Колесование святого великомученика георгия победоносца. Кто такой святой великомученик и Победоносец Георгий? Как почитают святого Георгия в разных странах

Данный святой причислен к лику великомучеников и является одним из наиболее почитаемых в христианском мире. Согласно житию, он жил в III веке н. э. и умер в начале IV века - в 303 году. Георгий родился в г. Каппадокии, который находился в то время на территории современной Турции. Вторая распространённая версия - родился в г. Лидде (первоначальное название - Диосполис), что в Палестине. В настоящее время это город Луд, находящийся на территории Израиля. А вырос святой в Каппадокии, в семье благородных и богатых родителей, исповедовавших христианство.

Что мы знаем о Георгии Победоносце

К 20 годам физически крепкий, мужественный и образованный юноша стал одним из приближённых римского императора Диоклетиана, который назначил его военным трибуном (командиром 1000 воинов).

Во время начавшихся массовых гонений на христиан он раздал всё принадлежавшее ему имущество, освободил рабов и объявил императору, что является христианином. Был подвергнут мучительным пыткам и обезглавлен в г. Никомидии (в настоящее время - Измит) 23.04. 303 года (по старому стилю).

Транскрипция имени святого в фольклорах народов мира

В отдельных источниках он также упоминается под именами Егорий Храбрый (русский фольклор), Джирджис (мусульманский), Святой Георгий Лиддский (Каппадокийский), а в греческих первоисточниках как Άγιος Γεώργιος.

На Руси после принятия христианства одно каноническое имя Георгий (переводимое с греческого как "земледелец") трансформировалось в четыре, разных с точки зрения законодательства, но единых, по мнению православной церкви: Георгий, Егор, Юрий, Егорий. Подобные трансформации имя этого почитаемого разными народами святого претерпело и во многих других странах. У средневековых немцев он стал Йорге, у французов - Жоржем, у болгар - Гёрги, у арабов - Джерджисом. Сохранились обычаи прославления святого Георгия под именами языческими. Наиболее известными примерами являются Хызр, Кедер (Ближний Восток, мусульманские страны) и Уастырджи в Осетии.

Покровитель земледельцев и скотоводов

Великомученик Георгий Победоносец почитается во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Георгий позиционируется у нас как покровитель Руси, всего народа. Неслучайно его образ включён в герб государства российского. Его имя носили (и носят) тысячи церквей - и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.

Вероятнее всего, в основе подобного почитания лежит языческий древнерусский культ Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой Георгий Победоносец многие русские древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства.

Очень часто указанного святого в народе именовали Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь отмечает память данного великомученика, совершались специальные хождения для водосвятия. По укоренившемуся в народе мнению, освящаемая в этот день вода (Юрьева роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скотину, которую в этот день, именуемый Юрьевым, впервые выгоняли из стойла после долгой зимы на пастбища.

Хранитель земель русских

На Руси видели в Георгии особенного угодника и хранителя земель Русских, возводя его в ранг героя-полубога. По народным представлениям, святой Егорий словом и делами своими «устрояет землю светлорусскую» и, завершив эту работу, принимает её под личное смотрение, утверждая в ней «веру крещёну».

Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой - царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, - который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.

Святой Георгий на государственных символах России

Практически до XV века этот образ, безо всяких прибавлений, являл собой герб России, а его изображение выбивалось в Древней Руси на московских монетах. Этот святой великомученик стал считаться на Руси покровителем князей.

После битвы, состоявшейся на Куликовом поле, стало считаться, что Георгий Победоносец - покровитель города Москвы.

Заняв место религии государственной, христианство присваивает святому Георгию Победоносцу, совместно с рядом иных великомучеников из сословия военного (Фёдор Стратилат, Дмитрий Солунский и т. п.), статус небесного покровителя воинства христолюбивого и идеального воина. Благородное происхождение делает этого святого образцом чести для благородного сословия во всех христианских государствах мира: для князей - на Руси, для военной знати - в Византии, для рыцарей - в Европе.

Закрепление за святым символики Иисуса Христа

Рассказы о случаях, когда святой Георгий Победоносец появлялся в качестве военачальника войск крестоносцев в Палестине, сделали его в глазах верующих полководцем всего воинства Христова. Следующим закономерным шагом стала передача ему эмблемы, изначально являвшейся эмблемой самого Христа - на белом фоне крест красного цвета. Стало считаться, что это персональный герб святого.

В Арагоне и Англии гербовые знамена Георгия Победоносца стали на длительное время официальными символами государств. На флаге Англии ("Юнион Джек") он остался до сих пор. Некоторое время он был гербом генуэзской республики.

Считается, что Георгий Победоносец является небесным покровителем республики Грузии и самым почитаемым в этой стране святым.

Фигура святого великомученика на древних монетах

Достаточно долгое время считалось, что появившиеся на русских монетах и печатях в XIII-XIV веках изображения Георгия Победоносца являлись стилизованными изображениями некоего древневизантийского святого Георгия.

Но в последнее время всё громче звучит версия о том, что за рассматриваемым образом святого Георгия скрывается Георгий Данилович, русский царь-хан, который правил на Руси в начале века XIV и начал великое так называемое «монгольское завоевание». Он же Чингизхан.

Кто, когда и для чего таким образом поменял русскую историю? Оказывается, ответы на данные вопросы историкам давно известны. Произошла эта подмена в XVIII веке, во время царствования Петра I.

