Та Пром – храм Анджелины Джоли посреди джунглей. Камбоджийский храм Та Пром (Ta Prohm) и гигантские деревья

Та Пром (Ta Prohm, Та Прум, Та Прохм, Та-Пром) – один из самых впечатляющих храмов Ангкора. Если ты не был в Та Пром – ты не был в Ангкоре. В народе за Та Промом закрепилось еще одно название – Храм Анджелины Джоли , ведь именно в Та Проме снимались многие сцены фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц».

Та Пром – это обязательный must see. Если времени на посещение всех храмов Ангкора нет, то, в принципе, можно ограничиться тремя: самим , куда же без него, Байоном (входит в группу храмов ) и Та Промом (храм Лары Крофт). Да, это, конечно, совсем мало, но все же лучше, чем ничего.

Та Пром в переводе с кхмерского означает “предок Брахмы”, Брахма, в свою очередь, один из главных богов . Но изначально Та Пром носил другое название: Rajavihara – «Королевский монастырь».

Как я уже рассказывала в посте про , Та Пром был построен королем Джаяварманом VII в честь своей матери королевы Джаяраджакудамани.

Свою мать Джаявармана VII отождествлял с Праджняпарминой – матерью всех богов, богинь и всего сущего, богиней «Совершенной мудрости». Та Пром был освящен лично королем Джаяварманом VII в 1186 году .

По традиции расскажу немного о «занимательной» математике Та Прома, но в этот раз будет не столько занимательная нумерология, сколько реальные цифры, статистика, позволяющая понять весь масштаб королевского монастыря.

Занимательная математика Та Прома:

  • Площадь всего храмового комплекса Та Пром около 700 тыс. м² . При этом площадь самого храма Та Пром около 10 тыс. м² ;
  • На территории монастыря проживало 12 640 человек , в том числе:
    • 18 верховных жрецов (первосвященников);
    • 2 740 рядовых жрецов (священнослужителей);
    • 2 232 прислужника (помощников жрецов);
    • 615 танцовщиц (апсар).
  • Кроме того, в подчинении у монастыря было 3 140 деревень с населением 79 365 человек и 102 больницы (привет истории про прокаженного короля);
  • Согласно записям археолога Ф. Штерна, Та Пром состоял из 39 «кукурузинок» (прасатов), 566 каменных и 288 кирпичных сооружений;
  • Помимо изваяний, посвященных матери Джаявармана VII, в роли богини Совершенной мудрости, в храме были статуи еще в честь 260 других менее значимых богов;
  • То что храм был обласкан королевским вниманием, подтверждает так же опись богатств Та Прома. Так, согласно найденным записям, в Та Проме хранилось и использовалось:
    • 5 тонн золотой посуды;
    • 512 шёлковых покрывал для кроватей;
    • 523 шёлковых зонтика.

Но с течением лет, все эти богатства либо перекочевали в другие храмы, либо были украдены захватчиками, мародёрами, колонизаторами, а стены и постройки храма постепенно были «съедены» джунглями.

Новая «архитектура» Та Прома создана природой и временем с помощью двух типов растений:

Шелково-хлопковое дерево (Ceiba Pentadra ) – это самые большие деревья в Та Проме. Они отличаются толстыми бледно-коричневыми корнями с узловатой структурой.

Фиговое дерево – душитель (Ficus Gibbosa ) – его отличительная черта в том, что корни дерева растут сверху вниз, свисая с его кроны наподобие лиан.

Тонкий гладкий корень легко просачивается практически в любую щель или отверстие, постепенно заполняя её собой и внося свои коррективы в архитектуру строений.

Но у такого глубокого проникновения есть и свои минусы, если дерево умирает, чаще всего это влечет за собой уничтожение всей постройки.

За счет своего «симбиоза» с джунглями, который современные археологи решили не разрушать, Та Пром обладает совершенно особенной атмосферой.


