Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский). «кто Матерь Моя? и кто братья Мои

Спрашивает Екатерина
Отвечает Александра Ланц, 05.11.2010


Вопрос : Я только начинаю читать Евангелие и пока меня больше всего смутил один отрывок:

И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою, Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя, и кто братья ои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь. .

Разве не было это жестоко по отношению к Матери?"
Мир вам, Екатерина!

Слава Христу за то, что Он ведёт вас к главной книге всех времён и народов, к книге, из которой мы можем узнать о том, как спастись от греха и смерти!

И благодарность Христу за ваш мягкий вопрос! Ваше слово "смутил" выдаёт в вас человека, реально пытающегося познать Правду.

Когда вы читаете Библию, Екатерина, всегда помните, что вы...

1) имеете дело с культурой, которая сильно отличается от той, в которой вы выросли, значит, надо делать на это скидку и потихоньку узнавать из верных источников о том, каковы были традиции еврейского общества двухтысячелетней давности.

2) и вы имеете дело с историей, предельно сжатой , чтобы дать вам самое главное... всего на нескольких страницах, значит, над каждым текстом надо размышлять подолгу, пытаясь сопоставить его с другими текстами на ту же тему, чтобы попытаться получить полную картину происходящего или сказанного.

Был ли Иисус груб со Своей матерью? Мог ли Иисус быть грубым, не заботящимся о родной матери Сыном? Когда вы прочитаете четвёртое Евангелие, вы увидите всю глубину и полноту любви Иисуса к Своей матери. Иоанн, один из учеников Иисуса, свидетельствует о том, что когда Спаситель, измученный страшной ношей греховности всего человечества, готовый принять на Себя гнев Неба против греха, понимающий, что вот сейчас Отец навсегда отвернётся от Него, что скоро Его сердце не выдержит и разорвётся от боли за всех нас... видит в толпе рядом со крестом Свою мать и напрягая последние силы, просит Иаонна позаботиться о ней так, как он позаботился бы о своей матери (). Это ли не любовь и забота?

О чём же тогда идёт речь в удивившем вас отрывке?

Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Обратите внимание на то, что когда пришли Его родные, Он «говорил к народу» , т.е. Он, наверняка был плотно окружён большим количеством людей, которые слушали Его «глаголы жизни» () , ведь Он как раз для того и пришёл, чтобы «имели жизнь и имели с избытком» () . Всякий человек, слушающий Иисуса Христа имел и имеет шанс войти в Вечную Жизнь, потому что всякое Его слово – это чистое, животворящее, ведущее нас к покаянию и возрождению слово Бога. Всею Своею жизнью Иисус проповедовал о том, Каков Бог и какова Его воля. Эта проповедь была и является источником спасения для каждого человека.

А теперь всмотритесь в происходящее... Сказано, что мать Иисуса и Его братья «стояли вне» , т.е. они не были из слушателей, они только что пришли, «когда Он ещё говорил к народу» .

Почему они не были с Ним постоянно? Зачем они пришли? Судя по тому, что сказано, явно не за тем, чтобы слушать Его. Они пришли для того, чтобы сказать Ему что-то. Марк употребляет такие слова: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его» () .

В качестве ближайших родственников по плоти , они имели на Него некоторое право, не так ли? Не кажется ли вам, что они пришли для того, чтобы в некотором роде заявить на Него свои права, может, даже попытаться «вразумить» Его, чтобы Он не злил учителей народа Своими проповедями? Ведь нам известно, что каждое Его слово, каждое Его деяние только усиливало страшное напряжение между Ним и официальными учителями. На эту мысль наводит текст . Или они пришли для того, чтобы что-то особое, по-родственному, попросить у Него? Ведь в конце-концов, Он являлся их ближайшим родственником, значит, они как бы имели право полагать, что Его силы и возможности должны быть направлены в первую очередь на них.

Что бы ни явилось причиной их появления там, где Он проповедовал, причина явно была неверная. Они всё ещё не понимали, что Иисус совершает служение для всех без исключения людей, что и они, Его мать и братья ничем не отличаются от всех людей, что и они, хотя родственны Ему по плоти, для того, чтобы спастись, должны ходить за Ним и слушать Его слова жизни . Он является Спасителем для матери Своей Марии точно так же, как Он является Спасителем и для вас, Екатерина, и для меня, и для всякого человека.

