Лекции по истории политических учений. Основные принципы организации жизни общин

лекции + учебники

1. Предмет и метод иппу

Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».

Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

Две главных области в истории:

1)теоретическая

2)практическая

В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

    Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

    что такое государство, как оно создается: по воле людей или высшими силами

    служит общему благу или отдельным социальным группам

    компетентность правителей или наследственное право монарха

    что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

    предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

    в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

    как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

    соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

    какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

    Распределение собственность

    Характер политических учреждений

  1. Быт и традиции народа

    Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

    Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

    Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

    формально-логический

    диалектический

    системный

    сравнительно-исторический

2. Философские методы (?):

    теоретический

    метафизический

В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.

Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)

4 касты («варны»):

брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),

кшатрии – из рук (управление государством, война),

вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),

шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).


Рабы – не люди, а орудия труда.

Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).


Если исполняет то - ?????

Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».


В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.


Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).


«Будда» - просветленный.

Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).


«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.


«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).


Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.


Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)


Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.


Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма :

государство – это разросшаяся семья,

монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;

патернализм – власть отца и его забота о семье,

2) идея меритократии – власти достойных

власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,

3) идея человеколюбия:

забота старших о младших и уважение младшими старших,

«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,

4) отрицательное отношение к законам:

закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,

5) советы чиновникам:

древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,

в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,

и т.д. (очень много советов)


Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)

возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).


Противоположность Конфуция:

1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,

2) доброта и человечность – мать всех проступков ,

т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),

3) необходимость оглуплять свой народ , чтобы было легче управлять

в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,

4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство» ,

5) разрешил покупать чиновничьи должности.

Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.

Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.


Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.

Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».


Греция. Политико-правовые идеи софистов.


Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.

Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.

Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).

Их советы адвокатам : вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …


Старший софист Протагор :

1) золотой век человечества – в будущем : люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),

3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).

Афины: Сократ

По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.

1) управлять должны знающие,

2) закон и справедливость – понятия тождественные.

Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.

Причина такого решения суда:

1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,

2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.


Платон (ученик Сократа).


о формах правления: иерархия в порядке ухудшения :

1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),

2) олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию),

3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),

4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),

5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),

6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).


Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:

- разумность – стремление думать,

- честолюбие – стремление к славе,

- вожделение – необходимость физиологического комфорта.

Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).


Принципы жизни философов и стражей:

1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,

2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),

3) общественное воспитание детей.


Аристотель.


Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.


Формы правления по Аристотелю:


Власть одного

Власть немногих

Власть многих

«Правильная»

монархия

аристократия

«Неправильная»

олигархия

демократия


Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».


Демократия:

1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.


Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.


Два вида справедливости:

Уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,

Распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).

Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)

Основные принципы организации жизни общин:

1) общность имущества,

2) обязательность труда для всех,

3) равенство,

4) отсутствие духовенства и культов,

5) осуждение богатства.


Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:

«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».


Два аспекта:

1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

2) каким судом судите – таким судимы будете.

Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».

1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),

2) человек живет по божественной воле.

Государство и город – синонимы.


Идея 1 : те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.

Идея 2 : насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).

Идея 3 : концепция «как спастись от греха».


Различие между проступком и преступлением:

«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,

если действует во вред другому – это преступление».


Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.


Основное произведение – «Сумма теологии».

Признан официальным теологом католической церкви.


В Библии – вся власть от бога.

Выделение трех элементов государственной власти:

1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.

2) Происхождение власти: по наследству или силой.

3) Использование власти:

a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться,

b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.

«Возможно, тиран послан народу за его грехи».


Субординация законов:

1) Вечный закон – закон мироздания , «божественный разум».

2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).

3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:

a. записаны (тогда как естественные законы не записаны),

b. предусматривают наказание за нарушение.

4) Божественный закон – Библия.


Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками : еретики подрывают основы жизни.


Средневековая ересь о праве и государстве.


Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.


Два вида ереси:

1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:

a. требует социального и имущественного равенства,

b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.

Представители плебейской ереси – «богомилы»???.

