Медаль преподобной мученицы марии гатчинской. Матушка мария гатчинская

Схимонахиня Мария (Лелянова). Мария (Лелянова), Гатчинская ( - ), схимонахиня , преподобномученица

В миру Лидия Александровна Лелянова, родилась в Санкт-Петербурге в году. В шестнадцать лет её поразил тяжелый недуг - болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и заграницей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. Она не стала владеть ногами, и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым. Однако, болезнь протекала необычно: тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводит также к разрушению личности.

Как отмечал её жизнеописатель священник Михаил Польский :

"оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву , без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние ."

В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете.

В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила мать Мария, было зафиксировано немало свидетельств о благодатных матушки.

Её поместили в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля года, будучи уже осужденной на три года ссылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки.

Почитание

Сразу после мученической кончины матушки Марии, ее могилка на Смоленском кладбище неподалеку от часовни блаженной Ксении стала местом непрекращающегося паломничества верующих.

А 26 марта года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены святые мощи преподобномученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в

Пути блаженных. Ксения Петербургская. Матронушка-Босоножка. Мария Гатчинская. Любушка Сусанинская Печерская Анна Ивановна

Чудеса исцеления по молитвам перед иконой

Через два года после пожара произошло событие, которое еще больше усилило веру народа в целительную силу чудесным образом сохранившейся иконы: исцеление мальчика-эпилептика. Он родился в семье состоятельного биржевого чиновника Константина Петровича Грачева и его жены Александры Петровны. Мальчик появился на свет семимесячным и больным, ему требовалось регулярное врачебное наблюдение, которое родители старались ему обеспечить. Его назвали Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. И родители, и старшая сестра Екатерина очень любили его. Но несмотря на любовь и уход врачей, ребенок развивался очень медленно: в 1,5 года он еще не умел держать головку, до 3 лет у него не прорезывались зубы, только в 5 лет он начал ходить. Справедливости ради необходимо отметить, что в умственном развитии он не только не отставал от своих сверстников, но и в чем-то даже опережал их. Так, уже в 5 лет он, кроме родного русского языка, уже мог неплохо изъясняться по-французски.

В 1886 году родители умерли, и дети остались сиротами. Коле едва исполнилось 10 лет, Катя была на 16 лет старше. Смерть родителей тяжело отразилась на мальчике: у него произошел судорожный припадок прямо в день похорон матери. О том, что происходило дальше, лучше всего могла рассказать сестра Коли, оставившая воспоминания о своем брате, иеромонахе Николае Грачеве, который после произошедшего с ним чуда всем сердцем обратился к Господу. Катя была крестной матерью Коли, очень любила его и заботилась о нем после смерти родителей. Она писала, что первый припадок, к сожалению, был не единственным. В последующие годы эпилептические припадки участились, ни один из докторов не мог помочь. Мальчик сильно ослабел, часто во время припадков он падал и ушибался или обжигался. Наконец один из врачей сказал, что вылечить Николая нельзя и что его ждет скорый паралич. Припадки настолько участились, что происходили до 8 раз в день. Екатерина совсем отчаялась, но уповала на помощь Божию. И она пришла. Вот как это произошло: «Двадцать шестого октября 1890 года после припадка Коля стал хуже ходить. Скоро ноги оказались парализованы: он не чувствовал уколов булавки. Двадцать пятого ноября отнялись и руки…

Коля быстро слабел, 27 ноября его причастили. Я сама, четыре года молившая Бога об исцелении брата, видя его лежащим без движения, стала молиться лишь об избавлении несчастного от страданий, о смерти его… Особенно сильный припадок был ночью со 2 на 3 декабря. Брат страшно мучился. Конвульсии, вернее, лишь подергивания рук и ног не прекращались ни на минуту. Лицо исказилось, из багрово-красного стало темно-синим, голова тряслась, тело неестественно изогнулось. Припадок продолжался с 9 часов вечера до 6 часов утра. Я прилегла, измученная многими бессонными ночами. В это время и совершилось великое чудо. Брат лежал совершенно обессиленный. Вдруг вся комната осветилась… Он слышит тихий голос: „Николай!“ Перед ним сама Царица Небесная, с приподнятыми руками и в таком одеянии, как на иконе „Всех скорбящих Радость“ (с монетами). С одной стороны святитель Николай, с другой – святитель в белом клобуке, с крестом… Возле Богородицы – два ангела, и за ними сонм святых. Матерь Божия тихо сказала: „Поезжай в часовню, где упали монеты, шестого числа [декабря] ты исцелишься, но ранее никому не говори…“

Настало шестое декабря – день ангела больного… Прислуга стала одевать брата, что оказалось очень затруднительно – ведь он был недвижим. Наконец его одели, снесли с лестницы и, как малого ребенка, положили мне на колени. Путь был далекий (верст девять-десять). На углу Невского и Литейного проспекта с ним сделался припадок. Мне трудно было его держать… Когда мы доехали до часовни, добрые люди помогли мне вынести брата. Молебен только что начался, молящихся было немного, человек шесть – восемь. Колю положили перед святой иконой, под голову вместо подушки я подложила муфту – он всегда так сильно бился головой. Припадок возобновился в сильнейшей степени: стоны, скрежет зубов больного заглушали чтение святого Евангелия. Вдруг конвульсии сразу прекратились. Так никогда не бывало: обычно конвульсии постепенно делались слабее и припадок медленно проходил, а тут Коля сразу утих, лежит и не шевелится…

Запели кондак „Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды“. Кто-то из молящихся приподнял брата, приложил к чудотворной иконе Богоматери и, не зная, что он разбит параличом, а считая только за припадочного, поставил его на ноги. Я вскакиваю с колен, кого-то толкаю, спешу поддержать брата – а он поднимает недвижимую до того руку и крестится. Все это произошло в одно мгновение – лишь только болящий приложился к святой иконе. Ничего не понимая, не веря своим глазам, я хочу поддержать его, но он отстраняет мою руку и тихо говорит мне: „Благодари Бога, я исцелен“ – и отходит от святой иконы, чтобы не задерживать молящихся, дать им возможность приложиться…»

Таких свидетельств подобных чудесных деяний помощи и избавления от недугов было множество, и не только перед иконой «Всех скорбящих Радость (с грошиками)», но и перед Тихвинской иконой Богородицы, и все интересующиеся, несомненно, легко найдут материалы о них.