Понимаете. Екатерина? Никто в этом мире не имеет права претендовать на Христа только потому, что Он как-то ближе стоит к человеку по плоти. Только тот, кто любит Его как своего Спасителя, как своего Господина, а значит, старается следовать за Ним, куда бы Он ни пошёл, является Его родственником. Иисус сказал Своей матери и Своим братьям, что если они не решатся следовать за Ним, как за их Спасителем , то они не смогут войти в Его Царствие. Никакие плотские родственные связи не помогут.

С любовью во Спасителе,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев

«Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукой Своей на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои» . ()

Изъяснение 12:46–13:9. Цель упрека, сделанного Христом матери и братьям. – Родство по плоти не приносит никакой пользы, если нет родства духовного. – Изъяснение притчи о сеятеле. – Семя погибает не во вине сеющего. – Погибель и плодоношение зависят от воли приемлющего. – Для спасения недостаточно одной какой-либо добродетели. – Вред, причиняемый телу и душе пресыщением.

1. То самое, о чем я говорил прежде, т. е. что без добродетели все бесполезно, весьма ясно открывается и теперь. Я говорил, что и возраст, и пол, и пустынножительство, и тому подобное бесполезны, когда нет доброго расположения. А теперь мы узнаем еще более: без добродетели нет никакой пользы и Христа носить в чреве и родить этот дивный плод. Это особенно видно из приведенных слов. «Когда же Он еще говорил к народу» , говорит евангелист, «некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой» . А Христос отвечает: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои» ? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу ее); но желал этим показать, что от того нет ей никакой пользы, если она не исполнит всего должного. В самом деле, поступок ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором она еще не думала высоко; а потому и приступила не во время. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом, или, если не хотели этого сделать, дожидаться окончания беседы, и потом уже подойти. Но они зовут его вон, и притом при всех, обнаруживая через это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большой властью повелевают Им. Об этом самом и евангелист с укоризной говорит. Когда же Он еще говорил к народу» , говорит он, намекая на это. Неужели не было другого времени? – как бы так говорит он. Неужели нельзя было поговорить наедине? Да о чем и говорить хотели? Если об истинном учении, то им надлежало предложить об этом явно и говорить при всех, чтобы и другие получили пользу; если же о своих делах, то не должны были так настаивать. Если Христос не позволил ученику Своему пойти и похоронить отца, чтобы последование его за Христом не пресекалось, то тем более не должно было прерывать беседы Его с народом для дел неважных. Отсюда ясно, что они делали это по одному тщеславию, на что и Иоанн указывая, говорил, что «и братья Его не веровали в Него» (). Он же передает и неблагоразумные слова их, говоря, как они звали Его в Иерусалим для того единственно, чтобы Его знамениями самим прославиться: «если такие дела творишь» , говорят они, «яви Себя миру: никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным» (). И сам Христос тогда упрекал их в этом, осуждая плотские их помышления. Когда они, ввиду худого мнения о Христе иудеев, говоривших: «не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры» (; )? – желая скрыть низость Его рода, вызывали Его явить знамения, – тогда Он противится им, и тем хочет исцелить болезнь их. Итак, если бы он захотел отречься от Матери Своей, то отрекся бы от нее тогда, когда поносили Его иудеи. Напротив, Он так заботится о ней, что и на самом кресте препоручает ее возлюбленнейшему ученику и проявляет о ней великую заботливость. Но теперь Он не делает того из предусмотрительной любви к ней и братьям. Так как они думали о Нем как о простом человеке, и тщеславились, то Он исторгает этот недуг, не оскорбляя, впрочем, их, но исправляя. Но ты обращай внимание не на одни только слова, заключающие в себе легкий упрек, но и на неуместную смелость братьев, на которую они отважились, и на того, кто упрекал (это был не простой человек, но Единородный Сын Божий), и с каким намерением упрекал. Он не хотел оскорбить их, но избавить их от мучительной страсти, мало-помалу привести их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери Своей, но и Господь. И ты увидишь, что этот упрек и Ему весьма приличен, и полезен Матери, и вместе с тем весьма кроток. Он не сказал напомнившему о Матери: пойди, скажи Матери, что она не мать Моя; но возражает ему: «кто есть мать Моя» ? Говоря это, Он имел в виду еще нечто другое. Что же именно? То, что ни они, и никто другой не должны полагаться на родство и оставлять добродетель. В самом деле, если для Матери Его не будет никакой пользы в том, что она мать, раз она не будет добродетельна, то родство тем менее спасет кого-нибудь другого. Есть одно только благородство – исполнение воли Божьей, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства.

