Можно ли делать дуа, прося для себя смерти.

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками.

Передаёт имам Муслим со слов Анаса, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

لا يتمنين أحدكم الموت لضُرٍّ نزل به ، فإن كان لا بد متمنياً فليقل : اللهم أحيني ما كانت الحياة خيراً لي و توفني إذا كانت الوفاة خيراً لي

«Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, а если уж это станет для (человека) неизбежным, пусть скажет: «О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше!».

От него же передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

لا يتمنين أحدكم الموت و لا يدع به من قبل أن يأتيه ، إنه إذا مات أحدكم انقطع عمله ، وإنه لا يزيد المؤمن عمره إلا خيراً

«Пусть никто из вас не желает смерти и не призывает её, а дожидается, пока она сама не придёт к нему, ведь, поистине, если он умрёт, дела его прекратятся, тогда, как жизнь верующего не прибавляет ему ничего, кроме блага».

В версии имама Бухари сказано:

لا يتمنين أحدكم الموت : إما محسناً فلعله أن يزداد خيراً ، وإما مسيئاً فلعله أن يُستعتب

«Пусть никто из вас не желает смерти, ибо если он совершает благое, то, может быть, сделает ещё больше, если же он совершает дурное, то, может быть, он покается».

Аль-Баззар передает со слов Джабира бин Абдуллы, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

لا تمنًّوْا الموت فإن هول المطلع شديد ، و إن من السعادة أن يطول عمر العبد حتى يرزقه الله الإنابة

«Не желайте смерти, поистине страх силен (то есть те ужасы, которые видит человек, когда умирает, те вещи которые в мирской жизни не видел, ангелов, свои дела хорошие или плохие, весть о рае или аде, все это вместе с тяжестью самой смерти, удушья…). Поистине счастье заключено в продлении жизни раба до тех пор, пока Аллах дарует ему обращение к Себе (покаяние, послушание)».

Ученые сказали: Смерть это не только отсутствие, гибель, наоборот это прекращение связи души с телом, отделение души от тела, расставание между ними. Изменение состояния и переход от одного мира в другой и это самая большая беда. Аллах назвал это бедой сказав:

فأصابتكم مصيبة الموت

«…И вас постигнет несчастие смерти…» (сура аль-Маида» аят 106).

Смерть это большая беда. Наши ученые сказали, что беда, которая больше чем эта, является бездумность о смерти, малое размышление о ней, отсутствие подготовки для нее. В одной лишь смерти есть назидание для принимающих назидание и пища для размышления для размышляющих людей. В сообщение от Пророка (мир ему и благословение) передают:

لو أن البهائم تعلم من الموت ما تعلمون ما أكلت منها سمينا

«Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса».

Рассказывают от Сахла бин Абдулла ат-Тастури, что он сказал:

ا يتمنى أحدكم الموت إلا ثلاثة : رجل جاهد بما بعد الموت , أو رجل يفر من أقدار الله تعالى عليه
أو مشتاق محب للقاء الله عز و جل

«Пусть никто из вас не желает смерти кроме трех категорий людей:

1. Человек незнающий, что будет после смерти.

2. Человек, убегающий от судьбы Аллаха.

3. Страстно желающий встречи с Аллахом, любящий Его».

Рассказывают, что ангел смерти пришел к Ибрахиму (мир ему) к другу Аллаха, дабы забрать его душу. Ибрахим сказал: «О ангел смерти, видел ли ты, чтобы друг забирал душу друга?» Тогда ангел смерти вернулся к Аллаху и Всевышний повелел сказать: «Видел ли ты, чтобы друг не желал встречи с другом?» и когда ангел смерти вернулся к Ибрахиму он сказал: «Забери мою душу сейчас же».

Всевышний Аллах, рассказывая о Пророке Юсуфе (мир ему) сказал:

{توفني مسلما و ألحقني بالصالحين}

«Умертви меня мусульманином и присоедини меня к праведникам» (сура «Юсуф» аят 101).

О словах Марьям (мир ей) Аллах поведал:

{ يا ليتني مت قبل هذا و كنت نسيا منسيا }

«Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!» (сура «Марьям» аят 23).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

لا تقوم الساعة حتى يمر حتى بقبر الرجل فيقول فيقول : يا ليتني مكانه

«Судный час не наступит до тех пор, пока проходящие мимо могил люди не станут говорить: «Лучше бы я был на его месте!».

Я скажу: Нет противоречия между этим текстом и предыдущим, поскольку мы поясним. Что касается Юсуфа (мир ему), то Катада сказал: «Никто не желал смерти, ни Пророк ни другой, кроме Юсуфа, когда объединились для него блага Аллаха и достигли совершенства, он стал сильно желать встречи с Аллахом. Ученые сказали, что Юсуф (мир ему) не желал смерти, а желал смерти в Исламе, то есть «когда приблизится мой конец, умертви меня мусульманином». Это избранное мнение в отношении толкования этого аята среди толкователей. А Аллах лучше знает».

