На Бога надейся, но сам не плошай. Беседы с батюшкой

Алкоголь, водка, пиво АСД Библия, авторы и персонажи Библия. О Книге книг Бог есть любовь! Вечеря Воскресение мертвых Второе Пришествие Десятина и пожертвования Дом и семья, брак Духовные дары Закон, грех Здоровье и красота, спорт Иисус Христос, Его жизнь Ислам и Коран Крест Крещение Личное служение Молитва Музыка и христианство Небо, ангелы и небожители Непознанное Ной, ковчег и потоп Нравственность выбора, этика Об авторах и сайте Освящение Пасха, праздники Пост Прощение и исповедь Религия, обряды и церковь Сатана и демоны Секс, эротика и интим Слова и выражения из Библии Смерть, рай и ад, душа и дух Спасение Суббота Творение Толкование Писания Троица в христианстве Разное

пословицы которые имеют психологический смысл

Ирина спрашивает: "Как можно объяснить недостаточно сведущему в Библейских Истинах человеку, что поговорка На Бога надейся, а сам не плошай- в корне не верна?"

пословицы и говорки о дружбе

Поговорки это конечно не панацея, но в них собирается то, что люди видят, слышат и думают на протяжении долгого времени. И то, что эти поговорки передаются, говорит о том, что эти мысли близки не одному человеку, но многим (целым поколениям). Но еще нужно знать - что почти на любую ситуацию есть прямо противоположные поговорки. К этому мы вернемся чуть позже.

пословица мораль к басне

"На Бога надейся, а сам не плошай" - с каким социальным явлением сталкивались люди, чтобы сказать такую фразу? Наверняка все мы встречались с религиозными людьми, которые по знанию или незнанию были пассивны в жизненных сложностях. Обычная оправдательная фраза - "Надеюсь на Господа и Его волю. ", "Бог усмотрит. " и т.д.

не было печали пословица

Фраза правильная, но поведение - нет. Есть люди, которые верят и делают, а есть те кто верят и не делают ("ждут у моря погоды"). Поговорка говорит об этом втором негативном варианте.

коми пословицы о труде

Почти все библейские персонажи были весьма активными людьми - и при этом молились, надеялись на вмешательство Господа - и Господь благословлял их усилия, и давал результат намного превышающий человеческие возможности.

пословицы про эмитентов

Когда Давид вышел на борьбу с Голиафом - он надеялся на Господа. При этом у него уже была смелость и решительность, ему доводилось убивать крупных животных, он умел работать с пращей. Давид отказался от меча и шлема царя Саула (хотя воевали именно так), но взял несколько плоских камней для пращи и выступил в бой. Если бы он сидел от страха в палатке и ждал, что "Господь как-то усмотрит" - победы Давида не было бы.

что согласно русской пословице бережет копейка

рассказ пословице делить шкуру неубитого медведя

Здесь стоит также заметить нюанс, активность должна быть в "ритме". Сердце после каждого удара отдыхает. В природе есть ритмы: весна - время роста, лето - время созревание, осень - время урожая, а зима - время покоя. Приливы сменяются отливами. Нам важно искать этот ритм,заложенный Богом, и двигаться в нем, а не на наперекор - хотя бывают разные ситуации и Бог может призывать к разным действиям.

грузинские пословицы про учебу и труд

Возвращаясь к теме противоречивой народной мудрости, вот обратная сторона "На Бога надейся, а сам не плошай" :

пословицы о любви на латыни

  • "Научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибет."
  • «Не уклоняйся от дела, но и не суетись чрез меру».(Гораций),
  • «Упорство невежд убьет их, а беспечность глупцов погубит их». (Притчи 1:32)

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Одна русская поговорка гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай». Хотелось бы сегодня, начав эту программу, порассуждать о том, насколько она христианская или нет, как во всем полагаться на волю Божию и при этом делать то, что зависит от нас самих.

Тема достаточно сложная. И для того чтобы анализировать поговорки, конечно, бывает нужна в первую очередь помощь филолога, а во вторую - священника. Но давайте будем вместе рассуждать. Эту поговорку можно встретить произносимой несколько по-разному. «На Бога надейся, а сам не плошай». Что означает в нашем русском языке это «а»? Отец пошел на работу, а я остался дома - это противопоставление: отец занят одним, а я занят другим. Или: щи соленые, а борщ еще солонее. Это как бы сравнение. И если мы именно так произносим эту поговорку («На Бога надейся, а сам не плошай»), то ее гораздо сложнее воспринять по-христиански по сравнению с тем случаем, если мы ее произнесем так: «На Бога надейся, да и сам не плошай». Тут уже гораздо сложнее усмотреть какое-то противопоставление.

В то же самое время в большинстве случаев, насколько я понимаю, эту поговорку произносят как христиане, так и нехристиане. В устах последних она звучит довольно беззлобно, именно с призывом к тому, чтобы больше времени и сил посвящать созидательной деятельности, чем какой-то созерцательной, что характерно для верующих. А верующие люди, конечно, эту поговорку воспринимают именно по-христиански и говорят: «В жизни человека должны быть и созерцательные моменты, и моменты молитвы, веры, надежды на Бога, упования на Его святую волю. В то же самое время человек должен действовать и сам». Даже в нашем православном богословии есть учение о гармонии этого со-действия, учение о синергии, о том, что именно в со-действии двух воль и двух усилий (Божеской и человеческой) созидается наше спасение.