2. Итак, зная это, мы не должны гордиться ни достославными детьми, если не имеем сами добродетелей их, ни благородными родителями, если не подобны им по жизни. Можно ведь и родив не быть отцом, и не родив быть им. Вот почему, когда одна жена сказала: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (), Христос не сказал на это: не носило Меня чрево, и не сосал Я сосцов, но: истинно, блаженны исполняющие волю Отца Моего ()! Видишь, как Он и прежде, и здесь не отвергает естественного родства, но присовокупляет к нему родство по добродетели. Равным образом и Предтеча, говоря: «порождения ехиднины! не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам» (), не на то указывает, что они (фарисеи и саддукеи) не происходили от Авраама по естеству, но что нисколько не полезно им это происхождение от Авраама, если они не будут иметь с ним родства нравственного. Это самое и Христос показывая, говорил: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраама делали бы» (). Этими словами Он не отнимает у них родства по плоти, но научает искать родства лучшего и превосходнейшего. То же самое и здесь Он хочет внушить, но только внушает с большим снисхождением и нежностью; речь шла о Матери и Он не сказал: она не мать Моя, они не братья Мои, потому что не творят воли Моей, не произнес осуждения на них, но, говоря со свойственной Ему кротостью, оставлял на волю их желать другого родства. Творящий, говорит Он, кто «будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (). Потому, если они хотят быть сродниками Его, пусть идут этим путем. Также, когда воскликнула жена: «блаженно чрево, носившее Тебя» , Христос не сказал: у Меня нет матери, но если мать Моя хочет быть блаженной, пусть творит волю Отца Моего. Таковой для Меня и брат, и сестра и мать. Какая честь! Как велика добродетель! На какую высоту возводит она идущего путем ее! Сколько жен ублажали эту святую Деву и чрево ее, и желали быть такими матерями, и все отдать за такую честь! Что ж препятствует? Вот Христос показал нам пространный путь, и не только женам, но и мужам можно достигнуть столь великой чести, и даже еще гораздо большей. Идя этим путем, скорее можно сделаться матерью, нежели претерпевая болезни рождения. Потому, если родство плотское есть уже счастье, то родство духовное настолько более, насколько оно превосходнее первого. Итак, не просто желай родства, но и с большим тщанием иди путем, ведущим тебя к этому желанию. Сказав это, Спаситель вышел из дому. Видишь ли, как Он и упрек сделал, и исполнил их желание? То же самое делает Он и на браке. И там Он сделал упрек матери Своей, которая безвременно просила Его, и, однако же, не отказал ей, – упреком врачуя немощь ее, исполнением просьбы показывая любовь Свою к Матери. Так точно и здесь, с одной стороны, Он врачевал недуг тщеславия, с другой – воздал должную честь Матери, хотя требование ее было и неуместно. «В день тот» , говорится, «выйдя из дома, Иисус сел у моря» (). Если хотите видеть и слышать Меня, – говорит Он, – то вот Я выхожу и беседую. Сотворив много знамений, Он хочет опять доставить пользу учением Своим, и садится у моря, чтобы ловить и привлекать к Себе людей, находящихся на земле. Сел же Он у моря не без намерения (на что и евангелист намекает, отмечая это обстоятельство), но, желая поставить Себя в таком положении, чтобы никого не было позади Него, а все перед глазами. «И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу» (). Когда Он сел тут, начал поучать притчами. «И поучал их много притчами» (). Не так Он поступил на горе: там слово Свое не предложил Он в столь многих притчах. И это потому, что там был только простой и необразованный народ, а здесь находились и книжники и фарисеи. Но заметь, какую прежде говорит Он притчу, и как по порядку предлагает их Матфей. Итак, какую же прежде говорит Он? Ту, которую должно было, прежде всего, сказать, и которая более способна возбудить внимание в слушателе. Намереваясь говорить прикровенно, Он прежде возбуждает ум слушателей притчей. Потому и другой евангелист говорит, что Христос сделал им упрек за то, что они не разумеют: «не понимаете этой притчи» ()? Впрочем, не для того только говорит Он притчами, но и для того, чтобы сделать слово Свое более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти, и представить предмет нагляднее. Так поступают и пророки.

