Сотник лонгин выправляет зрение. Обыкновенное чудо лонгина сотника

Храм "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке москвичи знают хорошо. Там находится чудотворный образ Божией Матери "Всех скорбящих Радость", к которому идут и идут страждущие. Но есть там и другой чудотворный образ, известный меньше. Он помогает при различных глазных заболеваниях.

Так бы ничего и не узнала я об этом образе, если бы не встретила давнюю мою знакомую, которая меня и вразумила. Дело в том, что знакомая всегда ходила в очках. И вдруг… Она? Не она? Без очков, красивая, нарядная. Ты ли это? Она мне и рассказала: – Я ведь от чудотворной иконы исцелилась. Зрение стало резко падать. Я в панике, что делать? А у меня соседка в этот храм давно ходит. Иди, говорит, мученику сотнику Лонгину помолись, научила, как и что. Я в храм. Подошла к образу, молиться не умею, стала просить своими словами. На следующий день опять пришла, потом опять. И, хочешь верь, хочешь нет, пошло у меня дело на поправку. Еще бы не верить, стоит без очков, не щурится близоруко. Вот ведь какая чудотворная икона находится в храме на Большой Ордынке. Сначала я удивилась, а вспомнив житие мученика сотника Лонгина, удивляться перестала. Ведь мученик Лонгин – тот самый сотник, который был приставлен к Кресту с распятым на нем Спасителем. Именно он, а никто другой, пронзил ребро Иисуса Христа. И произошло чудо. Капелька крови Господа попала ему в глаза, и он получил исцеление давно больных глаз. Вот почему Лонгин помогает теперь при глазных болезнях. Он же был в числе стражей приставлен Пилатом к Гробу Господню. Он видел воскресшего Спасителя и уверовал в Него. Но старейшины стали предлагать воинам деньги, много денег, лишь бы те молчали и свидетельствовали ложь: дескать, ученики выкрали тело Христа, пока стражи спали. Лонгин от денег отказался. Он стал открыто говорить о воскресшем Господе, чем навлек на себя страшный гнев Божьих врагов. Его дальнейшее житие удивительно. Он оставляет свой воинский сан, принимает крещение и уходит из Иерусалима. За ним охотились, его выслеживали, его хотели убить. И, в конце концов, обезглавили святого мученика. Но и после смерти сотник Лонгин творил много чудес и исцелений. И как видите, по сей день не оставляет страждущих без святых своих молитв. Вот и знакомую мою не оставил. После ее рассказа захотелось и мне побывать у чудотворной иконы. Храм "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке в трех шагах от метро "Третьяковская". Его сразу видно: круглый купол над основательным, середины прошлого века строением в стиле ампир. Икону я увидела сразу, небольшая, в серебряном окладе, в пышном киоте. Стоит у иконы батюшка. Знакомимся. – Меня зовут отец Владислав, фамилия Харитонов. Во Владимирской области под городом Кольчугино у меня приход. Одна старушка-прихожанка рассказала, что видела во сне человека со странным именем Лонгин. Старушка немощная, почти слепая, а он ей будто бы руку на голову положил, погладил и пузырек какой-то подарил. "Что за пузырек, батюшка?" – спрашивает меня.

Стал я искать икону мученика Лонгина, не нашел, потом выяснил, что есть в Москве всего один храм, где эта икона имеется. Вот выбрался, бабушка-то старенькая, сама не может, она уже свое отпутешествовала. А я на ногах, слава Богу. Хочу маслица попросить от лампады перед иконой, может, это и есть тот самый пузырек. Батюшка направился к свечному ящику за маслицем. А к иконе подошла молодая женщина с мальчиком лет пяти. Она дала мальчику свечку, и они поднялись на небольшие приступочки перед иконой. Мама зажгла свечу, а ставил мальчик, на цыпочках, иначе не дотянуться. Мальчика зовут Кирюша. А мама его Ирина Степановна Золотарева. Работает она экскурсоводом в одной из московских паломнических фирм. Кирюшу замучили ячмени. Только один пройдет, другой появляется. Врачи посоветовали комплекс витаминов, но у Кирюши от них началась аллергия. А у Ирины Степановны соседка – прихожанка храма на Ордынке, она и рассказала о чудотворной иконе. Приехали, помолились. Последний ячмень исчез месяц назад, глазки у ребенка чистые. Вот, выбрались, как и полагается, поблагодарить святого за исцеление. – Часто приходят к иконе сотника Лонгина? – спросила я за свечным ящиком. – Приходят-то часто, но, бывает, не могут вспомнить, икона какого святого им нужна. Того, который от глаз помогает, говорят. Оказывается, само имя "Лонгин" переводится с латинского как долгий. Кто знает, может, утешит святой мученик немощную владимирскую старушку маслицем от своей лампады и дарует ей возможность лицезреть Божий мир. Или не одному еще страждущему Кирюше пошлет исцеление от ячменной напасти, или не одну московскую красавицу избавит от очков и дарует зоркость глаз. Чудотворная икона сотника Лонгина в храме "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке… Святой мученик сам исцелился от глазной болезни капелькой крови Спасителя. И нас теперь исцеляет. Такое уж у него послушание от Господа.

