Праздник преображения господня что означает. Православные отмечают преображение господне

Одним из величайших евангельских событий, ежегодно воспеваемых в христианском мире, является Преображение Господне. История праздника началась примерно в 4 веке, когда по инициативе святой царицы Елены на был выстроен христианский храм, освященный в честь Преображения. Согласно евангельским повествованиям, описываемые события совершились примерно за 40 дней до весеннего праздника Пасхи, но восточные христиане отмечают праздник летом. Традиция праздновать Преображение в августе связана с Великим Постом: дабы не отвлекаться мысленно от событий святой четыредесятницы, праздник был перенесен на другой период года. Через 40 дней после Преображения христиане отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, тем самым напоминая сами себе хронологию Евангельских событий.

Преображение Господне. История праздника

История праздника Преображения нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, описывается в Евангелиях от Матфея, Луки, Марка, причем эти 3 повествования между собой очень схожи.

Как сказано в Священном писании, Сын Божий взял своих любимых учеников - Иоанна, Петра и Иакова - и взошел с ними на гору Фавор с целью помолиться Отцу Небесному. Здесь во время молитвы его лицо просветлело наподобие солнца, а одежды стали белыми как снег. При этом возле Сына Божия находились пророки Моисей и Илия, беседовавшие с ним о грядущих искупительных страданиях.

Когда ученики увидели такое преображение своего Учителя, Петр, самый горячий из них, сказал: «Учитель, хорошо нам здесь находиться, давай расположим здесь три кущи (палатки) - Тебе, Моисею и Илие». После этого их окружило облако, из которого ученики услышали голос Отца Небесного, говоривший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Затем видение закончилось, а Иисус Христос запретил ученикам кому-либо рассказывать увиденное, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Что обозначает данное происшествие в духовном смысле? Известно, что Господь, живя на земле, не совершал никаких случайных знамений или чудес. Каждое чрезвычайное событие, описанное в Евангелиях, обязательно имеет поучительный смысл и нравственное назидание. Богословское толкование события Преображения Господня заключается в следующем:

  1. Явление Святой Троицы. Уже не в первый раз после рождества Христова происходит явление Единого Бога через Первое аналогичное событие произошло в день когда при сошествии Святого Духа был всеми присутствующими услышан голос Отца, признающий Своего Сына в Иисусе Христе. То же самое происходит и на Фаворе, когда Бог-Отец из облака призывает слушать Его учение. Так произошло Богоявление, то есть открытие людям Лиц Святой Троицы.
  2. Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух естеств - Божественного и человеческого. Споры о двоичности естества Христова многие века не прекращались среди многих христианских богословов. По толкованию Святых Отцов, Преображение произошло в знак будущего преображения всех людей в Царствии Небесном.
  3. Кроме того, символично здесь и явление пророков Ветхого Завета - Илии и Моисея. Известно, что пророк Моисей умер своей смертью, а пророк Илия был взят с плотию на небо. В событиях праздника, описанных святыми Евангелистами, показана власть Сына Божия над жизнью и смертью, Его царское владычество над небом и землей.

Дата празднования Преображения

Святоотеческое богословское учение оставило образец потомкам, как следует воспринимать такое евангельское событие, как Преображение Господне. История праздника ежегодно вспоминается всеми верующими христианами. В православной церкви данное событие отмечается 19 августа по новому стилю, а праздник принадлежит к числу двунадесятых (то есть является одним из 12 великих праздников, которые ежегодно отмечают православные христиане).

Особенности праздника

В народе данный праздник называется Яблочный Спас. Преображение Господне носит такое название потому, что в этот день, по церковному уставу, следует освящать плоды нового урожая. Существует давняя благочестивая традиция приносить на праздник различные фрукты для совершения над ними особой молитвы, которая прочитывается в храмах после литургии.

Кроме того, в этот день православным христианам разрешается впервые вкусить плоды нового урожая, так как до праздника Преображения существует запрет на потребление плодов яблок и винограда. Это является определенным ограничением на свежие фрукты, которое начинается вместе с и заканчивается на Преображение.

При совершении данного праздника священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие вечный божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

На Преображение Господне (Спас Яблочный) в православном мире допускается употребление рыбы как послабление строго поста в честь святого праздника.

Праздничный акафист

Акафист Преображению Господню подробно описывает события праздника, трактуя богословские особенности евангельского события. Хвалебные и просительные молитвы, помещенные в акафисте, обращены к Господу Иисусу Христу. Каждый икос заканчивается словами которые он сказал Спасителю на Фаворе в наивысшую минуту сердечного умиления: «Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея». Тем самым мы, уподобляясь первоверховному апостолу, прославляем милосердие Божие, способное возвысить человеческое естество до Божественного величия.

Отдание Преображения совершается 26 августа, через неделю после праздника. Акафист Преображению Господню зачастую совершается в православных храмах вечером, в день праздника. Также он может читаться на протяжении всего периода попразднства.

В акафисте «Преображение Господне» молитва, посвященная праздничному событию, располагается в самом конце. Ее зачастую прочитывают в православных храмах после праздничной литургии.

Народные традиции празднования

Православные христиане по всему миру особенным образом почитают праздник Преображения Спасителя и Господа Иисуса Христа. Существуют и многовековые традиции празднования данного события. Накануне все христиане стараются приготовить запас фруктов свежего урожая. Многие земледельцы запасают плоды, выращенные на собственном участке.

В день праздника христиане приносят в храм самые красивые и спелые плоды и кладут их на центральный стол, приготовляя к освящению. Очень любят эту традицию маленькие дети, они с волнением и трепетом ждут молитвы священника «на освящение плодов», стараются держать корзинки с фруктами самостоятельно, без помощи взрослых. В некоторых семьях существует обычай поздравлять друг друга, дарить различные подарки на Преображение Господне. Поздравление нередко оформляется и в стихотворной форме. После богослужения христиане идут домой для совершения праздничной трапезы. Здесь существует благочестивая традиция начинать обед с освященных фруктов. Также происходит небольшое послабление поста - на трапезе разрешается вкушение рыбы. Многие православные хозяйки на Яблочный Спас (Преображение Господне) готовят разнообразные блюда. Это могут быть яблочные и медовые пироги, варенья.

Преображение Господне. Поздравление

Многие православные христиане пишут друг другу праздничные поздравления в стихах, посылая телеграммы или СМС. К примеру, широко распространена практика дарить на Преображение Господне стихи. Кроме письменных поздравлений, среди христиан принято угощать друг другу фруктами, яблочными пирогами и ходить в гости.

Празднование Преображения на Святой Земле

Особым образом празднуется Преображение Господне на Святой Земле. В течение всего года на Фаворе чинно и уединенно. Немногочисленные паломнические группы посещают это место в основном в период с Великого Поста до Пятидесятницы. Но к празднику Преображения на горе Фавор особое настроение, так как множественные паломники и туристы из России наполняют паломнические общежития и гостиничные комнаты. Из окрестных районов - Кафр-Ясифа, Назарета, Акры, Хайфы, Каны Галилейской - также прибывают группы верующих, желающих побывать в праздник непосредственно на месте святого события.

После вечернего богослужения благочестивые христиане ужинают и стараются пораньше лечь спать, чтобы на рассвете присутствовать на праздничном богослужении. На литургии почти все паломники причащаются Святых Таин. Кроме того, у местных верующих существует традиция крещения младенцев в этот праздник.

Христиане-туземцы празднуют святое событие совершенно противоположно. Разместившись в палатках на монастырском дворе, они пьют спиртные напитки, играют на музыкальных инструментах, танцуют, стреляют из ружей, поют веселые народные песни, ведут веселые разговоры, которые нередко переходят в выяснение отношений, заканчиваясь дракой. Шумное празднование заканчивается на рассвете, когда звонит первый колокол, оповещающий о начале заутрени.

После богослужения совершается крестный ход, который верующие туземцы встречают веселыми криками и оружейными выстрелами. Также бесшабашное веселье продолжается и после литургии.

Народные приметы на Преображение Господне

В народе широко распространены народные традиции празднования такого события, как Преображение Господне. Приметы, оставленные в народном поверье, в основном связаны с урожаем. К примеру, существует традиция в этот день угощать нищих или малоимущих плодами, выращенными на своем огороде. В таком случае есть поверье, что будущий год будет особенно урожайным. Кроме того, если в этот день не удалось встретить нуждающегося нищего, то это означает, что следующий год будет малоурожайным. Так родилась поговорка: «В яблочный Спас яблочко и нищий съест».

