Какой святой праздник 28 мая. Почитание святого царевича Димитрия Угличского

День Святого Духа, Духов день – 17 июня в 2019 году – православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

“Надо же – в такую рань и уже так пьяны” – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня – наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 28 мая, Православная Церковь совершает праздник в честь Дня Святого Духа.

Во второй день после Пятидесятницы мы особенным образом прославляем Духа Святаго, и это дает Церкви возможность задуматься о том, что есть Дух Святый и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, ко всей вселенной, ко всему космосу. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей:

Бога не видел никто и никогда - так само слово Божие говорит о Боге (Ин. 1, 18). Но мы имеем множество откровений - и в Ветхом, и в Новом Завете - о том, что именно Бог создал мир. Человек, будучи ограничен в своих мыслительных способностях, используя для оценки окружающего его мира те мерила, что обусловлены его собственным жизненным опытом, не может ни оценить, ни понять в полной мере величие Божие. А потому люди, размышляя о Боге, представляют Его в некоем человеческом образе - в образе старца, в образе царя... Это человеческое понимание Бога, и оно Богу не противно, ведь Бог Сам определил пределы наших человеческих возможностей в том, что касается познания Его бытия.

Но если мы взираем на величие мира, на безграничное звездное небо, на дивную красоту и непостижимую умом сложность бытия, то мы косвенно понимаем величие Божие и осознаем, что Бог - абсолютный Разум и абсолютная Сила - имеет отношение ко всему, что происходит в этом мире, к каждому человеку, к человеческим сообществам, ко всему творению.

Бог есть Единый по существу, и нет в Нем никакого разделения. Но Богу было угодно явить Себя в отношении мира и человека таким образом, чтобы быть понятным людям, - а потому Он и явил Себя в образе Сына Человеческого. И Богу было также угодно, чтобы Его всемогущество и полнота Его бытия отображались на каждом человеке, на каждой микроскопической пылинке этого тварного мира силой Его энергии, Его благодати.

Мы верим в то, что Бог, являясь Единым по существу, есть Бог в Троице прославляемый - Отец, Сын и Дух Святый. Через Сына Божиего и Сына Человеческого явлена была неизреченная любовь Бога к роду человеческому, ибо Сам Бог в лице Сына Своего спас мир через Свои страдания, смерть и Воскресение. Богу было угодно, чтобы на каждую пылинку, на каждую микроскопическую частицу мира сего изливалась Его энергия Творца, без которой не может быть бытия сего мира. И это прикосновение Бога ко всему космосу, ко всему тварному миру осуществляется Его Духом - Духом Святым.

Дух действует, поддерживая бытие этого мира. Даже самые выдающиеся ученые, используя самые сложные приборы, не могут сегодня ответить на большинство вопросов, которые существуют в отношении Вселенной, - есть только вопросительные знаки. Никому еще не дано понять, почему мир существует, почему он живет и развивается. Но Божественное откровение свидетельствует о том, что Бог Своей энергией, Своей силой, Своей благодатью, Духом Своим Святым поддерживает бытие этого мира. Так было с самых первых мгновений творения, когда Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 2), - это образ присутствия Божественной энергии в зарождающейся материи, в зарождающемся физическом мире.

Действие Божественной благодати в отношении всего мира, всего творения, всего космоса и каждого человека можно сравнить с солнечным светом или дождем. Действительно, солнечный свет падает на каждого, но один человек может укрыться от него, раскрыв зонтик или войдя в тень, а другой открывает солнцу свое лицо. Но вне зависимости от того, что делает человек, энергия солнца необходима для человеческой жизни.

Вот так и Дух Святый. Он воздействует на весь тварный мир, и без этого воздействия не может быть жизни. Под это воздействие Духа Святаго попадает каждый человек - как говорит слово Божие, дождь изливается на праведных и на грешных (см. Мф. 5, 45). Но кто-то скрывается от действия Духа Святаго, кто-то убегает в тень, кто-то раскрывает над собой зонтик - зонтик своих страстей, своих грехов, создавая непроходимую преграду для действия Божественной благодати; а кто-то вообще уходит в бункер, скрываясь от этих Божественных лучей, не признавая даже самого факта их существования. И от каждого человека зависит, открывает ли он лицо свое и сердце свое и жизнь свою Божественной энергии, или прячется и бежит от нее и даже борется с ней.

В день Святой Пятидесятницы эта Божественная энергия, действием Духа Святого, особым образом излилась на святых апостолов. Они перестали быть простыми рыбаками, боящимися властей, мятущимися в страхе перед гонителями, и стали мужественными свидетелями о Христе, творившими чудеса, воскрешавшими мертвых, исцелявшими больных, учившими всю вселенную и победившими ее.

