императива было сформулировано

1) Д. Дидро;

3) Г.Ф. Гегелем;

2) И. Кантом;

4) К. Каутским

10. Верны ли следующие суждения.

А. Без совести нет нравственности.

Б. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Часть В.

В1. Вам представлена классификация типов мировоззрения, но один из них не относится к данной классификации. Выпишите лишний термин в виде ответа.

Теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, мироцентризм.

В2. Выполните соотнесение

Термин

Определение

1. Духовное производство

А. Системообразующее начало нравственных понятий.

2. Идеал

Б. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

3. Добро

В. Деятельность людей по созданию духовных ценностей.

4. Убеждение

Г. Совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

5. Менталитет

Д. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об мировоззрении.

В4. Заполните пропуски в таблице. Запишите ответ в виде

Вопросы

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Научное мировоззрение

Характерные черты

А.

Г.

Ж.

Сильная сторона

Б.

Д.

З.

Слабая сторона

В.

Е.

И.

Варианты ответов:

1.опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

2. человек еще не занял в научном мировоззрении преобладающего места.

3. нетерпимость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки

4.основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой культуры: Библия, Коран, Талмуд и т.д.

5. мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры.

6. основана на научной картине мира, на обобщенных итогах достижений человеческого познания

7. возникает стихийно в результате практической деятельности человека

8. тесная связь с мировым культурным наследием.

9. обоснованность, реалистичность, связь с производственной и социальной деятельностью людей.

Часть С.

Прочтите текст и выполните задания С1-С3.

«Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой воз­вышенной <...> Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными <...>; здесь разверты­вается производство идей <...>; здесь в значительной степени про­исходит и их потребление <...>

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляет­ся духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде все­го, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политиче­ской, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завер­шенным, как только получены новые идеи, прикладные и фунда­ментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве матери­альном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть прой­ти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуще­ствляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просве­тительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства - про­изводство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относи­тельно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное об­стоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент».

(С.Э. Крапивенский)

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направ­ленной на совершенствование экономической, социальной и по­литической сфер общественной жизни.

В чем заключается сущность и значение Золотого правила нравственности? Что такое добро и зло. долг и совесть? Какое теоретическое и практическое значение нравственного выбора и нравственной оценки?

Социальные нормы (см. § 6), мораль и право (см. § 7).

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них: мораль - это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятии людей.

Иногда мораль и нравственность различают: мораль - это нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практической поведении людей.

Мораль является этика - теория, рассматривающая сущность, проблемы нравственного выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных отношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать "практической философией».

ДУХОВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЬ

Вы уже знаете, что, будучи существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Кто устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Авторитетной позиция тех, кто видит их источник в деятельности и заповедях основателей мировых религий - великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Христос учил: "... Во всем, как хотите, чтобы с вами хорошо обращались люди, так ведите себя и вы с ними". Так, в глубокой древности был заложен фундамент главной общечеловеческой нормативной морального требования, которое потом назвали "золотым правилом нравственности". Оно гласит: "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие вели себя с тобой".

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, на основе массовой жизненной практики, шлифуются в различных жизненных ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества.

Исходя из опыта, народ руководствовался моральными запретами и Требования: не убивать, не красть, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - Иммануил Кант - сформулировал категорический императив морали, подражание которого очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности. Категорический императив - это безусловная принудительная требование (повеление), не допускающим возражений, обязательная для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведем одну из формулировок, обдумайте его, обсудите, сравните с "золотым правилом". Существует, утверждал Кант, один категорический императив: "Поступай всегда согласно такой максиме (максима - высший принцип, правило, которое ты в то же время можешь считать закон)". Категорический императив как и "золотое правило", утверждает личную ответственность человека за свои деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистические, потому что "другой" выступает как друг. Говоря о значении "золотого правила" и кантовского императива, современный ученый К. Пред писал, что "ни одна другая мысль не сделала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества".

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

Категорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима - высший принцип, высшее правило). Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности - это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить "опыт добрых дел", следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное - построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное - основой этого мировоззрения является религия и 3. научное - опирается на достижения науки.

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Общее - и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие - мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль - едина.

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, - говорил Адам Смит, - предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Порядочность - это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.

5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование - 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу - 34 %; получить престижную работу - 26 %; достичь материального достатка - 42 %; иметь хорошее здоровье - 50 %; моя семья - 70 %; получать от жизни удовольствие - 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить - 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Поэтому духовному воспитанию молодежи призвано способствовать качественное улучшение всей учебно-воспитательной работы. В соответствии со Стандартами на ступенях начального общего и основного общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся является составляющей Образовательных программ всех школ России. Среди личностных результатов освоения программ на первом месте находится формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей и нравственной культуры многонационального российского общества.

И особенно значительную роль в этом отношении приобретает стимулирование педагогами и родителями собственных усилий обучающихся по самосовершенствованию. Давно стала даже крылатой образная мысль: ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнем самосовершенствования.

