Истина сделает вас свободными - толкование. «и познайте истину, и истина сделает вас свободными

Что же такое свобода и какое отношение она имеет к независимости? Почему человек так стремится к свободе?

Создатель наделил человеческий дух, волю потребностью быть свободным в стремлении и полноте жизни, которая возможна только при максимальном использовании своего творческого потенциала. Свобода – это устремление человеческого духа. Часто люди, не имея понятия об истинном смысле слова свобода, используют его в понимании извращенного желания жить, игнорируя все законы, не желая нести ответственности за свои поступки. Сегодня, например, мы встречаемся с таким понятием как сексуальная свобода – что на самом деле является формой рабства и полного незнания истины о свободе и любви.

На протяжении всей истории отдельные личности, группы, а иногда целые народы стремились сбросить с себя то, что они считали игом рабства. Желание быть свободным забрало больше жизней, чем любая другая человеческая страсть.

Само понятие свободы было создано не человеком, а для человека. Свобода – это Библейская концепция, которая является сутью Творца, а также и нашей сутью, как образа (отражения) и подобия Всевышнего. Свобода является сущностью и целью человека. Любая форма рабства, выраженная в каторжном труде, насилии, экономическом гнете, в семье, идеологии, духовной или религиозной тирании всегда будет являться грехом против человека и пробуждать в нем желание к свободе.

Многие греческие философы и современные мыслители изучали этот вопрос и производили многочисленные исследования. Свобода определяется как тройственная человеческая ценность. Существуют три основные элемента свободы: личная свобода, суверенная и гражданская. Но самым важным аспектом свободы является естественная свобода человека, заложенная в него Творцом. Когда человек потерял естественную свободу, данную ему Создателем, то три предыдущие, которые касаются воздействия на внешние стороны личности человека, никогда не дадут ему подлинной свободы, которая является внутренним состоянием человеческого духа.

Когда Бог сказал: «Сотворим человека…»(Быт.1:26) - сразу же была определена цель: «да владычествуют они над рыбами морскими и птицами небесными, и над скотом, и над всею землею»(Быт1:26). Свобода, заключенная в человека, сразу же предполагала право и ответственность. Каждый человек был создан Богом владычествовать на своей определенной территории посредством даров и талантов. Свобода – это право служить другим людям посредством даров и талантов, не ограничивая и не контролируя при этом другого человека. Сотворив людей, Бог никогда не предполагал господство и угнетение одного человека другим.

Чтобы лучше понять, что такое свобода, необходимо узнать, что же является состоянием рабства.

Если Бог создал человека свободным, откуда и почему появилось рабство? Вследствие отвержения Бога и Его руководства в жизни первых людей, наших предков Адама и Евы, вся человеческая раса попала в рабство к князю тьмы. Как только первые люди нарушили Божье повеление, они увидели, что наги. На смену утерянной любви, выражавшейся в доверии к Отцу, вместе с непослушанием пришла беспомощность и состояние угнетения – как теперь жить, что делать, где и в ком искать защиту, как обезопасить свою жизнь? Люди потеряли образ Божьей славы, Божью свободу, внутренняя природа стала носителем зла и добра. Потеря внутренней свободы сменилась на внутреннее рабство, и выражалось оно, прежде всего, в разуме людей. Они были изгнаны из Едемского сада, земля проклята, и последствия отвержения Бога первыми людьми непосредственно коснулись судьбы всего человечества. Всем мужчинам в лице Адама Бог сказал: «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»(Быт.3:17) «.В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»(Быт.3:19) ( «Пот лица» свидетельствует о рабском труде человека, а также извращении понимания отношения человека к труду. Скорбь – состояние раба во все дни его жизни. Скорбь – это состояние угнетения и рабства, противоположное чувству радости, которая сопровождает свободу. Состояние, обещанное Творцом всем женщинам в лице Евы, после отвержения людьми Бога, посредством нарушения заповеди, также говорит о состоянии скорби. Жене сказал: « умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»(Быт.3:16). Результат непослушания Богу привел человека к отношениям рабства. Господство (угнетение) жены мужем явилось следствием свободного выбора человека жить по своим правилам и своему разумению. Свобода людей от Бога привела их же к рабству и угнетению одного другим. Желая получить мнимую свободу и независимость от Бога, люди оказались в рабстве и потеряли ту свободу, которая у них была.