Эта особая благодать Духа Святаго, для которой были открыты ум и сердце апостолов, вошла в них, а через них - на всех, кто получал от них рукоположение или крестился от них. Так последовательно, принимая этот особый дар Божественной благодати, Церковь расширялась и возрастала духом. Именно в Церкви особенным образом живет Божественная благодать Духа Святаго. В Таинствах Крещения и Миропомазания мы приобщаемся этой благодати, и каждый раз, совершая спасительное Таинство Тела и Крови Господних, мы приобщаемся Духа Святаго, Который прощает наши грехи, испепеляет наше несовершенство, дает силы для возрастания.

Дух Святый наполняет Церковь. Через Таинства Он вводит верующих в живое соприкосновение с реальностью воскресшего Спасителя, со всем тем, что Богочеловек сделал для рода человеческого. В Таинствах мы воспоминаем силы Святаго Духа, все то, что Господь сделал для нас, и то, что Он сделает для нас в день Страшного Суда; и через это воспоминание мы становимся соучастниками Божественной тайны спасения.

Нигде во вселенной ничего подобного не происходит и произойти не может. Вот почему Церковь наполняется особой силой, так что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Вот почему Церковь - это спасительный ковчег, более, чем ковчег Ноев. Ибо тогда спасались единицы, а через этот ковчег может спасаться род человеческий; и все это происходит силой Божественной благодати, силой Духа Святаго.

Вот почему в церковном календаре выделяется особый день, чтобы мы могли подумать обо всем этом, разделить друг с другом мысли о тайне спасения, приобщиться Святых Христовых Таин и прославить Бога в Троице поклоняемого, Отца, Сына и Духа Святаго, что поддерживает и оживотворяет жизнь рода человеческого и всей вселенной, Духа, что спасает каждого из нас, приуготовляя ко встрече с воскресшим Спасителем в конце истории и в день невечернего Его Царства. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского;

прп. Пахомия Великого;

свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца;

прп. Исаии Печерского;

прп. Пахомия Нерехтского;

прпп. Евфросина, и ученика его Серапиона, Псковских;

прп. Арсения Коневского (обретение мощей);

прп. Ахиллия, еп. Ларисийского;

и совершается празднование Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Дар пламенеющий сходит к нам свыше,

Верой наполнив сердца,

Все умолкает, становится тише

Пред совершенством Творца.

Дух огнезрачный Собою исполнил

Всякую тварь на земли,

Сим утешеньем Господь нам напомнил:

Всякому слову внемли.

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

. Сплошная седмица .

Прп. Пахо́мия Великого. Свт. Иса́ии, еп. Ростовского, чудотворца. Блгв. царевича Дими́трия, У́гличского и Московского (служба может быть перенесена на вторник, 16 мая). Прп. Евфроси́на Псковского. Прп. Пахо́мия Не́рехтского (службу зри 21 марта).

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Полиелейная служба блгв. царевича Дими́трия, У́гличского и Московского, может быть перенесена на вторник, 16 мая (ср.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»). Рядовая служба Минеи (прп. Пахо́мия Великого) переносится на повечерие вторника Пятидесятницы (16 мая).

Календарные заметки:

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

На малом повечерии поется канон Святому Духу (см. в Цветной Триоди).

На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й; по 2-м – кондак праздника, глас 8-й. «Господи, помилуй» (12) и малый отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всесвяты́й Дух...» (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к 9-й песни канона – припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Ектении, и отпуст праздника: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

Входный стих Пятидесятницы: «Вознеси́ся, Господи, си́лою Твое́ю, воспое́м и пое́м си́лы Твоя́» .

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Задостойник Пятидесятницы.

Причастен праздника: «Дух Твой Благи́й…».

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Примечание. В седмицу Пятидесятницы «оставля́ются же и междоча́сия часо́в, и и́же в повече́риях пева́емый кано́н Пресвяты́я Богоро́дицы» (см.: Цветная Триодь, «В понедельник Святаго Духа», «зри»).

В богослужебных книгах этот день имеет иное название: «Понедельник Святаго Духа».

«Прииди́те, поклони́мся...» не поется, кроме архиерейских богослужений.

В остальные дни попразднства Пятидесятницы прокимен и аллилуиарий – праздника (см. на Литургии в сам день праздника Пятидесятницы).

Начало «Матфеевых седмиц». «Матфеевы седмицы», то есть зачала из Евангелия от Матфея, начинаясь от Понедельника Святого Духа, читаются до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении (см., напр., статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596).

