Понятие знания и его уровни. Знание


ТЕМА 7. УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМНИЙ И НАВЫКОВ

    7.1. Сущность знаний

    7.2. Сущность умений и навыков

    7.3. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин)

    7.4. Общеучебные умения и навыки

7.1. Сущность знаний

    7.1.1. Определение понятия "знание"

    7.1.2. Функции знаний

    7.1.3. Виды знаний

    7.1.4. Свойства знаний

    7.1.5. Усвоение знаний

    7.1.6. Проблема понимания

7.1.1. Определение понятия "знание"

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки , умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Но прежде чем рассмотреть, как учащиеся усваивают знания, надо разобраться в том, что такое знание, какие бывают знания, какие знания должен усвоить ученик. Вопрос этот довольно сложный.
Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.
В новой "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются следующим образом: "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков" (Российская…, 1993; аннотация).
Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки (см. анимацию) (Тищенко П.Д., 1991; аннотация).
Во всех этих определениях говорится, главным образом, о научных знаниях. Но кроме научных есть житейские знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его определение более общего характера: "Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь" (Фридман Л.М., 1997; аннотация).

7.1.2. Функции знаний

Многозначность в определении понятия "знание" обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике знание может выступать и как то, что должно быть усвоено, т.е. в качестве целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как содержание, и как средство педагогического воздействия. В качестве средства педагогического воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру прошлого индивидуального опыта учащегося, оно меняет и преобразует эту структуру и тем самым поднимает обучаемого на новый уровень психического развития. Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему. Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания.
Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей (Полякова А.В., 1978; аннотация).

    С учетом перечисленных выше дидактических функций знания перед учителем стоит несколько задач:

    • а) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;

      б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;

      в) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

7.1.3. Виды знаний

    3нания могут быть:

    • донаучными;

      житейскими;

      художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности);

      научными (эмпирические и теоретические).

Житейские знания , основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Обыденное знание формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются главным образом внешние стороны и связи с окружающей действительностью. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научных знаний. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.
Научное знание представляет собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития. В своих абстрактных формах научное знание не всем и не всегда доступно, поэтому оно предполагает такие изменения формы его презентации, которые обеспечивают адекватность его восприятия, понимания и усвоения, т.е. учебное знание. Таким образом, учебное знание является производным от научного и в отличие от последнего есть познание уже известного или познанного (см. Хрест. 7.1).
Научные знания могут быть переданы путем организованного целенаправленного обучения. Характеризуются они осмыслением фактов в системе понятий данной науки.
Научные знания, получаемые учеником в школе, зачастую расходятся и даже противоречат житейским представлениям и понятиям ребенка в силу ограниченности или односторонности опыта, на который последний опирается. Усваивая научные понятия, имеющие строго определенное в данной научной области значение (например, понятие тела в курсе физики), учащиеся понимают их в соответствии с более узким (или более широким) житейским смыслом.
Преднамеренное изменение, реорганизация научного знания, упрощение или сокращение предметного разнообразия, которое в научном знании отражается с учетом психологических возможностей обучаемых, порождает учебное знание. 3нания , усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематизированными, взаимосвязанными, охватывать все основное в изучаемой области, иметь определенную логическую структуру и усваиваться в определенной последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же учебному предмету, должны создаваться и межпредметные связи.

    Согласно В.И. Гинецинскому, учебное знание существует в трех формах:

    • в форме учебной дисциплины;

      в виде учебного текста;

      в форме учебной задачи.

Адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину, которая включает, с одной стороны, предметную область знания, а с другой - знание закономерностей познавательной деятельности. Языковая форма выражения учебного знания образует учебный текст.
Любое знание, в том числе и учебное, субъективно по форме своего существования, и поэтому его нельзя механически передать "из головы в голову", подобно эстафетной палочке, передаваемой из рук в руки. Знания могут быть усвоены только в процессе познавательной активности самого субъекта. Именно своей субъектностью научное или учебное знание отличается от научной или учебной информации, представляющей собой объективированную форму знания, зафиксированного в различных текстах.