Что касается Марьям (мир ей), то она желала смерти из двух вещей:

1. Она боялась, что о ней плохо подумают, в отношении ее религии, будут упрекать и это втянет ее в смуту.

2. Она не хотела, чтобы народ из-за нее высказывал клевету и ложь и говорил, что она совершила прелюбодеяние, потому что это гибель для них. А Аллах лучше знает.

В отношении человека, который возвел ложь на Айшу (да будет доволен ею Аллах) Всевышний сказал:

{ و الذي تولى كبره منهم له عذاب عظيم }

«…А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения…» (сура ан-Нур» аят 11), а также:

{ و تحسبونه هينا و هو عند الله عظيم }

«…Вы полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это великий грех» (сура «ан-Нур» аят 15).

В отношении Марьям было разногласие, считалась ли она праведницей из-за слов Аллаха:

{ و أمه صديقة }

«…а его мать была правдивейшей женщиной…» или она была пророком согласно словам Всевышнего:

{ فأرسلنا إليها روحنا }

«…Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрила)…» (сура «марьям» аят 17), также:

{ إذ قالت الملائكة يا مريم إن الله اصطفاك }

«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров» (сура «аль-Имран» аят 42).
В связи с этим, клевета и возведенная ложь на Марьям более греховна, и в этом однозначно будет гибель для грешников. В такой ситуации, основываясь на этих двух толкованиях которые мы привели, иметь желание умереть будет считаться дозволенным. А Аллах лучше знает!

Что касается хадиса (который был приведен выше), то такое будет происходить из-за тяжести, которая постигнет людей, ослабление религии и страха потерять её. Не из-за вреда постигшего человека как болезнь и тому подобное, не из-за потери имущества за счет чего прощаются проступки. Это все поясняет мольба Пророка (мир ему и благословение):

اللهم إني أسألك فعل الخيرات و ترك المنكرات و حب المساكين و إذا أردت ـ و يروى أدرت ـ في الناس فتنة فاقبضني إليك غير مفتون

«О Аллах, поистине, я прошу Тебя о (совершении) благих дел, оставлении греховного и любви к беднякам, и чтобы Ты простил меня и помиловал и принял моё покаяние, а если Ты пожелаешь подвергнуть испытанию Своих рабов, то забери мою душу к Себе, не подвергая испытанию» (Имам Малик).

Подобно этому попросил и Умар ибн Хатаб:

اللهم قد ضعفت قوتي و كبرت سني و انتشرت رعيتي فاقبضني إليك غير مضيع و لا مقصر

«О Аллах моя сила ослабла, я повзрослел, моя паства распространилась, забери меня к себе не как расточитель и не как допускающий упущения». Не прошел и месяц как Аллах забрал его душу , (Имам Малик).

Упомянул Абу Умар от Абдулы аль-Барра в книге «ат-Тамхид» и «Истизкар» в хадисе Зазана Абу Умара от Алима Кинди, он сказал: «Я сидел вместе с Абу Аббасом аль-Гаффари на крыше и мы увидели людей, которые убегали от чумы и Абу Аббас сказал: «О чума забери меня, о чума забери меня, о чума забери меня», тогда Алим сказал: «Почему ты так говоришь? Разве Пророк (мир ему и благословение) не сказал: «Пусть никто из вас не желает смерти, поскольку тогда прекратятся его поступки и не будет у него возможности покаяться». Тогда Абу Аббас сказал, я слышал как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Опережайте своими деяниями (наступление) шести (явлений): власть глупых, множество полиции, продажу власти, пренебрежение кровью, разрыв родственных уз, воспринимающих Коран в качестве свирели. Они будут выставлять одного из них, будь он даже наименее из них сведущий, руководить молитвой, лишь для того, чтобы послушать его пение».

Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть никто из вас, вследствие какого-либо несчастья, не желает себе смерти. Если же ему очень тяжело, то пусть скажет: «О, мой Господь! Если жизнь для меня является благом, то продли ее. Если же для меня благом является смерть, то ниспошли ее мне» (Бухари, Марда, 19).

1) Несмотря на то, что эти слова были сказаны сподвижникам, они так же охватывают и всех мусульман, вплоть до наступления конца света.

2) По мнению большинства алимов «несчастье» упоминаемое в этом хадисе, является несчастьями, постигающими человека в мирской жизни. В соответствие с этим, если человек столкнется с испытанием религией, то в этой ситуации желание смерти не будет являться грехом.

Риваят, переданный Ибн Хиббаном вносит большую ясность в этот вопрос:

Здесь открыто указывается на то, что речь идет о мирской жизни. Некоторые из сподвижников желали для себя смерти по причинам, не имеющим отношения к мирской жизни.