Известно, что испокон веков костяк общественной нравственности составляли религиозные нравственные постулаты и моральные заповеди. Вот почему культурологическое изучение религии сегодня уже само по себе много дает в совершенствовании нравственного мира людей. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение и потому, что характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Нравственная культура дает возможность человеку не только войти в богатый духовный мир мыслей и чувств, но и помогает ему стать свободным и независимым от тех стереотипов, примитивных шаблонов накопительства, зависти, тщеславия, которые, к сожалению, распространены среди морально равнодушных и злых людей.

Конечно, в индивидуальном нравственном совершенствовании многое зависит от работы интеллекта самой личности и осознания ею нравственного смысла жизни. Можно спорить со старым «правилом»: работай над очищением своих мыслей, и если у тебя не будет дурных мыслей, то не будет и дурных поступков. И все же доля истины в нем есть. Не случаен вывод А. Чехова — писателя, так глубоко показавшего многие нравственные проблемы: «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . А в своем письме к брату он пишет: «Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня среды, в которую ты попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля». Т.е. одним из важных нравственных ориентиров самосовершенствования писатель считает работу человека над собой. И особенно подчёркивал Антон Павлович Чехов определяющую роль веры в ценности человеческой личности: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек…» . При этом веру он рассматривает как способность духа, которая доступна только «высоким организациям». Именно вера человека и моральные заповеди, по мнению А.П. Чехова являются определяющими духовными ориентирами самосовершенствования.

Что же дает человеку нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь? Прежде всего — способность переживать благородные, нравственные, добрые чувства, просветляющие человеческую жизнь. Именно способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях. Именно собственно человеческие сокровища души начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств.

Известно, что эти благородные чувства во многом уже прививаются человеку в результате приобщения к искусству и литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями нравственного языка. Дело в том, что наиболее наглядно в концентрированном виде человек включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве и литературе. Хорошая, тем более потрясшая человека пьеса, кинофильм, художественное произведение — все это, как прожектором, в более яркой форме высвечивает благородные человеческие чувства и мысли. И многие люди, которые, может быть, в сутолоке будней и не обращают внимания на нравственные проблемы, теперь, ведомые талантливым писателем, режиссером, художником или писателем проникают в суть явлений, переживают облагораживающие чувства.

А ведь жизнь богаче любой толстой книги... И умение видеть, понимать и переживать благородные гуманные чувства, эмоции удовлетворения, удовольствия и радости от свершения хорошего дела помогают человеку стать более счастливым.

Разумеется, далеко не каждый человек познает мир нравственных отношений и может быть счастлив, совершая добрые, гуманные поступки. В сознании некоторых людей личное счастье человека ограничено, а то и противопоставлено интересам других людей. Иногда так может показаться потому, что человек не задумывался глубоко над самим собой, своими переживаниями, не сопоставлял своих радостей с тем хорошим, что он сделал людям. Этому может мешать своего рода нравственная глухота. Представим себе, что человек, который не имеет музыкального слуха и к тому же музыкально не образован, приходит на концерт слушать сложную симфоническую музыку. Даже если из вежливости он изображает внимание, ему скучно, он не испытывает наслаждения, которое переживают другие, оказываясь в мире музыки, эмоциональных состояний, эстетических чувств. Так и мир нравственных чувств, тонких и возвышенных переживаний, благородных человеческих устремлений доступен разным людям не в одинаковой степени. Поэтому черствые, равнодушные люди, не понимая этого, как бы обделяют и обедняют себя, крайне ограничивают себя в своем мирке мелких мыслей, в своей самодовольной уверенности, что эгоизм, замкнутость, материальные приобретения и есть смысл и счастье человеческой жизни.

Стремление стать оригинальным, интересным с помощью внешних признаков, бездумная погоня за модой, приобретательство обедняют духовный мир человека, приводят к потере индивидуального своеобразия личности. Вещизм, слепое приобретательство подавляют, подрывают духовные ценности человека, делают его весьма шаблонным, ограниченным. Он и не замечает, как обезличивает и обедняет себя. В результате психология такого человека начинает характеризоваться не только равнодушием к нравственным взаимоотношениям, к другим людям, душевной черствостью, но и определенной агрессивностью в достижении своих приобретательских целей и трусливостью, страхом потерять приобретённое, «выгодную позицию» в жизни. Эгоист, нравственно бедный человек теряет, по существу, много собственно духовного, человеческого. Эту сторону человеческих потерь заметил В. Белинский: «Хорошо быть ученым, воином, законодателем, но худо не быть при этом человеком!» .