7.1.4. Свойства знаний

    Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются:

    • системность ,

      обобщенность ,

      осознанность,

      гибкость,

      действенность,

    • прочность (рис. 2).

    Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что, в свою очередь, обусловлено:

    • достигнутым уровнем познания данной области явлений;

      целями обучения;

      индивидуальными особенностями учащихся;

      уже имеющимся у них запасом знаний;

      уровнем их умственного развития;

      адекватностью усваиваемого знания возрасту учащихся.

Различают глубину и широту знаний, степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности, их особенности, закономерностей, а также степень детализованности знаний. Организованное школьное обучение требует четкого определения глубины и широты знаний, установления их объема и конкретного содержания.
Осознанность, осмысленность знаний, насыщенность их конкретным содержанием, умение учащихся не только назвать и описать, но и объяснить изучаемые факты, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них - все это отличает содержательные знания от формализованных.
В школе диагностируется главным образом полнота и прочность знаний, остальные параметры знаний в их влиянии на умственное развитие остаются нередко вне внимания учителя. Обученность школьника включает также наличие отдельных разрозненных умений и навыков - как общеучебных (среди них приемы поиска учебной информации, отдельные приемы запоминания, хранения информации, работы с книгой и др.), так и частных (навыки счета, письма и др.). Их диагностика позволяет выявить пробелы результатов прошлого обучения. Обученность выявляют тестами достижений, обычными школьными контрольными работами
(http://testolog.narod.ru/Theory19.html; см. работу Аванесова В.С. "Теория и методика педагогических измерений").

Знание - это полученная определённым способом и упорядоченная некоторым образом информация , которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека те или иные свойства существующей действительности (см. ), включая информацию как о внешнем мире (его объектах, предметах, явлениях и процессах), так и о самом человеке. В социальной среде (см. ) статусом знания некоторая информация наделяется, как правило, в соответствии с какими-либо критериями, нормами и процедурами, принятым в том или ином сообществе. Знанием также называют [информационный] результат познавательного процесса (см. ), его итог, накапливающийся в человеческой культуре (см. ) и создающий основу поведения и деятельности (см. ) людей.

В зависимости от принятых критериев знание может быть разделено на основных два типа по уровню его функционирования: обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философское, творческое и другие), а также профессиональное и практическое знание различных социальных общностей и групп. Можно также говорить о личностном знании и структурах личностного знания. Различают также структуры явного, предъявленного, рационально выраженного знания, и неявного (латентного) знания, локализуемого в структурах накопленного социокультурного опыта и подсознании индивидов. Кроме того, в явном, как правило, специализированном, реже профессиональном и (в некоторых случаях) практическом знании можно выделять «предметное знание», направленное на объекты, процессы, явления (как на уровне ситуативной данности, так и на уровне глубинных инвариантов) и «метазнание» (то есть знание о знании и возможностях работы со знанием). Особые знаниевые практики, проникающие в метазнание, но иногда и в знание «предметное», презентируют методология (знание о способах, методах, возможностях и целях получения знания, а также о технологиях работы с ним) и рефлексия (философская, методологическая, деятельностная).

Внутри философии оформились как самостоятельные дисциплинарные области, изучающие познание и знание: эпистемология (см. ) и гносеология (см. ), на междисциплинарном научном уровне - науковедение и различные «метрии» (наукометрия, эконометрия и тому подобные), внутри дисциплинарных типов знания (философия, наука, теология). На особый самостоятельный статус в этом отношении в настоящее время претендует методология, в частности, в лице системо-мыследеятельностной методологии (см. ). Как особые виды сейчас стали рассматриваться разного рода иррациональные знания: «метафизическое знание», «мистическое знание», «оккультное знание», «паразнание» и тому подобные.

В некоторых кросскультурных исследованиях (на эмпирическом уровне), в работах Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса и других исследователей (на теоретическом уровне), в концепциях О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, Н. Я. Данилевского и других мыслителей (на уровне философской рефлексии) была осмыслена ситуация наличия разных типов знания и разного «удельного веса» его видов, наличия разных типов технологии работы со знанием и его «представления и упорядочения» в тех или иных культурах в разные исторические периоды. Более того, была показана очевидная неоднородность того же научного знания, к которому ранее постоянно апеллировала европейская интеллектуальная традиция.

