Можно ли акафист читать лежа. Можно ли читать Библию, акафисты и молитвы сидя

Количество записей: 775

Олег

Олег, само слово "акафист" обозначает песнопение, которое совершают стоя. Если уж трудно стоя, то хотя бы – на коленях. Сидя читать акафист как-то уж совсем неприлично. Хотя, когда нам будет лет по сто, Господь, думаю, глядя на нашу дряхлую немощь, простит и это – лишь бы молились.

игумен Никон (Головко)

Слава Богу за все! Грешный и окаянный, мечусь в жизни от своих поступков и мыслей. Пытаюсь выполнять Богородичное Правило. Можно ли читать после него пятичисленные молитвы без благословения духовника или священника, или как его получить? Спаси Вас Господи!

Борис

Борис, без благословения духовника нельзя налагать на себя исполнение молитвенного правила, кроме совершения утренних и вечерних молитв. Попросить благословения можно на исповеди в храме, и лучше у священника, который Вас уже знает. Там же надо искать помощи Божией, чтобы не "метаться от поступков и мыслей". Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! У нас сложная ситуация сложилась - у мужа рухнул бизнес, партнеры отвернулись, контракты сорвались. Он постоянно пытается наладить контакты, наладить свое дело, но как отрезано. Никаких источников дохода нет. Сердце сжимается смотреть на него! У меня - проблема устроиться на работу, хоть у меня и 2 высших образования, внешность хорошая. Уйму резюме отослала, одни отказы, не пойму, почему. Мы в отчаянии. Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Кому молиться? Что читать? Заранее спасибо за ответ!

Дарья

Дарья, ну, что же Вы обратились к молитве, когда стало плохо? Ведь мы должны молиться постоянно. Да и потом, искушения бывают и у очень верующих людей, людей, которые и молятся постоянно – такова уж жизнь, таков наш мир. Но через искушения мы познаем волю Божию, а замаливать Бога, чтобы поскорее Он дал нам обратно то, что у нас пропало, неправильно. Настоящие христиане понимают, что жизнь с Богом совсем не обязательно должна быть такой, что у тебя все будет, даже напротив! Посмотрите, каков был Спаситель во время Своей земной жизни? По сути – бедный человек, не имеющий ничего, вплоть до полной нищеты. А Его ученики? Такие же. Бедные рыбаки, очень простые и незнатные люди. А те христиане, что во все века потом шли за Христом – не раздавали ли они сознательно все свое имение? Не жили ли сознательно в нищете, ясно понимая, что настоящая жизнь ждет их впереди, за пределами этой земной жизни?! Да, именно так они и жили. Жить с Богом, Дарья, это не просто, это большой труд и терпение. Поэтому и Вы старайтесь молиться Богу не только, когда Он посещает Вас скорбью, чтобы Вы еще и еще разок задумались о бренности этой жизни, но и на всякий день и час. Не забывайте Его в молитве, не забывайте Пресвятую Богородицу, святителя Николая и всех тех святых, которых Вы особенно любите и почитаете, которые уже не раз помогали Вам. И да подаст Вам Бог все, что нужно для жизни: будет ли это богатство – пусть будет так, будет ли это скудость – и это понесем с благодарностью, так как дается это нам на благо. Господь не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и умер праведником. И потому часто бывает так, что Он избавляет нас от всего вредного для наших душ, всего того, что мы стяжали и к чему прилепились в той жизни, когда мы жили без Него, словно говоря нам: "Если уж ты просишь меня в своих молитвах, чтобы Я спас тебя, то терпи, Я буду спасать тебя!" Смиритесь с промыслом Божиим и ищите спасения своей души, а все нужное для жизни у Вас будет.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Переехала в другой город и решила начать новую жизнь, но обстоятельства сильнее? и ничего не получается. Хожу в церковь постоянно, благодарю и прошу о помощи, но все идет наперекосяк. Стоит ли бороться, или нужно смириться и успокоиться? Просто, когда я начала все это, мне казалось, что Господь на моей стороне, а сейчас мне кажется, что все отвернулись от меня. У меня часто случаются срывы и приступы гнева, и я прошу об одном: дать мне силы принять все происходящее, но не могу. Я ничего плохого никому не делала, по крайней мере, специально, научилась прощать завистников, и тех, кто причинял мне боль, но жизнь никак не складывается. Мне скоро 23 года, а я ни с кем даже не встречалась, и уже совсем отчаялась обрести свое женское счастье. Как быть, если не могу с этим смириться и все равно надеюсь на хорошее?

