Почему ореховый спас называют третьим и хлебным. Ореховый спас: история праздника и традиции

«Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве - от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника - в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа - своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа - Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей - засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса - питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас - как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - утверждали в народе.

29 августа - Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас - хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас - зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

В православной народной традиции существует три Спаса - Медовый Спас (14-е августа: день изнесения Животворящего креста Господня), Яблочный Спас (19-е августа: Преображение Господа Иисуса Христа) и Ореховый Спас (29-е августа: перенесение нерукотворного образа Спасителя в Константинополь). Эти именования трех Спасов закрепились более в народном сознании и явились следствием христианизации языческой Руси, когда на смену языческих обычаев пришло новое мировоззрение, повлекшее за собой и новую православную культуру.

Ореховый Спас именуется так потому, что в этот день 29-го августа принято освящать в православных храмах орехи. До принятия Русью христианства конец лета включал в себя праздники по сбору различных урожаев, в том числе и орехов. То, что было даровано человеку землей вполне могло использоваться в качестве различных ритуалов. С пришествием на Русь христианства, человек не оставил практики по сбору различного урожая, а за дары природы необходимо было воздать хвалу Богу. Так появилась практика освящения различных продуктов, будь то мед, овощи и фрукты или орехи на праздники Спасов. Это является символом благодарности человека Богу за его дары.

На ореховый Спас на Руси было принято утром посетить богослужение, на котором освящают орехи. Далее готовили угощение для родных, близких и неимущих. Пекли пироги, хлеб, использовали орехи для угощенья. Другое название Орехового Спаса - Спас Хлебный. Такое именование обусловлено тем, что конец августа ознаменовывался жатвой хлебов.

Есть и еще одно название Орехового Спаса - Спас на полотне (на холстах). На Руси в этот день было принято торговать холстами и полотнами. Это именование третьего Спаса более всего подходит под православный канонический праздник, отмечающийся 29-го августа. В частности, в этот день совершаются торжества, посвященные перенесению чудотворного нерукотворного образа Христа Спасителя в Константинополь.

Священное предание христианской Церкви повествует о том, что во времена земной жизни Спасителя некий эдесский царь Авгарь заболел проказой. Правитель, слышавший о многих чудесах Христа, послал к Господу живописца для написания образа Иисуса, который впоследствии послужил бы источником исцеления. Спаситель, видя такую веру царя, сотворил чудо. Омыв свой лик водой, Христос отер лицо полотном, на котором чудесным образом отобразился нерукотворный лик Христа. Христос передал образ живописцу Анании и обещал послать к царю одного из своих учеников апостолов для исцеления. Впоследствии апостол Фаддей был отправлен в Эдесс для исцеления царя и просвещения всех жителей сирийского города.

Нерукотворный образ Спасителя был воздвигнут на воротах перед входом в город, однако впоследствии, после завоевания Эдесса мусульманами, образ был похищен. Спустя девять веков византийский император Михаил III выкупил этот образ, а в 944 году в царствование властителя Византии Константина Багрянородного образ был торжественно перенесен в Константинополь. Именно с этого дня и началось празднование перенесения нерукотворного образа Христа Спасителя в Константинополь.

Корни праздника Ореховый Спас уходят в дохристианские времена. Приметы и традиции праздничного дня, а также ритуалы и заговоры, которые можно читать только в эту дату, найдете в этой статье.

Третий Спас - сутьи дата праздника

Август богат праздниками. На последний месяц лета приходится три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый. Последний является заключительным, Третьим Спасом. Отмечается Ореховый Спас 29 августа, на следующий день после Успения и завершения Успенского поста. Согласно дате, называют еще Осенним, или Холодным Спасом.

В дохристианские времена Ореховый Спас был праздником жатвы, как Медовый и Яблочный . Созревает лесной орех, подходил к концу сбор зерна, отсюда еще одно наименование - Хлебный Спас. Это отражено в пословицах: «Третий Спас хлеба припас».

Несколько столетий назад с 29 августа начинали торговать холстами и полотном. Поэтому дату иногда именуют Холщовым Спасом. Ярмарки наполнялись новыми товарами, свободные от сбора урожая люди стремились приобрести полезные в быту вещи.