По-другому спастись нельзя, только так. Нельзя спастись самому, потому что без Бога спасение невозможно; и нельзя спастись только в уповании на то, что Бог сделает все Сам. По крайней мере, даже для такого упования была бы нужна вера, а это уже что-то с нашей стороны. Конечно, если эта вера не просто насажена Богом в человека, а подразумевает какой-то благодарный творческий отклик в человеке. Так и получается, что мы, христиане, воспринимаем эту поговорку как призыв для себя, чтобы в надежде на Бога не исключать для себя самое активное, самое деятельное участие в том, чем бы мы ни занимались, стремясь к славе Божией. Для очень многих людей стремление жить во славу Божию является серьезным двигателем жизни.

И конечно, здесь всегда встает вопрос меры: в какую меру я должен уповать на Бога, надеяться на Него, в какую меру я должен трудиться? В этом смысле приходилось слышать вариант этой же поговорки у французского народа (если я не ошибаюсь), она звучит так: «Если ты молишься, молись так, как если бы все зависело только от Бога, а трудись так, как если бы все зависело только от тебя». То есть здесь нет каких-то полутонов: трудись с полной самоотдачей, но и молись так же. Именно такой вариант поговорки звучит, конечно, гораздо более категорично и не подразумевает возможности для того, чтобы расслабиться.

А наш вариант - «На Бога надейся, да и сам не плошай», то есть на Бога надежда есть, но и сам тоже прилагай усилия … Понятно, что плюсом к Божьей воле, к Божьей силе человек мало что может приложить. Даже отчасти на эту тему есть интересная книга: «Сила Божия и немощь человеческая». То есть это, конечно, намек на православное учение о синергии, со-действии. Но сила Божия - это сила, а что со стороны человека? Немощь, наша слабость... Вот так и живем.

Вы сказали, что хорошо бы поговорить с филологом на эту тему. Действительно, если мы сегодня понимаем эту поговорку в том смысле, что на Бога надейся, а сам не бездельничай, не бездействуй, то смысл слова «плошать» - это совершить оплошность, промах и ошибку. Получается, на Бога надейся, но сам ошибок не совершай. Совершенно по-другому раскрывается это изречение.

Да. Именно об этом нам тоже говорит наше христианское учение о человеке. Как тут не вспомнить другую поговорку: «Делай благо, бегай злаго»? Так говорят с таким южным акцентом. Убегать от зла, как в 33-м псалме говорится (поговорка основана на этом): «Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и». Уклоняться от зла, не плошать - одно из тех стремлений, которые обязательно должны быть в нашей повседневной жизни.

Наша зрительница в социальной сети «ВКонтакте» пишет: «Мне кажется, тот, кто произносит эту пословицу, не верит Богу, больше надеется на свои силы. Часто замечаю: когда возникают проблемы, начинаю звонить знакомым, ищу возможность выхода из ситуации. Не означает ли это, что во мне нет веры или ее мало и она слабая? Что нужно делать, чтобы укрепить в себе веру в Бога, молиться с силой и уверенностью, что Он поможет?»

Если человек сам оценивает свое внутреннее духовное состояние как недостаток веры, то это явное свидетельство, что человек просто получил от своей совести некое извещение о том, что веры действительно маловато и что нужно веру укреплять. Человек действительно может в своей жизни сопоставлять какие-то события и говорить: «Хорошо, у меня неприятности; их можно изжить несколькими способами. Если это неизбежные неприятности, плохие новости, которые будут иметь какие-то последствия в моей жизни, я могу, во-первых, обратиться к Богу и попросить Его о помощи: Господи, помоги мне это пережить. Во-вторых, я могу Богу исповедоваться, открыть Ему свою душу и сказать: Боже, обращаюсь к Тебе как к своему Отцу, со мной произошли такие-то и такие-то неприятные вещи, это сокрушает мою душу, я это так-то и так-то переживаю, у меня такие-то ассоциации с переживаниями из детства… Если человек внимательно смотрит в свою душу, он в себе видит множество самых разных оттенков переживания каких-то сопоставлений. Это все он может излить в исповедальной молитве Богу, что, конечно, поможет. Бог даст Свой отклик, пошлет Свою благодать.

Как говорят современные психологи, в человеке есть такая жизненная потребность: если что-то случилось, то большое облегчение состоит в том, чтобы выговориться, кому-то это рассказать, проговорить. Важно, кто это. Может быть, это Бог. Вот если человек испытывает душевное стремление обратиться к Богу, то это, конечно, очень хорошо. Это свидетельство того, что у человека есть крепкая вера, твердая надежда, навык в самостоятельной молитве. У человека есть возможность и внутренняя потребность вступать в непосредственные взаимоотношения с Богом через такую исповедальную молитву. А если этого нет? Тогда, как вот эта женщина, написавшая вопрос, человек позвонит друзьям, знакомым, родственникам и изольет свои беды им. А потом скажет: «Но ведь я христианка, у меня была возможность излить свою душу Богу, но я этого не сделала. Значит, веры у меня маловато». Если человек заметит в своей душе такую кривизну и скажет: «У меня мало веры, я должен ее укреплять», - разве он не может поверить этому помыслу? Наверное, должен ему поверить.

Вопрос телезрителя из Ярославля: «Несколько лет назад я давал Господу какие-то обещания. С одной стороны, если пообещал что-то Господу, надо выполнять, а с другой стороны, это лукавый смутил. Как в этом случае быть? Что делать с обещаниями, которые даны опрометчиво, по смущению лукавого? Сейчас-то я так не делаю, понимаю, что это неправильно».