Екатерина

Екатерина, к хорошему нужно стремиться. Руки опускать нельзя, нельзя отчаиваться. Бог испытывает Вас, проверяет Ваше терпение, Вашу решимость. Святые отцы говорят: надо немного пождать пока Бог все устроит, не надо торопить Его. Бывает, мы бьемся, бьемся, - и ничего, а как только мы смиряемся, оно само идет к нам, и еще лучше, чем мы ожидали. Вы требуете от Бога - но так нельзя. Мы молимся, просим, и ждем, и надеемся. Бог нам дает в жизни то, что нам полезно, если это нам во вред - не дает нам. Читайте молитву оптинских старцев - она очень хорошая. Вы смиритесь, успокойтесь, но молитву не оставляйте. Как сказано в Евангелии, "просите, и получите, стучите, и отворят вам". Екатерина, я думаю, Бог вас услышит – даст Вам женское счастье. Пошлет Вам жениха, даст возможность обрести семью. Главное - верить, что в свое время все будет, а я думаю - обязательно будет!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли читать молитвы утренние и вечерние, сидя за столом или на коленях, опершись о кровать? Обязательно нужно стоя?

Наталия

Наталия, Можно, конечно. Если Вы устали, плохо себя чувствуете, но не оставляете молитвы, Господь сугубо воздаст Вам. Укрепи Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Недавно скачал в свой смартфон молитвослов с утренним и вечерним правилами - очень удобный интерфейс, автоматическое переключение правил в зависимости от времени суток. Нет ли чего-то предосудительного в чтении молитв с экрана телефона?

Дмитрий

Дмитрий, никакой разницы нет, читаете ли Вы с листа, или с экрана. Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый вечер. У меня маленький ребенок (2 годика), за последний год с небольшим мы были в больнице на стационаре 10 раз, в настоящее время малыш находится в реанимации. Я не могу сказать, что мой ребенок болезненный, но через каждый месяц мы заболеваем так, что без больницы не можем обойтись. Реакция на прививку, хирургическое вмешательство, невыясненные приступы - вот наши диагнозы. Чувствую, что все дело не в состоянии его здоровья. Ребенок крещеный. У меня впечатление, что его или сглазили, или прокляли, или еще что-то подобное... Я заказывала сорокоуст о здравии в трех церквях, ходили к иконе Пантелеймона Целителя в нашей церкви, сейчас опять заказала сорокоуст о здравии. Хочу спросить - что можно сделать, чтобы защитить моего малыша от каких либо козней людских извне? От зависти, от ненависти? И еще. Дело в том, что ребенок рожден вне брака, его отец женат на другой женщине и он изначально не хотел рождения моего малыша. Было много проклятий в мой адрес и в адрес ребенка. Прошу помощи и совета от Вас.

Оксана

Дорогая Оксана, причину нездоровья Вашего ребенка заочно я не могу определить, но могу посоветовать, кроме обязательного врачебного лечения, регулярное причащение Святых Христовых Таин, совместную ежедневную молитву вместе с ребенком, ежедневное натощак употребление святой воды и просфоры. Заказывать сорокоусты, конечно, хорошо, но намного важнее Ваша личная молитва и приучение к молитве ребенка. Что же до сглаза и прочего, то просто выкиньте это из головы, демоны верующему человеку не могут причинить вреда, а уж один человек другому вообще подобного вреда не может нанести. Все это суеверие!

протоиерей Андрей Ефанов

Скажите, пожалуйста, как правильно надо читать молитвы, если я к утренним и вечерним хочу добавить молитву к Господу Иисусу Христу, Феодоровской Божьей Матери, Богородице "Семистрельной", Матроне, Петру и Февронии и каноны и акафисты. В какой последовательности должны проходить молитвы, и перед утренними и вечерними или после?

Дарья

Дарья, утром сперва всегда читаются утренние молитвы, потом по иерархии: молитвы, каноны, акафисты и т. д. Спасителю, потом Божией Матери, потом святым в таком порядке: великомученикам, мученикам, преподобным, блаженным, праведным). В вашем случае - сначала Петру и Февронии, потом Матроне. Но мне кажется, что-то много обязательств Вы на себя наложили, может быть, чередовать: один день каноны, другой день акафист, третий день молитвы Спасителю, Божией Матери и Святым? Думается, Вам так легче будет. Вечером вечерние молитвы всегда читаются в конце последними.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! В скором времени собираюсь поменять работу. Подскажите, пожалуйста, какому святому нужно молиться о том, чтобы все сложилось благополучно на новом месте? Заранее спасибо за ваш ответ.