Ноябрь Декабрь

Житие и страдание святого мученика Лонгина сотника,
Память 16 октября

Когда Господь наш Иисус Христос, по неизреченной Своей милости, благоволил спасти нас от погибели Своим вольным страданием, крестом, смертью и воскресением, тогда один сотник, по имени Лонгин, родом из Каппадокии, находясь под властью Пилата, был приставлен со своими воинами служить при страдании и распятии Иисуса Христа.

Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке в Москве.

Увидав чудеса, бывшие при кресте Христовом: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней, сотник Лонгин исповедал, что Христос есть Сын Божий.

О сем событии Божественный евангелист Матфей так говорит: "Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий " (Мф.27:54. Ср. Мрк.15:39 и Лк.23:47). Так свидетельствует об уверовавшем во Христа сотнике Лонгине Божественное Евангелие.

Предание же церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет, что Лонгин был тот воин, который пронзил ребра распятому Господу Иисусу Христу, и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз своих. Тот же Лонгин был и в числе стражей, приставленных Пилатом к Животворящему телу Иисуса Христа, лежавшему во гробе. Когда же Господь преславно воскрес от гроба и Своим чудным восстанием навел на стражу ужас 1 , тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем.

Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам довольно денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно.

Посему Пилат и все иудейское сонмище возненавидели Лонгина, и весь гнев свой, который они прежде имели на Христа, обратили теперь на Лонгина. Лонгин открыто проповедовал о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. За сие свидетельство Лонгин подвергся ненависти и гонению со стороны врагов Иисуса Христа, которые стали изыскивать причину, чтобы погубить его, но, не находя за ним вины, не решались, потому что Лонгин был старейший из воинов, человек честный и известный самому кесарю. Когда же Лонгин узнал об их злом намерении, то восхотел лучше быть отверженным от них и остаться со Христом, чем жить в селениях Иудейских. Он оставил свой воинский сан, одежду и пояс и, взяв двоих друзей своих, которые имели такую же ревность по Христе, уклонился от народного общения и посвятил себя на служение Единому Богу. Приняв крещение от святых апостолов, Лонгин в скором времени оставил Иерусалим и пошел со своими друзьями в Каппадокию; там он стал проповедником и апостолом Христовым, и многих обратил от заблуждения к Богу. Затем, оставив город, Лонгин стал жить в селении своего отца, проводя безмолвную жизнь – в посте и молитвах.

Вскоре сделалось известным всему собранию иудейскому в Иерусалиме, что Лонгин распространяет свое учение по всей Каппадокии и проповедует о воскресении Христовом. Тогда архиереи и старейшины иудейские, исполненные зависти и гнева, пошли к Пилату со многими дарами и стали просить его отправить послание кесарю в Рим с извещением о том, что Лонгин отвергнул от себя воинский сан, отказался от подчинения римской власти и возмущает в Каппадокии народ, проповедуя им о другом царе. Пилат, приняв дары, согласился на просьбу иудеев и отправил к кесарю Тиверию 2 послание, заключающее в себе сильную клевету на Лонгина. Вместе с этим письмом Пилата, евреи послали от себя много золота кесарю и тем самым купили смерть святому Лонгину: ибо вскоре от кесаря Тиверия пришло повеление предать Лонгина смерти, как противника кесарю. Пилат тотчас же послал воинов в Каппадокию, чтобы отсечь голову Лонгина и принести ее в Иерусалим для удостоверения еврейского сонмища в смерти Лонгина. По просьбе иудеев Пилат повелел также убить и тех двух воинов, которые вместе с Лонгином оставили воинский сан и там же в Каппадокии с ним вместе проповедовали Христа.

Когда посланные дошли до страны Каппадокийской, то стали усердно расспрашивать о Лонгине, где он живет; узнав, что он пребывает в селении своего отца, они поспешили туда, стараясь показать, что отыскивают Лонгина не на убиение, а как бы для оказания ему некоторой почести. Они боялись, чтобы Лонгин не избежал их рук и чтобы им не возвратиться к пославшим их ни с чем; посему-то они и хотели тайно схватить его.

Между тем святой Лонгин, по откровению Божию, узнал о готовившемся ему венце мученическом. Он вышел сам навстречу посланным от Пилата и любезно приветствовал их. Те же, не зная его, спрашивали:

– Где Лонгин, который некогда был сотником?

– Зачем вам его нужно? – спросил их с своей стороны Лонгин.

– Мы слышали, – отвечали воины, – что он человек добрый, и хотим посетить его; мы воины, а он был сотником воинов, – поэтому мы и хотим видеть его.