Храм Та-Пром – один из самых монументальных на территории индуистского комплекса Ангкор в Камбодже. Он находится в густых джунглях в полуразрушенном состоянии. Устрашающая сила природы "душит" храм: деревья, веками оплетавшие башни, террасы и статуи Та-Прома, изменили их до неузнаваемости. А лианы сформировали над храмом подобие естественного купола.

Строительство храма Та-Пром завершилось в 1186 году. Он был возведен в честь матери императора Джаявармана VII в традиционном для кхмеров байонском стиле. Первоначально территория храмового комплекса площадью 730 квадратных километров включала в себя 260 позолоченных статуй индуистских богов, 39 башен и несколько сотен каменных жилищ для слуг. Та-Пром был окружен треугольной стеной, до наших дней практически не сохранившейся.

Масштабную территорию храмового комплекса обслуживали почти 12 тысяч человек – монахи, прислужники и танцовщицы. На его территории были найдены золотая посуда, бриллианты, жемчужины, шелковые покрывали и инкрустированные драгоценными камнями зонтики. Храму подчинялись три тысячи ближайших деревень.

За сотни лет наступающие джунгли изменили архитектуру Та-Прома до неузнаваемости. Прогуливаясь по руинам культового сооружения, можно превратиться в настоящего исследователя: недаром именно здесь проходили съемки нескольких сцен фильма "Лара Крофт: расхитительница гробниц".

В середине XX века археологи и ученые приняли решение не восстанавливать первоначальный облик Та-Прома для того, чтобы туристы смогли получить представление о том, как выглядели храмы Ангкора до прихода цивилизации. Однако в 1992 году комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – и на всей территории начались реставрационные работы. Реконструкция Та-Прома началась лишь в 2009-ом: первым делом здесь спилили многовековые деревья, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение. На полное восстановление первоначального облика храма уйдет не менее десяти лет.

Деревья безжалостно разрушают храм и его стены // Пузанкова Мария


территорию храмового комплекса обслуживали почти 12 тысяч человек // Пузанкова Мария


В Та-Проме снимался фильм "Лара Крофт: расхитительница гробниц" // Пузанкова Мария


Строительство храма Та-Пром завершилось в 1186 году // Пузанкова Мария



Дерево против камня // Пузанкова Мария


Та-Пром очень популярен у туристов // Пузанкова Мария


Осматривать Та-Пром лучше всего в сопровождении местного гида – он знает, как по узким тропам добраться до самых интересных частей храма. Самостоятельным путешественникам рекомендуем иметь подробный путеводитель.

Для посещения Ангкора необходимо оформить индивидуальный пропуск с фотографией. Сделать это можно в кассах у главного входа в храмовый комплекс. Билет на один день обойдется в 20 долларов. Находиться на территории без пропуска нельзя; за нарушение полагается штраф. Посещение Ангкора возможно с пяти часов утра до заката.

При желании в Сиемреапе можно остановиться на несколько дней. Отели и гостевые дома расположены по всему городу и вдоль дорог. .

Как добраться

Ближайший к храму Та-Пром город расположен в 15 километрах. Добраться до достопримечательности можно в составе туристической группы или самостоятельно – на тук-туках. Для ориентира: внешняя стена Та-Прома расположена неподалеку храма Бантеай-Кдей. Вход – с западной стороны, а выход – с восточной.

Добраться из Пномпеня до храма Та-Пром (327 километров) можно по национальной автодороге №6 (National Highway №6), а также на скоростном катере, через Сиемреап. Рейсы осуществляются ежедневно, с 7:30 утра и до заката солнца. Путь пролегает по озеру Тонлесап, мимо плавучих рыбацких деревень. Время в пути – около шести часов. Билеты можно приобрести в отелях и туристических офисах Пномпеня. Во время сухого сезона, в период с апреля по июль, расписание движения катеров из-за обмеления изменяется (а в некоторых случаях – отменяется вовсе). От пристани в Сиемреапе до храма Та-Пром можно добраться на такси или тук-туках.