Тут, конечно же, необходимо посоветоваться со своим духовником или своим приходским священником, вместе с которым нужно составить какое-то рассуждение: что из Ваших обетов серьезно и исполнимо, а что, может быть, менее серьезно и неисполнимо. Священник может посоветовать Вам подвергнуть себя какому-то испытанию, чтобы попробовать что-то соблюдать в надежде на то, что Бог пошлет силы. Иногда такое бывает. На первый взгляд кажется, что я чего-то не могу достичь, но если с благословением берусь за это дело, то Господь и дает силы, и указывает путь, чтобы это осуществить. И как-то так само собой получается: вроде и не ожидал, но получился какой-то духовный прорыв, какое-то духовное усилие.

А с другой стороны, к сожалению, бывают обеты, данные опрометчиво, которые либо неисполнимы, либо мало полезны. Даже и такое бывает: вроде бы это исполнимо, но пользы будет мало, если со скрупулезностью соблюдать какие-то правила, которые человек поспешил на себя возложить. И тут, конечно, священник может дать свой совет, свое благословение. А если признает те обеты, которые Вы дали, неисполнимыми или неполезными к исполнению, то прочитает из Большого Требника специальную молитву о дерзостно клянущихся и даст свое благословение, чтобы через покаяние Господь освободил Вас от обязанности соблюдения этих обетов.

Как, помня о Боге и Его воле, не быть бездейственным, думая, что уже за нас все решено и что по воле Божией в итоге все равно всё управится? Это одна крайность, когда ответственность полностью перелагается только на Бога. И наоборот, как не стать слишком самонадеянным, думая, что все, что у меня сегодня есть, - это все лишь мои усилия? Как не впасть ни в ту, ни в другую крайность? Где эта золотая середина?

Во-первых, ключ к благоразумному пониманию своего места в жизни лежит в глубоком понимании воли Бога. Нужно глубже изучать нашу православную духовную традицию и стремиться больше читать и Священное Писание, и толкования на Священное Писание, и жития святых, в которых раскрываются как добродетели, так и какие-то греховные случаи. И, конечно же, читать специальные книги, в которых авторы рассуждают о соблюдении воли Божией, о ее нахождении. Широко известна книга «Илиотропион» (или «Подсолнечник») как опыт согласования воли Божией с волей человеческой.

И в общей канве нашей православной традиции нужно искать те примеры, те побуждения, которые соответствуют именно тебе. Потому что каждый человек о себе может сказать, во-первых, что ему столько-то лет; во-вторых, что он воспитан в такой-то культуре; в-третьих, что ему дано какое-то воспитание именно его родителями; о том, кто они были, какое воспитание, в каком стиле они ему дали это воспитание; кто он по характеру, каково его служение, кто он по профессии, в общественной жизни и так далее. Каждый раз задавая себе эти вопросы, человек сопоставляет себя как со святыми людьми, так и с людьми греховными, следы которых он найдет в нашей православной духовной традиции. И, задавая себе эти вопросы, он со временем, конечно, будет искать и находить себя среди этих примеров и, внимательно прислушиваясь, с молитвой, к голосу своей совести, будет искать ответы на все эти вопросы и находить их в каждый момент своей жизни.

Нельзя так сказать, что в один прекрасный момент человек сосредоточился на этой теме, нашел ответы на все эти вопросы и успокоился. Конечно, такого не бывает. Потому что, во-первых, в человеке на протяжении жизни кое-что может меняться. Если человек монах, то он, наверное, счастливее других людей, потому что у него в жизни очень мало что может поменяться. А у мирских людей с течением времени может меняться очень многое. Так или иначе, вся жизнь - это поиск самого себя, поиск того, как лучше предстать пред Богом, какое лучше занять место среди своих ближних. Как тут не вспомнить такую замечательную поговорку: «Век живи, век учись»? И в этом смысле, конечно, вся наша жизнь - это именно поиск воли Божией в том самом моменте, в котором я нахожусь здесь и сейчас.

Идут подготовительные недели к Великому посту, и люди спрашивают в соцсети «ВКонтакте» про соблюдение поста. Телезрительница из Волгограда спрашивает: «В воскресенье мы будем говорить на службе: "Бог простит, и я прощаю". Когда это звучит из уст воцерковленного человека, то проблем не возникает, а вот если говорит такую фразу светский человек, который не ходит в храм, стоит ли его наставить? Могут ли невоцерковленные люди ее произносить?»

Каким бы ни был тот или иной человек, воцерковленным или невоцерковленным, даже если он совсем далек от церковной жизни, по крайней мере, тема прощения не чужда совершенно никому. Если у человека есть хотя бы немного совести, то ему нужно прощение, ему нужен мир со своей совестью, со своими ближними. Если он знает, что для христиан наступило это блаженное время начала Великого поста и время, когда ради спасения совершенно необходимо простить все недостатки, все обидные случаи, от всей души простить, - неужели человек, даже мало еще воцерковленный, редко задумывающийся о Боге, не может сказать: «Если я хотя бы в этот момент подключусь к той духовной традиции, которой руководствуются христиане, неужели мне от этого станет хуже? Нет, не станет. Потому что у меня точно такие же потребности, как и у христиан»?

И это совершенно нормальные, здравые потребности, потому что временами надо обращать внимание не только на свое «величие», а на то, что у тебя, как и у всех, есть недостатки. И если я попрошу прощения и сам от всей души прощу, неужели от этого мир станет хуже? Конечно, нет. Мир станет лучше. Поэтому если большинство совершенно невоцерковленных людей и, может быть, даже тех, которых мы считаем вообще неверующими, следуют за нами в соблюдении этих счастливых традиций масленичной недели, начала Великого поста, то от этого и они, и мы сами, и весь мир станет только лучше и краше.

