Празднование в честь смоленской иконы божией матери. Празднование в честь смоленской иконы пресвятой богородицы

Любой старинный чудотворный образ Пречистой Девы Марии имеет богатую историю. Обязательно в ней присутствуют случаи волшебного спасения народа от страшных событий, благодатной помощи, дарованной людям по молитвам перед святым полотном. Одной из главнейших святынь русской земли, чей возраст исчисляется столетиями, является Смоленская икона Божией Матери . Праздник в ее честь Церковь постановила отмечать 10 августа каждого года. И поныне икона подает исцеление и утешение всем страждущим.

Особенности иконографии

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Предполагается, что этот святой чудотворный образ является списком с другой иконы - Одигитрии Влахернской. Изображение Богородицы на интересующем нас полотне поясное. Левая рука Девы Марии поддерживает Младенца Иисуса. Последний в свою очередь правой рукой творит благословение, а в левой держит свиток. Обратная сторона первообраза украшена распятием со сделанным на нем надписью, гласящей «Царь распят» и изображением Иерусалима . В 1666 году эту композицию пополнили фигурами Божией Матери и Иоанна Богослова. Прослеживается сильное сходство между Смоленской и Иверской иконами Богородицы . Однако первая отличается большей строгостью в расположении фигур и выражениях ликов Девы Марии и Богомладенца.


Автором Смоленской иконы считается святой евангелист Лука . Свою известность чудотворный образ получил в XI-м веке. В России икона очутилась в результате благословения невесты русского князя. На данный счет существует две версии. Первая утверждает, что благословение иконой Божией Матери на свой брак с правителем Чернигова получила царевна Анна, дочь византийского императора Константина Порфирородного, от своего же отца. Вторая версия указывает на другую царицу Анну, что венчалась со святым равноапостольным князем Владимиром. В любом случае, какая бы из рассмотренных выше исторических гипотез не была истинной, именно факт сопровождения и переезда объясняет название святого образа: «Одигитрия» означает в переводе с греческого «Путеводительница». Однако, если отталкиваться от описанного ранее предположения, будто Смоленская икона – это список с таковой Одигитрии Влахернской, то закрепление за ней названия «Путеводительница» связана с преданием о том, как Богородица привела во Влахернский храм к собственному образу двух слепцов, которые тотчас получили исцеление. Таким образом, Пречистая Дева Мария является для всех православных христиан Путеводительницей к спасению.

История иконы

Надо сказать, что большинство ученых и исследователей придерживаются первой версии о возникновении святого образа на Руси. После того, как император Византии в 1046 году благословил свою дочь Анну этой иконой на супружеский союз с князем черниговским Всеволодом Ярославичем, она превратилась в родовую религию русских правителей, а также символом близости России и Царьграда. Спустя 51 год, по другим данным – в начале XII-го века князь Владимир Мономах способствовал перенесению чудотворного святого образа в город Смоленск. Там он заложил храм Успения Божьей Матери, где, когда тот был воздвигнут, и поместили княжескую святыню. Понятно, что свое наименование последняя получила по имени населенного пункта, в котором оказалась по воле правителя Руси. В то же время Смоленск окрестили градом Пресвятой Богородицы, храм же ее – Домом Девы Марии.



В 1239 году чудотворный образ спас жителей Смоленска от нашествия татар. Один из отрядов Батыя зашел в Смоленскую область, ввиду чего территория эта оказалась под угрозой разграбления неприятелем. Жители города в отчаянии и бессилии обратились со слезной мольбой о защите к Божией Матери. Пречистая Дева услышала народную молитву и даровала людям спасение ради своей чудотворной иконы. Как это происходило? Остановка татар находилась в 24 верстах от города. Там враги готовились произвести внезапное нападение на Смоленск. В дружине же княжеского войска был человек по имени Меркурий, которого Богоматерь и избрала орудием своим для спасения жителей города. В ночь с 23 на 24 ноября указанный субъект получил от пономаря кафедрального собора повеление от Девы Марии явиться, облачившись в воинское снаряжение, к чудотворной иконе Богородицы Смоленская. Меркурий повиновался. Когда пришел он на указанное место, то услышал голос, произнесший: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».


Воин тотчас исполнил волю Богоматери. Он пробрался ночью в стан врага и умертвил самого сильного из бойцов татарских. После Меркурий подвергся жестокому нападению неприятелей, но бесстрашно отражал их удары. Ему помогала сама Богородица, и лик ее в ужасе узрели ордынские приспешники. В конце концов, русский воин был убит. Позже его похоронили с почестями в соборной церкви, а за Малаховскими воротами в память о совершенном им подвиге поставили обелиск. Героя, чьи туфли и железный шишак хранятся сегодня в Смоленском Богоявленском соборе, канонизировали. Ежегодно 24 ноября эти события вспоминают, устраивая в кафедральном соборе Смоленска всенощное бдение и производя благодарственный молебен перед чудотворной иконой Одигитрия.