Из книги Между Христом и сатаной автора Кох Курт Е

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Б. Чудеса и исцеления Ветхий Завет изобилует рассказами о Божественном вмешательстве в ход истории и чудотворении. На протяжении всех лет странствования по пустыне Израиль то и дело видел чудеса. Однако в большинстве случаев Моисей становился провозвестником грядущего

Из книги Невидимая битва. Козни бесовские против человека автора Пантелеймон (Ледин) Иеромонах

Чудеса бывшие по молитвам протоиерея Валентина (Мордасова) или от святыни, освященной им. Посмертные чудеса. Я обратился к прихожанам нашего храма с просьбой сообщить случаи исцелений их по молитвам протоиерея Валентина или от святыньки, которую он освящал в храме

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

2. Исцеления, магия и чудеса во времена Нового Завета КЕЕ, Howard Clark, Medicina, milagro у magia en tiempos del Nuevo Testamento. Cordoba, El Almendro, 1992.PINERO, Antonio (ed.), En la frontera de lo imposihle. Magos, medicos у taumaturgos en el Mediterrdneo antiguo en tiempos del Nuevo Testamento. Cordoba, El Almendro, 2001.PILCH, John J., Healing in the New Testament. Insights from Medical and Mediterranean Anthropology. Minneapolis,

Из книги Чудотворные и исцеляющие молитвы и иконы Святой Троицы, Спасителя, Божьей Матери, преподобных святых и угодников автора Михалицын Павел Евгеньевич

Чудеса и исцеления от этой иконы Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы» Это сказание было составлено в 1163–1164 годах, через несколько лет после перенесения иконы из Вышгорода во Владимир, когда был построен Успенский собор и освящена церковь

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

Чудеса и исцеления от этой иконы Памятно жителям города Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от святой чудотворной Ее иконы Озерянской в тяжкие 1833, 1848 и 1871 годы, когда пагубная холера свирепствовала в Харькове и уносила в могилу множество

Из книги Почитание Пресвятой Богородицы автора Михалицын Павел Евгеньевич

Чудеса и исцеления от этой иконы Прежде всего, нельзя не признать чудесным само построение каменного храма, в котором находится чудотворный образ. В 1819 году, вследствие ветхости старого деревянного храма, прихожане с разрешения начальства начали постройку нового,

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам святого страстотерпца Пантелеимона Святой великомученик и целитель Пантеле?имон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так

Из книги автора

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам преподобного Сергия Радонежского Преподобный Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Этот великий угодник Божий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных

Из книги автора

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам преподобного Сергия Радонежского Преподобный Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Этот великий угодник Божий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. в семье благочестивых и знатных бояр

Из книги автора

Чудеса и исцеления по молитвам святителя Афанасия, угодника Божия В XIX в. при мощах святителя Афанасия получила исцеление прибывшая из Москвы княгиня Волконская. Она была убеждена приехать в Лубны троекратным повелением, слышанным ею во сне, и видением обители, стоящей

Из книги автора

Чудеса и исцеления по молитвам преподобного Серафима Саровского Святая Православная Русская Церковь прославляет преподобного Серафима Саровского как чудотворца. В акафисте, ему посвященном, он именуется «избранный чудотворче». И это не только образное выражение, но и

Из книги автора

Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы» Это сказание было составлено в 1163–1164 гг., через несколько лет после перенесения Владимирской иконы из Вышгорода во Владимир, когда был

Из книги автора

Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы «Донская» Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 г. вторглись в русские пределы крымские татары, подошли к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в

Из книги автора

Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы «Озерянская» Памятно жителям Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от чудотворной ее иконы Озерянской в тяжкие 1833, 1848 и 1871 гг., когда пагубная холера свирепствовала в Харькове и уносила в могилу

Среди имен новомучеников и исповедников Российских имя монахини Марии Гатчинской стоит несколько обособленно и по необычности подвига, который она несла, и по обстоятельствам последних двух месяцев ее жизни, проведенных в тюремной больнице, где она и скончалась, будучи уже осужденной…

Родилась Лидия Александровна Лелянова (имя матери Марии до пострига) в 1874 году в Санкт-Петербурге. Леляновы проживали в доме №101 на Забалканском проспекте, неподалеку от Новодевичьего монастыря. Отец Лидии, Александр Иванович Лелянов имел сургучный завод и собственный дом при нем. Родной брат Александра Ивановича – Петр – был владельцем крупного мехового магазина на Большой Морской и принимал деятельное участие в общественной и городской жизни: он несколько лет был гласным Петербургской Думы. Купеческая династия Леляновых была в столице известной, уважаемой и богатой, ибо давно числилась по первой гильдии.

Первые скорби начались для Леляновых, когда умер глава семьи. Тогда Лидии было 3,5 года, а ее сестре Юлии – 1,5. Для Лидии это было лишь началом великих испытаний, которые будут ей посланы Господом. Через тяжкую неизлечимую болезнь она будет призвана Божественным Промыслом к равноангельскому служению Богу и ближнему. Отрешение ее от мира и всецелое предание в руки Божии совершались постепенно.

В шестнадцать лет девушку поразил тяжелый недуг – болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и за границей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Со временем и руки ей отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

В том, что болезнь будущей матери Марии протекала таким образом, видится особое действие Промысла Божиего. Тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводят также к разрушению личности.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м. Марии, протопресвитер Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

С 1912 года раба Божия Лидия полностью потеряла подвижность и вынуждена была лежать все время на спине. Руки и ноги у нее не действовали.

В 1913 году сестры, мать и братья переехали в Гатчину, где жил брат болящей, Владимир Александрович, в дом №41 по улице Багговутовской (ныне ул. К. Маркса), неподалеку от Гатчинского Павловского собора. Именно этому зеленому двухэтажному деревянному дому в центре Гатчины суждено было на два десятилетия стать местом паломничества многочисленных людей, ехавших в Гатчину с одной целью: посетить смиренную страдалицу, чтобы от нее получить и утешение, и духовный совет. Среди посетителей матери Марии были люди всех сословий и положений: простые крестьяне и мещане, бывшие генералы, священнослужители, монашествующие, и даже архиереи.

Но до времени великий дар утешения и молитвы, которым наградил Господь подвижницу, был скрыт от людей. Открытие этого дара совершилось через замечательного священника протоиерея Иоанна Вакуловича Смолина (1867- †1927), служившего в 1920-х годах Гатчине на Покровском подворье Пятогорского женского монастыря.

Добрый пастырь стал духовником монахини Марии. Основой молитвенного союза о. Иоанна и матушки Марии было твердое и безкомпромиссное стояние в православной вере. Духом исповедничества дышат слова пастыря: «Нет, не уступим ни на один шаг врагам веры и Церкви; постоим за истину Христову твердо, даже до крови, как и постояли уже многие, и сохраним во всей целости и чистоте веру апостольскую, веру церковную, веру православную». Эти слова очень точно отражают жертвенный христианский дух, который был присущ многим лучшим представителям Православной Церкви того времени. Несомненно, был он присущ и монахине Марии, которая сподобится принять за Христа страдания, которые приведут к смерти страдалицы.

Ее высокий молитвенный настрой, исключительная добросердечность и сострадательность, в сочетании с даром прозорливости и духовного рассуждения обнаруживали в матушке Марии подлинную угодницу Божию, щедро наделенную дарами Духа Святаго.

Поначалу к болящей приходили лишь знакомые, потом они приводили своих знакомых, и так число посетителей постоянно росло. Как вспоминала дочь протоиерея Иоанна Смолина, «верующий народ стал к ней [матушке Марии] ходить за утешением и добрым советом… К ней стало приезжать и <…> духовенство, ее постригли в монахини и дали имя Мария».

На стенах большой комнаты, которая служила приемной и прилегала к келье м. Марии, можно было увидеть фотографии священномученика митрополита Вениамина Петроградского и митрополита Иосифа (Петровых).

Владыка Иосиф оставил на своей фотографии большую выписку из своего духовного дневника «В объятьях Отчих». Именно по благословению священномученика Вениамина раба Божия Лидия была пострижена в монахини с наречением имени Мария в честь равноапостольной Марии Египетской. Произошло это в год мученической кончины владыки.