Да, но, видимо, речь идет именно о том, что Бог простит. Потому что вообще услышать слова «прости меня» от кого-либо в наше время, к сожалению, редкость. И услышать - это, конечно, плюс. Но вопрос-то как раз в том и состоит: они говорят «Бог простит», а сами при этом в Бога не веруют.

Прошу прощения, но позволю себе не согласиться. Потому что если человек совсем не верует, то, по его мнению, Бога нет, а значит, и прощать некому. Тогда он так не ответит; значит, все-таки что-то есть в его душе.

Она же еще говорит, что когда это звучит из уст воцерковленного человека, то вопросов не возникает. У меня вопросы возникают, но не лично к кому-либо, а вообще вопрос прощения. Потому что в воскресенье вечером будет совершаться чин прощения практически во всех храмах Русской Православной Церкви, где будут службы, и испрашивать прощения мы будем друг у друга, у друзей, родственников за те обиды, которые помним и не помним. Как сделать так, чтобы это было не традицией, не желанием соблюсти и поставить какую-то галочку в Прощеное воскресенье, не просто делать рассылку: «Простите меня, братья и сестры», - а испросить прощения и вспомнить то, за что это прощение стоит попросить?

Если заботиться именно о глубине своего участия в этом процессе, то здесь можно сказать, что нужно готовить себя к этому дню весь минувший год. Почему? Потому что вся глубина этого вопроса состоит в остроте наших переживаний того, что диктует нам наша совесть. Если наша совесть нам дорога, то мы, во-первых, будем ее сберегать, будем с ней сотрудничать, будем ее настраивать как особо тонкий инструмент взаимодействия с Богом и стараться жить по совести. И вот если у нас совесть действительно настроена, если она нам помогает, если она для нас инструмент, тогда и само по себе испрашивание прощения, желание прощения будет искренним, глубоким и от всей души. И, соответственно, преподание прощения тоже будет таким же серьезным и именно духовным актом.

Ну а как сохранить совесть, как не на общей канве нашей церковной жизни? Все, что происходит в нашей церковной жизни, как раз и способствует в том числе и тому, чтобы нашу веру сохранить и настроить. Поэтому здесь, конечно, нужны личные волевые усилия и желание узнавать все больше и больше о нашей православной духовной традиции, и молитва, и таинства, и добрые дела. Все это совершенно необходимо для того, чтобы с совестью дружить, с чистой совестью просить и преподавать прощение и поддерживать ее в чистоте и добром порядке весь следующий год.

Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: «У меня вопрос по поводу фразы "Бог простит, и я прощаю". Я верующий человек, но считаю, что надо правильно говорить, не решать за Господа Бога. Я всегда говорю, когда у меня просят прощения: "Я прощаю; и прости, Бог". То есть я прошу Господа Бога, чтобы Он простил этого человека».

С точки зрения филологии, как мне представляется, когда человек говорит: «Бог простит», - это как раз пожелание того, чтобы Бог простил. Пожелание заключается именно в этом: «Бог да простит тебе, и я прощаю». Пожелание в первую очередь адресовано к Господу Богу, чтобы Он простил. И я прощаю. Таким образом, пожелание человека, который произносит эту фразу, - это пожелание всестороннего мира для собеседника: мира с Богом и мира с человеком.

- Поэтому если кого-то смущает такая фраза, пусть добавит: «Да простит тебя Бог».

Да, конечно.

- Я думаю, что в этом, наверное, ошибки не будет.

Не будет.

Телезрительница пишет: «Сейчас очень модно и актуально говорить и жить по принципу "жизнь коротка, надо взять от жизни все". Приемлема ли эта позиция для верующего православного человека»?

Очень хорошая поговорка и жизненная позиция, но для тех, кто это понимает. А понимание заключается в том, что действительно жизнь коротка для того, чтобы спастись, чтобы за это краткое время прийти к Богу. Жизнь коротка для того, чтобы сделать добрые дела, для которых у нас может не хватить времени, сил, денег, желания объединиться вместе с другими людьми, чтобы сделать эти добрые дела. Об этом как раз надо помнить, имея в виду слова из Священного Писания Нового Завета, где в одном из апостольских посланий говорится, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. Время трудно удержать, оно в целом ряде случаев нас томит своей нагрузкой, мы воспринимаем его как какую-то тяжесть, но в большинстве случаев оно просто ускользает у нас из-под рук и мы очень многого не успеваем. Поэтому жизнь коротка, надо успевать, но успевать делать добро.

- Мы тоже рассуждали с Вами по этому поводу еще до начала программы в том плане, что человек понимает под словом «всё» («бери от жизни все»). Если «всё» - это все пороки, которые существуют в нашем современном обществе, тогда это неприемлемо для православного человека, а если брать «всё» в качестве того, что заповедано Богом, тогда - да.

Люди встречаются, друг друга радостно приветствуют, прощаются и говорят: «Желаю тебе всего самого лучшего, самого доброго». Вот именно к этому всему лучшему и доброму и надо стремиться.

Телезрительница пишет: «Можно ли спастись, не имея духовника? Если да, то чем руководствоваться, если нет, то как и где его найти? Исповедоваться приходится каждый раз у разных батюшек, и исповедь превращается в обычную формальность».