В начале XV-го столетия Смоленский образ богоматери перенесли в Москву, где поместили в Благовещенском соборе. По чьему указанию сие совершилось и кто оказался исполнителем этого действа, историки до сих пор точно не знают. Одни говорят, будто святой образ очутился в столице в 1455 году в результате разграбления Смоленска литовским князем Юргой, паном Свилколдовичем, который направлялся к великому московскому князю Василию Васильевичу и преподнес украденную святыню в дар русскому правителю. Другие склонны полагать, что икону Одигитрия получила в 1398 году от Витовта смоленского дочь его Софья, супруга московского князя Василия Дмитриевича. Согласно третьей версии, святой образ привез в столицу Руси изгнанный в 1404-м году из Смоленска смоленский князь.


Как бы там ни было, в 1456 году к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть святой образ обратились представители посольства епископа Смоленского Мисаила. Прошение было удовлетворено: икону перенесли в Смоленск с крестным ходом 18 января 1456 года (по другим данным - 28 июля 1456 года).


На этом путешествия святого образа не закончились. Во время Отечественной войны 1812 года его снова вывезли в Москву и вместе с другими почитаемыми иконами обнесли вокруг Кремля. По всей видимости, после икона была возвращена в Смоленск, поскольку есть сведения, что она хранилась там до Великой Отечественной войны.


После оккупации немцами города святой образ исчез. Его место в Успенском соборе Смоленска в послевоенный период заняла и занимает по сей день икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Смоленской

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

This slideshow requires JavaScript.

10 августа, в седмицу 10-ю по Пятидесятнице, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»,- Преосвященнейший Серафим, епископ Белевский и Алексинский совершил Божественную литургию в Свято-Успенском соборном храме города Алексина в сослужении настоятеля соборного храма — протоиерея Геннадия Степанова и духовенства храма. По заамвонной молитве, архиерей совершил славление пред образом Смоленской иконы Пресвятой Владычицы, после чего, обратился к молящимся со словами архипастырского наставления.

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся»

(Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия, глас 6)

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября). В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, — 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно. Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

По преданию, это самая древняя икона Богородицы, написанная еще евангелистом Лукой при ее жизни — по версии святителя Димитрия Ростовского, по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии она попала в Иерусалим, а оттуда в V веке императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия, отправила ее в Константинополь. Когда близ императорского дворца у залива Золотой Рог была построена Влахернская церковь, икону вместе с другими реликвиями, связанными с Богородицей, поместили туда.

В 1046 году император Константин IХ Мономах, выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословил ее этой иконой, а потом она перешла к его сыну, Владимиру Мономаху, который в начале ХII века привез ее в Смоленск, где заложил соборный храм в честь Успения Богоматери, куда и поместили святыню. Так она слала "Смоленской". Жители города верили, что именно ей они обязаны спасением от нашествия Батыя в 1239 году.

А когда в начале XV века последний Смоленский князь Юрий принес ее в дар великому князю Василию, старшему сыну Дмитрия Донского, и икону перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля, Смоленск был взят литовцами и на 110 лет стал центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского.

В 1456 году смоляне во главе с епископом Мисаилом били челом великому князю Василию Темному, чтобы вернули им главную городскую святыню. Князь согласился, повелев оставить в Москве точный список с иконы. Сам же образ крестным ходом понесли в Смоленск. Последний прощальный молебен отслужили на Девичьем поле. А по возвращении в Смоленск в честь этого события установили общецерковный праздник.

Когда же в 1514 году на следующий день после праздника Смоленской иконы Божией Матери войска Василия III выбили из города литовцев, на том самом месте, где когда-то москвичи с ней прощались, великий князь основал Новодевичий монастырь. Для него был специально сделан еще один точный список — "мера в меру".

В самом Смоленске тоже сделали точную копию древней иконы, и поместили ее в башне крепостной стены, а потом построили на этом месте церковь.

В Смутное время, когда Смоленск захватили поляки, святыню вывезли сначала в Москву, а потом в Ярославль, и вернулась она уже при царе Алексее Михайловиче.

В 1812 году ее вновь привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли крестным ходом вокруг Белого города и Кремля. А потом снова отправили в Ярославль. Только к Рождеству она вернулась в Смоленск.

Древний образ Смоленской Божией Матери хранился в Успенском соборе Смоленска даже после того, как его в 1929 году закрыли: в августе 1941 года после взятия города немцами их интендантские службы извещали командование, что "очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке икона… находится на изначальном месте и не повреждена". Но когда два года спустя Смоленск был освобожден, иконы там уже не было. О судьбе ее до сих пор ничего не известно.

Место ее в Успенском соборе Смоленска после 1945 года занял список начала XVII века, стоявший когда-то над Днепровскими воротами города, а 1812 года находившийся в расположении русской армии. Перед этим образом служили благодарственные молебны после каждой победы, перед ним Кутузов со всем войском молил Богородицу о помощи и спасении России.

Вообще же списков Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, с древнейших времен почитаемой на Руси чудотворной, по всей стране великое множество — только особо чтимых известно не менее 30.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, имеет очень древнее происхождение. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем - достоверно неизвестно. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича.