Также существовала традиция в день преображения Господня съесть хотя бы одно яблоко с медом. Это считалось гарантией крепкого здоровья на следующий год.

Кроме прочего, существовала традиция убирать весь урожай зерновых до 19 августа, так как считалось, что после этого числа любой дождь станет губительным для него (так называемый дождь-хлебогной).

Церковная практика не вкушать плоды свежего урожая напрямую связана со степенью их зрелости. Известно, что яблоки и виноград полностью вызревают лишь к концу августа, становясь полезными для организма. Также в народном сознании глубоко укоренилась связь нарушения "яблочного поста" с грехом праматери Евы, которая вкусила запретный плод в Эдемском саду и тем самым повлекла гнев Божий на все человечество. Именно поэтому в простонародье особым образом следят за соблюдением традиции не есть свежие яблоки в период до Преображения.

Согласно учению православной церкви, следует с чистотой и любовью встречать Преображение Господне. Приметы не следует воспринимать серьезно, нельзя относиться к ним, как к неопровержимым догмам.

Преображение в 2014 году

19 августа 2014 Преображение Господне праздновали снова. Предстоятель Православной Русской Церкви совершил Святую Литургию в мужском По обычаю, после богослужения Патриарх Московский произнес проповедь, в которой повествовал об истории и значении Преображения в жизни каждого христианина. Патриарх Кирилл сердечно поздравил с праздником монастырскую братию во главе с отцом архимандритом и поблагодарил за преподнесенные дары. Так проходило на Преображение Господне поздравление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на святой земле Соловецкой. Кроме того, Святейший передал в дар монастырю образ преподобного Серафима Вырицкого.

Господня, в которой служил литургию Святейший Патриарх, располагается на территории Соловецкого мужского монастыря - это величественный древний собор, построенный в 1558 году. В этот день в данном соборе совершается престольный праздник.

Выпало 19 августа 2014 - Преображение Господне - на вторник. Особенности праздничного богослужения таковы, что если 19 августа выпадает на воскресный день, то все особенности воскресной службы отменяются. Песнопения, стихиры, канон будут посвящены только основному празднику, тем более что это Преображение Господне. Богослужение, которое будет совершено в любой другой седмичный день, не отличается от воскресного варианта.

Особенности данной службы:

  • Вся служба посвящается только празднику.
  • На утрене поется величание празднику со стихами из избранного псалма.
  • «Честнейшую» на утрени не поется, заменяется припевами праздника.
  • На литургии поются антифоны Преображения.
  • На великом входе читается входный праздничный стих.
  • Поется Задостойник.
  • По прочтении заамвонной молитвы совершается освящение плодов нового урожая.
  • На вечерне в самый день праздника поется великий прокимен.

Заключение

Очень важно в христианском мире Преображение Господне. История праздника раскрывает его символичность. Гора, бесспорно, обозначает безмолвие и уединенное место - это условия для умственного соединения с Богом в чистой молитве. Название "Фавор" переводится как "свет, чистота", что символизирует очищение души от бремени грехов, ее просветление в Боге. Преображение Спасителя обозначает главную цель христианской жизни - полную победу духа над телесными страстями, очищение от житейской грязи и принятие Божественного света, которое возможно для любого человека, стремящегося к Богу.

В писаниях есть только небольшое количество свидетельств, которые описывают божественную природу Христа. Конечно, были зафиксированы чудеса, но они не являются явным указанием, а вот Божественное присутствие является именно таким. Примером служит Преображение Господне. Какова история праздника и какое он имеет значение для православных, полезно узнать каждому верующему.

Канонические книги Евангелия описывают данное событие трижды, в книгах от:

  • Матфея;
  • Марка;
  • Луки.

Описания отличаются незначительными деталями, но основное совпадает. Для того чтобы лучше усвоить и запомнить данное событие, может помочь икона Преображения, которая весьма точно передает суть, не зря святые образы называют живописным Евангелием.

Прямого указания, когда именно Христос поднимался на Фавор, в писаниях не наблюдается. Тем не менее, исследователи сходятся именно в периоде за 40 дней до распятия, дата заслуживает доверия и, вероятнее всего, соответствует действительности. Историческая канва самого жития Христа тоже вполне логично предполагает именно такой временной период.

Итак, за 40 дней до своего крестного подвига Христос отправляется на гору Фавор со своими самыми ближайшими учениками:

  • первопрестольным апостолом Петром;
  • Иоанном Богословом, автором Откровения;
  • Иаковом, старшим братом Иоанна.

Он оставляет своих апостолов молиться и начинает возносить молитвы сам, но его ученики засыпают и просыпаются от шума и света, который озаряет Христа, который буквально сияет белоснежным светом. Божественная благодать переполняет Его, рядом стоят Моисей и Илья-пророк, с которыми Христос говорит о предстоящем распятии своем.

После этого Преображение Господне на горе Фавор озаряется гласом Господним, который говорит о Христе как собственном наследнике и сыне. Таким образом подтверждается Его божественная природа. Когда действо завершилось, Спаситель указал апостолам никому ничего не рассказывать до того, как придет черед, и не говорить об этом Преображении до Его распятия.

Где находилась гора?

Сейчас многие отталкиваются от расположения храма Преображения Господня, который был создан еще царицей Флавией Юлией Еленой Августой, или просто царицей Еленой, матерью первого христианского императора Константина. Именно эта царица, отправившись с паломничеством на территорию Палестины, постановила создать храм на Фаворе.

Тем не менее, если обратиться к историческим источникам, то в действительности церковь Преображения Господня в Израиле каноничнее было бы расположить на отроге горы Ермон. Судя по всему, подлинное событие было именно там. Этому факту есть разные подтверждения:

  • на Фаворе раньше была крепость, и около обитало немало людей; если бы там старались уединиться Христос с учениками, то свидетелями Его божественного света стало бы существенное количество людей, а по Библии данное событие держалось в тайне;
  • канва библейских событий указывает на движение Христа на север, то есть к Ермону;
  • после Преображения Христос отправляется к Голгофе, и это такое путешествие, которое логично могло быть только с Ермона, но не с Фавора;
  • в Евангелии от Марка указывается на движение после этого события через Галилею, а такое возможно только по дороге с Ермона, но не от Фавора.

На самом деле в религиозном смысле история праздника от этого не меняется, да и касательно Ермона исследователи тоже дают некоторые возражения, хотя этот вариант выглядит более достоверным. Безусловно, следует стремиться к познанию подлинных фактов, но не нужно на этом чрезмерно зацикливаться в рамках веры, иногда эти дела нужно оставить историкам.

Суть события

Для православного весьма существенным является понять, в чем смысл рассматриваемого события. Ведь Христос брал своих ближайших учеников не просто на прогулку или для того чтобы удивить каким-то интересным «фокусом». Безусловно, в этом была какая-то высшая цель, которая имела назначение не только для учеников, современных Христу, но и для христиан следующих поколений.

Полезно знать! Кто они – Иисуса Христа: список имен

Какие аспекты нужно рассмотреть в этом событии? Наиболее основное:

  • Христос укрепляет своих последователей в вере, он являет собственную божественную природу, для того чтобы они не проявляли малодушия и маловерия даже когда он окажется на кресте ;
  • Христос подтверждает свою божественную природу, которая до этого пребывала в нем, но не проявлялась явно, то есть существо Иисуса не поменялось, в нем всегда соединялись божественная и человеческая природы, но теперь ученики увидели божественность, которая проявилась через тело;
  • при помощи гласа Господня в облаке передается как бы новая заповедь (подобно тому как Моисей получил заповеди на горе) – слушаться Сына Человеческого и следовать Его пути;
  • Спаситель готовится к мукам на кресте, встречает пророков;
  • этим актом символически соединяются два Завета (именно для этого тут присутствие Моисея), которые в действительности оба исходят от Христа;
  • Спаситель открывает путь остальным людям, так как представляет возможность обожествить плоть и проявить через плоть неизреченный свет.

На самом деле тема фаворского света являлась предметом дискуссий множества священников и служителей церкви на протяжении многих веков.

