Раджаб ае что за месяц. Расскажите, пожалуйста, про месяц раджаб

Дополнительный добровольный пост в месяц раджаб был широко распространенной практикой , да будет доволен ими Аллах, еще во время пророка, мир ему и благословение Аллаха. В известном хадисе Усама ибн Зейд передал, что он обратился к пророку, мир ему и благословение Аллаха, со словами: «О посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты держал пост в какой-либо месяц столько, сколько ты его держишь в ша’бане» . И получил ответ: «Люди беспечны к тому (месяцу), что между раджабом и рамаданом. А это тот месяц, в который деяния поднимаются к Господу Миров, и я хочу быть постящимся, когда будут возноситься мои дела» . Ахмад 20758, ан-Насаи 2317.

عن أسامة بن زيد — رضي الله عنهما — قال: قلت يا رسول الله! لم أرك تصوم شهراً من الشهور ما تصوم من شعبان؟ قال: «ذلك شهر يغفل الناس عنه بين رجب ورمضان، وهو شهر تُرفع فيه الأعمال إلى رب العالمين؛ فأُحب أن يرفع عملي وأنا صائم». أحمد 20758، النسائي 2317.

Писал имам Шихабуддин Ахмад ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии: «Этот хадис дает почувствовать, что в раджабе есть подобие рамадану, и что люди заняты в нем тем же поклонением, которым заняты в рамадане, но беспечны к этому же в шаабане, и поэтому он держал . И выделение его (раджаба) постом дает почувствовать, что в посте раджаба есть (дополнительное) достоинство, и что это было известно, утверждено среди них (сподвижников)» . См. «Табьин аль-‘аджаб», с. 4.

قال الإمام شهاب الدين أحمد بن حجر العسقلاني الشافعي: «فيه إشعار بأن في رجب مشابهة برمضان، وأن الناس يشتغلون فيه من العبادة بما يشتغلون به في رمضان، ويغفلون عن نظير ذلك في شعبان، ولذلك كان يصومه، وفي تخصيصه ذلك بالصوم إشعار بفضل صيام رجب أن ذلك كان من المعلوم المقرر لديهم». انظر: «تبيين العجب»، ص. 4.

К тому же раджаб — один из четырех запретных месяцев: раджаб, зуль-каада, зуль-хиджа и мухаррам, и передано, что Ибн ‘Умар (Абдурраззак, «аль-Мусаннаф» 4/292) и некоторые имамы из последующих поколений держали в них пост. И , переданный со слабостью в иснаде, в котором содержится указание на наличие особого достоинства у поста в запретные месяцы. В хадисе сказано: «Держи пост в запретные месяцы и оставляй его» . Абу Дауд 2428. А хадисы о достоинстве узаконенных дел принимаются , даже если в их иснадах есть некоторая слабость.

«صُمْ مِنْ الْحُرُمِ وَاتْرُكْ». أبو داود 2428.

И в то же время от Умара ибн аль-Хаттаба, Анаса, Ибн Умара и Ибн Аббаса передается осуждение, связанное с постом в этот месяц.
Хараша ибн аль-Хурр говорил: «Я видел, как Умар ибн аль-Хаттаб в месяц раджаб бил людей по рукам, чтобы они опустили их в тарелки, и говорил: «Ешьте, это только лишь месяц, который возвеличивали те, кто жил во время доисламского невежества (джахилии)» . Ибн Аби Шейба «аль-Мусаннаф» 2/513.

عن خرشة بن الحر قال: «رأيت عمر -رضي الله عنه- يضرب أكف الناس في رجب حتى يضعوها في الجفان، ويقول: كلوا؛ فإنما هو شهر كان يعظمه أهل الجاهلية». مصنف ابن أبي شيبة 2/ 513.

И есть пояснение, согласно которому Умар так относился к тем, кто выделял постом целый месяц раджаб.

Передал Ибн Уаддах аль-Куртуби от аш-Ша’би , что Умар ибн аль-Хаттаб бил раджабитов, которые держали пост весь месяц раджаб. Передатчик спросил Ибн Уаддаха : «За что Умар бил раджабитов?» Он ответил: «Так пришло в сообщении, и я не знаю, или нет. А смысл этого в том, что он опасался, что они сделают пост в этот месяц религиозным обычаем (сунной), подобно рамадану» . См. «аль-Бида"» 2/90.