3. Итак, какая ж это притча? «Вышел сеятель сеять» . Откуда вышел вездесущий и все исполняющий? Или, как вышел? Не местом стал Он ближе к нам, но расположением и промышлением о нас, когда облекся плотью. Так как грехи заграждали нам доступ к Нему и не позволяли взойти, то Он сам выходит к нам. И для чего вышел? Погубить ли землю, исполненную терний? Наказать ли земледельцев? Нет. Он вышел для того, чтобы тщательно возделать землю и посеять на ней слово благочестия. Здесь под семенем Христос разумеет Свое учение, а под нивой души человеческие, под сеятелем же Себя самого. Какой же плод этого семени? Три части его погибают и одна только остается. «И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то» (). Христос не сказал, что Он сам бросил, но что семя упало. «Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит» (). Четвертая часть уцелела, да и та не одинаковый принесла плод, но большое и здесь различие. Из этих слов видно, что Христос предлагал учение Свое всем без различия. Как сеятель не различает находящейся перед ним нивы, но просто и без всякого различия бросает семена, так и Он не различает ни богатого, ни бедного, ни мудрого, ни невежду, ни беспечного, ни заботливого, ни мужественного, ни робкого; но всем проповедал, исполняя Свое дело, хотя и наперед знал, какие от этого будут плоды, чтобы можно было Ему сказать: что Мне еще нужно было сделать, и не сделал ()? Пророки говорят о народе, как о винограде: «у Возлюбленного моего был виноградник» ; и: «из Египта перенес Ты виноградную лозу» (, ). А Христос говорит о народе, как о семени. Что же Он показывает этим? То, что теперь народ будет скоро и легко повиноваться, и тотчас даст плод. Когда же ты слышишь, что «вышел сеятель сеять» , то не почитай этого тождеством. Сеятель выходит часто и для другого дела, например: вспахать землю, или истребить негодную траву, или исторгнуть терние, или сделать другое что-нибудь подобное; но Христос вышел для сеяния.

Отчего же, скажи мне, погибла большая часть семени? Это произошло не от сеявшего, но от земли приемлющей, т. е. от души не внимавшей. Но почему не говорит Он, что иное семя приняли беспечные, и погубили его; другое приняли богатые, и подавили его; иное слабые, и пренебрегли его? Он не хочет сделать им сильного упрека, чтобы не ввергнуть их в отчаяние, но предоставляет обличение собственной совести слушателей. Впрочем, это случилось не только с семенем, но и с неводом. И в нем было много бесполезного. Настоящую притчу Христос предлагает для укрепления и наставления учеников Своих, чтобы они не унывали, хотя и большинство приемлющих слово их погибнут. То же было и с самим Господом; и хотя Он наперед знал, что так именно будет, не переставал, однако же, сеять. Но благоразумно ли, скажешь, сеять в тернии, на каменистом месте, при дороге? Конечно, в отношении к семенам и земле это было бы не благоразумно; но в отношении к душам и учению это весьма похвально. Если бы земледелец стал так делать, то справедливо заслуживал бы порицания, потому что камню нельзя сделаться землей, и дороге не быть дорогой, и тернию не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. И камню можно измениться и стать плодородной землей; и дорога может быть не открытой для всякого проходящего и не попираться его ногами, а может сделаться тучной нивой; и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственно. Если бы это было невозможно, то Христос и не сеял бы. Если же такое изменение происходило не во всех, то причиной этого не сеятель, но те, которые не хотели измениться. Христос исполнил Свое дело; если же они пренебрегли Его учением, то явивший столь великое человеколюбие не виновен в том. Заметь еще и то, что не один путь погибели, но различные, и один от другого далеко отстоящие. Те, которые подобны дороге, это – нерадивые, беспечные и ленивые, а камень изображает только слабейших. «Посеянное на каменистых местах» , говорит Христос, «означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется . Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге» (). Не одно и то же, когда учение теряет силу свою без всяких козней и притеснений, и – когда оно бывает недействительно при искушениях. Те же, которые подобны тернию, виновнее всех прочих.