Постриг совершил архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский), который в 1922-1924 годах был благочинным монастырей и подворий Петроградской епархии. Постриг проходил торжественно. «Помню, – пишет сестра из кружка при м. Марии Анна Алексеевна Епанчина, – что было много приезжих из Санкт-Петербурга архиереев, священников, диаконов, <…> было очень торжественно, огромный монастырский храм был полон народу».

Ровно десять лет после принятия ангельского чина продолжалось благословенное Господом служение матери Марии. Мать Мария лежала всегда на спине; тела ее не было видно; от шеи она была покрыта, до конца постели, черной мантией. На голове был черный монашеский апостольник. Руками она не владела совершенно, но на мантии ее всегда лежали четки. Многие посещали Матушку…и пользовались ее советами, мудрыми, полными нежной любви к каждому наставлениями.

«Мать Мария пользовалась большой известностью, к ней приходила масса народу, особенно из окружающих деревень», – вспоминает современница. Вдова вице-адмирала Сильман на следствии показала: «Живу я в г. Красногвардейске [Гатчине] 25-26 лет, за это время уже давно слышала, что в городе по ул. К. Маркса [Багговутовской] живет Мария, которая слыла в городе как исцелительница и святая. Нередко проходя по улице, меня останавливали прохожие и священники и спрашивали, где живет святая Мария».11 Таких свидетельств в следственном деле множество. Приходившие приносили деньги и продукты, а сестра матушки Юлия Александровна раздавала их нуждающимся, среди которых были бывшие генералы и их семьи. Таких «бывших людей» (как они именуются в следственном деле) было немало. Постоянными посетителями матушки были генерал Алексей Епанчин, генеральша Екатерина Теляковская, генеральша Ираида Дубровина, вдова адмирала Пац-Помарнацкая и другие.

Почитание м. Марии усиливалось с каждым годом. Ее имя постепенно сделалось известным далеко за пределами Гатчины. Как явствует из материалов следственного дела, фотографии подвижницы «распространялись по всему СССР». Среди верующего народа м. Марию называли не иначе как «святая Мария». Такое именование было укоренившимся и обиходным. Большая комната, примыкавшая к келье монахини Марии и служившая приемной, бывала полна приезжих не только из Петрограда и Москвы, но и из разных концов России. «Посещало м. Марию очень много народу, – показывала на следствии Александра Ивановна Анц, – служились у нее на квартире молебны и бывало духовенство. В городе она пользуется большой известностью и если она помолится, то после все сбывается. Поэтому к ней ходит народ и просят помолиться для того, чтобы исполнилось какое-либо желание». Лишь в последние годы количество посетителей м. Марии уменьшилось, поскольку многие были арестованы, некоторые умерли. Но и тогда к матушке приходило по 5-10 человек в день.

Среди посетителей м. Марии были такие известные личности, как архиепископ Димитрий (Любимов), священномученик протоиерей Викторин Добронравов, священник Алексий Кибардин, м. Варсонофий, служивший в Федоровском соборе Царского Села, архимандит Лев (Егоров), его брат Гурий (будущий митрополит) и другие. Многие из посетителей м. Марии позже примут мученическую кончину. В непоколебимом стоянии за истину Христову и Его Церковь укрепляла этих исповедников и мучеников благодатная страдалица.

Живую картину служения монахини Марии запечатлел в своих воспоминаниях профессор Иван Михайлович Андреевский, побывавший в марте 1927 года у праведницы и получивший от нее духовную помощь. Сила слов и молитвы матери Марии была такова, что посетитель, по его собственному признанию, вышел от нее «другим человеком». Он пожаловался матери Марии на приступы тоски, на что та сказала ему: «Тоска есть крест духовный – посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаиваться, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение – сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов. От мысли этой – в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся…»13 На этих глубоких, безценных словах лежит отпечаток святоотеческой мудрости, глубокого смирения и личного опыта терпения скорбей, приведшего м. Марию ко всецелому покаянию перед Господом и полной покорности Его святой воле.

Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни.

Воспоминания современников м. Марии, собранные в последние годы, говорят о силе молитвы матушки и ее даре прозорливости.

Большое влияние оказала личность м. Марии и на духовную атмосферу Гатчины 1920-х годов. Среди мрака воинствующего безбожия и нравственного растления появляется община девушек, чьи чистые души тянулись ко Господу и стремились выстраивать свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Вокруг матери Марии образуется православное сестричество, занимающееся молитвой, чтением и изучением Священного Писания и помощи ближним. Сестричество это называлось кружком почитания о. Иоанна Кронштадтского. Матушка Мария с самого начала направляла духовную жизнь кружка, определяла необходимость тех или иных дел, которые осуществляли во славу Божию сестры. Со смертью отца Иоанна, последовавшей в январе 1927 года, значение ее руководства еще более возросло. ­Молитвенно поддерживая сестер кружка, мать Мария стала его фактической духовной руководительницей, направляя и ориентируя сестер в сложной обстановке церковной и общественной жизни тех лет, уча их непоколебимой твердости в вопросах веры и благочестия.

После кончины о. Иоанна Смолина духовником матери Марии становится молодой батюшка о. Петр Белавский (1892-1983), служивший в это время в церкви святителя Алексия митрополита Московского в Тайцах. Отец Петр был рукоположен во священника священномучеником митрополитом Вениамином 19 декабря / 1 января 1921 г. Таким образом, и он, и матушка Мария получили благословение на служение у этого святого архиерея. Светлый образ священномученика Вениамина являл им пример стойкости и непреклонности в отстаивании правды Божией, и вместе с тем, – молитвенности, смирения и любви к ближнему.

Матушка Мария подарила служившему у нее в комнате, исповедовавшему и причавшавшему ее о. Петру небольшой складень с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы и св. Георгия Победоносца, который чудом сохранился и прошел вместе с пастырем-исповедником все тюрьмы и ссылки…

Духовное окормление отцом Петром матушки Марии и сестер Иоанновского кружка длилось без малого три года. Осенью 1929 г. он вместе с архиепископом Димитрием (Любимовым) был арестован в своем доме в Тайцах и затем отправлен в Соловки. С заключенным в Соловки о. Петром м. Мария поддерживала переписку. Она диктовала свои письма сестре Юлии. Одно из писем к о. Петру, пришедшее в Соловки, сохранилось. Духом христианской любви и надежды веет от его проникновенных строк. Написано оно в Прощеное воскресенье, 22 февраля 1931 года, то есть за год до ареста страдалицы, и подписано мирским именем монахини Марии - Лидия (для глаз тех, кто будет его просматривать).

Из письма мы узнаем, что и после ареста о. Петра кружок вокруг матери Марии продолжал существовать, а также, что ее физические страдания невероятно усилились, и даже любое прикосновение вызывало сильную боль. «Сестра и птенцы низко кланяются, поздравляют, целуем твою отеческую руку. – Говорится в письме. – Скажу несколько слов о себе. Здоровье сильно ухудшилось; чувствуется болезненность во всем, стала недотрога, но все же Господь милостив ко мне».

