История язычества славян. Среди языческих обрядов древней Руси известны

В Древней Руси, в те времена, когда еще не было принято христианство, славяне боготворили потусторонние бестелесные существа. Языческие боги древней Руси, согласно представлениям древних, наделены сверхъестественными возможностями влиять на всё сущее. Они отвечают за все основополагающие принципы человеческого бытия, управляют как судьбой самих людей, так и всем что их окружает.

Каждое божество выполняет определенную, утилитарную функцию. История глубины веков хранит многие десятки имен, из которых нам сейчас известна только часть. Эта часть сохранилась до наших дней благодаря передававшимся из поколения в поколение языческим ритуалам и обрядам, которые с течением времени становились основой обычаев славянского рода.

На иерархической вершине стоит верховный бог, под его началом - боги среды существования всего живого, далее - боги человеческих судеб и обихода людей, внизу пирамиды - стихий и сил тьмы.

Таблица языческие боги древней Руси:

№ п/п Имя божества Предназанчение
1 РОД Верховный бог неба и земли
2 ХОРС Бог солнца
3 ЯРИЛО Бог весеннего солнца. Сын Велеса
4 ДАЖДЬБОГ Бог плодородия и солнечного света
5 СВАРОГ Повелитель Вселенной. Бог неба
6 ПЕРУН Бог молнии и грома
7 СТРИБОГ Бог ветра
8 ВЕЛЕС Бог плодородия (скота)
9 ЛАДА Женское воплощение Рода
10 ЧЕРНОБОГ Повелитель сил тьмы
11 МОКОШЬ Богиня земли, урожая и женской судьбы
12 ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА Властительница разгула
13 МОРЕНА Богиня зла, болезней и смерти

Древний славянский бог Род

Это верховный бог, повелевающий всем сущим во Вселенной, включая всех остальных богов. Он возглавляет вершину языческого пантеона богов. Он творец и родоначальник. Он всемогущ и влияет на весь жизненный круговорот. Он существует повсюду и не имеет ни начала, ни конца. Это описание полностью соответствует представлению о Боге всех теперешних религий.

Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никогда никто не видел, однако он видит каждого. Корень его имени вшит в человеческую речь - в слова, которыми люди интерпретируют (озвучивают) в материальном мире свои главенствующие духовные и материальные ценности. Рождение, родственники, родина, родник, урожай - во всем этом присутствует Род.

Иерархия языческих богов Руси

Под началом Рода все славянские божества и прочие духовные сущности распределены по ступеням, соответствующим их воздействию на житейские дела людей.

Верхнюю ступень занимают божества, управляющие глобальными и общенародными делами: войны и межнациональные конфликты, погодные катаклизмы, плодородность и голод, рождаемость и смертность.

На средней ступени находятся божества, отвечающие за локальные дела. Это покровители сельского хозяйства, ремесел, рыбалки и охоты, семейных забот. Люди уподобляют их лик своему.

Стилобат основы пантеона отведен духовным сущностям, телесным обликом непохожим на человеческий. Это кикиморы, вурдалаки, лешие, домовые, упыри, русалки и многие другие, подобные им.

Славянская иерархическая пирамида на этом заканчивается, в отличие от древнеегипетской, где существовал еще и загробный мир со своими управляющими божествами и законами или допустим , где основа это многочисленный пантеон богов.

Славянские боги по значимости и могуществу

Бог славян Хорс и его воплощения

Хорс - сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день - желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:

  • Коляда
  • Ярило
  • Даждьбог
  • Сварог.

Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.

Мы и в настоящее время соблюдаем традиции древних славян: на Святки гадаем, на Масленицу жарим блины, на Ивана Купала жжем костры и плетем венки.

1. Бог славян Коляда

Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.

Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.

2. Бог славян Ярило

Он же Яровит, Руевит, Яр - солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет - всходы взойдут, где пройдет - травы заколосятся. На голове его - венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой - вожжи. Его время - от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.

3. Бог славян Даждьбог

Он же Купала или Купайла - солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время - от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.

4. Бог славян Сварог

Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря - период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.

Перун бог грома и молнии

Это бог войны. В своей правой руке Перун держит меч-радугу, в левой - стрелы-молнии. Облака - его волосы и борода, гром - его речь, ветер - дыхание, капли дождя - оплодотворяющее семя. Он сын Сварога (Сварожич), и также наделен грозным нравом. Он покровительствует храбрым воинам и каждому, кто прикладывает усилия к тяжкому труду, дарит им удачу и силу.

Стрибог бог ветра

Он бог над богами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Стрибог - повелитель ветра, ураганов и метелей. Он может быть умилительно добрым и яростно злым. Когда он сердито дует в рог, возникает стихия, когда он добрый, то просто шумит листва, журчат ручьи, завывает ветер в расщелинах деревьев. От этих звуков природы появилась музыка и песни, а с ними и музыкальные инструменты. Стрибогу молятся, чтобы стихла буря, а охотники его просят о помощи в преследовании чуткого и пугливого зверя.

Велес языческий бог богатства

Это бог земледелия и скотоводства. Еще Велеса называют богом богатства (он же Волос, Месяц). Он повелевает тучами. Будучи молодым, он сам пас небесных овец. В гневе Велес посылает на землю проливные дожди. После жнив люди еще до сих пор оставляют ему один собранный сноп. Его именем клянутся в честном слове и верности.

Лада богиня любви и красоты

Богиня Лада, это покровительница домашнего очага. Ее одежды - белоснежные облака, а утренние росы - слезы. В предрассветной дымке она провожает тени усопших в потусторонний мир. Лада - земное воплощение Рода, верховная жрица, богиня-мать, окружена свитой молодых прислужниц. Она красива и умна, смела и ловка, лозой гибка, из ее уст льется звонкая лестная речь. Лада дает людям советы как жить, что можно делать, а чего нельзя. Она порицает виновных и оправдывает ложно обвиненных. Давным-давно на Ладоге стоял ее храм, сейчас ее обитель - небесная синева.

Бог славян Чернобог

Много древних сказаний сказано о нечисти болотной, да не все они дошли до нас. Ведь их покровительствует могущественный Чернобог - повелитель темных сил зла и прихоти, тяжких недугов и горьких несчастий. Это бог тьмы. Его обитель - страшные лесные чащи, пруды затянутые ряской, глубокие омуты и топкие болота.

Он со злобой держит в руке копье и властвует ночью. Подчиненная ему нечистая сила многочисленна: лешие, запутывающие лесные тропы, русалки, затягивающие людей в омуты, хитрые банники, ехидные и коварные вурдалаки, капризные домовые.

Бог славян Мокошь

Мокошь (Макеша), это богиня торговли, подобно древнеримскому Меркурию. По-старославянски мокошь означает «полный кошель». Она расчетливо использует собранный урожай. Еще одно ее предназначение - управление судьбой. Ее интересует прядение и ткачество; прядеными нитями она сплетает судьбы людей. Молодые хозяйки боялись оставлять на ночь незаконченную кудель, веря, что Мокоша пряжу испортит, а с ней и судьбу. Северные славяне считают Мокошу недоброй богиней.

Бог славян Параскева-Пятница

Параскева-Пятница - наложница Мокоши, которая сделала Параскеву божеством, властвующим над разгульной молодежью, азартными играми, попойками с вульгарными песнями и непристойными танцами, а также нечестной торговлей. Поэтому пятница и была в Древней Руси продолжительное время базарным днем. В этот день женщинам не позволялось работать, потому что за неповиновение Параскева могла обернуть непослушницу в холодную жабу. Она в колодцах и подземных ключах отравляла воду. Сегодня эта богиня не имеет никакой власти и практически забыта.