В частности, было специфицировано социогуманитарное знание, в котором также была обнаружена его принципиальная плюралистичность. Тем самым оказалась дискредитированной (под сомнение в иррационалистически и мистически ориентированных концепциях она ставилась и ранее) претензия европейского разума на его адекватное выражение прежде всего (или даже единственно) в рационалистически или эмпирически трактуемой науке как «подлинном», «незатемнённом» и тому подобном знании. «Традиционные» представления о знании подрываются и социокультурными реалиями так называемого «постиндустриального» и «информационного» общества, превратившими знаниевые и образовательные практики, наряду с экономическими и политическими, в доминирующие, и поменявшими «режим» их производства и функционирования с институционализированного академически-университетского на коммуникационный, а также поставившими вопрос о «техническом», «искусственном» разуме.

Таким образом, возникла необходимость не только отказа от редукции знания исключительно к научному и/или философскому, но и потребность переопределения самого феномена знания в терминах разных типов «логик» и «рациональностей» с меняющимися реальными доминантами в конкретных исторических и социокультурных ситуациях. К настоящему времени обозначились основные векторы движения в этом направлении:

  1. В современных теориях познания и образовательных (трансляционных) технологиях подвергнут критике принцип предметной фрагментации знания и его специализации по узким объектным областям. Показательно, что «дробление» знания ведёт (в пределе) к утрате целостного видения отображаемых в знании областей и объектов, «неулавливанию» глубинных оснований познавательной активности. Обозначена проблема «границы» допустимой специализации (например, в общественных науках, поскольку существует отношение социальных агентов друг к другу или к чему-либо, не может быть принципиального запрета на возможность формирования новых социологических «дисциплин») и комплексирования знания как по «горизонтали» (с иными специализированными его сегментами), так и по «вертикали» (надстраивание необходимых уровней концептуализации знания).
  2. Установлено «стирание» предметной специфики знания на более высоких концептуальных уровнях его организации, выраженность на них тенденций к интегрированию знаниевых систем (теорий и так далее) в объемлющее целое, к междисциплинарному синтезу и к комплексированию разнопредметного знания. В рамках последнего предметная спецификация может быть истолкована как возможность смены точек зрения и преобразования одних форм знания в другие. Сам же предмет знания может тогда пониматься как видение объекта в свете сложившихся исследовательских установок в зависимости от массива уже накопленного знания. Кроме того, в научном знании наработан ряд подходов, позволяющих анализировать внутри их методолого-теоретических установок разные предметные области (семиотический, системный, деятельностный, структурно-функциональный и другие).
  3. Представления о методологической функции знания и о методологическом значении более концептуализированных уровней знания по отношению к более низким уровням его организации дополняется (или вытесняется) пониманием методологии как типа вне- и надпредметного знания, формируемого за пределами собственно науки (реже, и философии, если последняя сама при этом не истолковывается как методология). Знание лишается статуса самоценности как конечной цели познания, актуализируются представления о знании как предпосылке (задаваемое видение) и как средстве (методическо-процедурная компонента) познания. Ставится вопрос о релевантности знания как продукта проблемным полям и ориентациям действующих субъектов. Содержание знания непрерывно проблематизируется, критериально знание нормативизируется и технологизируется.
  4. Дискредитируются представления о знании как продукте, получаемом в режиме открытия, что абсолютизировало статичность и замкнутость знаниевых систем. Акцентируются предзаданность («организованность») продуцируемого знания, его динамичность и открытость в другие практики, возможность переинтерпретации. Наряду с фактическим, теоретическим, методологическим как особый тип начинает рассматриваться знание проблемное, а проблематизация исходных онтологических оснований истолковывается как «привычный режим» работы со знанием.