Чей образ чеканили на монетах Руси

В дошедших до нас официальных документах XIII-XVII веков всадник на монетах и печатях, который сражается с драконом, трактуется как символ царя или великого князя. Речь в данном случае идёт о Руси. В подтверждение данного тезиса историк Всеволод Карпов приводит информацию о том, что именно в подобном виде изображён на восковой печати, которой была скреплена грамота 1497 г., Иван III, что подтверждается и имеющейся на ней соответствующей надписью. То есть на печатях и деньгах всадник с мечом в XV-XVII веках трактовался как великий князь.

Это объясняет, почему Георгий Победоносец на российских деньгах и печатях зачастую изображён без бороды. Иван IV (Грозный) взошёл на престол в достаточно молодом возрасте и не имел на тот момент бороды, поэтому деньги и печати несли на себе оттиск безбородого Георгия Победоносца. И лишь после возмужания Ивана IV (после его 20-летия) борода вернулась на монеты.

Когда личность князя на Руси стала отождествляться с образом Георгия Победоносца

Известна даже точная дата, начиная с которой, на Руси великого князя стали изображать в образе Георгия Победоносца. Это годы правления Новгородского князя Юрия Даниловича (1318-1322). Монеты того периода, имевшие первоначально одностороннее изображение святого всадника с обнажённым мечом, вскоре получают на обратной стороне рисунок, именуемый чисто по-славянски - «ездеца в короне». А это ни кто иной, как сам князь. Тем самым подобные монеты и печати информируют всех, что Георгий Победоносец и Юрий (Георгий) Данилович - это один и тот же человек.

В XVIII веке учреждённая Петром I геральдическая комиссия постановляет считать, что сей победоносный всадник на эмблемах российских есть Георгий Победоносец. А в царствование Анны Иоанновны он официально начинает именоваться святым.

Российские корни «византийского святого»

Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.

В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.

До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.

Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца

Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.

Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:

1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.

Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.

В церкви находится саркофаг Святого Георгия.

2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание - кафоликон - датируется XVI веком, новое - XIX).

3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён - Свято-Юрьев.

Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.

Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.

4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.

Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня - личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.

5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.

Храмы, возведённые в России в XX-XXI веке

Из построенных сравнительно недавно и также освящённых во имя святого Георгия следует упомянуть Храм великомученика Георгия Победоносца, который был заложен 09.05.1994 в честь пятидесятилетия победы нашего народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе и освящён 06.05.1995, а также храм Георгия Победоносца в Коптеве (Северный АО г.Москва). Он возведён в 1997 году в лучших традициях северного славянского зодчества XVII века. Строительство храма было приурочено к празднованию 850-летия Москвы.

Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века

Самыми первыми из дошедших до нас изображений указанного святого считаются барельефы и иконы, датированные V-VI веками. На них Георгий, как и положено воину, изображён в доспехах и обязательно с оружием. При этом верхом на коне он изображён далеко не всегда. Старейшими считаются изображения святого и икона Георгия Победоносца, обнаруженные в монастырском храме коптов, находящемся в городе Аль Бавити (Египет).

Именно здесь впервые появляется барельеф, на котором изображён Святой Георгий верхом на лошади. Он крестом с длинным древком разит, словно копьём, некое чудище. Скорее всего, имелось в виду, что это языческий тотем, низвергнутый святым. Второй вариант трактовки - чудище олицетворяло собой вселенское зло и жестокость.

Позднее икона Георгия Победоносца, на которой он изображён подобным образом, стала появляться во всё возрастающих количествах вариантов, а поражаемое чудище трансформировалось в змия. Учёные склоняются к мысли, что изначально указанная композиция не являлась иллюстрацией конкретного события, а являлась аллегорическим изображением победы духа. Но именно образ змееборца стал особенно популярен в народе. И не из-за иносказательного пафоса, а благодаря тому, что он очень близок к мифологическим и сказочным мотивам.

Гипотеза возникновения истории о победе святого над змием

Однако официальная церковь проявляла крайнюю настороженность и негативное отношение к иконам, содержащим изображения иносказательные. В 692 году Трулльский собор официально подтвердил это. Скорее всего, после него и появилась легенда о победе Георгия над чудовищем.

В религиозной трактовке именуется «Чудо о змие» эта икона. Георгий Победоносец (фото иконы приведено в статье) так и не отрекся от веры истинной, несмотря на все искушения, которым его подвергли мучители. Именно поэтому данная икона не один раз чудесным образом помогала христианам в опасности. На данный момент существует в нескольких вариантах икона Георгия Победоносца. Фото некоторых из них вы можете видеть на этой странице.

Каноническая икона с изображением данного святого

Изображение, считающееся классическим, представляет собой святого, который сидит верхом на коне (чаще всего белом) и поражает копьём змея. Именно змея, что особенно подчёркивают служители церкви и учёные-геральдисты. Поскольку дракон в геральдике - персонаж всегда положительный, а вот змей - только отрицательный.

Сказание о победе святого над змием трактовалось не только в прямом смысле (к чему склонялись на Западе, используя данную трактовку для возрождения и культивирования приходящего в упадок института рыцарства), но и иносказательно, когда освобождённая царевна ассоциировалась с церковью, а повергаемый змий - с язычеством. Ещё одна трактовка, имеющая место, - это победа святого над собственным эго. Вглядитесь - вот он, святой Георгий Победоносец. Икона говорит сама за себя.

Почему святого Георгия народ признал хранителем земли русской

Было бы ошибкой связывать высочайшую популярность данного святого исключительно с «переложенным» на него языческим наследием и сказочно-мифологической узнаваемостью. Тема мученичества не оставляла равнодушными прихожан. Именно рассказу об этой стороне «подвига духа» посвящены весьма многочисленные иконы Георгия, известные широкой общественности гораздо менее канонических. На них, как правило, сам святой, изображённый в полный рост, располагается в центре, а по периметру иконы располагается, аналогично раскадровке, череда так называемых «житейских клейм».