Бог славян Морена

Богиня, властительница зла, неизлечимых болезней и смерти, - это Маруха или Морена. Она насылает на Землю лютые зимы, ненастные ночи, эпидемии и войны. Ее образ - страшная женщина с темным морщинистым лицом с глубоко запавшими маленькими глазами, провалившимся носом, костлявым телом и такими же руками с длинными изогнутыми ногтями. Ей прислуживает недуги. Сама она никогда не уходит. Ее прогоняют, но она является вновь и вновь.

За это время их воззрения претерпели существенные изменения. По мнению наиболее выдающегося исследователя славянского язычества, академика Б.А. Рыбакова, последующие взгляды, сюжеты и мифы не стирали предыдущие, а наслаивались на них и продолжали сосуществовать с ними. Таким образом, даже в эпоху наиболее развитых мифологических представлений в народном сознании сохранялась память о самых архаических пластах верований своих предков.

Историю развития славянского язычества вкратце можно представить так:

Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. Представления о них были довольно туманны, по всей видимости, человек еще не придавал этим духам антропоморфных черт. И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых.

Затем наступила эпоха великих богов. По мнению Б.А. Рыбакова, на первый план выдвинулся бог Род, всегда выступавший в окружении двух рожаниц. Этому богу придавался характер главы пантеона, демиурга, создателя вселенной (не все исследователи согласны с этим мнением).

Далее культ Рода распался на множество более мелких культов, из которых в конце концов самым важным стал культ Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих хтонических противников.

В настоящее время широкое распространение получила идея, согласно которой поединок Перуна со змеем представляет собой славянский вариант главного индоевропейского мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом. Действительно, изображения всадника, копьем поражающего змея, мы можем встретить в Европе повсюду - этот миф был ассимилирован христианством, приняв вид поединка святого Георгия с драконом. Изображение всадника-копьеносца, у ног которого извивается змей, мы можем видеть, например, на современном гербе Москвы, а также на копейках, повторяющих форму тех, что были впервые отчеканены в 1534 году. Все это свидетельствует о невероятной живучести древних образов, которые, потеряв свое первоначальное осмысление, продолжают жить среди нас как важнейшие символы нашего сознания.

Развитие славянского язычества нельзя свести только к процитированной выше периодизации, почерпнутой из творения осведомленного древнерусского книжника. На определенном этапе становления древней славянской религии важнейшую роль играл бог Сварог, хозяин Неба, покровитель ремесел. Имя его носит общей для индоевропейских народов характер и связана с индийским словом "сварга" - Небо.

Культ Сварога со временем распался на культы его сыновей - Сварожича, бога огня, и Даждьбога, бога солнца. Даждьбог, судя по всему, играл важную роль в представлениях древних славян. В "Слове о полку Игореве", сохранившем множество мифологических образов, русские люди названы потомками бога солнца.

Кроме них, восточные славяне поклонялись также Велесу, богу скота и богатства, Стрибогу, богу ветров и бурь, Хорсу, также связанному с солнечным культом. Бог Ярило нес ответственность за прорастание хлебных злаков, Купало отвечал за созревание плодов, Суд ведал человеческими судьбами, Чур охранял межи между полями и всяческие границы. Значение некоторых богов остается загадочным: таковы Троян, целых четыре раза упоминаемый в "Слове о полку Игореве", и Семаргл, которого чаще считают богом семян и растений.

Были в славянском пантеоне и богини: Макошь, богиня собранного урожая и гаданий, Лада, хранительница домашнего очага и покровительница брака; Леля, богиня весеннего расцвета природы; Денница, олицетворение Утренней звезды. Богини Карна и Желя олицетворяли важнейший для язычника похоронных обряд: они отвечали за плач по умершему и огонь погребального костра - крады. Богиня Морена мыслилась как богиня темных сил природы - зимы, холодов, возможно и смерти.

Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными существами: русалками (духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде), лешими, водяными, домовыми, овинниками, банниками и целым сонмом других мелких божков и духов, память о которых не дошла до наших времен.

Создание славянско государственности в вызвало выдвижение нового социального слоя - князя с дружиной. Выдвинулся среди богов и их покровитель - громовержец Перун, первоначально занимавший не самое значительное место. Князь Владимир, находясь на вершине процесса создания единой русской государственности, задумал придать языческой религии общественно значимый государственный характер. С этой целью в 980 году он установил единый пантеон, обязательный для почитания всеми его подданными. В этот пантеон вошли: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь.

Мокошь оказалась единственным женским божеством в этом патриархальном пантеоне. Перуну был придан характер главы всех богов: ради этого голова его была отлиты из серебра, а усы позолочены. Однако реформа не удовлетворила князя, строившего единое государство. Несколько лет спустя он решился на принятие христианской религии, активно распространяемой самым могущественным государством того времени - Византийской империей.

В 988 крещение Руси совершилось, однако языческие поверья были вытеснены новой верой далеко не сразу. Еще около двух веков сохраняло так называемое двоеверие, когда поклонение языческим божествам сочеталось со строительством христианских храмов и утверждением нового религиозного сознания. В виде различных народных обрядов и игр остатки славянской мифологии сохранились вплоть до ХIХ века, когда они были исследованы и осмыслены этнографами. Следы сюжетов древнеславянской мифологии сохраняют также былины, волшебные сказки, загадки, узоры на традиционных народных вышивках, резьба по дереву и многие другие проявления народного творчества. Многие из образов, порожденных славянским язычеством, мирно сосуществуют с веком научно-технической революции, и мы настолько привыкли к ним, что даже не замечаем их необыкновенности.

По данным древних источников, язычество появилось еще в десятом тысячелетии до нашей эры. Хотя, вполне возможно, что оно еще древнее. Оно существовало повсюду, у всех племен.

Возникновение язычества было вполне закономерно. У человека в древности не было ничего, кроме природы и ее «волшебных» явлений. Для людей она была чем-то божественным, необъяснимым. И постепенно начал складываться культ природы, а вместе с ним и культ богов. Причем каждый из богов «отвечал» за ту или иную стихию или явление. А все это и является основными характеристиками язычества: политеистичность (многобожие) и одухотворение природы. Одновременно с этим появляется и то, что сегодня мы называем анимизмом. Последний подразумевает под собой, что все объекты природы – живые.

Еще одной причиной зарождения язычества была необходимость в защите. Человек стал думать, что некие невидимые существа (боги, духи), находящиеся всегда вместе с ним, оберегают его и помогают. Чуть позже сформировался и культ предков. Души последних, по мнению древних язычников, также постоянно сопровождали человека, давали советы.

Постепенно на фоне развившихся взглядов в язычестве выделяется магия, вера в силу заговоров, колдовства и прочего. С помощью этих нехитрых приемов древние хотели улучшить свою жизнь, привлечь удачу на охоте и в земледелии. Затем стали делать и всевозможные атрибуты для ритуалов, в том числе и защитные амулеты, украшения. Одним из самых важных этапов стало создание идолов, которые изображали языческих богов.

История возникновения язычества до сих пор остается мало изученной. Конечно, сам процесс формирования языческих верований шел очень долго, в течение столетий. С тех времен, откуда у нас есть хоть какие-то достоверные знания о человеке, он уже был язычником. И это его мировоззрение сложилось под влиянием окружающей среды. У него не было никаких знаний, кроме собственных наблюдений, собственных экспериментов. То есть язычество стало вполне логичным отражением действительности в образе жизни и веровании древних людей.

Бог Коляда и древний Славяно-Арийский Праздник в Его честь.

При упоминании термина «язычество» сразу представляется что-то очень древнее и темное, тайная магия, утерянная за тысячелетия христианства, иудаизма и мусульманства, обряды поклонения силам природы, обереги и колдуны. На самом же деле язычество на Руси мирно сосуществовало с официальным православием вплоть до XIX века (календарные обряды и обычаи), а некоторые его артефакты остались и в современной русской культуре и быте.