Дочь о. Петра Белавского Ксения Петровна свидетельствует, что когда они с матерью Ксенией Васильевной и сестрой Александрой приходили к матери Марии, Ксения Васильевна предупреждала девочек, чтобы они ни в коем случае не сделали неосторожного движения: не толкнули кровать, на которой лежала мать Мария или не задели ее саму, так как любое прикосновение приносило ей тяжкие физические страдания. Это подтвердит и медицинское заключение, сделанное главврачом дома предварительного заключения…

…В изголовье кровати, на которой лежала м. Мария, неизменно находилась икона Спасителя, несущего Свой крест, безмолвно напоминая всем, кто приходил к ней, о необходимости мужественного перенесения всех тягот и скорбей жизни, которое святые называют безкровным мученичеством. Умерщвление своей воли и подчинение ее святой и всесовершенной воле Божией ради служения Богу и ближнему стало для матери Марии ее крестным путем. Видя перед своими духовными очами Господа, мать Мария являла собой пример безропотного крестоношения и самоотвержения, и путем мученичества земного шла к славе небесной.

18 февраля 1932 г. повсеместно прошли массовые аресты монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры закрытого Нежадовского монастыря и сестры Покровского подворья Пятогорского Вохоновского женского монастыря.

А на следующий день, в пятницу 19 февраля арестовали и мать Марию с сестрой Юлией Александровной. В постановлении на арест м. Марии прямо вменялось в вину исповедание веры: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду».

Как вспоминали современники, «мать Марию волокли со второго этажа их дома два чекиста, прямо по полу, несмотря на ее крики от боли, погрузили в грузовую машину и увезли в Ленинград». Можно представить, какие невероятные физические страдания испытывала м. Мария и во время ареста, и во время транспортировки в кузове промерзшего грузовика. Но на этом ее муки не кончатся…

Страдалицу привезли в больницу, которая находилась на Фонтанке и называлась больницей им. 25 октября (бывшая Александровская). На следующий день после ареста в больнице ДПЗ безпомощную монахиню подвергли осмотру. Главным врачом было подписано медицинское освидетельствование тяжелого заболевания м. Марии, в котором говорилось, что больная страдает «ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость и болезнь ее в данном состоянии неизлечима». Здесь же было отмечено, что больная нуждается в постоянном уходе не менее 2-х человек. Кроме того, главврач указал, что больная подлежит переводу в гражданскую больницу или в дом призрения… Но жестокий механизм не дал обратного хода…

Проходила м. Мария по делу «группы монашек Вохоновского, Нежадовского монастырей, Покровского подворья Пятогорского монастыря и Сергиевой пустыни». Монахине Марии было предъявлено обвинение по статье 58/10.

На самом же деле причиной ареста было огромное духовное и общественное значение матушки Марии. Она, как отмечается в уголовном деле, «была настолько популярна, что ее считают даже ясновидящей и предсказательницей… Слава ее святости была большая и далеко за пределами района».

Показания Юлии Александровны Леляновой и жителей Гатчины дали Коллегии ГПУ вполне ясную картину жизни и служения матери Марии, а ее собственные показания, зафиксированные 16 марта 1932 г., подписали ей приговор. Мать Мария заявила следователю, что по религиозным убеждениям она является истинно православной. Кроме того, она сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за соввласть, так как ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет…» На вопрос следователя о том, кто приходил к ней, мать Мария отвечала кратко, что «народ меня посещал, но не в большом количестве. Приходили за советами по разным вопросам». Имен тех людей, кто приходил, м. Мария не назвала, кроме имен нескольких священнослужителей, которые были хорошо известны «органам», и были к тому времени уже отправлены в ссылку …

В обвинительном заключении по делу, подписанном 19 марта 1932 г., говорится: «В условиях обостренной классовой борьбы и ожесточенного сопротивления, оказываемого контр-революционными элементами развитию социалистических форм хозяйства, активную роль играют церковные сектанты, пытаясь всяческими способами противодействовать делу социалистической стройки…» 33. Приговор Коллегии ОГПУ от 22 марта 1932 года гласил: «Лелянову Лидию Александровну лишить права проживания в Московской, Минской, Харьковской, Одесской областях <…>, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничный округах сроком на 3 года, с 22/III-32 г. с прикреплением к избранному месту жительства». Это означало ссылку в глухую провинцию, что было равносильно смертному приговору, потому что этого пути мать Мария выдержать бы не смогла.

Но Господь избавил мученицу от дальнейших страданий. Однажды тем, кто носил передачи для матери Марии было объявлено: «Скончалась в госпитале». По сведениям из архива ЗАГСа смерть последовала 17 апреля 1932 г. Скончалась страдалица в больнице 2-го отделения дома предварительного заключения.

Честные останки блаженной страдалицы были выданы ее невестке. Похоронить тело матери Марии было велено без огласки. Погребение состоялось на Смоленском кладбище неподалеку от часовни Ксении Петербургской.

В 1981 году монахиня Мария Гатчинская была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви причислил м.Марию к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских.

26 марта 2007 г. состоялось обретение святых мощей преподобномученицы, которые были затем торжественно перенесены в Гатчинский Павловскийсобор,где покоятся ныне в резной раке для поклонения.

Собираются свидетельства о новых чудесах преподобномученицы Марии Гатчинской, к святым мощам которой в Гатчину притекают верующие люди со всех концов нашей страны и из-за рубежа, ища утешения и духовного укрепления по молитвам благодатной страдалицы.

19 апреля 2007 года в Павловском соборе г. Гатчины (Санкт-Петербургская епархия) состоялось всенародное прославление великой страдалицы и мученицы за веру Христову в период гонений мученицы Марии Гатчинской. Божественную литургию в этот день совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Мученица Мария Гатчинская (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в СПб в 1874 году. В шестнадцать лет девушку поразил тяжелый недуг - болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и заграницей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами, и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

В том, что болезнь будущей матери Марии протекала необычно, видится особое действие Промысла Божьего. Тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводит также к разрушению личности.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м. Марии, священник Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически. Но обнаружила совершенно необычные не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

В 1913 году семья Лидии переезжает в Гатчину. Здесь в 1922 году страдалица по благославлению священномученика Вениамина Петроградского была пострижена в монашество с именем Мария. Подвиг непрестанной молитвы, терпения скорбей и духовной помощи болящим и страждущим она несла в Гатчине, почему и назовут её Марией Гатчинской.

Ровно десять лет продолжалось благословенное Богом служение матери Марии. Прикованная к постели, она принимала десятки людей, среди которых были крестьяне, ремесленники, «бывшие люди», священники и даже архиереи. Слава её святости уже при жизни распространилась далеко за пределы Гатчины и Петрограда.

Господь ущедрил страдалицу даром любви, прозорливости и чудотворений. В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила в 1932 году м. Мария, есть немало свидетельств об этих благодатных дарах. И те следователи, которые фабриковали обвинение против мученицы, по сути, сам и того не ведая, писали материалы для ее жития...

В 1927 году после выхода Декларации митрополита Сергия, матушка приняла сторону митрополита Иосифа Петроградского, сохраняя при этом верность местоблюстителю священномученику митрополиту Петру (Полянскому).

В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете.

19 февраля 1932 года м. Мария вместе с сестрой были арестованы в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Матери Марии было предъявлено стандартное обвинение, причем в вину ей вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. По воспоминаниям современников, ее тащили со второго этажа дома под руки два чекиста, не обращая внимания на ее крики от боли, после чего бросили в кузов грузовика и увезли в Петроград.