В Муватте приводится следующее дуа, которое делал Умар (радыйаллаху анху): «О, мой Господь! Я состарился, мои силы ослабли, мое правление распространилось во все стороны. Забери же мою душу, пока я не понес ущерб и не приступил границ».

Так же в Муватте приводится такое дуа, которое делал посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «О, Аллах! Я прошу Тебя направить меня на выполнение благих деяний, на отказ от плохого, и прошу даровать мне любовь бедных. Если я стану причиной фитны среди людей, то забери меня к себе, чтобы я ушел из жизни, не запятнав себя смутой».

Почему запрещено просить о смерти:

В соответствии с вероубеждением Ислама, смерть привязана к предопределению, и не зависит от дуа или желания. Когда смерть приходит к человеку, то он не в силах ни ускорить ее, ни отсрочить. Если посмотреть с этой точки зрения, то в желании смерти, можно увидеть две нравственные проблемы:

1) В данном случае может идти речь о недовольстве предопределением.

2) Речь может идти о попытке, убежать от своих обязанностей в жизненных испытаниях. А это является проявлением ничтожности и духовной слабости. В Коране говорится о том, что человек был сотворен, чтобы быть испытанным своим имуществом, бедствиями и страхом (аль-Бакара 2/155; Мульк 67/2). И чтобы успешно пройти эти испытания, необходимо проявлять терпение. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Посади росток, даже если будешь знать, что завтра настанет конец света».

С точки зрения Ислама, принесшего такой взгляд на мир и отношение к жизни, просьба о смерти вследствие мирских трудностей и бедствий, является недопустимой. Если бы было позволено просить о смерти из-за бедствий мирской жизни, то это бы подорвало стойкость и терпение в людях.

Что же касается тяжелобольных людей, испытывающих мучительную боль, а также слабых и тех, кто лишен ухода, то им следует делать такое дуа:

«О, Аллах! Если жить – это благо для меня, то продли мне жизнь. Если же благом для меня является смерть, то забери мою душу» (Муслим, Зикр, 10).

Предсмертное состояние и выход души из тела, очень тяжелы. Верующий знает, что все это от Аллаха, и проявляет терпение. Если человек будет терпеть эти муки и тяготы, то его грехи будут стерты, и его терпение станет искуплением за них.

МОЛИТВА ЖЕНЫ "Господи, помоги мне стать хорошей женой. Я понимаю, что не смогу сделать это без Твоей помощи. Избавь меня от эгоизма, нетерпения и раздражительности и преврати их в любовь, принятие и смирение. Освободи меня от дурных привычек и плохого настроения, от грубых слов и желания защититься, дай мне доброту, благость, верность, мягкость и научи меня сдерживать эмоции. Излечи мое сердце от жестокости и сокруши стену вражды между мной и моим мужем. Дай мне новое сердце и сотвори в нем любовь, мир и радость. Я не могу сама справиться со своими слабостями и дурными чертами характера, только Ты можешь изменить меня. Покажи мне грех в моем сердце, особенно по отношению к моему мужу. Я прошу прощения за то, что не любила и не уважала его должным образом; за то, что злилась на него, критиковала его и была злопамятной. Помоги мне избавиться от обиды, гнева и разочарования и простить его так, как можешь прощать только Ты - полностью, без всяких напоминаний о прошлом. Сделай так, чтобы я сумела исцелить свой брак, принести в него мир. Возроди между мной и мужем здоровое общение и спаси нас от отчуждения; уведи нас от порога, за которым начинается развод. Помоги мне стать помощницей и другом мужу. Помоги мне сделать наш дом мирным, спокойным местом, куда он всегда будет возвращаться с радостью. Научи меня заботиться о себе, чтобы оставаться привлекательной для него. Помоги мне стать полной сил, цельной женщиной, богатой интеллектуально, душевно и духовно. Помоги мне стать женщиной, которой он мог бы гордиться как женой. Помоги мне принимать моего мужа таким, каков он есть, и не пытаться изменить его. Я понимаю, что он не может стать абсолютно другим человеком, но в то же время я надеюсь на чудесные перемены в нем, которые можешь сотворить только Ты. Изменяй его так, чтобы это было ему во благо. Я полностью признаю, что ни один из нас не совершенен и никогда не будет таким. Только Ты, Господь, совершен, и я надеюсь, что Ты поможешь нам приблизиться к совершенству. Научи меня молиться за мужа и сделай язык моей молитвы истинным языком любви. Если наша любовь умерла, воскреси ее. Покажи мне, что есть истинная любовь, и научи проявлять ее так, чтобы мой муж смог почувствовать это. Сотвори единство между нами, чтобы мы во всем имели согласие. Сделай так, чтобы мы стали одной командой и прекратили соперничать друг с другом или бороться за независимость; научи нас трудиться вместе, не замечая промахов и слабостей друг друга, ради великого блага нашего супружеского союза. Научи нас стремиться к миру и быть опорой друг друга. Да будем мы «соединены в одном духе и в одних мыслях». Я молюсь о том, чтобы наша преданность Тебе и друг другу возрастала с каждым днем. Помоги моему мужу стать главой дома, согласно Твоему повелению. Научи меня поддерживать и уважать его и помогать ему исполнять свой долг главы семьи. Помоги мне понимать желания его сердца и разделять его мнение. Открой мне его устремления и потребности. Показывай мне возможные проблемы еще до их появления. Вдохни жизнь в наш брак. Господи, сделай меня другим человеком. Научи меня по-новому, оптимистично смотреть на жизнь. Обнови мои отношения с человеком, которого Ты дал мне в мужья. Научи меня смотреть на него другими глазами, наполни мое сердце новой любовью, новым сочувствием и новым желанием. Сделай так, чтобы я стала достойной женой. Амин.