И сегодня весьма почитаем Георгий Победоносец. Икона, значение которой может трактоваться по-разному, имеет демоноборческий аспект, составляющий основу культа указанного святого. Он всегда ассоциировался на Руси с непримиримой борьбой против иноземных завоевателей. Именно поэтому Георгий в XIV-XV веках становится на Руси чрезвычайно популярным святым, символизирующим именно бойца-освободителя и защитника народа.

Школы иконописи

В иконографии, посвящённой святому Георгию, существуют восточное и западное направления.

У последователей первой школы изображен более духовно Георгий Победоносец. Фото позволяют это увидеть. Как правило, это юноша весьма среднего телосложения, очень часто безбородый, не имеющий на себе шлема и тяжёлых доспехов, с тонким копьём в руках, восседающий на нереалистичном коне (духовная аллегория). Он без видимого физического напряжения пронзает своим копьём столь же нереалистичного, как и его конь (тоже духовная аллегория), змея с лапами и крыльями.

Вторая школа изображает святого более приземлено и реалистично. Это в первую очередь воин. Мужчина с развитой мускулатурой, в полном боевом снаряжении, в шлеме и доспехах, с толстым копьём на могучем и вполне реалистичном коне, с прописанным физическим усилием пронзает своим тяжёлым копьём почти реалистического змея с лапами и крыльями.

Обрести веру в победу в годы тяжёлых испытаний и неприятельских нашествий помогает людям молитва Георгию Победоносцу, в которой они просят святого об охранении жизни ратных людей на поле битвы, о покровительстве и защите в делах ратных, о защите государства российского.

Образ Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).

Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).

На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.

Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.

Образ святого на монетах современной России

Традиция возродилась и в России сегодняшней. Копейщик, которого демонстрирует монета, - Георгий Победоносец - прочно поселился на российских металлических деньгах достоинством менее 1 рубля.

Начиная с 2006 года, в России ограниченной серией (150000 штук) были выпущены золотая и серебряная инвестиционные монеты, на одной из сторон которых отчеканен образ Георгия Победоносца. И если об изображениях на других монетах можно дискутировать, кто именно там изображён, то указанные монеты прямо именуются: Монета «Георгий Победоносец». Золото, цена на которое всегда довольно высока, - благородный металл. Поэтому и стоимость данной монеты намного превышает ее номинал в 50 руб. и составляет более 10 тысяч рублей.

Монета выполнена из золота 999 пробы. Масса - 7,89 г, При этом золота - не менее 7,78 г. Номинал серебряной монеты - 3 рубля. Масса - 31,1 граима. Стоимость серебряной монеты колеблется в диапазоне 1180-2000 рублей.

Памятники Георгию Победоносцу

Это раздел для тех, кто хотел увидеть памятник Георгию Победоносцу. Фото некоторых существующих монументов, установленных этому святому по всему миру, приведены ниже.

В России всё больше мест, где устанавливаются памятники святому великомученику Георгию Победоносцу. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную статью. Вашему вниманию предлагается несколько памятников, расположенных в разных уголках России и за её пределами.

1. В Парке Победы на Поклонной горе (Москва).

2. В Загребе (Хорватия).

3. Город Большеречье, Омская область.

Святой Георгий - один из великомучеников Православной Церкви. Победоносцем его именовали за мужество, силу и волю в борьбе с вражиим воинством. Прославился святой так же помощью и любовью к людям. Житие святого Георгия Победоносца прославилось многими фактами, а история его посмертного явления человечеству вообще схожа с волшебной сказкой.

Житие святого Георгия Победоносца

Родители святого были верующими и богобоязненными христианами. Отец пострадал за веру и принял мученическую кончину. Его мать, оставшись вдовой, перебралась с малолетним Георгием в Палестину и занялась христианским воспитанием чада.

Великомученик Георгий Победоносец

Георгий вырос храбрым юношей, а поступив на службу в римское войско, его заметил император-язычник Диоклетиан. Он принял воина в состав своей стражи.

Правитель ясно понимал опасность, которую несет Христова вера для цивилизации язычников , поэтому он усилил гонения на христианство. Диоклетиан предоставил военачальникам свободу в отношении расправы над православными. Георгий, узнав о несправедливом решении властителя, раздал беднякам все имущество, доставшееся после смерти родителей, даровал свободу рабам, трудившимся в имении, и предстал пред императором.

Он без страха, мужественно обличил Диоклетиана и его жестокий замысел, а после исповедовал пред ним свою веру во Христа. Властный язычник попытался принудить воина отречься от Спасителя и принести жертву идолам, на что получил решительный отказ православного воина. По приказу Диоклетиана оруженосцы вытолкали Победоносца копьями из помещения и попытались увести его в тюрьму.

Но стальное оружие чудесным образом стало мягким и легко гнулось при соприкосновении с телом святителя.

Поместив православного воина в темницу, его ноги забили в колодки, а грудь придавили большим камнем. На утро непоколебимый воин вновь исповедовал веру Христову. Обозленный Диоклетиан подверг его пыткам. Обнаженного Георгия привязали к колеснице, над которой были устроены доски с железными остриями. Когда колеса вращались, железо резало его тело. Но вместо стонов и ожидаемого отречения от Творца, святой лишь призывал Помощь Господню.