Елена

Елена, молитесь тому, кого больше всего любите и почитаете, кто уже много раз помогал Вам. Но не забывайте в молитвах и о Пресвятой Богородице, и о Самом Спасителе. Молитесь им обязательно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста! Месяц назад я нашла русский сайт, где можно было оставлять записочки и просьбы ко всем святым: Николаю Чудотворцу, Серафиму Сарафскому, Матроне Московской. К сожалению, я потеряла этот сайт. Может, Вы знаете похожий официальный сайт, напишите мне пожалуйста, на мой емеил. Спасибо Вам заранее! Храни Вас Господь!

Людмила

Дорогая Людмила, из тех сайтов, на которых можно подавать записки я могу точно назвать "Поминовение": http://pominovenie-iv.narod.ru/ и "Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца во Владимире": http://stgeorgy.ru/ , так как они создавались при моем участии и я лично знаю священников, которые молятся по запискам, и администраторов проектов. Может быть, администрация сайта подскажет Вам и другие проекты.

протоиерей Андрей Ефанов

Добрый вечер! У меня такая проблема: встречаюсь с парнем, все нормально, но у меня постоянно присутствует чувство обиды на него. Дело в том, что он мне полгода назад сказал, что не знает, есть ли у него ко мне чувства, что ему надо подумать. А потом и вовсе предложил расстаться. Потом через какое-то время познакомился с девушкой, начал с ней общаться, гулять, и даже бывать в тех местах, которые известны только нам с ним (природа). Но потом он как-то перестал с ней общаться и снова пришел мириться ко мне, говорил, что ему плохо без меня, что я ему нужна. Я решила его простить, это было в сентябре. Но простить толком не получилось. Постоянно вспоминаю это, мне неприятно ужасно, кажется, что такое может повториться. Как можно избавиться от этой обиды? Какими молитвами?

Ирина

Ирина, порой, чтобы понять, что тебе кто-то дорог, необходимо сначала потерять связь с этим человеком. Прочитайте евангельскую притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 11-32), там это показано - сын ушел из семьи и только на чужбине осознал, как он любит своего отца. Постарайтесь простить и дать своему молодому человеку второй шанс.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Когда я была еще в начальной школе, моя руководительница по вокалу пригласила меня в воскресную школу. Я ходила, мне очень нравилось. Мои родители были рады этому. При коммунизме они в церковь не ходили, а сейчас стараются придерживаться всех правил. Меня приучают к тому же. Но в последние полгода на меня нашло страшное уныние. Я не хочу ходить в церковь. Чтение молитв не доставляет мне былого удовольствия. Я вообще во многом разочаровалась. Я потеряла смысл. Я просто живу. Раньше одни только мысли о Боге меня окрыляли. Я была по-настоящему счастлива. Я не понимаю, что со мной происходит. Спасибо за совет.

Наталия, 17 лет

Дорогая Наташа, поверьте, это нормально и закономерно – время от времени мы переживаем кризисы. Из этих состояний есть два выхода – сорваться в крутое пике или прийти к новому, более глубокому осознанию своей жизни. Подобные кризисы помогают нам сбросить отжившую кожу иллюзий и еще на один шаг приблизиться к Истине. Я бы посоветовал Вам побольше общаться с мудрыми и опытными людьми, которые вызывают у Вас доверие и говорить о том, что Вас беспокоит. А еще было бы очень здорово, если бы Вы попробовали бы поучаствовать в волонтерском движении, стали бы по мере сил помогать людям (больным детям, старикам, инвалидам и т.п.). Когда видишь благодарные глаза людей, которым твой труду принес облегчение, начинаешь чувствовать, что во всем происходящем есть смысл. Укрепи Вас Господь, Наташа. Не отчаивайтесь! И пишите нам еще.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте. Меня беспокоит сон, который мне приснился под утро. Во сне я выплевывала зубы. В сонниках говорится, это к тяжелой болезни родных или самого, кто видел сон. Я очень верующий человек и знаю, что сны от лукавого. Подскажите, пожалуйста, как справиться с тем, чтобы психологически не думать о плохом? Какие существуют молитвы, которые нужно почитать? В Храм хожу регулярно по воскресеньям на службу. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, для начала выбросьте Ваш сонник. Снам верить нельзя, Вы говорите, что верующий человек, а верите этой ерунде - Вы, видимо, привыкли рассматривать сны и толковать их. Молитв специальных нет, читайте "Отче наш". Поисповедуйтесь. Вы боитесь, наверное, чего-то? Все в жизни принимайте, как от руки Божией, как написано в молитве Оптинских старцев - кстати, хорошо и ее почитать, она успокаивает внутреннее волнение.