Об этом не всегда подробно расскажет даже Википедия, так как вопрос является более чем многогранным и требует детальнейшего рассмотрения. Особенно интересно в этом отношении отметить исихаизм.

Исихасты представляют собой одну из древнейших ветвей православного христианства. Суть этого течения связана с монашеской аскетикой и даже некоторым мистицизмом, который базируется на определенных методах религиозной практики. Поэтому непосвященному понять, что это, возможно только поверхностно, содержание учения постигается по большей части только практически.

К слову, многие святые следовали именно этой традиции. К примеру, Иоанна Лествичника вполне возможно отнести к таковым, также есть и другие известные примеры, такие как Григорий Палама.

Целью исихастов как раз и является постижение этого самого фаворского света, который является проявлением божественного в этом мире. Господь как таковой является непостижимым, то есть фактически Его не представляется возможным постигнуть будучи тварным созданием, такая возможность есть только опосредованно, но Господь проявляет себя фаворским светом, который также называется и Божественной энергией. Поэтому исихасты стремятся собственной практикой обрести такую чистоту, чтобы видеть и ощущать через себя этот свет и таким образом постигать Господа практически, пребывая в этом мире.

Полезное видео: праздник «Преображение Господне»

Празднование Преображения Господня

В православной традиции практически каждый знает, что за праздник выпадает на 19 августа. Этот день известен в народе как Яблочный Спас, а также является днем Преображения.

В действительности история праздника указывает на совершенно другой день, как сказано ранее, на 40 дней до Пасхи, но в таком варианте православные не могли бы отмечать данное событие, оно бы выпадало на пост.

Речь идет не о том, чтобы сделать новый праздник или как-то отступить от поста, но немного в другом. На самом деле отмечать радостное событие, когда через Христа явилась божественная природа, в дни поста и определенной сосредоточенности было бы не совсем удобно, поэтому праздник и перенесли.

День Преображения Господня в православном календаре относится к двунадесятым праздникам, то есть к самым главным и величественным. Благодаря этим праздникам весь год как бы объединяется евангельскими событиями. Таким образом, православные на протяжении всего года двигаются через эти события, непрестанно укрепляя и обновляя веру.

Этот день становится радостным для детей и взрослых, принято приносить в церковь для освящения плоды нового урожая, в частности яблоки и другие фрукты. Читаются соответствующие молитвы, проводится литургия. Отличительной особенностью дня является одежда священнослужителей, которая является полностью белой и символизирует таким образом фаворский свет.

Если вы исповедуете православие, то вполне естественным является воспитывать и собственных чад через традицию. Вполне полезным станет для детей приучение к двунадесятым праздникам, которые позволяют лучше всего усвоить библейскую историю и стать частью православной веры.

Важно! Нагружать ребенка различными теологическими темами не следует раньше времени. Трактовка этого праздника весьма трудна и для опытных людей. Тем не менее, полезно дать возможность побывать на службе, посмотреть на иконы, увидеть фото Святой земли, понять основной сюжет, изучить основы события.

Полезное видео: преображение Господне

Вывод

Особенность именно этого праздника заключается в радостном событии, которое возвещает людям о двойственной природе Христа. Если ребенок с ранних лет осознает возможность присутствия божественного в этом мире, то растет совершенно другим человеком, по сравнению с чадом, которое растет в атмосфере безверия. Поэтому следует предоставить ребенку хотя бы возможность узнать о Преображении.

Почему Преображение Господне мы совершаем как великий двунадесятый (один из двенадцати самых больших в богослужебном году) праздник?

Господь явил Себя на горе Фавор в Божественной Своей славе перед учениками-апостолами. Но ведь в Священной истории были и другие случаи, когда Он открывал людям Свое Божество. Например, хождение по воде, или укрощение бури, или чудесное насыщение пятию хлебами, или воскрешение Лазаря, который четыре дня пролежал во гробе. Церковь вспоминает и почитает каждое это евангельское событие, но ни одно из них не является двунадесятым праздником.

Почему же библейское событие Преображения Господня включено в двенадцать великих годовых праздников Православной Церкви?

Ответ один: из-за нас.

Двунадесятые праздники представляют собой будто бы мозаичные элементы, складывающиеся в одну общую картину, изображающую дело спасения Богом падшего человечества. Или, лучше сказать, эти праздники в совокупности и есть делом спасения Господом нашим Иисусом Христом всех нас.

Господь преобразился не потому, что Ему так захотелось, и не только оттого, чтобы продемонстрировать ученикам Свое Божественное достоинство, но в первую очередь, чтобы показать святым апостолам, а через них и всему человечеству, во что может превратиться-преобразиться человеческое существо, когда оно стремится к Богу, ищет и соединяется с Ним. Таким преображенным прекрасным сияющим богоподобным существом может стать каждый из нас, если он оторвется от погружения с головой в земное бытие, начнет свое личное путешествие на гору Фавор – свою внутреннюю сердечную «гору Фавор», где, в конце концов, его ищущей душе откроется Бог. Он войдет в него и преобразит Своею благодатью в радостный блистающий свет.

И это преображение начинается уже здесь, на земле, если человек добровольно по своему желанию устремляется к Господу. Тому реальным физическим подтверждением являются мощи святых.

Человек – двухсоставное существо, состоящее из тела и души. Об этом свидетельствуют Священные тексты Библии. Книга Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (2:7). Здесь прах земной – это тело, вдохновение дыхания жизни – бессмертная душа.

Вспомним также о том, что Господь наш Иисус Христос вознес человеческую природу во всей ее полноте (душу и тело) на небо и посадил одесную Престола Божия.

Потому догмат Православной Церкви говорит нам о том, что во время Второго пришествия Христова и Страшного суда души умерших вновь войдут в тела, и они душевно и телесно, как впрочем и живые, станут на Суд Божий. Тогда каждый из нас спасен или осужден будет также душевно и телесно.

Из этих незыблемых законов мироздания ясно, что если человек всей своей душой, всем разумением, сердцем, телом устремляется к Богу, то его существо (включая и тело (мощи)) начинает преображаться еще при жизни.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12), благодать Святого Духа глубочайше проникает в человека и изменяет-преображает его. Она остается в теле человека и по смерти в виде, например, приятного для глаз цвета мощей, аромата, исходящего от него, нетленности и теплоты.

Нужно отметить, что это не личные свойства человека или тела его по смерти. Это благодать Святого Духа, которая пребывает в мощах угодников Божиих. Это свойство Господа, который почивает в человеке, в том числе и в его теле (мощах), как в храме. Божественный Павел написал: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

Вспоминаю, как однажды мне довелось держать в руках частички мощей Васильевских новомучеников (местночтимых святых Николаевщины). Я отчетливо помню аромат, исходивший от них, – аромат свежих цветов.

Позже я натолкнулся на воспоминание священника Павла Флоренского, который посреди зимы ощутил явственный свежий запах цветущих фиалок после лобызания честной главы святого преподобного Сергия Радонежского.

Вспоминаю также, как прикладывался к открытым мощам святых преподобных Иова Почаевского и Варлаама, игумена Печерского. Они были не ледяными, как полагается трупу, но теплыми. Создавалось ощущение, что прикасаешься к руке живого человека.

Но, дорогие братья и сестры, вы, быть может, скажете: «То ведь – святые, а мы – грешные. И не можем себя сравнивать с преподобными Сергием Радонежским или Иовом Почаевским».

Отчасти это так. Но к тому же труду над преображением собственных тела и души призывает нас Господь. Вспомним великие слова святого апостола Иакова, брата Господня: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).

Преображение для нас начинается здесь – в земной жизни. И не только в сторону Божественную, Ангельскую, но и в звероподобную и бесоподобную. О том свидетельствуют нам жития святых.

Вот что повествует житие преподобного Нифонта, епископа Кипрского, в изложении святителя Димитрия Ростовского:

«Был у Нифонта один друг по имени Никодим. Однажды пришел к нему Нифонт, Никодим взглянул на него и ужаснулся, с удивлением, смотря ему в лицо. Нифонт спросил его:

– Что ты на меня так смотришь, словно на незнакомого?

Никодим отвечал:

– Поверь мне, брат, я никогда таким не видал, как теперь: у тебя лицо страшное, как у эфиопа.