Духов день (День Святого Духа) отмечается всегда на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после . В 2018 году этот праздник выпал на 28 мая.

Духов день 28 мая 2018 года имеет свои традиции празднования. По давнему обычаю в этот праздник освящают колодцы. Ведь народное поверье гласит, что именно в колодцах ищут укрытие русалки, после того как выйдут из рек и озер. Для того чтобы защититься от этих существ люди также проводят специальные обряды в Духов день. Для этого во двор выставляют хлеб с солью.
Девушки в Духов день занимаются гаданиями. Для этого они бросают в реку венки. Если венок потонет, то это является недобрым знаком, если же он останется на воде, то это сулит удачу его хозяйке.

Женщины самого старшего поколения 28 мая 2018 года в Духов день (День Святого Духа) будут по сложившейся традиции совершать обряд «кормления земли». Для проведения этого обряда женщины расстилают скатерти на полях и совершают праздничную трапезу. Часть блюд нужно непременно оставить на земле.

Есть поверье, что в День Святого Духа на землю сходит священный очищающий огонь. Этого огня боится всякая нечисть и спешит спрятаться от него. Святой Дух же, согласно преданию, спускается с Небес еще накануне праздника. Считается, что в этот день он находится среди людей и может зайти в любой дом.

Духов день (День Святого Духа) 28 мая 2018 года – это праздник, которые за долгие годы своего существования обрел массу народных примет. Считается, что погода в этот день говорит о том, какими будут предстоящие шесть недель.

28 мая 2018 года в Духов день нельзя работать с землей. Категорически запрещено втыкать в землю любые предметы или вырывать что-либо из земли.

Наши предки говорили, что в этот праздник нельзя употреблять выражение «пойти за водой», иначе можно найти свою погибель от воды. Следует говорить «пойти по воду».

Еще одна народная примета гласит, что 28 мая 2018 год в Духов день не нужно смотреть на свое отражение в воде, в противном случае можно лишиться счастья и потерять свою любовь.

Любому верующему человеку наверняка известен тот факт, что немало венценосных особ нашей земли благодаря ведению благочестивого образа жизни, подвижническим подвигам или героической смерти удостоилось быть причисленными после кончины к лику святых. Это и князь Даниил Московский с сыновьями, и князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший в свое время Русь, и последний русский царь Николай II, а также вся его семья - перечислять можно долго. В данный список нельзя не включить такого избранника Божия, как святой благоверный царевич Димитрий Угличский. День памяти Димитрия Угличского церковь празднует ежегодно 28 мая.


Смертоносный план Бориса Годунова

Царевич Димитрий Угличский родился 1 ноября 1582, по другим данным - 1583 либо 1585 года в городе Москве. Он был сыном царя Ивана IV Грозного от седьмого брака и Марии Федоровны (из рода Нагих). Выходит, что будущий подвижник являлся младшим братом Феодора Иоанновича, на котором, как известно, закончился род Рюриковичей.

Последний вступил на престол после смерти своего отца, Ивана Грозного, поскольку являлся старшим из детей венценосной особы, почившей с миром. Но управлять государством он не стал: слишком занят был духовной жизнью. А потому поручил наследник инициатора «опричнины» это важное дело своему шурину - боярину Борису Годунову. Новоявленный царь оказался крайне честолюбивым человеком. На пути к полному завладению властью на Руси Борису мешал малолетний сын Ивана Грозного Димитрий.


Первое, что сделал Годунов, - это отправил Марию с ребенком в город Углич, пожалованный младшему из царевичей его отцом в качестве удела. Затем Борис все силы кинул на то, чтобы доказать Димитрию и общественности, будто у того нет никаких прав на царский престол. Годунов предпринял попытку отравить мальчика, приобщив к делу боярыню мамку ребенка Василису Волохову. Но у нее ничего не вышло - яд не подействовал на организм царевича. Тогда шурин Феодора Иоанновича запретил священнослужителям упоминать имя Димитрия на литургии, а после занялся поисками убийц. Они быстро увенчались успехом: играть роль палача вызвался дьяк Михаил Битяговский.

Гибель царевича

Годунов послал убийцу в Углич, где Димитрий находился, если помните, вместе с матерью. Михаил Битяговский взял с собой подмогу: сына Даниила и племянника Никиту Качалова. Придуманная им легенда для отвода глаз была проста и незамысловата: якобы царице-вдове потребовались люди для управления земскими делами и хозяйством. Боярыня мамка Василиса Волхова по приказу палача должна была вывести мальчика во двор.