4. Итак, чтобы не случилось с нами чего-нибудь подобного, будем усердно внимать учению и беспрестанно иметь его в памяти. Пусть и хищничает; но от нас зависит не давать ему расхищать. Если семена и засыхают, то не зной бывает причиной этого, – не сказано, ведь, что посохли от зноя, но: «как не имели корня» . Если и подавляется слово, то не от терния это происходит, но от тех, которые допустили взойти ему. Можно, если захочешь, не допустить этого негодного растения и богатство употребить, как должно. Потому Христос не сказал: век, но: «забота века» ; не сказал: богатство, но: «обольщение богатства» (). Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Можно и богатство иметь, и не обольщаться им, – и в веке этом жить, и не подавляться заботами. Богатство соединяет в себе два противоположные зла: одно сокрушает и омрачает – это есть забота; другое расслабляет – это есть роскошь. И хорошо сказал Спаситель – «обольщение богатства» , потому что все в богатстве лесть, – имена только, а не действительность. Подлинно, и удовольствие, и слава, и пышность и все тому подобное – один только призрак, а не действительная истина. Итак, сказав о различных родах погибели, Он, наконец, говорит и о доброй земле, чтобы не привести в отчаяние, но подать надежду на раскаяние и показать, что возможно из камня и терния обратиться в добрую землю. Но если и земля хороша, и сеятель один, и семена одни и те же, то почему одно семя принесло плод во сто крат, другое в шестьдесят, третье в тридцать? Здесь опять различие зависит от свойства земли, потому что и в хорошей земле можно найти много различия. Теперь видишь, что виной этому не земледелец, и не семена, но приемлющая земля. Различие это зависит не от природы людей, но от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божье в том, что Господь требует не одинаковой степени добродетели, но и первых приемлет, и вторых не отвергает, и третьим дает место. Это говорит Он для того, чтобы последователи Его не подумали, что для спасения достаточно одного слушания. Почему же, скажешь ты, Он не сказал о других пороках, – например, о плотском вожделении, тщеславии? Сказав: «забота века сего и обольщение богатства» , Он все сказал, потому что и тщеславие, и все другие пороки дело века сего и лести богатства, как, например, удовольствие, жадность, зависть, тщеславие и все прочее, подобное этому. О пути же и камне Он упомянул, желая показать, что недостаточно освободиться от любви к богатству, но нужно позаботиться и о другой добродетели. Что пользы в том, если ты не пристрастен к богатству, но женоподобен и изнежен? Что пользы в том, если не изнежен, но беспечно и нерадиво слушаешь слово? Недостаточно одной добродетели для спасения нашего, но нужно, во-первых, тщательное слушание слова и всегдашнее памятование о нем; потом нужно мужество; далее – презрение богатства, и, наконец, – бесстрастие ко всему житейскому. Слушание слова потому ставит Он, прежде всего прочего, что оно, прежде всего, нужно. «Как уверуют» , если не услышат ()? Так и мы (если не будем внимать слову, не будем иметь возможности узнать то, что должно делать). Потом уже говорит Он о мужестве и о презрении настоящих благ. Итак, зная это, оградим себя отовсюду, будем внимать слову, глубоко насаждать его в себе и очищать себя от всего житейского. Если будем одно делать, а о другом нерадеть, то не будет нам никакой пользы: так или иначе, все равно погибнем. Какое различие, если погибнем не от богатства, а от беспечности, или не от беспечности, а от изнеженности? Земледелец все равно скорбит, как бы он ни погубил семени. Итак, не будем утешаться тем, что мы погибаем не во всех отношениях, но будем плакать, каким бы образом мы ни погибали и будем сжигать терние, потому что оно подавляет слово. Это знают богатые, которые не способны не только к этому, но и ни к чему другому. Будучи рабами и пленниками страстей, они не способны и к гражданским делам. Если ж они не способны и к этому, то тем более к небесному. Двоякая язва заражает помышления их: роскошь и забота. Каждая из них сама по себе достаточна для потопления челнока. Представьте же, какое произойдет волнение, когда обе соединятся!