Тогда Лонгин сказал:

– Прошу вас, господа мои, зайдите ко мне в дом и отдохните немного с дороги, а я извещу Лонгина о вас, ибо я знаю, где он живет, и тогда он сам придет к вам, так как живет недалеко отсюда.

Воины зашли к Лонгину, и, он предложил им обильное угощение. Когда же настал вечер и воины сильно развеселились от вина, то они рассказали Лонгину, зачем они посланы. Но предварительно просили его и взяли с него клятву, что он никому не передаст этой тайны; воины боялись, чтобы кто-нибудь не рассказал Лонгину и чтобы он не убежал от них; при этом они сказали ему:

– Мы посланы отсечь головы Лонгину и двоим друзьям его, ибо такое пришло повеление к Пилату от кесаря.

Лонгин, услыхав, что и друзей его ищут умертвить, послал за ними скорее, приглашая их к себе; сам же не хотел сказать воинам, – пока не придут его друзья, – что он и есть сам Лонгин. Когда воины уснули, Лонгин стал на молитву, и всю ту ночь усердно молился Богу, приготовляясь к смерти. С наступлением утра, воины, торопясь отправиться в путь, просили Лонгина указать им того, кого они ищут. Тогда Лонгин сказал им:

– Подождите немного, господа мои, – я послал за ним, и он немедленно придет к вам: поверьте мне, что тот, которого вы ищете, сам предаст себя в руки ваши, – только немного подождите.

Затем Лонгин узнал, что друзья его идут: тотчас он вышел к ним на встречу и, поцеловав, обнял их и сказал:

– Радуйтесь, рабы Христовы, мои же соратники, радуйтесь вместе со мною, ибо приблизилось веселие наше, – наступило время разрешения нашего от плотских уз; вот теперь мы вместе предстанем Господу нашему Иисусу Христу. Мы видели Его страдающим, распятым, погребенным и воскресшим со славою; теперь же увидим сидящим одесную Бога, и насытимся лицезрением славы Его.

Сказав сие своим друзьям, Лонгин рассказал им, что от Пилата и синедриона иудейского пришли воины, чтобы умертвить их за свидетельство о воскресении Христовом. Услыхав сие, они возрадовались, что сподобятся быть причастниками венца мученического и скоро предстанут Господу своему, Коего они возлюбили от всей души. Приведя, затем, своих друзей к воинам, Лонгин сказал:

– Вот вам Лонгин и два друга его! Я – Лонгин, которого вы ищете; сии же – два мои друга, со мной вместе видевшие воскресение Христово и уверовавшие; делайте с нами, что вам повелено пославшими вас.

Услышав сие, воины изумились и сначала не поверили, что перед ними сам Лонгин; затем, удостоверившись в истине сего, они устыдились и не желали умерщвлять своего благодетеля. Но Лонгин понуждал исполнить повеленное, сказав при сем:

– Вы ничем не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь к вам, как послать меня к Господу моему, Коего я давно желаю видеть.

Облекшись затем в белые погребальные ризы и указав рукою на близ лежащий холм, Лонгин повелел домашним своим похоронить там тело его и двух друзей своих. После сего, помолившись и отдав всем последнее целование, Лонгин и два друга его 3 преклонили под меч главы свои. Воины, усекнув их, взяли с собой главу святого Лонгина и ушли; тела же святых были погребены с честью на том месте, которое указал сам святой Лонгин.

Придя в Иерусалим, воины принесли туда честную главу святого Лонгина и отдали ее Пилату для удостоверения его и всего сонмища иудейского в убиении Лонгина. Пилат и иудеи, увидав главу святого, повелели бросить ее за городом, и она долго лежала там вместе с сором, пока не была засыпана пылью.

Господь же "хранит все кости " (Пс.33:21) угодников Своих, сохранил в целости и главу святого Лонгина, находившуюся в сору.

И когда Господь захотел прославить Своего раба на земле пред людьми, которого уже прославил на небе пред ангелами, то открыл главу святого таким образом. Одна женщина, христианка, вдова из Каппадокии, ослепла обоими глазами и долго искала помощи от врачей, но не получала. После сего она вздумала пойти в Иерусалим – поклониться святым местам и искать там помощи Божией ослепшим своим глазам. Взяв своего единственного сына, она отправилась с ним в путь. Но дойдя до святых мест, сын ее заболел и чрез несколько дней умер; вдова та была горько опечалена смертью сына: она плакала о двойной потере, ибо лишилась и очей и сына, который был как бы светом для ее очей и проводником для нее. И вот, когда вдова та горько и неутешно плакала, ей явился в видении святой Лонгин и утешил ее, обещав ей, что она увидит своего сына в небесной славе и получит свет очам своим. Он рассказал ей все о себе: как он был при страдании, распятии, погребении и воскресении Христовом, как, затем, проповедовал в Каппадокии Христа и пострадал за Него со своими друзьями. При этом он повелел ей идти за город и найти там его главу, лежащую в сору и засыпанную пылью.