Задуманное группа преступников осуществила 15 мая 1591 года. Была суббота, и боярыня мамка Василиса позвала, согласно уговору, Димитрия Угличского во двор погулять на свежем воздухе. Вмешалась кормилица мальчика Ирина - она не хотела отпускать своего подопечного на улицу, будто интуиция подсказывала ей о том, что иначе случится нечто страшное. Однако Волохова, несмотря ни на что, увела Димитрия в сени, где на крыльце жертву уже ждали убийца Осип Волохов и его пособники. Осип обратился к сыну Ивана Грозного: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Ребенок ответил: «Сие есть старое ожерелье». После этих слов Волохов бросился на дитя с ножом, полоснул по шее.


Однако не сумел он перерезать жертве гортань, закончить же начатое помешало появление кормилицы Ирины. Увидев страшную картину, женщина упала на мальчика, закрыла его своим телом и стала громко кричать. Осип Волохов испугался, бросил орудие убийства и пустился бежать. Его союзники оказались смелее: они начали избивать кормилицу, наконец, отняли у Ирины царевича, дорезали и сбросили с лестницы. На шум из дворца выбежала царица. Узрев убитого сына, она завопила. Это услышал местный пономарь. Реакция его была мгновенной: служитель церкви заперся в колокольне и стал бить в набат. На звуки колокола сбежались со всех концов Углича жители и самостоятельно расквитались с палачами.

Как тайное стало явным

Феодор Иоаннович узнал о зверском убийстве младшего брата от своих людей. Он был до глубины души потрясен страшной вестью и хотел самолично ехать в Углич для проведения расследования преступления. Однако Борис Годунов хитростью и уговорами не допустил этому случиться. В удел убитого царевича заказчик отправил князя Шуйского В.И, дьяка Вылузгина и окольничего Клешнина, через них же повлиял на Феодора Иоанновича, убедив в том, что с Димитрием на самом деле произошел несчастный случай: мол, дитя страдало падучей, вследствие чего упало на нож да и погибло. Царицу Борис Годунов обвинил в ненадлежащем надзоре и внимании, потому сослал Марию в монастырь св. Николая на Восхе. Там ее постригли в монахини с именем Марфа. О братьях царицы Годунов тоже «позаботился: сослал кого куда в заточение. Жители угличские, учинившие расправу над убийцами царевича Димитрия, были большей частью казнены.


Казалось бы, все замяли и следы замели, ан нет: стал народ волноваться и говорить о том, что дело-то нечисто. Ропот людской Годунов подавлял, но тщетно - не верили москвичи розыску и расследованию, производимым в Угличе в связи с убийством младшего сына Ивана Грозного. Не верил этому и пришедший спустя 15 лет к власти на Руси Василий Шуйский, иначе не свидетельствовал бы при всем честном народе в своих грамотах следующее: «... за грехи всего христианства православного великого государя царевича Димитрия Иоанновича не стало, убит же он, как непорочный агнец в Угличе». Не он один знал правду и говорил о ней во всеуслышание, хотя и при других обстоятельствах, много лет спустя после совершения преступления - патриарх Иов писал в грамоте 1606 года подобное. Такой же точки зрения придерживался и патриарх Ермоген. Даже иностранные современники твердили о сокрытии истины теми, кому это было выгодно.


Правда открылась миру в уже упомянутом 1606 году. Был вскрыт гроб Димитрия Угличского, вследствие чего свидетели обнаружили, «что в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой - орехи». Эти факты полностью опровергали заявление Бориса Годунова о несчастном случае, постигшем восьмилетнего венценосного ребенка.

Почитание святого Димитрия Угличского

Царевича Димитрия Угличского похоронили в Угличе, в дворцовом храме во имя Преображения Господня. Еще во времена правления Бориса Годунова возле гробницы венценосного ребенка стали совершаться чудесные знамения и исцеления больных. Обретение мощей царевича произошло 3 июня 1606 года при князе Василии Шуйском и патриархе Ермогене. Тело Димитрия Угличского оказалось нетленным. Его перенесли в московский собор во имя Архистратига Михаила. Действо сие совершил родитель царя Михаила Феодоровича Романова - Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский. В том же 1606 году церковь постановила осуществлять празднества в честь царевича Димитрия Угличского три раза в год. 19 октября/1 ноября следовало отмечать рождение, 15/28 мая - убиение, а 3/16 июня - перенесение мощей святого. Жители Углича считают благоверного Димитрия небесным покровителем города. Они отмечают дополнительную дату в его честь: 16 мая - празднество плащаницы св. царевича.

Loading...Loading...