Кстати, интерес к язычеству в массовой культуре не ослабевает до сих пор: культ предков, анимизм, различные энергетические практики и гадания черпают свою феноменологию в славянском язычестве, что еще раз подчеркивает сохранение «двоеверия » в том виде, в котором оно сложилось сразу после крещения Руси . Согласно Бердяеву, именно в двоеверии заключена самобытность русского народа; можно пойти дальше и утверждать, что загадочная русская душа как раз и объясняется слиянием этих двух противоположных стихий - язычества и христианства.

В настоящей статье будет проанализирована российская и советская историография по вопросу влияния язычества Древней Руси на развитие русской культуры. Вопросами язычества наиболее плотно занимался советский археолог, академик Б. А. Рыбаков, выпустивший две монографии - «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». В них исследователь славянской культуры показывает то огромное влияние, которое оказало язычество на государственную и народную жизнь Киевской Руси, а также анализирует преемственность и преломление языческих верований в жизни Руси после принятия христианства, и даже проникновение их в православные обряды.

Еще один крупный ученый, посвятивший себя изучению древнерусского язычества - Е. В. Аничков, перу которого принадлежит фундаментальный труд «Язычество и Древняя Русь», вышедший в 1914 г. в Санкт-Петербурге и, к сожалению, так и не приведенный в рамки современной орфографии, что не мешает, впрочем, знакомиться с ним все новым и новым поколениям историков. Аничков, будучи историком литературы, рассматривал язычество именно через призму фольклора и народного творчества, а также был сторонником синкретизма при изучении культуры.

Кроме Рыбакова и Аничкова еще один российский ученый внес большой вклад в изучение язычества в Древней Руси и показал его огромное значение для развития русской культуры. Это - доктор исторических наук, профессор В. Я. Петрухин (с монографией В. Я. Петрухина «Древняя Русь. Народ. Князья. Религия » можно ознакомиться на сайте Историка).

В исторической науке принято рассматривать язычество (любое - и древнерусское и древнеегипетское) в двух ипостасях. Во-первых, язычество представляет собой мировоззренческий этап в развитии любой современной цивилизации, это - сложившаяся система представлений о мире и месте человека в этом мире, основанная на обожествлении сил природы, и, в силу этого, являющаяся примитивной. Во-вторых, язычество - это еще и культурная модель формирования и развития любого этноса, что наделяет ее характерными неповторимыми чертами, а самому народу придает самобытность и в какой-то мере способствует формированию его ментальности. В рамках этих двух моделей мы и будем рассматривать древнерусское язычество в настоящей работе.

Источники реконструкции язычества в Древней Руси

Для изучения язычества необходимо использовать весь комплекс исторических источников, доступных на сегодняшний день. При анализе роли язычества в развитии русской культуры исследователи опираются на источники: письменные, археологические, фольклорные, этнографические и лингвистические. Невозможно сказать, какой из источников наиболее важен, мнение о тех или иных феноменах дохристианской культуры Руси должно строится на синтезе информации.

Из письменных источников нам доступны летописи, жития русских и византийских святых, эпистолярии, правовые документы (договоры и т. п.), мемуары путешественников, исторические хроники. Так именно из летописи под названием Повесть Временных лет мы узнаем о языческом пантеоне Владимира, который он повелел установить в Киеве, а потом заставлял местное население на него молиться. В тексте договоров, заключенных русами с Царьградом, мы видим, что князья и дружина клялись Перуном, и понимаем, что он был верховным божеством в русской языческой традиции. Данные археологических раскопок рассказывают нам об обрядах погребения, о том, что русы-язычники предпочитали кремировать своих покойников, а над сожженным прахом насыпать курганы. Мы также узнаем о том, что наши предки неоднозначно относились и к самим покойникам, наделяя их часто сверхъестественными силами. Песни, былины и сказки, дошедшие до нашего времени в переработанном многочисленными неизвестными сказителями виде, сообщают нам об обрядах, заговорах и культах бывших в ходу в Древней Руси. Этнография формирует наш взгляд на древнерусское язычество, как самобытный культурный феномен во взаимосвязи его материальной и нематериальной составляющей. Так, например, сообщается, что до сего дня в вышивках и народных промыслах сохраняются древнерусские языческие образы. Наконец, лингвистика определяет для нас происхождение тех или иных языческих богов, выявляет закономерности заимствований и переплетений различных культур, часто помогает установить географическое местонахождение того или иного объекта материальной культуры.

Множество свидетельств о том, каким оно было древнерусское язычество, мы находим в различных посланиях церковных иерархов. Сами послания, конечно, призваны были указать человеку, что поклоняться «поганым» богам худо, однако для исследователя эти проповеди представляют интереснейший материал. Кроме всего прочего, они сами живые свидетели того, что и после крещения язычество в том или ином виде продолжало существовать на Руси.

Интересным с точки зрения источника по язычеству является «Слово святого Нифонта о русалиях». Сам Святой Нифонт был личностью примечательной, его пространное житие оказало большое влияние на православную традицию на Руси. «Слово...», конечно, было сказано, дабы изжить бесовские игры, однако, благодаря дотошности византийского святого, современные историки узнали о русалках и о русалиях много интересного. Русальные шествия сопровождались пением и плясками, игрой на флейте и представляли своего рода праздничное шествие, вовлекавшее в свою орбиту и других встречных, те, кто не могли идти и веселиться, бросали русальникам деньги. Подобные празднества были всенародными и часто устраивались на улицах и площадях.

Древнерусский пантеон

Как уже упоминалось выше письменные источники по русской языческой мифологии в основном все христианские. На Руси не было комплекса сказаний о славянских богах, такого как например в мифологии греческой или скандинавской (саги). Не было у нас и своих гомеров и овидиев, которые смогли бы переложить мифологию на язык поэзии и прозы, и таким образом популяризировать ее, поэтому помимо прочего мы черпаем знания о древнерусских богах из устного народного творчества. Кроме этого существует еще многочисленные записки очевидцев - христианских, арабских или еврейских (хазарских) путешественников, составивших мемуары о быте и нравах Древней Руси. К сожалению, на сегодняшний день неизвестно ни одного собственно русского письменного источника, созданного в эпоху, предшествующую крещению Руси. Даже самый первый исторический источник - Повесть Временных лет датируют самое ранее XI веком, раньше него нет ничего, никаких письменных свидетельств.

Как отмечалось для изучения язычества ученым приходится привлекать весь спектр доступных им источников - этнографических, фольклорных, археологических, но использование их в синергии (а только так и возможно их применять) приводит к появлению многочисленных методологических проблем, разности трактовок, взаимозаменяемости разных феноменов и т. п. Преодолевая подобные трудности, историческая наука все же стремиться выстроить комплексный подход к категоризации пантеона славянских богов, что ей худо-бедно удается.

Итак, на сегодня нам известны следующие славянские божества:

Перун - верховный бог, двойник Зевса и Тора, потому что мечет молнии и также прозывается громовержцем. Он также является покровителем княжеского рода, им клянется княжеская дружина при заключении международных договоров. Упоминается в Повести временных лет, а также Прокопием Кесарийским, который, правда, не называет его прямо, а указывает, что у славян есть бог-громовержец, которому те приносят в жертву быков.

Хорс - по всей видимости бог-солнце. Историки не смогли выяснить происхождение имени этого бога и по нескольким источникам (один из которых агиографический) его отнесли к олицетворяющему солнце. В одном из источников Хорс назван жидовским богом, что может свидетельствовать о том, что он был заимствован из Хазарского каганата, который исповедовал иудаизм. Исследователь русского язычества В. Н. Топоров полагает, что имя Хорса иранского происхождения и перешло в славянский пантеон от скифов и сарматов.

