Наш любимый пророк мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) — начало золотой сильсиля. Как улыбался Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) Саллаллаху алейхи ва саллям как переводится
Ничто не могло противостоять распространению Ислама. Хотя были и 13 мучительных лет в Мекке, и жестокость неверующих. Коран имел исключительное влияние на людей: даже самые ярые враги истинной религии признавали, что смысл Книги Аллаха глубок и даёт отдохновение сердцу.
В ту пору жил известный среди арабов поэт Туфайль. В страхе перед «губительным» воздействием Корана он ходил, заткнув уши ватой. Однажды стихотворец встретился с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и подумал про себя: «Если я умный человек,
то, наверное, смогу сам отличить правду ото лжи». Он приблизился к Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям) и стал его слушать. Коран настолько поразил Туфайля, что он ушёл от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мусульманином.
Мушрик Валид бин Мугира поражался необыкновенному языку и красноречию Корана: «Видит Аллах, то, что я слышал недавно от Мухаммада, - это не слова человека или джина. Эти речи изумительны и сладостны.
Смысл их, словно обильные плоды зелёной долины, где текут реки… Без сомнения, Мухаммад победит, никто не сможет достичь его уровня». В другой раз, слыша чтение Корана, он так комментировал свои впечатления: «Я знаю все виды и жанры стихосложения, но это не рифмы, эти строки выше стихов. Такую смысловую и звуковую гармонию мне ещё не доводилось слушать». И тут же, оправдываясь перед соплеменниками, бин Мугира заявлял: «Однако он вносит смуту в родственные отношения…» Так мирские интересы мешали многобожникам принять постулаты Небесной Книги, ибо тогда им пришлось бы отказаться от многого привычного в жизненном укладе.
Мекка была в то время центром бурной торговли, а мушрики - успешными купцами. Если бы они признали Единственного Аллаха, то им пришлось бы прекратить продавать идолов. В Коране шла речь о равенстве людей перед Всевышним, и хозяев, и рабов, поэтому следует забыть о высоком социальном статусе. Но более всего пугал мушриков призыв к ответственности. В Коране говорилось о Судном Дне, когда человек будет спрошен обо всём, что делал на земле. Мекканцы же подозревали, что многие их деяния были греховными: они относились к рабам хуже, чем к животным, женщины не имели прав и считались чьей-либо собственностью. Ислам призывал держать под контролем свои страсти и привносить в жизнь дисциплину, что также было не по вкусу многобожникам. Поэтому они всячески изощрялись в попытках заглушить голос Корана. Сначала мушрики избивали и казнили тех, кто знал Коран, шумели во время его чтения, распускали слухи о колдовстве, запугивая приходящих в Мекку караванщиков. Затем, они посылали известных ораторов на площадь, где мусульмане читали Коран, чтобы отвлечь внимание толпы. Но ничто не могло остановить растущего интереса к Исламу.
Курайшиты поняли, что не могут справиться с Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) собственными силами, и отправились за советом к иудеям Медины. Тем было известно о рождении Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Они сказали: «Задайте ему три вопроса. Если он сможет ответить на них, то он действительно Пророк, если нет, то самозванец. Спросите его о юношах, которые спали в пещере и проснулись живыми через столетия, спросите о человеке, который прошёл все земли от запада до востока, спросите также о том, что есть душа». Посланник Всевышнего (саллялаху алейхи ва саллям) после того как услышал эти вопросы, сказал: «Приходите завтра, я дам вам ответ» . Но откровения от Аллаха не было ровно 15 дней. Курайшиты уже праздновали победу. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был огорчён. Но вскоре к нему явился ангел Джабраиль (алейхиссалям) вестью от Всевышнего. Создатель предупреждал Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «И ни о чём никогда не говори: «Я непременно сделаю это завтра», - не добавив слов «Ин ша Аллах» («если пожелает Аллах»)». Всевышний в ниспосланных аятах дал ответы на вопросы иудеев о юношах-обитателях пещеры, о пророке Зулькарнайне и о душе. После этого многобожники не смогли больше возражать.
Описание Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в Священном Коране и Сунне
Его описание в Священном Коране:
Вот некоторые из аятов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:
1. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (Анбия 21/107)
Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.