Автобусное сообщение соединяет Сиемреап со многими городами Камбоджи, Таиланда и Вьетнама, в частности с Хошимином, Бангкоком и Паттайей. Билеты продаются в туристических агентствах, в отелях и у торговцев на улицах. Лучше избегать ночных переездов по Камбодже: большинство аварий с участием туристических автобусов происходят в темное время суток. Время в пути из Пномпеня и Баттамбанга до Сиемреапа – 6 часов, из Сианоуквилля – 10 часов. Из Бангкока и Паттайи в Сиемреап добраться можно с пересадкой на погранпереходе Араньяпратета.

Аэропорт Сиемреапа, расположенный в 7 километрах от храма Та-Пром, принимает рейсы из Пномпеня, Сингапура, Бангкока, Сеула, Куала-Лумпура, Ханоя, Хошимина, Гонконга, Гуанчжоу и других городов Юго-Восточной Азии.

Расположение

Храм Та-Пром находится на территории комплекса , к юго-западу от храма Восточный Мебон и к востоку от исторического города Ангкор-Тхома, в провинции Сиемреап, на северо-западе .

Трудно передать впечатления от посещения таких грандиозных мест, как камбоджийский комплекс храмов, и каждый уважающий себя путешественник должен посетить эту страну и уделить как минимум пару дней на осмотр объектов мирового наследия.

Особняком здесь находится храм Та Пром (Ta Prohm), где огромные деревья , напоминающие вековые секвойи или дубы, сливаются со стенами и башнями и обнимают камни гигантскими корнями.

Камбоджа - очень простая и понятная для самостоятельных путешествий страна, на раз комбинируется с любым азиатским соседом того региона, виза по прилету, бюджет на любой вкус. Настоящий музей под открытым небом.

На плане комплекса Ангкор можно заметить несколько десятков храмов, каждый из которых имеет индивидуальные особенности и по-своему симпатичен.

Не искушенному в исторических делах туристу может стать немного не по себе от бесконечно меняющихся темплов (англоязычный термин over-templed), но, по-моему, так самый идеальный вариант - взять в аренду кондиционированные авто с водителем-гидом (20-30 дол в день) и не торопясь проехать по округе, посетив все храмы. Популярны велосипедные варианты, но это зимой, когда не жарко и нет дождя.

Карта кликабельна (1960 × 1270 px):

Помимо главных Ангкор Вата и Байона крайне рекомендуется к посещению очень выразительный храм Та Пром (Ta Prohm) , стоящий особняком и популяризированный в голливудском кино (Tomb Rider). Основная особенность - присутствие растительности на территории, как будто храм не полностью отвоевали у джунглей. Тут и там произрастают массивные деревья, сливаясь со стенами и башнями, обнимая камни гигантскими ветвями и корнями:

За несколько сотен лет храм во много утратил свои первоначальные черты и даже после облагораживания выглядит подразрушенным. В отличии от многих храмов с пирамидальной формацией Та Пром лежит в одной плоскости и напоминает лабиринт, подняться можно только на невысокую башенку, а так приходится ходить по дорожкам и крутить головой:

Эти примечательные деревья, возвышающиеся над стенами и выразительно оплетающие их корнями, называются Тетрамелес голоцветковый (Tetrameles nudiflora). Огромные деревья с массивным основанием, напоминают вековые секвойи или дубы:

Корни и храмовая стена слились и образовали единое целое. Дерево буквально вросло в каменную кладку и если попытаться спилить его, то уже сама каменная конструкция не выдержит и распадется на блоки. Природа берет верх над человеком, и без постоянной поддержки храм будет все большое утрачивать первоначальный облик:

Стены и башни храмов постоянно подшаманивают, укрепляют, приводят более благопристойный вид. Надо же поддерживать в хорошем состоянии достопримечательности, привлекающие более 2 млн. туристов в год:

