Перенесение мощей князя александра невского. К истории почитания святого благоверного князя александра невского

В Петербурге 12 сентября отметят один из главных праздников осени - день перенесения мощей святого князя Александра Невского. О роли события в истории нашего города рассказывает наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.

"Петербургский дневник": Владыка, почему именно день 12 сентября стал петербургским общегородским праздником?

Этот праздник - возрождение исторической даты, установленной еще XVIII в. Все императоры поддерживали ежегодное праздничное событие, прервавшееся лишь в советское время. День перенесения мощей святого князя Александра Невского - один из главных для самого Петербурга, поскольку святыня, перенесенная сюда Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы через несколько лет после ее основания. Этот факт позволяет нам и сегодня называть праздник государственно-церковным, а не сугубо церковным - указ Петра I о праздновании 12 сентября дня памяти небесного покровителя Петербурга придал торжествам статус общегородских. Таким образом, у святого Александ-ра Невского два главных дня поминовения. В церковной традиции основной, конечно же, день преставления святого князя - 6 декабря, а 12‑е мы отмечаем не только в храме, но вместе со всем городом.

"Петербургский дневник": Как начался процесс возрождения этого праздника? Насколько сложным это было в современном Петербурге?

Епископ Кронштадский Назарий: Возрождение праздника состоялось еще в сентябре 2002 г. - тогда идею поддержали ветеранские организации, правительство города. Конечно, делясь с общественностью идеей о возрождении шествия, я понимал, что мы столкнемся с трудностями разного рода. Трудностями не с точки зрения противодействия со стороны атеистов или борьбы против церкви, а с той точки зрения, что Невский пр. - главная артерия города. У нас самих было много вопросов - как сделать так, чтобы ход не создал напряжений и не-удобств?

Я очень благодарен руководству города: идея была поддержана сразу, но на ее грамотную совмест-ную реализацию ушло время. Только взвесив все за и против, тщательно подготовившись в 2013 г. к 300‑летнему юбилею Александро-Невской лавры, было решено возобновить общегородское шествие в день перенесения мощей святого князя. Тогда мы не помышляли о том, что ежегодный праздник будет проходить в таком масштабе. Только посмот-рев на результаты, на тысячи людей, принявших в нем участие, мы поняли, что это действительно не-обходимо. К чести ГАИ, МВД, все прошло просто прекрасно.

"Петербургский дневник": Этот праздник не только церковный, но и городской. Как церковь относится к тому, что в нем принимают участие невоцерковленные люди?

Епископ Кронштадский Назарий: Разумеется, мы ни от кого не требуем справки о крещении. Мы убеждены, что в этом шествии может принять участие каждый. Конечно, основу будут составлять прихожане храмов, церковные люди. Но к шествию могут примкнуть и те, кому дорога история, кто любит свой город, ратует за то, чтобы добрые традиции были восстановлены.

Если человек пришел только ради того, чтобы почувствовать единение, почувствовать, что он не один, - это прекрасно. Даже некоторые мусульмане говорили мне о том, как хорошо они себя чувствовали в шествии, как ощущали его мощную силу.

У праздника есть девиз - "Вера. Традиции. Единство". Вера касается церковных людей или тех, кто на пути к церкви. Традиция касается тех, кто изучает и любит историю. Единство - для всех, оно является основой нашей государственности. Личное дело каждого - остаться на молебен или нет. Ведь количество участников крестного хода - это не точный подсчет: сколько стартовало от Казанского собора и сколько финишировало в конце. Это те, кто хотя бы какое‑то время прошел вместе с нами по своим, личным причинам и получил то, что хотел - спокойствие в душе, уверенность, силы.

"Петербургский дневник": В чем отличие современного празднования от торжеств середины XVIII в.? Какие люди сегодня идут в молитвенном шествии, что ими руководит?

Епископ Кронштадский Назарий: Отличие, конечно, в самих людях - это и горожане старшего возраста, и молодежь, которая только приобщается к нашим традициям. Есть и еще одно отличие - во главе крестного хода не будут идти представители царской фамилии, как это было до революции. Я знаю, что некоторые члены правительства Петербурга по собственному желанию в свой выходной пройдут с нами, и на пл. Александра Невского нас будут встречать представители руководства города.