Поместили мученицу в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года ссылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки...

Сразу после мученической кончины м. Марии, ее могилка неподалеку от часовни Ксении блаженной стала местом непрекращающегося паломничества верующих. Здесь служили панихиды, прикладывались к кресту, брали с могилки землю...

В 1981 году м. Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церкви за рубежом. Спустя 25 лет такое прославление произошло и на Родине.

В течение трех лет Гатчинское благочиние СПб епархии собирало и обобщало материалы, связанные с жизнью святой. Написанные в результате этой работы житие м. Марии стало основанием для ее канонизации, которая произошла 17 июля 2006 года.

А 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище СПб были обретены святые мощи мученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор, где они покоятся ныне в благолепной раке и доступны для поклонения верующих, ищущих утешения в скорбях и болезнях, и восклицающих с верой и любовью: «Преподобномученице мати Марие, моли Бога о нас!».

Святая преподобномученица Мария Гатчинская

1874 - 1932

Схимонахиня Мария (в миру - Лидия Лелянова) родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге.

… Детство будущей праведницы (в миру Лидии Александровны Леляновой) прошло в Петербурге и, что символично, неподалеку от Новодевичьего монастыря, рядом с новой приходской Преображенской церковью. В доме N 101 на Забалканском проспекте в 1874 году и появилась на свет Божий малышка Лидочка. Отец девочки, купец первой гильдии Александр Иванович Лелянов, был владельцем сургучного завода и собственного дома при нем, а дядя Петр Иванович содержал престижный меховой магазин на Большой Морской и принимал деятельное участие в общественной городской жизни: он несколько лет был гласным Петербургской Думы.

В семье Лиды из уважаемой в столице династии гордились будущими продолжателями славных традиций, братьями Владимиром и Александром (судебным чиновником, дослужившимся до чина статского советника), и не могли налюбоваться на младшенькую Юлю, впоследствии ставшую учительницей рукоделия (она пережила свою сестру и скончалась в начале 1950-х годов на квартире протоиерея Петра Белавского, настоятеля Гатчинского собора).

Жизнь казалась безмятежной и радостной, как на дореволюционной Пасхальной открытке, пока в эту идиллию бесцеремонно не вторглось горе. В северной столице Лида окончила женскую гимназию, но прийти на выпускные экзамены самостоятельно не смогла, прилежную ученицу привезли из дома… в инвалидной коляске: в начале 1890-х годов девушку поразила коварная болезнь - энцефалит, причем, в очень тяжелой форме. Казалось, все мечты юной Лиды рухнули в мгновение ока. Старания российских врачей, консультации медицинских "светил" в Европе - все оказалось тщетно. За одной напастью последовала другая - неизлечимая болезнь Паркинсона. В течение десятилетий недуг прочно расставлял сети-щупальца, не отпуская свою пленницу ни на секунду...

В 1909 году, когда близкие уже оставили всякую надежду на чудесное выздоровление, 35-летнюю мученицу перевезли в Гатчину к старшему брату Владимиру. Здесь, в двухэтажном доме на углу Багговутовской улицы (ныне Карла Маркса), 41 и Соборной, 21, в самом центре Гатчины, неподалеку от Павловского собора, Лелянов содержал Елизаветинскую аптеку (сейчас на месте деревянного здания, исчезнувшего с лица земли, находится газетный киоск и неприметные кирпичные малоэтажки). По описанию современников, Владимир Александрович - "слабенький, маленький благообразный старичок" - самоотверженно ухаживал за страдалицей вместе с сестрой Юлией.

В 1912 году изможденную больную полностью парализовало. Все тело словно окаменело: казалось, кто-то опутал его невидимыми оковами, тяжелыми, как свинец, и надел на застывшее лицо восковую маску. Говорить было мучительно сложно: каждое слово давалось с неимоверным трудом. Монотонная медленная речь напоминала режущий душу звук на поцарапанной грампластинке. Прогнозы медиков были неутешительными: болезнь Паркинсона должна привести к резким изменениям психики. Раздражительность, навязчивые идеи, эгоцентризм, и в итоге полное разрушение личности и слабоумие, по мнению специалистов, - неминуемый исход, а, следовательно, верный путь страдалицы в психиатрическую больницу.

Но, к изумлению скептиков, матушка безропотно несла свой тяжкий крест, поражая всех своей необыкновенной кротостью, смирением, покорностью, сосредоточенностью. Углубленная в постоянную молитву, праведница без малейшего ропота переносила лишения, выпавшие на ее долю. Словно в награду за нечеловеческое терпение Гатчинская подвижница получила редкий дар утешения душевной тоски, уныния, печали и скорби.

Долгое время о недужной знал лишь узкий круг знакомых семьи Леляновых. Но постепенно вокруг матушки сплотилась настоящая духовная семья. По воспоминаниям Ольги Эдуардовны Вейерт, уроженки Гатчины и духовной дочери матери Марии, в 1921 году был организован молитвенный кружок почитания, названный в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Организатором и руководителем этого православного сестричества выступил священник Покровского собора протоиерей Иоанн Смолин, ласково называвший матушку "многострадальной, многосострадательной и любвеобильной".

В первой половине 1922 года Лидия была пострижена в монахини с именем Мария на Покровском подворье архимандритом Макарием по благословению будущего Новомученика Митрополита Вениамина. Келья матушки напоминала церквушку: множество икон, огоньки лампадок, мерцание золотых окладов, аромат воска… В этой уютной комнатке постоянно собирались для молитвы, чтения святых отцов и духовных бесед сестры. В основном, это были гатчинские девушки из благочестивых семей, считавшие своей спасительной целью жить по монашеским обетам и помогать матушке принимать посетителей. Среди постоянных гостей были гатчинцы из "бывших" - генерал Алексей Алексеевич Епанчин и его дочь Надежда (монахиня закрытого Нежадовского монастыря), супруга генерала Екатерина Ивановна Теляковская, жена адмирала Пац-Помарнацкая, монахини из местного Покровского подворья Пятогорского монастыря…

За наставлением и умиротворением к Божией избраннице приезжали паломники из Петрограда, Москвы, из самых отдаленных уголков необъятной России. В доме Марии с утра до поздней ночи ожидал приема народ, изнемогавший под тяжестью скорбей революционной эпохи, богомольцы самого разного возраста, положения и образования: от неграмотных прачек до университетских профессоров, от приходских батюшек до архиереев. Многочисленные дарственные фотографии на стенах приемной от благодарных посетителей стали своеобразной летописью жизни Гатчинской праведницы: вот памятный снимок убиенного митрополита Иосифа с трогательным посвящением матушке - цитатой из духовного дневника "В объятиях Отчих", рядом - фото митрополита Вениамина с надписью "Глубокочтимой страдалице, матушке Марии, утешившей среди многих скорбящих и меня грешного"…

По молитвам праведницы излечился от тлеющей в душе тоски священник Петр Белавский, исповедавший и причащавший хворую матушку на дому. Многие гатчинцы до сих пор хранят в памяти образ этого седовласого старца, восстановившего после войны Павловский собор, служившего в Мариенбургской церкви, где он и был похоронен в 1983 году… Во время гонений батюшка всегда и везде - и в тюрьмах, и в ссылках - хранил бесценный подарок своей духовной дочери, небольшой трехстворчатый складень с изображением Спасителя, Божией Матери и святого великомученика Георгия Победоносца.