روى مُحَمَّدُ بْنُ وَضَّاح القرطبي عَنِ الشَّعْبِيِّ أَنَّ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ كَانَ «يَضْرِبُ الرَّجَبِيِّينَ الَّذِينَ يَصُومُونَ رَجَبَ كُلَّهُ» . قُلْتُ [أي: الراوي عن ابن وضاح] لِمُحَمَّدِ بْنِ وَضَّاحٍ: لِأَيِّ شَيْءٍ كَانَ عُمَرُ يَضْرِبُ الرَّجَبِيِّينَ؟ قَالَ: إِنَّمَا هُوَ خَبَرٌ جَاءَ هَكَذَا , مَا أَدْرِي أَيَصِحُّ أَمْ لَا، وَإِنَّمَا مَعْنَاهُ خَوْفٌ بِأَنْ يَتَّخِذُوهُ سُنَّةً مِثْلَ رَمَضَانَ. انظر: «البدع» 2/ 90.

О «раджабитах» передается сообщение и от Анаса ибн Малика. Ибн Аби Шейба с иснадом, в котором есть один неизвестный, передал, что Анас сказал: «Пусть не будет человек ни понедельниковым, ни четверговым, ни раджабитом» . См. «аль-Мусаннаф» 2/345.

وروى ابن أبي شيبة بإسناد فيه مجهول عَنْ أَنَسٍ، قَالَ: «لَا يَكُونُ اثْنَيْنِيًّا، وَلَا خَمِيسِيًّا، وَلَا رَجَبِيًّا». انظر: «المصنف» 2/ 345.

То есть, если это сообщение соответствует действительности, значит Анас кроме выделения постом всего месяца раджаб осуждал также постоянный пост по понедельникам и четвергам.

И передано, что Ибн Умар, «когда видел людей и то, что они заготавливают для раджаба, выражал неодобрение» . Ибн Аби Шейба «аль-Мусаннаф» 2/345.

وعن ابن عمر -رضي الله عنهما- أنه: «إذا رأى الناس وما يُعِدون لرجب كره ذلك». انظر: «مصنف» ابن أبي شيبة 2/ 345.

А сам он, как говорилось ранее, держал пост в запретные месяцы. И есть сообщение о том, что он держал пост едва ли не постоянно.

И передано, что Ибн Аббас осуждал пост целого месяца раджаб, но не пост некоторых дней или части этого месяца.

«Ибн Аббас запрещал (нахью) держать пост целый месяц раджаб, чтобы это не стало постоянным религиозным обычаем (‘ид)» . См. «аль-Мусаннаф» 4/292.

عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ عَطَاءٍ قَالَ: «كَانَ ابْنُ عَبَّاسٍ يَنْهَى عَنْ صِيَامِ رَجَبٍ كُلِّهِ؛ لَأَنْ لَا يُتَّخَذَ عِيدًا». مصنف عبد الرزاق 4/ 292.

И есть другое сообщение, из которого можно понять, что Ибн Аббас так относился к посту не только в раджабе, а в каждом месяце, кроме рамадана.

Передал Абдурраззак ас-Сана’ани от Ибн Джурейджа, который передал от ‘Ата, что он сказал: «Ибн Аббас запрещал (нахью) держать пост целый месяц и говорил: «Пусть проводят его в посту, исключая несколько дней» . См. «аль-Мусаннаф» 4/292.

عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ عَطَاءٍ قَالَ: كَانَ ابْنُ عَبَّاسٍ » يَنْهَى عَنْ صِيَامِ الشَّهْرِ كَامِلًا، وَيَقُولُ: لِيَصُمْهُ إِلَّا أَيَّامًا». انظر: «مصنف» عبد الرزاق 4/ 292.

По причине многозначительности, которую содержат упомянутые выше и многие другие доказательства по данной теме, имамы ислама разошлись в положении выделения постом всего месяца раджаб: есть ли в этом какая-либо нежелательность? И есть ли у самого поста в этот месяц дополнительное достоинство, особая желательность?