Важно помнить, что день крестного хода - еще и день тишины перед единым днем голосования. Мы тщательно следим за тем, чтобы участием в крестном ходе не воспользовались какие‑то маргинальные группы, политические активисты. Я обратился к органам внутренних дел, чтобы совместными усилиями мы предотвратили возможные нарушения. В этот день люди должны спокойно поду-мать. Может быть, это не случайно - участие в таких мероприятиях, как молитвенное шествие, заставляет человека обратить внимание на то общество, в котором он живет. Мы не ставим такую цель, но участие в празднике может стимулировать людей пойти на выборы и проголосовать за тех, кто будет представлять их интересы в государстве.

"Петербургский дневник": В последнее время много говорят о возрождении духовности, строятся храмы, обретают жизнь забытые традиции. Как вы ощущаете этот процесс в Петербурге?

Епископ Кронштадский Назарий: Духовность - отношение человека к Богу, независимо от того, православный ли он, католик, буддист и так далее. К возрождению духовности я бы не стал относить строительство храмов само по себе. От этого уровень духовности не изменится. Он изменится тогда, когда эти храмы наполнят люди, когда они услышат там что‑то о своей душе, об отношении к друг другу, к Богу.

Так же можно сказать и о праздниках. Если человек соблюдает традиции, но ничего не знает о Боге, он просто повторяет то, что когда‑то делали предки. Я думаю, что возрождением исторических праздников, основанных еще нашими императорами, Петербургу необходимо показать, что это город прежде всего православный. Он строился как столица Российской православной империи.

Безусловно, у нас прекрасные межрелигиозные отношения, много мероприятий, которые мы проводим вместе, как братья. Но нам, православным христианам, нужно хотя бы в какие‑то дни объединиться и показать, что мы вместе, ни в коем случае не с точки зрения превосходства, а по‑братски.

На первый крестный ход после перерыва люди смотрели даже с некоторым удивлением - неужели это так много православных идет? Оказывается, много. Но мы не очень любим шуметь, редко собираемся все вместе где‑то кроме храма. Важно свидетельствовать свою веру не только по большим праздникам, но помнить, что православие должно быть нашей жизнью каждый день, каждую минуту.

Беседовала Елена Куршук

Традиция праздновать день перенесения мощей святого Александра Невского зародилась в первые годы существования Петербурга. В 1721 г. Петр I после продолжительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить особенным событием, которое объединило бы жителей Санкт-Петербурга на века. Царь принимает решение о перенесении мощей благоверного князя Александра Невского - защитника рубежей России и покровителя воинов - из Владимира в новую молодую столицу. Утром 12 сентября 1724 г. флот в полном составе пошел вверх по Неве навстречу галере с мощами великого воина. Император перешел на нее и сам встал у руля, сановники сели за весла. Под пушечный салют оглушающий колокольный звон честные мощи князя-победителя были встречены на берегу Невы и перенесены в Александро-Невскую лавру.

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса.

В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской - Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В 1790 году по окончании строительства главного соборного храма в честь Святой Троицы, мощи святого благоверного князя Александра Невского были торжественно перенесены в собор, в нишу за правым клиросом.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации. Но эвакуация не была осуществлена.

12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма. Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского».

В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году.

Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего сорок три года. Он стал новгородским князем в шестнадцать лет, в двадцать победил шведов в битве на реке Неве, в двадцать два года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Александр Невский был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу за сохранение независимости русского народа; он вел переговоры с Папой римским, с Золотой Ордой, германскими государствами.

Александр Невский, фигура не ординарная для русской Истории. Церковь много веков почитает князя святым, но современные историки склонны обвинять его даже в предательстве интересах России. Герой Невской Битвы и Ледового побоища с немцами, шведами и литовцами. Вместе с тем князь выражал покорность Золотой Орде и князю Батыю. Почему?

Князь считал, что с врагами Запада можно воевать и их можно побеждать, но у разорённой и опустошённой в войнах России, нет средств воевать с Татарами, которые могут придти целым народом и вконец опустошить Россию. Александр Невский выбрал политику ожидания когда татары разделятся и перебьют друг друга, а до этого надо было смириться и признать верховную власть ханов, ездить к ним на поклон и платить дань.