Не молитвы возгордившихся, считающих себя безгрешными, становятся причиной проявления милости Всевышнего Аллаха, а молитвы совершенные с чувством беспомощности и осознанием своей ошибки и слабости. Молитвы с пролитыми от любви к Аллаху слезами, ради снискания Его прощения, ближе к принятию.

Человек по дороге своей жизни с ее спусками и подъемами, иногда встречается с хорошими происшествиями, а иногда с плохими, которые раздирают его внутренний мир. Радость и счастье — это чувства, которые толкают к благодарению и признательности, а чувство печали, беды, трудные воспоминания, сжимают сердце, приводят к усталости души и одиночеству.

Эти две разные стороны жизни, помогают приблизиться к Аллаху тем, кто старается утвердиться в своей вере. Потому что, когда раб в счастливые минуты благодарит Аллаха, а в трудные, горькие моменты проявляет терпение, он проходит земной экзамен с высокой оценкой. Основой выше упоминаемых благодарности и обращения за помощью является мольба.

Мольба — это признание своих слабостей, недостатков, ничтожности перед Всевышним Аллахом, который создал эту вселенную из ничего, от Которого все зависит. Нет сомнения в том, что все происшествия, все что есть во вселенной связано с кадаром (предопределение), которое предписал Всезнающий Аллах. Без Его ведома ни плохое, ни хорошее не происходит, также как не властвует сила слова над людьми без воли Всевышнего. Перед таким Могуществом Аллаха человек находиться в состоянии бессилия и рабства.

Мольба красиво выражает бессилие и покорность. Потому что, когда человек молится Всевышнему Аллаху, он освобождается от чувства гордости, высокомерия и эгоизма. Знание своей ограниченности, это признание беспомощности и бренности.

Мольба — это суть, основа, сердце религии и богослужения. Пророк говорил:

«Мольба – это и есть поклонение ». (Абу Давуд, Витр, 23/1479; Тирмизи, Тафсир, 40/3247)

Потом он прочитал аят:

«Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”». (Гафир (Прощающий), 60).

« Перед Аллахом нет ничего драгоценней молитвы». (Тирмизи, Даават, 1/3370)

«Сущность богослужения – молитва (дуа)». (Тирмизи, Даават, 1/3371)

« Для кого откро ю тся двер и мол ьбы, для того откро ю тся и двер и прощения. Самое любимое Аллахом, когда обращаются к Нему с просьбой дать здоровья. Мольба полезна от случившихся и не случившихся несчастий. Поэтому, о рабы Аллаха, держитесь за мольбу». (Тирмизи, Даават, 101/3548)

«Всевышний Аллах дает все, что просит раб в мольбе, или отдаляет его от беды. Но Аллах не принимает мольбу, если в ней просится греховное или разрушение родственных связей » . (Тирмизи, Даават, 9/3381)

По поводу этого хадиса Рази (рахматуллахи ‘алейхи) сказал:

«Без сомнения Аллах даст рабу то, что он просит, или в вечном мире даст ему еще больше того, что он просит, или отдалит его от какой-нибудь беды».

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:

«Рассказать ли вам о той, которая отдалит вас от врагов и сделает ваше пропитание обильнее. Молитесь Аллаху днем и ночью, потому что дуа (мольба), является оружием мусульманина». (Хайсами, Маджма, X, 147)

«Отвратит беду только мольба, продлит жизнь только добро ». (Тирмизи, Кадар, 6; Ибн Маджа, Мукаддима, 10; Ахмад, II, 316, 350; V, 277, 280)

Потому что в мольбе скрыты: беспомощность, покорность, скромность, ничтожность, раскаяние, признание, подчинение, восхваление и поминание Аллаха, единобожие, возвышение, и подобно этому, много других физических и духовных поклонений. Мольба является ключом от самой великой двери, ведущей к Аллаху.