И это учитывая то, что, как сказал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Табьин аль-‘аджаб», все хадисы, в которых прямым текстом говорится о посте конкретно в раджабе, являются ложными или слабыми и не годятся в качестве доказательства.

Позиция ученых ханбалитского мазхаба

قال الإمام علاء الدين المرداوي الحنبلي: «وَهُوَ مِنْ مُفْرَدَاتِ الْمَذْهَبِ». انظر: «الإنصاف» 2/ 346.

Затем, имамы ханбалитского мазхаба разошлись во мнениях о том, является ли пост в месяц раджаб более рекомендуемым или желательным, нежели пост в обычное время, или его положение такое же, как у поста в другие месяцы. И были такие, кто высказался о нежелательности поста в месяц раджаб

Пишет имам Али ибн Сулейман аль-Мардауи аль-Ханбали: «Сказал [Ибн Муфлих] в «аль-Фуру"»: «Большинство наших товарищей [т.е. ученых-ханбалитов] не упомянули желательность поста в раджаб и шаабан».
И отнес его к хорошей практике Ибн Аби Муса [аль-Хашими] в «аль-Иршад».
И сказал в книге «Асбаб аль-хидая»: «Желательно держать пост в запретные месяцы и целый месяц шаабан».
Также это явный смысл того, что сказал аль-Маджд насчет запретных месяцев.
Решительно высказался о желательности [Насы руддин ас-Самири] в «аль-Мустау’иб» и сказал: «А более всего желателен [для поста] в шаабане день его середины».
счел желательным пост в шаабан и не упомянул другого.
сказал: «Это спорный вопрос в мазхабе Ахмада и не только. Кто-то говорит, что пост в раджаб и шаабан желателен (мустахабб), а кто-то говорит, что нежелателен (макрух)» . См. «аль-Инсаф» 3/347.

قال الإمام علي بن سليمان المرداوي: «قَالَ فِي الْفُرُوعِ: لَمْ يَذْكُرْ أَكْثَرُ الْأَصْحَابِ اسْتِحْبَابَ صَوْمِ رَجَبٍ وَشَعْبَانَ. وَاسْتَحْسَنَهُ ابْنُ أَبِي مُوسَى فِي الْإِرْشَادِ. قَالَ ابْنُ الْجَوْزِيِّ فِي كِتَابِ أَسْبَابِ الْهِدَايَةِ: يُسْتَحَبُّ صَوْمُ الْأَشْهُرِ الْحُرُمِ وَشَعْبَانَ كُلِّهِ، وَهُوَ ظَاهِرُ مَا ذَكَرَهُ الْمَجْدُ فِي الْأَشْهُرِ الْحُرُمِ، وَجَزَمَ بِهِ فِي الْمُسْتَوْعِبِ، وَقَالَ: آكَدُ شَعْبَانَ يَوْمُ النِّصْفِ، وَاسْتَحَبَّ الْآجُرِّيُّ صَوْمَ شَعْبَانَ، وَلَمْ يَذْكُرْ غَيْرَهُ، وَقَالَ الشَّيْخُ تَقِيُّ الدِّينِ: فِي مَذْهَبِ أَحْمَدَ وَغَيْرِهِ نِزَاعٌ. قِيلَ: يُسْتَحَبُّ صَوْمُ رَجَبٍ وَشَعْبَانَ، وَقِيلَ: يُكْرَهُ». انظر: «الإنصاف» 3/ 347.

Позиция большинства ученых

Большинство ученых отнесло пост в весь месяц раджаб к желательным или поощряемым видам поста. Здесь нужно учесть, что дополнительный добровольный , кроме тех дней, в которые он запрещен. И когда говорится о «желательных и рекомендуемых» видах поста, то подразумевается, что в указанное время пост является еще более желательным, чем в остальное время.

И что касается желательности или предпочтительности поста в месяц раджаб без какой-либо нежелательности и исключения, то об этом высказались ученые ханафитского, маликитского и шафиитского .