  5. Иными становятся и представления о способах и механизмах изменения знаниевых систем. Пионерскими в этом отношении послужили концепции Т. Куна о парадигмальной организации знания и различные версии «научных революций», поставившие под вопрос кумулятивную схему «накопления» знаний. Важны в этом отношении разработки наукометрии о механизмах «запрета на повтор (или плагиат)», «приоритетности (первенства)» и «публикации», а также культурологии о механизмах с аналогичными «организующими» изменения функциями в других типах знания и культурах. В семиотике предложен механизм «сдвига значений»: «новый смысл» в системе знания понимается как зафиксированный в данном результате сдвиг значения в некоторой группе предшествующих результатов (при этом вероятность признания нового результата тем меньше, чем более инновационно предлагаемое).
  6. В некоторых социальных дисциплинах, в частности в педагогике, разработаны новые способы и технологии трансляции (передачи) знания. При этом знание истолковывается как сокращённая через обобщение и типизацию для целей трансляции запись видов социально необходимой деятельности. Проблемой в этом случае является фрагментация наличных массивов знания в конкретные сегменты деятельности и для конкретных субъектов (индивидов), также как и обратный процесс интегрирования «фрагментов» в целостность. Дополнительная задача - институциональное обеспечение этих процессов.
  7. Анализ логико-гносеолого-эпистемологических форм знания дополняется анализом интрасубъективных механизмов обеспечения присутствия знаний в актуальном опыте (практиках) в мотивационном, операциональном, коммуникационном аспектах. Выявляется зависимость требований к знанию и его параметрам в различных режимах работы с ним (моно-, диа-, полилог, типы отношений «Я↔Я», «Я↔Он», «Я↔Ты», и так далее). Специально в разных вариантах разрабатываются концепции знания как результата разноорганизованных дискурсов.
  8. Особый пласт анализов знания представляют его трактовки как знаковых, текстовых, языковых, категориально-семантических, праксеологических и других организованностей, вписывающие знаниевые системы в «смысловую рамку» культуры. Независимо от теоретико-методологических (парадигмальных и дисциплинарных) ориентации и конкретных задач подобных анализов, речь в них (эксплицитно или имплицитно) идёт о конституировании знания как системы значений или способов кодирования в контекстах форм семантизации реальности и в ценностно-символически-смысловых и нормативно-регуляционных системах культуры, образующих её «язык». При этом под языком культуры может пониматься система отношений, устанавливающая координацию ценностно-символически-смысловых форм для данного типа мышления; это такая система отношений, в которой организуются все смысловые конструкции - восприятия, представления, образы понятия и так далее. Таким образом, знание анализируется в своих семантических, синтаксических и прагматических модусах.
  9. ещё одно направление, проблематизирующее сложившиеся представления о знании и способах работы с ним, - это исследование природы, характера, типов, способов получения знания в их [не] зависимости от «ментальностей», организованности мышления, механизмов и форм осознавания (или неосознания) знаний, а также их [не] выраженности и [не] закреплённости в стилях мышления. И «оборачивание» этих зависимостей - влияние сложившихся знаниевых систем их типов, способов, уровня [не] структурированности знания на способы организации мышления, характер и механизмы познавательной деятельности в целом. В этом отношении наработаны схемы влияния знания на «замыкание мышления на себя», то есть на утверждение собственной самодостаточности.
  10. Сформирована исследовательская установка на работу не только со знанием, но и с таким концептом, как «незнание». Если в классических подходах незнание трактовалось как «несовершенство» знания, как то, что требует своего перевода в знание, то в ряде современных концепций обнаружение незнания понимается как необходимое познавательное действие, выявляющее области проблем (основа проблематизации), устанавливающее границы возможной работы с имеющимся знанием (уровень притязаний), ориентирующее, направляющее и стимулирующее познание (предпосылка знания, задающая видение), обнаруживающее феномены замыкания мышления на себя и требующее открытия знаниевой системы, её динамизации. Таким образом, будучи направленным на получение нового знания, незнание всегда описывается в терминах существующего знания, будучи его неотъемлемым дестабилизирующим компонентом.
  11. Наконец, принципиальные выводы для понимания знания следуют из анализов взаимоотношений специализированного (научного) и повседневного (обыденного) уровней знания, проделанных прежде всего феноменологической философией и социологией, и механизмов взаимопонимания между носителями разных знаниевых систем как внутри одной культуры, так и в межкультурных взаимодействиях, всесторонне разрабатываемых в культурной антропологии и этнометодологии.