Помещики – слуги дьявола.

2) бюргерская ересь:

a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),

b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).


Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.


Основное произведение – «Государь».

Основные идеи:

1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни , в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),

2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).

3) советы государю:

a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом,

b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),

c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным,

d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».


Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).


Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.


Жанр – утопический социализм.

Утопия – несбыточное (ни где я????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.


Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».

Государство ответственно за своих подданных.

Государство – орудие для угнетения бедных.

Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).


Основные идеи:

1) общественная собственность,

2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),

3) все должны приносить пользу обществу,

4) общественная трапеза,

5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,

6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.


Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.


Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)


Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.


Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).

1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,

2) законов должно быть как можно меньше.


Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».

Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож.

Идеи либерализма.

Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).

Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.


Различия в подходах:

Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),

Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.


Классическая теория демократии.


Монтескье: «О духе законов».


Есть буква законов и дух законов.

На дух законов влияют:

Физический фактор (климат, территория и т.д.),

Моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).


Разработал теорию сдержек и противовесов : ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.


Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:

1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,

2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,

3) недопустимость наказания за помыслы,

4) о нескромных словах.


Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».

1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,

2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),

3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Предмет истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений - юридическая наука.

Методы истории политических и правовых учений.

Периодизация истории политических и правовых учений.

Раздел I. Эволюция зарубежных политических и правовых учений

Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока

Памятники политической и правовой мысли Древнего Египта. «Поучение Птахотепа». «Поучение Гераклеопольского царя своему сыну». «Речения Ипувера». «Поучения Аменемопе».

Памятники политической и правовой мысли Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи. «Беседа господина с рабом».

Политическая и правовая мысль Древней Индии. Законы Ману. Политические и правовые учения Древнего Китая. Учение Конфуция. Учение Мо-Цзы.

Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции

Политическая и правовая мысль периода борьбы демоса и аристократии. Гесиод и его поэма «Труды ночи». Политическая и правовая мысль Пифагора и Гераклита. Политические и правовые идеи Демокрита. Софисты: проблемы государства и права.

«Царское искусство». Политико-правовые взгляды Сократа.

Идеальное государство Платона. Идеальная организация общества. Формы правления.

Аристотель. Учение о государстве. Наука о политике. Человек есть существо политическое. Форма государства. Учение Полибия о государстве.

Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме

Политические и правовые взгляды Цицерона.

Воззрение римских юристов. Две юридические школы: сабинианцы и прокулианцы.

Политико-правовая доктрина раннего христианства. Учитель церкви Иоанн Златоуст. Христианский богослов и политик Аврелий Августин.

Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века

Теократические теории государства.

Средневековые ереси. Богумилы, катары и вальденсы. Восстания городского и сельского населения. Еретическое движение в Англии. Джон Уиклиф.

Политика и право в сочинениях Фомы Аквинского. Защита неравенства и феодальной иерархии. Формы правления. Четыре категории законов. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского.

Тема 6. Политико-правовые идеи философов Арабского Востока и поэтов-мыслителей Востока

Политико-правовые идеи философов Арабского Востока. Аль-Фараби. Ибн Бадж. Ибн Хальдун.

Политико-правовые взгляды поэтов-мыслителей Востока. Шота Руставели. Низами Ганджеви. Алишер Навои. Мхитар Гоша и Фрик.

Тема 7. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Политические и правовые взгляды Николо Макиавелли. Республика - лучшая форма правления. «Нужно быть лисой, чтобы разглядеть змей».

Политические и правовые взгляды идеологов Реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин. Томас Мюнцер.

Течение монархомахов, или тираноборцев.

Учение Ж. Бодена о государстве. Суверенный характер государственной власти. Наследственная монархия как самая прочная форма государства.

Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. «Золотая книга» Т. Мора. Утопический социализм Т. Кампанеллы.

Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии, Англии и Германии в XVII-XVIII вв.

Естественно-правовые теории голландских мыслителей. Г. Гроций и
Б. Спиноза. Гуго Гроций: Государство… есть совершенный союз свободных людей…».