Многие ученые ханафитского мазхаба не упомянули в своих книгах о предпочтительности поста в месяц раджаб. Но слова об этом можно встретить в авторитетной книге «аль-Фатауа аль-хиндия», которую составил комитет ханафитских ученых из Индии под предводительством шейха Низамуддина аль-Бальхы. В ней сказано: «У желательного поста есть виды. Первый из них — , второй — пост в раджаб, третий — пост в шаабан, а также пост в ашура» . См. «аль-Фатауа аль-хиндия» 1/202.

قال الجمع من علماء الحنفية برئاسة الشيخ نظام الدين البلخي: «(المرغوبات من الصيام أنواع) أولها صوم المحرم والثاني صوم رجب والثالث صوم شعبان وصوم عاشوراء». انظر: «الفتاوي الهندية» 1/ 202.

Писал один из важнейших имамов маликитского мазхаба Абу аль-Уалид Мухаммад ибн Ахмад : «Пост в запретные месяцы лучше, чем в другие. А их четыре: мухаррам, раджаб, зуль-ка’да и зуль-хиджа» . См. «аль-Мукаддимат аль-мумаххидат» 1/242.

قال الإمام أبو الوليد محمد بن أحمد بن رشد الجد المالكي: «وصيام الأشهر الحرم أفضل من غيرها، وهي أربعة: المحرم ورجب وذو القعدة وذو الحجة». انظر: «المقدمات الممهدات» 1/ 242.

Писал шейх Шихабуддин ан-Нафрауи аль-Малики, объясняя «ас-Рисалю» имама аль-Кайрауани: «К временам, в которые рекомендуется держать пост, относится месяц раджаб» . См. «аль-Фауаких ад-дауани» 2/273.

قال الشيخ شهاب الدين النفراوي المالكي في شرحه لرسالة الإمام القيرواني: «(وَ) مِنْ الْمُرَغَّبِ فِي صَوْمِهِ شَهْرُ (رَجَبَ)». انظر: «الفواكه الدواني» 2/ 273.

И писал выдающийся исламский ученый Ахмад ад-Дардир аль-Малики, объясняя «аль-Мухтасар» имама Халиля ибн Исхака: «Желательно держать пост в мухаррам, раджаб, шаабан, а также в остальные из четырех запретных месяцев» . См. «Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-Шарх аль-кабир» 1/516.

وقال العلامة أحمد الدردير المالكي في شرحه لمختصر الإمام خليل بن إسحاق: «(وَ) نُدِبَ صَوْمُ (الْمُحَرَّمِ وَرَجَبٍ وَشَعْبَانَ) وَكَذَا بَقِيَّةُ الْحُرُمِ الْأَرْبَعَةِ». انظر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير» 1/ 516.

Пост – это акт поклонения, который включает в себя отказ от употребления еды и питья, а также половых отношений, начиная с восхода Солнца и до заката. Этот акт поклонения возвышает верующего до уровня ангелов.

Мусульманам следует поститься время от времени, если речь идет о добровольных постах. Соблюдая пост, верующий укрепляет свою веру, избегает мирских дел и посвящает свои мысли Всевышнему Аллаху.

Тем не менее, нет никаких достоверных хадисов, указывающих, что Пророк (мир ему) предписывал мусульманм поститься в Раджабе, и при этом он не запрещал этого. По мнению имама ан-Навави, носит рекомендательный характер.

В книге хадисов Абу Дауда говорится, что Посланник Аллаха (мир ему) рекомендовал поститься в течение четырех священных месяцев, среди которых есть и

Что касается месяца Шабан, существуют достоверные хадисы о достоинстве поста в этом месяце, среди которых хадис, передаваемый от Досточтимой Аиши (да будет доволен ею Аллах):

«Иногда Посланник Аллаха постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы Посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана, как не видела я, чтобы в каком-нибудь месяце постился он больше, чем в Шаабане». (Муслим)

«Я никогда не видела Посланника Аллаха (мир ему) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц».