2. «О, Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33, 45/46).
3. «Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим» (ат-Тауба 9, 128).
В этих аятах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами «Сострадательный» (Ар-Рауф) и «Милосердный» (Ар-Рахим).
Сострадательность и забота Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) — это страдания и тяготы, которые он переносил, наставляя людей на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.
4. «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» (аль-Джума, 62/2).
Согласно этому аяту миссия нашего Пророка представлена четырьмя основными обязанностями:
б) Привести людей к благу через духовное очищение.
в) Учить Божественной Книге.
г) Показывать Божественную Мудрость.
5. «Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути» (Йа-Син.36/1-4).
6. «Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…» (Али-Имран.3/164)
Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием, повиновение и подчинение которому посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:
7. «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…»(ан-Ниса,4/80)
Всевышний Аллах условием любви к Себе определил послушание и следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):
8. «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах- Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3/31)
Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха, потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью,
9. «И воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калам, 68/4)
поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:
10. «Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?» (аль-Инширах, 94/1-4)
Слово «ноша» в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.
А аят «И не возвысили для тебя славу твою?» подразумевает возвышение его имени с приданием ему пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха в слове шахады (свидетельство веры).
Всевышний Аллах украсил его самыми прекрасными чертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:
11. «Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха» (аль-Ахзаб, 33/21)
12. «Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (Т.е. не говорите «о Мухаммад!», говорите «О, Посланник Аллаха!» «О, Пророк Аллаха») (ан-Нур, 24/63)
Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался: «О Посланник!», «О Пророк!», что свидетельствует об особых божественных почестях к нему.
Одной из особых почестей Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:
13. «Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении» (аль-Анфаль, 8/33)
По этому поводу Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал следующее:
«Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое — кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар» (мольбу к Аллаху о прощении) (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 3082).
В этом же и смысл аята: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:
«Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны». (Муслим, Фадаилус-Сахаба, 207)
Пророк наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности, ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.
14. «По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего» (Али Имран, 3/159)
Существует необходимый этикет, который мы должны соблюдать, когда пишем имена наших праведных предшественников. Это великие авторитеты религии, и они заслуживают определенного уважения.
Большинство людей имеет привычку сокращать мольбу за них аббревиатурами как «р.а.» и «а.с.»
Намного хуже этого - использование акронима «с.а.с.» по отношению к Пророку, мир ему и благословение. Величайший человек на земле заслуживает большего уважения чем это.
«Написание аббревиатуры взамен полного написания «салляллаху алайхи ва саллям» - да благословит его Аллах и приветствует, является нежелательным. Согласно ученным-хадисоведам». (Ибн Салах, стр.189. «Тадрибу Рави» 2/22)
«У тех, кто хотел сэкономить чернила, используя сокращённую аббревиатуру салавата на Пророка, мир ему и баслагословение, были болезненные последствия ». («аль-Кавлюль Бадиъ» стр. 494)
В нынешнее время полное написание «салляллаху алайхи ва саллям», «разияЛлаху анху», «рахимахуЛлах» или «алайхи ссалям» не займет так много времени или энергии.
Кто то и вовсе может использовать готовую функцию клавиш для этого - смысл в том, чтобы это было напечатано в полной форме.
«Ученным-хадисоведы призывали авторов писать выражение «салляллаху алайхи ва саллям» полностью, а также произносить устно то, что они пишут». («Тадрибу Рави», 2/20, «аль-Кавлюль Бадиъ», стр. 495)
Великое вознаграждение
Известный табиин Джаъфар ас-Садик, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Ангелы продолжают посылать благословение тем, кто написал «да смилуется над ним Аллах» или «да благословит его Аллах и приветствует », до тех пор, пока чернила сохранены на бумаге». (Ибн Каййим в «Джиляуль Афхам», стр. 56. «аль-Кавлюль Бадиъ», стр. 484. «Тадрибу Рави», 2/19)
Суфян Саври, да смилуется над ним Аллах, известный Муджахид сказал:
«Достаточна польза для распространяющих хадисы от того, что они непрерывно получают благословение для себя до тех пор, пока выражение “ да благословит его Аллах и приветствует ” остается написанным на бумаге». («аль-Кавлюль Бадиъ», стр. 485)
Алляма Сахави, да смилуется над ним Аллах, привел множество случаев из жизни на эту тему от разных передатчиков хадисов. («аль=Кавлюль Бадиъ», стр. 486-495. Ибн Каййим, да смилуется над ним Аллах, «Джиляуль Афхам», стр. 56)
Среди них следующий случай:
Сына Аллямы Мунзири, Шейха Мухаммада ибн Мунзири, да смилуется над ним Аллах, увидели во сне после его гибели. Он сказал:
«Я вошел в Рай и поцеловал благословенную руку Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: «Тот, кто напишет руками «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», будет со мною в раю»
Алляма Сахави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это сообщение было передано по достоверной цепочке . Мы надеемся на милость Aллaхa, благодаря которой Он одарит нас этим достоинством». («аль-Кавлюль Бадиъ», стр 487)
Амин.