Всевышний Аллах говорит:

« Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». (Сура «Гафир» Прощающий, аят 60)

Поэтому пророки, благочестивые рабы Аллаха, посланные как милость человечеству, в трудностях и в изобилии, в горе и в радости всегда обращали свои сердца к Аллаху. Всегда жили в мольбах к Нему. Их жизни, прожитые в постоянной мольбе, показывают как мольба должна всегда находиться в сердцах мусульман.

Мольбы, беспрерывно повторяясь, сливаются с душой и как глубокие чувства, смешиваются с характером и становятся его особенностью. Поэтому великие души близкие к Аллаху постоянно молятся, их сердца понимают важность молитвы.

Всевышний Аллах говорит:

«(Посланник!) Скажи: «Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши молитвы…» (Сура «аль-Фуркан» Различение, аят 77).

Поэтому постоянная мольба мусульманина к Всевышнему, создаёт духовную связь между рабом и Аллахом. В моменты, когда молитва совершается с глубокой любовью, душа попадает в объятия божественной милости.

Человек, раскрывший руки перед Всевышним Аллахом, просит исполнения своих желаний или хочет, чтоб Аллах защитил его от страхов. У человека, который не обладает в полной степени волей, силой и разумом не заканчиваются желания и потребности. Поэтому, он должен прийти к дверям Обладателя всего. В молитве Аллаху, есть свои методы и правила.

Молитва, это покорившись, молча, преклоняться перед Величием Аллаха, показывая тем самым свою беспомощность перед его бесконечным Могуществом. Поэтому начинать молитву к Аллаху нужно с признания своей вины и беспомощности, чтоб Аллах смиловался над тобой и принял твою молитву. Не молитвы гордецов, которые считают себя безгрешными, являются приемлемыми. А молитвы душ, которые постоянно проливая слезы, просят о чем-то. В Священном Коране это состояние описывается так:

«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников». (Сура «аль-Араф» Преграды, аят 55)

Пророк Адам (алейхиссалям) и его жена Хава (радыяллаху анха), когда совершили ошибку, попросили Аллаха следующим образом:

«(Адам и Хава) сказали: “Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся из потерпевших урон”». (Сура «аль-Араф» Преграды, аят 23)

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), проживший свою жизнь в состоянии молитвы, является самым наилучшим учителем, обучающим нас, как правильно ее совершать. Он во время намазов, которые совершал, проливая слезы и так долго, что опухали ноги, молился Аллаху, показывая свое бессилие:

«О мой Аллах! Я прибегаю к Тебе, от Твоей ярости к Твоей милости, от Твоего наказания к Твоему прощению, от Тебя опять же прибегаю к Тебе! Ты, как Сам Себя восхвалил, Ты такой!» (Муслим, Салят 222).

Во время молитвы, надо стараться находиться в состоянии между «хавф – раджа », то есть между страхом и надеждой. Настоящее наказание или награда человека в вечном мире зависят от веры или неверия. И так как это находится во власти божественного предопределения, которое сокрыто от людей, то кроме пророков, ни у кого нет гарантии, что он умрет верующим или не верующим. Человек должен жить с такой надеждой, что если скажут, что один человек попадет в рай, он должен надеется, что это он. Или наоборот, если скажут, что только один человек попадет в ад, то он также должен бояться, что это будет он. Это приводит к равновесию между сильной надеждой и сильным страхом.

Сердце не должно оставаться чужаком к смыслу, вложенному в молитву. Если человек признает свой грех, просит о прощении, он должен делать дуа (молитву) Аллаху, с твердым намерением, что больше никогда не будет совершать этот грех, и при этом чувствовать глубокое раскаяние в совершенном грехе.

С другой стороны, молитва, совершаемая за брата мусульманина в его отсутствии, принимается очень быстро. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:

«Нет молитвы, которая принялась бы быстрее, чем молитва, сделанная за другого мусульманина в его отсутствии». (Тирмизи, Бирр, 50)

Люди, которые думают, что у кого-то молитва сразу принимается, идут к нему и просят, чтобы он помолился за них. Но на самом деле, главной причиной принятия молитвы является искренность. Это значит, что молитва грешного мусульманина, сделанная за другого мусульманина от всей души и искренне, более приемлема, чем молитва, которая сделана не от сердца человеком, которого мы считаем безгрешным.

Действительно, даже если раб будет грешником, это не значит, что Аллах его бросил, потому что мы не знаем, чья молитва является искренней и принемаемой Аллахом. Поэтому нужно понимать ценность молитвы, сделанной от сердца любого раба Аллаха, каким бы он не был.

Также, как важно получать благую молитву от угнетенных и обиженных мусульман, так и очень важно опасаться их проклятия.