С приходом православия на русские земли к аграрному смыслу праздника добавился религиозный. Праздник урожая превратился в выражение благодарности Господу за «хлеб насущный». На Осенний Спас почитают мученика Диомида . Ему молятся о выздоровлении. Почитается Федоровская икона Божьей Матери . Перед ней молятся женщины о ладе в семье, избавлении от житейских трудностей, беременности и легких родах.

С датой Хлебного Спаса совпадает годовщина перенесения Нерукотворного образа Спасителя . С его помощью ученик Христа исцелил Авгаря. После этого мусульмане похитили образ. Века спустя императору Михаилу удалось вернуть его в Константинополь. В 13 веке икону снова украли в ходе одного из крестовых походов. Ее везли на корабле, он затонул, реликвия была утеряна навсегда.

Традиции и обряды

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

Православный крестьянин день начинал с молитвы, церкви, участия в водосвятии. Как и в Медовый Спас, на Хлебный принято освящать воду в колодцах. Обычно уделяют внимание тем, которые обошли стороной предыдущие водосвятия. Колодезную воду набирали про запас, она считалась целебной. Кто не успел почистить колодец 14 августа, приступал к этому сейчас. Его обходили вокруг, что символизировало завершение лета и начало осени.

Бытовых забот не избегали, это будний день , посвященный сбору зерна и орехов, выпечке, заготовке и консервации овощей и фруктов. Хлеб пекли из муки нового урожая, крошки не выбрасывали, отдавали птицам. Если удавалось закончить сбор зерна к Хлебному Спасу, серпы перевязывали последними колосками и оставляли в красном углу - на урожай в будущем году.

Несмотря на разгул лесной нечисти, отправлялись на сбор грибов и орехов. Первой приступала к поискам самая уважаемая женщина населенного пункта, после нее заходили в лес остальные. Девушки предсказывали будущее на год. Первый найденный орех окажется спелым и вкусным – ждать большой любви. Недозрелый принесет новости, гнилой - горе. С виду спелый, но горький на вкус обещает проблемы в личной жизни.

Консервированные овощи, грибы и компоты - на этом домашние заготовки не заканчиваются. Третий Спас считался подходящим временем для изготовления настоек на водке и самогоне. Особенной популярностью пользовалась настоянная на орехах, собранных в этот же день. Она хороша при простуде.

Ореховый Спас, как говорилось ранее, - торговый день, с него начинались продажи тканей. Традиционно посещали ярмарки и рынки. В конце лета пригодятся новые сельскохозяйственные инструменты взамен изношенных. Следовало подготовиться и к осенним холодам, обзавестись теплой одеждой.

Приступали к работе после службы в церкви, а после трудового дня накрывали столы и праздновали. В селах праздник с большим размахом не проходил, слишком много работы в конце лета. В городах народные гулянья были более шумными и массовыми. В некоторых регионах праздновали прямо на полях. Работающих там встречали хлебом-солью, угощали гречневой кашей, к закату приглашали за стол.

За день до Третьего Спаса заканчивается Успенский пост, запрещающий употребление мяса, рыбы и некоторых других продуктов. Поэтому застолья на хлебный праздник урожая были обильными. Основное украшение стола – каравай. Обязательно подавались блюда с орехами, в основном, выпечка и сладкая каша. Запеченые яблоки, мясные и грибные пироги, шарлотки красовались на каждом столе.

Большой популярностью пользовалась водка, настоянная на ореховых перепонках. За столом желают здоровья крепкого, словно ореховая скорлупа, благодати и благословения. Не лишним пожелать богатства.

Как и в любой другой христианский праздник, следует посетить церковь. Ниже описаны продукты, которые можно освятить на Ореховый Спас. Раздайте милостыню, угостите бедных орехами и хлебом. Молиться следует о достатке, семейных неурядицах, зачатии и легких родах, выздоровлении.

Не избегайте работы, связанной с заготовкой продуктов. Хлебный Спас - праздник урожая , поэтому заняться домашней консервацией - не грех. Можно работать в саду или огороде, печь хлеб, который должен стать главным украшением праздничного стола.

Ярмарки - одна из традиций Третьего Спаса. Стоит последовать примеру предков, покупки на Хлебный Спас приносят удачу.

Для застолья готовят выпечку с орехами и яблоками. Мед уже не является главным героем стола, как на Медовый Спас, но добавлять его никто не запрещает. Пироги с грибами, овощами и мясом уместны на трапезе. Выпечка должна стоять на первом месте - все-таки это праздник урожая. Приглашают гостей, угощают соседей - на Спас принято делиться.