иеромонах Викторин (Асеев)

Может ли батюшка крестить ребенка без крестных? И какие слова говорить при исповеди? Я знаю, что постится, молится надо. Прошу прощения, но чувствую неловкость, будто не то сказала.

Алена

Крестный - это восприемник (от святой купели) младенца. Он отвечает перед Богом за духовный рост младенца, молится за него. Можно крестить с одним крестным, для мальчиков обязательно должен быть крестный отец, а для девочек – крестная мать. Мы исповедуемся не по формуле, а по влечению сердца. Исповедь - это покаяние в своих грехах, чтобы очиститься от них и примириться с Богом. Называйте свои грехи на исповеди – то, о чем болит Ваша душа, что плохого Вы сделали в жизни, что Вас, может быть, мучает.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, как молиться, чтобы Бог ответил мне?

Сергей

В церкви так не говорят: "Бог мне ответил". Правильно говорить "услышал". Если хотите, чтобы Бог Вас услышал, - надо и Бога слышать, понимать, чего Он от нас хочет. Надо исполнять заповеди Божии. "Кто творит волю Божию и исполняет Его заповеди, того Бог слышит" и исполняет наши прошения, а если мы не исполняем, то и Бог может нас не услышать, когда мы его о чем-то просим. Надо быть твердым в молитве, иметь терпение, потому что наше прошение может быть долго не исполнено, а может и сразу быть исполнено – смотря о чем просим, как просим, и есть ли на то воля Божия.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Воцерковляться я стала недавно - год назад. Стараюсь читать, смотреть передачи по "Союзу", читаю Библию, вечерние молитвы (утренние не получается пока, т. к. трое маленьких детей). В церковь ходим редко, читаю Детскую Библию, научила детей молитве "Отче наш". Но чувствую, что как-то все сухо, без чувств. Дети, как стих, оттарабанят молитвы. И я сама читаю, потому что "надо". Бываю на Причастии. С мужем повенчались. Ходили к мощам, прикладывались - а для чего, не понимаю, прошу у Господа и веру дать, и любовь. Может, что не так делаю? Или никаких чувств не надо ждать? Подскажите, пожалуйста.

Екатерина

Екатерина, то что вы ходите в церковь, причащаетесь - уже хорошо. Не все сразу, постепенно. Когда молитесь или бываете в церкви, внимательно вникайте в слова молитвы и не торопитесь. А так - все хорошо, Вы правильно делаете, все придет со временем.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, я благодарна Вам за Ваш ответ на мой вопрос. Сегодня хочу вас спросить вот о чем: святые Отцы говорят, что все в жизни происходит по попущению Божьему, в том числе и скорби (либо за наши прошлые грехи, либо для нашего духовного возрастания). Я воцерковлена, регулярно участвую в Таинствах, но совершенно теряюсь, когда случается какая-то скорбь в моей жизни. Я впадаю в уныние и никак не могу понять, что в конкретном случае хочет через эту скорбь мне сказать Бог. Например, близкий, родной человек предал, отвернулся - почему, за что - без объяснений. У меня, естественно, обида, недоумение, словом - СКОРБЬ. Я начинаю его укорять, обвинять, себя жалеть, плакать о загубленной с ним жизни. В такие минуты я ослеплена своими страстями. Я в недоумении: Господь желает своим детям мира, любви, как же Он может попустить нам обижать и обижаться? Я просила Господа научить меня смирению, терпению. Молилась об этой добродетели и преп. Серафиму Саровскому, зная, что ее-то у меня нет. Значит ли это, что мне ожесточенное сердце ближнего, его предательство, отчуждение ПОПУЩЕНО БОГОМ ДЛЯ МОЕЙ ПОЛЬЗЫ? Как мне относится к ближнему, у которого гордыня как стена меж нами, как относиться к ближнему, который избегает меня - не обращать внимания? Как сохранить мир душевный в такой ситуации, особенно в дни говения перед Причастием? Помогите понять, как увидеть, в чем воля Божья для меня в конкретной ситуации? Еще добавлю: я постоянно молюсь Господу, Богородице о мире в семье, читаю Псалтырь, Евангелие за близких, Заказывала Молебен об умножение любви, Сорокоусты, но ничего не меняется, а скорее наоборот. Как мне это понять?Что еще мне сделать, чтоб Господь услышал меня??? Спаси Господи!