Аль-Хаттиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, также сообщил о нескольких подобных снах. («аль-Джамиу ли Ахляки Рави», 1/420-423)
Еще одно замечание
У некоторых из нас есть привычка писать «аляйхи салям» (мир ему) при упоминании имени Посланника Аллаха, д
Ученые передали, что такую привычку иметь нехорошо. («Фатхуль Мугис»; сноска на «аль-Кавлюль Бадиъ», стр.158)
На самом деле Ибн Салах и имам Навави, да смилуется над ними обоими Аллах, объявили это нежелательным (макрух). («Мукаддима ибн Салах», стр.189-190, «Шарх сахих Муслим», стр.2 и «Тадриб ва Такриб», 2/22)
Тоже самое относится и к тому, кто говорит: «аляйхи салят» (благословение ему). Причина в том, что нам приказано в Коране просить обе вещи: И Салят (благословение) и Салам (мир) Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Сура 33, аят 56)
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране (смысл):
إِنَّ اللَّـهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (сура 33, аят 56)
Говоря «аляйхи салям», мы посылаем лишь «салам» без «салята».
Если у кого-то есть привычка изредка говорить «аляйхи салям» (мир ему) , а в некоторых случаях «аляйхи салят» (благословение ему), то это не будет считаться нежелательным (макрух).
Давайте будем писать и произносить салават в полном виде, без сокращения, всегда, когда мы поминаем имя нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Заметка:
«Салляллаху алайхи ва саллям» (Да благословит его Аллах и приветствует) - принято говорить исключительно при упоминании имени нашего любимого Посланника Аллаха, д а благословит его Аллах и приветствует.
«РазияЛлаху анху» (да будет доволен им Аллах) - в отношении сподвижников Пророка, д а благословит его Аллах и приветствует.
«РахимахуЛлах» (да смилуется над ним Аллах) - в отношении ученых, праведников, познавших Аллаха
«Алайхи ссалям» (мир ему) - в отношении остальных Пророков, мир им.
Имам ас-Суюты сказал: «И было сказано, что у первого, кто сократил написание салавата в виде “с..а.с.”, была отрезана рука». (См. “Тадриб ар-рауи” 2/77)
Табиин (мн.ч., араб. تابعين ) -последователи. Термин "таби"ин" употребляется по отношению к мусульманам, видевших сахабов.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, состоял в браке одновременно с девятью женщинами. Это было позволено ему в виде исключения Самим Аллахом
Известно, что Ислам разрешает многоженство и что это стало причиной бесчисленных нападок и обвинений со стороны его врагов. То, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам состоял в браке более чем с четырьмя женщинами, также стало предметом множества инсинуаций и клеветы.
Суть всех клеветнических обвинений, измышленных врагами Ислама, заключается в следующем. Якобы Мухаммад алайхиссалам был похотливым человеком, готовым на все ради удовольствия и удовлетворения вожделений. Поэтому, не удовлетворившись одной женой и посчитав недостаточным иметь и четырех жен – допустимое число, установленное им для своих последователей, он взял себе в жены десять женщин.
На эти клеветнические обвинения улемы дали исчерпывающие ответы.
Прежде всего нужно сказать, что число жен Пророка увеличилось, когда ему уже было около шестидесяти лет. К тому же в этом заключались определенные мудрые замыслы. Более того, большинство матерей верующих (жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам) по возрасту были старше него.