Внутренние дворики особенно привлекательны. Когда вокруг нет туристов, происходит полное единение с природой. Можно порассматривать барельефы, позаглядывать в ниши, послушать шум деревьев, присев в теньке под массивным стволом:

Все стены храмов как одна большая книга расписаны информацией в графическом представлении, гиды рассказывают много тонкостей и особенностей этих барельефов. Почти везде обыгрывается образы вечно юных и не по азиатски полногрудых девушек апсар. Кто желает посмотреть на материализованных апсар местного разлива, то можно сходить на танцевальное шоу в одном из местных отелей:

Помимо доминирующего серого цвета, временам можно наблюдать игру красок, которую не сразу поймешь, то ли это остатки декорации с древнейших времен, то ли подкрашивают современные ваятели. Яркости в палитру добавляют локальные колонии зеленого мха и красноватые оттенки в местах, где использовались блоки из песчаника:

Помимо Тетрамелеса, вековые стены храма покрывают многочисленные фикусы (Ficus benghalensis или Ficus gibbosa), причем от основного взрослого ствола дерева отходит десятки воздушных корней, которые устремляются вниз, оплетая все на своем пути и, достигнув земли, укореняются, подпитывая растение и давая ему силы расти все больше ввысь и вширь.

Фикусы с такой выраженной формой вегетативного размножения называют Баньяны. Самые колоритные пейзажи можно наблюдать, когда Баньян обвивает арку или статую, скрывая часть барельефа:



Небольшой деревянный мостик, проложенный сквозь стену и проходящий под основанием дерева, позволяет увидеть, как стволы Тетрамелеса год за годом пробивают себе путь к земле, раздвигая блоки и причудливо извиваясь вдоль стыков камней:

Центральная часть храма. Кучи блоков то тут, то там говорят о том, что когда храм был в более лучшей форме. Однако же, все это напоминает такой творческий беспорядок, как будто так и должно быть в заброшенном кхмерском храме:

Многие блоки пронумерованы, один мой друг рассказал мне, что в середине двадцатого века была проведена большая работа по реставрации и сохранению храмов. Ученые из многих стран, в большей степени из Франции и Японии, разбирали храмы по блокам, нумеровали их, делали схемы и потом собирали снова, как конструктор лего по инструкции. Звучит странновато, т.к. не могли же они разобрать башню в которую вросло дерево, но, тем не менее, номера присутствуют:

Толстые корни оплетают стену подобно щупальцам осьминога. Ради этих видов туристы стремятся посетить Та Пром, хотя по сравнению с Ангкор Ваттом народу значительно меньше, ранним утром или после обеда можно побродить совсем в одиночестве:

Популярное для фотографий место. На особо впечатляющих участках установлены небольшие деревянные приступочки, взойдя на которые можно сделать фото на фоне этого участка:

Оригинальная обработка с акцентом на дерево, необычный вариант. Для любителей фотографии на храмах раздолье, столько необычных и выразительных объектов. Говорят, что на какой-то из стен храма есть статуя у которой сквозь корни виднеется только лицо. Смотрится символично, но найти в этот раз не удалось.

Та Пром (Ta Prohm) в переводе с кхмерского означает «предок Брахмы». Однако, изначально его название упоминается как Rajavihara (Королевский монастырь). Он представляет собой буддийский храмовый комплекс и входит в структуру г. Ангкор.

Посвящен и возведен был в честь матери короля Джайявармана VII в 1186 г. Наибольшего расцвета достиг к XIII в., здесь проживало более 12 тысяч человек, но, как и весь город Ангкор, в середине XV в. разрушен сиамскими войсками и заброшен.