Валентина

Вы не правильно понимаете; что-то совершается по волей Божией, что-то по попущению. Больше и внимательнее читайте православную литературу. Бог хочет нам в нашей жизни не счастья телесного, хотя мы не отвергаем это и все желаем его. Мы так часто ищем счастья и не находим, потому что истинное счастье не здесь, а в царстве Божием. Здесь нет счастья настоящего: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, я победил мир». Псалмопевец Давид говорит: "жизнь человека 70, аще в силах 80 лет, и множая их скобь и болезнь". Бог хочет нас спасти, а как нас спасать, когда все мы грешны и подлежим смерти? Не желая нашей смерти, Он не попускает, а посылает нам скорби и болезни: «кого люблю, того наказую». Святые говорят: чтобы быть счастливым, надо много трудиться, много молиться и творить добрые дела. Когда в человека вселяется Дух Святый, у него наступает покой в душе, блаженство. Вы просите у Бога смирения и терпения, вот Он и посылает вам всякое поношение. Верьте, Бог не желает плохого человеку. Стяжайте мир в душе, больше смотрите вглубь себя. Когда мы молимся, просим о чем то Бога, то Он может и не исполнять наше прошение, или медлить, испытывая нас в твердости. Не торопите Бога, молитесь со смиренным сердцем, то что Вы молитесь, уже достижение. Не оставляйте молитву. Бог увидит Ваше усердие, твердость, смирение и, думаю, не оставит Вашу молитву без внимания.

иеромонах Викторин (Асеев)

Молитва – одна из важнейших составляющих жизни православного человека. Акафист – молитвенное восхваление, начинающееся и заканчивающееся по уставу, то есть также – с молитвой.


Как правильно читать Акафист

Еще с древних времен в православном мире прибегали к помощи Божьей, Богоматери, святых, или по случаю церковного праздника. Для этого христиане сложили специальное молитвенное правило, хвалебный гимн – акафист. Существует и особый порядок его прочтения. Сегодня можно заказать его в любом действующем храме (подать записку о здравии, которую прочитает священник). Однако, иногда верующие хотят, помимо общей церковной молитвы, совершить сугубую молитву у себя дома. Именно акафист можно читать дома, без участия священнослужителей. Последние, часто даже рекомендуют своим прихожанам и духовным чадам читать дома тот или иной акафист.

Как часто бывает, не у всех есть духовник. И спросить о правиле чтения акафиста дома – просто физически нет у кого. А вопросов много. Например, что читать перед акафистом и нужно ли это вообще? Так вот то, что нужно знать: существует установленное Церковью правило для чтения акафиста. Это молитвы перед чтением самого акафиста и по его окончании. Предначальные молитвы перед акафистом обычно читают стоя, как и сам акафист. Ведь в переводе с греческого языка, акафист - это «пение не садясь». Но если человеку, по причине плохого самочувствия, трудно стоять на ногах – можно и присесть.

К тому же, акафист – довольно таки длительное молитвенное восхваление. И у многих может возникнуть вопрос – зачем нужны еще и начальные молитвы перед чтением акафиста. Не довольно ли его самого? Однако, молитвы перед акафистом благотворительно сказываются на молящемся. Человек настраивается на длительную, внимательную сердечную молитву. Он как бы разминается, разжигает свое сердце славословием Бога. А ведь только тогда Господь и святые слышат нас, когда мы обращаемся искренне, от всего сердца и с искренней верой, а не механически бормоча под нос сухой текст. Такое отношение не будет услышано свыше, а возможно даже будет наказание. Молитва – та, что от сердца, а не на устах.

Предначальная молитва служит предвкушением радости. Ведь не зря же каждый акафист исполнен словами «Радуйся…». Бог и святые радуются, глядя на молящегося. И нам стоит, всегда радоваться. Акафист и молитвы его сопутствующие – это хвалебное прославление, слова сердечной радости.

Еще одним важным моментом перед чтением акафиста является то, что нужно упорядочить свои мысли, отвлечься от всего земного. Отсекать все приходящие и нарушающие молитву мысли. Ведь они от лукавого, который хочет воспрепятствовать вам читать акафист и славить Бога и святых Его.

Возможно также прочтение акафиста сообща – коллективно, всей семьей. Общая молитва имеет сугубую силу. Ведь каждый молится в свою меру, в зависимости от своего духовного опыта и от сердца. Рекомендуют предварительно взять благословение у священника на домашнее его прочтение. Это нужно для того, чтобы избежать всевозможных искушений и козней дьявола. Также священник может посоветовать, какому святому или какой иконе Богоматери читать акафист в той или иной ситуации. К тому же, у православных христиан, любое дело должно начинаться с молитвы и благословения.