Все зависит от того, насколько комфортно вы себя чувствуете, чтобы поститься в эти месяцы. А также от того, насколько крепка ваша вера. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Вы должны делать только то, что вам по силам! И клянусь Аллахом, Аллах не устанет вознаграждать вас за поклонение, пока вы сами не устанете совершать его». (Бухари, Муслим)

Кроме того, он сказал: «Самыми любимыми деяниями перед Аллахом являются постоянные из них, даже если их мало». (Муслим)

Islam-today

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

О люди, бойтесь Всевышнего Аллаха и возносите благодарения Ему за Его милость к нам. Он даровал нам благодатные периоды времени и много других благ. Цените же свои благодатные дни должным образом, наполняйте их покорностью Всевышнему и приближением к Нему, отдаляйтесь от грехов и наполняйте жизнь свою смыслом и совершенством. Ведь эти периоды Аллах создал для того, чтобы прощать наши грехи, умножать наши благие дела и укреплять наш путь.

Мы, по милости Аллаха (хвала и величие Ему), встречаем благословенный месяц Аллаха – Раджаб, который является прекрасной возможностью совершать лучшие и благие дела.
Всевышний Аллах даровал Своим верующим рабам особо благословенные дни и ночи, такие как: Рагаиб, Ми’радж, Бараат Кадр, которые приходятся на три священных месяца – Раджаб, Ша’абан и Рамадан.

Да будет хвала Аллаху, который удостоил нас счастья дожить до этого времени духовных даров, где каждый желающий может своей искренностью и поклонениями приобрести у Аллаха блага вечности. Ведь нам предписано проводить эти благословенные дни и ночи подобающим божьим рабам образом.

Досточтимый Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с приближением этих трех священных месяцев молился Создателю так: «Аллахумма барик лана фи раджаби уа-ша’абани уа-баллигна рамадан» «О Аллах, сделай для нас благословенными месяцы Раджаб и Шаабан и дай нам дожить до Рамадана» (Ахмад, Байхаки, «Кашф аль-Хава». Т. 1: 186, №554), и в одном из своих хадисов он говорил: «Есть пять ночей, молитва в которые никогда не будет отвергнутой:

1. Ночь первой пятницы месяца Раджаб (Ночь Рагаиб);

2. Пятнадцатая ночь месяца Ша’абан (Ночь Бараат);

3. (Каждая) Пятничная ночь;

4. Предпраздничная ночь праздника Рамадан;

5. Предпраздничная ночь праздника Курбана» (Ибн Асакир, «Мухтар аль Ахадис»: 73).

По лунному календарю месяц Раджаб является седьмым месяцем года и одним из четырех священных месяцев, именуемых ‘ашхуру-ль-хурум. В этом месяце есть две благословенные ночи – Рага ‘иб и Ми ‘радж.

Передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раджаб – месяц Аллаха, Ша’бан – мой месяц, Рамадан – месяц моей уммы». Слово Раджаб происходит от слова тарджиб и означает «уважение», «почитание» и «поклонение». Всевышний Аллах прощает грехи и дарует высокие степени тем, кто из уважения к этому месяцу держит пост и поклоняется Ему. В одном из хадисов сообщается, что Раджаб – это название одного из райских источников, вода которого «белее молока и слаще мёда» и, что в день Страшного суда его воды удостоятся те, кто держал пост в этот месяц.

Поскольку посты и богослужение, совершенные в месяц Раджаб, особенно чисты и богоугодны, то существует и еще одно название этого месяца – аш-Шахру-ль-мутаххар, что значит «месяц очищения». Поэтому месяц Раджаб – это месяц покаяния и преклонения. Месяц Ша’абан – это месяц любви и верного служения Аллаху. Месяц Рамадан – месяц близости и благоденствия.
Зу-н-нун аль-Мисрий (да помилует его Аллах) говорил: «Месяц Раджаб – месяц сева семян, ІІІа’абан – месяц их полива, а месяц Рамадан – месяц сбора урожая благочестия и служения Аллаху. Каждый пожнет то, что сам посеет. А тот, кто ничего не посеял, в месяц жатвы будет сильно сожалеть об этом…».

В одном из священных хадисов сказано: «Раджаб – это месяц Аллаха. Тому, кто выказал почтение этому месяцу, Аллах также выкажет почтение в этом и ином мире».
Один из исламских ученых сказал: «Летосчисление подобно дереву. Если месяц Раджаб – это листья дерева, то Ша’абан – это его плоды, а месяц Рамадан – это собранный урожай. Месяц Раджаб – это месяц прощения Аллаха, Ша’абан – попечительства и заступничества Аллаха, а Рамадан – безграничных благодеяний Всевышнего».