Самым страшным результатом последствий отвержения Бога, его мыслей и планов для человека, стало дьявольское разрушение психики людей. Суть угнетения – психическое и душевное порабощение. Если дух человека свободен и крепок, физически его никогда невозможно поработить. Рабство всегда приходит сначала на угнетение разума человека. «Каковы мысли в душе человека, таков и он…» .(Пр.23:7)). Если человек ищет свободы, требуя правосудия или справедливости, кто он? Только раб может считать, что с ним кто-то несправедливо обращается и угнетает его. Наше состояние свободы в разуме гораздо важнее, чем физическая свобода. Мы не будем свободны до тех пор, пока несвободен наш разум, пока мы имеем мышление и менталитет раба. Например, что завтра будет очередная инфляция и нас оставят без денег, или последующее правительство может несправедливо с нами обращаться посредством законов, налогообложения и других рычагов управления, и т.д. Свобода является прежде душевным состоянием, а потом и физическим. В Евангелие Иоанна 8:32 написано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» . Если мы находимся под защитой Бога – Он держит все ситуации нашей жизни под контролем, и никто не сможет причинить нам вреда без Его ведома! Человек не станет свободным до тех пор, пока не станет правильно мыслить.

Недавно возникла новая наука, изучающая человеческий мозг – нейронаука. Институты по её изучению находятся по всему миру. Главным и ведущим по изучению этой науки является Калифорнийский университет. Исследования, сделанные этим заведением, показали, что наш мозг состоит из 10 миллиардов нейронов. Сам мозг это не разум. Разум – это форма сознания, которым обладает только человек. Доктор Энри Ньюберг, работающий в Калифорнийском университете, сделал точное заключение и показал неразделимую связь человека с Творцом следующим заявлением: «Мы прочно подсоединены к Богу». «Бог и религия (образ мыслей и поведения человека) нужны мозгу как воздух».

Единственной истиной, которая может сделать нас опять свободными людьми, является сам Бог. «Я есть путь и истина и жизнь» - сказал о Себе Иисус Христос(Иоан14:6)Только принимая Его в свое сердце, разум и жизнь, включая образ мышления и поведения, рекомендуемое нам Господом, мы опять сможем обрести истинную свободу в разуме, освободится от скорби и жить в радости, несмотря ни на какие внешние факторы, пытающие довлеть и порабощать нас. Познайте истину, и истина сделает вас свободными.

Через молитву примирения, покаяния перед Богом мы сможем обрести то, о чем мечтаем, избавиться от угнетения в разуме, а значит, и на физическом уровне, и обрести так сильно желаемую всеми свободу.

«Отец Небесный, прости мне все мои неудачные попытки и поиски свободы посредством всякой неправды, лжи, унижения других людей, алкоголя, наркотиков и т.п. Я осознаю себя грешником и раскаиваюсь во всех совершенных мною грехах. Я признаю Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, и с этого дня принимаю решение идти только по Его пути, жить по Его истине. Спасибо, что только в Нем я получил прощение, исцеление, настоящую свободу и истину жизни. Аминь».

Начало совпало с терактом в метро, унесшим десятки жизней. Люди, ехавшие на работу, по своим обычным делам, внезапно столкнулись со смертью и увечьями. Чего хотели добиться те, кто спланировал и осуществил это преступление? Мы можем только догадываться; возможно, показать своим спонсорам, что они способны на активные действия и их стоит продолжать финансировать. Потому что организаторы терактов отнюдь не торопятся к гуриям, но живут неплохо, как преуспевающие предприниматели, и намерены поддерживать свой бизнес на плаву.

Другое дело сами “шахидки” - они, очевидно, были искренне уверены, что совершить самоубийство, убив при этом десятки случайных людей, значит обеспечить себе гарантированное попадание в рай. Было ли это искренним убеждением или чем-то принятым под давлением, в результате промывки мозгов? Грань между тем и другим часто оказывается нечеткой - и в тоталитарных сектах, и в тоталитарных диктатурах работает определенная комбинация принуждения и убеждения, при которой человек постепенно начинает воспринимать навязанные ему убеждения как свои, и, первоначально побуждаемый страхом быть убитым, потом приходит в такое состояние, когда уже готов добровольно умереть за “правое дело”. Это немного похоже на “стокгольмский сидром” - ситуацию, когда заложники начинают “добровольно” поддерживать “правое” дело своих захватчиков.