В то время как два родных брата бросили вызов Орде, Александр Невский той же Ордой был поставлен Великим Князем Всея Руси. Князь должен был унижаться чтобы спасти родную землю от гибели и уговаривать русский народ не сопротивляться, а снести терпеливо иго и платить дань. В то время князю был только 31 год. Великим князем России Александр Невский пробыл 11 лет. Князь рано умер, в неполных 43 года. Уже тогда, его современники, политику князя по отношению к монголо-татарам считали малодушной. Но Русь была не способна оказать сопротивление ханам. В Орде любили князя Александра, доверяли ему и это были самые спокойные годы нашествия на Русь.

Князь 4 раза ездил на поклон хану в Орду и умер по дороге возвращаясь домой из четвёртой поездки. Князь заболел простудой. Перед смертью он принял монашество с именем Алексий и даже схиму (символ ангельского образа).

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской - Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает: Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо ПЕТРУ способствовал. Являя дщерь Его усердие святое, Сему защитнику воздвигла раку в честь От первого сребра, что недро ей земное Открыло, как на трон благоволила сесть.

К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.

БОГУ

Всемогущему

И Его угоднику

Благоверному и Великому

Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Россов усердному, защитнику, презревшему прещение мучителя

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.

В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».

«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты...

Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.

Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского — вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

ОДНАКО ЕСТЬ И ДРУГАЯ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петербурге в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака - возможно, крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

В 1919 году по инициативе одного из главных борцов с религией П.А.Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.

Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 году весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому - это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги. («Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Вот как об этом рассказывает документальное повествование:

Когда в Петрограде шли аресты членов Правления Общества православных приходов, когда забирали самых близких и надежных людей, самого митрополита Вениамина не трогали.

Стремительно разрасталась пустота вокруг владыки…

Ну, а 12 мая, в тот самый день, когда обновленцами был предпринят первый штурм патриаршей резиденции, в Петрограде, состоялось вскрытие мощей святого Александра Невского.


В полдень, в соборе Александро-Невской лавры собрались представители Петроисполкома, губкома, агитотдела, печати, общества археологических памятников старины и медицинской экспертизы.

"По данному распоряжению мастера подходят к раке и отвинчивают винты. Несколько человек снимают крышку и относят в сторону. Под крышкой стекло, его тоже снимают.

Здесь темно, - говорит кто-то. - Надо выдвинуть к свету.

Именно к свету, - повторяет другой с ударением на последнем слове…

Настоятель поднимает крышку гроба.

Что же в нем?

Там пусто. На дне лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посреди небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера.

Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все "мощи"…

Далее автор глумливого газетного отчета приводит смущенные объяснения пастырей, дескать, в 1491 году во Владимире был пожар, рака с мощами была в огне и удалось спасти только отдельные кости. Опять же и в 1723 году, когда Петр I приказал перенести мощи в Санкт-Петербург, их благополучно довезли до Шлиссельбурга и здесь оставили зимовать, но зимой павильон, где они хранились, сгорел, и мощи снова пострадали…

"Митрополит… - отмечает репортер, - как будто бы немного взволнован".

Собственно говоря, ради этой фразы мы и пересказывали издевательскую по своему тону статью.

Нет нужды доказывать здесь, что все произведенные в первые годы Советской власти вскрытия, ни в коей мере не опровергали святости мощей и их чудотворености. Церковь считает, что нетленность сохраняется в силу Господней воли ровно столько, сколько необходимо, чтобы засвидетельствовать святость Божьего угодника.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов так и не воссоздал облик Александра Ярославича - черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, после пожара вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.

Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей. Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку.

Самый грандиозный спектакль с псевдо-мощами разыгрался при Петре I, которому нужно было поднять статус новой столицы государства. Архимандрит Феодосий лично освидетельствует мощи. Больше года Петр раздумывает, как бы покрасивее обставить перенос раки, в которой вместо нетленных чудотворящих мощей - груда костей.

30 августа 1724 года раку с мощами перенесли на галеру, гребцами на которой были высшие государственные сановники. Петр занял место рулевого. На берегах Невы выстроились войска, столпился народ. Под артиллерийский салют и колокольный звон ковчег перенесли на берег. Петр открыл раку с мощами ключом, посмотрел на них, потом закрыл и выбросил ключ в реку - чтобы никто другой больше не мог ее открыть. Это был финальный аккорд грандиозной мистификации. После такого убедительного аргумента в подлинности мощей мог сомневаться только самоубийца. А чтобы не провоцировать слухи, церковь перестала объявлять о происходящих от мощей Александра Ярославича чудесах.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского возвращены в лаврский Троицкий собор в 1989 году. Вместо раки, экспонирующейся в Эрмитаже - скромный ящик, по виду из нержавейки. Народ подходит, преклоняется. Интересно, чему?