При этих словах юноша испугался, а вместе с тем и стыдно стало ему, и, закрыв лицо рукою, он ушел опечаленный».

Нифонт покаялся в своем пьянстве, бесчинстве, сквернословии, драках и нечистых грехах, был прощен Богом и принял епископский сан, став святым Православной Церкви. На этом примере мы видим, что лицо человека, который укоренился в грехах, темнеет – «как у эфиопа» (тут, конечно же, мы не должны наводить смысловую тень на негроидную расу, для которой темный цвет кожи естественен, среди ее представителей было немало святых). Имеется в виду темнота греха, замутняющая человеческое естество и становящаяся даже видимой, будто проступающей сквозь кожу.

Наоборот, лицо человека, который регулярно постится, молится, исповедуется, причащается, светлеет (это уже из личных наблюдений). Оно становится прозрачным и по-своему прекрасным. Вспоминаю, как однажды женщина в храме мне указала на служащего священника из монашествующих. Она как-то по особенному на него посмотрела и сказала мне: «Батюшка, у него лицо как будто подсвечено лампочкой изнутри».

Потому у каждого из нас свое личное преображение. Но быть ему Богоподобным или бесоподобным – уже во многом решать нам.
Кстати говоря, наблюдение по поводу этимологии (происхождения) слова «молитва»: корень ее – производный от глагола «молоть». Мне кажется, это не от пустяшно-пренебрежительного фразеологизма «молоть языком». Нет.

А от действия «молоть», «перемалывать», например, зерно в муку. Превращать одну форму материи в качественно другую. В значении «молиться» слово обретает иной духовный смысл. Об этом свидетельствует нам и священномученик начала II века Игнатий Богоносец, которого везли в Рим на казнь. Когда его вывели на арену цирка, за несколько минут до казни через растерзание львами, он обратился к народу с последним словом: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом».

Церковное Предание повествует нам о том, что сердце его оказалось нетронутым по смерти. Разрезав орган, язычники увидели внутри него золотую надпись «Иисус Христос». Бог принял «муку» святого Игнатия.

Это все говорит нам о том, что молитва – не простое сотрясение воздуха, но перемалывание сердечное, душевное, телесное и преображение человеческого существа в нечто обновленное, просветленное, богоподобное.

Потому, дорогие братья и сестры, Православие – это не только стояние в храме и выполнение внешних уставных правил. Православие – это глубинное изменение самого себя: преображение из ветхого человека в нового через молитву, покаяние, смирение, любовь к Богу и ближним, исповедь и причастие Святых Христовых Таин, иные церковные Таинства.
Время поста – это время углубления в себя, чтобы обрести там Бога. И истоки преображения каждого из нас в том, чтобы узреть в глубинах сердца закоренелый грех, мучающий нас, искренне покаяться в нем. И тогда он исчезнет, как темное облако, закрывающее от нас свет Божий. Мы же станем сопричастниками этого света, преображенные подвигом, славою и любовью Господа нашего Иисуса Христа.

Иерей Андрей Чиженко

Преображение Господне относится к одному из самых великих и почитаемых христианских событий. Своё начало история праздника берёт в IV веке. Известно, что Византийская царица Елена, почитаемая как святая, повелела построить на горе Фавор Христианский храм Преображения Господня.

Преображение Господне история Праздника

Как повествует Евангелие, рассматриваемое событие произошло приблизительно за сорок дней до начала Пасхи, являвшегося празднованием прихода весны. Но в восточной ветви христианства существует традиция праздновать Преображение в конце лета. Существует версия, что это связано с Великим . Из-за него праздник и перенесли – чтобы не отвлекать верующих мысленным переживанием одного события от переживания другого.

Преображение Господне Википедия

В Википедии сказано: предание гласит об установлении праздника Преображения Господня в IV веке в Армении. У его истоков стоял просветитель священномученик Григорий – первый Католикос всех армян. Изначально праздник отмечался только восточными христианами.

Согласно другим источникам, начало празднования относится к VI веку, когда правил византийский император Маврикий. Известно, что в VIII веке событие уже отмечалось в Палестине. В Константинополе праздник окончательно утвердился при императоре Льве-философе около 900-го года.

Дата празднования Преображения Господня в православии – 19 августа по новому стилю . Каждый год в этот день христиане вспоминают события на горе Фавор. О точном обосновании привязки именно к этой дате неизвестно. Есть версия, что она совпадает с днём освящения часовни на горе Фавор, открытой в честь Преображения.

А также существует предположение о том, что церковь приурочила празднование к поре завершения сбора винограда, которую сопровождали гуляния, посвящённые богу Вакху. Это должно было способствовать вытеснению языческих верований. Праздник является одним из двунадесятых, то есть из 12 великих праздников.

Преображение Господне дата в других церквях

У католиков этот день имеет статус праздника, но не торжества , то есть его «ранг» более низкий. Он приходится на 6 августа, но, если это будний день, возможен перенос на ближайшее воскресенье. В Ассирийской церкви Востока праздник также назначен на 6 августа.

Для христиан Армянской апостольской церкви – это один из главных праздников , который любим народом. Сначала его отмечали в начале года по армянскому календарю, и он был языческим. Люди обливали друг друга водой и выпускали в небо голубей. Сегодня эти элементы сохранились, но церковью был придан им христианский смысл. Это воспоминание о Всемирном Потопе. В VI веке Преображение было включено в число пасхальных праздников и перенесено на седьмое воскресенье после Пятидесятницы.

События, послужившие поводом для праздника, описаны в Евангелиях и повествуют о том, что Иисус вместе с любимыми учениками – Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на гору Фавор, чтобы вознести молитву Богу Отцу. Когда он читал её, произошло чудо: лицо его осветилось, словно от солнечных лучей, а одежды стали белоснежными. В это время рядом с Христом были и Моисей. Они вели беседу о его будущих мучениях во имя искупления человеческих грехов.

Увидев преображение Сына Божия, и, сказав, что здесь им хорошо находиться, Пётр предложил поставить на горе три палатки – для Иисуса и обоих пророков. Затем на них спустилось облако, из которого раздался глас Божий, призвавший слушать своего «возлюбленного» сына. После того как видение исчезло, Иисус наложил запрет на рассказы об увиденном и услышанном до того времени, когда он воскреснет из мёртвых.

Истолкование событий на горе

Во время своего земного пути Господь не сотворял ни одного из чудес без особого предназначения. Каждое из них служит для поучения и назидания. Как трактуется описанное событие исходя из его духовного смысла?

Преображение Господне имеет следующее толкование в Богословии.

  1. Демонстрируется Явление Святой Троицы. То есть открытие её перед людьми через Бога Единого. Из облака Бог Отец призвал внимать его учению.
  2. Преображение Иисуса говорит о проявлении в нём как в Сыне Божием двойственной природы – человеческой и божественной. Об этом двойственном естестве всегда шли споры среди богословов.
  3. Отцы церкви рассматривают Преображение как знак того, что все люди преобразятся в царствии небесном.
  4. Символично и присутствие двух пророков с разной судьбой. Моисей умер естественной смертью, а Илия был взят живым на небо. Это говорит о подвластности Богу всего живого.

Особенности празднования

  • – так называет Преображение Господне народ. Причина тому – требование церковного устава освещать в этот день плоды, относящиеся к вновь собранному урожаю. По старой традиции люди приносят в церковь фрукты, чтобы сотворить над ними молитву по окончании литургии (обедни) – главного богослужения.
  • А также в этот день православным разрешено есть плоды нового урожая в первый раз . До Преображения вкушать яблоки и виноград воспрещается. Такое ограничение начинается с Петрова поста.
  • Служители Православной церкви в день Преображения Господня используют белые одежды как символ вечного божественного света, отразившегося на Фаворе в лике Иисуса Христа.
  • На Яблочный Спас можно употреблять в пищу рыбу – в качестве некоторого праздничного послабления строгого поста.

Праздничное песнопение или акафист в честь Преображения содержит в себе трактовку евангельских событий. Произносимые в это время в храме молитвы, обращённые к Иисусу Христу, носят характер хвалебных и просительных. Каждый икос (часть утреннего канона) заканчивается словами апостола Петра, произнесёнными им на Фаворе в момент восторга о том, что добро (хорошо) находиться нам всем под покровом Божией благодати. Тем самым верующие, вторя апостолу, славят милосердие Божие, возвышающее человека до своего величия.