По свидетельствам очевидцев, от праведницы все выходили окрыленные, с просветленными лицами. Подвиг монахини, превозмогавшей невыносимую боль, был примером для подражания, укреплял в вере, давал надежду тем, кто задыхался от отчаяния и захлебывался горем в залитой кровью России. Народ стремился к Марии, словно к неугасаемой свече, согревающей израненные сердца.

Матушка не только могла успокоить и дать спасительный совет, но и была прозорливой. Это духовное зрение было дано великой молитвеннице свыше.

В лихую годину монахиня стала нестоящим столпом непоколебимой твердой веры, до конца отстаивая правду. Когда среди большей части духовенства возник протест против Декларации митрополита Сергия, в которой многие увидели признаки недопустимого компромисса и порабощения свободы Церкви, Мария оказалась на стороне сподвижников митрополита Петроградского Иосифа. Окормлявший ее (после смерти в начале 1927 года протоиерея Иоанна Смолина) отец Петр Белавский и многие священники, миряне, монашествующие и иерархи также не согласились с декларацией, вместе с тем сохраняя верность митрополиту Петру, которого считали своим законным правящим архиереем. В феврале 1932 года матушку в ходе акции по "изъятию монашек и монахов", которую ОГПУ проводило тогда по всей стране, арестовали. 22 марта чекисты вынесли приговор: "Лишить права проживания на три года (в центральных и пограничных областях - в 17-ти городах) с прикреплением к избранному месту жительства", что означало высылку в глухую провинцию.

Власти панически, до судорог, боялись "святоши", осудив ее, несмотря на смертельный недуг и физическую беспомощность. По состоянию здоровья Марию перевели из тюрьмы в больницу на Фонтанке (бывшую Александровскую). Тюремные врачи поставили калеке свой диагноз: "страдает ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем состоянии на спине на протяжении всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость, и болезнь ее в данном состоянии неизлечима". На основании этого медицинского заключения в больнице имени 25-го октября монахиню подвергли мучительным пыткам: подрезали сухожилия…. После этих чудовищных операций-опытов 5 апреля 1932 года матушка покинула бренный мир (по промыслу Божию, мученическая кончина праведницы совпала с днем ее мирского ангела Лидии). Сестре матушки - Юлии - дали три года концлагеря. Различные сроки ссылки и лагеря получили и монахини из Покровского подворья, почитавшие матушку…

Тело страдалицы выдали двоюродной сестре для погребения на Смоленском кладбище, строжайше запретив предавать место захоронения широкой огласке. Но весть о том, где находится могилка праведной Марии Гатчинской, быстро разнеслась по городу и окрестностям. Свято место стали навещать паломники. Православные брали с собой горстки землицы "от матушки", маслице из неугасимой лампады, огарки свечей - дорогие православной душе святыньки…

Мария Гатчинская была канонизирована Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, а в 2006 году Священный Синод Русской Православной Церкви прославил ее в лике Новомучеников и Исповедников российских.

Утром 26 марта 2007 года могила схимонахини, похороненной на старейшем погосте северной столицы в 1932 году, была вскрыта после молебна, совершенного епископом Петергофским Маркеллом и клириками. В могиле, кроме мощей, были обнаружены части монашеской мантии, кожаный монашеский пояс, параманный крест, перламутровый крест от четок и нательный металлический крест. Экспертов поразила сохранность мощей, в частности, честной главы новомученицы и пальцев рук. «Мы думали, - признавались они, - что найдем только прах земной».

Утром 30 марта мощи были перенесены из Воскресенского Новодевичьего монастыря в Павловский собор г. Гатчины на постоянное местопребывание.

Знаменательно, что перенос мощей св. матушки Марии в Гатчину произошел в день памяти ее духовного отца - прот. Петра Белавского, который также много пострадал от советской власти.

19 апреля 2007 года состоялось всенародное прославление преподобномученицы Марии Гатчинской.

АКАФИСТ


Кондак 1

Избранней Предвечным Господом и Возлюбленной Богоматерию, преславней и пречудней невесте и страстотерпице Христовой, наставнице, защитнице, утешительнице благодатней и небесной покровительнице нашей, благодарственная восписуем ти, молитвенницы твои, святая и всехвальная мати наша Марие. Ты же, яко имуще дерзновение ко Господу, от всяких бед, зол и болезней свобождай нас, с любовию, радостию и надеждою тебе ныне зовущих:

Икос 1


Ангелов и человеков Творец Всемудрый Господь Наш, дарова тя, блаженная мати наша Марие, яко многоценное сокровище, людем российским, во дни великия смуты и мятежа братоубийственнаго, да видяще равноангельное житие твое и выну текущий источник исцеляющей благодати, не погибнут до конца во гресех своих и обратятся в покаянии к Создателю своему, тебе же благодарственно воспоют похвальную песнь сице:

Радуйся, голубице, под кровом Всевышняго вогнездившаяся;
Радуйся, с мудрыми девами в брачный чертог радостно возшедшая;
Радуйся, звездо, во мраце безбожия светло возсиявшая;
Радуйся, житием твоим Солнце Правды, Христа проповедавшая;
Радуйся, страдания Его ради добропобедно претерпевшая;
Радуйся, венец нетленный от Подвигоположника приимшая;
Радуйся, достойныя плоды покаяния приносити нас научающая;
Радуйся, печали наша в умиленной радости растворяющая;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондак 2


Видя Господь благое сердца твоего изволение, яко издетска послужити Ему восхотела еси, призва тя на тесный и прискорбный путь подвиг многотрудных, к Царствию Небесному ведущий: Ты же всем сердцем, всею душею и всею крепостию твоею Бога возлюбивши непрестанно взывала еси: Аллилуиа.

Икос 2


Рaзумом богопросвещeнным в познaнии истины Евангелия Христова преуспевaла еси от утра жизни твоея, достоблажeнная мати, мудростию духовною обогащaяся, исполняяся крепости божеcтвенныя, в добродетелех христианских невозврaтно душу твою утверждая. Темже мы, покланяющеся милоcердному Богу, такова дивна сокровища тебе даровaвшему, во умилeнии глаголем ти:

Радуйся, добраго корене отрасле благородная;
Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная;
Рaдуйся, плaменем божеcтвенныя любве от юности возжжeнная;
Рaдуйся, многими добродетельми от млaдости украшeнная;
Радуйся, светом твоим нашу тьму греховную разгоняющая;
Радуйся, теплотою любви твоея наша хладная сердца согревающая;
Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающая;
Радуйся, сладостию молитв твоих скорби наша растворяющая;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице
Христова и наставнице богомудрая!



Кондaк 3


Силе духовней, от тебе исходящей, дивляхуся людие, наставницу добрую и милосeрдную утешительницу в тебя обретше: любовию твоeю согревaеми, к тебе благодарeнием простирaхуся, рaдостию воспевaюще Богу: Аллилуиа.