Давайте подумаем, станет ли шестидесятилетний человек ради ублажения себя заключать брак с женщиной, которая старше него самого?!
Первая женщина, на которой Пророк саллаллаху алайхи васаллам женился еще в молодости – Хадийджа радияллаху анха была старше его на пятнадцать лет. Его молодость прошла именно с ней.
Когда умерла почтенная Хадийджа, Пророку саллаллаху алайхи васаллам было пятьдесят лет. Где же здесь похотливость?
Все жены Пророка саллаллаху алайхи васаллам, кроме почтенной Аиши радияллаху анха ранее были замужем, а некоторые даже по несколько раз. Разве так поступил бы похотливый человек?
Большая часть жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам прошла с почтенной Хадийджой радияллаху анха. Они прожили вместе двадцать пять лет. После смерти Хадийджы Пророк саллаллаху алайхи васаллам жил в Благословенной Мекке еще три года. После этого он совершил переселение – хиджру. Но и после переселения жен у него стало много не сразу.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вступал в брак с матерями верующих в силу требований различных обстоятельств, сокровенных божественных замыслов.
Также следует знать, что среди пророков многоженство было свойственно не только почтенному Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Многие его предшественники имели по несколько жен. Не исключено, что этого требовал сам статус пророка. В преданиях отмечается, что у Давуда алайхиссалам было сто жен, а у Сулаймана алайхиссалам – триста.
Нет ничего удивительного в том, что в силу различных социальных, политических, образовательных, законодательных и других факторов и мудростей количество жен нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам достигло девяти.
В первую очередь, для доведения идей и положений новой религии до женщин мусульманской уммы, а также содержания домашнего хозяйства Пророка саллаллаху алайхи васаллам было приемлемо, чтобы жен было не четыре, а больше.
До Ислама количество жен не было ограничено вообще. Каждый мог жениться столько раз, сколько хотел. В этом вопросе, ограничив желания мужчин, Ислам принял положение, согласно которому один мужчина не может одновременно иметь более четырех жен. Это ограничение ввел Священный Куръан. Когда об этом были ниспосланы аяты суры «Ниса», у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было девять жен. Каждая из них была названа Матерью правоверных еще задолго до этого. Кроме того, если бы Пророк саллаллаху алайхи васаллам развелся с какой-нибудь из них, то они не смогли бы больше выйти замуж ни за кого другого, поскольку это запретил Аллах. Мудрость женитьбы Пророка саллаллаху алайхи васаллам на них потеряла бы свой смысл. Поэтому Всевышний Аллах сделал Своему Посланнику исключение в ограничении не иметь более четырех жен.
Мы уже говорили, что в многоженстве Пророка саллаллаху алайхи васаллам имелся ряд сокровенных, мудрых замыслов. Все они делятся на два вида: общие и частные. Общая мудрость состоит в следующем:
1. Мудрость образовательно-воспитательного характера
Увеличение числа жен Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в основном было связано с подготовкой учителей, которые могли бы обучать женщин исламской уммы религии и положениям шариата. Общеизвестно, что на основе божественного закона Ислам пересмотрел все сферы жизни общества. А половину общества составляют женщины. Несмотря на то, что общее обучение проводил сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам многие грани и аспекты учений до женщин должны были доводиться именно женщинами. Поэтому матери правоверных служили тому, чтобы посланничество Пророка саллаллаху алайхи васаллам было полностью доведено до женщин. И они с честью выполнили эту задачу.
Все знают, что больше всего хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам, передал Абу Хурайра радияллаху анху. На втором месте находится почтенная Аиша радияллаху анха. Полагаем, будет достаточно упоминания самого этого факта. К тому же сунна Пророка – это не только его слова. Его деяния и одобрения также являются сунной. Матери правоверных довели до исламской уммы подробнейшие сведения о тех деяниях и состояниях Пророка саллаллаху алайхи васаллам непосредственными свидетелями которых они являлись, живя с ним.