Сегодня части тела «Александра Невского» - одни из самых «популярных» реликвий РПЦ. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей и брендом «АН» поставлено РПЦ на поток. На сколько именно частей было расчленено прагматичными служителями культа тело покойного (или то, что выдают за его мощи), доподлинно неизвестно. Вполне возможно, что если бы удалось собрать все частицы мощей святого, то выяснилось, что они принадлежат даже не двум, а значительно большему количеству усопших. Впрочем, церковь такие условности никогда не смущали.

За кого же нас принимают господа из РПЦ и вступившие с ними в сговор представители власти?

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский — один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.

Святой Александр Невский происходил из княжеского рода. Родился 30 мая 1220 г., скончался 14 ноября 1263 г. Мощи праведника стали источать чудеса еще до погребения. Во время земной жизни князь прославился своей отвагой, которая сочеталась с политической мудростью.


Краткое житие

На долю молодого князя выпали сложные времена - Русь была раздираема междоусобными войнами. Да еще со всех сторон нападали недоброжелатели. Будучи отроком, Александр принял княжеский постриг и получил благословение на защиту своей Родины. Когда ему исполнилось 16, отец оставил молодого сына самостоятельно управлять Новгородом.

В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя, которая приняла святое Крещение. Отец благословил молодых чудотворным образом Божией Матери - Феодоровская икона всегда находилась при Невском вплоть до его кончины.

С востока на Русь наступали монголы, с западной стороны надвигались крестоносцы, подстрекаемые римской властью. Все хотели ослабить русичей, уничтожить их. Но Господь послал Своего воина - Александра, которому тогда еще не исполнилось 20. После молитвы в храме Святой Софии, повел он дружину на врага.

Много славных дел совершил великий князь. Большую ответственность возложил Господь на его плечи. Он стал править Владимирским, Новгородским и Киевским княжествами.

  • 1253 г. - отражение очередной атаки на Псков.
  • 1254 г. - мирный договор с Норвегией.
  • 1256 г. - поход в Финляндию.
  • 1256 г. - скончался хан Батый, затем и его сын Сартак, с которыми князь построил доверительные отношения.
  • 1262 г. - последнее путешествие святого Александра в Орду.

Возвращаясь на Родину, князь тяжело заболел. Предчувствуя скорую кончину, он принял монашество с именем Алексий. Праведник отошел ко Господу в Феодоровском монастыре. Мощи Александра Невского были доставлены во Владимир. Во время следования крестного хода тело оставалось нетленным.


История погребения и обретения

Останки всенародно любимого князя захоронили в Рождественском монастыре Владимира. Во время совершения обряда митрополит приблизился ко гробу, чтобы вложить в руку покойного грамоту, однако тот сам протянул руку и взял ее. Чудеса на этом только начинались.

В 1380 г., перед Куликовской битвой, звонарь рождественского храма поведал о видении духа князя, который благословил своего потомка, Д. Донского. Многие не знают, когда открыты мощи Александра Невского, это случилось по окончании знаменитого боя. К тому времени тело пробыло под землей более сотни лет. Митрополит Киприан провел торжественную идентификацию тела и объявил князя блаженным. Была составлена служба, написаны иконы.


История мощей

Всенародное почитание святого, как защитника и целителя в народе только ширилось. После официального причисления к лику святых было составлено житие праведника. Хотя современные историки по-разному оценивают вклад Александра Невского в историю России, церковное почитание сохраняет к нему почтение, как к святому.

Показательно, что приказ о перенесении останков в Санкт-Петербург отдал Петр Первый, который не очень любил церковь и все, что с ней связано. Но царь пожелал, чтобы память о доблестном воине сохранялась в народе. С тех пор Александр на иконах изображался как покровитель российской столицы, в воинских доспехах. Возможно поэтому не все знают, что свой жизненный путь он окончил как монах.

После свершения Великой Октябрьской революции большевики пожелали вскрыть гробницу с мощами Александра Невского. Их не смущали возмущенные протесты духовенства и верующих. Новая власть изъяло святыню, которая была выставлена в музее атеизма на всеобщее обозрение.