Икос 3


Имела еси едино попечение, святая мати, да спасеши душу твою и представиши ю Христу. Благий же и Человеколюбец Господь, видев таковое твое произволение, призывает тя быти наставницей людей страждущих и в вере колеблемых, наставницей благой и утешительницей богомудрой, и безбоязненной проповедницею слова Божия в годину смут и гонений. Мы же тебе, яко верной служительнице Господней, вопием:

Радуйтеся, плач пред Богом и умиление блаженное обретшая;
Радуйтеся, смирением своим высокая, нищетою же богатая явившая;

Радуйся, правду, мир и радость о Дусе Святе стяжавшая;
Радуйся, милосердием и любовию к ближним своим исполненная;
Радуйся, сердца наша благодатию Божиею, тебе данною, очищающая;

Радуйся, очи наши духовныя к зрению Бога изощряющая.
Радуйся, к терпению бед, лишений и скорбей нас воодушевляющая; Радуйся, в пренесении испытаний и гонений нас укрепляющая;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондaк 4


Буря беззаконий поколеба держaву российскую в годину испытaний лютых: злоба и уныние, скорбь и рыдания исполниша многострадaльное отeчество нaше. Тобою же, святая мати, и тебе единонрaвными, церковь русская враты адовыми не одолена сохранися. Людие же, видяще непоколебиму веру твою, и светильник твой присно горящ, наставлениями твоими укрепляемы, с надеждою воспевaху Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша людие града Гатчины боговдохновенныя поучения твоя, богоносная мати, к покаянию и исправлению жительства своего устремившеся, от грехов и страстей отвращающеся, в разум истинный прихождаху, отчаяния и скорби своя верою и надеждою на Милосердие Божие досточудно побеждаху; и твоею учительною беседою назидающеся, образом же жития твоего умиляющеся, глаголаху:

Радуйся, в помрачении страстей пребывающих просветительнице;
Радуйся, в суете и самозабвении жительствующих вразумительнице;
Радуйся, в недоумении и заблуждении сущих руководительнице;
Радуйся, добре жити начинающих управительнице;
Радуйся, малодушием и унынием колеблемых укрепительнице;
Радуйся, в небрежении спящих возбудительнице;
Радуйся, бодрости и трезвения предобрая учительнице;
Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондак 5

Боготечную звезду зрим тя, угоднице Божия, тя бо, восприимшую великия страдания, прослави убо тя Господь, яко сбышаша на тебе словеса апостольския «сила Божия в немощи совершается», ты бо благодать Духа Всесвятаго восприяла еси и Его дарами ближним твоим с любовию послужила еси, в вере, надежде и любви богомудро их утверждая. Мы же, вся сия ныне поимнающе, взираем ныне с любовию на честный образ твой, приклоняем колена, со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша тя, угоднице Божия, ближния и други твоя, яко воистинну сосуд избранный Божия благодати, егда богомудрым святителем Вениамина наставляема, чин ангельский восприяв, подвигов твоих богоугодных не оставила еси, святая Марие, но многообразными деяньми плоть твою усмиряя, в молитвах за церковь и отечество и трудех преуспевала еси. Мы же таковым подвигом твоим дивящеся, не престанем славити тя:

Радуйся, монашеского жития истинный ревнительнице;
Радуйся, иноческих обетов пламенный исполнительнице;
Радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергавшая;
Радуйся, любовию твоею вся покрывавщая;
Радуйся, яко тобою ум наш в Богомыслии научается;
Радуйся, яко тобою мрак неведения прогоняется;
Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающая;
Радуйся, заповеди Евангельския исполняти нас подвизающая;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондак 6

Проповедницею быв житием твоим евангельских добродетелей, мати блаженная, плоть твою постом и молитвою поработила еси, своими великима подвигами всезлобнаго врага посрамила еси, и ко свету Христовой истины многия люди града Гатчины привела еси, поучая непрестанно молитися друг за друга и выну благодарити и славословити Милосерднаго Господа нашего, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия немеркнущий свет Богопознания, в боголюбивой душе твоей, святая мати Марие, вознесе тя на высоту духовнаго совершенства, яко на некий таемный Фавор, отонюдуже и наша затемненным души твоим молитвенным пред Господем предстательством просвети, во еже глаголати тебе сия похвалы:

Радуйся, исполнение заветов пастыря кронштадтского явившая;
Радуйся, многих святых добродетели в себе совокупившая;
Радуйся, яко солнце, в Царствии небесном сияющая;
Радуйся, в радости Творца благодарити нас побуждающая;
Радуйся, безвестная и тайная премудрости Божия нам открывающая;
Радуйся, благия мысли и чувства в недоумении нам сущим внушающая;
Радуйся, святыя желания и намерения ко спасению нашему в сердца нам влагающая;
Радуйся, от всея души и сердца возносимая к вам прошения наша исполняющая;
Радуйся, во всех нуждах, бедах и обстояниих нам помогающая.
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондак 7

Хотящих восхвалити подвигов трудов твоих и чудная деяния, вразуми нас, святая мати наша Марие, недоумеем бо изрещи достойныя тебе хвалы. Обаче во всех трудех и подвизех благодать Божию в тебе видяще, воспеваем о тебе Христу Богу: Аллилуиа.



Икос 7

Новую тя исповедницу и мученицу Христову, на небесех и на земли Всеблагим Господем Нашим прославленную, позна многострадaльная Россия, рaнами безчисленными изъязвлeнная, кровию мученическою обильно напоeнная, увенчaнная слaвою множества святых мужей и жен своих. Почитaюще тя, богоблаженнная Марие, яко единую от сих достойнейших и слaвнейших дщерей российских, пение хвалeбное приносим ти сице:

Радуйся, в неизреченной славе Творца миров созерцающая;
Радуйся, со всеми ангелы и святыми хвалу Ему воспевающая;
Радуйся, милосердие Бога-Отца к нам приклоняющая;
Радуйся, о вечнем спасении нашем Христа - Спасителя умоляющая;
Радуйся, плоды (дары) Духа Святаго стяжати нам помогающая;
Радуйся, свято и праведно Всесвятую Богородицу почитати научающая;
Радуйся, кающимся слезы утешительныя низпосылающая;
Радуйся, пламень злобный струями любве твоея угошающая;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондак 8

Странницу и пришелицу помышляла еси в себе быти в мире сем, преблаженная мати Марие; темже грядущаго града Иерусалима Небеснаго взыскуя, вся помышления твоя к небеси непрестанно возносила еси, и яко в тимпане, во умерщвленнем телеси, сладце воспевала еси победную песнь Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 8


Всю себе воли Господни предaв, страдания Его рaди за чeсть почитaла еси, досточудная мати, егда нечестивии, видя плоды просвещения духовнаго, взращенныя тобою, взяша тя купно со сродники твоима и в темницу ввергоша; ты бо узах суще, от гонителей веры Христовой оскорбления, надругания, заушение и лютыя биения незлобливе прияла еси, молящее Всеблагаго Спасителя о даровании ти в муках терпения и во страдания – укрепления. Мы же, покланяющеся мужеству и долготерпению твоему, хваления приносим ти таковaя:

Радуйся, последовательнице верная Распятаго Учителя;
Радуйся, споспешнице всеусердная ада Разрушителя;
Радуйся, страстотерпице, Христа безстрaшно исповедавшая;
Радуйся, боязни и стрaха человеческаго не ведавшая;
Радуйся, крилами богомыслия сети вражия сокрушившая;
Радуйся, злобные умышления того доброславно посрамившая;
Радуйся, прощати и благословляти ближних нас научающая;
Радуйся, в кротости и смирении нас укрепляющая;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондак 9

Всякия болезни душевныя и телесныя, всякия беды нужды плоти и духа нашего избави нас, всехвальная Марие, да веру твою в Подателя жизни вечныя видевше, в вере нашей да укрепимся невозбранно и дерзновенно с тобою пети крепость дающему Богу: Аллилуия!



Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию воспети страдания твоя за Христа, святая преподобная мати наша Марие, яко в темнице заточенная, угоднице Божия, николиже возроптала еси, поминающе глаголы Господни: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Мы же, сии глаголы почитающе, поем:

Радуйся, врeменныя жизни покой, прaвды Божия рaди презревшая.
Радуйся, за Христа узы и темницу всерадостно приявшая.
Радуйся, истинную рaдость во страдaниих о Господе обретaвшая;
Радуйся, сими страдании в подвизе Христовы любве возрастaвшая.
Радуйся, враги твоя в незлобии евангельском простившая.
Радуйся, образ терпения и себе отречения добльственне явившая.
Радуйся, тихий свет любве на всех обильно изливaвшая;
Радуйся, множество людeй окрест себе спасaвшая.
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондaк 10


Спаcти хотя душу свою, Богомудрая Марие, смирeние крестное вкупе со иными добродетельми в дaр Господу принeсла еси, уничижaющым, мучащим и гонящым тя николиже противляяся; пристaнище последнее земнaго жития твоего в мрачней лечебнице темничней обрела еси, идеже ты вслед апостолу помышляла еси «аще бо живем, Господеви живем, аще бо умираем, Господеви умираем» (Рим. 14:8); благодатию Христовой вспомошествуема путь страданий добропобедно прошла еси, неустанно воспевая всечастно укреплявшему тя Господу: Аллилуиа

Икос 10


Стену необориму стяжала еси благодать Господню, блаженная мати Марие, защищaюшую тя от враг невидимых, не могущих души твоея погубити: достойна бо тоя благодати явилася еси богоугодными труды твоими и умилeнными молитвами и велиим упованием на Распятаго Спасителя, веровала бо еси несомненно, яко смерть тела не есть конец, что Сам Христос есть путь в святыне веры и в лице Своем - истина, и в таинствах благодатных, и в существе своем - жизнь безконечная. Мы же, неизреченное величие любви твоея к Богу воспеваем и велией вере твоей подражати желая, таковыя похвалы смиренне приносим ти:

Радуйся, во испытаниях своих веру крепку, яко Авраам, явившая;
Радуйся, в злостраданиях терпение твердое, яко Иов, показавшая;
Радуйся, не суетному унынию, но Божьему благоволению себе предавшая;
Радуйся, Христу Богу в кротости и смирении подражавшая;
Радуйся, во гласе пения ангельскаго на небо душею твоею воспарившая;
Радуйся, мученический полк и праведных лики на небесех возвеселившая;
Радуйся, с девствующими, яко девственница возвеличенная;
Радуйся, венцем нетленным от руки Христовы увенчанная;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондак 11


Пение хвалебное приносим тебе, богоносная мати наша Марие, и с любовию припадающе ко изображению честнаго лика твоего, восхваляем ангелоподобное житие твое и мученическую кончину. Ты же, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, не престай моляся о нас, ублажающих тя, купно со всеми новомучениками и исповедниками российскими, да сподобимся небеснаго селения достигнути и гласом радования воспети Богу ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 11


Свет Христов, просвещаяй и освящаяй всяческая, озари душу твою, cстрастотерпице богомудрая, темже и по кончине твоей честныя мощи и иконныя подобия лика твоего неоскудно источают исцеления, утешение и радость всем болящим, скорбящим и унылым, подвизая оных подражати тебе во исповедании, терпении, мужестве и крепцей любви ко Христу, еюже пламенея, дивный образ терпения в злостраданиих явила еси и нас научаеши воспевати тебе тако:

Радуйся, телеса наша прикосновением к раце мощей твоих врачуеши;
Радуйся, души наши молитвами твоими к райскому блаженству возводиши;
Радуйся, любити Бога и творити волю Его нас наставляющая;
Радуйся, от заблуждений духовных нас свобождающая;
Радуйся, всех молящихся тебе под покров Всевышняго приводящая;
Радуйся, из пучин отчаяния к свету надежды нас возводящая;
Радуйся, от закваски фарисейской нас ограждающая;
Радуйся, от праздности и слабости духа исцеляющая;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондaк 12

Благодати обитaющей в тебе дивящеся, величaем тя, преподобная мати нaша Марие: веруем, яко дела Божия на земли совершив, и страдания велия претерпев, ныне с Господем во обителех Его почивaеши, призирaя на нaс с высоты небеcныя, и приклоняя к нaм вышнее милоcердие. На твое заступлeние надеющеся, и на благодaтную помощь твою уповaюще, поeм Дивному во Святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя крепкия подвиги, почитаем страдания твоя, хвалим долготерпение твое, ублажаем твою кончину, прославляем твое, в женстем естестве показавшееся непобедимое мужество, имже на земли и на небеси прославилася еси, святая преподобномученице Марие, и твоих ради победоносных подвигов и страданий похвальная восписуем ти и просим тя, мати святая, укрепи в житии добродетельнем и научи нас, да возможем святому твоему житию подражатели быти и благодарственно восхвалим тя сице:

Радуйся, тяжкия и неисцельныя болезни телес наших исцеляющая;
Радуйся, внутренний мрак душ наших светом Христовым озаряющая;
Радуйся, пламень молитвы в сердцах наших возжигающая;
Радуйся, подлинной любви христианской всех научающая;
Радуйся, друг друга тяготы носити нас наставляющая;
Радуйся, к небесам умы и сердца наши обращающая;
Радуйся, от вражды друг к другу христиан исцеляющая;
Радуйся, радостию духовней души наши наполняющая;
Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!



Кондaк 13

О, всехвальная святая преподобномученице Марие. Нынешнее наше моление приемши, от всякия болезни, напасти, клеветы человеческия и от враг видимых и невидимых нас избави, да тихое и мирное житие поживше во юдоли земной, блаженство райское на небеси наследим и купно с тобою сподобимся Святых Святейшему Слову выну воспевати песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы к преподобномученице Марии Гатчинской

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О святая преподобная мати Марие, молитвеннице за весь род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!
Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.
О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


МОЛИТВА ВТОРАЯ

О достоблаженная старице наша, преподобная мати Марие, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ТРЕТЬЯ

О, святая преподобная мати Марие! Подвигом добрым подвизалася на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал Господь всем любящим Его. Темже предстояще пред образом твом честным, радуемся о преславнем скончании земнаго жития твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще дивного во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, гл. 4

Агница Твоя, Иисусе, Мария,/ утешение рабом Твоим в годину лютую явися,/ крепость веры и благочестия показавши,/ мучения претерпе от богоборцев.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, гл. 4

Страдалице и благовестнице пречудная,/ молитвеннице за всех скорбящих и страждущих,/ преподобномученице Мати Марие,/ молися Господу Богу со всеми новомучениками Российскими// спасение нам даровати и велию милость.

Loading...Loading...