Когда мы были еще детьми, нам часто приходилось слышать фразу родителей: «Иди в школу за знаниями»! Еще тогда, будучи малолетними, мы не понимали, что такое знание и для чего же оно нам нужны. Мы думали, что знания, в большей степени, нужны родителям, а не нам самим. Идя дальше по жизненному пути, мы выросли с чувством, что знания необходимы. И они нам действительно помогают, хотя на самом деле мы очень редко задумываемся, что за знания мы имеем.

Знание невозможно ограничить. Познание и знание существует за горизонтом любой науки. Но у каждой конкретной науки есть знание. Мудрая философия, жаждущая религия, амбициозная политика, загадочная мифология… все они заключают в себе знание Также есть знания, в основе которых есть понятия, символика, художество, образы.

Исторически принято считать, что в истоках знания у человека было игровое познание окружающего мира. Это знание строилось на понятии правил и поставленных целей, и оно помогало приподнимать завесу прекрасного, как бы возвыситься человеку над бытием, не думать о собственной наживе, чествовать себя и вести себя как нового человека, имеющего, что-то, что нельзя осязать, но это «что-то» давало больше людям, чем материальные ценности. Это помогло психологически вырасти, помогло стать более восприимчивым к понятиям «прекрасного» и «ужасного». Это раскрыло границы взаимоотношений наших предков. Еще в то время знания подразделили на: вненаучное (повседневное), научное, обыденно-практическое (имеется обычный человеческий здравый смысл), религиозное (не зависимо от вероисповедания), интуитивное (присущее всем народам, всему человеческому роду вцелом).

Знание и его формулировка

Исследуя словари можно найти несколько формулировок этого термина.

  • Знания - это сформулированная информация, на которую опираются или пользуются в процессе нахождения ответа на задачу.
  • Знания - это определенность предметной области (связи, принципы, закономерности), которые получаются в итоге практики и профессионального(качественного) опыта, они позволяют знатокам своего дела ставить задачи и решать их в определенной стезе.
  • Знания - это качественно скомпонованные материалы, или данные о материалах, или метаданные.
  • Знание (предметная область) - это описание чего либо, окружение объектов, нужных фактов, событий, а также взаимоотношений между ними.
  • Знания (искусственный интеллект) - это групповые взаимоотношения чего-либо, показанные посредством качественного определения объекта. Научные работы в отрасли баз данных дают качественный доступ к огромному количеству наименований типов объекта.

Что такое знание? Знание, утверждают мудрецы - это организованное и понятое, то, что помогает нам не делать ошибок, то, что делает нашу жизнь более комфортной и безопасной. Но стоит отметить, что знания понимаются субъективно. Это означает, что Вы, как читатель поймете информацию, приходящую извне, по-своему, и примените ее позже по-своему. Из этого правила вытекает такое выражение: «Знание не так важны, как интерес, именно интерес заставляет человека получить истинные знания». Но даже как бы ни применяли свои знания, мы должны их максимально адаптировать к своей жизни.

Вот человек повзрослел и тогда приходит вопрос: «Что дают знания?». Ответ очень прост. Знания преображают, ветхие знания просят обновления. Реалии современной жизни просят последних открытий. Наилучшим открытием любого человека станет познание самого себя. Знание может освободить человека от вериг невежественной жизни, дать понимание того, что действительно происходит в современном мире и того, что происходило еще до его рождения. Знание делает из человека, как живого существа, того кого нам приятно слушать, произведения которого мы читаем, делает из нас человека разумного. Только приобретая знания, мы задумываемся над истоками мироздания, ищем ответы на, казалось бы, безответные вопросы. И находим эти ответы! Сколько всего человек уже узнал! Мы научились летать, научились предугадывать стихии, открыли пенициллин! И этого не было бы, если бы человек не развивался и не приобретал знания. Знания катализирует самого человека, делая его более мудрым и приспособленным к жизни и разным обстоятельствам.

Что такое научное знание

Научные знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.

Научные знания делятся на:

  • эмпирические (полученные в последствии опыта самого человека, в результате его наблюдений)
  • Теоретические (эти знания получены только в результате анализа любых, возможно абстрактных моделей).