Когда страдалец затих, язычник подумал, что он испустил дух и приказал снять изрезанное растерзанное тело. Но вдруг небо почернело, грянул великий гром и раздался величественный Глас Божий: «Не бойся, воин. Я с тобою». Тут же возникло яркое свечение и рядом с Победоносцем явился белокурый юноша - Ангел Господний . Он наложил на тело Георгия свою руку и тот мгновенно восстал исцеленный.

Георгий Победоносец (Лиддский)

Императорские воины отвели его в капище, где находился Диоклетиан. Тот не поверил своим глазам - пред ним стоял совершенно здоровый и полный сил человек. Многие язычники, наблюдавшие за чудом, уверовали во Христа. Даже два знатных сановника тотчас прилюдно исповедовали веру Христову, за что их головы отсекли.

Царица Александра тоже попыталась прославить Вседержителя, но императорские слуги быстро увели ее во дворец.

Царь-язычник в попытках сломить непоколебимого Георгия предал его на еще более страшные муки. Мученик был брошен в глубокий ров, а его тело засыпали негашеной известью. Откопали Георгия лишь на третьи сутки. На удивление, его тело не было поврежденным, а сам мужчина находился в радостном и спокойном расположении духа. Диоклетиан не успокоился и приказал обуть мученика в железные сапоги с раскаленными внутри них гвоздями и посадить под арест. Утром воин продемонстрировал здоровые ноги и пошутил, что сапоги ему уж очень понравились. Тогда разъяренный правитель приказал бить святое тело воловьими жилами и смешать его кровь и тело с землей.

Решив, что Георгий пользуется волшебными чарами, правитель вызвал ко двору волхва, дабы лишить бывшего воина волшебства и отравить его. Тот преподнес мученику зелье, но оно не подействовало, и святой вновь прославил Бога.

Монастыри в честь Георгия Победоносца:

Чудеса Божьи

Император возжелал узнать о том, что же помогает бывшему воину выживать после страшных мучений? Георгий отвечал, что с Богом возможно все. Тогда язычник пожелал, чтобы мученик при нем воскресил мертвого. Когда Победоносца подвели к гробнице, он стал умолять Отца Небесного, чтобы Тот показал всем присутствующим, что Он есть Бог всего мира. И тут затряслась земля, гроб открылся и покойник ожил. Тут же присутствующие при явлении чуда уверовали в Бога и прославили Его.

Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца

Вновь Георгий оказался в темнице. Страждущий люд пытался попасть к арестанту разными способами и получал исцеление от недугов и помощь в прошениях. Среди них был земледелец Гликерий. У него намедни умер вол и мужчина пришел с мольбой воскресить животное. Святой пообещал возвратить скотину к жизни. Вернувшись домой, мужчина обнаружил в стойле ожившего вола и стал прославлять имя Господне по всему городу.

Окончание земного пути

В последнюю ночь своего земного жития Георгий усердно молился. Случилось ему видение, что Сам Господь подошел к Нему и поцеловав, возложил на главу мученический венец. Утром Диоклетиан предложил великомученику стать соправителем и вместе править страной. На что Георгий предложил ему сразу пройти в капище Аполлона.

Победоносец перекрестился и обратился к одному из идолов с вопросом: хотел бы тот принять жертву как Бог? Но сидевший в идоле бес закричал, что Бог есть тот, которого проповедует Георгий, а он - отступник, прельщающий людей. Жрецы набросились на святителя и неистово избили.

День святого Георгия Победоносца 6 мая

Царица Александра, жена Диоклетиана, пробралась сквозь многочисленное сборище язычников, припала к ногам святого и молила Творца о помощи, прославляя Его. Победоносцу и Александре был вынесен смертный приговор кровожадным Диоклетианом. Они вместе последовали к месту расправы, но по пути царица упала без сил. Воин Христов простил всех своих мучителей и положил свою святую главу под острый меч.

Так и кончилась эра язычества.

Чудеса

Житие святого Георгия Победоносца наполнено множеством чудотворений.

О чудесах в православии:

Предание гласит, что неподалеку от одного озера в Сирии обитал огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и животных, а потом испускал в воздух ядовитое дыхание. Много храбрецов пытались убить чудовище, но ни одна попытка не увенчалась успехом и все люди погибли.

Святой великомученик особенно почитается в Грузии.

Градоправитель издал приказ, согласно которому ежедневно необходимо было отдавать змею на съедение девушку или юношу. Причем у него самого имелась дочь. Он обещал, что если же жребий выпадет и на нее, то девица разделит участь прочих смертников. Так и случилось. Девушку привели на берег озера и привязали к дереву. Она в исступлении ожидала появления змея и своего смертного часа. Когда чудище вышло из воды и стало приближаться к красавице, вдруг явился светловолосый юноша на белом скакуне. Он вонзил в тело змея острое копье и спас несчастную.

Это и был святой Георгий Победоносец, положивший конец смертям молодых людей в стране.

Жители страны, узнав о произошедшем чуде, уверовали во Христа, на месте битвы воина со змеем забил целебный источник, а позже был возведен храм в честь Победоносца. Этот сюжет и был положен в основу Георгиевского образа.

После захвата арабами Палестины произошло еще одно из чудес. Араб, зашедший в православный храм, увидел молящегося у одной из икон священнослужителя. В попытках показать пренебрежение к святым ликам, араб выстрелил из лука в один из образов. Но стрела не причинила вреда иконе, а вернулась и пронзила руку стрелка. В порыве невыносимой боли араб обратился к клирику, на что тот посоветовал ему повесить над изголовьем своего одра икону Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампады, которая возжена пред его ликом. По выздоровлении клирик подарил арабу книгу, в которой описывалось житие святого. Святая жизнь православного воина и его мучения произвели величайшее впечатление на араба. Вскоре он принял Святое Крещение , стал проповедником христианства, за что принял мученическую кончину.