Дажьбог, Стрибог, Семаргл - божества из пантеона, установленного князем Владимиром до крещения Руси, в Киеве. Назначение их не определено. Дажьбога связывают с солнцем (но в этом случае получается, что на солнце претендуют уже двое - Хорс и Дажьбог, что лишено смысла), Стрибога с ветром, Семаргла, к сожалению, классифицировать не удалось, к какой стихии или явлению его относить остается невыясненным. Согласно О. Бодянскому Дажьбог - это просто другое имя Хорса, на наш взгляд, данное утверждение действительно имеет смысл.

Среди славянского пантеона есть и женские божества (назвать их богинями как-то язык не поворачивается), одна из них - Мокошь , покровительница ткачества и в целом ремесел. Назначение Мокоши вывели из ее этимологии, что не противоречит и фольклорным традициям и обрядам, связанным с этим именем. Мокошь в христианской традиции трансформировалась в Параскеву Пятницу.

Все указанные выше божества присутствуют в так называемом пантеоне Владимира. Когда Владимир Святославич занял киевский стол, он решил восстановить язычество, которое «отменил» его брат Ярополк, ранее правивший в Киеве. Повесть Временных лет рассказывает, что Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». Судя по этим летописным свидетельствам в жертву Перуну и остальным приносились люди, поскольку осквернение кровью применимо только к людским жертвам, жертвоприношения животных в летописях не клеймились (но и не поощрялись) и считались просто бесовским обычаем, одним из многих. В христианской традиции какие-либо жертвоприношения запрещены.

Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Ногой он попирает идол Перуна

В. Петрухин указал на один любопытный момент. Все перечисленные божества - славянского происхождения, тогда как дружина и князья начальных веков собствено русской истории - варяги. То есть варяги-русь не привели с собой скандинавских богов - Тора, Одина и т.п., но восприняли местных и даже сделали их своими покровителями (Перун - покровитель князя и дружины).

Верховным богом восточных славян (именно этноса, в противовес богам княжеским) принято считать Сварога, бога, который по легенде дал человечеству огонь и научил ковать металл. Сварог особо почитался крестьянами, поскольку был первым землепашцем: победив огромное чудище - Змея, он на нем пропахал по Днепру заградительную борозду. Появление Сварога в мифологии относят к железному веку, т. е. к праславянской общности.

Материальным подтвержденим существования подобного пантеона служит Збручский идол, который в 1848 году обнаружили в речке Збруч (отсюда и название) жители села Гусятин на Украине. Идол вырезан из камня и датируется Х веком. Б. А. Рыбаков опознал в одной из женских фигур, изображенных по сторонам идола, - Мокошь, потому что она держит в ругах рог, а вторую как Ладу, богиню весны и бракосочетания, поскольку она держит в руке кольцо. Одна из мужских фигур с мечом и конем идентифицирована ученым как Перун (бог дружины), а другая, на одежде которой проступает изображение солнца, как Дажьбог (Хорс). Самый нижний ярус Збручского идола представлен только одной мужской фигурой, которая как бы поддерживает руками остальные ярусы. По всей видимости, это фигура Волоса (подробнее о нем см. ниже).

Збручский идол. ок. X века. Камень. Высота 2,67 м. Краковский археологический музей, Краков, Польша

Отдельно стоит выделить Мать-Сыру-Землю , как общее верховное женское божество. Она не присутствует в пантеоне Владимира, однако, ее следы мы находим во всех летописных сводах, а также былинах и народном фольклоре.

Еще один интересный славянский бог, упоминающийся то тут, то там в летописях и житиях - Волос или Велес , так называемый «скотий бог». В православную традицию Волос вошел как черт или демон. Идолы Волоса были во многих русских городах, располагались они в основном там, где проживали ремесленники и крестьяне, т. е. жители занятые трудом, в противовес дружине, которую они же «кормили».

Б. А. Рыбаков отметил в славянском язычестве несколько пластов, как бы сменяющих друг-друга. Эти пласты можно сравнить с историческими эпохами существования славянской мифологии, которая, по мнению, ученого является воспреемницей мифологии египетской и греческой. Связующим звеном между этими эпохами выступают Род и рожаницы - божества судьбы и родового единства. До сего момента в русском языке сохранилось устойчивое выражение «на роду написано», которое достаточно точно передает назначение этих языческих феноменов. Род и рожаниц часто обличали в церковно-славянской литературе, поскольку обряды их чествования сохранялись в продолжение всей христианской эры на Руси. В русском Требнике XVI века, который использовался священниками как своего рода программа контрольных вопросов на исповеди, есть такой вопрос для женщин: «варили ли каши в день Рождества Христова». Обычай «варить каши», кутьи или печь пироги и приносить их в церковь на следующий день после Рождества - пример русского двоеверия. Кашами и хлебами чествовали именно рожаниц, которые покровительствовали судьбе новорожденного, соответственно для русских того времени было более чем хорошим поводом умилостивить языческих божеств сразу после рождения младенца-Христа. Церковь старалась порицать, а где могла и запрещать подобные обряды, но они, тем не менее, оставались в культуре повседневности русского крестьянства.

С Родом и Рожаницами тесно связаны обряды почитания предков (пращуров) и умилостивления домого (духа дома).

Тот же Рыбаков выстраивает следующую последовательность древнерусских богов, которым поклонялись славяне (опираясь при этом на «Слова святого Григория изобретено в толцех о том, како первое погани суще языци кланялись идолом»): 1) русалки (упыри и берегини) водные демоны; 2) род и рожаницы (духам рода и судьбы); 3) Перуну. Как видим верования идут от более примитивных - сил природы, к все более комплексным и персонифицированным божествам. Кстати, данные археологии в целом подтверждают подобную эволюцию языческих верований.

Еще раз подчеркнем тот факт, что обо всех богах славянского пантеона мы узнаем в основном их христианских источников, в частности из Повести Временных лет . Записанные легенды о Перуне и других богах появляются много позже. Связано это с тем, что славянский язык, на котором писали первые книжники считался священным языком русской Церкви, поскольку на нем говорили и его принесли на Русь первые славянские подвижники - Кирилл и Мефодий. Соответственно, описывать на нем «поганские» обычаи и «поганских» богов первые русские книжники не решались. Да у них и в принципе не стояло такой задачи. Например, задачей Нестора было вывести историю русской земли из космогонического начала вообще всей земли, то есть от «языков», рассеявшихся после Всемирного потопа, а также отнести ее к епархии одного из апостолов (в данном случае был выбран Андрей Первозванный). Естественно, что в то время влияние собственно народной культуры, которая исповедовала язычество и анимизм на развитие нации не признавалось. И только в период Новейшей истории это влияние было признано фундаментальным.

Низшая мифология

Помимо богов древнерусское язычество богато на представителей низшей мифологии, всех этих вампиров, русалок, богинок и кикимор. Силы природы и их покровители - лешии, водяные и полевые существовали наравне с богами-покровителями атомсферных явлений. К низшим мифологическим сущностям относятся и люди, наделенные демоническими свойствами - ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники. Тажке разнообразно предствалены всевозможные демоны болезней, в том числе и болезней скота, черти, бесы, демоны судьбы.

Самая главная ведьма в языческой мифологии славян - хорошо известная всем нам . Баба Яга - колдунья, живет в избушке на курьих ножках. По описаниям эта избушка очень похожа на домовину, в которых хоронили прах покойников после кремации. Поэтому исследователи фольклора заключили, что Баба Яга на самом деле «плохой» покойник, неупокоившаяся душа, живущая в своей избушке-гробу и вредящая людям. Атрибутами Бабы Яги являются, помимо избушки, которая всегда стоит на краю леса, костяная нога, ступа, в которой она летает и преследует людей, и помело. Как видим, атрибутика совершенно сходна с атрибутикой средневековых колдуний, летавших на метле. Костяная нога сообщает нам, что Баба Яга персонаж двух миров - этого и потустороннего, фактически, она проводник душ в загробный мир. В начальный период славянской истории ей приносились кровавые жертвы, чтобы задобрить ее. По свидетельству Ибн Фадлана, который присутствовал на церемонии погребения одного знатного славянина, на ней присутствовала также и старая женщина-колдунья, в обязанности которой входило ритуальное убийство наложниц, согласившихся последовать на тот свет за умершим. Вполне возможно, что образ Бабы Яги трансформировался из этого реально существовавшего персонажа.