Бенедикт Спиноза: общее право и власть. Естественное и общее право. Форма государственного строя.

Политико-правовое учение Т. Гоббса. Естественное состояние и естественные законы. Государство как результат общественного договора.

Индепенденты. Левеллеры. Политические и правовые взгляды индепендентов.

Обоснование конституционной монархии Дж. Локком. Естественное право и конституционная монархия. Принцип разделения властей.

Немецкая школа естественного права XVII-XVIII вв. Учение о государстве и праве С. Пуфендорфа. «Основания естественного и общенародного права» Х. Томазия. Прусский абсолютизм и учение о государстве и праве Х. Вольфа. Политико-правовые взгляды немецких просветителей.

Тема 9. Политические и правовые учения французских просветителей и утопистов XVIII в.

Политические и правовые взгляды Вольтера и Ш. Монтескье. Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». «Дух» законов Монтескье.

Политические и правовые концепции Ж.-Ж. Руссо. О происхождении государства. Демократическое государство.

Политические и правовые идеи П.-А. Гольбаха, К. А. Гельвеция и
Д. Дидро. П. А. Гольбах: священны свобода, собственность и безопасность.
К. А. Гельвеций: движущая сила общественного развития - человеческие страсти. Просвещенный абсолютизм Д. Дидро.

Политические и правовые идеи французских утопических коммунистов. Ж. Мелье. Э. Г. Морелли. Г. Мабли. «Заговор во имя равенства» Г. Бабефа.

Тема 10. Консервативные политические и правовые учения во Франции и Германии конца XVIII - начала XIX вв.

Реакционная доктрина Ж. М. де Местра.

Историческая школа права. Г. Гуго: закон - не единственный источник права. Ф. К. Савиньи: единственное разумное - живущее в народе право.
Г.Ф. Пухта: право имеет свою историю.

Расовая теория Ж. А. де Гобино.

Тема 11. Политические и правовые учения классиков немецкой философии

Политическое и правовое учение И. Канта. Учение о морали. Учение о государстве. Учение о праве.

Учение о государстве и праве И. Г. Фихте.

Г. В. Ф. Гегель и его учение о государстве и праве. Система философии Гегеля. Сущность права. Учение о морали. Концепция государства. Учение о международном праве.

Тема 12. Либеральные и социальные политические и правовые учения в Западной Европе первой половины XIX в.

Французский либерализм. Б. Констан. Концепция свободы. Два средства гарантии свободы. О «промышленной» свободе.

Английский либерализм. Принципы пользы И. Бентама. Учение о морали. Концепции государства и права.

Немецкий либерализм Л. Штейна.

«Порядок и прогресс». Политические взгляды О. Конта.

Тема 13. Политические и правовые концепции социалистов-утопистов в Западной Европе в первой половине XIX в.

Французский утопический социализм. А. Сен-Симон и Ш. Фурье. «Индустриальная система» Сен-Симона.

«Социальный кодекс» Ш. Фурье.

Английский утопический социализм Р. Оуэна.

Тема 14. Европейская политико-правовая мысль во второй половине XIX в.

Социологическая концепция государства и права Р. Иеринга.

Насильственные концепции происхождения государства. Л. Гумплович, К. Каутский.

Политико-правовые взгляды немецких ученых. Ф. Ницше. Г. Трейчке.
О. фон Гирке. Л. Вольтман.

Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер. Политические идеи
Г. Спенсера.

Тема 15. Национально-освободительная политическая мысль западных и южных славян в ХIХ в.

Развитие политической мысли в Польше.

Политическая мысль в Болгарии.

Политическая мысль в Сербии и Чехии.

Тема 16. Политико-правовая идеология марксизма и большевизма

Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса. «Критика философии государственного права Гегеля». Формирование марксистского учения о государстве и праве. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса.

Идеи марксизма в России. Научные основы социализма Г. В. Плеханова.

Политико-правовая идеология большевизма. В. И. Ленин. И. В. Сталин.