5. Не удивляйся тому, что Христос назвал роскошь тернием. Ты, упоенный страстью, не знаешь этого; но не зараженные этой страстью знают, что роскошь уязвляет более, нежели терние, и изнуряет душу сильнее, нежели забота, и причиняет самые мучительные болезни, как телу, так и душе. Не столько мучит забота, сколько пресыщение. Когда бессонница, боль в висках, тяжесть в голове и болезни в желудке мучат пресыщенного, то представь, скольких терний несноснее это! Как терние, с какой бы стороны ни брали его, окровавливает руки, так и роскошь вносит язву и в ноги, и в руки, и в голову, и в глаза, – словом, во все члены; она безжизненна и бесплодна как терние, и гораздо больше его вредна, и вредна для существеннейших частей. В самом деле, она преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, наполняет тело влагами, скопляет гной, причиняет множество болезней и производит большую тяжесть и непомерную тучность, от чего и бывают постоянные падения, частые крушения. Для чего, скажи мне, утучняешь ты тело? Разве мы собираемся принести тебя в жертву? Или предложить на трапезу? Хорошо откармливать птиц, – или лучше сказать, и их не хорошо, потому что, когда они утучнеют, употребление их в пищу уже не бывает для нас здоровым. Так-то велико зло – пресыщение: оно вредно и бессловесным. Откармливая, делаем их бесполезными и для них самих, и для нас, потому что от этой тучности и пища неудобно варится, и соки гниют. Но те животные, которых не много кормят и которые, так сказать, постятся, употребляют пищу в умеренном количестве и находятся в трудных работах, бывают весьма полезны и для себя и для других, годны для пищи и для всего прочего. Те, которые питаются ими, бывают более здоровы; те же, которые употребляют в пищу жирных животных, уподобляются им, становятся ленивыми, больными и сами на себя налагают тягчайшие узы. Ничто столько не противно и не вредно телу, как пресыщение; ничто столько не разрушает, не обременяет и не губит его, как неумеренное употребление пищи. Поэтому можно только удивляться безумно пресыщающимся, что они не хотят даже и настолько поберечь себя самих, сколько другие берегут мехи. Продавцы вин не наполняют и мехи более надлежащего, чтобы не прорвать их; а они и такой заботы не хотят иметь о бедном своем чреве, но до чрезмерности обременяют его пищей, наполняют себя вином до ушей, ноздрей и самого горла, и таким образом сугубо стесняют дух и ту силу, которая устраивает животную жизнь. Для того ли дана тебе гортань, чтоб ты до самых уст наполнял ее вином и другими вредными веществами? Не для того, человек, но чтоб, во-первых, славословить Бога, воссылать к Нему священные молитвы, читать божественные законы; во-вторых, подавать советы полезные ближним. А ты, как будто для обжорства только получив гортань, не даешь ей ни малейшего времени для священного занятия, а всю жизнь употребляешь ее на постыдную работу. Таковые люди поступают подобно тому, кто, взяв арфу, имеющую струны золотые и хорошо настроенную, вместо того, чтоб ударять в нее и извлекать гармоничные звуки, завалит ее навозом, всякой дрянью. Навозом я называю не пищу, но пресыщение и всякую неумеренность, так как то, что сверх меры, не питает уже, а только вредит. Одно чрево дано только для принятия пищи, а уста, гортань и язык даны и для других, более необходимых занятий; или лучше, и чрево дано не просто для принятия пищи, но для принятия пищи умеренной. Оно само показывает нам это, так как всегда вопиет против нас, когда мы повредим ему таким излишеством; и не только вопиет, но, в отмщение за несправедливость, налагает на нас и величайшее наказание. И, во-первых, оно наказывает ноги, которые носят нас и водят на роскошные пиршества; потом связывает служащие ему руки за то, что они доставляли ему столь многие и столь хорошие яства. А многим оно повредило и самые уста, глаза и голову. Как раб, когда возложат на него что-либо свыше сил, в сильном негодовании оскорбляет своего господина, так и чрево, которому сделали насилие, часто губит и портит, вместе с прочими членами, и самый мозг. Потому хорошо устроил Бог, соединив с неумеренностью такие вредные следствия, чтобы ты, если по доброй воле не хочешь поступать благоразумно, хотя невольно, из-за страха и великого вреда, научился умеренности. Итак, зная это, будем убегать от роскоши, будем заботиться об умеренности, чтобы и здоровьем телесным наслаждаться и, избавив душу от всякой болезни, сподобиться будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Православная церковь поклоняется метери Иисуа Христа Марии. Однако, обратимся к Библии (от. Матфея гл. 12) «47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. 48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? 49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» То есть Сам Христос не признавал ее Своей матерью только на том основании, что она Его родила. Скажите, пожалуйста, почему же православие считает ее святой, только на этом основании? Или я заблуждаюсь?