Что можно святить в церкви

Орех - главный атрибут даты. Освящать можно любые орехи. В идеале - собранные лично в лесу или на приусадебном участке. Но можно святить и купленные. Орехи символизируют здоровье и благосостояние.

Нельзя обойти вниманием хлеб и другую мучную выпечку . Она должна быть изготовлена из муки нового урожая. Опять же, лучше всего святить изготовленные лично вами продукты.

Не запрещается добавлять в корзины яблоки и мед , но обычно их освящают в предыдущие Спасы. Иногда приносят в храм овощи. Мак, изюм также не будут лишними.

Воду святят практически в любой церковный праздник, и 20 августа - не исключение. Святая вода поможет от любой беды. Обычная колодезная вода, также приобретает целительные свойства.

Суеверия и приметы на Третий Спас

Обычно в православные праздники нельзя работать, но Третий Спас - время сбора урожая. Поэтому работы не избегают, занимаются консервацией продуктов на зиму и сбором плодов и зерна. Лень будет наказана жизнью в нужде на протяжении года.

Считалось, что урожая хлеба и орехов одновременно не бывает. Если много зерна - мало будет орехов, и наоборот. Больше двух лет подряд, как считали предки, обилия лесного ореха не бывает. Из ореховых веток в конце лета делают банные веники. Ими лечили самые тяжелые болезни. Но хранить такой веник нужно отдельно от остальных, чтобы не терял свойств.

Нельзя отказывать в угощении нищим, иначе придется самому просить милостыню. Не впустивший на ночлег странника рискует оказаться без крыши над головой. Нельзя ругаться и желать зла. Все плохие слова и действия вернутся к отправителю, каждый получит по заслугам за содеянное на Ореховый Спас.

Следует что-нибудь купить, хотя бы недорогую вещь. Скряга, оставивший купцов без денег в этот день, рискует целый год просидеть в нищете. За столом нужно попробовать каждое блюдо и похвалить хозяйку - целый год проживете в достатке. На каждое угощение нужно загадать желание. Если хозяйка смутится в ответ на похвалу, быть вам удачливым.

Нельзя ходить в лес без оберега. 29 августа там хозяйничает нечистая сила. Она может навести блуд - заставить потеряться «в двух соснах».

Упал орех на голову - к удаче. Богатство обещается тому, кто найдет два или три сросшихся ореха. Их нужно хранить в кошельке или кармане, подняв с земли или сорвав с дерева левой рукой. Получить мешок орехов в подарок - на счастье.

Если журавли улетели, к Покровам уже будут морозы, а весна окажется богатой на солнечные деньки. Птицы не спешат отправляться на юг - осень будет теплой, зима придет поздно, а весной будет холодно. Гроза обещает теплую осень и позднюю зиму.

Ритуалы и заговоры на Хлебный Спас

Существует поверье - ведьмы 29 августа изготавливают посохи, жезлы и волшебные палочки. Традиционный материал - орешник . Обладающие нужными навыками маги обзаводятся новыми инструментами, наполненным силой Орехового Спаса. Она же усиливает заговоры и ритуалы, основными компонентами для которых служат орехи и хлеб.

Заговор на двойной орех

Сам по себе двойной или тройной орех является денежным талисманом, привлекающим богатство. Его можно усилить заговором:

Пусть счастливый орех станет для меня оберегом,
Принесет мне удачу и денег целую телегу.

Как и советует денежная примета, храните его в кошельке или кармане - поближе к деньгам.

Ореховый приворот

Все три Спаса способствуют любовной магии . На Третий можно сделать приворот, крепкий, как грецкий орех. Сорвите один и расколите на две половинки. Съедобную часть употребите по назначению. На маленьком листе бумаги напишите ваше имя и имя возлюбленного. Положите его в орех и свяжите его половинки красной ниткой так, чтобы они держались вместе. Возьмите в руки и читайте заговор:

В одно целое две части соединила, нашу любовь скрепила.
Будет раб Божий (имя) обо мне рабе Божьей (имя) тосковать,
Обо мне одной думать и мечтать.
Наши сердца в унисон забьются,
А судьбы навсегда переплетутся.
Пусть Ореховый Спас моё желание исполнит,
Мою жизнь счастьем наполнит. Аминь.

После прочтения орех нужно закопать там, где живет любимый. Делать это надо молча, уходить домой - не оглядывясь, не вступая в разговоры.