Тема 17. Политическая мысль в Соединенных Штатах Америки периода Войны за независимость

Политические взгляды федералистов. А. Гамильтон.

Буржуазно-демократические и политические идеи Т. Джефферсона и
Т. Пэна. Идеи народного суверенитета Т. Джефферсона. «Век разума» Т. Пэна.

Раздел II. Эволюция политической и правовой мысли в России

Тема 18. Политическая и правовая мысль Древнерусского государства

Идеи единства русских земель. «Слово о Законе и Благодати». Древнерусские летописи. «Поучение» Владимира Мономаха.

Христианские политические идеи и идеологии. Ефросиния Полоцкая. Кирилл Туровский.

Политическая и правовая мысль в литературных памятниках XIII-ХV вв. «Слово о полку Игореве». «Моление Даниила Заточника». Памятники времен монгольского ига.

Тема 19. Политические и правовые идеи в Русском централизованном государстве в XV-XVII вв.

Концепции независимости Русского государства. Литературно-публицистические памятники. «Москва - Третий Рим».

Концепции сильной государственной власти. «Послание на Угру». Политическая борьба нестяжателей и иосифлян. И. С. Пересветов. Концепция «православного христианского самодержавия» Ивана Грозного. Политические и правовые воззрения А. Курбского.

Политико-правовая идеология церковного раскола.

Концепция просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого.

Политические и правовые идей второй половины XVII в. Ю. Крижанич и А. Л. Ордин-Нащокин. Ю. Крижанич: «совершенное самовлавство».
А. Л. Ордин-Нащокин.

Тема 20. Политические и правовые учения в России в XVIII в.

Политические реформы Петра I.

Политические и правовые взгляды «ученой дружины Петра». Феофан Прокопович: «просвещенный деспотизм». В. Н. Татищев - обоснование самодержавия.

Политическая и социально-экономическая программа преобразования России И. Т. Посошкова.

Политические и правовые концепции периода укрепления дворянской монархии. Политические идеи «Наказа» Екатерины II. Консервативная утопия М. М. Щербатова.

Просветительские политические и правовые концепции. Первый
русский профессор юридического факультета Московского университета
С. Е. Десницкий. Демократические идеи Я. П. Козельского. Политические и правовые идеи А. Н. Радищева.

Тема 21. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.

Программа государственных преобразований М. М. Сперанского. Система представительных органов. Права граждан и права политические.

«В России государь есть живой закон». Политико-правовые идеи
Н. М. Карамзина.

Политические программы декабристов. «Русская Правда» П. И. Пестеля, Конституционный проект Н. М. Муравьева. Программа «общества соединенных славян».

Политические идеи 1830-1840-х годов. П. Я. Чаадаев. Западники и славянофилы.

Политические и правовые идеи и концепции революционных демократов ХIХ в. Теория русского социализма А. И. Герцена. «Всеобщее новое устройство России» Н. П. Огарева. В. Г. Белинский: «Не годится государству быть в руках капиталистов». Утопия Н. Г. Чернышевского.

Тема 22. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX - начале XX вв.

«Охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина. «Источник права не в законе, а в свободе».

Гражданское общество и государство. Конституционная монархия и охранительный либерализм.

Теории юридически защищенного интереса С. А. Муромцева и
Н. М. Коркунова. Концепция «организованной защиты» С. А. Муромцева. Концепция юридических норм и государственной власти Н. М. Коркунова.

Учение о государстве и праве Г. Ф. Шершеневича. Понятие права и нормы права. Государство - источник права.

П. И. Новгородцев: идея «естественного права с изменяющимся содержанием». Б. А. Кистяковский: «определенность, прочность и устойчивость права».

Социологическая концепция права М. М. Ковалевского.
С. А. Котляревский: «…право дает силу закону».

Философско-правовые концепции В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого. «Великое человеческое единство» В. С. Соловьев. Естественное право
Е. Н. Трубецкого.