Поэтому есть надежда, что те верующие, которые ответят на этот призыв в ночь ар-Рагаиб, найдут свое спасение. Вот почему зрелые верующие должны придавать большое значение этой ночи, постясь днем и проводя в поклонении ночь.

В эту ночь Досточтимый Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), видевший множество чудес и знамений своего Господа, совершал, в качестве благодарности и признательности Аллаху, двенадцать рака’атов намаза (С. Атеш. Исламская Энциклопедия: 216; О. Насухи Бильмен. Исламская Энциклопедия: 205; А. Фикри Явуз. Исламская Энциклопедия: 529).

Всевышний Аллах, прощение и милость которого безграничны, направил к нам путеводителя и спасителя, Пророка милости – Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он находится в постоянном беспокойстве о нас. Грехи наши печалят и ранят его сердце. Поэтому истинный мусульманин не может совершать ничего, что могло бы противоречить призыву Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Всевышний Аллах говорит:

«К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Ат-Тауба, 9/128).

Поэтому, уважаемые братья мусульмане, три священных месяца и благословенные ночи необходимо использовать для приближения ко Всевышнему Аллаху. Давайте в эти месяцы больше делать покаяний и ду’а, стараясь вернуть свои материальные и духовные долги ради довольства Господа. Давайте чаще читать Священный Коран, произносить салаваты Досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Давайте, построившись рядами в мечетях, будем совершать ду’а во имя нашего общего спасения. Давайте навещать наших стариков и больных, удостаиваясь, таким образом, их благих молитв. Давайте делать ду’а за умерших и читать им Коран. Давайте уделим время и внимание неимущим, малоимущим, нуждающимся, одиноким, сиротам и вдовам. Давайте расскажем своим детям о достоинствах этих благословенных дней и ночей.

Хочу напомнить хадис Досточтимого Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), который передает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): «Всевышний Аллах говорит: «Я близок к рабу Моему настолько, насколько он только может себе представить. И, когда он поминает меня, Я оказываюсь рядом с ним. Если он поминает Меня в чьем-то обществе, Я поминаю его в обществе лучшем, чем это. Если раб делает ко мне шаг, Я делаю ему навстречу два шага. И, если раб отправится ко Мне пешком, Я побегу к нему навстречу» (Аль-Бухари, Муслим (да помилует их Аллах), Аль-Лу’-Лу’ууваль Марджан. Китаб Ат-Тауба. №1746).

Намазы, совершаемые в месяц Раджаб

Намаз с просьбой об исполнении желаний – это намаз хаджат (в нем выражена просьба об исполнении желаний), который можно читать во всякое время при возникновении нужды. Он состоит из 10 рак’атов, т.е. после нийата (намерения молитвы) читается еще 10 рак’атов. Его можно прочитать в 1-й и 10-й, на 11-й и 20-й, 21-й и 30-й дни месяца Раджаб. Этот намаз можно читать также после вечернего (магриб) и ночного (‘иша) намазов. Еще более предпочтительно читать этот намаз в ночь на пятницу и воскресенье во время намаза тахаджжуд. Этот намаз, прочитанный 30 раз в течение месяца Рамадан, отличает мусульманина от безбожника. Безбожники не смогут совершить его. Для этого намаза надо выразить следующее намерение (нийат): «О Аллах мой! Ради нашего духовного предводителя (т.е. Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который своим явлением наполнил мир светом, во имя ценимого (объявленного священным) Тобой месяца Раджаб, надели меня Своей Божественной милостью и благодатью. Запиши меня в ряду набожных и благочестных рабов Своих. Спаси от мук преходящей и вечной жизни. Ради Тебя я произнес этот нийат. Аллаху акбар!».

При этом в каждом рак’ате этого намаза, в котором читается по 2 рак’ата (всего 10 рак’атов), 1 раз читается сура ал-Фатиха, 3 раза сура ал-Кафирун и 3 раза сура ал-Ихлас.

Ночь претворения желаний (Лайлат ар-Рагаиб)

Предполагается, что Лайлат ар-Рагаиб – это ночь первой пятницы месяца Раджаб, связующая четверг с пятницей. Эта ночь также почитается среди мусульман наряду с другими благословленными ночами.