Общественное мнение обратило внимание на доблестную историю святого лишь спустя несколько лет, когда стало необходимо пробудить в народе патриотические чувства. Образ бесстрашного князя как нельзя лучше подходил для этого.

  • В 1942 г. в СССР отмечалось 700-летие Ледового побоища, был снят фильм о доблестном полководце.
  • В 1944 г. была организована выставка памяти князя, конечно, на ней не упоминалось о том, что является святым. Советская власть лишь старалась поднять моральный дух солдат, которые сражались с фашистскими захватчиками. Тем не менее, РПЦ поддержала инициативу, помогла собрать средства для флота.
  • Мощи были переданы верующим в 1989 г. Их перенесли в Александро-Невскую лавру, где они находятся по сей день. Ковчег, имеющий большую художественную ценность, остался в Эрмитаже.

Патриарх Алексий благословил верующих молиться возле останков святого о воинах, павших во время защиты своей Родины.

Уникальный саркофаг

Рака святого является уникальным произведением искусства, которое большевики сочли за благо присвоить себе. С тех пор ведутся переговоры о передачи уникальной святыни обратно Церкви. Пока же саркофаг хранится в Эрмитаже. Вся композиция состоит из нескольких частей:

  • Два ковчега - малый создан в стиле барокко. Он покрыт иконой, где святой предстает в монашеском облачении. Большая рака изготавливалась во время правления Елизаветы лучшими мастерами. На изготовление было потрачено 1,5 тонны серебра. Украшения переделывали, потому что многие из них оказались неподходящими по размеру.
  • Пирамида - состоит из ярусов, которые создают видимость здания ассиметричной формы, где отсутствуют прямые линии.
  • Два подсвечника и постаменты довершают замысел мастеров.

Уникальное сооружение было сдано на реставрацию, но пока решение о передачи раки обратно Церкви не принято.

Александро-Невская лавра в Петербурге - как добраться

В 1710 г. император Петр Первый самолично осмотрел место для строительства новой обители. Он хотел увековечить память о воинских подвигах князя. Считалось, что именно на этом месте он одолел шведов. Мужской монастырь включает в себя целый архитектурный ансамбль, который являлся дополнительным форпостом столицы. Растущий комплекс понемногу обрастал слободками, садами и огородами.

В 1723 г. царь побывал в новом святом месте и повелел перенести мощи св. Александра Невского на новый адрес, где они покоятся и по сей день: набережная р. Монастырки, 1, Санкт-Петербург, 191167.

Строительство растянулось на долгие годы, продолжалось при разных правителях вплоть до революции. Согласно данным ревизии, капитал Лавры на весну 1917 г. был около 2 млн. руб. Численность братии была более сотни человек. В 1933 г. монастырь был официально закрыт. В его зданиях размещались медицинские, образовательные учреждения, мастерские, овощехранилище и общежития.

Возрождение церковной жизни началось в 1996 г. под руководством епископа Назария. Сегодня в обители вновь возносятся богослужения, открыта иконописная мастерская, идет возрождение других традиционных ремесел.

Кафедральный собор в Нижнем Новгороде - как доехать

Новгород сыграл значительную в истории России. Он был основан как форпост княжества Владимирского против агрессивных племен марийцев, мокши и др. С середины 14 в. становится центром отдельного княжества. Новгородцы славились своей гордостью и независимостью, но уже к концу столетия присоединились к Московскому княжеству.

Величественный храм построен в 19 в. Идея его возведения принадлежит Александру Второму, который посетил город в 1858 г. вместе с женой. Святой князь был личным небесным покровителем царя. Осмотрев место будущего строительства, император решил вместо скромного небольшого храма возвести большой собор.

Архитектором выступил житель Нижнего Новгорода, Роберт Килевейн, он разработал проект, используя разработки К. Тона. Строительство получилось затянутым, в нем участвовали представители общественности. Материалы пожертвовали купцы Ремизовы, кирпичи оплатили другие новгородские жители.

  • 1858 г. - начат сбор средств, необходимая сумма набралась только через несколько лет.
  • 1865 г. - император одобряет проект, но строительство началось не сразу.
  • 1881 г. - освящение состоялось 20 июля.

Во времена советской власти сооружение пострадало - иконостас был разграблен, интерьер разрушен. Большевики планировали снести сооружение и на его месте выстроить памятник вождю революции. К счастью, планам не суждено было осуществиться. Возрождение собора началось в 1980-е, богослужения начались в 1992 г. Среди святынь храма имеется икона с частицей мощей благоверного князя А. Невского.