Тут, наверное, нужно сосредоточиться на главной проблеме, которая, скорее всего, человека и гнетет, что исповедь является формальностью, неким допуском к таинству Святого Причащения. И, конечно, получается, что такая исповедь как формальность краткая. С одной стороны, она необходима, потому что как приступать к Причастию с горой грехов? С другой стороны, если человеку нужна какая-то помощь и поддержка священника, то о них нужно попросить. Даже в краткое время, когда за тобой еще целая вереница желающих исповедоваться, всегда есть возможность сказать: «Батюшка, мне нужен Ваш совет, мне нужна Ваша помощь, у меня есть духовные затруднения». И, соответственно, священник либо сразу же выслушает, либо, может быть, назначит какое-то другое время, а может, у него в графике уже есть какая-то форма общения с прихожанами для того, чтобы отвечать на вопросы в какой-то широкой или узкой аудитории.

Поэтому, конечно, к этому надо стремиться: если что-то волнует, задавать вопросы. Собственно говоря, так и находят духовника. Для того чтобы найти духовника, нужна какая-то степень духовного доверия между священником и духовным чадом. А как эту степень выявить, если не вступить во взаимодействие, в диалог? Поэтому между прихожанином и священником, конечно, должен быть диалог, и прихожанин должен, не стесняясь, в этот диалог вступать и предлагать его. Потому что священник может просто сказать себе: «Если прихожане мне не задают вопросы, значит, я имею полное право надеяться на то, что у них все в порядке, духовная жизнь идет как надо». С одной стороны, это может быть и так в ряде случаев, но может быть и не так. А чем больше прихожан, тем больше вероятность, что это вообще не так. У прихожан есть проблемы, но поскольку прихожан много, а священник один (например, в каком-нибудь большом населенном пункте, где одна церковь и один священник), то ему, конечно, здесь бывает туго, но так или иначе, если сами прихожане не возопиют о своих духовных проблемах, то будет как в поговорке: «Дитя не плачет, мать не разумеет».

Без духовника, конечно, можно спастись, если стремиться знать нашу православную духовную традицию, если стремиться к Богу всем сердцем, если стремиться находить ответы на вопросы из духовных книг, из совета с единомысленными братьями и сестрами, сведущими в вере, - все это, так или иначе, пути разрешения трудных вопросов духовной жизни, с которыми может столкнуться православный христианин. Но если есть достаточно опытный священник, с которым сложилось доверие, диалог, он и может стать духовником. Хотя, с другой стороны, для большинства христиан именно таким духовником в общем смысле этого слова (как тот, который помогает спастись) должен быть любой православный приходской священник, к которому я пришел на исповедь. В данном случае он - мой духовник. Вот если у человека такое отношение, такое стремление, в хорошем смысле слова дерзновение, то человек никогда об этом не пожалеет.

Вопрос телезрительницы из Симбирской епархии: «Когда у меня просят прощения, я говорю: "Бог простит, и я прощаю". А если, например, мои дети просят у меня прощения, а я скажу: "Бог простит, а я на вас не в обиде", - я правильно буду так думать, или это от лукавого?»

От лукавого, конечно. Детей тоже надо прощать, дети тоже люди, только маленькие. Они тоже христиане, верующие; их также надо прощать. Но с другой стороны, конечно, в воспитании есть целый ряд именно воспитательных моментов, связанных с программой, которую родители продумывают в отношении своих детей. Если, например, ребенок борется с каким-то грехом, какой-то дурной привычкой, дурным навыком и просит у родителя прощения, особенно если он с хитринкой, то вполне может удивиться и сказать: «Ну как же так, дорогие мои родители? Вы меня вроде бы прощаете, но в то же самое время, если я допускаю какую-то оплошность, вы продолжаете относиться к этой оплошности и к моей вольной или невольной вине сугубо отрицательно. Как же так?» И тут, конечно, необходима серьезная и вдумчивая, именно по-взрослому, воспитательная беседа, чтобы положить разграничение, где лежит некий рубеж между личной обидой и воспитательным моментом, который необходим (и не один) в семейной жизни в воспитании детей.

Родители должны воспитывать ребенка без гнева. Но если родительская строгость помогает ребенку справиться с какими-то нехорошими поступками, то здесь нужно именно так настроить ребенка и сказать: «Я не могу поступать с тобой слишком мягко и не грозить тебе строгими наказаниями, потому что ты в одиночку не справишься. И здесь у нас с тобой должно быть некое взаимодействие. Мы с тобой вместе должны работать над этой проблемой. Ты должен употреблять свою волю, стремясь к Богу в молитве, в надежде исправления, в покаянии; ты должен стараться себя изменить, а я тебе в этом должен буду помочь, чтобы ты не забыл, что какие-то дурные навыки, к которым ты привыкнешь с детства, могут отразиться на всей твоей будущей жизни. Это касается как чего-то серьезного, так и каких-то элементарных вещей: не произносить сорных слов, не совершать глупых, ситуативных поступков, да и просто не разбрасывать свою одежду».

Вот грань между педагогикой и духовным воспитанием в некой церковной традиции. Я думаю, нашим зрителям было бы радостно услышать еще от Вас какое-то наставление на грядущий Великий пост: как нам провести оставшуюся неделю и как пройти этот многодневный подвиг?

Сейчас уже наступила масленичная неделя, неделя после воспоминания о Страшном Суде, когда мы содрогались в опасении того, как бы не стать по левую руку Христа Спасителя, когда Он придет во второй раз, для того чтобы судить живых и мертвых. Конечно, на масленичной неделе можно позволить себе какие-то невинные развлечения и увеселения, но если мы зайдем в храм Божий, то увидим, что уже начались поклоны с молитвой святого Ефрема Сирина, которые настраивают нас на сугубое покаяние; уже в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, а вместо этого совершаются службы, наполненные чтением, подобные великопостным.