Отдание Преображения – окончание праздника – происходит 26 августа. Преображению Господню часто совершается во время вечерней службы в начале празднований. Но его могут читать и на протяжении всей недели. Молитва обычно заканчивает Литургию.

Празднование Преображения Господня в православии имеет свои особенности. Следуя многовековым традициям, христиане заготавливают запас свежих фруктов, которые часто собраны на собственных земельных наделах.

Плоды, отличающиеся спелостью и привлекательным внешним видом, приносятся в храм и кладутся на стол, находящийся в центре. Их готовят к освящению. Особенно это действо радостно для ребёнка. Детям выдаются корзинки с фруктами, чтобы они держали их самостоятельно.

В некоторых семьях в этот праздник есть обычай поздравлять друг друга и вручать подарки, читать стихи. После окончания службы люди возвращаются домой и приступают к праздничному обеду, который начинается с вкушения освящённых плодов. В виде исключения христианам разрешено есть рыбу, несмотря на пост. На Яблочный Спас также подаются разнообразные блюда из яблок и мёда – пироги, варенье. А также в этот день принято ходить в гости к родственникам и добрым знакомым.

Как празднуют на Святой Земле

На Святой Земле также празднуют Преображение Господне, но со своими особенностями. Обычно на горе Фавор царит покой и уединение. Паломники появляются здесь, как правило, начиная с Великого поста и заканчивая Пятидесятницей. Но при приближении Преображения настроение меняется. Российские туристы и паломники занимают общежития и гостиницы. Верующие также прибывают и из окрестностей для празднования в непосредственной близости к месту события.

После вечерней службы люди ужинают и ложатся спать как можно раньше, чтобы с рассветом посетить утреннее праздничное богослужение. Литургия, как правило, сопровождается , а прихожане крестят младенцев.

Местные христиане празднуют особым способом. Они разбивают палатки в церковном дворе. Пьют вино, танцуют в сопровождении музыкальных инструментов, стреляют из ружей, исполняют песни, ведут застольные беседы, шумят и нередко выясняют отношения. Веселье прекращается с первым звоном колоколов, зовущим к утренней службе.

По завершении богослужения начинается крестный ход, встречаемый радостными возгласами и выстрелами. После литургии веселье продолжается.

О чём говорят приметы

Празднованию Преображения сопутствуют народные приметы, которые связаны в основном с урожаем.

  • Во время праздника принято угощать плодами со своего участка нищих и бедных . Тогда на будущий год урожай будет обильным. Если этого не происходит – хорошему урожаю не бывать.
  • Зерно нужно успеть убрать до 19 августа , так как после этого дня дожди очень вредны для него. Такие дожди в народе называют «дождь-хлебогной».
  • Церковный запрет на употребление фруктов до Яблочного Спаса связан с их недостаточным созреванием до этого времени. Виноград и яблоки становятся зрелыми лишь в последней трети августа. Именно тогда от них будет польза. Нарушение «яблочного воздержания» ассоциируется у верующих с грехом первых людей в саду Эдем, вкусивших запретный плод и навлекших Божий гнев на себя и своих потомков.

Как учит православная церковь, нельзя возводить народные приметы в абсолют. Нужно относиться к ним как к дани традициям и больше обращать внимание на духовный смысл праздника .

Преображение Господне фото иконы

Эта икона имеет историю ещё более давнюю, чем сам праздник. На заре возникновения христианского искусства икон как таковых не существовало. Изображения делались на стенах храмов, и состояли они из символов. Объяснение тому – гонения на христиан. Так, крест изображался в виде якоря, Иисуса символизировала рыба. Ещё он представал в образе пастуха или Орфея – героя древнегреческих мифов.

Фигуры людей стали изображаться начиная с VI века, часто в виде панно из мозаики. Прототипом всех икон Преображения стал шедевр, созданный в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана. На нём видны и Христос, и сопровождавшие его . Привычная на сегодняшний день композиция сформировалась к IX веку. Ярким примером иконы Преображения, написанной по этому канону, является икона XV века, находящаяся в Кремле, в Благовещенском соборе.

Большое пространство на ней отведено скалам. На самом деле, гора Фавор имеет пологие склоны. Скалы – это символ крепкой веры и пути к Вечности. Многочисленные деревья обозначают крест, на котором распяли Христа. Его ученики изображены в лежачих позах, что является знаком неподготовленности к произошедшему событию Преображения и назиданием верующим о необходимости готовиться к встрече с божественным, дабы не быть ослеплёнными в духовном смысле.

Спаситель воспаряет над скалами, окружённый мощным радужным сиянием в виде овала, называющегося мандорла. Это название взято из итальянского и означает миндалину. Обычно оно окружает изображение Иисуса и Божьей Матери, иногда – святых. Это свидетельство славы и благодати. На описываемой иконе этот свет символизирует Преображение, происшедшее с Христом.

Присутствие библейских пророков Илии и Моисея говорит о встрече двух миров – мира живых и мира мёртвых. В глазах Господа оба они едины, так как для него не существует мёртвых – все живы.

Важным посылом является присущая иконе яркость, обилие золотого цвета, которые представляют собой аллегорию райской жизни. Этот образ подкрепляется роскошной растительностью и сиянием, исходящим от Иисуса, заполняющим весь фон иконы. Преображение Господне приоткрыло перед его учениками и перед всеми верующими завесу тайны, за которой находится будущая извечная жизнь.

Преображение Господне – одно из важнейших событий и ярких символов Христианства. Название горы Фавор в переводе с еврейского языка означает чистый свет . Она являет собой символ чистоты, которую ощущает верующий после общения с Богом, освобождения души от греха . Преображение Иисуса символизирует основную цель христианской веры – победу духовного над плотским , очищение, которое возможно для каждого, кто стремится к Богу.




(Вто-рой Спас)

6/19 ав-гу-ста

Тро-парь празд-ни-ка

О Хри-стос Бог наш! Ты пре-об-ра-зил-ся на го-ре, по-ка-зав Свою сла-ву уче-ни-кам на-столь-ко, на-сколь-ко они мог-ли её ви-деть. Да вос-си-я-ет по мо-лит-вам Бо-го-ро-ди-цы и нам, греш-ным, Твой веч-ный свет. По-да-тель све-та, сла-ва Те-бе!

Кондак празд-ни-ка

О Хри-стос Бог наш! Ты пре-об-ра-зил-ся на го-ре, и Твои уче-ни-ки уви-де-ли Твою сла-ву на-столь-ко, на-сколь-ко они мог-ли её вос-при-нять, - чтобы, уви-дев Те-бя рас-пи-на-е-мо-го, по-ня-ли: стра-да-ние Твоё - доб-ро-воль-но, и про-по-ве-да-ли ми-ру, что Ты - во-ис-ти-ну Си-я-ние От-ца.

Апо-столь-ское чте-ние на Ли-тур-гии

[Сла-ва бу-ду-ще-го ве-ка]

Бра-тья, бо-лее и бо-лее ста-рай-тесь де-лать твёр-дым ва-ше зва-ние и из-бра-ние, ибо, де-лая это, вы ни-ко-гда не спо-ткнё-тесь. Ведь так от-кро-ет-ся вам сво-бод-ный вход в веч-ное Цар-ство Гос-по-да на-ше-го и Спа-си-те-ля Иису-са Хри-ста. По-это-му я дол-жен все-гда на-по-ми-нать вам об этом, хо-тя вы это и зна-е-те и утвер-жде-ны в на-сто-я-щей ис-тине.

Но я счи-таю спра-вед-ли-вым, по-ка я на-хо-жусь в этой [те-лес-ной] па-лат-ке , про-буж-дать вас на-по-ми-на-ни-ем, зная, что ско-ро от-ни-мет-ся эта па-лат-ка моя, как и Гос-подь наш Иисус Хри-стос объ-явил мне. Бу-ду же ста-рать-ся, чтобы вы мог-ли и по-сле мо-е-го ис-хо-да, при каж-дом слу-чае, вспо-ми-нать об этом.