Худ. В. М. Васнецов Баба Яга, 1917 г., Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Вампиры или упыри - это непохороненные мертвецы, либо те, кто при жизни были колдунами или ведьмами, чьи души не принимает тот свет, и они остаются на этом. По ночам они встают из могил, нападают на людей и пьют их кровь. Вера в вампиров подтверждается данными археологии. Многочисленные захоронения, в которых в останки были воткнуты колья, ножи, копья, или могилы которых были заложены камнями, свидетельствуют о том, что вера в «заложных» покойников берет свое начало в языческой традиции. Вера в упырей сохраняется в русском фольклоре по сей день.

Хорошо известный нам по сказкам персонаж славянской мифологии. Выше мы приводили свидетельство св. Нифонта о русальном шествии. Согласно иерарху, праздник этот был скорее веселым шествием, своего рода карнавалом, что достаточно любопытно, поскольку сами русалки, водные нимфы, персонажи скорее отрицательные. По поверьям, они заманивали людей в болота и могли защекотать до смерти. По некоторым данным русалка - это также «заложный» покойник, умерший в результате утопления и оставшийся непохороненным. Русалка, как видно из термина, женский персонаж. Позднее, в православной традиции, к русалкам стали причислять утопленниц, которые остались некрещеными.

Худ. В. Прушковский. Русалки. 1877 г., Национальный музей, Краков, Польша

Богинки - довольно специфический персонаж низжей славянской мифологии, поскольку опасны они только для беременных и рожениц. По легенде, богинки - это старые или некрасивые женщины, которые сами умерли при родах или некрещеными и сейчас нападают на рожениц и похищают младенцев. Они также подменяют детей, душат рожаниц во время сна, отнимают молоко и т.п. Дети, которых забрали богинки или которые были убиты своими матерями становятся демонами. Место обитания богинок сходно с русалками, богинки также живут близ водоемов, а иногда и под водой.

Слово сохранилось в русском языке до сих пор, так сегодня называют некрасивую или плохо одетую женщину или старуху. Кикимора в низшей славянской мифологии - жена домового, живет в доме за печкой или в сарае и мелко пакостит домочадцам. Кикиморами становятся некрещеные младенцы, мертворожденные и с врожденными уродствами, а также «заложные» покойники. Считается, что образ кикиморы сходен с образом высшего божества Мокоши, которая имеет отношение к культу земледелия, плодородия, ткачества. Кикимора тоже прядет шерсть, иногда стрижет и овец, воруя таким образом у хозяев. По поверьям с кикиморой можно и договорится и даже вести беседы, спрашивать ее о чем-либо, отвечает она стуком. Если она в добром расположении духа, то может и предсказать будущее.

Кикимора. Рисунок И. Я. Билибина

С божествами и духами локусов (покровителями сил природы) не все так однозначно. Собственно до крещения Руси многие из этих сверхъестественных существ были мирными. Леший и водяной были покровителями своих стихий и не были замечены во вредительстве. С приходом христианской традиции все эти духи-локусы были объявлены вне закона и, соответственно, обрели демоническую сущность.

Именно после установления христианства леший стал демоном леса, который путал людей, заставлял их бродить вокруг одно и того же места. В языческой традиции леший - это добрый дух леса, который понимает язык зверей и птиц, следит за порядком в лесу и помогает (!) незадачливым путникам найти дорогу, если они заблудились.

Соответственно, водяной - дух озер, рек, родников, считается, что он обладает властью над русалками и другой болотной нечистью, живет под водой, в полыньях, на заброшенных мельницах. У водяного есть свой скот, который он пасет, это, конечно, рыба - сомы, карпы и щуки.

Водяной. Рисунок И. Я. Билибина

Фольклорная традиция Древней Руси

Как видим, славянская дохристианская мифология очень богата и разнообразна. Благодаря этногорафическим изысканиям сегодня мы можем воссоздать быт и культуру наших предков во всем многообразии и многоцветии фольклорных традиций, ремесел, былин, сказаний и обрядов. Можно сказать, что фольклорная традиция - это зеркало жизни Древней Руси.

Хотя, например, Е. В. Аничков, считал язычество в Древней Руси «убогим», славянских богов «жалкими», а нравы «грубыми». И действительно, если сравнивать мифы и легенды славян с богатейшей мифологией Древней Греции или Скандинавии, то сравнение будет не в пользу Руси. Языческие русские обряды и в самом деле очень примитивны, но зато древнерусский фольклор может считаться одним из самых многозначительных. Рыбаков, чтобы опровергнуть точку зрения Аничкова, провел серьезнейшие исследования по древнерусской языческой мифологии и, можно сказать, «доказал», что и мы не хуже, и наше язычество может быть поэтичным и всеобъемлющим.

Выше мы приводили трехчастную схему развития славянских верований, к которой в настоящем параграфе присовокупим несколько замечаний. В частности, отмечается, что вера в упырей, русалок, домовых и других демонических созданий надолго пережила эпоху язычества и встречается вплоть до наших дней. Второе замечание: поклонение Перуну, верховному божеству, встречается задолго до времени формирования Древнерусского государства (в этимологии имени прослеживаются иранские и скифо-сарматские корни). Таким образом говорить о наследовании стадий развития язычества, выделенных Рыбаковым, можно достаточно условно.

В фольклоре Древней Руси находят отражение все три стадии язычества, естественно, что анализировать хронологию фольклора достаточно сложно, поэтому и примитивные демоны и совершенные боги-герои существуют в одно и то же время.

Как уже отмечалось, письменная традиция на Руси имела своей целью определить место новой, только что народившейся государственности в христианской цивилизации, а потому выметала с книжных страниц все, что противоречило православию. Всем этим было, в первую очередь, язычество, с его «погаными» баснями и героями, Церковь называла их «кощунами». Однако, полностью изгнать язычество из жизни людей того времени не получилось. Если раньше поклонение языческим богам требовало определенных церемониалов, жертвоприношений и обрядов, то с момента крещения Руси, оно утратило свою сакральность и осталось в повседневности в виде забав, сказов, басен, игр молодежи, гаданий и т. п. В таком, можно сказать, непринужденном виде язычество сохранилось до настоящего времени, оказывая влияние на разивтие всей русской культуры и продолжает его оказывать до сих пор.

В целом древнерусская фольклорная традиция и связанные с ней обряды и обычаи имела тесные связи с земледельческим календарем. Смена времени года рассматривалась нашими предками, как борьба холода и тепла, символическая смерть и возрождение.

Были у древнерусского язычества и свои жрецы, их называли волхвы и приписывали им магическую силу и власть. Уже после христианизации Руси волхвы пытались вернуть себе власть в умах жителей, однако, их попытки, получившие в истории название «восстания волхвов », провалились. В XI веке мятежные волхвы объявляются то в Новгороде, то в Киеве, иногда народ и князья принимают их сторону, иногда волхвов «избивают».

Худ. А. П. Рябушкин. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд), 1898 г., Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Сам феномен волхва, волховства - сквозной сюжет славянской фольклорной традиции. Вспомним смерть Вещего Олега от коня, напророченную волхвами, легенду о Всеславе Полоцком, который был рожден не от любви, но от волхования (колдовства), волхвы предсказывают победы и поражения русских князей. Характерно, что волхвы борются с ведьмами , обвиняя их в том, что они прячут урожай или насылают засуху, голод и болезни (мор). Для того, чтобы снять проклятие ведьму следовало убить и вырезать у ней из живота каравай хлеба или рыбину, после этого бедствия отступали. Священники как могли боролись с этими жестокими обычаями, волхование было объявлено ересью и, таким образом, поставлено вне закона.