Политико-правовые взгляды К. П. Победоносцева.

Проблемы государства и власти в доктрине русского анархизма.
М. А. Бакунин: «Свобода может быть создана только свободой». Анархокоммунизм П. А. Кропоткина.

Политические воззрения П. Л. Лаврова.

Тема 23. Политико-правовые взгляды мыслителей Русского зарубежья

Политические и правовые взгляды русских религиозных философов.
С.Н. Булгаков. Н. А. Бердяев. И. А. Ильин: «Жизнь без святости есть первое большое бедствие нашего времени».

Государственно-правовая доктрина евразийства Н. Н. Алексеева.

Общественно-политические взгляды П. А. Сорокина.

Политико-правовые воззрения П. Б. Струве.

Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.

Раздел III. Современная политическая и правовая мысль

Тема 24. Современные политические правовые идеи

Нормативистская теория права Г. Кельзена.

Школа свободного права Е. Эрлиха.

Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма. Л. Дюги,
М. Ориу, Ж. Ренар.

Социологическая юриспруденция и реалистическая школа права.

Теория элит и технократии.

История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. В ее рамках исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве

Сами по себе политические и правовые учения представляют по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено, в конечном счете, той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки как единой науки о праве и государстве.

К сказанному необходимо добавить, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов

Это же относится и к правовой мысли прошлого, которая освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции, а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни

Хотя история политических и правовых учений - дисциплина юридическая, тем не менее значительный вклад в ее развитие внесли философы и представители политической мысли (Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Томас Гоббс, Гегель, Ницше, Владимир Соловьев, Николай Бердяев и др.).

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического и исторического профилей. В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов - с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.


В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Периодизация истории политических и правовых учений

Проблема периодизация истории политических и правовых учений тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существует несколько подходов. Первый подход - исторический - был предложен французскими историками XVII-XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: древний мир - с момента возникновения цивилизации до падения Рима под ударами варваров в 476 г. н. э., средневековье - с V до XV вв., Возрождение - XV-XVI вв., новое время - XVII-XIX вв. Возрождение нередко трактовалось и трактуется сейчас не как самостоятельная эпоха, а либо как поздний этап средневековья, либо как ранний подготовительный этап нового времени. XX в. получил название новейшего времени, или современности.

Условность такой периодизации особенно очевидна, когда она переносится на страны Востока - Египет, Индию, Китай, Персию, арабский мир и т. д. Простое знакомство с их историей показывает, что у каждой из них была своя древность, свое средневековье, свое Возрождение и новое время. Причем все эти эпохи на Западе и на Востоке не совпадают ни по времени, ни по содержанию с основными идейными процессами. Так, исламо-иранский Ренессанс, связанный с творчеством таких ученых-энциклопедистов, как Ибн Сина (Авиценна), Бируни, Фараби, поэтов Рудаки и Фирдоуси, начался на полтысячелетия раньше европейского Ренессанса и сопровождался развитием оригинальных политико-правовых теорий. На эту асинхронность развития политических учений и идей справедливо обращает внимание в своих исследованиях известный российский специалист по философии арабского Востока, профессор Н. С. Кирабаев.

О. Шпенглер (1880-1936), автор известной книги "Закат Европы", полагал, что "у западного историка перед глазами совсем другая всемирная история, чем у великих арабских и китайских историков", что надменный западноевропеец "желает постигать лишь то, что сближается с ним, восходя через средневековье от древнего мира, а то, что движется своим путем, видит вполглаза".

Второй подход - формационный - был предложен марксизмом в середине XIX в. Положив в основу классовый критерий, определяемый характером экономических отношений и формой собственности, К. Маркс рассматривал историю как процесс перехода от одной, низшей общественно-экономической формации к другой, более высокой: от первобытнообщинной (доклассовой) формации - к рабовладельческой, от нее - к феодальной, далее - к капиталистической, или буржуазной, формации, и от буржуазной - к бесклассовой коммунистической формации, первой фазой которой является социализм. Маркс считал, что коренной перелом в истории человечества произойдет при переходе от последней антагонистической формации, буржуазной, к коммунистической формации. Образно он эту мысль выражал как переход от предыстории человечества к его подлинной истории.