Едва ли стоит видеть в этом что-то специфически “исламское” - секты вроде “Ветви Давидовой” или “Народного Храма” принуждали людей совершать убийства и самоубийства, размахивая Библией, а не Кораном; а светские тоталитарные идеологии сгубили гораздо больше народу, чем любые секты, вместе взятые.
Являются ли эти люди жертвами своей веры? В каком-то смысле можно сказать, что да, они - жертвы ложной веры. Но вернее сказать, что жертвой обмана и манипуляции человека делает не вера, а ее отсутствие. Вера, о которой говорит Священное Писание, делает человека напрямую принадлежащим Богу - и потому свободным. Как говорит об этом Христос, “и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан.8:32)”.

Христос приходит, чтобы освободить человека от пут, от цепей, с которыми сам человек уже почти сросся. Человек страдает в руках поработителей - и духов злобы поднебесной, и дурных обычаев, и ложных верований, и других людей, и, как заложник, страдающий “стокгольмским синдромом” он заставляет себя верить, что так и нужно, что дело его поработителей - правое, или, по крайней мере, лучшее, что ему остается делать - это признавать его правым, потому что деваться некуда.

Хотели ли “шахидки” умирать? Не думаю; просто те, кто послал их на дело, убедили их в том, что у них нет другого выбора, что они не могут свернуть с дороги, на которую их поставили. И, раз это так, остается уверять себя, что нажав кнопку, окажешься в раю.

И Христос приходит, чтобы дать всем свободу - мы ничего не должны духам злобы, мы ничего не должны религиозным или политическим манипуляторам, мы принадлежим Христу, у нас есть Господь, поэтому мы можем отклонить притязания всех остальных на господство над нами. Терроризм - это метод, предполагающий широкое манипулирование. Начиная с манипулирования самими “шахидками”, но не только ими - терроризм направлен на манипулирование СМИ и общественным мнением. Уже слышно, как одни предлагают понять, что нужно террористам, дать им это, и они перестанут нас убивать; другие обвиняют во всем власти; третьи заходятся в проклятиях по адресу мусульман. Все это предсказуемая реакция, более того, именно эту реакцию террористы и стремятся вызвать. Им нужно, чтобы мы боялись и искали, как бы их ублаготворить; им нужно, чтобы мы обвиняли друг друга, и, уж конечно, им нужно, чтобы мы ненавидели наших соседей-мусульман, буквально выталкивая их в объятия самих террористов.

Можно ли не быть манипулируемым? Да. Для этого нужно повиноваться нашему Господу. У нас есть центр, из которого мы получаем инструкции; у нас есть ставка, распоряжениям которой мы повинуемся; у нас есть Господь, воли которого мы ищем в любой - особенно трудной и напряженной - ситуации. Поэтому христианин не должен смотреть на ближних своих со страхом, или с яростью - он должен с доверием смотреть на небо, где Христос сидит одесную Бога, и задаться вопросом “что повелишь мне делать, Господи?” “Что могу сделать для испуганных и озлобленных людей вокруг меня?”

И ответ ясен с самого начала - любить людей и проповедовать Евангелие. Как проповедовал его . Это битва и по-настоящему опасна, и изнурительна, и требует напряженной борьбы, прежде всего, со своим собственным страхом и яростью - но мы призваны вести именно ее. Мы воины Христовы, а не чьи-то еще.

Террористы, и их вдохновитель, “лжец и человекоубийца от начала”, хотят, чтобы мы боялись и ненавидели; но мы не будем делать то, что от нас хотят они. Мы будем делать то, что от нас хочет Господь.

Свобода есть самое вожделенное в жизни каждого человека. Можно сказать, что свобода и есть жизнь. Все люди так или иначе всегда помышляют о свободе. Сколько всяких благих надежд связывает с ней каждый из нас, хотя очень трудно сказать, что же в ней нам особенно нравится.