Худ. В. М. Васнецов. Встреча Олега с кудесником. 1899 г., акварель, Государственный Литературный музей, Москва

Самым известным феноменом в русской фольклорной традиции являются, конечно же, былины. Мы придерживаемся той точки зрения, что былины как героический эпос зародились именно в Древней Руси, а может быть и ранее, с приходом к власти князя с дружиной.

Существует много теорий относительно происхлождения былины как жанра, в современной науке сумма этих теорий признается как правильная. То есть былины - это и сказания в которых богатыри (своего рода двойники славянских богов) борются с напастями (силами природы) и выходят из них победителями; в былинах также мы видим и отголоски реальных исторических событий, романтизированных последующими пересказчиками и переписями; безусловно, некоторые былины или их элементы были заимствованы из фольклора западных и восточных соседей. Таким образом русские былины - сложный феномен, в зависимости от того, кто обращается к его изучению (историк, литературовед, лингвист), раскрываются те или иные его грани.

С точки зрения истории, безусловно, в былинах нашли отражение реальные исторические события. «Слово о полку Игореве », былины Владимирова цикла, Задонщина - базируются на реальных фактах, нашедших свое подтверждение в официальной науке. В связи с этим былинный эпос получил статус исторического фольклора.

В развитии былинного эпоса можно выделить две большие стадии. Первая - это зарождение былины как жанра, собственно языческий период. В былинах этого цикла действуют почти мифические герои-богатыри. Они олицетворяют силы природы и обладают не просто физической, но сверхъестественной силой. Таким нам рисуется великан Святогор, которого не держит Мать-Сыра-Земля, Микула Селянинович - дохристианский богатырь-пахарь, бросивший вызов Святогору. Дочь Микулы - Василиса является сквозным женским персонажем во всем русском былинном эпосе. Вольга Святославич - еще один древнейший персонаж былин, он может обращаться в разных животных и «читает по книгам».

Худ. А. П. Рябушкин. Микула Селянинович. 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»

После древнего периода былин выделяют еще два - киевский и новгородский, образовашиеся уже после крещения Руси и поэтому не относящиеся как таковые к древнерусскому язычеству. В киевском цикле богатыри-герои группируются возде фигуры Владимира Красное Солнышко (скорее всего поэтического образа реально существовавшего князя Владимира), в новогородском цикле действуют Садко, Василий Буслаев.

В заключении заметим, что язычество в Древней Руси было достаточно многогранно. Не согласимся здесь с мнением Аничкова, считавшим его жалким и убогим. Безусловно, древнерусская мифология не идет ни в какое сравнение с древнегреческим пантеоном, зато на Руси сильна низшая сфера мифологии, с ее заложными покойниками, демонами стихий и прочей нечистой силой. Такого богатства леших, домовых и кикимор нет ни в одной другой языческой религии.

Важно особенностью древнерусского язычества является его всепроникающий характер, а также сохранение «двоеверия» на протяжении всей истории нашей страны. Обряды, заклинания, амулеты и гадания остались в нашей культуре и по сей день, языческая семиотика прочно вошла в православную традицию несмотря на многочисленные запреты церковных деятелей, раздававшиеся уже в первые годы после крещения Руси.

Огромно влияние, которое оказало язычество на русскую литературу: былины, сказки, обрядовые песни прослеживаются практически во всех произведениях классической и современной русской литературы. К языческим истокам обращались в своем творчестве Пушкин, Гоголь, Платонов и даже Маяковский.

Языческая традиция Древней Руси сыграла и продолжает играть огромную роль в развитии всей русской культуры.

До сих пор разбросаны тут и там «Змеевы камни», о которых в деревнях рассказывают удивительные легенды. Остались и праздники, которые белорусы отмечают, и поверья, которым следуют. Все то, что и называется языческими корнями…

Змеев камень, лежит в полутора километрах от деревни Гоголевка (ныне – Чашницкий р-н Витебской обл.), недалеко от западного берега Лукомского озера.

Длина камня составляет 10 м, толщина 3-4 м. Это не валун, а выход скальной породы.

♦♦♦♦♦♦

Считается, что крестителем Киевской Руси был князь Владимир Красно Солнышко. В 988 году он согнал киевлян в Днепр, повелев принять православие. С этих пор Киев стал христианским городом, а вслед за ним новую веру (где миром, а где «огнем и мечом») приняли другие земли, подвластные Владимиру, в том числе и Полоцкое княжество – предок современной Беларуси.

Но если в Киеве князь твердой рукой истреблял идолов и зорко следил, чтобы все подданные немедленно начали поклоняться новому богу, то на более отдаленных территориях люди были предоставлены сами себе.

– На землях, от Киева далеких, этот процесс растянулся на сотни лет. В XI–XII столетиях еще вовсю поклонялись. Когда раскапывали святилища такого типа на юго-западе Украины, то там было видно по археологическим данным, что те активно функционировали и в середине XIII века, – объясняет кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Эдвард Зайковский.

♦♦♦♦♦♦

Языческая традиция на Киевской Руси складывалась еще со времен неолита. И хотя принято считать, что наши предки не приносили своим богам человеческих жертв, в исторических источниках встречаются жутковатые свидетельства кровавых ритуалов.

– В летописях есть упоминание, что еще до принятия христианства при князе Владимире киевляне решили принести в жертву Перуну двух скандинавов – отца и сына. Те, конечно, сопротивлялись, но гибели не избежали.

И уже с принятием православия их объявили святыми – как мучеников, – продолжает Эдвард Зайковский.

На территории современной Беларуси ученым удалось обнаружить несколько древних жертвенников и капищ. Заброшенные, полуразрушенные, они манят своими тайнами. И некоторые из них археологам уже удалось раскрыть.

♦♦♦♦♦♦

Огни во рвах

Небольшая площадка, окруженная рвом и валом – вот, пожалуй, и вся конструкция. Древнее святилище можно было бы принять за городище, только совсем крохотное. Впрочем, есть существенное отличие.

Городище обносили рвом с внешней стороны, а земляным валом – с внутренней. И лишь затем шли стены. Такая конструкция давала максимально эффективную защиту поселения:

сначала враг должен был преодолеть ров, заполненный водой, а затем взобраться по крутой насыпи вала под градом стрел и потоками кипящей смолы, льющейся со стен осажденной крепости.

А вот на капище все было наоборот: сначала – вал, потом – ров. Казалось бы, совершенно бессмысленная с точки зрения обороны конструкция. Ведь враг, вскарабкавшись на насыпь, мог легко расстрелять из луков всех, кто собрался на площадке.

– В данном случае ров имел не оборонительное значение, а ритуальное , – объясняет Эдвард Зайковский.

– Здесь горели жертвенные костры, а на дне была вымостка из камней. Интересно, что аналогичные белорусским конструкции были найдены на ряде святилищ Смоленщины, на западе Украины, в верховьях Днестра и Прута.

Одну из самых ярких находок такого рода в Беларуси ученые обнаружили вблизи деревни Верховляны (Гродненская область). И вал, и ров, и площадка – примерно с полсотни квадратных метров, – все отлично просматривается, несмотря на то, что сооружение давно заброшено и заплыло землей.

Более того, археологам удалось найти следы от кострищ на дне рва и на самой площадке – вероятно, огни по особым дням раскладывали и там. Какому могущественному божеству здесь приносили дары, какие тайные ритуалы совершались – пока остается загадкой.