В этой связи заметим, что Маркс явно недооценил переворот, происшедший в XVII-XVIII вв. во всех областях жизни Европы и европейцев - от экономики до политики и идеологии, имевший всемирно-историческое значение. Понимая специфику Востока, он ввел понятие "азиатского способа производства" как основы особой азиатской формации.

Что касается идей и учений - философских, политических, экономических, правовых и прочих, то в СССР, а затем в других социалистических странах во всех учебниках и учебных пособиях по обществоведению было принято различать два основных этапа в их развитии - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма и пролетарских революций. Получилось так, что подобно тому, как коммунизм представлял собой высший этап в развитии человеческого общества, так и марксизм (марксизм-ленинизм) представлял собой высший этап развития общественной мысли. А вся история развития домарксистской мысли была ценна лишь постольку, поскольку вела и привела к возникновению марксизма в 40-е гг. XIX в.

Третий подход - технологический - предлагает более укрупненную периодизацию истории, где основным критерием выступает технологический способ производства. В соответствии с этим подходом в истории можно различить три эпохи и, следовательно, три общества - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (технотронное, информационное и пр.), первый этап которого начался в развитых странах в последней четверти XX в.

Четвертый подход - цивилизационный. Он исходит из того, что история человечества есть главным образом история разных цивилизаций, разных культур и религий, а также акцентирует внимание на том, что идеи и ценности, которые вырабатываются и принимаются представителями одной цивилизации, совсем не обязательно подходят и принимаются представителями другой цивилизации.

Какой из этих подходов более применим к истории политических и правовых учений? Мы полагаем, что в каждом подходе есть свои плюсы и минусы. С другой стороны, выработать на их основе новый подход, собрав в нем плюсы всех подходов, избавившись от минусов, вряд ли возможно. Поэтому, как правило, исследователи политических и правовых учений пользуются первым подходом.

Государственность и политико-правовые учения впервые зародились в эпоху древнего мира - в обществах Востока и античности (Древней Греции и Рима).

На Востоке наиболее заметный вклад в политико-правовую мысль внесли мыслители Индии и Китая. Здесь типичной государственной формой была "восточная деспотия". Широкое распространение получили патерналистские представления о власти; в соответствии с ними считалось, что монарх в своих действиях связан исключительно обычаем и традициями. Цель государства - общее благо, а правитель ответствен только перед богами. В целом на Востоке господствует идея мудрости старых установлений и обычаев, убежденности в их совершенстве: установленный порядок незыблем и может быть нарушен лишь в случае несоблюдения божественных предначертаний.

Особое место в развитии политико-правовой мысли занимает Древняя Греция. Здесь формой политической организации служил полис, или город-государство. Формы правления были разнообразны (аристократия, демократия, олигархия, тирания) и постоянно менялись. Особенности политической жизни содействовали развитию теоретической мысли, побуждали к поиску "идеальной государственной системы", наилучшей формы правления, что было невозможно в рамках древневосточных цивилизаций.

Творческое наследие Древнего Рима оказало, вслед за греками, большое влияние на всю последующую политико-правовую мысль. Внимание римских мыслителей привлекали вопросы, связанные с формами государства, смешанным правлением; в этот период были сформулированы положения о государстве как "деле народа" и правовом сообществе, фундаментальные положения юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины.

Эпоха средних веков в европейских странах характеризовалась особой ролью христианской религии и церкви. Первоначально христианское вероучение находилось в оппозиции к Римской империи. Но со временем, по мере институционализации христианской веры, оно приспосабливалось к государству, утвердившись в качестве официальной идеологии и основы мировоззрения феодализма. Важнейшей проблемой политико-правовой мысли в средние века стало соотношение духовной и светской властей.