– Тебе предназначено, – сказал при сем святой Лонгин, – обрести ее для твоего исцеления.

Утешившись от печали, вдова встала и попросила проводить ее за город; когда же туда вели, она сказала провожавшим ее:

– Где увидите большую кучу наметенного сора, там меня и поставьте.

Они так и сделали. Найдя большое количество наметенного сора, они привели ее туда, и она начала своими руками разгребать сор и раскапывать пыль: хотя она и ничего не видала глазами, но имела великую веру словам, сказанным ей в видении святым Лонгином. И тотчас же, по усмотрению Божию, она получила то, чего искала и внезапно увидела свет солнечный; ибо глаза ее открылись и она увидела главу святого, лежащую в пыли. Вдова та обрадовалась не столько тому, что увидала свет солнечный, сколько тому, что нашла главу святого, благодаря которой получила прозрение. И прославляла она Бога и величала раба Его – святого Лонгина.

Взяв и облобызав главу святого, женщина с радостью понесла ее в свой дом; омыла ее, помазала благовонными мазями, и так возрадовалась о нахождении сего духовного сокровища, что забыла печаль свою об умершем сыне. В следующую ночь святой Лонгин опять явился ей в великом свете, ввел сына ее к ней, в блестящей брачной одежде, и любезно и отечески обняв его, сказал вдове:

– Смотри, жена, на своего сына, о котором ты печалишься и плачешь: вот, какая честь и слава ему, – смотри на него и утешайся. Бог причислил его к небесным чинам, которые находятся во Царствии Его. Я же теперь взял его от Спасителя, и он никогда не будет удален от меня. Вот, возьми мою главу и тело своего сына, и похорони их в одном ковчеге, и не плачь о своем единственном сыне, и да не смущается сердце твое, ибо великая слава, радость и нескончаемое веселие дано ему от Бога 4 .

Когда женщина услыхала сие, то поспешно встала и положила главу мученика в один ковчег с телом своего умершего сына и затем возвратилась к себе домой, прославляя и восхваляя Бога. Достигнув своего отечества, она похоронила на честном месте тело своего сына и главу мученика, помыслив так при сем:

– Теперь я знаю, что "любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу " (Рим.8:28): я искала исцеления очам телесным, а нашла вместе с тем и исцеление очам душевным. Я была одержима скорбью о смерти моего сына, теперь же имею его на небе, предстоящим Богу во славе, с пророками и мучениками; с ними он всегда радуется и с Лонгином в Царствии Христовом носит крест – знамение победы, посреди ангелов, и как ученик Лонгина радостно воспевает: "воистинну Божий Сын сей бе" и есть и будет. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Слава Ему во веки. Аминь 5 .

Кондак, глас 4:

Весело возрадовася церковь, в память днесь приснопамятнаго страдальца Логгина, взывающи: ты моя держава, Христе, и утверждение.

________________________________________________________________________

1 О сем событии евангелист так говорит: "Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем... устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые " (Мф.28:2, 4).

2 Тиверий царствовал с 14 по 37 г. При нем распят Господь Иисус Христос.

4 О чудесах от мощей св. Лонгина говорит прп. Феофан в службе мученику (см. Минею октябрь, 16-е число).– Честная рука св. Лонгина Сотника находится в Риме, в Ватиканского соборе апостола Петра.

Память святого мученика Лонгина Сотника совершается в Православной Церкви 29 октября по новому стилю.