Археологи давно подметили, что на святилищах культурный слой очень тонкий. Иными словами, в руки специалистов попадает критически мало артефактов. Оно и понятно – в городах, скажем, люди жили постоянно. А значит, все время что-то роняли, разбивали, теряли. Все это постепенно заносилось песком, превращаясь в исторические слои, столь лакомые для ученых.

В святилищах никто не жил. А значит, и вещи, которые могли бы потеряться, и, просочившись сквозь время, попасть в руки современных исследователей, изредка оставляли лишь жрецы и те, кто приходил на поклон к божеству. Так что находок здесь очень мало. И ученым остается лишь строить гипотезы, которые, когда-нибудь, возможно обретут подтверждение.

– Скорее всего, посреди святилища возле Верховлян стоял большой деревянный идол – в одном месте мы нашли внушительных размеров яму, куда он был, вероятно, вкопан. Думаю, что уже в христианские времена его сбросили, как тогда поступали со всеми изваяниями такого рода.

Возле деревни Ходосовичи (Гомельская область) было раскопано еще одно святилище.

Там схема другая. Посередине стоял идол, вкопанный в землю. Вокруг него из заостренных кольев было сделано кольцо. И в земле – четыре углубления серпообразной формы. В них горели жертвенные огни. Интересно, что на одной площадке соседствовали два святилища, одно из которых по диаметру превосходило другое.

Скорее всего, центральное место на основном капище у Ходосович занимал верховный бог славян – Перун-громовик.

А вот чьему изваянию поклонялись по соседству, остается только гадать. Может, это был Велес-змей – вечный противник Перуна? Или же там возвышался идол бога солнца Ярило, который, как считают некоторые специалисты, был одной из ипостасей самого Перуна? Или же стояла там богиня плодородия Макошь?..

Сейчас сложно собрать целостную картинку, которая бы наверняка отражала всю мифологическую систему древних. Вот лишь один маленький факт – яркое свидетельство того, насколько важны были для наших предков их боги: хроники XVI века отмечают, что в святилищах служили жрицы, которые поддерживали священный огонь. Угасания пламени девушки боялись пуще смерти.

Собственно, это и была смерть – нерадивую жрицу немедленно убивали, а ее род подстерегали всяческие беды.


♦♦♦♦♦♦

Классический пантеон князя Владимира

Кому же приносили дары и у кого просили защиты наши предки?

Поразительно, но отвечая на этот вопрос, специалисты ссылаются на… князя Владимира, того самого, крестителя Руси!

Дело в том, что еще до принятия новой веры князь поставил на холме в Киеве идолов шестерых богов – самых главных, по его мнению. Это была попытка «официально» систематизировать всех божеств, которым поклонялись на подвластных ему землях.

«Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь.

И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились», – сообщает «Повесть временных лет».

На самом деле, в этом поступке Владимира не много было от искреннего благоговения перед богами. Преследовал он вполне земные, политические цели – объединить разные верования жителей огромной, доставшейся ему державы. И, как следствие, сплотить и самих подданных под своей властью.

Перун по праву получил главенствующую роль. Бог грозы, войны и дружинников, он знаменовал мощь государства.

♦♦♦♦♦♦

Хорса почитали как бога солнца. Семарглу молились, когда хотели защитить побеги и всходы.

Но, пожалуй, самой интересной была связка «Стрибог–Даждьбог–Макошь». Эти божества многие ученые выделяют в своеобразную триаду, как бы по аналогии с христианской Святой Троицей: Стрибог – как бог-отец, Даждьбог – как податель «доли» и судьбы человека, а Макошь – как богиня-защитница, богиня-мать. Киевские жрецы стремились противопоставить собственную божественную троицу «византийской» и доказать, что их вера ничем не уступает «греческой».

И первое время вполне преуспевали в этом. До тех пор, пока политический ветер не подул в другую сторону и Владимир не принял христианство.

Та же «Повесть временных лет» свидетельствует, что в 988 году идол Перуна был сброшен в Днепр, и князь приказал киевлянам отталкивать его от берегов, чтобы не остался в городе. Видя такое кощунство, многие люди плакали, но ничего не могли поделать…

Любопытно, что в «пантеоне Владимира» не нашлось места Велесу – одному из самых почитаемых божеств восточных славян. Его капище в Киеве было, но не вблизи княжеского дворца, а внизу, на Подоле, где жили простые люди.

♦♦♦♦♦♦

Бог взаймы

Мало кто знает, но наши предки очень уважительно относились к верованиям друг друга. Бывали даже случаи, когда люди из какого-либо племени приходили поклоняться кумиру соседнего.

– Все языческие, то есть политеистические, религии достаточно терпимы к божествам других народов. Нет нетерпимости. А вот в монотеистических религиях – в христианстве, в исламе, – единственный бог отвергает всяких своих конкурентов, – поясняет Эдвард Зайковский.

– Языческие заимствования были очень распространены в древности. Например, в Древнем Риме, кроме изначальных римских богов, во времена Империи почитаемы были и греческие, и египетские, и многие другие. В Древнем Египте эпохи эллинизма также. Скажем, был такой бог – греческий, но египетского происхождения – Серапис.

Что касается Беларуси, то здесь поклонялись, например, Сотвару, доставшемуся восточным славянам «в наследство» от балтов. Так, кардинал Петр д’Айлли, французский теолог XV века, писал в одном из своих писем:

«Солнце у литвинов принадлежит к божествам первого ряда под названием Sotuar, так сказать «оживитель мира» или душа мира.


Двуликий медальон, несущий с одной стороны иконку, с другой — явно не православную композицию, не славянскую и не христианскую вообще — явление достойное изучения.

♦♦♦♦♦♦

Имеют они жрецов, знающих астрономию: двигают времена года, месяцы, недели, дни; начинают свой месяц от молодой луны, неделю же, как и мусульмане, от пятницы, которую своему Юпитеру посвящают; второй день после пятницы, т.е. воскресенье, посвящают Солнцу, совсем как древние римляне.

Люди эти очень преданы земледелию и связанному с ним скотоводству. С этой точки зрения Sotuar как бог пастухов собирает жертвы, и поклонение ему проникает в самые убогие халупы».

Самая древняя

Мара. По-белорусски – «мечта», «сон». Обычное слово, знакомое с детства. Но что вы скажете, узнав, что Мара – это имя древнейшей богини, почитаемой еще во времена матриархата?

– Есть мнение, что персонажи с именами на mar – реликты образа Великой богини. Очень широкая география параллелей в мифологиях других народов и этимологические корни позволяют думать, что образ Мары возник еще в каменном веке или даже в верхнем палеолите, но затем по некоторым причинам не попал в состав пантеона богов и деградировал в персонажа низшей мифологии, – говорит Эдвард Зайковский.

В более поздних представлениях Мара – это демон, который обожает забавляться с мужчинами по ночам, что чревато болезнями или даже смертью.

Вблизи Белостока Марой называли смертельную эпидемию, воплощение которой имело облик худой, изможденной женщины, укутанной в белый платок.



Считалось, что Мара может превращаться в предметы. Так, на Западном Полесье в Купалье украшали череп коня, а затем его сжигали или бросали в воду, что символизировало победу над Марой. Интересна связь: конь символизирует Ярило, бога солнца и жизни, а череп коня олицетворяет саму болезнь и смерть – Мару.

Но хотя Мару считали темным божеством, ее уважали, ей поклонялись. Культовые холмы с названиями Марьина горка сохранились вблизи Смиловичей и Пуховичей. Близ деревни Пережир Пуховичского района раньше лежали культовые валуны – Марья и Демьян. У валуна Марья просили избавления от болезни, помощи в беде, в обретении суженного и в защите урожая.