2. Мудрость, связанная с внедрением законов Шариата
Еще одна причина того, что у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было много жен, проявляется в вопросах внедрения некоторых шариатских положений. Например, Ислам отменил традицию «усыновления детей», распространенную во времена невежества, и установил вместо нее свои положения. Исходя из этого, Всевышний Аллах велел нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам жениться на Зайнаб бинту Джахш радияллаху анха которая была разведена с Зайдом ибн Харисой радияллаху анху с приемным сыном Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В этом браке не было никакого влечения, а единственная цель его заключалась в подтверждении отмены закона времен невежества и внедрении законов Ислама.
3. Мудрость социального характера
Еще один фактор, обусловивший многочисленность жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам касается сферы общественных отношений. Возьмем, например, женитьбу Пророка саллаллаху алайхи васаллам на почтенной Аише радияллаху анха. Этот брак послужил укреплению общественных отношений. Пророк саллаллаху алайхи васаллам женился на дочери Абу Бакра радияллаху анху чтобы достойно наградить его преданность Исламу и Посланнику Аллаха, что еще больше укрепило их взаимоотношения. То же самое можно сказать и о женитьбе на дочери почтенного Умара радияллаху анху – матери правоверных Хафсе радияллаху анха.
4. Мудрость политической направленности
Женитьба Пророка саллаллаху алайхи васаллам на некоторых женщинах была обусловлена также и политической необходимостью. Благодаря заключению им браков с некоторыми из жен, Ислам приняли разные племена, общины и категории людей, что способствовало укреплению мусульман.
К примеру, в сражении с племенем Бану Мусталак в плен попала Джувайрия бинту Харис. Она обратилась за помощью к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам чтобы заплатить выкуп и получить свободу. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сообщил, что намерен сам заплатить за нее выкуп и жениться на ней. Мать правоверных Джувайрия дала свое согласие. Узнав, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам взял в жены Джувайрию, мусульмане освободили всех пленных, ибо отныне Пророк саллаллаху алайхи васаллам стал зятем для этого племени. Так были освобождены пленники из Бану Мусталак. Увидев доблесть и такое благородство мусульман, все члены этого племени вступили в Ислам.
(продолжение следует...)
.Описание Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в Священном Коране и Сунне
Его описание в Священном Коране:
Вот некоторые из аятов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:
1. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (Анбия 21/107)
Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.
2. «О, Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33, 45/46).
3. «Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим» (ат-Тауба 9, 128).
В этих аятах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами «Сострадательный» (Ар-Рауф) и «Милосердный» (Ар-Рахим).
Сострадательность и забота Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) — это страдания и тяготы, которые он переносил, наставляя людей на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.
4. «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» (аль-Джума, 62/2).
Согласно этому аяту миссия нашего Пророка представлена четырьмя основными обязанностями:
б) Привести людей к благу через духовное очищение.
в) Учить Божественной Книге.
г) Показывать Божественную Мудрость.
5. «Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути» (Йа-Син.36/1-4).
6. «Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…» (Али-Имран.3/164)
Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием, повиновение и подчинение которому посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:
7. «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…»(ан-Ниса,4/80)
Всевышний Аллах условием любви к Себе определил послушание и следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):
8. «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах- Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3/31)
Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха, потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью,
9. «И воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калам, 68/4)
поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:
10. «Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?» (аль-Инширах, 94/1-4)
Слово «ноша» в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.
А аят «И не возвысили для тебя славу твою?» подразумевает возвышение его имени с приданием ему пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха в слове шахады (свидетельство веры).
Всевышний Аллах украсил его самыми прекрасными чертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:
11. «Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха» (аль-Ахзаб, 33/21)
12. «Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (Т.е. не говорите «о Мухаммад!», говорите «О, Посланник Аллаха!» «О, Пророк Аллаха») (ан-Нур, 24/63)
Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался: «О Посланник!», «О Пророк!», что свидетельствует об особых божественных почестях к нему.
Одной из особых почестей Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:
13. «Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении» (аль-Анфаль, 8/33)
По этому поводу Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал следующее:
«Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое — кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар» (мольбу к Аллаху о прощении) (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 3082).
В этом же и смысл аята: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:
«Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны». (Муслим, Фадаилус-Сахаба, 207)
Пророк наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности, ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.
14. «По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего» (Али Имран, 3/159)