Религиозный синкретизм в индии сикхизм. Сикхизм - религия хороших людей

Сикхи, составляя около 2% от общего числа населения, являются влиятельной этноконфессиональной группой . Приверженцев сикхизма насчитывается более 25 миллионов по всему миру. Почти все они - пенджабцы .

История сикхизма

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб).

Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община . Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Основы веры

Сикхизм - самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама , являющаяся частью североиндийского движения Бхакти (учителя которого проповедовали преданность Богу, не требующую обрядов и жрецов) , но не признающая преемственности.

Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и что нам нужно любить Бога , что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа .

Осознание своего «Я» - это самый низкий уровень сознания, присущий и животным. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

Развивая в себе веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке - но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

Ритуалы сикхов

Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)

Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов , который обозначился к началу XVIII века . Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинцию Пенджаб , современный Пакистан
  • Штат Пенджаб , современная Индия
  • Союзную территорию Чандигарха , Индия
  • Штат Харьяна , Индия
  • Штат Химачал-Прадеш , Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму , Индия
  • (бывшую) Северо-западную пограничную провинцию , Пакистан
  • Зону племён, Пакистан
  • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично - «туземных государств», частично - территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор .

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом . В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Сингх Саджан был назначен на пост министра обороны Канады.

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии. После разгрома британцами сикхского государства в начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба) и в войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Великобритания (0,5 млн), Канада (250 тыс.), США , Малайзия , Восточная Африка , Австралазия и Таиланд . В западном мире сикхов из-за традиционных тюрбанов часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Ниханги (Акали)

Сикх-ниханг на фоне Золотого храма.

У сикхов существует традиционный военный орден Ниханги (Акали) для охраны храмов, сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль. Ниханги подчинены только своему главе и одеваются в одежды синего цвета. Штаб-квартира находится в Акал Тахте .

Направления сикхизма

Основным ортодоксальным направлением в сикхизме является «Хальса » («кешдхари»), то есть все те кто проходит посвящение в хальсу и помимо всего следуют правилам внешнего отличия сикха, установленным 10-м гуру Гобинд Сингхом (не стригут волосы, не бреются, носят кинжал и т. д.). Кешдхари составляют подавляющее большинство последователей сикхизма.

Другое, малочисленное направление - «сахаджхари» («нанакпантх»). Они не приемлют воинственности хальсы и нововведений Гобинд Сингха, следуя в большей мере порядку при первом гуру Нанаке, бреются и лояльно относятся к индуистскому влиянию. В свою очередь это направление делится на такие течения, как: «удаси » - признающие лишь первых сикхских гуру, и «намдхари » с «ниранкари » - верящие в преемственность живых гуру, одним из которых был, например, Дайал Сингх . Иными еще меньшими движениями являются «рамраи», «нирмала», «беди» и другие, в том числе неосикхские организации. Следует отметить, что ортодоксальные сикхи не считают сахаджхари частью сикхизма .

См. также

Примечания

  1. , с. 28-29.
  2. Сикхизм (неопр.) . Энциклопедия Кольера .
  3. , с. 533.
  4. Sikhism (неопр.) . Encyclopædia Britannica.
  5. Dr Harjinder Singh Dilgeer. Sikh Twareekh. - Belgium & India: The Sikh University Press, 2008.
  6. , с. 553.
  7. , с. 30, 97-98.
  8. Гобинд Садан - дом Бога без стен - Кто такие сикхи?
  9. Sahib, Nanak. Guru Granth Sāhib . - P. 75. - «Pilgrimages, fasts, purification and self-discipline are of no use, nor are rituals, religious ceremonies or empty worship.».
  10. Loehlin, Clinton Herbert. The Sikhs and Their Scriptures. - Second edition. - Lucknow Publishing House, 1964. - P. 42.
  11. Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), p. 109.

(духовным учителем) Нанаком ( -).

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек , 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна . Это девятая по численности последователей религия в мире .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб).

    Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

    После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию , гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе , где и сформировалась сикхская община . Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

    Морально-этические нормы сикхизма

    Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

    Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом - веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами - можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и люди не могут выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними - это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи - и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен жить в оптимизме, радости и надежде.

    Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех - манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие - это отвратительное проявление эгоизма .

    Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

    В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке - но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

    Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

    Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

    Сикхизм о душе и реинкарнациях

    Человек не начинает свою жизнь с пустого места - он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несёт ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать всё своё прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

    Сознавание своего «Я» - это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

    Учителя сикхов

    С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать - это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

    Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. ) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

    Ритуалы

    Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов , который обозначился к началу XVIII века . Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

    • Провинцию Пенджаб , современный Пакистан
    • Штат Пенджаб , современная Индия
    • Союзную территорию Чандигарха , Индия
    • Штат Харьяна , Индия
    • Штат Химачал-Прадеш , Индия
    • Бывшее «туземное государство» Джамму , Индия
    • Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
    • Зону племён, Пакистан
    • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
    • Части северо-восточного Афганистана

    После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично - «туземных государств», частично - территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор .

    Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

    С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета , с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

    После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

    Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556-1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха , власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам , и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

    С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов ; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан . Решение

    ਸਿੱਖੀ , «сикхӣ», «последователь, ученик») - религия , основанная в Пенджабе , в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком ( -).

    Паломник-сикх на фоне Золотого храма

    Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек , 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна . Это восьмая по величине религия в мире .

    История сикхизма

    Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки , а в начале XVI века обосновался в Пенджабе , где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали чётко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

    Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

    С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха , и его коронацией в 1801, конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета , с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

    После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

    Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556-1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха , власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам , и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

    С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов ; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан . Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия анти-сикхских погромов , которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

    В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх).

    Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

    Численность

    Численность сикхов доходит до 22 миллионов, из которых 83 % проживают в Индии. 76 % индийских сикхов живут в штате Пенджаб.

    После разгрома британцами сикхского государства в начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба), и войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

    Основными центрами сикхской диаспоры являются Канада , США , Великобритания , Малайзия , Восточная Африка , Австралазия и Таиланд . В западном мире сикхов, из-за традиционных тюрбанов, часто принимают за мусульман.

    Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

    Акали

    Среди сикхов существует традиционный военный орден Акали (Ниханг), сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    • Сикхизм - электронная версия книги «Религия сикхов» и другие материалы по сикхизму
    • Сикхизм в историческом аспекте - возникновение, становление и развитие сикхизма в XV-XIX веках
    • Ежедневный хукам - ежедневная публикация русского перевода хукамов (выдержек из священной книги сикхов «Гуру Грантх Сахиб »)

    Сикхизм – молодая религия. Она зародилась в 1499 году в результате смешивания двух направлений: ислама и иудаизма. Она совмещает в себе принципы этих двух религий, но при этом имеет уникальную культуру и взгляды.

    Ещё недавно на сикхов было направлено пристальное внимание: эта религия всегда отличалась своими жестокими методами борьбы за свободное вероисповедание. Последователей учили сражаться, сикхи принимали участие в различных битвах. Даже в XX веке разгорелись несколько конфликтов на почве религии, в ходе которых были убиты некоторые индийские политики и предводители сикхов.

    Гуру

    Гуру Нанак Дэв (1469 - 1539)

    Всего было десять Гуру, не считая Нанака, основателя сикхизма. Каждый из них принес что-то новое в движение, усовершенствовал её. Некоторые из них писали гимны, строили храм, издавали книги. Некоторые занимались благотворительностью, строили общественные столовые, некоторые сражались за возможность исповедовать сикхизм и учили сражаться остальных прихожан. Особого упоминания заслуживает Хан Кришан, которому было пять лет, когда он стал восьмым Гуру сикхов. К сожалению, он, основав приют для больных оспой, сам же ею заразился и вскоре умер.