Конечно, даже у нравственно развитых людей могут быть те или иные недостатки. И каждый человек в принципе способен далее улучшать и совершенствовать свой духовный мир, включаться в систему нравственных отношений. Для этого надо осваивать язык нравственных переживаний и нравственных мыслей, расширять в первую очередь диапазон добрых человеческих чувств. В основе овладения языком нравственных эмоций лежит стремление и установка не только переживать свои успехи и достижения, а и испытывать радостные, добрые чувства за других людей, за своих близких, друзей, товарищей. Это умение и желание совершать добрые дела, испытывать внутреннее удовлетворение от гуманных поступков, соучаствовать в переживаниях других, радоваться вместе с ними является ещё одним важным ориентиром самосовершенствования.

В психологической основе такого нравственного совершенствования лежит чувство сопереживания, мыслительно-эмоциональный перенос. Особенно наглядна эта способность в семейных отношениях. Редко можно найти человека, который не сопереживал своим близким, мысленно не ставил себя в их положение, не испытывал их эмоций, не радовался их успехам. И не только близким. Наверное, каждый сопереживает не только своим товарищам и родным, но и героям художественных произведений, героям кинофильмов. Вспомним, как тонко и со знанием дела включались Чехов, Достоевский, Лев Толстой в мир героев своих произведений, с какой симпатией к человеку описывают они переживания иногда незаметных и на первый взгляд малоинтересных людей. Глубоко раскрытый в литературе мир духовных переживаний «маленького человека» вызывает глубокие симпатии читателя. А почему же по отношению к своим знакомым, товарищам, родным, другим люди порой не проявляют такой чуткости?! Нет помощников: писателя, режиссера, артиста, которые открывают внутренний мир человека более зримо в художественном произведении. И все же каждый сам может стать «поэтом и художником» души человеческой. Здесь надо самостоятельно всмотреться в другого человека, представить его заботы, потребности, интересы, переживания. Как бы мысленно перевоплотиться в другого. Это помогает человеку выполнять свои нравственные обязанности не столько потому, что от него требуют и могут наказать за невыполнение или он ждет за это награду, а потому, что это доставит ему радость, внутреннее удовлетворение. Как заметил М. Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно» . И напротив, вынужденная добродетель теряет свою цену. «Добро по указу — не добро», — считал Тургенев. Наверное, эти мысли всем нам понятны.

А как важно своевременно заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки человека сделать что-то хорошее. Ведь это так важно - опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь. Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

Ни для кого не секрет, что нравственные основы закладываются, прежде всего, в семье. В воспитании детей полезны специальные знания и умения, нужен личный пример родителей. Радует, когда родители несут своим детям духовность, и возникает уверенность, что они вырастут нравственными людьми. Ошибки в воспитании ребенка, ссоры между родителями по вопросам подхода и требований к нему могут сделать семейную жизнь безрадостной, а результатом такого воспитания чаще всего бывают грубость и плохое поведение маленьких детей и черствая неблагодарность взрослеющих детей.

К сожалению, родители подчас просто не понимают, какими последствиями могут обернуться их необдуманные поступки или даже просто слова. Например, маме кажется ненормальным, что его ребенок столь радуется солнечному лучику, нарядному мотыльку, зеленой травке. Она не приемлет этой, в сущности, мудрой детской жизнерадостности и позволяет себе сделать замечание ребёнку: «Чего ты смеешься, чему радуешься, разве деньги нашел?!» При этом, нужно не забывать, что задача культивирования радостных чувств у детей не означает, разумеется, что надо потакать детским капризам. Как заметил Пьер Буаст: «Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв» [викицитатник].

Нельзя забывать и о влиянии положительных примеров из жизни известных людей. Вспомним пример мужественного отношения к жизни Ирины Триус, автора книги «Жить стоит». Прикованная болезнью к постели, Ирина окончила второй институт, изучила пять языков, стала работать научным сотрудником, вступила в Союз журналистов. Как справедливо писала о ней в «Комсомольской правде» Л. Графова, главная заслуга Ирины в том, что она не стала сумрачным человеком, и мы благодарны ей за то, что она нужнее нам, чем мы ей. Люди приходят к ней за уроками оптимизма. Сама Ирина Триус считает: «Я по-прежнему верю, что счастье человека — в нем самом. И зависит... прежде всего, от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир» .

Таким образом, учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении нравственности надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам. Хочется надеяться, что российский народ обретет духовность и веру. И я глубоко уверена, что весомое слово в нравственном возрождении народа принадлежит учителю.

Литература

  1. Белинский В. Статьи о русской литературе, М.: Владос, 2008, с.239.
  2. Буаст П. Викицитатник.
  3. Графова Л. Против гнева своего //Комсомольская правда от 22.05.1973г.
  4. Макаренко А. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.
  5. Тургенев И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 1982. (Стихотворение в прозе Эгоист)
  6. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь. Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. - 2-е изд.-М.: Рус.яз., 1988. - 272с.
  7. Чехов А.П. Дядя Ваня, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том тринадцатый. Пьесы (1895 - 1904). - М.: Наука, 1986. (слова Астрова).
  8. Чехов А.П. Письма к брату, ПСС, М., Огиз - Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194.
Loading...Loading...