1. Святитель, помимо обычного своего имени, известен под именами Георгий Лиддский и Каппадокийский.

2. В день памяти святителя 6 мая православной церковью празднуется память царицы Анны, сердечно принявшей мучения святого, уверовавшей во Христа и погибшей за исповедание православия.

3. Святой великомученик особенно почитается в Грузии. Первый из храмов, возведенных в его честь, был построен в 1 веке.

4. Именем Георгий нарекают большинство грузинских младенцев. Считается, что нареченный именем Георгий человек не познает неудач и по жизни будет победителем.

Все страдания великий православный воин претерпел за веру Христову, которую не предал и не променял на власть и богатство, предложенные ему язычником Диоклетианом. Святой великомученик Христов помогает всем, обратившимся к его предстательству . По искренней и сердечной вере просителя его просьба всегда будет исполнена.

Посмотрите видео о жизни Георгия Победоносца

Георгия Победоносца. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, что отражено с XIV-XV веков в московской геральдике. Почитаемый во многих странах, этот святой стал символом мужества и стойкости на многие века.

Житие святого Георгия

Жизнеописание святого Георгия начинается с того, что родился он в городе Бейруте, у подножья Ливанских гор, в семье благочестивой и богатой. Во время военной службы он смог выделиться среди других воинов своей силой, храбростью, умом, красотой и воинской осанкой. Довольно быстро пройдя по карьерой лестнице, он достиг звания тысяченачальника и стал приближенным императора Диоклетиана. Этот правитель был талантливым командиром, но страстным приверженцем римского язычества, в связи с чем отмечается в истории как один из самых жестоких и ярых гонителей христиан.

Святой великомученик Георгий

Однажды на суде Георгий услышал бесчеловечные и жестокие приговоры об истреблении христиан. Сострадание к этим невинным людям воспламенилось в нем. Предвидя страшные мучения, Георгий раздал все, что имел, беднякам, дал волю своим рабам и пришел на прием к Диоклетиану. Встав перед ним, Георгий объявил себя христианином и начал обличать императора в несправедливости и жестокости. После безрезультатных уговоров император отдал приказ подвергнуть своего тысяченачальника тем же мучениям, что и христиан. Мучители Георгия изощрялись в жестокости, придумывая новые и новые пытки, но он терпеливо переносил страдания и восхвалял Господа. В конце император приказал отрубить голову святому. Так мученик Георгий отошел к Господу в 303 году, в Никомидии, по новому стилю 6 мая. Праздник Георгия Победоносца с тех пор отмечается в этот день. Мощи святого были положены в храме города Лида, в Палестине. Его голова сохранилась в римском храме, также посвященном подвигу святого Георгия.

Георгий Победоносец

Георгий получил именование Победоносец за мужество, стойкость и духовную победу над своими истязателями, которые так и не смогли принудить его отречься от звания христианина, а также за чудесную помощь людям, находящимся в опасности. В праздник святого Георгия Победоносца вспоминаются его воинские подвиги. На иконах он изображен верхом на коне и убивающим копьем змея. Это изображение основывается на народных преданиях и посмертных чудесах святого Георгия. Суть преданий в том, что рядом с родным городом Георгия появился страшный зверь, пожирающий людей. Суеверные люди тех мест стали по жребию отдавать ему жертву, чтобы утолить его ярость. Однажды выбор пал на дочь правителя той области, ее привязали на берегу озера и оставили в ужасе ждать появления чудовища. Когда зверь вышел из воды и стал приближаться к оцепеневшей девице, вдруг возник между ними светлый муж на белом коне, убил змея и спас девушку. Такми чудесным явлением великомученик Георгий прекратил жертвенные убийства людей, обратил к христианству жителей той области, которые прежде были язычниками.

Почитание святого Георгия на Руси

Святой Георгий считается покровителем воинов. Его изображение на коне является символом победы над дьяволом, которого издавна называли «древним змием». Это изображение стало частью оно много лет отображается на монетах разных стран. Также вспоминают в праздник Георгия Победоносца историю, когда он оживил умершего единственного вола у бедного земледельца. Это и другие чудеса послужили поводом к поминанию его еще и как покровителя скотоводства и защитника от хищников.


До революции в православный праздник Георгия Победоносца русские деревенские жители всем составом шли в храмы на церковную службу. После крестного хода, молебна святому великомученику, окропления домов и домашних животных святой водой выгоняли скот в первый раз после долгой зимы на пастбища. Еще день, в который отмечают праздник Георгия Победоносца, в народе имеет название «Осенний Георгий», или «Юрьев день». До тех пор, пока не пришел к власти Борис Годунов, в этот день крепостные крестьяне имели право перейти к другому помещику.

Награды имени Святого Георгия

Неразрывно связан с именем святого один из символов победы и воинской славы - георгиевская лента, символизируюшая воинскую доблесть и отвагу. Сочетанию трех черных полосок, означающих дым, и двух оранжевых, символизирующих пламя, уже около 250 лет. Появление ленты непосредственно связано с появлением главной награды России - ордена Святого Георгия, учрежденного в 1769 году. Орден имел вид белого, покрытого эмалью креста. Эту награду мог получить за боевой подвиг не только офицер, но и простой солдат. «Святой Георгий» был четырех степеней, самой высшей из которых до революции владело всего 25 военачальников. Из них только один Михаил Кутузов был кавалером всех четырех степеней. В послереволюционное время орден был упразднен большевиками как царская награда, а лента, как символ доблести и отваги, сохранилась и использовалась в наградах Великой Отечественной войны. Восстановлен орден Святого Георгия был во всех четырех степенях в 2000 году и снова является самой высшей наградой в России. С 2005 года георгиевские ленточки стали раздавать перед днем Победы 9 мая всем желающим во всем мире как память о самой кровавой войне в истории отечества. Так у символа появилось еще одно значение - память о тех, кто жертвовал ради спасения родины самым ценным, что у него было, - своей жизнью.