Жизненный путь святого Лонгина проходил в первом веке. Угодник Божий был военнослужащим римских войск. Его начальником был прокуратор Понтий Пилат. Лонгин осуществлял военное руководство над войском, который находился на дежурстве во время распятия Господа нашего Иисуса Христа, находясь у подножия Креста. Иудейские воины во главе со своим начальником Лонгином Сотником стали свидетелями дивных событий и чудесных явлений, которые происходили во время смерти Господа и в последующие за ней мгновения. Дивные знамения настолько поразили Лонгина, что он стал всенародно проповедовать свою веру в Спасителя как в Сына Божия. Об этом повествует Священное Писание Нового Завета (Мф. 27, 54).
В Священном Предании Православной Церкви сохранились также сведения о том, что Лонгин Сотник страдал заболеванием глаз. В то время, когда он пронзил копием ребра Спасителя, из них стали истекать кровь и вода, от которых произошло дивное исцеление.
После погребения Господа Лонгин вместе со своим отрядом находился на страже возле Гроба Господня и увидел Воскресение Христово. Иудеи предлагали Лонгину и его соратникам значительную сумму денег за то, что они произнесут лживое свидетельство о том, что ученики Спасителя похитили Его тело, но уверовавшие воины ответили резким отказом.
Лонгин и двое его сослуживцев приняли Святое Крещение от учеников Господа и стали Его последователями, покинув служение в войсках. Лонгин решил просветить светом Христова учения своих соотечественников в Каппадокии. Вместе с ним отправились из Иудеи его лучшие друзья, с которыми Лонгин вместе видел дивные события и крестился. Проповедь воинов была весьма красноречивой и убедительной, так как звучала из уст самих очевидцев. Благодаря их свидетельству огромное количество жителей города принимали Святое Крещение и изменяли образ своей жизни, проводя много времени в посте и молитве. Иудейские старейшины были недовольны происходящими событиями и обращением жителей Каппадокии в христианство: они стали упрашивать правителя Понтия Пилата, чтобы он направил воинский отряд, чтобы лишить жизни непокорных иудейским начальникам воинов. В скором времени отправленный прокуратором отряд прибыл на указанное место. В поисках Лонгина и его друзей воины стали расспрашивать местных жителей о месте их нахождения. Первым, кто им повстречался, оказался сам святой Лонгин Сотник, который их радушно принял в своем доме, угостил обильной трапезой и стал вести добрую беседу. Во время обеда воины объяснили гостеприимному хозяину, по какой причине прибыли в это селение, так как не предполагали, что совершают трапезу в гостях у того человека, которого им приказано найти и умертвить. Лонгин и его друзья тут же признались, что являются разыскиваемыми христианами и дали свое согласие на страдание за проповедь Христова учения. Но пораженные такой добротой и смелостью воины стали упрашивать своих благодетелей, чтобы они поберегли свои жизни и пообещали, что не будут препятствовать их побегу. Но сердца подвижников настолько пламенели желанием принять мученические венцы и сподобиться войти в Царствие Небесное, что никакие уговоры не изменили их решимости. Тогда воины исполнили повеление: святые мученики были усечены мечом. Тела были похоронены в Каппадокии, а головы были привезены к Понтию Пилату. Правитель повелел выкинуть головы мучеников на свалку, которая располагалась за городскими стенами. Через некоторое время святой мученик Лонгин явился во сне одной благочестивой слепой женщине и попросил найти его главу в мусорной яме. Тогда женщина попросила знакомых ей людей помочь ей добраться до того места, где находилась голова мученика Лонгина. Как только она дотронулась до главы, то в тот же миг к ней вернулось зрение. С чувством благодарности и великого благоговения прозревшая женщина доставила честную главу на Родину святого мученика Лонгина и погребла ее там.

Тропарь, глас 4:
Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак, глас 4:
Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.

Величание:
Велича́ем тя, / святы́й му́чениче Лонгине, / и чтим честна́я страда́ния твоя́, / я́же за Христа́ / претерпе́л еси́.

Мученик Лонгин Сотник – не самый известный для обывателей святой. Его имя не раз вводило в заблуждение верующих. Вот одни мои друзья-программисты, не сильно преуспевшие в церковнославянском языке, как-то поделились своей находкой, наткнувшись в центре Москвы на икону, как им показалось, святого “Логина”, которого они решили почитать за покровителя всех технарей.

Есть ещё история, как бедному святому Лонгину молились о благополучии пасек. Сотник – соты, что-то такое однокоренное и близкое повелителям пчёл. Я так и представляла себе эту картину, как к прогуливающемуся по райским садам святому мужу, прилетали один за одним ангелы, передающие просьбы верующих: «Молятся о мёде и удачном программном коде». А бедный Лонгин, хватаясь за голову, отвечал: «Братцы, да воин я, ничего не знаю ни про ульи, ни про компьютеры. Но раз просят – надо молиться…»

Лонгин Сотник, как известно, был воином, охранял Голгофу во время самой страшной казни вселенной – Распятия Христа, а затем, по преданию, был у Гроба Господня. Именно ему мы с подругой и стали молиться перед сошествием Благодатного огня, находясь в граде Иерусалиме и мечтая в Великую субботу собственными глазами увидеть это чудо. Попасть в храм Гроба Господня накануне Пасхи нелегко. Надо пройти огонь, воду и медные трубы.

Мы приготовились заранее, перебравшись в пятницу из удобной гостиницы недалеко от Русской Духовной Миссии в хостел в черте Старого города. Про эту прекрасную гостиницу сами мы смеялись: «Всё выключено». Там не было окон, шпингалетов на туалетах, а электричество как-то очень странно искрило… Но это было единственное обиталище, которое мы смогли найти в Старом городе в это время.

Почему мы так хотели оказаться внутри Старого города? Всё очень просто. С вечера пятницы все входы в город закрываются, а за правопорядком смотрит израильская полиция, люди, надо сказать, совершенно незаинтересованные, для которых толпы верующих, мечтающих попасть в Храм Гроба Господня – это ежегодная головная боль, да и ещё и в субботу… Хуже, наверное, только нести вахту на Красной площади в новогоднюю ночь. Да и то – я бы поспорила.