Расчистка комплекса была начата в 20-х годах XIX в. Однако, специалистами, проводившими работы по восстановлению Та Прома, было принято решение не менять кардинально внешний вид храма и его окружающую обстановку. Поэтому сегодня это единственный храм, «поглощенный» джунглями, стены и башни которого опутали корни деревьев, и сделано это было сознательно. Отчего он, наравне с Ангкор Ватом и Байоном, считается самым популярным местом паломников, посещающих Ангкор. Большую известность среди туристов Та Пром получил после съемок фильма с участием Анджелины Джоли «Лара Крофт. Расхитительница гробниц».

Достопримечательности Та Прома

Территория Та Прома совсем небольшая и каких-то отдельных выдающихся достопримечательностей как таковых здесь нет, монастырь сам по себе одна большая достопримечательность.

Своих посетителей Та Пром встречает воротами с красивейшими гапурами (надвратными башнями), увенчанными ликами Авалокитешвары, в образе которого Джаяварман-строитель увековечил себя.

Планировка храма напоминает кубик в кубике, в центре которых расположилась главная башня.

На сегодняшний день яркой отличительной особенностью Та Прома, выделяющей его на фоне других храмов Ангкора, являются оплетающие постройки мощные деревья, которые стали неотъемлемой частью комплекса. С одной стороны, гигантские корни – это визитная карточка Та Прома, и можно было бы подумать, что их оставили по большей части для туристов, но с другой стороны, начни их уничтожать, как многие постройки просто-напросто рухнут, так как держатся как раз за счет этих самых корней.

Чем глубже идешь внутрь территории храма, тех больше этих гигантов и причудливей их корневая система. Кажется загадкой, почему деревья растут именно на поверхности каменных плит и развалин древних храмов, а не на открытой земле. Все дело в том, что песчаник впитывает много влаги, и семена, попадая на камень, активно прорастают. Молодые побеги быстро разрастаются, и вскоре целые здания оказываются охваченными их корневыми системами.

В Та Проме встречаются в основном две разновидности деревьев: большие и мощные хлопковые деревья и более скромные в размерах - фикусы-душители.

Хлопковые деревья отличаются толстыми светлыми корнями, которые как большими руками охватывают постройки Та Прома.

Для фикусов-душителей характерны многочисленные тонкие серые корни, которые опутывают камни кружевной паутиной. Фикусы с разросшимися корнями называют баньянами.

Барельефы в Та Проме заслуживает пристального внимания. Красной нитью через все изображаемые сцены проходит образ Праджняпарамиты (Prajnaparamita), являющей собой олицетворение мудрости. Моделью в данном случае была никто иная, как мать Джаявармана VII, в честь которой, если помните, и был возведен монастырь.

Очень удивительно, что на одном из храмовых барельефов, среди оленей и лебедей изображен динозавр – стегозавр.

Этот вид динозавров вымер миллионы лет назад. Как его изображение попало на стену храма объяснить ученые не могут до сих пор.

В центре комплекса, находиться сердце храма - помещение, которое когда-то приводило людей в священный трепет. Стены там были покрыты драгоценными камнями и золотом. Купол этого помещения представляет собой длинную пирамиду, в вершине которой оставлено отверстие, через которое падает свет. Свет отражался от драгоценных камней и кристаллов, и создавал удивительную, волшебную атмосферу. Именно здесь проводились особенно важные религиозные обряды кхмеров. Только избранные могли видеть эту невероятную красоту.

К огромному сожалению, за тысячу лет, храм был разграблен. Последнюю лепту внесли французы. Именно они окончательно разграбили убранство этого удивительного места, во времена когда Камбоджа была Французкой колонией.

Еще больший ущерб храму нанесли, во времена вьетнамской войны, американцы. Их бомбардировка этой территории, с целью уничтожения подразделений вьетнамской армии, укрывшейся в этом районе, нанесли непоправимый урон сооружениям храма. Многие здания были разрушены или серьезно повреждены акустическими волнами от детонирующих бомб. Но, не смотря ни на что, этот храм дожил до наших времен!

Loading...Loading...