Особое почитание Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после победы над чудью положил основание Юрьевскому храму недалеко от Новгорода. В 1036 году, победив печенегов, основал в Киеве монастырь св. Георгия. Во время освящения храма 26 ноября княжеским указом по всей Руси предписано ежегодно творить праздник Георгия Победоносца. Освящение Георгиевского храма является одним из самых первых древнерусских праздников.

Не менее чтится до сих пор и день гибели Святого Георгия - 6 мая. Многие видят символичность в том, что окончательный разгром фашистской Германии случился именно в день памяти Георгия Победоносца. Капитуляция 8 мая 1945 года была принята тоже Георгием - маршалом Жуковым, руководившим до этого многими победными битвами во время этой страшной войны.

Георгий-покровитель

Особо почитается святой Георгий во многих странах, например в Грузии, где даже название страны (Георгия) взято в его честь. По преданию, равноапостольная Нина, почитаемая в Грузии святая, приходится двоюродной сестрой описанного мужа-воина. Она особенно почитала Георгия, завещала христианам любить этого святого. С IX века происходило массовое строительство храмов в честь святого Георгия. Зафиксировано много свидетельств явления его в различных сражениях. Георгиевский крест изображен на грузинском флаге.

Святой Георгий также является почитаемым святым в Англии (еще с царствия короля Эдмунда III). Сам английский флаг выглядит как Георгиевский крест. Очень часто образ святого Георгия используется в классической английской литературе.

С особой радостью отмечают праздник - День Георгия Победоносца - в арабских странах. Имеется множество народных преданий о чудесах Георгия, одно из которых о сарацине, выстрелившем из лука в икону святого. Как только это произошло, у хулителя распухла рука, и он стал умирать от боли, но, по совету христианского священника, возжигал масло перед иконой Георгия и помазал распухшую руку маслом. Сразу после этого получил исцеление и уверовал во Христа, за что и предан был мучительной смерти от сослуживцев. Имени этого сарацина история не сохранила, но он изображен на местных иконах о змее как небольшая фигура с лампадой на коне позади Георгия.


23 ноября - День памяти святого Георгия Победоносца. Считается, что именно в этот день Георгий был колесован по приказу императора Диоклетианома за преданность православной вере. Но явился ангел, положил на истерзанного Георгия руку, и тот исцелился. Узрев чудесное исцеление, многие из язычников перешли в православную веру. Георгий Победоносец – один из самых почитаемых православных святых и небесный покровитель Грузии. Память о нём чтут с особым трепетом.

Георгий не отказался от веры под страшными пытками

По легенде, родители Георгия были глубоко верующими христианами. Сам же он дослужился до чина старшего военачальника в армии императора Диоклетиана. Но когда в стране начались гонения на христиан, Георгий явился в сенат, заявил, что он православный, и раздал всё своё имущество беднякам. Уговоры Диоклетиана отказаться от этих взглядов были тщетны. Из-за этого Георгий был подвергнут страшным пыткам.



Его колесовали, но ангел исцелил его раны, его бросили в негашёную известь, заставляли бежать в сапогах с гвоздями внутри. Ему ломали ноги и руки, его поили ядом, били плетями, но он не отказывался от своих идей и при этом оставался невредимым. Тогда император приказал отсечь ему голову.

Как почитают святого Георгия в разных странах

Есть версия, что, как это достаточно часто случалось с христианскими святыми, культ святого Георгия выдвинут в противовес языческому Дионису. Так этот или нет, но этот святой весьма почитаем во многих странах. Традиционно Георгия считают покровителем земледельцев, пастухов, воинов и путешественников. Вероятно, именно в связи с последним фактом этот святой весьма популярен у цыган.



Православные в Болгарии, Сербии и Македонии молят его о ниспослании дождя. Грузины обращаются к святому Георгию с просьбами об удаче не охоте, об исцелении, о приплоде скота, о защите от зла, о чадородии. День Святого Георгия официально объявлен в Грузии нерабочим.

Европейцы считают, что молитвы, обращённые к этому святому, избавляют от заразных болезней и от ядовитых змей. Святого Георгия хорошо знают исламские народы Африки под именем Джирджис и народы Ближнего Востока под именем аль-Хидр.

Самый старый российский храм воздвигнут в честь Георгия Победоносца

Деревянная церковь Георгия Победоносца близ деревни Родионово, построенная в 1493 году, считается самой старой деревянной церковью в России, которая стоит на своём историческом месте. Храм этот закрыт, но каждый год в день Святого Георгия 6 мая в этом храме ведётся богослужение. Впрочем, все, кто доберётся до Родионово, могут найти инока Мефодия, который открывает двери церкви для всех.


Мощи Георгия Победоносца

Имя Георгия Победоносца неразрывно связано с монастырём Ксенофонт Святой Горы Афон. Первый храм на этом месте, если верить преданию, возвёл в 520 году богатый сенатор и посвятил этот храм святому мученику Димитрию. Новый собор на этом месте был построен в 1819 году. Сегодня он является самым большим храмом на Афоне с иконостасом из цветного мрамора. Среди святынь, которые хранятся в монастыре, чудотворные и святого Георгия, мощи апостолов Варнавы и Филиппа, святого великомученика Феодора Тирона, святых Модеста и Марины, а также святого великомученика Георгия.