Существует родство кровное и духовное. Последнее выше. На это указал Спаситель. Когда «одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11: 27 – 28). Между Божией Матерью и Спасителем было не только кровное родстро, но и теснейшее сродство духовное. Когда Пресвятая Дева носила во чреве Богомладенца, Она сложила дивную песнь: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1: 46 – 49). В приведенном месте Евангелия (Мф.12:47-50, Иисус Христос придал особую значимость духовному родству, потому что в это время фарисеи («род лукавый и прелюбодейный») злословили Спасителя и даже возводили хулу на Святаго Духа (Мф. 12: 24 – 32). Иисус Христос указал и признаки этого духовного родства: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 50). Слова эти в наибольшей степени относятся к Божией Матери, Которая сказала архангелу Гавриилу: «се, Раба Господня» (Лк. 1: 38).

Даже тени сомнения не должно быть при мысли об отношении Иисуса к Своей Матери. О Его нежной любви свидетельствуетПисание. Как чтил и исполнял Ее желания видим из описания чуда в Кане Галилейской. «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин. 2: 3–4). На эти слова Матерь Иисуса уверенно говорит слугам: «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин.2:5). Обратим внимание: Она заранее знает, что Сын Ее исполнит Ее просьбу и сотворит чудо, хотя до этого Он их еще не совершал («Так положил Иисус начало чудесам»; 2:11). Здесь, несомненно, свидетельство особого духовного родства между Ними. Умирая на Кресте в страшных мучениях Спаситель проявляет любовь к Своей Матери и поручает заботу о Ней любимому ученику.

Владимир, я не принадлежу никакой конфессии, потому что, в любой из них много лжи. Я изучаю Библию и Дух Святой открывает многое и дает жажду к познанию Бога. Почитала А. Кураева - очень умный человек, поискала в интернете его сайт - мне открылся этот форум... Или я попала не туда? Здесь нельзя высказывать свое мнение. относительно Писания? В Библии четко сказано, что у Иисуса были сестры и братья, и не написано, что Иосиф был вдовцом и женился на Марии, уже имея детей от прежней жены. Об этом обязательно было бы написано. Не хочу обсуждать интимную жизнь Марии и Иосифа.