В эту ночь мусульмане просят претворения своих желаний. Они встречают эту ночь молитвами в надежде на милость и благодеяние Аллаха. Поэтому она и почитается как ночь Претворения Желаний: Рагаиб от слова рагиба – «мечта», «желание».

В хадисах до нас дошло, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в эту ночь читал намаз в 12 рака’атов. Однако нет подтверждений истинности этих сведений. Об этом писали также ученые Ислама, например, авторы книг Бахр ар-ра иқ и Радду-л-Мухтар.
Среди мусульман чтение намаза в 12 рака’атов в ночь Рагаиб впервые было введено в начале ХІІ века. Этот намаз считается нафл. Если совершить его искренне ради Аллаха, то человек получит соответствующее воздаяние, однако, если его не читать, греха не будет. Этот намаз читается между вечерним (магриб) и ночным (‘иша) намазами. Каждые 2 рака’ата завершаются приветствием (ас-саламу ‘алайкум уа-рахматуллах). В первом рака’ате 1 раз читается сура аль-Фатиха и 3 раза сура аль-Кадр.

Ду’а, которые возносятся в месяц Раджаб

Поскольку Раджаб – это месяц Аллаха, то в этот месяц следует чаще читать суру ал-Ихлас (Очищение), в которой описаны основные атрибуты Всевышнего. 3 тысячи раз именно в этот месяц особенно богоугодно произносить следующие зикры:

  1. В течение первых 10 дней: «Субхана-ллахи-л-хаййи-л-каййум» ;
  2. Следующие 10 дней: «Субхана-ллахи-л-ахади-с-самад» ;
  3. Последние 10 дней: «Субхана-ллахи-л-гафуури-р-рахиим» .

Эти тасбихи следует произносить ежедневно не менее 100 раз. В месяце Раджаб весьма полезно вознести мольбу покаяния:

«Астагфиру-ллаха-л-азыма-ллази лаа илааха илла хуа-л-хаййал-каййума уа-атубу илайх. Тавбата абдин заалимин ли-нафсих, лаа йамлику ли-нафсихи мавтан уа-лаа хайатан уа-лаа нушуура»

Смысл: Молю простить мои грехи Аллаха Всевеликого, Живого и Вечного, кроме Которого нет Божества, с покаянием раба, согрешившего против себя, не способного ни умертвить, ни оживить и ни воскресить себя.

Начало месяца Раджаб большинство мусульман встретили с огромной радостью, будучи уверенными, что наступил один из лучших периодов времени для поклонения, особенно для поста. Мусульманская умма получила очередную возможность встретить один из трёх благословенных месяцев – Раджаб – месяц милости и прощения . Будучи одним из предшествующим Рамадану месяцев, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением и соблюдать пост.

Однако некоторым людям не по душе, что мусульмане будут больше поклоняться в этот месяц, более того, они категорически против того, чтобы соблюдали пост в этом месяце. С этой целью по мессенджерам рассылается и в социальных сетях распространяется сообщение, якобы подтверждающее нежелательность, а порой и запрет на соблюдение поста в месяце Раджаб.

Давайте рассмотрим этот вопрос… Действительно ли это так и так ли плохо соблюдать пост в этом месяце.

Месяц Раджаб является одним из четырёх запретных для войн месяцев, и он особо отмечен знаменательными для истории Ислама событиями. А в желательности соблюдения поста в запретные месяцы ни у кого не может быть сомнений, ибо Пророк (мир ему и благословление Аллаха) сказал в хадисе, который приводит Абу Давуд:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся ». (Абу Давуд).

Имам Ан-Навави в книге «Шарх Аль-Муслим» пишет об этом хадисе следующее:

وَفِي سُنَن أَبِي دَاوُدَ أَنَّ رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَدَبَ إِلَى الصَّوْم مِنْ الْأَشْهُر الْحُرُم ، وَرَجَب أَحَدهَا . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«В «Сунане» (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше » (комментарий к хадису № 1960, 4/ 167).