    Принципы сикхизма

    Самое основное в сикхизме это то, что Бог – вездесущ. Гуру Нанак был против паломничеств, не признавал каких-то материальных воплощений Бога, которым поклонялись другие. В учении сикхизма написано, что Бог не рождается и не умирает. Он пребывает повсюду. Согласно учению, милость Божья передается через труд, но милость и помощь Бога также необходима.

    Сикхизм основан на равенстве. Все равны перед Богом, одинаково ценны для него: и мужчины, и женщины. В сикхизме были под запретом выдача девочек замуж насильно, отменен обычай, что вдова добровольно заходит в погребальный костер к своему погибшему мужу. Любой может вступить в Хальсу, читать молитвы. Кстати, священнослужителей в сикхизме нет. Там только есть люди, знающие язык, которым были написаны оригинальные молитвы и читающий их. Поэтому, абсолютно все могут служить Богу, прославлять его.

    У сикхов есть несколько разновидностей молитв, которые заключаются в произношении имени Бога, Нем. Сикхи медитируют, повторяя это имя, молятся. У сикхов есть особенные правила поведения: там прописаны моральные правила (запрещено воровство; заработок только честным трудом), некоторые запреты (мужчинам нельзя употреблять спиртное, женщинам – прокалывать нос и уши) и прописано то, что дозволенно (к примеру, лицо сикхской женщины может быть открыто).

    Есть у сикхов особенный день, когда они поклоняются Богу. Это происходит так: все последователи религии собираются в храме, медитируют, читают молитвы, а после едят карах прашад, сладкую пастилу.

    Братство Хальса

    По легенде, в 1699 году Гуру Гобинд Сингх (последний и десятый Гуру) основал особое братство: он созвал всю общину и спросил, кто из них согласен умереть за веру. Вызвались пять человек. Поочередно они заходили в шатер и оставались в нем, а Гуру выходил с окровавленным мечом. Как оказалось потом, Сингх обливал меч кровью животных, а избранных оставлял в шатре. Позже они все были приняты в Хальсу - особое братство.

    Церемония принятия очень простая: готовится амрит (сахар с водой, размешенный мечом в железной миске), которым окропляют голову человека. Однако постепенно Хальса разрослась, и теперь в это сообщество принимают всех совершеннолетних сикхов. Мужчины, входящие туда называются Сингхи (что значит «лев»), а женщины – Каур («царевна»).

    Посвящение совершеннолетнего в Хальсу – настоящий прздник, так же как и Байсакхи (что-то вроде Нового года), Дивали (день освобождения Гуру Хар Гобинда из тюрьмы) и Хола Махалла (праздник, где сикхи демонстрируют умение владеть холодным оружием, луком и навыками борьбы).

    Было настолько сильным, что мне захотелось изучить вопрос сикхизма как религии по-подробнее. И чем больше я узнавала о сикхах и принципах их веры, тем больше они мне нравились. Главная идея сикхизма - быть хорошим человеком. Всё так просто!

    Сикхизм молодая религия (возникла в 16 веке нашей эры) и на сегодняшний день число последователей сикхизма превышает 20 миллионов (что делает сикхизм восьмой религией в мире). А всё началось с одного человека. И звали его гуру Нанак. Нанак много путешествовал, пока не вернулся в родные земли Индии (штат Пенджаб) и не начал проповедовать новую на то время религию - сикхизм. Под руководством гуру Нанака, а потом его последователей община сикхов росла и превратилась в организованное общество и даже сикхское государство (с 1716 до 1849).

    При беглом взгляде можно подумать, что сикхизм очень похож на ислам: ритуальные гимны похожие на намаз, мужчины в тюрбанах, требование покрыть голову и снять обувь перед входом в храм, "арабский" стиль в архитектуре… Но это лишь при беглом взгляде. Сикхизм возник как религия на границе ислама и индуизма, но отрицающая всякую связь или преемственность с ними.

    Сикхизм - монотеистическая религия (сикхи верят в одного Бога). В соответствии со сводом законов сикх - это "любой человек, который чистосердечно верит в Единое Бессмертное Бытие, в 10 гуру и их учения, в церемонию очищения завещанную десятью гуру". После церемонии инициации (посвящения) мужчины сикхи получают фамилию Сикха (лев), а женщины Каур (принцесса).