Мы ведь по-ве-да-ли вам си-лу и при-ше-ствие Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста, не по-сле-до-вав за хит-ро-спле-тён-ны-ми бас-ня-ми, но как оче-вид-цы Его ве-ли-чия. Ибо Он при-нял от Бо-га От-ца честь и сла-ву, ко-гда при-нёс-ся к Нему от ве-ли-че-ствен-ной сла-вы та-кой го-лос: «Это Сын Мой, Воз-люб-лен-ный Мой, в Ко-то-ром - Моё бла-го-во-ле-ние!» И этот го-лос, при-нёс-ший-ся с небес, мы услы-ша-ли, бу-дучи с Ним на свя-той го-ре.

Мы име-ем проч-ней-шее про-ро-че-ское сло-во; и вы хо-ро-шо де-ла-е-те, дер-жась его, как све-тиль-ни-ка, си-я-ю-ще-го в тём-ном ме-сте, до-ко-ле не начнёт рас-све-тать День и утрен-няя звез-да не взой-дет в серд-цах ва-ших.

Еван-гель-ское чте-ние на Ли-тур-гии

[Пре-об-ра-же-ние Иису-са Хри-ста]

[В то вре-мя] взял Иисус Пет-ра, Иа-ко-ва и бра-та его Иоан-на, и воз-вёл их на го-ру вы-со-кую , бу-дучи с ни-ми на-едине. И Он пре-об-ра-зил-ся пе-ред ни-ми, и про-си-я-ло ли-цо Его, как солн-це, а одеж-ды Его сде-ла-лись бе-лы, как свет. И яви-лись им Мо-и-сей и Илия , со-бе-се-ду-ю-щие с Ним. А Пётр на это ска-зал Иису-су: «Гос-по-ди! Хо-ро-шо нам здесь быть! Ес-ли хо-чешь, я устрою здесь три па-лат-ки (ски-нии) : од-ну для Те-бя, од-ну для Мо-и-сея и од-ну для Илии». Он ещё го-во-рил, как вдруг осе-ни-ло их си-я-ю-щее об-ла-ко, и из об-ла-ка про-зву-чал Го-лос: «Это - Сын Мой Воз-люб-лен-ный, Тот, в Ком Моё бла-го-во-ле-ние! Его слу-шай-те!»

Уче-ни-ки, услы-шав это, па-ли на свои ли-ца и очень устра-ши-лись. Иисус по-до-шел к ним, и, кос-нув-шись их, ска-зал: «Встань-те и не бой-тесь!» А они, под-няв гла-за свои, не уви-де-ли ни-ко-го, кро-ме Са-мо-го Иису-са.

А ко-гда они спус-ка-лись с го-ры, Иисус на-ка-зал им: «Ни-ко-му не го-во-ри-те об этом ви-де-нии, по-ка Сын Че-ло-ве-че-ский не вос-станет из мёрт-вых!»

«Свет без пла-ме-ни»

О Пре-об-ра-же-нии Гос-под-нем, или о Вто-ром Спа-се, мы всё-та-ки зна-ем боль-ше, чем о Пер-вом и Тре-тьем. В пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре празд-ник на-зы-ва-ет-ся «Пре-об-ра-же-ние Гос-по-да Бо-га и Спа-са на-ше-го Иису-са Хри-ста». Для лю-би-те-лей рус-ской ли-те-ра-ту-ры «се-реб-ря-но-го ве-ка» он, несо-мнен-но, ас-со-ци-и-ру-ет-ся с за-ме-ча-тель-ны-ми сти-ха-ми Бо-ри-са Па-стер-на-ка ().

«Вы шли тол-пою, врозь и па-ра-ми,
Вдруг кто-то вспом-нил, что се-го-дня
Ше-стое ав-гу-ста по ста-ро-му,

Обык-но-вен-но свет без пла-ме-ни
Ис-хо-дит в этот день с Фа-во-ра,
И осень, яс-ная, как зна-ме-нье,
К се-бе при-ко-вы-ва-ет взо-ры!»

Эти стро-ки хо-ро-шо вы-ра-жа-ют на-стро-е-ние празд-ни-ка - та-ко-го ари-сто-кра-ти-че-ски изыс-кан-но-го, бли-ста-тель-но-го. В на-род-ном же ка-лен-да-ре, оза-бо-чен-ном ку-ли-нар-ны-ми про-бле-ма-ми, он име-ну-ет-ся «Яб-лоч-ным Спа-сом».

Нач-нём с пер-во-го уров-ня изу-че-ния это-го ка-лен-дар-но-го фе-но-ме-на - с вы-яс-не-ния смыс-ла са-мо-го еван-гель-ско-го со-бы-тия «пре-об-ра-же-ния». Что озна-ча-ет сам этот тер-мин? Ка-кое со-бы-тие Свя-щен-ной ис-то-рии и по-че-му по-лу-чи-ло та-кое на-зва-ние?

Пре-об-ра-же-ние: со-бы-тие и смысл

Пре-об-ра-же-ние (греч. ме-тамо рфо-сис , лат. transfiguratio) - зна-чит «пре-вра-ще-ние в дру-гой вид», «из-ме-не-ние фор-мы» (от-сю-да сло-во «ме-та-мор-фо-зы»). Так на-зы-ва-ет-ся од-но из важ-ней-ших со-бы-тий еван-гель-ской ис-то-рии, про-ис-шед-шее неза-дол-го до по-след-ней Пас-хи Иису-са Хри-ста. О нём рас-ска-зы-ва-ют три еван-ге-ли-ста: Мат-фей () , Марк () и Лу-ка ().

Через во-семь дней по-сле тор-же-ствен-но-го ис-по-ве-да-ния апо-сто-лом Пет-ром сво-е-го Учи-те-ля Мес-си-ей (Хри-стом), - пи-шет еван-ге-лист Лу-ка, - Иисус, «взяв с Со-бою Пет-ра, Иоан-на и Иа-ко-ва, взо-шел на го-ру по-мо-лить-ся. И во вре-мя мо-лит-вы ли-цо Его вдруг из-ме-ни-лось, а одеж-да ста-ла бе-лой до бли-ста-ния. И бе-се-до-ва-ли с Ним два му-жа; это бы-ли Мо-и-сей и Илия. Явив-шись в си-я-нии небес-ной сла-вы, они го-во-ри-ли об ис-хо-де , ко-то-рый пред-сто-я-ло Ему со-вер-шить в Иеру-са-ли-ме.


Ра-фа-эль Сан-ти. Пре-об-ра-же-ние Гос-подне.
Фраг-мент. 1519-1520. Ва-ти-кан-ская пи-на-ко-те-ка

А Пётр и его спут-ни-ки за-бы-лись дрё-мой; ко-гда же оч-ну-лись, то уви-де-ли Его сла-ву и двух му-жей, сто-я-щих с Ним. И ко-гда те со-би-ра-лись по-ки-нуть Его, Пётр ска-зал Иису-су: «На-став-ник, как хо-ро-шо нам здесь быть! Устро-им здесь три шат-ра: один для Те-бя, один для Мо-и-сея и один для Илии!» Он и сам не знал, что го-во-рил, - за-ме-ча-ет Лу-ка и про-дол-жа-ет. - И ещё он не до-го-во-рил, как по-яви-лось об-ла-ко и осе-ни-ло их; и они устра-ши-лись, ко-гда во-шли в то об-ла-ко. И из об-ла-ка раз-дал-ся Го-лос: «Это - Сын Мой Из-бран-ный, Его слу-шай-те!» И ко-гда го-лос умолк, ока-за-лось, что Иисус один. Уче-ни-ки со-хра-ни-ли это в тайне и ни-ко-му в то вре-мя не рас-ска-за-ли о том, что ви-де-ли» ().

А еван-ге-лист Марк уточ-ня-ет: «И ко-гда они спус-ка-лись с го-ры, Иисус ве-лел им ни-ко-му не рас-ска-зы-вать о том, что они ви-де-ли, по-ка Сын Че-ло-ве-че-ский не вос-креснет из мерт-вых. Они это ис-пол-ни-ли, но в бе-се-де меж-ду со-бой до-пы-ты-ва-лись: что это зна-чит - вос-крес-нуть из мёрт-вых?» ().