В странах Востока особое место в этот период занимает политико-правовая идеология ислама. В отличие от христианства ислам исходит из неделимости духовной и светской власти. При этом в мусульманских университетах развивалась и светская наука, нередко опережая европейскую. Среди мусульманских ученых относительно рано возникло стремление к рационалистической интерпретации политических проблем.

Эпоха Возрождения - время формирования мировоззрения гуманизма, ставящего во главу угла человека, зарождения индивидуализма как самостоятельной ценности человеческой личности. Гуманизм придавал первостепенное значение земной жизни, политической организации, подходил к решению этих проблем рационалистически, опираясь на факты и умозаключения, чем подрывал основы теологии. Осмысление политических процессов и явлений перестало быть делом церкви, взгляды богословов стали предметами критики.

Эпоха нового времени была эпохой буржуазных революций, подготовленных философией Просвещения, характеризовавшейся убеждением во всесилии человеческого разума, в его способности перестроить систему государственных отношений. Мыслители Просвещения сделали главным объектом своей критики церковь и сословное неравенство феодального строя. Просветители полагали, что поскольку "мнение правит миром", то распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества. Поэтому особые надежды возлагались ими на "просвещенных монархов", якобы способных подкрепить веления разума авторитетом государства. Наряду с идеей "просвещенного абсолютизма" в этот период возникают концепции ограниченной монархии и народного суверенитета, совершенствуются теории естественного права, общественного договора.

Лейтмотивом XIX в. стал либерализм, имевший две стороны: экономическую (свобода предпринимательской деятельности) и политическую (обеспечение прав и свобод граждан). В качестве основного направления правовой теории оформился юридический позитивизм, рассматривающий право как замкнутую, самодовлеющую систему. Большое влияние на политико-правовую мысль девятнадцатого столетия оказали философия позитивизма и социология.

Критика господствующих буржуазных порядков привела к развитию двух тенденций в общественной жизни: консервативной и социалистической. Если консерваторы выступали против экономического либерализма, то мыслители социалистического направления в свою очередь разрабатывали проекты социальных преобразований, основанные на принципах социальной справедливости и призванные преодолеть противоречия буржуазного строя, классовые антагонизмы.

В середине века создается теория научного социализма, основанная на материалистическом понимании истории. Согласно этой теории, развитие производительных сил общества детерминирует трансформацию политической надстройки, а история человечества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций.

Несмотря на критику с различных позиций, либерализм до конца XIX в. оставался господствующим направлением политико-правовой мысли.

Минувшее XX столетие принято рассматривать в науке в качестве новейшего времени, вошедшего в историю как эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы. Растущие противоречия в обществе наряду с требованиями рабочего класса и необходимостью смягчения социальной напряженности способствовали признанию правомерности государственного вмешательства в социально-экономические процессы. Либералы смирились с неизбежностью государственного регулирования экономики, а консерваторы перешли на позицию защиты частной собственности во всех ее проявлениях.

В начале века социалистическое движение раскололось на революционное и реформистское течения. Появляется мировая система социализма.

На волне экономического кризиса 30-х гг. и как следствие реваншистских настроений, возникших после первой мировой войны, усиливается фашистское движение, идеологи которого проповедовали крайние формы национализма и расизма. В области правовых теорий на смену юридическому позитивизму приходит социологический позитивизм. Право перестает ассоциироваться только с государством, в центре внимания исследователей оказываются правотворческая деятельность суда, нормы, творимые и признаваемые коллективами и объединениями.

В результате краха фашистских государств и последовавшего через несколько десятилетий распада социалистического лагеря, господствующими направлениями политической мысли конца столетия стали неолиберализм и консерватизм, представители которых придерживаются довольно умеренных политических взглядов. Последние можно рассматривать как выражение центристских позиций в современной общественной идеологии. Одновременно с ними развиваются и левые направления и течения в политической идеологии (концепции "новых левых", левацкий экстремизм), а также теории, получившие обобщенное наименование правого радикализма (фашизм и неофашизм, "новые правые", расизм).