Перед мощами, как и возле иконы святого принято просить о военнослужащих, но и не только. Помогает благоверный князь укрепить веру, завершить житейские дела, посылает мудрость и крепкое здоровье всем, кто обращается к нему с открытым сердцем.

Во все времена Русь порождала богатырей, которые в темные времена становились ее заступниками. Многие из них известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. К одним из таких людей относится Александр Невский, который уже много веков именуется как "святой" и "великий". Его мощам приписывают чудесную силу, причем сведения о них сохранились в различных летописях еще с четырнадцатого века. В некоторых источниках указано, что уже на второй день после захоронения князя на его могиле люди находили излечение от различных недугов. Поэтому народная молва еще до официальной канонизации князя объявила его святым.

Мощи Александра Невского являются одной из драгоценнейших русских святынь. Наша статья посвящена этому великому человеку и его деятельности по спасению Руси от захватчиков. Также мы ответим на главные вопросы статьи, где мощи Александра Невского находились в разные периоды времени, и чем они так дороги сердцам православных христиан.

Исторический портрет Александра Невского

К сожалению, сейчас далеко не каждый школьник может рассказать, что именно сделал великий князь для Руси. Поэтому прежде, чем приступать к рассказу про мощи Александра Невского, необходимо хотя бы кратко перечислить его заслуги перед славянами.

Согласно летописным источникам, будущий заступник Руси появился на свет в двадцатом году тринадцатого века. Его ранее детство прошло в Переславле-Залесском, взрослел Александр уже в Новгороде, куда был направлен на княжение его отец, которого юноша сопровождал во всех военных походах. Это было тяжелое время для Руси - с одной стороны жгла деревни и захватывала города монгольская орда, а с другой к границам государства подступало шведское войско. Защищать свою родину от иноземных захватчиков пришлось молодому Александру.

Летом одна тысяча двести сорокового года он одержал блестящую победу над шведами на реке Неве, за что и получил свое прозвище, под которым вошел в историю. В течение двух лет у западных границ государства шли ожесточенные бои, и пятого апреля 1242 года Александр Невский сумел разбить рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере. Эта победа окончательно лишила шведов надежды захватить русские земли, а имя молодого князя Александра стало известно далеко за пределами Руси.

Теперь перед ним стояла иная задача - защитить страну с востока и договориться о сотрудничестве с монголами. Именно с этой миссией военачальник отправился вместе со своим отцом в Орду.

Историки отмечают, что Александр Невский был крайне прозорлив. Он сумел договориться с ханом Батыем о мире, и даже выступал на его стороне против Монголии. Об отношениях хана и русского князя ходили легенды, в летописях упоминается, что их часто именовали братьями. Александру Невскому даже удалось уговорить Батыя принять христианство, что еще больше укрепило их отношения и все договоренности между двумя правителями. В планах князя было объединить русские и татарские земли под мощной властью для того, чтобы противостоять любым угрозам с запада и востока. Но этим мечтам не суждено было сбыться.

Четырнадцатого ноября 1263 года, возвращаясь из Сарая, князь занемог и в скорости умер. Ближайшим городом, куда можно было привезти тело, был Владимир. Сюда и направилась траурная делегация. Однако и после смерти великий заступник Руси сумел удивить своих подданных и деятелей церкви.

Чудеса, являемые святым Александром после смерти

Для того чтобы добраться до Владимира и захоронить прах почившего князя, его дружине понадобилось девять дней, и вот тут начали твориться чудеса, которые стали почвой для дальнейшей канонизации Александра Невского. Удивительно, но за девять дней тело не начало разлагаться. Погребение состоялось 23 ноября в Рождественском монастыре города Владимира. Во время процесса митрополит Кирилл вознамерился разжать пальцы князя, дабы вложить в них грамоту. Но к ужасу всех собравшихся Александр сам протянул руки за духовным наставлением и тотчас принял бумагу. Священнослужители объявили это чудом и посчитали божественным прославлением.

Буквально через несколько недель поклониться праху князя начали приезжать простые люди, многие из них молились об исцелении и получали ответ в виде вновь обретенного здоровья. Слух о чудесах, творящихся в Рождественском монастыре, быстро разнесся по всей Руси.