Талисманы из орехов

Внутрь ореховой скорлупы можно положить записку с заветным желанием, перемотать половинки ниткой и носить при себе. В течении года желание исполнится. На Руси таким способом делали привороты, в Китае - привлекали удачу, Европе - ворожили на деньги. Допускается склеить половинки клеем - если записка выпадет, желание не сбудется.

Тонко истолченная скорлупа грецкого ореха привлекает деньги. Ей посыпают купюры, товары перед торговлей, рабочие инструменты. Среди современных неоязычниц популярна денежная косметика на основе соответствующих растений - мяты, базилика, ромашки . Толченая скорлупа может войти в состав скраба.

Ореховые ветки свяжите крест накрест красной ниткой и повесьте возле входной двери. Оберег закроет вход нечисти, черным колдунам и прочим сомнительным личностям.

Денежный заговор на хлеб

Наговаривают на богатство хлеб, испеченный своими руками из муки нового урожая . Делают это перед тем, как поставить его на праздничный стол в честь Хлебного Спаса. Произнести заговор нужно три раза:

Зерно в землю упало, ростком взросло, колосом зазолотилось, хлебушком оборотилось. Как в полях вволю хлеба, так и денег у меня до неба. Как хлеба растут - колосятся, так и денежки мои растут-прибавляются. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Первый кусочек должен достаться тому, кто наговаривал.

Обряд на исполнение желания

Нужно отложить кусок хлеба, отрезанный от выставленного на праздничный стол 29 августа. Наговаривать его нужно в следующую после Орехового Спаса субботу или воскресенье - не позже, чем через неделю. Если хлеб испортился, Высшие Силы не готовы исполнять загаданное желание. Встаньте на рассвете, зажгите свечу. Посолите хлеб с такими словами:

Хлебом-солью богов встречаю, свою мечту привечаю. Желаю, чтобы (описать желание одной фразой). Хлеб-соль съедаю, желаемое получаю, богов благодарю.

Съешьте соленый хлеб. Сделайте три глотка воды из полного стакана и скажите:

Как вся жизнь из воды происходит, так и мое желание из нее выйдет. Вода-водица, исполни мою мечту.

Свечу затушите, окунув в стакан с остатками воды с заговором:

Хлеб, соль и вода не подведут никогда. Хлеб, соль и вода - радость, а не беда. Как я сказала, так и будет. Аминь.

Свечу - в церковь, остатки воды - в канализацию.

Лечение детей хлебом

В дату Орехового Спаса знахарки издавна принимали больных детей. Лечили энурез, испуг, сглаз, заикание. С таким заговором следует обкатывать голову малыша куском черного хлеба:

Хлеб качу, катаю, с раба Божьего (имярек) беду сгоняю. Выкатываю, выманиваю, выганиваю все страхи, пристреки, уроки, сглазы, приглазы, завидки хвалу неискреннюю, злобу тайную. Выгоняю лихо из ручек, из ножек, из головушки, из щечек, из жилок, из прожилок, из белых кудрей, из ясных очей. Испуг, испуг, изыди! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Такой хлеб есть людям нельзя, его отдают собакам или птицам. Еще один способ лечения детских проблем не требует заговоров, достаточно знать молитву «Отче наш» наизусть. Девять раз прочитайте ее над трехлитровой банкой с теплой водой. Ребенка разденьте, поставьте в таз и облейте ей с головы до ног. В воду бросьте кусок черного хлеба на пару часов. Потом его отдайте собаке или птицам.

Третий Спас - праздник урожая и окончания лета, который с приходом православия приобрел еще и религиозный смысл. Это день, наполненный силой земли и природы. Его энергетику можно направить на лечение, обогащение или приворотное колдовство. Существует множество примет и традиций Хлебного Спаса. Соблюдающий их обретет счастье.

(16/29 ав-гу-ста)

Тро-парь Пре-чи-сто-му Об-ра-зу

Мы по-кло-ня-ем-ся Пре-чи-сто-му Тво-е-му Об-ра-зу, о Бла-гой Хри-стос Бог наш, про-ся про-ще-ния гре-хов на-ших, ибо Ты бла-го-во-лил доб-ро-воль-но взой-ти пло-тью на крест, чтобы из-ба-вить со-здан-ных То-бою от вра-же-ско-го раб-ства. За это мы с бла-го-дар-но-стью вос-кли-ца-ем Те-бе: «Спа-си-тель наш, Ты, при-шед-ший спа-сти мир, всё ис-пол-нил с ра-до-стью!»