И конечно, вся канва нашей церковной жизни направляет нас к тому настроению, которое должно быть характерно для нас на протяжении святого и Великого поста, - это радостопечалие. С одной стороны, покаяние, изменение, побуждение себя к Богу должно быть для человека радостью, потому что в центре этого стремления источник радости, а трезвый взгляд на себя, свои недостатки и грехи побуждает нас к печальным вздохам, к тому, чтобы говорить: «Да, наше нынешнее положение весьма печально, но если мы сумеем устремиться к Богу, то это будет для нас радостью». Поэтому дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы стремились к честности, искренности, набирались бы сил. И стремились бы в ожидании святого дня Прощеного воскресенья (когда мы и даруем всем прощение, и сами от всей души просим прощения у наших ближних и, конечно, у Бога) дарить побольше улыбок своим ближним, тем, кто рядом, искренне стремиться приходить к ним на помощь и во всем стараться жить трепетной надеждой и серьезной, сосредоточенной молитвой.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

    Это пословица означает, по мнению поверхностно-верующих или формально-верующих, что смертный человек способен сделать что то без ведома Создателя, и исключительно по своей Человеческой воле.

    Что человек, дожидаясь благосклонности Бога, имеет возможность улучшить свое положение и сам.

    Эта пословица - бесполезный совет. Ну как может человек - создание Господне, быль умнее своего Создателя?! Это человек может так заблуждаться, думая, что если он что то придумал, то это придумал он. Да это Создатель надоумил его!

    На все воля Божья! И ни чего на свете не бывает без Его ведома!

    Эта пословица говорит о том, что человек сам строитель своей жизни. Делать все должен сам, а Бог поможет, если будешь достоин - постелет соломку, перекинет мостик, отведет от обрыва. А постоянно вести тебя за руку и отряхивать от пыли он не будет. Человек сам должен учиться на своих ошибках. Верить, что ему дается ровно столько, на сколько у него хватает силы. И на сколько он оправдывает свое звание - человек. Надеяться всегда надо на покровительство Всевысшнего.

    По простому скажу. Пословица эта гласит, что Все будет хорошо, с любом случае) Но чтобы было так как для тебя лучше, то предпринимай сам действия. Для того, чтобы решить какую-либо проблему, или выйти из ситуации с выгодой для себя. Или хотя бы не навредить делу, людям да и самому себе.

    Не все, конечно, зависит конкретно от твоих усилий. Там наверху лучше знаю как правильно и должно быть. Но и ты сидеть не должен без дела и надеяться на Божью помощь.

    В общем, как-то так. Попыталась своими словами объяснить эту известную пословицу.

    Все просто. Бог конечно же может помочь человеку в какой-то ситуации, но главное все равно будет зависеть от человека, а именно от того, что он сделает или не сделает в определенный момент. И в этот момент ответственность будет только на этом человеке, не отнюдь на Боге. Ну и кроме того, Бог не посылает человеку испытаний, с которыми тот не может справиться сам; а если и посылает, то для этого человека жизнь просто заходит в тупиковую ситуацию и заканчивается. Как в таком случае говорится, все, что нас не убивает, делает нас сильнее (хотя я и не могу в полной мере согласиться с этим).

    Так что надейтесь на божественную помощь, но сумейте использовать подаренный Богом шанс правильно.

    Стоит рассмотреть какую роль в этом выражении играет союз. Союз а в предложении играет роль либо сопоставления, либо противопоставления.

    Пример противопоставления: Папа пошел на работу, а я остался дома.

    Если такой смысл вкладывать в данную пословицу, то получается, что человек сам по себе, а Бог сам по себе. Значит человек совершенно не видит пользы от надежды на Бога. Он не понимает, что связь человека с Богом на самом деле существует.

    Пример сопоставительной роли союза а в предложении: Небо синее, а трава зеленая.

    Здесь вложена мысль, что два понятия сосуществуют, но они разные. И в этом случае, поговорка будет подразумевать бессмысленность надежды на Бога.

    Вот если бы вместо а стоял союз и тогда все было бы гораздо позитивнее. Была бы мысль о сотрудничестве человека с Богом. И неизвестно какой же союз в этой поговорке стоял изначально. Поговорки со временем деформируются.

    Мне кажется, что эта фраза должна на самом деле звучать так: Надейся на Бога, да и сам не плошай.

    Она обозначает примерно следующее: надеясь на высшие силы. На бога, ангела-хранителя и прочее.. Не надо забывать о жизненных реалиях и всех обстоятельствах. И надо самому следить за своим здоровьем, своим поведением, вобщем за свою жизнь надо отвечать самому. Например: если на асфальтированной дороге, находится открытый люк, не стоит идти с закрытыми глазами. Надеясь что вездесущий боженька и ангел хранитель уберегут тебя от беды, и ты не упадшь никак в этот люк, а обязательно его обойдшь: помогут бог, ангел-хранитель и твоя сильная вера в них. Это конечно же не так. Если будешь совершать неоправданно-рискованные действия и совершенно не думать о своей безопасности, никто тебя не убережт от беды, всеразличных напастей и неприятностей. Эта поговорка сообщает нам, что надо быть осторожным и бдительным. Не надо быть слишком легковерным и самонадеянным. Что человека подстерегают опасности на жизненном пути. Будь то болезни и другие напасти. И не надо надеяться лишь на бога или на чудо, и думая что если будешь слепо верить в них, то и делать то тебе ничего не надо. И богатство к тебе придт и беды тебя обойдут. Это не так. Есть ещ одна поговорка, близкая по смыслу к этой: Бережного-бог бережт. Так что человек должен сам формировать сво поведение, не надеяться что его уберегут от беды бог, ангел-хранитель, высший разум или ещ какие либо потусторонние силы. Человек сам отвечает за свои действия в этой жизни и сам расплачивается за свои ошибки которые в этой жизни совершает.