С 30 октября мощи святого по благословению Патриарха Константинопольского Варфоломея I находятся в Украине. 5 декабря Ковчег с десницей великомученика Георгия Победоносца будут встречать в Свято-Успенском Одесском кафедральном соборе, где мощи пробудут немногим более суток. У святыни проведут молебен с чтением акафиста, и помолиться святому смогут все, кто придёт в храм.

Георгий Победоносец – покровитель Москвы

С именем Георгия Победоносца связано появление города Москвы. Когда у великого киевского князя Владимир Мономаха родился сын, он назвал его Юрием. Небесным покровителем его стал Георгий Победоносец, а на княжеской печати изображён был святой Георгий спешенный и вынимающий меч (змея на том изображении не было). По преданию Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир и по дороге остановился погостить у боярина Кучки. Приём князю не понравился, и он сначала решил было казнить боярина, но возлюбив его владения, дал повеление основать там город Москву. А в герб новому городу дал образ своего небесного покровителя.

После Великой октябрьской герб Москвы упразднили, и в 1925 году Москва стала первым городом с революционной символикой. Вместо святого Георгия на гербе появились все атрибуты рабоче-крестьянского государства – красная звезда. Серп и молот, ржаные колосья и зубчатое колесо, символизирующие смычку деревни и города, а также эмблема электрификации – динамо-машина.

Вернули в Москве образ святого Георгия во время Великой Отечественной войны - кавалерист, поражающий свастику с головами змей, явно навеян мотивами древнего московского герба.



Исторический герб образца 1781 года был возвращён Москве 23 ноября 1993 года распоряжением мэра столицы. Немного жаль, что на гербе сохранён облик средневекового рыцаря, который далёк от православного образа святого, но главное, что Москва снова под защитой святого Георгия Победоносца.

Имя: Георгий Победоносец (Святой Георгий)

Дата рождения: 275 г.

Возраст: 28 лет

Деятельность: христианский святой, великомученик

Семейное положение: не был женат

Георгий Победоносец: биография

Один из наиболее известных и чтимых христианских богомучеников носит имя Георгий Победоносец. Бытует множество версий жизни святого. По каноническому житию пострадал во время Великого гонения. Знаменитая история о Георгии Победоносце называется «Чудо о змие».

Детство и юность

Византийский вариант бытия изложил Симеон Метафраст. По данным записей, Георгий появился на свет в III веке в Каппадокии. Отец мальчика – Геронтий – служил сенатором, мать Полихрония имела большое поместье. Родители ребенка считались богатыми и богобоязненными людьми.


Когда отец Георгия ушел из жизни, мать вместе с ребенком перебралась в Лидду. Георгия воспитали христианином. Он получил хорошее образование. Будущий святой вырос сильным молодым человеком, поэтому поступил на воинскую службу. Он за короткое время завоевал славу и стал любимым военнослужащим императора Диоклетиана.

Когда Георгию исполнилось двадцать лет, ушла из жизни мама юноши. Ему досталась в наследство крупная сумма денег.


Повелитель империи Рима чтил языческих богов и был противником христианской веры. Когда Георгий узнал, что по велению императора разрушают церкви и жгут священные книги, он раздал имущество бедным и пришел в Сенат. Там юноша во всеуслышание заявил, что Диоклетиан – правитель, который не заслуживает быть во главе страны. Молодой человек славился красотой и храбростью, люди просили Георгия не губить жизнь и отказаться от слов, но юноша остался непреклонен. После произнесенной речи и неповиновения Георгия бросили в темницу и приступили к пыткам.

Смерть

После произнесенной Георгием в Сенате пламенной речи юношу схватили стражники и бросили в темницу. Там молодого человека подвергли страшным пыткам, вынуждали отречься от христианства и принять язычество. Георгий мужественно выдержал терзания и не отрекся от Бога. Пытки длились 8 дней. Во время жестоких истязаний тело Георгия исцелялось и укреплялось.


Император сделал вывод, что бывший командир войска использует магию, и отдал приказ убить юношу ядом. Но и это не сработало. Потом Диоклетиан велел Георгию оживить умершего человека. Он думал так осрамить бывшего военного и вынудить отказаться от веры. Но после произнесенной Георгием молитвы земля сотряслась, а умерший воскрес.

Георгий мужественно вынес пытки и не отказался от . После безрезультатных уговоров принять язычество юношу приговорили к смерти. В ночь перед казнью молодому человеку во сне явился Спаситель. Он поведал, что за перенесенные испытания и стойкость перед силой мучителя юноша отправится в Рай. После пробуждения Георгий позвал слугу и продиктовал тому под запись увиденное в сновидении.


В ту же ночь к юноше в подземелье пришел сам император. Он вновь воззвал к разуму Георгия с просьбой покаяться и признать язычество. Юноша в ответ пожелал, чтобы узника привели в храм . Когда просьбу выполнили, он встал перед статуей бога и перекрестил себя и идола. Проживавший в идоле бес покинул пристанище, и языческие статуи раскололись. Разозленные жрецы избили Георгия.

Тогда на шум примчалась супруга Диоклетиана, преклонила колени перед мучеником и стала молить о прощении мужа. В тот же момент она обратилась в православную веру, увидев произошедшее. Правитель, поняв, что случилось, приказал казнить девушку вместе с юношей. Георгий помолился и положил голову на плаху.