Главное, чтобы все собравшиеся понимали важность молитвенного правила. Чтобы был мир и прощение ближних, особенно молящихся вместе. Чтобы старались проникнуться, отдать Богу свое сердце. А именно этого жаждет Господь. Тогда Он отвечает на наши молитвы, пение акафистов и псалмов, помогает в наших нуждах.


По каким дням нужно петь Акафисты

Акафисты поют Господу, Матери Божьей, святым. При этом молитвы перед чтением акафиста, скажем, как Николаю Чудотворцу, так и другим святым будут идентичны. То есть неизменные. Сами же акафисты, одинаковы по своей структуре, но разны по смыслу.

Если припадает по календарю большой церковный праздник – можно читать акафист по этому поводу. Не забывая при этом прочесть предначинательные молитвы. Если праздника нет, то обычно читают акафисты по дням их небесных покровителей:

  • В понедельник – Небесным силам бесплотным (Ангелу Хранителю или Архангелу Михаилу);
  • Во вторник – св. Иоанну Предтече;
  • В среду – Иисусу Сладчайшему (есть в обычном православном молитвослове);
  • В четверг – св. Николаю Чудотворцу (также есть в молитвослове);
  • В пятницу – Животворящему Кресту Господнему;
  • В субботу – Божьей Матери (имеется на страницах молитвослова);
  • В воскресение – Светлому Воскресению Господа нашего, Иисуса Христа.

Однако, если вы хотите прочитать акафист другому святому, или иконе – читайте то, что вам по сердцу. Ведь это самое важное – чтобы молитва шла от всей души и сердца. Иногда даже священники благословляют читать один акафист, скажем по одному разу, каждый день. На продолжении сорока дней. Повторим, что для этого нужно брать благословение.

Чтение акафистов можно совмещать с ежедневным правилом. Таким как утренние молитвы, или молитвы на сон грядущий. Они есть в каждом православном молитвослове. То есть, не нужно добавлять к этому правилу еще и предначинальные молитвы. А в случае, когда вы читаете акафист отдельно, не соединяя с утренними или вечерними молитвами, нужно прочесть еще и такие молитвы перед чтением самого акафиста:

Боже, милостив буди мне грешному. (Покло н)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя. (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче, или преподобный отче, им я) моли Бога о мне. (Поклон)

Акафист нужно читать также внимательно, не спеша и концентрируясь умом и сердцем на его смысле. И на завершение нужно прочесть молитвы после чтения акафиста. Они так же, как и предначинальные, есть в православном молитвослове.

Не стоит пренебрегать молитвенным правилом. Оно весьма не сложное. И при этом позволит молящемуся настроится на молитвенный лад, с благоговением прочитать акафист. А ведь после его искреннего прочтения совершилось и продолжает совершаться столько чудес в жизни верующих! Акафист – лекарство в дни скорби и уныния, а также усладительное восклицание во дни душевной радости.

Молитва перед чтением Акафиста - как и зачем читать was last modified: Октябрь 24th, 2017 by Bogolub

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: "Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси...". Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель - со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние - вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

- Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

- Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

- Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

- Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее - дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

- Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь - можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Акафист Пресвятой Богородицы представлен двадцати пятью строфами, каждая строфа означает написание хвалебной песни. Хвалебные песни располагаются в определенном порядке, согласно буквам греческого алфавита. Двадцать пять песен включают в себя тринадцать кондаков и двенадцать икосов.

Кондак в переводе с греческого языка означает слово «домик», «палочка, на которую наматывали свиток». Кондак воплощает в себе краткую песнь, которая излагает сжатое содержание христианского праздника или хвалебную оду святому. Чтение кондака всегда заканчивается хвалой бога, «Аллилуйя».

Икос в переводе с греческого языка означает слово «дом». Икос представляет собой пространную песню, дающую объяснение сущности праздничного события. По этой причине икос никогда не читается самостоятельно, а только вместе с кондаком. Икос обязательно заканчивается чтением восклицания «Радуйся». Все икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак.

За чтением каждого кондака непременно следует чтение икоса, который разделен на две части. В первой части развивается какая-либо определенная тема. Вторая часть содержит двенадцать строк, каждая строка начинается со слова «радуйся» и содержит песню-хвалу.

Двадцать пятая строфа церковно-богослужебного акафиста или тринадцатый кондак считается обращением-молитвой к тому, кого прославляют в акафисте, и читается три раза подряд. После акафиста следует чтение . Акафист Пресвятой Богородице поется один раз в году в пятой седмицы Великого поста. Иначе этот день «Суббота акафиста».