Научные знания в том или ином случае всегда должны опираться на эмпирическую или теоретическую платформу.

Знания теоретические – это все то, что показывает нам, как происходят определенные процессы в жизни. Эти знания люди используют как прогноз для поведения объектов.

А для чего же нам нужны знания в нашей, казалось бы, рутинной повседневной жизни? Вроде бы, все прекрасное открыто, все звезды посчитаны, все открытия сделаны. Но это не так - всегда есть лазейка, где мы можем что-то определить сами. Примером может служить такая яркая личность как Билл Гейтс. Он открыл нам безграничные возможности использования персонального компьютера! И мы современники этих открытий. Мы тоже можем, что-то привнести, мы можем что-то изменить. Мы должны только желать этого!

Мы с Вами разобрались, в чем все-таки состоит суть знания. Отлично! А что же такое знания ?

Правильно ли мы понимаем это слово? Зависит ли глубокое осознание этого понятия на наши достижения в жизни?

Английский философ Фрэнсис Бэкон определил знания так: «Знания – это сила!» . Согласен с ним на 100%. Это самое лучшее и подходящее определение слову «знания». Именно, такое понимание должно сформироваться в наших головах.

Почему это так важно? Сегодня ведь любую информацию можно найти в интернете!

Да, можно! Но сама информация – это НЕ знания, а всего лишь информация! И, если это бы все это понимали, то, наверняка, не стали прожигать драгоценное время впустую! Какое такое драгоценное время? Влад, ты о чем? Сейчас, господа, сейчас все объясню:)

Сегодня, в эру постоянного и глобального потока информации, каждая минута нашей жизни – ценное время. Одна минута потерянного времени может вылиться в бесполезные часы работы. Одно мгновение может определить наши успехи и неудачи. Время – один из главных ресурсов нашей жизни. В чем же тут взаимосвязь? А взаимосвязь между знаниями и временем прямая.

<Чем больше ты имеешь знаний, тем меньше времени потребуется для достижения целей!>

Все мы стремимся добиться чего-то в жизни. Кто-то хочет стать успешным бизнесменом, кто-то учителем, кто-то врачём, а кто-то инженером. И всем нам необходимы знания! Знания нужны везде и всегда! Знания определяют степень нашей «продвинутости» и успеха.

Так что же такое знание?

Знания – это четко понимаемая информация + опыт + мировоззрение, составляющее единое целое!

Знания – это самый мощный актив каждого человека! А теперь задайте себе такой вопрос: Насколько этот актив развит у Вас? Как часто Вы его укрепляете?

Каждый день мы должны совершенствоваться , становиться лучше, сильнее, умнее и конкурентоспособнее. Каждый Божий день мы должны что-то узнавать и обязательно анализировать, потому что без анализа нет критического мышления, которое определяет нашу личность. Именно, критическое мышление вызывает авторитет к человеку. Кому мы будем интересны, если со всеми будем соглашаться? И что нам позволит не соглашаться со всеми подряд? Правильно! Наше мировоззрение, информация и опыт, которые и есть знания!

Вспомните, как Вы сидели за партой, а учитель что-то рассказывал всему классу. Все ли получали при этом одинаковые знания? Все ли учились на одни и те же оценки? Нет! Потому что у всех было разное мировоззрение, разный опыт, а главное разное понимание информации. Чем сильнее эти 3 составляющие у Вас прокачены, тем качественнее будут знания. Чем больше знаний в Вашей голове, тем легче принимать и накапливать . Это факт!

В современных условиях очень важно принимать решение как можно быстрее, чтобы иметь преимущество среди своих конкурентов. А конкуренты есть у всех и всегда, если Вы конечно не Робинзон Крузо:)

Кто владеет информацией, владеет миром! Слышали это выражение? Конечно, слышали. Каждый раз, когда перед нами возникает новая задача или вопрос, мозг начинает сканировать имеющиеся знания, чтобы выдать правильный ответ. Задача каждого человека создать собственную качественную базу знаний, чтобы сканирование прошло успешно! Когда нужно что-то найти и есть под рукой интернет, мы обращаемся к поисковику, который за доли секунды выдает ответы. Тоже самое происходит и в нашем мозге. Создайте в своей голове мини-интернет!