А свобода, помимо того, что является желаннейшим даром Божиим, - еще и опасный дар. Сама природа ее предполагает ответственность и опасность. Другой настоящей свободы не существует.

В чем же опасность?

В мире есть силы, которые могут похитить этот дар именно потому, что свобода, данная Богом, становится собственностью человека. А человека могут обмануть и обманывают, подменяя настоящую свободу иллюзией. Посему этот великий дар Божий требует к себе очень осторожного и правильного отношения, чему и научает нас Православие, определяя свободу духа как корень всякой другой свободы.

Настоящая свобода - только в Духе. Насколько духовное начало в человеке преобладает, настолько он свободен. Когда же дух человека (главная его сущность) попадает в зависимость от материи, тогда, насколько страсти возобладают в человеке, настолько он теряет и свободу. И тогда совлекается с человека образ Божий, а затем - и человеческий. А так как дух такого рабства не выдерживает, то начинается агония, человек тяготеет к звериному образу жизни, а затем, при крайнем развитии страстей, уподобляется демонам.

Потеря вечной блаженной жизни, к которой Бог готовил человека, даровав ему свободу, - вот тот страшный конец непонятой и неоцененной свободы.

Настоящая свобода требует определенного умственного и душевного труда для ее распознавания и напряжения воли для ее сохранения. И это еще не все. Обманы и подмены совершаются, когда человек стремится к свободе, но не знает, в чем ее сущность. Евангелие говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Только тогда, когда человек, познавая истину, будет в любом выборе ориентироваться на Бога, на Его заповеди, на Его волю, он будет свободен от сомнений, ошибок и опасностей.

Тайна обмана в том и состоит, что в человеке пленяется сама мысль о свободе, т. е. он становится не свободен в самой своей свободе, ибо свобода через грехи и страсти делается оторванной от Источника жизни, и тогда остается одна ее иллюзия.

Настоящая (действительная) свобода неразрывно связана с жизнью. Для того она и дарована, чтобы человек наслаждался жизнью, радовался ей. Сохранить свободу - это значит одухотворить в себе все материальное и обрести полноту жизни в Боге ибо и саму свободу, и мысли о ней, и стремление к ней Он насадил в нашем сердце. А вне Бога не только свободы, но вообще ничего нет и быть не может. Кто не любит Бога, не познал Истины, тот сживается с ложью и постепенно сам становится ложью. Ложными становятся все его понятия и представления.

Нет сильнее мучения, чем мучение от диавола, который похищает свободу, прежде чем человек успеет ее осознать. Пленяя мысли человека, он влечет его «как бычка за веревочку», а человек думает, что он сам идет и что ему это очень нужно. Это и есть иллюзия свободы и рабство диаволу.

Церковь опытно знает: кто ищет лишнего, тот получает такие страсти, которые перечеркивают все приобретенное. Чтобы получить многое, человек попадает в полную зависимость от мира. Мнение людей держит его в плену глупых и слепых предрассудков. Лесть и ложь становятся повседневной пищей его сердца. Человек живет по законам стада в постоянном страхе за свое чрево. Он готов на всякую неправду, ложь, предательство - только бы сохранить свое членство в толпе, потому как его благополучие целиком и полностью зависит от нее.

Но нельзя же жить только земным, нельзя дрожать за одно свое материальное благополучие, это жалкая, животная дрожь. Человек не подозревает даже, как мало ему нужно, а то малое, необходимое Бог ему всегда и везде обеспечит. Некто сказал: «Презирай богатство - и будешь богатым, презирай славу - и будешь во славе, презирай покой - и получишь его».

Какими бы знаниями человек ни обладал помимо Бога, он ровным счетом ничего не знает так, как должно знать. И не знает, зачем его душа безудержно стремится к свободе? С чего свобода начинается? В чем ее суть?

А суть, согласно знанию Истины, в том, чтобы человек стал подобен Богу. Что невозможно без свободы Духа.

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 8, с 31 по 42 стих.