Можно ли читать акафист дома? Конечно. Ведь чтение акафиста относится к келейным, то есть домашним молитвам. Поэтому их можно читать, даже не получая на то благословления священника. Перед чтением акафиста необходимо прочитать все предначинательные молитвы (как утренние или вечерние молитвы). Затем читается сам акафист, трижды тринадцатый кондак, первый икос и первый кондак. После этого читается Ангелу-Хранителю.

Видео по теме

Источники:

  • как правильно читать акафист

Молитва для православного человека является не просто и не только религиозным долгом, это, прежде всего, нравственная потребность человеческой души в диалоге с Богом, Божией Матерью, ангелами или святыми. Молитва - это обращение мысли, чувств к вечности, один из духовно-нравственных подвигов православного христианина.

В течение календарного года православная Церковь определяет особенные дни, в которые человек должен с большим усердием обращаться к Богу, стремиться к духовному совершенствованию. Эти периоды именуются святыми постами. При этом пост является не просто от определенной пищи, но заключается в стремлении человека быть лучше, упражнении своей личности в духовных подвигах, в том числе и молитве.


В настоящее время существует мнение о необоснованности в пост. Акафистом именуются определенные молитвенные произведения, состоящие из 12-ти кондаков и икосов, в которых находятся молитвенные обращения к Богу, Богородице, тому или иному святому, выраженные в возвышенной радостной форме. Акафист - одно из самых радостных и торжественных молитвословий в православной Церкви. Неслучайно именно в акафистных произведениях человек обращается, например, к Божией Матери восторженным приветствием: "Радуйся...".


Приверженцы мнения о запрете чтения в пост ссылаются как раз на то, что спасительное воздержание это особое строгое время, в которое даже и молитвословия должны быть аскетичными. Некоторые люди считают, что в пост душе христианина не позволительно читать молитвословия такого "радостного характера". Вместо этого, считают они, положены определенные молитвы покаянного содержания. Однако мировоззрение чуждо православной традиции.


Церковь обращает особое внимание на то, что пост - это время покаяния. Поэтому покаянные молитвословия, аскетичные каноны вполне уместны. При этом, следуя евангельским словам Христа, Церковь не налагает на человека обязанность во время воздержания ходить с грустными лицами, печалиться и всем видом показывать как строго человек . Для православного человека время поста (время покаяния) особый радостный период в жизни. Исходя из этого, если у человека появляется молитвенный настрой с чувством радостного трепета от , то этот факт не может восприниматься православием негативно. Акафист - это молитвенное произведение, несущее в себе глубокий духовный смысл. Акафисты помогают человеку сосредоточиться на одной из важных составляющих поста - молитве.


Таким образом, запрет на чтение акафистов во время поста не соответствует православной практике и несет в себе несколько неправильное понимание спасительного воздержания. Кроме того, сама богослужебная практика Церкви, церковный устав в определенные дни предписывает совершение чтения акафиста в пост. В частности, имеется в виду пятая суббота Великого поста - время, когда в православных храмах совершается чтение на распев акафиста Пресвятой Богородице. Этот день именуется в богослужебном уставе Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы). Это чинопоследование появилось в Церкви более тысячи лет назад.


Также необходимо упомянуть и о практике чтения акафиста Страстям Господним. Начиная с вечера второго воскресенья Великого поста во многих православных храмах совершается особое великопостное богослужение воспоминания страданий Христовых (таких богослужения всего четыре). Особое место в этой службе занимает чтение акафиста Страстям Христовым.

Смерть близкого человека всегда становится тяжелым душевным потрясением. Нередко люди, никогда прежде не задумывавшиеся о вере, именно в такой ситуации впервые начинают молиться.

Молитва – это не только утешение для оставшихся в живых, но и помощь умершему в загробной жизни. По словам святого Иоанна Златоуста, молитвы значат несравненно больше, чем рыдания и пышные гробницы.

Когда посещать кладбище

Для молитвы об умерших – в том числе и на кладбище – установлены определенные дни. Это мясопустная суббота (предпоследняя суббота перед Великим постом), (на 2-й, 3-й, 4-й неделях Великого поста и накануне праздника Святой Троицы) и Радоница (вторник на 2-й неделе после Пасхи). Погибших на войне поминают в последнюю субботу перед днем св. Дмитрия Солунского, который отмечают 8 ноября. Вопреки распространенному заблуждению, посещать кладбище в день Пасхи не следует.

Кроме того, молиться за усопшего следует на 9-й и 40-й дни после смерти, а впоследствии – в годовщину смерти и день памяти святого, чье имя он носил.

Молитве на кладбище должна предшествовать молитва в храме, присутствие на богослужении, желательно – исповедь и причащение. Перед началом богослужение следует подать записку «Об », где указывается имя покойного.