Но вернёмся в Иерусалим. Попасть в Храм Гроба Господня снаружи можно только выстояв всю ночь в очереди перед воротами Старого города, а потом быть выбранным всё той же беспристрастной израильской полицией, и быть пропущенным внутрь города. Но и ночные бдения не дают никакой гарантии. Неизвестно, из каких ворот и сколько человек пропустят, как будут устроены заграждения, по каким улицам можно будет пройти… Короче, сплошной промысл. Или достоин, или нет.

Именно чтобы как-то подстелить соломки, мы и перебрались в совершенно странное место, где, кроме нас, остановилось ещё достаточное количество паломников.

Надо сказать, что наше пристанище находилось между Яффскими воротами и Храмом Гроба Господня, буквально надо выйти на улицу, завернуть за угол – и вот мы на месте.

С вечера, как и полагается, все ворота были закрыты, пройти куда бы то ни было можно было или по спецпропускам – или иудеям, или мусульманам. А если ты хоть немного похож на христианина, то тебе вежливо сообщат, чтобы ты выбрал другое место для прогулок.

Порадовавшись, что мы так хорошо устроились, пусть без окон, без дверей и с весьма сомнительными удобствами, но всё же в непосредственной близости к месту сошествия Благодатного огня, мы распланировали наше следующее утро и отправились спать. Будильник был поставлен на 10 утра, мы мечтали наконец-то выспаться, позавтракать и неспешно отправиться в храм. Но не тут-то было…

В семь утра в дверь стали очень настойчиво стучать. Когда мы, полусонные, открыли, то увидели на пороге мужчин, которые выглядели как израильский спецназ, вели себя как израильский спецназ и вообще оказались израильским спецназом. Удивительная встреча, не правда ли? Они сказали, что проводят принудительную эвакуацию граждан с территории Старого города, и у нас есть пара минут, чтобы переодеться, взять сумочки и выйти.

Такой роскоши как помыться и почистить зубы никому не предлагалось. Да и вообще, шутить с израильским спецназом хотелось меньше всего. Я на автомате схватила сумку с деньгами и фотоаппарат и была выдворена на улицу.

То и дело из близлежащих домов появлялись заспанные и напуганные паломники, которых буквально вытесняли за пределы города, вежливо объясняя, что или мы сейчас выходим сами, или нас ожидает незабываемый викенд в полицейском участке. Такая перспектива меня ничуть не грела, и я послушно вытеснялась всё ближе и ближе к воротам, медля и пытаясь хоть где-то спрятаться и переждать. Но прятаться было негде. Все палатки и кафе были закрыты, а местные арабы испуганно просили проходить мимо. Им тоже не хотелось викендов в участке.

Русскоговорящий полицейский последним исходящим из города указал на лесенку, ведущую под шатёр, где с вечера сидели люди, ожидающие возможности таки увидеть чудо схождения Благодатного огня. Их было очень много, совершенно разных национальностей. Я шмыгнула в эту толпу и стала ждать.

Время шло медленно, а я волновалась, что моя подруга так и не вышла. Спряталась? Но где в нашем хостеле можно было спрятаться? Забрали в полицию? Надеюсь, что всё же нет. Тогда где? На всякий случай я решила не звонить (а вдруг и правда спряталась, и не надо выдавать её присутствия) я терпеливо ждала весточек. Переживая при этом, что даже если я попаду туда, то я не захватила с собой приготовленные с вечера специально купленные свечи для родственников, что не догадалась взять с собой попить воды, а здесь она если и есть, то по цене реактивного самолёта. Что вообще я стою, немытая, растрёпанная, одинокая в этой толпе…

Надо сказать, что с самого начала я не была уверена, что я вообще хочу туда попасть. Я точно знала, что я хочу причаститься в Четверг в Храме Гроба Господня, что хочу побывать на горе Фавор… А отношение схождению Благодатного огня было поверхностным что ли… Да, я вообще смотрю телевизор два раза в год: в новогоднюю ночь слушаю удары курантов, а в Великую субботу обязательно включаю трансляцию из Иерусалима и неизменно плачу, когда ликующая толпа начинает кричать на всех языках «Христос Воскресе!» (я и сейчас плачу, когда об этом вспоминаю), и вот меня от Храма отделяют несколько сотен метров…

Пока я стояла и думала о том, что я, кажется, до этой минуты вообще не понимала, куда я попала и с Кем я собиралась встретиться вот так, на авось, с неподготовленным сердцем, пришла смс от подруги. Она, надо сказать, мученика Лонгина очень любит, и всячески призывала ему помолиться усердно (что я делала опять-таки поверхностно, без души). Произошло реальное чудо.

Девушки, которые выходили после меня, попросили у полиции таки дать им разрешение посетить ванную комнату, почистить зубы и сходить в туалет. Суровые мужчины оказались человечными и разрешили, но дали буквально три минуты и стояли на стрёме, постоянно напоминая, что злоупотреблять их добротой не следует. Воспользовалась этой щедростью и моя подруга.