23 апреля, по-новому – 6 мая Георгия казнили. Так как юноша вынес испытания и не отказался от веры, его причислили к лику святых. Точная дата канонизации Георгия Победоносца неизвестна.

По поверью, святого похоронили в церкви в городе Лод, а отсеченную голову и меч сохранили в Риме. В 1821 году указывается о нескольких головах, хранящихся в Венеции, Праге, Константинополе и других городах. Каждую из этих глав искренне принимали за голову Георгия Победоносца. Часть мощей хранится в Сент-Шапели в Париже. Другая часть мощей – десница – находится на святой горе Афон.


Сегодня в день убийства страстотерпца чествуется память Георгия, в соборах проходят службы, возносятся молитвы к христомученику. Эта дата считается и днем памяти царицы Александры – молодой супруги Диоклетиана. По другим сведениям, жена правителя носила имя Приска.

Христианское служение

Реальная биография священномученика стоит под знаком вопроса, как и описания житий других древнехристианских святых. В истории Евсевия Кесарийского упоминается молодой человек, давший отпор узурпатору. Считают, что этим героем был Георгий. Имеет место версия, что на самом деле жили два Георгия. Но один попал под гонение в Лидде, а второй – в Каппадокии.


Чудеса, совершенные мучеником, произошли после кончины Георгия. Самая популярная история - о поражении богомучеником страшного змия. Чудище бесчинствовало во владениях царя в Берите, проповедовавшего язычество. Написано, что когда выпал жребий отдать змию дочь повелителя, явился Георгий на коне и убил чудище копьем. Возникновение святого так поразило горожан, что они уверовали в Бога и обратились в христианство.

Происшествие со змием иногда трактуется иначе: царевна означает церковь, коварный змий – язычество. В таком воплощении – на коне с копьем, разящим змия – святой великомученик изображается в иконописи.


Еще один вариант развития событий: Георгий с помощью молитвы усмиряет дракона, а спасенную принцессу приводит в город, жители которого сразу принимают христианство. Затем юноша убивает змия мечом. На месте, где возвели храм Георгия Победоносца, из земли пробился живой источник. Это то место, где по сказанию юноша убил змия.

Описывается еще одно чудо, случившееся после смерти мученика. Оно произошло тогда, когда арабы напали на Палестину. Один из солдат вошел в христианский храм и увидел священнослужителя за молитвой Георгию Победоносцу. Проявив пренебрежение к иконе и богослужению, араб достал лук и выстрелил в образ.


Но вышло так, что стрела вонзилась в руку стрелявшего, а образу не нанесла никакого вреда. Тогда боец обратился к священнику, и тот рассказал захватчику легенду про Святого Георгия. Араб настолько был впечатлен рассказом, что принял христианскую веру.

Память

Святого Георгия чтят со времен раннего христианства. Первые храмы преподобномученику воздвигли в Римской империи в IV веке. Культ Святого Георгия возник взамен культа . На местах святилищ бога язычества воздвигли соборы великомученику православия.

Святой Георгий стал примером храбрости и мужества. В особенности мученика почитают в Грузии. Первый храм, воздвигнутый в память страстотерпца, датируется 335 годом. Со временем число церквей и молельней стало расти. В Грузии насчитывается 365 святых зданий, столько же, сколько дней в году. В стране не найдется ни одного собора, в котором бы не стояла икона Святого Георгия.


В Грузии популярно давать мальчикам имя Георгий. Считается, что носителя такого имени сопровождают удача и победа. С древнерусских времен Георгий известен как Юрий и Егорий. Великий в 1030-х годах основал в Киеве и Новгороде Георгиевские монастыри и указал отмечать день мученика 26 ноября.

Центральным христианским храмом в Северной Осетии является Свято-Георгиевский. А из 56 работающих часовен 10 значатся Георгиевскими.


В 1769 году императрицей утвержден Орден Георгия Победоносца. Награда вручалась за заслуги в бою и выслугу в воинских званиях. В 1917 году новая советская власть упразднила Орден. В нулевых Орден восстановили как военную награду Российской Федерации. К Георгиевскому Ордену прикладывается двухцветная Георгиевская лента. А Георгиевская ленточка служит символом празднования Дня Победы.

С правления Святой Георгий считается покровителем Москвы. В геральдике изображение всадника, пронзающего крылатого змия копьем, появилось с XIV-XV веков. Эта фигура расположена в гербе Российской Федерации, но прямого указания, что рыцарь – это Святой Георгий, нет. На гербе показан именно змий, а не дракон, потому что в геральдическом соглашении змий – отрицательный персонаж, а дракон – положительный. Отличаются они друг от друга количеством лап: у дракона две конечности, у змия – четыре.


В XIII веке человек с копьем на скакуне изображался на монетах. В 1997 году на российской копейке расположили рисунок всадника, копирующий лик иконы Святого Георгия XV века.

Образ Святого Георгия используется в современном искусстве. Художники любят воплощать на холсте всадника с копьем в руке, убивающего змия. Несмотря на похожесть рисунков, каждая картина указывает на особенное видение творцом.

Памятные даты

  • 23 апреля - День памяти великомученику Георгия Победоносца в Католической церкви
  • 6 мая – День памяти великомученику Георгия Победоносца в Православной церкви
  • 16 ноября - обновление (освящение) храма Святого Георгия в Лидде (IV век)
  • 23 ноября - колесование великомученика Георгия;
  • 9 декабря - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской православной церкви, известное в народе как осенний Юрьев день)
Loading...Loading...