Посещая кладбище, не следует устраивать на могиле поминальную трапезу, оставлять там еду и тем более – вино или водку, это

Право решать, когда именно обратиться с мольбой к святому защитнику, дано каждому человеку. По мнению священнослужителей, делать это необходимо по зову сердца. Многие верующие интересуются , как правильно читать акафисты дома, есть ли запреты делать это во время поста. На этот счет имеются строго определенные рекомендации. По благословению священника вполне допустимо обращаться к святым не только в стенах храма, но и дома.

Акафисты в православии

Прежде всего необходимо понять, что такое акафист и когда его читают. В традиции православного христианского богослужения имеется несколько разновидностей молитвенных последований. Наиболее древними и традиционными из них считаются каноны. В 19 - 20 веках большое распространение получили и другие виды прославляющих песнопений - акафисты.

Акафистом принято называть особую поэтическую форму, хвалебное песнопение в честь Иисуса, Матери Божией или святых. По своей форме и сути эти песнопения весьма близки к более древним кондакам.

Каждый акафист включает в себя 25 песен: основной кондак, за которым последовательно расположены 12 кондаков (хвалебных песен), чередующихся с 12 икосами (пространными песнями). Все песни расположены по порядку букв в греческом алфавите. Первый кондак и все икосы заканчиваются припевом «Радуйся!», а все кондаки - припевом «Аллилуия». Традиционно последний кондак обращен к тому, кому посвящен весь гимн, и читается трижды подряд.

Слово «акафист» в переводе с древнегреческого означает «неседальное пение». Это торжественное песнопение допустимо исполнять только стоя.

Когда следует читать

Эти торжественные гимны не относятся к категории обязательных богослужебных чинов. Исключением является лишь Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…»

Обращаться к Божией Матери и святым угодникам Божиим можно, призывая помощь в следующих ситуациях:

  1. Произносить хвалебную оду следует в те моменты, когда очень тяжело на душе. Эта священная песнь поможет наполнить душу радостью и гармонией.
  2. Можно молиться , уповая на помощь святых в мирских делах.
  3. Если в душу закрадываются сомнения, а посоветоваться с клириком нет возможности, можно прочесть самостоятельно хвалебную песнь. Это поможет отбросить сомнения и приобрести уверенность в себе и в Божией помощи.
  4. С помощью чтения акафиста можно исцелять физические и душевные недуги. Очень важно при этом твердо верить в помощь Небес.

Чтение в домашних условиях

Часто женщины задают вопросы, возможно ли чтение акафистов во время критических дней. Никаких запретов на эту тему не существует и можно без сомнений обращаться к Небесам, если возникла душевная потребность.

Порядок чтения

Во время домашнего чтения начало и окончание молитв бывает обычным. Можно читать акафист или канон после утренних или вечерних правил или перед молитвой «Достойно есть…».

При чтении отдельно от утреннего или вечернего моления вначале произносится определенная последовательность молитв, затем читается Псалом 50 и Символ Веры.

Чтение же самого акафиста происходит в определенной последовательности . Кондак 13 повторяется три раза подряд, сразу же после него произносится икос 1, за ним следует 1 кондак.

По завершении чтения возносятся определенные молитвы. Найти их тексты и последовательность можно в любом молитвослове.

При чтении можно столкнуться с некоторыми общепринятыми в православной литературе сокращениями:

  1. Если написано «Слава:» или «Троичен:», следует произносить «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху».
  2. Вместо слов «И ныне» или «Богородичен» произносятся слова «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
  3. Сокращение «Сла́ва, и ны́не:» принято понимать как последовательное сочетание этих двух возгласов.

Какие песнопения выбрать в житейских нуждах

В каждой житейской нужде (на всякую потребу) можно прибегать к помощи определенных Святых или Иконы Божией Матери.

Обращения к Пресвятой Богородице

Акафисты разным святым

Существует перечень молитвенных прославляющих песнопений, позволяющих обратиться к святым во всякой нужде и житейской скорби:

В православной традиции принято Акафист Ангелу-хранителю читать по понедельникам. Почему выбран именно этот день, известно далеко не всем. В Церкви первый день недели считается днем Ангела. Обращение к своему ангелу-хранителю именно в этот день поможет благополучно прожить всю неделю.

Это далеко не полный перечень торжественных церковных песнопений. Если в праздничный день читается канон и акафист одному и тому же празднику или иконе, начинать чтение акафиста следует после шестой песни канона вместо приведенных там кондака и икоса.

Loading...Loading...