Хри-стос и Ав-гарь

Царь Авгар получает Нерукотворный
Образ от апостола Фаддея
(икона X в. из монастыря
Св. Екатерины у горы Синай)

Ле-то на ис-хо-де: на сле-ду-ю-щий день по-сле Успе-ния на-сту-па-ет по-след-ний из трех ав-гу-стов-ских «Спа-сов». В цер-ков-ном ка-лен-да-ре этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся «Пе-ре-не-се-ние из Эдес-сы в Кон-стан-ти-но-поль Неру-ко-твор-но-го об-ра-за (Убру-са) Гос-по-да Иису-са Хри-ста (944 г.)» и име-ет ин-те-рес-ную предыс-то-рию.

Во вре-ме-на зем-ной жиз-ни Иису-са Хри-ста в се-вер-ной Ме-со-по-та-мии су-ще-ство-ва-ло го-су-дар-ство Ос-роэ на. Его сто-ли-цей был го-род Эдес-са, а ца-рем - Ав-гарь (Аб-гар) V Чер-ный (13-50 гг. н. э.). Узнав от сво-их по-слов в Иеру-са-ли-ме о чу-дес-ных де-я-ни-ях, со-вер-ша-е-мых там неким необык-но-вен-ным Че-ло-ве-ком, он буд-то бы на-пра-вил Ему пись-мо сле-ду-ю-ще-го со-дер-жа-ния.

«Ав-гарь Уха-ма, то-парх, - бла-го-му Спа-си-те-лю, объ-явив-ше-му-ся в пре-де-лах иеру-са-лим-ских, - здрав-ство-вать!

Слы-шал я о Те-бе и о Тво-их ис-це-ле-ни-ях, ко-то-рые без ле-карств и ко-ре-ньев То-бой со-вер-ша-ют-ся. Го-во-рят, что Ты сле-пых де-ла-ешь зря-чи-ми, хро-мых - хо-дя-чи-ми и про-ка-жен-ных очи-ща-ешь, и нечи-стых ду-хов и де-мо-нов Ты из-го-ня-ешь, и му-чи-мых дол-говре-мен-ной бо-лез-нью ис-це-ля-ешь, и мерт-вых вос-кре-ша-ешь. И всё это услы-шав о Те-бе, по-ло-жил в уме сво-ем (по-ду-мал) од-но из двух: или что Ты Бог и, со-шед-ши с неба, со-вер-ша-ешь та-кое, или Сын Бо-га, тво-ря-щий это. И по-это-му я счел нуж-ным про-сить Те-бя, чтобы Ты взял за труд прий-ти ко мне и бо-лезнь, ко-то-рая у ме-ня есть, ис-це-лить. Слы-шал так-же, что иудеи роп-щут на те-бя и хо-тят при-чи-нить Те-бе зло. Го-род же ма-лень-кий есть у ме-ня и пре-крас-ный, ко-то-рый до-ста-то-чен для обо-их».

Иисус Хри-стос, удо-сто-ив Ав-га-ря от-ве-та, на-пи-сал ему:

«Бла-жен ты, Ав-гарь, и го-род твой, ко-то-рый на-зы-ва-ет-ся Эдес-са. Бла-жен ты, что уве-ро-вал в Ме-ня, не уви-дев Ме-ня, по-это-му здо-ро-вье бу-дет те-бе обес-пе-че-но все-гда. О том же, что ты на-пи-сал Мне, чтобы Я при-шел к те-бе, от-ве-чу: Мне сле-ду-ет преж-де все-го ис-пол-нить то, для че-го Я сю-да по-слан. И по-сле ис-пол-не-ния Я бу-ду взят к по-слав-ше-му Ме-ня От-цу. Я по-шлю же те-бе од-но-го из уче-ни-ков Мо-их по име-ни Фад-дей, он же Фо-ма, ко-то-рый и бо-лезнь твою ис-це-лит, и жизнь веч-ную и мир те-бе обес-пе-чит и всем тем, кто с то-бой...» (Ра-зу-ме-ет-ся, эта пе-ре-пис-ка Ав-га-ря с Хри-стом недо-сто-вер-на, но от-ра-жа-ет факт ран-не-го при-ня-тия Эдес-сой хри-сти-ан-ства.)