Обретение мощей святого Александра

Более ста лет народ приезжал к могиле заступника земли русской, и однажды одному из монахов было видение о необходимости вскрытия княжеского захоронения. С большими почестями могилу вскрыли и застыли в изумлении - перед собравшимися предстало нетленное тело - мощи Александра Невского. Это явилось еще одним свидетельством чудес святого князя. Их достали из-под земли и положили на раку (ковчег или гроб), где и находились вплоть до восемнадцатого века святые мощи. Александр Невский был канонизирован церковью лишь в 1547, что, впрочем, не мешало людям относиться к князю-подвижнику как к святому, отдавшему всю жизнь на защиту своего государства.

Тайна святых мощей

Многих историков серьезно интересует вопрос, где хранятся мощи Александра Невского сегодня. Ведь до сих пор в научных кругах обсуждается вопрос о потере этой реликвии еще в пятнадцатом веке.

Дело в том, что многие скептики упоминают об информации, содержащейся в летописях шестнадцатого века. В них указано, что во время майского пожара в конце пятнадцатого века выгорел практически весь Рождественский монастырь, а вместе с ним обратились в пепел и мощи Александра Невского. Но уже в летописях семнадцатого столетия это событие описывается немного иначе. Автор уточняет, что, якобы, монахи своими глазами видели, как зал, где находятся мощи Александра Невского, огонь чудесным образом пощадил. И они остались единственными невредимыми в Рождественском монастыре.

Конечно, сейчас трудно утверждать, где в этой истории правда. Стоит лишь уповать на то, что мощи оставались на виду и после пожара, а, значит, подменить их никто не мог. Такую мистификацию было невозможно оставить незамеченной, поэтому служители церкви абсолютно уверены, что настоящие мощи Александра Невского хранятся до сих пор в пределах храма и покидают его только в редких случаях, когда перевозятся по разным городам, соборам, церквям нашей страны и ближнего зарубежья, дабы укрепить паству в вере.

Однако периодически в средствах массовой информации мелькает тема о том, что в описи, датированной 1922 годом, указано, что в серебряной раке находилось всего лишь двенадцать фрагментов костей без черепа. Было ли это той самой реликвией, никто не знает, ведь разгадать тайну мощей сегодня никому не под силу. Истории свойственно оставлять многие вопросы без ответа.

Санкт-Петербург и святой Александр Невский

Если вы спросите у любого жителя северной столицы, где находятся мощи Александра Невского в Санкт-Петербурге, то, уверены, вам правильно ответят очень многие. Но что связывает князя-подвижника и это город Петра? Все просто - святой считается его покровителем, а поспособствовал этому, естественно, самодержец, давший жизнь новому русскому городу в разгар Северной войны. Именно благодаря государю здесь был выстроен храм Александра Невского, мощи которого заняли в нем самое почетное место.

Значение Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в СПб

Петр I был весьма мудрым правителем, и все его поступки современники и потомки называли дальновидными, поэтому и святыми мощами он заинтересовался не просто так. Но давайте обо всем по порядку.

В 1710 году самодержец задумался о строительстве храма в честь великого заступника земли русской от иноземных супостатов. Напомним, что в это время уже несколько лет Петр I вел войну со шведами, и народ нуждался в символе, который бы вдохновлял и окрылял всех людей без исключения. Фигура Александра Невского как нельзя лучше подходила на эту роль, ведь он тоже защищал Русь от немцев и шведов. Для храма государь выбрал местечко Викторы. Предположительно именно там святой князь одержал победу над объединенным войском шведского короля. Но позже выяснилось, что с этими землями связывают иную победу Александра Невского - над ярлом Биргером в 1240 году.

В любом случае князь становился не только символом несокрушимости русского духа, но и заступником Санкт-Петербурга, который становился форпостом русских земель на западе. Исходя из этого, весной 1723 года государь повелел, чтобы в недавно отстроенную лавру были перенесены мощи Александра Невского. В Санкт-Петербурге к этому событию готовились с особым трепетом и тщательностью. Ведь руководил сложным процессом сам Петр I, а, как известно, он не прощал ошибок и просчетов своим подданным.