И как-то так получилось, что остальные девушки вышли, а моя подруга как-то замешкалась и задержалась в этом самом туалетно-душевом блоке с открытой дверью. Шум в хостеле прекратился, и, как оказалось, про неё все забыли. Хотя поверить, что спецназ может забыть – это чудо, кто бы что ни говорил. Чудо. И ещё раз – чудо!

Когда через полчаса подруга вышла в коридор, хозяева хостела (очень приятные, надо сказать, арабы) посмотрели на неё так, будто из душевой сейчас вышел инопланетянин/тень отца Гамлета/английская королева… Ну или кто-нибудь столь же неожиданный.

– Ты откуда взялась тут? Ну ты и счастливая…

Ну что же. Я попросила подругу в случае чего захватить мои свечи (пусть хоть так порадую родственников) я принялась усердно молиться святому Лонгину. Если по молитвам к нему спецназ может что-то забыть или случайно не заметить человека, то, может, и мне поможет?

Я стояла недалеко от заграждений, где русские тётушки пытались жестами объяснить полицейскому, который владел только ивритом и английским, что им очень надо попасть внутрь. Он отвечал на английском, что от полиции здесь ничего не зависит, что они получают по рации информацию, через какие ворота сколько человек пропустить.

Впрочем, через минут десять он ответил, что если очень надо попасть внутрь, то лучше идти на другую сторону вон к тем дядям с рациями, судя по всему, пускать будут там. Что ж, благодаря современному израильскому сотнику, я смогла оказаться в нужном месте в нужное время.

Обойдя всю толпу, я еле-еле протиснулась к заграждению, через которое и правда начали пропускать по несколько людей, тыкая пальцем в толпу и сообщая: «Вот ты иди. А ты – нет, стой».

Я никогда, пожалуй, не видела таких радости и ликования. Паломницы, которые пересекали Яффские ворота, вбегали туда, пританцовывая от счастья и громко восхваляя Господа за милость… Ещё каких-то двадцать минут, и вот меня хватают за руку и толкают ко входу.

Слава Богу! Господь смилостивился и надо мной. Я в черте Старого города, я спешу навстречу этому чуду. И я понимаю, что если бы не эти полтора часа, что я провела толпе, ожидая своей участи и в буквальном смысле смиряясь, я бы много чего про себя просто не поняла.

Ограждения были выстроены таким образом, что я проходила мимо дверей нашего хостела. Когда я сровнялась с дверью, полицейские завернули за угол, и я рискнула и нырнула внутрь подъезда. Когда я проходила мимо хозяев, тех самых милых арабов, они совсем потеряли дар речи, отвлеклись от своего чая и промычали, что они не понимают, что за волшебная у нас комната, что такого не бывает и они за нас, конечно, очень рады, но сидеть надо тихо.

С подругой моей мы встретились так, как, наверное, встречаются после войны однополчане.

Пустой хостел, в котором можно принять душ, не опасаясь, что кабинка не закрывается, всё равно никого нет. Завтрак, свечки мои, те самые. У меня был ещё час, чтоб привести себя в порядок не только духовно, но и физически.

Дождавшись, когда мимо хостела пройдёт очередная группа счастливчиков, мы просочились на улицу и отправились в Храм Гроба Господня, славя Бога и благодаря мученика Лонгина Сотника, по молитвам которого с нами произошло такое невероятное чудо.

Христос Воскресе!

Сотник Лонгин - римский воин, центурион (сотник), который пронзил копьем ребра распятого Спасителя (Ин. 19:34) и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз (по преданию, римский сотник Гай Кассий Лонгин страдал катарактой. Во время казни Христа кровь брызнула ему на глаза, и Кассий исцелился ).

Кроме того, он в составе стражи был свидетелем воскресения Иисуса Христа у Гроба Господня. Имя Лонгин предположительно произошло от латинизированного греческого слова греч. λόγχη - копьё.

Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста.

Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней.

Он был так поражен увиденным, что хотя и не имел никакого понятия о Священном Писании, пророчествах о Христе, но внезапно уразумел истину и от всей души уверовал в Господа и всенародно исповедал, что «воистину — это Сын Божий» (Мф.27:54 , ср.: Лк.23:47 , Мк.15:39). Вместе с Лонгиным уверовавали во Христа и два другие воина.

Сотник Лонгин

После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом был приставлен Пилатом к Гробу Господню.

Стража у Гроба Господня

Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение, когда Господь Своим чудным восстанием навел на стражу ужас (Мф.28:2,4).

Тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно.

Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу.

Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Лонгин открыто проповедовал о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях.

Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома — тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города без погребения.

Лонгин Сотник почитался в русском народе как целитель глазной болезни, почему в «Сказании о святых» ему была назначена особая молитва о «прозрении ослепших очес и исцелении от болезни». Основою для этого верования относительно мученика Лонгина, очевидно, послужило записанное в житии этого святого обстоятельство, совершившееся при обретении его честной главы. Одна слепая женщина из Каппадокии, христианка, пошла поклониться святым местам в Иерусалиме, чтобы помолиться там об исцелении от слепоты. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.