Не те молитвы доходят до Аллаха, которые совершаются не от души, громким голосом, криком, надрывая легкие, произнесенные красноречиво, проявляя лицемерие, или с демонстрацией слез. Если бы так было, тогда молитвы больных, угнетенных, слабых, которых никто ни во что не ставит, которые совершают молитвы с тихим стонущим голосом, проливая кровавые слезы, были бы не приняты Аллахом. Думать, что это так, значит говорить, что нет языка сердца, что нет чувств у сердца. Такие способы мольбы, обессиливают саму молитву, ее духовность и священность. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) про тех, кто делает так молитву, говорил:

«Придет общество, которое перейдет границы молитвы (то есть не будут соблюдать адабы молитвы)…» (Абу Давуд, Витр, 23).

Этим хадисом Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) предупреждал нас, чтобы мы тоже не попали в такое положение. В другом хадисе говорится:

«Вы не молитесь какому-нибудь глухому. Вы просите Аллаха, который все слышит и находится очень близко к вам». (Бухари, Джихад, 131)

Всевышний Аллах никогда не отвергнет искреннюю молитву. Но иногда Он не принимает даже искренние молитвы, если их исполнение не является благом для раба. Поэтому, несмотря на это, нужно не переставать молиться. Потому что, такая молитва остается на судный день. Ответ на нее будет дан там в лучшем виде.

Человек может ошибиться в том, что желанное будет для него полезным, или наоборот. Потому что порой то, что нам кажется хорошим, на самом деле является плохим. Например, дарение Аллаха человеку первенца с первого взгляда кажется большим благом. Пост и деньги точно так же. Но все это, в конце концов, может обратиться во зло. От первенца может начаться смута, а от поста и денег может возродиться гнев и ярость.

Поэтому, когда раб обращается с молитвой к Аллаху, он должен в каждом деле полагаться только на Него и просить у Аллаха таким образом:

«О Всевышний Аллах! Дай мне только добро!»

Совершая молитву так необходимо просить только благое. В противном случае человек не заметит, как сам же для себя попросит зла.

С другой стороны, слова, чувства и мысли, приходящие в сердце человека, являются его желанием и тем самым его молитвой. Всевышний Аллах семьдесят раз в секунду обращает Свой взор в сердце человека. В этих словах подразумевается не количество того, сколько раз Аллах смотрит в наше сердце, а то, что наше сердце находится под камерой слежения, принадлежащей Аллаху. Так как наши мысли, чувства, приходящие в сердца, являются молитвой и держать их под контролем трудно, нам повелевается всегда быть позитивными и думать о хорошем, благом. В одном хадисе говорится:

«Воздерживайтесь от предположения. Потому что подозрения (неуместное обвинение) является самым лживым словом. Не слушайте разговоры других, не ищите недостатки других, не будьте горды друг перед другом, не завидуйте друг другу, не питайте ненависть, не отворачивайтесь друг от друга, о рабы Аллаха, будьте друг другу братьями, как приказал вам Аллах». (Муслим, Бирр, 28-34)

В другом хадисе Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Хусни зан, (думать о ком-то хорошо), необходимость веры». (Абу Давуд, Джанаиз, 13, Адаб, 81)

«Мы подозреваем верующего только в добре». (Ибн Маджа, Ф.итан, 2)

Как передает нам Абдуллах ибн Масуд (радиаллаху ‘анху), Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:

« Пусть никто из моих сподвижников не доносит до меня о других то, что будут мне не по душе. Я хочу выходить перед вами со спокойной душой » . (Абу Давуд, Адаб 28/4860; Тирмизи, Манакыб, 63)

Еще в одном хадисе говорится:

«Всевышний Аллах повелевает: “Я такой каким представляет Меня Мой раб”». (Бухари, Тавхид, 15; Муслим, Зикир, 19, 50; Тавба, 1)

Из этого хадиса мы понимаем, что нужно отдаляться от плохих молитв, мыслей, чувств. Например, женщина, уставшая от возни с ребенком, даже нехотя, может просто подумать или сказать: «О Аллах забери мою душу, хоть спасусь от всего этого». Эти слова — молитва (даже если мы это сделали не от сердца, может приняться Аллахом и все так и произойдет). Один человек пришел к Абдуллаху бин Мубараку и пожаловался на непокорность своего дитя.

Абдуллах бин Мубарак спросил: «Ты проклинал ребенка? (делал за него бед-дуа)?»

Тот ответил: «Да!»

На это Абдуллах бин Мубарак сказал: «Ты стал причиной того, что он испортился!»