После смерти черниговского князя Всеволода икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рожденному от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес икону Одигитрии - благословение своей матери - из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар: В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».


Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, до 1940 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии и икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии.

Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богородичную церковь, где находилась до 1941 года.

С 1526 года 10 августа (по старому стилю 28 июля) отмечается праздник Чудотворной иконы Одигитрии Смоленской. Он установлен в память возвращения Смоленска из-под власти Литвы.

День Смоленской иконы Божией Матери – одной из главных святынь Русской православной церкви, верующие празднуют 10 августа.

Чудотворная икона, именуемая «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «путеводительница», известна на Руси с древнейших времен. Это славное имя дано образу Божией Матери неслучайно - Пресвятая Богородица является путеводительницей к вечному спасению для всех христиан.

Церковное предание повествует, что икона была написана апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы – Божия Матерь изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего.

Образ, как предполагают, был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыню перенесли в Иерусалим, а оттуда – во Влахернский храм Константинополя.

На Русь икона Богоматери «Одигитрия» прибыла в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах (1042-1054) выдал свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословив ее в путь этой иконой. Предполагается, что отсюда и произошло ее название «Одигитрия».

После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню. С того времени икона получила название «Одигитрия» Смоленская.

Почитают чудотворный Смоленский образ Богородицы, который не раз покидал родную обитель, чтобы защитить земли русские от захватчиков, три раза в год.

Первый праздник - 10 августа (28 июля по старому стилю) установили в 1525 году в день, когда чудесный Смоленский образ перенесли из Благовещенского Собора Московского Кремля в Новодевичий монастырь, который был основан Василием III, как дань уважения Божией Матери за чудесное избавление Смоленска от литовских захватчиков и возвращение его России.

По преданию, именно молитвы верующих перед «Одигитрией» Смоленской помогли войскам Василия III вернуть Смоленск России в 1514 году, после 110-летнего литовского владычества.

Икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, по просьбе местных жителей. А в Москве остались две ее копии - одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 году в Новодевичьем монастыре.

Вторая праздничная дата, 18 ноября (5 ноября по старому стилю), установлена в честь великой победы русских над Наполеоном в 1812 году. Тогда весь народ русский с молитвой о заступничестве обратился к Богородице перед Ее Смоленским образом, которая была услышана.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список, который вместе с древней иконой в 1666 году возили в Москву для поновления (реставрации). Точный список поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

Древний образ Смоленской Божией Матери, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Пресвятой Богородицы обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед тем как оставить Москву, икону забрали в Ярославль.

После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

В третий раз День Смоленской иконы Божией матери празднуют 7 декабря (24 ноября по старому стилю) – дата приурочена к чудесной победе жителей Смоленска над татаро-монгольскими захватчиками.

Предание гласит, что Смоленск в 1238 году был избавлен от разорения по заступничеству Пресвятой Богоматери, когда к городу подошли полчища хана Батыя. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание от Небесной Царицы сразиться со стоящим у стен врагом.

Самоотверженный воин проник ночью в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена, и, охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой.

Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен церковью к лику Святых (память 24 ноября).

Это происходит трижды в год:

  • 10 августа (28 июля по старому стилю). Она была обозначена в 1525 году. Именно в этот день лик был перенесен из Московского Кремля в Новодевичий монастырь. Эта обитель была основана Василием III, в благодарность Богородице за чудесное избавление города от литовских захватчиков.
  • 18 ноября (5 ноября по старому стилю), была назначена на честь победы над Наполеоном в 1812 году.
  • 7 декабря (24 ноября по старому стилю). Этот день отметили на честь победы татаро-монгол жителями Смоленска.

В любой эпидемии, войне и прочих проблемах люди постоянно будут обращаться к этому священному лику за заступничеством, помощью и пособничеством в благих делах. И будут уверены, что их молитвы будут услышаны и исполнены.

Основным местом ее хранения является Смоленская обитель Пресвятой Богородицы. Но так как многие желали приклонится пред нею, то было сделано списки этого лика. Многие из них были отмечены своими чудодеяниями, и отыграли очень важную роль в жизни целых городов. Каждая из них уже получила свое название, а молитвы, которые направляютс к ней помогают в заступничестве перед Матерью Божией.

Этот лик почитается у христиан православного обряда как символ мира и здравия. В разное время перед ней молились о:

  • защите родной земли от воен.
  • здравии тех, кто на фронте.
  • том, чтобы уберечь от болезней и страшных эпидемий.
  • Чтится она и среди семейных людей, так как семью и ассоциируют с малой родиной. Ей также необходимо святое покровительство.
  • Обращаются к ней с мольбами за тех, кто покинул отчий дом и находятся в деловой поездке или в путешествии. И сами путешественники просят ее о защите и покровительстве на чужих землях.

Икона Смоленская помогает защитить и родной дом от вторжения нежданных гостей.

«О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь».

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

Loading...Loading...