Спас Нерукотворный. Новгородская
икона XII в., Государственная
Третьяковская галерея.

Со-глас-но од-ной из ле-генд, Ав-гарь не слиш-ком на-де-ясь уви-деть са-мо-го Хри-ста, дал по-ру-че-ние сво-е-му слу-ге и пись-мо-нос-цу Ана-нии при-вез-ти в Эдес-су хо-тя бы Его изо-бра-же-ние. При их встре-че, Иисус, про-чи-тав невы-ска-зан-ную еще прось-бу Ана-нии, омыл ли-цо и, отер-шись пла-том, от-пе-ча-тал на нем Свой лик. По-лу-чив порт-рет, Ав-гарь ис-це-лил-ся, по-сле че-го об-ра-тил-ся в хри-сти-ан-ство сам и кре-стил свой го-род. А Неру-ко-твор-ный об-раз, как ве-ли-чай-шая свя-ты-ня, был по-ме-щен в од-ном из за-лов цар-ско-го двор-ца. Позд-нее Осро-эна ста-ла рим-ской про-вин-ци-ей, а в VII сто-ле-тии бы-ла за-ня-та ара-ба-ми-му-суль-ма-на-ми.

Воз-ник-но-ве-ние же са-мо-го празд-ни-ка от-но-сит-ся к со-бы-ти-ям, слу-чив-шим-ся уже в X ве-ке, ко-гда Ви-зан-тий-ская им-пе-рия пы-та-лась вер-нуть по-те-рян-ные зем-ли на Во-сто-ке. От-во-е-вав несколь-ко го-ро-дов, ви-зан-тий-цы при-ну-ди-ли эми-ра Эдес-сы за-клю-чить с ни-ми мир и пе-ре-дать им дра-го-цен-ную ре-лик-вию, пе-ре-не-се-ние ко-то-рой и встре-ча в Кон-стан-ти-но-по-ле бы-ли весь-ма тор-же-ствен-ны-ми. Араб-ский ис-то-рик Яхья Ан-тио-хий-ский пи-сал:

«И был он (об-раз) до-став-лен ту-да в 15-й день ме-ся-ца Аба (ав-гу-ста). И вы-шли Сте-фан и его брат, пат-ри-арх Фе-о-фи-лакт, и Кон-стан-тин, сы-но-вья ца-ря Ро-ма-на, к «Зо-ло-тым во-ро-там», чтобы встре-чать об-раз. И шли пе-ред ним все са-нов-ни-ки го-су-дар-ства с мно-ги-ми све-ча-ми, и был он при-не-сен в ве-ли-кий со-бор Свя-той Со-фии и от-ту-да во дво-рец. И бы-ло это в 24-м го-ду сов-мест-но-го цар-ство-ва-ния стар-ца Ро-ма-на с Кон-стан-ти-ном, сы-ном Льва (т. е. в 944 г.)».

По-сколь-ку 15 ав-гу-ста (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) празд-ну-ет-ся Успе-ние Бо-го-ма-те-ри, то че-ство-ва-ние Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ло со-вер-шать-ся Гре-че-ской Цер-ко-вью на сле-ду-ю-щий день. Об-раз хра-нил-ся в сто-лич-ной церк-ви Бо-го-ро-ди-цы Фа-рос-ской, и о даль-ней-шей его судь-бе до-сто-вер-ных све-де-ний нет.

Хри-сти-ан-ская Русь за-им-ство-ва-ла этот празд-ник у гре-ков, при-чем с Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ли пи-сать не толь-ко по-ме-ща-е-мые в хра-мах ико-ны, но и вы-ши-вать его на во-ин-ских зна-мё-нах (вспом-ним стяг кня-зя Дмит-рия Дон-ско-го). В на-ро-де Тре-тий Спас на-зы-ва-ли «Спа-сом на хол-стах» или «Спа-сом на по-лотне», а так-же «хлеб-ным», по-то-му что пек-ли пи-ро-ги из но-во-го хле-ба. Дру-гое на-зва-ние, «оре-хо-вый Спас», от-ме-ча-ет со-зре-ва-ние в ле-су оре-хов. И ещё од-на пе-чаль-ная при-ме-та осе-ни - по-сло-ви-ца «Ла-сточ-ки от-ле-та-ют в три ра-за, в три Спа-са».