    общаясь с разными людьми был поражен на сколько противоречивые понятия они вкладывают в слова половицы -На Бога надейся, а сам не плошай.

    одни утверждают что, это означает - важно полагаться на Бога, но прикладывай усилия, чтоб твои дела были в согласии с его волей.

    другие говорят что - на Бога можно только надеется, а делать самому вс надо будет

    третьи предполагают что - важно надеется на Бога, но ты же не дурак - сам действу

    Понимание разные потому, как на разных частях делают акцент или эти части делают их равными. Если на первой части концентрировать внимание как на повеление, а вторая часть как поощрение, то мы будем думать как первые утверждают. Такую позицию занимают верующие люди. Чтобы напомнить, что и дальше важно так поступать.

    Если во главу ставим вторую часть, то будем думать как другие. Но логично ли так думать? Так думают гордецы

    Если делать части пословицы равными, то будем думать как третьи. Но так думают гностики, которые сомневаются в вмешательстве Бога в дела людей.

    Спорить бесполезно с людьми, какая трактовка правильная? Каждая группа будет отстаивать свою правоту.

Кто не слышал поговорку «На Бога надейся, а сам не плошай»? На первый взгляд, смысл поговорки понятен - действуй. Вроде все есть в ней: и Бог, и надежда на него, и призыв работать, что-то делать самому, прилагать свои усилия. Но это лишь на первый взгляд. Существует такое понятие как техника медленного прочтения, - когда читающий вдумывается в каждое слово, вычленяя не общий, заявленный посыл текста, а то как этот текст влияет на сознание на самом деле, его скрытый подтекст. При таком прочтении эта пословица не кажется такой уж безобидной с христианской точки зрения

Союз «и» лучше…

Давайте вчитаемся: на Бога надейся… а… сам не плошай. Союз «а» в данном случае является разделительным. Бог отдельно, сам отдельно. Бог - Богом, а ты сам давай там… сам по себе. Вторая часть (после союза «а») как бы говорит о недостаточном доверии Богу. Есть такое богословское понятие как синергия, от греческого synergos - «вместе действующий». Оно означает совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения. Синергийность подвижничества означает содействие (сослужение, сотрудничество) Божественной благодати и свободной человеческой воли. В свете этого понятия противительный союз «а» в поговорке следует заменить союзом «и» - «На Бога надейся, и сам не плошай». Тогда все становится на свои места. Тут и надежда на помощь Божию, на Его благодать и приложение для этого своих усилий.
Вообще в русском языке существует множество пословиц и поговорок о Боге, и все они, как правило, либо напрямую взяты из Библии, либо являются перефразировкой библейских фраз. Приведем несколько примеров:
«Бога бойся, царя чти» («Бога бойтесь, царя чтите» (1-е Петра 2,17);
«Бог дал, Бог взял» («Господь дал. Господь и взял» (Иов. 1,21);
«Просит убогий, а подаешь Богу» («Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19,17);
«Человек предполагает, а Бог располагает» («Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19,21);
«Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою» («Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17,1);
«На воре шапка горит» («Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (Притч. 28,1);
«От худого семени не жди доброго племени» («Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Матф. 7,17).
…И так далее… Однако поговорку «На Бога надейся, а сам не плошай» в Библии не найти именно из-за ее не очень христианского духа.

На Бога надейся. И верь

Что же такое надежда с христианской точки зрения? С христианской верой тесно связана христианская надежда. По Библии мы знаем, что «вера есть уверенность в невидимом», надежду же можно определить как уверенность в желаемом и ожидаемом. Христианская надежда сводится к уверенности, что цель мироздания (высшее благо для человека) - будет непременно(!) достигнута. Если сущность христианской веры состоит, главным образом, в том, что она прошедшее представляет как бы настоящим, то сущность христианской надежды заключается преимущественно в том, что она будущее представляет как бы настоящим и совершающимся. Христианская надежда не беспочвенна, а наоборот, имеет исключительно твердое и непоколебимое основание в неложных обетованиях самого Спасителя.

Вот как о христианской надежде когда-то писал профессор И.М. Андреевский: «Истинная христианская надежда есть добродетель, ибо она сопровождается готовностью и решимостью переносить временные страдания и испытания и безропотно нести свой крест, уповая, что все ниспосланное и попущенное Богом - непременно служит нам на благо. Сам Господь предупредил нас, что в блаженное Царство Небесное надлежит войти через многие временные скорби, которые все впоследствии обратятся в вечные радости. Христианская надежда поэтому всегда сопровождается преданностью воле Божией и уверенностью, что надежда на Бога никогда не посрамит. Надежда сопровождается также терпением. Образец христианского терпения дан христианину в образе многострадального Иова.