Однажды Посланник (салляллаху ‘алейхи уа саллям) увидел, как одна женщина громко проклинала своего верблюда. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал сподвижникам:

«Заберите все вещи с верблюда и отпустите его на свободу. Потому что он теперь проклятый»

Тот, кто передает этот хадис, Имран бин Хусайн говорит:

«Я видел, как этот верблюд бродил среди людей, сам по себе, и никто к нему не прикасался». (Муслим, Бирр, 80, Абу Давуд, Джихад, 55)

Если не соблюдать правила молитвы, человек может ни только не достигнуть того, что просит, но и встретиться с еще более плохими последствиями. Джаляледдин Руми в «Маснави», событие произошедшее при Пророке (салляллаху ‘алейхи уа саллям) , среди сахабов, когда один из них совершил неправильную молитву, раскрывает таким образом:

«Один из сподвижников Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сильно заболел. Похудел так, что стал похожим на птенца. Пророк пошел к нему, чтобы навестить, узнать, как у него дела. Характер Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был благосклонным и великодушным. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда увидел больного, спросил, как у него дела. Он был любезен и внимателен к нему. Больной увидел Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и сразу ожил. Стал таким, как-будто Аллах его только создал, и от радости сказал:

“Болезнь дала мне такое счастье, что Султан Посланников с утра пришел меня навестить. До чего же прекрасна эта болезнь, до чего же приятна эта боль и температура, приносящие счастье, какое же счастье, это страдание. Раз Всевышний Аллах дал мне такую болезнь и такое мучение, значит Он оказал мне любезность под старость, стал благосклонен ко мне…. Для того, чтобы я вставал среди ночи, дал мне спинную боль. Чтобы я, как буйвол не спал всю ночь, из милости ко мне дал мне все эти страдания и горе. От того, что я заболел и стонал от боли, Аллах сжалился надо мной, и утешил меня”.

Узнав о его соттоянии Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) спросил:

“Может быть ты просил у Аллаха неправильно? Или не зная, съел что-то ядовитое? Подумай-ка, какую ты молитву совершил? Как разбушевался, вспенился, прислушиваясь к обману нафса. Что ты попросил у Аллаха?”

Больной: “Не помню, но помоги мне и я сейчас вспомню!”

Благодаря свету Посланника Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям), дающего спокойствие, больной вспомнил ту молитву, которую совершил Аллаху. Поддержка Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям), охватившего больного со всех сторон, помогла ему вспомнить то, что он забыл.

“О Посланник Аллаха! Я вспомнил ту неуместную просьбу, с которой обращался к Аллаху. Я вошел во множество грехов и плавал в их волнах. Я слышал, что виновников, совершивших много грехов, ждет очень сильное мучительное наказание. Ты нас так усердно предупреждал, что я испытал сильное волнение. Не знал, что мне делать. У меня не было выхода. Моя связь с вечной жизнью была очень прочной. И замок надежды и утешения тоже не открывался. Трудность в вечном мире не объяснить, и нет конца наказаниям, которые есть там. А боли в этом мире по сравнению с вечным, это ничто. До чего же счастлив тот, кто воюет с нафсом, кто дает хлопоты телу своему. Кто подвергает его трудностям, пытается его воспитать, приучает к справедливости. Для того, чтобы спастись от трудностей в потустороннем мире, он подвергается мучениям, испытаниям в этом мире. Я тоже сказал: “О Аллах! Те мучения, которым я буду подвергнут в вечном мире, дай мне лучше здесь сразу, в этом мире, чтоб я потом там не мучился! Дай мне наказание здесь, чтоб я в мире вечном был счастлив. С таким желанием я стучался в дверь к Всевышнему Аллаху. Вот поэтому у меня появилась эта болезнь. От трудности этой болезни, я потерял спокойствие сердца. Отдалился от зикра (поминания Аллаха) и не могу читать Коран. Я дошел до того, что не могу различить хорошее от плохого. О благородный Посланник Аллаха! Если бы я не увидел твое сеяющее лицо, я бы наверное умер. Помолись за меня, о Посланник Аллаха”.

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Ни в коем случае не повторяй больше такую молитву. Не выбрасывай свое дерево жизни, выдергивая его с корнями. О хрупкий и бедный муравей! Откуда у тебя столько сил, чтоб на тебя нагрузили такую ношу, которую ты не поднимешь?”

Больной сподвижник: “Я раскаялся, о мой Милостивый Владыка, Всевышний Аллах. Я больше не буду говорить такие слова, считая себя сильным и крепким. Ты увидел о Аллах, как я сам себе нанес вред. Не испытывай меня больше таким экзаменом…”

О Всевышний Аллах, у которого со всех сторон просят помощи, который самый Милостивый! Не притесняй нас сильно, не подвергай тяжелым испытаниям. Скрой наши грехи, недостатки, пока они еще не раскрылись. О Всевышний Аллах! Ты бесконечный в красоте, совершенстве, зрелости, а мы бесконечны в заблуждении и ошибках. О Милостивый Аллах! Покрой эту маленькую ладошку грехов, Своей бесконечной милостью и добротой! О Аллах, проявляющий милость к телу, состоящему из мяса и жира. Тот, Который дает чувство жалости! Ты показал Свое искусство, Свою силу создания, Свое могущество, на созданных существах, окажи милость и доброту рабам своим. О Всемогущий Аллах! Если те молитвы, которые мы совершаем, вызывают Твой гнев, научи нас правильной молитве».