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Цит. по: Ме-щер-ская Е. Н . Ле-ген-да об Ав-га-ре - ран-не-хри-сти-ан-ский ли-те-ра-тур-ный па-мят-ник. М., 1984.

По церковному календарю 29 августа у православных христиан наступает праздник, именуемый в народе Ореховым Спасом. Перед этим праздником в последний месяц летнего времени года отмечаются Медовый Спас и Яблочный Спас.

Название праздника

Третий Спас имеет несколько названий и все они берут своё начало у истоков традиций.

Хлебный Спас . Раньше в этот день на столе непременно должен был стоять свежий каравай, испечённый из зерна первого урожая, благодаря этой традиции Третий Спас называют Хлебным Спасом.

Третий Спас имеет название Орехового Спаса, поскольку 29 августа было принято собираться всем вместе и идти в лес для сбора орехов, отсюда и название.

Спас на холсте . Ещё одной традицией, связанной с историей этого праздника, стало изготовление холстов. Женщины, девушки к этому празднику ткали множество холстов и полотен, после чего продавали их – эта традиция породила ещё одно название Третьего Спаса – Холщовый Спас.

Церковное название . В церковном календаре праздник Третьего Спаса имеет длинное и красивое название - Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

История Третьего Спаса

История этого православного праздника уходит корнями в далёкое прошлое, когда Иисус ходил по миру и проповедовал православную веру. В одном городе под названием Едесса правителем был царь Авгарь, страдавший ужасными язвами, полностью покрывавшими его тело, и ни одному целителю не удавалось помочь мучавшемуся правителю. Но вскоре в Едессу долетели слухи о Сыне Господа, который находясь на Земле творил невероятные чудеса. Царь решил, что это его единственное спасение и написал Иисусу письмо, в котором просил помочь ему и спасти от ужасного недуга. Своё послание Авгарь отправил вместе с художником по имени Ананий, которого попросил изобразить Сына Господа на холсте.

В Иерусалиме художник нашёл Иисуса, вокруг которого толпилась огромное количество жителей, поэтому Ананий даже не смог прикоснуться к Учителю. Поднявшись на высокий камень, художник хотел изобразить Иисуса на холсте, но все попытки оказались тщетны. В один момент, Христос заметил Анания и подозвал к себе, после чего попросил чашу, наполненную водой и убрус. Иисус умыл лицо своё в чаше и вытерся полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Именно это полотно с изображённым ликом Учителя принёс художник царю Авгарю.

Вскоре Авгарь был исцелён руками одного из последователей Иисуса, святым Фаддеем, а образ Спаса Нерукотворного царь повесил над вратами, ведущими в город.

Традиции, связанные с Третьим Спасом

Благодаря библейской истории происхождения праздника Орехового Спаса появилось множество традиций, связанных именно с полотнами. В этот день в народе обязательно освящали тканевые полотна в храмах. К Ореховому Спасу женщины изготавливали своими руками ткани, ходили их освящать в церковь, а затем шили из этой ткани одежду всей семье. Также в этот день принято освящать и два других символа этого православного праздника: орехи и хлеб.

Интересной традицией празднования Третьего Спаса является очищение колодцев. Эта традиция сохранилась во многих поселениях до сих пор. 29 августа в сельской местности занимались очищением колодцев, святых источником, а также освящением новых колодцев. В этот праздник по обычаю пили чистую воду из освящённого источника.

Приметы, связанные с Третьим Спасом

На Руси было огромное количество примет, связанных с этим праздником. Люди говорили, что веник, собранный в этот день из ореховых веток, послужит оберегом и защитой от различных хворей и напастей.

Кроме того, считалось, что если в этот день было собрано много орехов, то в следующем году урожай зерновых культур будет радовать.

Обычаи по празднованию Хлебного Спаса

Обязательно следует приобрести небольшую вещичку, сувенир, если этого не сделать, считается, что в предстоящем году будет крайне нестабильное и шаткое финансовое положение. Обязательно надо посетить церковь и желательно осветить предметы, характерные для этого праздника: хлеб, орехи и полотна.

Ореховый Спас празднуется уже на протяжении многих десятков лет. История и большинство традиций берут своё начало в незапамятных временах, но многие обряды по празднованию этого светлого праздника сохранились до сих пор. Три Спаса глубоко почитались во все времена и не забываются в наше неспокойное время.

Loading...Loading...