♦♦♦♦♦♦

Противостояние в единстве. Язычество древних славян

Пожалуй, наиболее интересные, яркие и многогранные отношения в славянском пантеоне сложились между двумя соперниками – Перуном и Велесом. Вечные враги, но существующие неотделимо друг от друга, как свет и тень, день и ночь, зима и лето, добро и зло, жизнь и смерть. Противоположности в борьбе друг с другом едины, и в своем единстве они и вращают время…

Перун, или Дундар – бог грозы и молнии. В балтской мифологии ему соответствовал Перкунас. Его символом считался дуб, а непременным атрибутом были каменные топоры – орудия труда времен неолита! Называли их «перуновы стрелы». Найти такой топор было огромной удачей – считалось, что Перун теперь будет самолично оберегать счастливчика от всех бед и напастей.

Интересно, что даже в захоронениях XV века – спустя 5 столетий после принятия христианства – археологи обнаруживали каменные секиры. И тем более удивительно, что аналогичная вера в чудесные свойства этих древних орудий труда была распространена в Древнем Риме. Там подобная находка считалась знаком особого расположения Зевса. С большим пиететом к этим реликвиям относились также в Прибалтике, в Польше, в Германии и в других странах.

В Беларуси до сих пор сохранились названия, связанные с богом грозы. Неподалеку от языческого капища у деревни Верховляны есть Перуново поле. Местные верят, что если гроза здесь застанет человека, то в него непременно попадет молния.

«Перун есть многь» , – гласит текст одной из восточнославянских рукописей XV столетия. Это значит, что божество имеет много ипостасей. К одной из них некоторые исследователи причисляют и Ярило – светлого бога солнца и весеннего плодородия, являвшегося одновременно и покровителем воинов. В одной из раннесредневековых летописей сказано, что в 983 году, за неделю до Перунова дня, в Киеве начали готовить к жертвоприношению «мечем жребий на отрока и девицю…». А Ярило как раз и представляли молодым, красивым юношей в белых одеждах, на белом коне и… с человеческой головой в руках.

Кто же мог противостоять такому сильному и грозному богу?

– В такой системе, где у каждого божества была противоположность, Перун связывается с правыми, верхними полюсами, а его противник Цмок (или Велес) – с левыми, нижними, – говорит Эдвард Зайковский.

– Письменные источники гласят, что при заключении соглашений с Византией, восточнославянские язычники клялись по своему обычаю,

«… оружьем своим и Перуном богомъ и Волосом скотьим богомъ».

То есть, оба кумира были почитаемы практически в равной степени.

Велес. Его имя упоминается в договоре между Русью и Византией в 907 году, а затем в договорах 911 и 972 годов, и даже – в летописи Нестора, где он также зовется «скотьим богом».

Пожалуй, это один из самых неоднозначных богов. Связанный с приплодом и богатством, он же был олицетворением темной стороны бытия и… самой смерти. Но в то же время дарил вдохновение и покровительствовал поэзии – в «Слове о полку Игореве» Баян назван Велесовым внуком.

Как и у Перуна, у Велеса много «заграничных родственников» – к нему близок литовский фольклорный Вяльняс, латышский Вельс, прусский опекун умерших и жрецов Паталс, кельтский бог богатства и животных Езус (или Велаун), индийский верховный бог, защитник справедливости и каратель виновных Варуна, демоны Вритра и Вара.

С захватом Велесом власти древние связывали наступление зимы и холодов, когда реки и источники, полноправным хозяином которых тоже является Велес, сковывает лед, и все живое погружается в сон, подобный смерти.

Не зря праздник, посвященный Велесу, отмечали поздней осенью, воздавая в этот день должное умершим предкам. , день поминовения, только связанный уже с христианской традицией, мы отмечаем и сегодня.

Наступление весны, победу солнца над тьмой знаменовало празднество в честь Ярило (ипостаси Перуна), приходившееся на 10 мая. На белого коня, привязанного к столбу, сажали девушку во всем белом и пели песни в честь божества. По сути, конь был его символом. И это сопоставление коня и солнца является общим для индоевропейских культур.

Сохранилось поверье, что когда летом гремит гроза – это Перун охотится за Велесом. А тот прячется в дупле дуба. Оттого так часто молния попадает в дуб – Перун пытается достать своего заклятого врага и не может.

Святая Катерина и другие

С принятием христианства языческие божества оказались не у дел. Православные священники отлично понимали, что невозможно заставить людей просто взять и отречься от своих верований, поэтому повели мудрую политику – храмы начали строить на месте былых капищ. Изживать же богов на корню не стали – их объявили… христианскими святыми. Точнее, присовокупили их образы к уже имеющимся святым православия.

Так Перун перевоплотился в святого Илью. Его праздник, как и в языческие времена, отмечают в начале августа. Вацлав Ластовский, белорусский писатель и историк XIX века, рассматривая легенду о святом Меркурии Смоленском, подмечал, что в ее основе сохранился очень старый народный миф о молодом весеннем Солнце, побеждающем мерзкого великана – духа холода и тьмы. По мнению писателя, близкое по звучанию имя – Меркурий, – маскируют языческое имя Перун.

Бог Ярило ассоциируется с «отдельным святым» – Юрием (Георгием), который стал считаться опекуном лошадей (помним, что его символом как раз и был белый конь). Юрий-Георгий вобрал в себя черты как христианского мученика, так и языческого божества.

А вот еще одна святая с очень древними корнями – святая Катерина. Православные отмечают ее праздник в начале декабря. И это время знаменует собой начало зимы, «покров» – период свадеб. Поэтому считается, что Катерина покровительствует браку и любви. Также она «отвечает» за подземные источники. А некоторые исследователи возводят ее происхождение к… супруге Велеса.

Сохранились сказания о деве Катерине богатырского роста и силы. Как-то посватались к ней сразу два жениха – Марк и Степан. Невесте больше понравился Степан, но она не могла просто отказать Марку.

Тогда Катерина пошла на хитрость – объявила, что достанется тому, кто дальше бросит камень. При этом она дала Степану более легкий «снаряд». Но выиграл все равно Марк. Катерина, чтобы не доставаться нелюбимому, «бразнулась» наземь рекой и «выскочила» далеко от того места – Синим колодцем в лесу.

Первым этот колодец увидел лесник, а на его краю он застал и саму Катерину, расчесывающую свои длинные волосы. Деве пришлось прятаться от человека в источник. За это дочка лесника вскоре утонула в Соже.

Считается, что именно в святого Степана с приходом христианства превратился Велес. Вот почему святую Катерину «отдали ему в жены».

Впрочем, можно смело утверждать, что образ «скотьего бога» в христианском восприятии распался на несколько. Помимо святого Степана, черты Велеса вобрали Святой Влас (Улас), взявший на себя опеку над лошадьми, и Николай Мирликийский.

Последний (святой Микола) получил особую любовь в народе. Ему молились, когда хотели защитить от болезней и падежа домашнюю скотину, он же покровительствовал земледелию и пчеловодству. По данным письменных источников, Николая в Средневековье почитали больше всех святых.

А вот еще одной ипостаси Велеса – Змею или Цмоку – не повезло. Его стали считать воплощением сатаны. В связи с этим досталось и змеям. Например, на Полесье верили, что если убить змею, Бог простит пять грехов.

В то же время в документах XVI столетия упоминается, что в Беларуси «многие держат в доме ручных змей и кормят их». Такой «прирученный» змей, по верованиям того времени, мог уберечь дом от беды и от нечистой силы. Считалось, что «домашний цмок» после смерти кого-то из хозяев тоже умирал…

Удивительные, рожденные сотни и даже тысячи лет назад фантазией древних, языческие боги живы и сейчас.

До сих пор к огромным, обомшелым валунам нет-нет, да и приходят старушки, приносят Змею молочка и просят – доли для детей, здоровья – для себя. И, кажется, вот-вот лукаво усмехнется из источника Велес, проглянет в грозовой туче лик Перуна – и давние враги снова сойдутся в вечной схватке.

p style=»text-align: right;»>http://planeta.by

Loading...Loading...