Правовые и политические учения современности характеризуются вниманием к методологической базе исследования и специализацией исследовательских объектов. Так, после второй мировой войны политическая наука отделилась от правовой и обрела статус самостоятельной отрасли знаний. Соответственно, изменилась структура как политической, так и правовой науки: в рамках политической теории, в частности, оформился ряд частных концепций, посвященных одной или нескольким проблемам: концепции тоталитаризма, плюралистической демократии, правящих элит.

План

  1. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
  2. Предмет истории политических и правовых учений
  3. Методы истории политических и правовых учений
  4. Периодизация истории политических и правовых учений

1.Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

Наука как важная область человеческой деятельности имеет своей целью систематизацию знаний об объективной действительности. Что такое наука? Это - упорядоченная совокупность знаний о тех или иных изучаемых явлениях. Известно, что наука обладает сложной структурой. Виды наук: технические естественные и общественные. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники. Общественные имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода социальными ценностями. В число этих наук входит и наука юридическая.

Юридическая наука имеет свою собственную только ей присущую структуру, построенную по предмету изучения. По достаточно устоявшейся схеме юридическая наука делится на несколько больших групп: историко-теоретические, отраслевые, прикладные, науки. История политико-правовых учений является самостоятельной учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля.

О названии курса. Первый в России труд, содержащий систематическое изложение учений о государстве и праве, принадлежит профессору Петербургского университета К.А. Неволину (1806-1855) - «История философии законодательства». Пятитомник Б. Чичерина, издававшийся с 1869 по 1903 г., назывался «История политических учений». Большое распространение получило название «История философии права». Именно так назывались учебники Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого. В СССР в 1950-70-годы было принято название «История политических учений». Сегодня - «История политических и правовых учений», как более точно и полно отражающее содержание курса.

2.Предмет истории политических и правовых учений

Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но - это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

История учений о праве и государстве - это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

3.Методы истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений - наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина.

Для исследования политико-правовых учений применяются:

  • исторический метод , позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;
  • сравнительный метод , позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;
  • системный анализ , позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;
  • структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий . В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования . Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли - в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

4.Периодизация истории политических и правовых учений

Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов.

1. Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.

Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока - Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.

2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.

3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера , который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества - это история разных цивилизаций, разных культур и религий. При этом идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.

Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Как и в теории государства, существующие два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный, не противопоставляются, а взаимно дополняя друг друга, применяются комплексно. Мы будем пользоваться наиболее распространенной периодизацией исторического процесса:

В то же время эти крупные периоды будут детализированы и рассматриваться всесторонне, с учетом мнения авторитетных авторов учебников и научных исследований и разработок в области истории политических и правовых учений.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. Лазарев В. В. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007.
  9. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  10. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.
  1. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1992. № 2
  2. Зорькин В. Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений //Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. - М. 1986.
  3. Лазарев В. В. Курс истории политических учений: значение, предмет и метод //Ленинградский юридический журнал. 2005. № 3.
  4. Луковская Д. И. О предмете науки истории политических и правовых учений //Политические и правовые учения: Проблемы исследования и преподавания. - М. 1978.
  5. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л.1985.
  6. Луковская Д. И. Традиции в истории правовой мысли //Введение в теорию права (историко-методологический аспект): Учебно-научное пособие. СПб. 1996.
  7. Рыбин А. В. Предмет, метод и структура истории политических учений //Уч. зап. Пермского ун-та. Т.XXV.1. Юридические науки. Пермь. 1962.
  8. Сергевнин С. Л. О соотношении политической науки. Науки о государстве и правоведения //Правоведение. № 6. 1991.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

  1. Что является объектом истории политико-правовых учений?
  2. Как можно определить предмет истории политико-правовых учений?
  3. Какое место занимает история политико-правовых учений среди юридических наук?
  4. Что такое учение, теория, доктрина?
  5. С помощью каких методов изучают историю политико-правовых учений?
  6. Какие виды периодизации вы знаете?
Loading...Loading...