    Правда, праведная жизнь, равенство, свобода и справедливость являются основные принципы философии сикхов.

    В каждом человеке есть Бог. И задача сикха - с помощью постоянных медитаций услышать проявление Бога внутри себя. Любовь, вера, свобода выбора - это и есть сикхизм. Будь свободен в собственном выборе, отстаивай свой выбор, но не навязывай своё мнение другим. Сикхизм не приемлет манипуляцию в любых её проявлениях. В каждом человеке есть Бог. И каждый способен расти и развиваться духовно. Правда, праведная жизнь, равенство, свобода и справедливость являются основные принципы философии сикхов.

    Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям. Относиться к окружающим нужно с любовью и уважением, независимо от их веры, касты или пола. И это чувствовалось везде, где бы я не встречалась с приверженцами этой религии. Везде мне улыбались и даже увещевания из серии "ай-яй-яй этого делать нельзя" звучали очень дружелюбно.

    Сикхам в первую очередь нужно быть хорошими людьми. Как это просто, правда? Никаких самобичеваний, изнуряющих тело постов, обетов безбрачия, монашества и тому подобного.

    Пять пороков:

      • эгоизм,
      • похоть,
      • гнев,
      • жадность,
      • подчинение чужой воле.

    Пять достоинств:

      • любовь,
      • смиренность,
      • честность,
      • сострадание,
      • умеренность.

    Форма поклонения Богу:

      • медитация,
      • активная жизнь,
      • труд во благо людей.

    Сикхизм - открытая религия для всех. Каждый, кто желает, может стать сикхом. Но только по собственному желанию, а не по принуждению. Вроде бы такая мирная религия! Но почему же при упоминания сикхизма тут же возникают образы воины, дисциплины, сепаратизма, бунтов, армии?

    Так уж сложилась судьба (и история), что сихская община развивалась в окружении стран и правителей, которые не хотели видеть "государство в государстве" в виде организованного общества со своими законами, правителями, верой, принципами. Всю свою историю сикхи были вынуждены защищать свою веру и своё общество. Уже в 17 веке нашей эры для защиты от нападений Моголов была создана первая сикхская армия. История сикхов построена на примерах храбрости мужчин и женщин, которые защищали идеологию, построенную на основах равенства всех людей и права каждого человека на выбор.

    Последний (10-й) гуру Говинд Сингх провозгласил создание новой общины - хальсы (по сути своей воинственное братство) с чётким кодексом поведения, дисциплиной и атрибутикой сикха. И в наши дни члены хальсы носят 5 символов:

      • кес - не стриженные волосы, которые мужчины прячут под тюрбан (дастар),
      • кангха - деревянный гребень, поддерживающий волосы,
      • качхх - нижнее бельё в виде штанов до колен,
      • кара - железный браслет на правой руке,
      • кирпан - короткий меч или кинжал

    Эти 5 атрибутов символизируют идеалы сикхизма :

      • честность,
      • равенство,
      • верность,
      • медитацию,
      • противодействие тирании,
      • помощь и защиту слабых.


    Чтобы стать сикхом
    и членом хальсы, необходимо пройти особый обряд посвящения ("Амрит"), во время которого посвящаемому дают выпить "нектар" (амрит или воду инициации) из Sarovar - большого озера храмового комплекса Harmandir Sahib (Золотой Храм). Вода этого озера священна для каждого сикха. Тысячи паломников приезжают в Амритсар, чтобы совершить омовение или... испить священного нектара из озера.

    Но тут наш разум начинает бунтовать. Как это так? Пить воду из озера? Ведь в этом озере совершаются омовения, плавает рыба, это, в конце концов, открытый водоём… Но другой стороны... Можно вспомнить христианские обычаи: освящение воды на Крещение или столь важное для каждого православного таинство Причастия (одна серебряная ложечка на всех). Вера на то она и вера, чтобы верить.

Loading...Loading...