Знания – это наша оружие и мощь, которое позволяет в жизни чего-то достичь.

Посмотрите на успешных людей. Найдете ли вы среди них хотя бы одного глупца, имеющего низкий коэффициент знаний? Ну, разве что боксеры:) Ладно, приколы в сторону.

Цель этой статьи заключается в том, чтобы каждый осознал, что знания – это самое ценное достояние человека, которое добывается только усердным и личным трудом! Желаю всем находится в постоянном поиске новых и полезных знаний.

Когда мы говорим о знаниях, все - от мала до велика - понимают, о чем идет речь. Но если попросить кого-либо дать четкую формулировку, охарактеризовать сущность понятия «знания», справится далеко не каждый. В чем же она состоит? О понятии и структуре знаний мы и поговорим сегодня.

Слово в словаре

Определения понятия «знание» в словаре выглядят следующим образом:

  1. Обладание определенными сведениями, осведомленность в одной или нескольких областях. (Чтобы быть хорошим педагогом нужно обладать знанием жизни).
  2. Результат познавательной деятельности, который проверен практикой, ее адекватное отражение в людском сознании. (Знание основ предмета – вот конек этого студента).
  3. Набор сведений в области какой-либо науки или ее отрасли. (Знания, полученные на уроках английского, очень помогают Егору в путешествиях за границу).

Рассмотрим эти толкования более подробно.

Истинное знание

Как указано выше, в одном из значений слово «знание» - это итог такого вида человеческой деятельности, как познание мира. Как правило, под знанием подразумевается лишь такой результат познания, которому присуща неизменная истинность. Этот результат должен быть обоснован либо фактически, либо логически и подразумевает проверку чувствами или практикой.

Таким образом, при рассуждении о знаниях чаще всего имеются в виду знания, являющиеся истинными. Истинным знанием считается правильное отражение окружающей действительности в мышлении конкретного человека или в общественном мышлении. То есть оно является идеей, описанием или же сообщением о том, что существует на самом деле.

Получение истинных знаний, представлений о глубинной структуре явлений и предметов, об их значимых взаимосвязях является целью науки, для осуществления которой она применяет научные методы.

Узкий и широкий смысл

Знание отдельного человека или группы людей – это владение информацией, которая проверена тем или иным способом и дает возможность решать какие-либо практические задачи. Знанию противопоставляется незнание (то есть дефицит проверенных сведений о чем-либо), а также и вера.

Такое понятие о знании является более упрощенным, более узким толкованием знания. Если говорить о более широкой, философской интерпретации, то, согласно ей, знание является образом реальности субъекта, существующим в виде понятий и представлений. Широкий подход к пониманию знания делает его ближе, приравнивает к понятию информации. А это приводит к постановке сложного вопроса о видах знания, таких как:

  • Истинное и ложное (дезинформация).
  • Обыденное.
  • Знание, понимаемое как мнение.
  • Знание в виде оценки.
  • В виде подражания.

Как правило, знание фиксируют, придают ему объективность, выражают с помощью языковой или другой знаковой системы или формы. Но исходя из того, что понимать под знанием, возможен и вариант утверждения, что оно также может фиксироваться в чувственных образах, получаться через непосредственное восприятие.

Многообразие форм

Процесс познания не ограничивается только научной сферой. Знание в различных его формах присутствует и за рамками науки. При этом всем формам общественного сознания присущи специфические, характерные только для них формы знания. Здесь имеются в виду, например, такие виды сознания, как наука, философия, политика, религия, мифология.

Кроме этого, различаются еще и формы знаний, которые имеют такие основы, как понятийная, символическая, художественно-образцовая.

К первым в истории формам знания относится игровое познание. Оно построено на правилах и целях, которые условно принимаются участниками действия. Эта форма дает возможность возвыситься над повседневной жизнью, не задумываться о получении выгоды, вести себя свободно, насколько это позволяют нормы, установленные в игре. При этом допускается обман партнеров и утаивание истины.