Ис-то-ри-ко-бо-го-слов-ский смысл это-го важ-но-го эпи-зо-да Свя-щен-ной ис-то-рии ясен. Вспом-ним о том, что Иису-са Хри-ста не толь-ко про-стой на-род, но да-же уче-ни-ки счи-та-ли преж-де все-го зем-ным ца-рём-во-и-те-лем. Эти лже-мес-си-ан-ские ил-лю-зии со-хра-ня-лись у апо-сто-лов да-же по-сле Его Воз-не-се-ния, вплоть до Пя-ти-де-сят-ни-цы! По-это-му Гос-подь при-от-кры-ва-ет им за-ве-су бу-ду-ще-го и яв-ля-ет Се-бя Сы-ном Бо-жи-им, Вла-ды-кой жиз-ни и смер-ти. Он за-ра-нее уве-ря-ет уче-ни-ков в том, что близ-кие стра-да-ния - не по-ра-же-ние и по-зор, но по-бе-да и сла-ва, увен-чан-ная Вос-кре-се-ни-ем.

При этом Хри-стос при-бе-га-ет к су-деб-но-му пра-ви-лу, сфор-му-ли-ро-ван-но-му в За-коне Мо-и-сея: «При сло-вах двух сви-де-те-лей со-сто-ит-ся вся-кое де-ло» (). Этим Он юри-ди-че-ски опро-вер-га-ет неле-пые об-ви-не-ния со сто-ро-ны книж-ни-ков и фа-ри-се-ев в на-ру-ше-нии («раз-ру-ше-нии») им ев-рей-ско-го за-ко-но-да-тель-ства. При-зы-вая Се-бе в «сви-де-те-ли» са-мо-го За-ко-но-да-те-ля (!) и гроз-но-го про-ро-ка Илию, - ко-то-рые го-во-рят с Ним о Его «ис-хо-де» к смер-ти и Вос-кре-се-нию, - Хри-стос удо-сто-ве-ря-ет апо-сто-лов в со-гла-сии Сво-е-го де-ла с За-ко-ном Мо-и-сея, смысл ко-то-ро-го со-сто-ял в под-го-тов-ке лю-дей к окон-ча-тель-но-му От-кро-ве-нию Спа-се-ния. Он на-де-ет-ся, что хо-тя бы бли-жай-шие уче-ни-ки не под-да-дут-ся от-ча-я-нию, но са-ми ста-нут опо-рой со-мне-ва-ю-щим-ся. Та-ков смысл празд-ну-е-мо-го со-бы-тия.

На ико-нах празд-ни-ка Иисус обыч-но пред-ста-ёт в орео-ле «фа-вор-ско-го све-та» - си-я-ния, явив-ше-го-ся апо-сто-лам. Сле-ва и спра-ва от Него - Илия и Мо-и-сей, ко-то-рый дер-жит в ру-ках «Скри-жа-ли за-ве-та» - ка-мен-ные дос-ки с де-ся-тью важ-ней-ши-ми ре-ли-ги-оз-но-нрав-ствен-ны-ми за-ко-на-ми, У их ног - апо-сто-лы, пав-шие на ли-ца и при-кры-ва-ю-щие их ру-ка-ми от нестер-пи-мо-го све-та, устрем-ля-ю-ще-го-ся к ним в ви-де из-ло-ман-ных лу-чей.

Пре-об-ра-же-ние: еди-нич-ное со-бы-тие и еже-год-ный празд-ник

Но ко-гда же про-изо-шло са-мо со-бы-тие пре-об-ра-же-ния - неуже-ли в кон-це ле-та, а не пе-ред крест-ны-ми стра-да-ни-я-ми Спа-си-те-ля, как яв-ству-ет из ло-ги-ки еван-гель-ско-го по-вест-во-ва-ния?

Вы-да-ю-щий-ся оте-че-ствен-ный ис-то-рик проф. С.-Пе-тер-бург-ской Ду-хов-ной ака-де-мии († 1900) убе-ди-тель-но до-ка-зал, что Хри-стос пре-об-ра-зил-ся пе-ред уче-ни-ка-ми неза-дол-го до Сво-ей по-след-ней Пас-хи, в фев-ра-ле или мар-те по на-ше-му ка-лен-да-рю. При этом, ана-ли-зи-руя ис-то-рию ря-да дру-гих празд-ни-ков, он вы-яс-нил ло-ги-ку празд-нич-ных да-ти-ро-вок. Ока-зы-ва-ет-ся, в уста-нов-ле-нии ка-лен-дар-ных дат сво-их тор-жеств Хри-сти-ан-ская Цер-ковь ча-сто ру-ко-вод-ство-ва-лась не на-уч-ны-ми, а «пе-да-го-ги-че-ски-ми» (мис-си-о-нер-ски-ми) со-об-ра-же-ни-я-ми. На-ро-чи-то сов-ме-щая свои празд-ни-ки с дня-ми по-пуляр-ных язы-че-ских тор-жеств, Цер-ковь хо-те-ла по-сте-пен-но вы-тес-нить их из на-род-но-го оби-хо-да или, по край-ней ме-ре, «хри-сти-а-ни-зи-ро-вать», на-пол-нив дру-гим со-дер-жа-ни-ем . Этим объ-яс-ня-ют-ся рас-хож-де-ния меж-ду ис-то-ри-че-ски-ми (в том слу-чае, ес-ли их мож-но уста-но-вить) и ка-лен-дар-ны-ми бо-го-слу-жеб-ны-ми да-ти-ров-ка-ми.

Так про-изо-шло и с празд-ни-ком Пре-об-ра-же-ния. Ра-нее все-го (в V-VI вв.), по мне-нию Ва-си-лия Бо-ло-то-ва, он был учре-ждён в Ар-ме-нии и Кап-па-до-кии (Ма-лая Азия) вза-мен мест-но-го по-чи-та-ния язы-че-ской бо-ги-ни Аст-хик (ана-лог гре-че-ской Аф-ро-ди-ты) и при-хо-дил-ся на ше-стую неде-лю по-сле Пас-хи, - то есть был празд-ни-ком по-движ-но-го (пя-ти-де-сят-нич-но-го) цик-ла. При этом за ним оста-ви-ли древ-нее на-име-но-ва-ние «Вар-дава р» («яр-кая, ог-нен-ная ро-за»). (Совре-мен-ный учё-ный, отец Ро-берт Тафт, за-ме-ча-ет, что ис-кон-ное про-ис-хож-де-ние это-го празд-ни-ка всё же «оста-ёт-ся неяс-ным», хо-тя есть пред-по-ло-же-ние о его воз-ник-но-ве-нии око-ло VI ве-ка на ос-но-ве па-ле-стин-ско-го «Празд-ни-ка Ку-щей».)

Ана-ло-гич-ная «мис-си-о-нер-ская» ло-ги-ка (но с ины-ми ак-цен-та-ми) бы-ла ак-ту-аль-на и в дру-гих ре-ги-о-нах Сре-ди-зем-но-мо-рья. Здесь окон-ча-ние сбо-ра ви-но-гра-да да-же сре-ди хри-сти-ан-ско-го на-се-ле-ния ещё дол-го от-ме-ча-лось язы-че-ски-ми «вак-ха-на-ли-я-ми» - ве-сё-лы-ми празд-не-ства-ми в честь Вак-ха, «па-тро-на» ви-но-де-лия. Их со-про-вож-да-ли ноч-ные ра-де-ния и сек-су-аль-ные иг-ры. Чтобы хри-сти-а-ни-зи-ро-вать этот празд-ник уро-жая, бы-ло ре-ше-но тор-же-ствен-но празд-но-вать в ав-гу-сте «Пре-об-ра-же-ние Гос-подне», ис-кус-ствен-но сов-ме-стив с ним бла-годар-ствен-ный мо-ле-бен Ис-тин-но-му Бо-гу за да-ро-ва-ние ви-но-гра-да. (Со-би-рать в хра-мах мак-си-маль-ное ко-ли-че-ство се-лян, осо-бен-но жи-ву-щих в даль-них гор-ных рай-о-нах, мож-но бы-ло толь-ко по боль-шим празд-ни-кам, име-ю-щим зре-лищ-ный и про-дол-жи-тель-ный по вре-ме-ни бо-го-слу-жеб-ный ри-ту-ал. При этом лю-ди по-уча-лись от чте-ния Свя-щен-но-го Пи-са-ния, про-по-ве-ди и - что бы-ло важ-но жив-шим в труд-но-до-ступ-ных ме-стах - име-ли воз-мож-ность при-ча-стить-ся Свя-тых Тайн. Са-мо же освя-ще-ние фрук-тов, от-но-ся-ще-е-ся к раз-ря-ду «треб», про-дол-жа-ет-ся око-ло де-ся-ти ми-нут.) В этом мож-но ви-деть про-дол-же-ние вет-хо-за-вет-но-го обы-чая бла-го-сло-ве-ния «на-чат-ков» - пер-вых пло-дов.