Перенесение мощей Александра Невского: подготовка к событию

Для того чтобы перенести святые мощи со всеми почестями из Владимира в СПб, была необходима рака, в которую бы и погрузили святыню. С этой целью был выбран некто Зарудный, занявшийся ее изготовлением в Москве. Рака представляла собой настоящее произведение искусства:

  • восемь ножек в форме львиных лап;
  • ножки венчали изображения херувимов;
  • крышка ковчега была украшена княжеским гербом;
  • на раку нанесли изображение львиных голов - известного символа воскрешения из мертвых;
  • конструкция водружалась на мощную подставку;
  • венчал это изделие балдахин с золотыми доспехами у основания.

Для того чтобы процесс переноса прошел гладко, летом 1723 года был разработан особый ритуал, который выглядел следующим образом:

  • составлен маршрут, отклонение от него находилось под строжайшим запретом;
  • на всем пути при ковчеге должно было находиться доверенное лицо Петра I;
  • на суше раку должны были нести люди, сменяющие друг друга в разных городах;
  • в крупных населенных пунктах миссия переноса ковчега доверялась священнослужителям.

Из Новгорода мощи планировалось по воде перевезти в СПб, где их встречал бы сам государь.

Александр Невский (князь), мощи: перенос в Санкт-Петербург

Дата переноса мощей выбиралась самим Петром и совсем не случайно, в 1724 году был заключен долгожданный Ништадтский мир, и это праздничное событие ознаменовалось торжественным освящением Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

В июле мощи покинули Рождественский монастырь и начали свое путешествие к новой обители в северной столице. Им навстречу отправился сам Петр I и самолично вынес их с яхты. У устья стояли полки в парадной форме, а празднества по случаю переноса мощей святого князя продолжались в Санкт-Петербурге три дня. Параллельно государь повелел ежегодно праздновать тридцатое августа как религиозный православный праздник и вознамерился учредить орден в честь Александра Невского. Однако не успел, но мечту Петра I выполнила его супруга, издав указ об учреждении новой государственной награды.

Судьба мощей князя-подвижника с конца восемнадцатого до начала двадцатого веков

Мощи Александра Невского находились в лавре вплоть до двадцатых годов прошлого века. Со временем ковчег был заменен на раку из серебра. Так распорядилась дочь Петра I - Елизавета. Материалом послужила руда из Колыванского месторождения, это было первое серебро в стране. Рака была украшена барельефами, а по верху положили писаный по атласу образ самого князя.

В особые церковные праздники над мощами подвешивалась лампада, украшенная драгоценными камнями. Многие российские императоры считали своим долгом внести существенный вклад в украшение ковчега с мощами. Практически каждый жертвовал в лавру какую-либо особенную вещь, символизирующую важное значение покровителя Санкт-Петербурга не только для города, но и для всей страны в целом.

В 1922 году святыня была изъята из лавры по указу Петроградского райкома, а рака превратилась в музейный экспонат Эрмитажа. Практически семьдесят лет никого в стране не интересовало, где находятся мощи Александра Невского.

Возвращение к своим корням

В 1989 году святыня вернулась из забытья. Ее перенесли на прежнее место из Казанского музея религии и атеизма. Это было большим праздником для православных россиян, которые с трепетом в душе ждали этого момента долгие годы.

Спустя восемнадцать лет мощи вновь покинули Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, но в этот раз поводом послужило радостное событие - раку провезли по многим крупным городам нашей страны и Латвии. Частичка мощей даже была отправлена в Болгарию.

Православные приезжали в Пскова, Новгорода и других городов со всех концов России. Каждый хотел хотя бы слегка прикоснуться к святыне и попросить святого Александра Невского о чем-то своем. Ведь мощи до сих пор творят чудеса, об этом свидетельствуют исцелившиеся от тяжелых болезней верующие.

Мощи святого князя сегодня

Где мощи Александра Невского в Санкт-Петербурге находятся сегодня? На этот вопрос вам ответит любой местный житель, ведь до сих пор в городе отмечается день переноса святыни из Владимира в северную столицу. Эта традиция вернулась практически сразу после распада Советского Союза, и свято соблюдается всеми православными и даже простыми горожанами ежегодно.

Хотите знать, где мощи Александра Невского хранятся в наши дни? Тогда прямиком отправляйтесь в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Интересно, что на крышке ковчега расположено еще семьдесят девять мощей других святых. Поэтому, приехав в лавру, вы сможете увидеть не только самую драгоценную православную реликвию, но и прикоснуться к другим церковным святыням. Многие говорят, что каждый, кто приедет сюда с верой, обязательно получит заступничество Александра Невского в благих делах.

Loading...Loading...