Православная церковь почитает Лонгина как мученика и совершает его память 16/29 октября . Католическая церковь совершает его память 15 марта.

Мощи святого Лонгина

Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина, хранятся в римской церкви святого Августина .

Церковь Святого Августина, Рим, Италия

Десница святаго мученика сотника Лонгина покоится в сокровищнице Базилики святого Николая Мирликийского в г. Бари (Италия).

Серебряный ковчег с мощами мученика сотника Лонгина в Бари

Копьё Лонгина (Копьё Судьбы)

Копьё Лонгина (Копьё Судьбы) - пика, которую римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на кресте. Является одним из орудий Страстей Христовых.

В Ватикане в Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Лоренцо Бернини.

Копье Лонгина является от одной из самых почитаемых христианских реликвий.

В богослужении Православной церкви используется копие - обоюдоострый нож для изъятия частиц из просфор, который символизирует собой копьё Лонгина.

Свою трансформацию в Копьё Судьбы копьё сотника Лонгина пережило в Средние века. Апокрифические сказания превратили копьё, освящённое Распятием Христа, в могущественный магический артефакт, обладающий сверхъестественными качествами сам по себе.

Сформировалось предание, что изначально Копьё принадлежало внуку иудейского первосвященника Аарона и затем, переходя от владельца к владельцу, приносило каждому удачу, победы и могущество. Якобы до Распятия Копьё принадлежало царям Давиду и Ироду Великому, а потом, столетия спустя, переходило от одного великого человека к другому. В разное время копьем Лонгина, по преданию, владели Константин Великий, император Юстиниан, Карл Мартелл, король готов Теодорих I, Карл Великий и другие великие личности. Таким образом, Копьё Судьбы стало восприниматься как залог непобедимости, что сделало его весьма желанным объектом поисков.

На самом деле, существует несколько вариантов, где находится Копьё Судьбы , равно и как несколько артефактов, претендующих на статус святыни.

Для католиков вроде бы главным претендентом должно быть копьё, хранящееся в Ватикане , в Базилике Святого Петра. Именно эта реликвия, которая была привезена в Рим из Парижа в XVIII столетии, Католической церковью считается Копьём Лонгина. Считается, что это копье оказалось в Риме после падения Константинополя.

Очень похожее копьё находится в Кракове , настолько похожее, что ватиканское и краковское копьё учёными считаются копиями. Правда, существует путаница, какое из них было оригиналом, а какое источником – разные исследователи называют то ватиканское изготовленным в III веке, а краковское изготовленным в IV столетии, то наоборот.

Гораздо больше вопросов вызывает армянский претендент на звание Копья Судьбы – это хранящееся в Эчмиадзине (современное название Вагаршапат, Армения) копьё, которое, по уверениям армянских СМИ, датируется I веком нашей эры. Правда, непонятно, откуда берутся сведения о подтверждённой датировке, потому что Армянская церковь отказывается предоставлять реликвию для проверки возраста, аргументируя это тем, что если святыня обладает чудодейственными свойствами в силу веры в неё людей, то проверять её подлинность почти святотатство. А о случаях исцеления людей при обращении к святыне в Армении есть свои свидетельства.

Армения. Эчмиадзин.

Сторонники мнения о том, что Копьё Лонгина находится в Армении, говорят о том, что сюда его принёс апостол Фаддей, и умерший здесь мученической смертью. Более того, сообщается о том, что в 2010 году британские учёные, исследовавшие Туринскую плащаницу, обнаружили на отпечатке тела след от раны, сходной с той, что описана в Евангелии. Рана эта была нанесена особым видом копья, которое было на службе у тяжеловооружённых легионеров римских гарнизонов по всей Империи. При сравнении отпечатка раны на Туринской плащанице и Копья Лонгина в Армении, по информации армянских СМИ, было установлено соответствие не только типа раны и копья, но и размер – в обоих случаях он составил 4,5 сантиметра.

Однако в современной медийной культуре Копьё Судьбы прочно ассоциируется с четвёртым претендентом – копьём, хранящимся в Вене (Копьё Святого Маврикия) .

Вена. Сокровищница Габсбургов. Копье Судьбы

Хотя оснований для этого ещё меньше, чем в случае с ватиканским или краковским копьями – экспертиза показала, что копьё не могло быть изготовлено раньше VII столетия. Более того, что до середины X века этот артефакт почитался как принадлежащий христианскому святому Маврикию. Но после того, как император Священной Римской империи Оттон I в 955 году одержал победу при Лехе над венграми в день памяти Святого Лонгина, копьё было «повышено в звании».

Христианские святыни. КОПЬЁ СУДЬБЫ

Тропарь мученика Лонгина сотника, глас 4
Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Лонгина сотника, глас 4
Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.

Молитва Мученику Лонгину Сотнику
Святый мучениче Лонгине! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Loading...Loading...