Поэтому поводу Имам Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет следующее:

خاتمة أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم لخبر مسلم أفضل الصوم بعد رمضان شهر الله المحرم ثم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها ثم شعبان لما في رواية مسلم

كان صلى الله عليه وسلم يصوم شعبان كله وفي رواية كان يصوم شعبان إلا قليلا

«Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а наидостойнейшим из них является месяц Мухаррам (первый месяц года лунному календарю), согласно хадису, который приводит Имам Муслим: "Самым лучшим постом после поста Рамадана является пост в запретном месяце Аллаха Мухаррам ". После него (мухаррама) ЛУЧШИМ МЕСЯЦЕМ ДЛЯ ПОСТА СЧИТАЕТСЯ РАДЖАБ, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что ИМЕННО РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЛУЧШИМ ИЗ ЗАПРЕТНЫХ МЕСЯЦЕВ .

Затем (по достоинству соблюдения поста) идут другие запретные месяцы, а после них идет Шаʻбан, согласно хадису, который передаёт Муслим: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в месяце Шаʻбан полностью". А в другой версии этого хадиса приводится, что он (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост почти весь месяц Шаʻбан ». («Мугъни аль-мухтадж», 1/605)

Как видите, некоторые учёные считают, что месяц Раджаб является лучшим месяцем для поста после Рамадана, но большинство из них сошлись на том, что это Мухаррам.

Стоит отметить, что в этих сообщениях в качестве довода приводят слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни – большого учёного, имама мухаддисов, о том, что о достоинстве месяца Раджаб , о достоинстве поста в течение всего месяца или его части, или бодрствования в определённую ночь нет определённого достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства.

Всё сводится к тому, что слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни вырезали из контекста. Давайте же посмотрим, какой вывод сделал сам Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

Он приводит хадис, после которого говорит:

ففي هذا الخبر - وإن كان في إسناده من لا يعرف - ما يدل على استحباب صيام بعض رجب، لأنه أحد الأشهر الحرم

«В этом хадисе, даже если в цепочке передатчиков и есть некто неизвестный, присутствует то, что указывает на желательность поста некоторых дней Раджаба, потому что этот месяц - один из запретных месяцев (ашхур аль-хурум) » («»).

Почему же учёные вынесли такое решение, что всё же желательно поститься в месяце Раджаб? На это отвечает опять же Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, на которого как раз и ссылаются те, кто считают это нововведением:

ولكن اشتهر أن أهل العلم يتسامحون في إيراد الأحاديث في الفضائل وإن كان فيها ضعف، ما لم تكن موضوعة

«Однако известна среди учёных снисходительность в приведении хадисов доводом к совершению благих дел, даже если хадисы слабые, если только они не вымышленные » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

В этом сообщении также упоминается и то, что (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех, кто отказывался от еды в месяце Раджаб, и заставлял их есть, говоря: «Ешьте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии ».

На это также отвечает Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

فهذا النهى منصرف إلى من يصومه معظما لأمر الجاهلية

«Этот запрет относится к тем, кто постился, возвеличивая дела доисламских времён » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

Что же касается того, что пост в месяце Раджаб является нововведением, то относительно этого Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Фатх аль-мубин» (шарх на сборник хадисов Имама Ан-Навави «Аль-Арбаʻун») пишет следующее:

قيل: ومن البدع صوم رجب، وليس كذلك بل هو سنة فاضلة، كما بينته في الفتاوي وبسطت الكلام عليه

«Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так, наоборот, ПОСТ В МЕСЯЦЕ РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕВОСХОДНЫЙ ХОРОШЕЙ СУННОЙ (желательным деянием), как я и объяснил и пространно изложил это в «Аль-Фатава » (книге «Аль-Фатава аль-кубра аль-фикхия», 4/53-54)».

Фатх аль-мубин », 226; 5 хадис)

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сказать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием , за которое человек получает большое вознаграждение, ибо учёные шафиитского мазхаба, чьё мнение является основополагающим в мазхабе, опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.

Поэтому, уважаемые братья и сёстры, не стоит обращать внимания на подобного рода провокационные сообщения и лишать себя и своих близких огромного вознаграждения за соблюдение поста в месяц Раджаб.

Loading...Loading...