Данный вид познания окружающего мира носит характер обучающе-развивающего. В процессе его осуществления выявляются возможности и способности человека, раздвигаются психологические границы при общении.

Какие виды знаний бывают?

Существуют самые разные виды знаний. К ним относятся, например, такие, как:

  • Научные знания.
  • Вненаучные.
  • Обыденно-практические (здравый смысл).
  • Интуитивные.
  • Религиозные.

Обыденно-практическое

Это знание, которое появилось в самые ранние исторические периоды. Сведения, которые оно содержало, были элементарными данными о природе и обо всем окружающем мире. Они, в частности, включали в себя:

  • Простой здравый смысл.
  • Различные приметы.
  • Назидания старших младшим.
  • Рецепты приготовления пищи и снадобий.
  • Личный опыт отдельных людей и их групп.
  • Сложившиеся традиции.

Обыденно-практическому знанию присущ характер устности, несистемности, бездоказательности. Оно служит основой, на которой зиждется ориентация людей в окружающей среде, основывается их каждодневное поведение и предвидение событий. Как правило, в нем присутствует множество ошибок и противоречий. Оно относится к вненучным.

Научное и вненаучное знание

Научное - это знание, которое в отличие от обыденно-практического, основывается на рационализме, объективности и универсальности. Оно претендует на всеобщую значимость. Научное познание является действием, в процессе которого добывается истинное, объективное знание. В его задачу входят описание, объяснение, а также предсказание процессов и явлений, присущих действительности.

В ходе развития такого вида познания случаются научные революции, в процессе которых происходит смена теорий и принципов. Их сменяют периоды нормального научного развития, когда идет углубление знаний и их детализация.

Характерными чертами научного знания являются его:

  • Основанность на логическом мышлении.
  • Наличие доказательств.
  • Повторяемость результатов.
  • Стремление к избавлению от ошибок и к снятию противоречий.

Форма научного знания является самой младшей среди прочих форм, относящихся к вненаучному знанию. Существует мнение, что последнее не является чьей-либо выдумкой, оно генерируется определенными интеллектуальными сообществами по другим нормам и эталонам, отличающимся от рационалистических. У них есть свои собственные источники и инструменты познания. В истории культуры эти формы знания, относимые к области вненаучного, объединяются в таком понятии, как эзотеризм.

Какими бывают научные знания?

Научные знания по способу их получения подразделяются на два вида. Они могут быть:

  • Эмпирические, получаемые на основе чувственного опыта или методом наблюдения.
  • Теоретические, добываемые с помощью анализа абстрактных моделей.

Нужно отметить, что научные знания в любой ситуации должны опираться на доказательства, будь они эмпирическими или теоретическими. Теоретические знания основываются на абстракциях и аналогиях, схемах, отражающих природу и структуру объектов. А также процессы их изменения, которые протекают в предметной области. Эти знания помогают в объяснении различных явлений и могут быть использованы для прогнозов, касающихся поведения объектов.

Виды вненаучных знаний

Кроме уже рассмотренных обыденно-практических, существуют и другие виды вненаучных знаний, это:

  • Паранаучные – несовместимы с имеющимся познавательным стандартом, включают мысли или учения о различных феноменах, не объясняя их с точки зрения критериев, присущих науке.
  • Лженаучные – это знания, с помощью донесения которых сознательно эксплуатируются предрассудки и домыслы. Их характеризует нетерпимость к доводам их опровергающим, претенциозность, малограмотный пафос. Не обладают универсальностью, систематичностью, обнаруживают себя через квазинаучность.
  • Квазинаучные – ищут приверженцев через опору на принуждение и насилие. Обнаруживают свой расцвет в условиях, когда наука имеет строго иерархическую структуру, когда пресекается критика, жестко проявляется идеология. Например, шельмование кибернетики, «лысенковщина».
  • Антинаучные – сознательно искажающие научные представления об окружающем мире. Связываются с вечной потребностью человека найти простое лекарство от всех недугов. Возникают во времена нестабильности в обществе.
  • Псевдонаучные – проявляются в интеллектуальной активности, которая спекулирует на популярных теориях (о снежном человеке, лох-несском чудовище).
Loading...Loading...