Уклонения от истинной христианской надежды, приводящие к грехам против этой добродетели суть: самонадеянность, малодушие, лжеупование, нетерпеливость и отчаяние. Самонадеянность вытекает из гордости и самомнения. Иные люди надеются больше «на князи и на сыны человеческие», нежели на Бога. Ненадеяние на Бога и переложение надежды на себя или на других людей вытекает из предпочтения мира временного вечному Царству Небесному. Малодушие возникает из-за недостатка веры в Промысл Божий в трудных обстоятельствах жизни. Лжеупование есть безрассудная и дерзкая надежда на Бога. Оно может выражаться, например, в безрассудном и легкомысленном отношении к опасностям для жизни в надежде, что Господь чудесным образом спасет ее. Непременное ожидание чуда в тех случаях, где следует смиренно отложить свое попечение и положиться всецело на волю Божию, также представляет собою пример лжеупования. Полное, легкомысленное бездействие во время нужды и бедности в ожидании Божьей помощи, как и нежелание обращаться к врачу во время болезни в расчете на непременное чудо, - тоже могут являть собою примеры лжеупования. Наиболее же грешным является тот вид лжеупования, когда человек просит и ожидает содействия Божия в делах злых (в мстительности, воровстве, обмане, вымогательстве и т. п.).

Истинная христианская надежда должна избегать как сомнения, так и дерзости: образцом для христианина должно быть упование, протекающее между страхом и надеждой. Нетерпеливость - когда человек возмущается и тяготится посланным ему Богом крестом - есть также грех против добродетели христианской надежды. Отчаяние как крайний вид уныния есть смертный грех, наиболее тяжкий грех против христианской надежды. Отчаяние большей частью есть следствие продолжительной порочной жизни в полном отчуждении от Бога и проявляется со всеми своими ужасами особенно в конце жизни человека. Но иногда оно возникает остро и под влиянием одного сильного жизненного удара, обнаруживая крайнее маловерие. От отчаяния тотчас спасает Сам Бог, если только человек возопит к Нему, как утопающий, о спасении с воплем: «Господи, спаси меня от отчаяния». Отчаяние часто, если не всегда, сопровождается общим состоянием души, которое в психологии называется «скорбной психической бесчувственностью», а в святоотеческой литературе именуется «окамененным нечувствием».

Если в отчаянии нет чувства надежды, нет силы воли для сердечной молитвы, то следует хотя бы устами только повторять «Господи, спаси, помоги», и Господь, за одну только память о Нем - протянет руку помощи».

Поразительно, как мы, понимая смысл слов, не всегда понимаем их суть. До меня глубинная суть этой пословицы доходила долго - почти 37 лет. И то пословица стала завершающей фразой всех моих душевных терзаний, сомнений и страхов.

Долгая дорога к пониманию

Я прослушала массу тренингов, прочитала килобайты статей, ворох книг, провела беседы с разными людьми в соцсетях и пришла к выводу, что большинство наших неудач, не сложившихся жизней и закопанных талантов проистекают из нескольких ключевых проблем.

Деление весьма условное, так как одна проблема порождает другую, а та третью, а та, в свою очередь, подпитывает четвертую, которая влияет на первую. Но если совсем грубо их разделить, то в основном нас мучают:

1. Неуверенность в себе. Иногда до патологического страха. Мы настолько привыкаем к своему любимому до мелочей изученному пространству, что отказываемся даже верить в жизнь за его границами. Мы не уверены, что справимся с тем всем новым и непривычным, что ждет нас ТАМ.

2. Отсутствие гарантий, боязнь рисковать. Нам очень хочется получить гарантии, что если уж мы рискнем, то получим то, что хотим. Или, как минимум, нас не ждет катастрофический провал. Но этого вам никто не может гарантировать. К счастью.

3. Перфекционизм. Очень часто, чтобы не делать решительные шаги дальше, мы топчемся на месте, вылизывая до кристального блеска то, чего удалось достичь. Прикрываясь тем, что дело еще не доведено до ума, мы избегаем его дальнейшего развития. Потому что там дальше все так же страшно и без гарантий.

4. Зависимость от чужого мнения. Многие оправдываются, что в детстве недополучили от родителей должного внимания, признания своих заслуг и талантов. Но не многие признаются, что, будучи взрослыми, ждут этого от других. И что плохое настроение, слезы и депрессия от того, что кто-то не оценил - это и есть зависимость от чужого мнения.


А главное, что все это вместе мешает нам достичь своих целей в жизни, реализовать самые заветные, пускай и самые безумные мечты. Мало того, некоторые не могут даже четко их сформулировать, настолько запуганы и зависимы.

Резюме

Практически все прочитанные мною книги, прослушанные тренинги и прочие источники полезной информации говорят о том, что надо делать хотя бы маленькие шажочки в направлении мечты. А если не можешь определиться, куда идти, то делать их в любом направлении. Это поможет хотя бы определить неверные направления.

Думаю, все вы слышали эту сентенцию в той или иной интерпретации. Но я осмыслила ее далеко не сразу, буквально в этом году. Мне пришел образ реки или моря. Когда мы идем на поводу у наших страхов, нерешительности и неуверенности, мы идем ко дну, навеки застревая в иле.

Оттуда жизнь действительно кажется тяжелой, неподъемной с отсутствием перспектив к изменениям. И мечта выглядит, как нереальное сияние. Но стоит нам избавиться от балласта, как нас выносит наверх, подхватывает течение и несет по направлению к ней. Нам надо лишь отдаться этому течению, иногда корректируя движение.

И рано или поздно мы нащупаем свою струю и ее течение вынесет к нужному берегу. Вот после завершения этого образа и пришло понимание пословицы «На Бога надейся, а сам не плошай».

Как вам такое прозрение?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Loading...Loading...