В конце Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал тому больному:

«Субханалллах! Ты не выдержишь наказания Аллаха. Ты не мог совершить молитву так :

رَبَّنَاۤ اٰتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْاٰخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«О Аллах! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне (Сура «аль-Бакара» Корова, аят 201); (Муслим, Зикир, 23/2688; Тирмизи, Даават, 71/3487).

О Всевышний Аллах!

Мы просим у Тебя все то, что просил у Тебя Посланник (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Прибегаем к Тебе, от всего того, от чего прибегал к Тебе Посланник (салляллаху ‘алейхи уа саллям). О Милостивый Аллах! Не отдаляй нас от благого пути тех, кого Ты выбрал, кого полюбил и кого одарил материальными и духовными благами! Сделай нас настоящими мусульманами, которые будут знать только Тебя, будут просить только у Тебя, будут ждать помощи только от Тебя. Прими наши благие, искренние молитвы. Дай нам благо и красоту как в этом, так и в потустороннем мире. Спаси нас от мучения Ада!

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Малакуль Мавту в середине месяца Шабана от Всевышнего представляется список тех, кто умрёт до половины следующего Шабана. Бедный же человек, который, не зная о том, что он занесён в эти списки, занят мирскими делами, сажает деревья, женится и т.д.».

Однажды пророк Сулейман попросил Малакуль Мавта сообщить ему, когда он умрёт, на что тот ответил, что узнает об этом только после того, как Аллах даст ему списки тех, чьи души он должен забрать в этом году.

Первым о предстоящей кончине раба, оказывается, узнает ангел, ведающий предназначенным для него уделом (ризки), когда этот ризки заканчивается.

Всем миропорядком на земле управляют четыре ангела. Джабраил – всеми ветрами, Израиль – всеми душами, Микаил – всеми каплями дождей и ветрами, Исрафил доносит до всех три повеления Всевышнего.

Пророк Якуб спросил Малакуль Мавта, как он забирает души людей, находящихся в разных местах Земли, одновременно. Он ответил, что Аллах облегчил ему это, сократив расстояние, и для него Земля как поднос с едой человеку: как ему нетрудно есть с любого места подноса, так ему легко забрать душу любого с любой точки Земли. Более того, он в сутки по два раза заглядывает в каждое жилище, чтобы узнать, есть ли среди них те, души которых нужно забрать в этот день.

В прежние времена люди умирали, без причин, в связи, с чем они начали ругать ангела смерти Малакуль Мавта, что он их убивает. Тогда Всевышний для смерти сделал повод в виде болезней или других несчастных случаев и причин. После этого люди начали забывать про Малакуль Мавта, а смерть стали связывать с разными причинами.

Наш Пророк (мир ему и благословение) сказал, что до эпохи пророка Мусы (мир ему) ангел смерти Малакуль Мавт приходил к людям открыто. Когда он пришёл за душой Мусы, он ткнул пальцем в глаз Малакуль Мавта и выбил его. Малакуль Мавт пожаловался Аллаху, что не будь Муса Его любимым рабом, он бы отнял его душу в муках. Тогда Аллах сказал, чтобы передали Мусе, пусть он поставит свою руку на шкуру быка, и жизнь его продлится на столько лет, сколько волос накроет его рука. Когда передали это, он спросил: «Умру ли я по истечении этих лет?». Когда ответили, что умрёт, он сказал: «Тогда пусть мою душу заберут сейчас же». Тогда Малакуль Мавт взял из Рая благоуханное растение «Райханат» с колючками, уколол его, и через него забрал его душу. Всевышний Аллах вернул глаз Малакуль Мавту в прежнее состояние. После этого он стал приходить за душами скрыто.

Когда после смерти человека его родня начинает плач и крики, Малакуль Мавт говорит им, стоя среди них и держа в руках его душу: «Для плача и стонов, клянусь Аллахом, я не совершил несправедливость, отняв его душу. Я не ускорил его смерть раньше предписанного времени, я не съел отпущенное ему ризки. Я – посланник Аллаха и не могу не повиноваться повелению Аллаха. Если же вы будете довольны предопределением Аллаха, то получите за это вознаграждение, а от предписанной смерти никто не уйдет. Сколько бы вы ни плакали, я буду приходить и по одному забирать ваши души».

Мухаммад Хусайнию

По материалам книги "Маватинуль инсан ".

Loading...Loading...