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

(Ин. VIII, 31-42)

Сегодня мы слышим продолжение беседы Христа с народом. Начинается представленный отрывок с обращения Господа к уверовавшим в него иудеям. Некоторые из иудеев по-настоящему уверовали во Христа, то есть приняли его как Мессию, и Господь обращает к ним еще более глубокие слова, говоря: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Тот, кто соблюдает слова Христа, является его учеником. Мы уже говорили, в чем заключается суть слов Христа: исполнять волю Божию, чтобы она пребывала на земле, как и на небе, и которая заключается в полном послушании, которое ведет нас к любви. Это рассуждение можно продолжать, основываясь на самом учении Господа нашего Иисуса Христа, который говорит всем нам: «Так узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Если пребудем в слове Господнем и будем иметь любовь вокруг нас и внутри самих себя, означает, что мы являемся истинными учениками Христовыми.

Следующий стих тоже очень важен: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Это одни из тех слов, которые стали «золотыми словами», о которых знают совершенно разные люди, в том числе вовсе не религиозные. Что значит познать истину? Вспомним, что истина есть для нас Сам Господь: «Я есмь путь и истина». Прими внутрь Самого Христа и ты познаешь истину. Познай Христа, прими Его - и станешь свободным.

Далее иудеи спрашивают Христа: «Почему ты говоришь, что мы сделаемся свободными, если мы никогда не были никому рабами, мы семя Авраама и всегда были свободными». В ответе Господа для нас открывается еще более глубокая и важная мысль: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» - вот от чего нас готов освободить Господь. Познай истину, то есть прими в себя Христа, и тогда ты освободишь себя от греха - станешь свободным. В этом же ключе можно рассудить, что такое настоящая и подлинная свобода. Многие считают, что свобода есть возможность совершать все, что угодно. Но это вовсе не есть настоящая свобода. Настоящую свободу мы можем обрести лишь во Христе и понять об это сможем только когда эта свобода и Сам Господь будут пребывать в нас. Если мы совершаем все, что хочется, и живем в большей степени по страстям, мы становимся рабами своих страстей, и они руководят нами.

Вспомним грех Адама, когда змий искушает первого человека, говоря: «Бог обманул вас, сказал вам неправду, потому что знает, что если вы вкусите от этого плода, то станете подобными Богу, знающему доброе и злое». Как ты хочешь жить: повиноваться Ему, скрывшему от тебя правду, - спрашивает змий, - или же будешь совершать свою волю?» И здесь первый человек нарушает заповедь, данную ему Богом, поступает самовольно, срывая и вкушая эти плоды. И ничего из обещанного с ним не происходит, но грех проникает в его сущность, и он становится рабом греха. Теперь он сам опытно знает, что такое зло и грех, и это приносит ему огромный вред. И жизнь по страстям продолжается все время и настолько вредит человеку, что уничтожает его до той степени, что смерть проникает во все человеческое существо и мы становимся рабами и зависим от всего, что находится вокруг нас.

Но в мир приходит Господь и говорит: «Я сделаю вас свободными от всего». В мир приходит Бог и говорит, что смерти больше нет, но мы все равно боимся смерти. Почему? Потому, что не принимаем Христа. Если бы мы приняли Христа, пошли за этим светом и видели в Нем путь своей жизни, понимали, что в Его есть руках карта жизни, то не боялись бы ничего и не были бы рабами. Но были бы только в послушании Богу, и наша жизнь стала бы по-настоящему счастливой, потому что там, где Христос, там - подлинное счастье. Будем помнить, что всякий раз, когда мы согрешаем, мы становимся рабами греха, а значит рабами дьявола - поступаем к нему на службу и выполняем то, что хочет он, но не то, что хочет Бог.

Будем думать: если мы христиане и следуем Богу, кому хотим мы служить и что находится в нашем сердце: святость и стремление к небу или же путь к жизни вечной, но в состоянии вечного мучения. Вот о чем нам в сегодняшний день повествует Священное Писание, чем в этот день нас назидает Сам Господь: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, – говорит Христос. Кто хочет быть христианином не по имени только, тот должен знать, что является обязательным условием ученичества Христова – этой школы святости, в которую надо ходить всю жизнь. Мы должны пребывать в слове Христовом, как пребывают в доме родном, – нашем центре, покое и убежище. Господь обещает дать два драгоценных дара учащимся у Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Великое приобретение – знать истину. У учеников Христовых – хороший Учитель. Знание истины делает нас свободными в нашем служении Богу. Мы призваны в свободу славы чад Божиих. Истина освобождает нас от насильства диавола, от всех наших духовных врагов, от всех заблуждений и грехов, от смерти.