В Кон-стан-ти-но-по-ле празд-ник утвер-дил-ся при им-пе-ра-то-ре Льве Фило-со-фе (886-912 гг.). При-чи-на про-ис-хож-де-ния да-ты имен-но 6 ав-гу-ста (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) оста-ёт-ся под во-про-сом. А от ви-зан-тий-цев празд-ник пе-ре-шёл к сла-вя-нам.

Ин-те-рес-но, что этот во-сточ-ный по про-ис-хож-де-нию празд-ник по-явил-ся на За-па-де до-ста-точ-но позд-но. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он на-зы-ва-ет-ся в ка-то-ли-че-ском ка-лен-да-ре, дол-го не был все-об-щим (хо-тя в неко-то-рых ре-ги-о-нах упо-ми-на-ет-ся с IX ве-ка). Толь-ко в 1457 го-ду па-па Кал-ликст III сде-лал его по-все-мест-ным и уста-но-вил для него чин бо-го-слу-же-ния. При-чем, это сде-ла-но в па-мять важ-ной по-бе-ды хри-сти-ан-ско-го вой-ска, со-бран-но-го св. Иоан-ном Ка-пи-стра-ном, над тур-ка-ми 6 ав-гу-ста 1456 го-да. В ре-зуль-та-те бы-ла сня-та оса-да Бел-гра-да и оста-нов-ле-на ту-рец-кая экс-пан-сия в За-пад-ную Ев-ро-пу.

В неко-то-рых про-те-стант-ских де-но-ми-на-ци-ях Пре-об-ра-же-ние от-ме-ча-ет-ся вес-ной, в по-след-нее вос-кре-се-нье кре-щен-ско-го цик-ла. В Ар-ме-нии празд-ник Пре-об-ра-же-ния («Вар-дава р», с ха-рак-тер-ны-ми язы-че-ски-ми тра-ди-ци-я-ми) яв-ля-ет-ся пе-ре-хо-дя-щим и от-ме-ча-ет-ся в 7-е вос-кре-се-нье по-сле Пя-ти-де-сят-ни-цы. То же на-блю-да-ет-ся в неко-то-рых про-те-стант-ских церк-вах Ев-ро-пы.

В пра-во-слав-ной бо-го-слу-жеб-ной тра-ди-ции Пре-об-ра-же-ние име-ет ста-тус дву-на-де-ся-то-го празд-ни-ка, ра-ди ко-то-ро-го смяг-ча-ет-ся стро-гий Успен-ский пост (раз-ре-ша-ет-ся вку-ше-ние ры-бы). В Ка-то-ли-че-ской Церк-ви его ли-тур-ги-че-ский ранг ни-же и со-от-вет-ству-ет празд-ни-кам в честь апо-сто-лов и еван-ге-ли-стов. Ли-тов-ский фило-соф и бо-го-слов Ан-та-нас Ма-цей-на в свя-зи с этим пи-сал: «Ос-но-ва воз-ник-но-ве-ния празд-ни-ка на Во-сто-ке - бо-го-слов-ская : это раз-мыш-ле-ния пи-са-те-лей и от-цов Гре-че-ской Церк-ви о Бо-ге как о Све-те, Ко-то-рый си-я-ет в глу-би-нах бы-тия, и по-это-му че-ло-век мо-жет не толь-ко Его ощу-щать, но ино-гда да-же яс-но ви-деть. На За-па-де же сти-мул к его празд-но-ва-нию но-сил об-ще-ствен-ный ха-рак-тер» .

Хо-ро-шо! - вос-кликнет нетер-пе-ли-вый чи-та-тель. - Это бо-го-слов-ские тон-ко-сти! Но при чём здесь рус-ские яб-ло-ки?! Всё очень про-сто.

При чём здесь яб-ло-ки?

Дей-стви-тель-но, пред-пи-сан-ная гре-че-ским Цер-ков-ным уста-вом го-во-рит толь-ко о бла-го-сло-ве-нии «пло-да лоз-но-го но-во-го» (ви-но-гра-да). Но, за-им-ство-вав от гре-ков ка-лен-дарь празд-ни-ков и со-про-вож-да-ю-щих их об-ря-дов, сфор-ми-ро-вав-ших-ся в ре-ги-оне Сре-ди-зем-но-мо-рья, рос-си-яне по-не-во-ле долж-ны бы-ли «на-ру-шить» устав и за-ме-нить ви-но-град яб-ло-ка-ми - ос-нов-ны-ми пло-да-ми Се-ве-ра (хо-тя сбор яб-лок не со-про-вож-дал-ся у нас «вак-ха-на-ли-я-ми»). От-сю-да стран-ное, но та-кое «ми-лое и до-маш-нее» на-зва-ние празд-ни-ка - «Яб-лоч-ный Спас», не име-ю-щее ни-ка-ко-го от-но-ше-ния к его бо-го-слов-ской и ис-то-ри-че-ской ос-но-ве. С дру-гой сто-ро-ны, ес-ли учи-ты-вать кли-ма-ти-че-ские ре-а-лии на-ших се-вер-ных ре-ги-о-нов, то бла-го-да-рить Бо-га за да-ро-ва-ние яб-лок сле-ду-ет все-та-ки в сен-тяб-ре, ко-гда со-зре-ва-ют ос-нов-ные сор-та.

Ли-те-ра-ту-ра: Бо-ло-тов В. В. (Эор-то-ло-ги-че-ский этюд) // Хри-сти-ан-ское чте-ние. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644; Празд-ник Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня на Фа-вор-ской го-ре. СПб., 1913; Ма-цей-на А . . СПб., 2002; Ру-бан Ю. «Свет без пла-ме-ни» // «Во-да жи-вая». С.-Пе-тер-бург-ский цер-ков-ный вест-ник. 2007. № 8. Тафт Р. Ф. Ли-тур-ги-че-ский лек-си-кон [пер. с англ. С. Го-ло-ва-но-ва]. Омск, 2013; Holweck F. G. Feast of the Transfiguration of Christ // The Catholic Encyclopedia. N.-Y., 1913. Vol. 15.

Юрий Ру-бан,
канд. ист.на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Итак, мы убе-ди-лись, что ни мак и мёд к Пер-во-му Спа-су, ни яб-ло-ки ко Вто-ро-му не име-ют ни-ка-ко-го бо-го-слов-ско-го от-но-ше-ния. Через де-сять дней по-сле Пре-об-ра-же-ния на-сту-па-ет Тре-тий Спас, име-ю-щий в на-род-ном ка-лен-да-ре ещё боль-ше опре-де-ле-ний, - «оре-хо-вый», «хлеб-ный», а так-же «Спас на хол-стах» или «Спас на по-лотне». По-ста-ра-ем-ся по-нять, име-ет ли Тре-тий Спас непо-сред-ствен-ное от-но-ше-ние к сель-ско-му хо-зяй-ству, ткац-кой про-мыш-лен-но-сти или же ещё и к че-му-то ино-му. От-кро-ем ка-лен-дарь под 29 ав-гу-ста по но-во-му сти-лю.

Сукко т ), уста-нов-лен-ный в па-мять стран-ствий на-ро-да по пу-стыне, ко-гда лю-ди жи-ли в па-лат-ках. «Ку-щи» ас-со-ци-и-ру-ют-ся в со-зна-нии ве-ру-ю-ще-го ев-рея имен-но с си-я-ю-щим об-ла-ком, в ко-то-ром Бог яв-лял Се-бя (точ-нее, Свою «сла-ву») в Ски-нии со-бра-ния (по-ход-ном хра-ме-шат-ре из шер-стя-ной тка-ни). «И по-кры-ло об-ла-ко Ски-нию со-бра-ния, и сла-ва Гос-под-ня на-пол-ни-ла Ски-нию» ().

Loading...Loading...