добавлено: 28 июн 2017

Читаю только синодальный и иногда сверяюсь с подстрочником А. Винокурова.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Ну, Кураев действительно умный человек, но руководствоваться, нужно не мнением одного человека, а общепринятым мнением в церкви! Есть, вернее, были, гораздо умнее люди. И они признаны, как учителя церкви. Православные тем и отличаются от других конфессий, что очень строго придерживаются общепризнанного учения и его разъяснения. Эти учителя(мужи, освященные Духом Святым) оставили после себя много трудов, которые потом обсуждались, рассматривались и были утверждены, как истинные. Были, конечно, и ложные представления. Такие отметались. Те моменты, которые были спорными решались на Вселенских Соборах и постановления принимались большинством голосов. Учителя, на которых мы сейчас ссылаемся, имеют незыблемый авторитет и они признаны святыми в церкви(в своем большинстве, конечно). Вот, по этому, мы и отличаемся от протестантов, которые, что ни течение, то новое понимание Библии. И каждое считает, что только оно правильно толкует СП. Так вот, к чему я это все говорю? Что бы правильно понимать Писание, надо, не на себя надеяться, а ссылаться как раз на святых учителей церкви! На сегодня, даже не нужно идти в храм и брать в библиотеке какие либо книги. Все есть в инете! Т.е. совсем легко. А вот на то, что Вам откроет Дух Святый,-на это рассчитывать не стоит, потому что кроме Бога нам, могут подкидываться мысли и от врага рода человеческого. А мы можем это принимать, как за Божье... Понимаете? На себя нельзя надеется, вернее на то, что Вы правильно истолкуете. Как то так. Уж простите, но это наша действительность. Человек склонен принимать за истинность.то, что сам думает есть истина...

добавлено: 28 июн 2017

Вот синодальный текст:

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.(Мф.1.24-25)

А вот, как толкует это св. Иоанн Златоуст:

«И принял, – говорит Писание, – жену свою». Видишь ли, как часто евангелист употребляет это имя, не желая до времени открыть тайну девства, чтобы устранить всякое худое подозрение?

Принявши же ее, «и не знал Ее» до тех пор пока (или пока, доколе) «как наконец Она родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25). Здесь евангелист употребил слово «до тех пор пока»1); но ты не подозревай из того, будто Иосиф после познал ее. Евангелист дает этим только знать, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною. Почему же, скажут, употребил он слово: «пока»? Потому, что в Писании часто так делается. Это слово не означает определенного времени. Так и о ковчеге сказано: «Выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды» (Быт.8:7, 14), хотя он и после не возвратился. Также о Боге Писание говорит: «Ты нам прибежище в род и род» (Пс.89:2), но тем не полагает пределов. И опять, когда благовествуя, говорит: «Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна» (Пс.71:7), тем не означает конца для этого прекрасного светила. Так и здесь евангелист употребил слово «до тех пор пока», в удостоверение о том, что было прежде рождения. Что было после рождения, о том предоставляет судить тебе самому. Что тебе нужно было узнать от него, то он и сказал, то есть, что Дева была неприкосновенною до рождения. А что само собою видно из сказанного, как верное следствие, то предоставляет собственному твоему размышлению, то есть, что такой праведник (каков Иосиф) не захотел познать Деву после того, как она столь чудно соделалась матерью, и удостоилась и родить неслыханным образом, и произвести необыкновенный плод. А если бы он познал ее, и действительно имел женою, то для чего бы Иисусу Христу поручать ее ученику как безмужнюю, никого у себя не имеющую, и приказывать ему взять ее к себе? Но скажут: как же Иаков и другие называются братьями Иисуса Христа? Так же, как и сам Иосиф был почитаем мужем Марии. Многими завесами до времени сокрываемо было рождение Христово. Потому и Иоанн назвал их также (братьями), говоря: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин.7:5). Впрочем, прежде неверовавшие сделались после достойными удивления и славными..."

Обратите внимание! По еврейскому обычаю, да и не только. На Востоке, во многих странах, мать живет с одним из сыновей(в основном, со старшим) и он за ней заботится. Когда распяли Христа, Он поручил Иоанну(своему ученику) заботится о Деве Марии как о своей матери! Если бы у Марии были еще сыновья, зачем тогда это было бы нужно?! Вот Вам и ответ на "теорию" об общих детях Иосифа и Девы Марии... Она не выдерживает никакой критики! Мало того, не читая Св. отцов, люди впадают в различные заблуждения из-за отдельных слов в Писании!

Loading...Loading...