Иудеи, судящие по плоти, соблазняются этим словом Господа. Мы семя Авраамово, – говорят они надменно, – и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Как лживо это их утверждение и как бесстыдно они произносят его перед лицом всего народа! Как будто не было вавилонского плена, и как будто в это самое время они не находятся под властью римлян. Но, самое главное, они не понимают, что Христос говорит о другом рабстве, свободу от которого может дать только истина. Господь говорит о рабстве греха, о диавольском пленении и о свободе через познание Христа: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. И разве не нуждается такой раб в освобождении? Нет человека, иже жив будет и не согрешит. Но есть те, кто хочет утвердить грех, как нормальное явление, кто ходит вслед скверной плоти, предпочитая грех всему. Господь как бы запечатлевает их рабским клеймом: «Вы рабы греха». Он показывает, что их пребывание в доме Божием не делает их наследниками Божиими вместе с Сыном. «Не думайте, что вы освободитесь от греха обрядами Моисеева Закона. Моисей – только слуга. Но если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Господь Иисус Христос предлагает нам истинную свободу, даруя усыновление Своею кровью и освящением Божественным Духом. Иудеи хвалятся, что они – наследники Авраама, возвеличивая свои имена. А на самом деле это только усугубляет их вину. Знаю, что вы семя Авраамово, – говорит им Христос, – однако ищете убить Меня. Они уже неоднократно пытались это сделать, и теперь не отступают от своего гнусного замысла. Потому что слово Мое, – говорит Господь, – не вмещается в вас. Страшно, если слово Христово не находит места в человеке, особенно когда это служитель Божий. Что-то другое вытесняет то, чему должно принадлежать все. Ничего хорошего не должно ждать от такого человека, ибо он дает в себе место диаволу и всякому злу.

Господь говорит, что Его учение – небесного происхождения: Я говорю то, что видел у Отца Моего. Он один возвещает не только то, что слышал от Отца, но что видел у Него. А дела иудеев – от адских бездн: Вы делаете дела отца вашего. В своем постоянном возрастании ненависти ко Христу они воистину уподобляются диаволу: Если бы вы были дети Авраама, – снова говорит им Господь, – то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Наследники Авраама должны были бы не только хранить веру Авраама (хотя иудеи делали это только внешне), но творить дела Авраама. Они настолько неблагодарны и нечестивы, что ищут отнять жизнь у Того, Кто открывает им истину, которую Он слышал от Бога. Авраам этого не делал. Авраам прославился своим человеколюбием и благочестием. Авраам веровал Богу, а они упорствуют в неверии. Авраам никогда не поступил бы так, если бы он жил в одно время со Христом: «Вы не дети Авраама, вы делаете дела отца вашего».

На это иудеи сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Теперь они начинают понимать, что Христос говорит им о Небесном Отце, и гордо утверждают, что отвергаются, в отличие от прочих народов, прелюбодейного идолопоклонства. Но человек может быть свободным от явного идолопоклонства и погибать от иного, не меньшего нечестия. Они хвалятся быть истинными поклонниками истинного Бога. Христос говорит им, что они не имеют права называть Бога Отцом. Прежде всего, потому что они не любят Христа. Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Господь лишает их родства с Авраамом за то, что они ищут убить Его. И Он лишает их родства с Богом за то, что они не любят и не исповедуют Его. Все, для кого Бог – их Отец, имеют истинную любовь к Иисусу Христу. У Бога множество способов испытать нас. Но есть главнейший: Он послал Сына Своего Единородного в мир, с тем, чтобы всякий, кто нелицемерно называет Бога Своим Отцом, принял Сына Его. Только этим измеряется духовность каждого без исключения человека. Христос, Сын Божий, пришел, чтобы всех рассеянных чад Божиих собрать воедино. И все чада Божии с верою и любовью приемлют Его.

Loading...Loading...