Традиции буддистов. Культ в буддизме

Э йнштейн называл буддийское учение «самой научной религией», что особенно ярко проявляется в традиции её праздников. Отрицая существование бога как высшего Творца, буддисты глубоко почитают законы природы и духовных наставников. Следуя этому принципу, главные праздники буддизма посвящены Сиддхартхе Гаутаме Будде.

Гаутама, известный как царевич Шакьямуни, жил в VI веке до н. э. на севере Индии. Сиддхартха родился в царской семье. В возрасте 29 лет он навсегда покинул роскошный дворец, отправившись на поиски истины. Став аскетом, он долго скитался, чтобы раскрыть секрет избавления от человеческих страданий - болезней, старости и смерти.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации под священным деревом Бодхи он достиг просветления и стал именоваться Буддой, что переводится с санскрита как ‘пробуждённый’. Оставшуюся часть жизненного пути Будда Гаутама посвятил мирной проповеди своего учения.

Обычаи буддийских празднований

Философия празднования отличается в буддизме от других религий по своей сути. Это не время пышных трапез и отдыха от трудов праведных, а в первую очередь напряжённая духовная работа.

Истинные буддисты верят, что кармическое воздаяние усиливается в знаменательные дни в тысячи раз. В том же размере возрастает сила как добрых, так и негативных мыслей. Поэтому это лучший момент для медитации и философских размышлений. Считается, что религиозное единение во время торжественных церемоний способствует достижению просветления.

Другой аспект, свойственный праздникам буддизма, созвучен христианской традиции. Речь идёт о ритуальной чистоплотности - моральной и физической. В дни религиозных торжеств буддисты тщательно убирают свои жилища и монастыри. Такие действия - не обычная генеральная уборка, а особое священнодействие. Процесс очищения сопровождается пением мантр, извлечением музыкальных звуков, которые призваны гармонизировать окружающее пространство.

Среди других традиций можно выделить:

  • посещение храмов;
  • участие в ритуальных церемониях;
  • пожертвования даров монастырям;
  • подношения монахам и учителям;
  • совершение добрых дел.

Время празднования

Религиозные праздники в буддизме отмечают по лунному календарю. Их даты рассчитываются по специальным таблицам ламами-астрологами и меняются ежегодно. С древних времён буддисты считали, что во время полной Луны усиливается энергетика, поэтому многие праздничные дни приходятся на полнолуние.


Список праздников буддизма

  • Весак - День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды;
  • Буддийский Новый год;
  • Монлам - память о 15 чудесах, совершённых Буддой;
  • Майдари-хурал;
  • Мистерия ЦАМ;
  • Поворот колеса учения;
  • День рождения Далай-ламы.

Строгого регламента, какие праздники в буддизме нужно справлять неукоснительно, не существует. Ритуальные предпочтения зависят от школы (махаяна, тхеравада, тантра) и от исторических традиций отдельных стран.

Приведённый перечень далеко не полон. В частности, в тибетском буддизме повсеместно празднуется неизвестный другим течениям Дзул - День поминовения философа Цзонхавы.

Асола Перахара, торжество в честь Зуба Будды отмечают только сторонники тхеравады в единственном храме на острове Шри-Ланка, где хранится эта удивительная реликвия. Пышные торжества длятся две недели и включают процессии с празднично украшенными слонами. На одном из них по городу провозят ларец со священным Зубом.

Главные праздники буддизма

О самых значимых датах в буддийском мире стоит рассказать подробнее. На вопрос «Какой самый важный праздник в буддизме?» можно ответить однозначно - Весак. Он символизирует сразу три сакральных события: рождение, просветление и смерть Будды. Согласно поверью, Гаутама родился, обрёл дар просветления и ушёл в Нирвану во второе полнолуние года. Обычно оно приходится на последние майские дни.

Празднование Весака длится на протяжении целой недели. В монастырских общинах служатся особые молебны и устраиваются пышные церемонии. Дома и храмы с любовью украшают фонариками, живыми цветами и горящими лампадками, которые символизируют свет великого сострадания Будды. Люди совершают паломничество, приходят в монастыри, чтобы предаться медитации и послушать рассказы монахов. Сельхозработы в эти дни запрещены в знак милости ко всем земным существам, в том числе домашнему скоту.

Саагалган

Новый год в буддийской традиции отмечают в первое новолуние весны. Из-за отличий в летоисчислениях разных школ Новый год в таких странах, как Монголия, Тибет, Калмыкия, встречают в разные сроки.


Накануне Саагалгана уважаемые ламы-астрологи оглашают предсказания на следующий год. В монастырях совершаются молебны почитаемым божествам. Самая любимая богиня - Шри-Дэви. Она покровительствует древней тибетской столице - Лхассе.

Здесь сохранилось поверье, что Шри-Деви под Новый год осматривает свои владения, чтобы удостовериться, хорошо ли жители подготовились к её приходу. Чтобы заслужить милость богини и заручиться её расположением на год вперёд, рекомендуется не ложиться спать всю ночь: молиться в храме либо произносить мантры у домашнего алтаря.

Праздничное застолье по традиции должно включать блюда из продуктов белого цвета. Этот период года связан с массовым появлением приплода у скота. Становится много молока, отсюда и происходит название Сагаалган, которое переводится как ‘белый месяц’.

Монлам

Молитва Монлам начинается с первым рассветом Нового года и читается 15 дней подряд. Праздник посвящается воспоминанию о пятнадцати чудесах, сотворённых Буддой. История гласит, что несколько монахов покинули своих прежних учителей-аскетов, чтобы присоединиться к сторонникам Будды. Возненавидевшие его монахи начали прилюдно злословить над Учителем, опровергая его святость.

Будда равнодушно относился ко всем насмешкам, но ученики упросили его продемонстрировать видимые доказательства своего могущества. В индийской деревне Шрасвати Будда 15 дней подряд совершал чудесные деяния, после чего слава о нём разнеслась по всему миру.

После окончания торжественных молебнов монахи сдают экзамены на получение более высокого сана. В последний день праздника, который всегда выпадает на полнолуние, делают 15 фигурок из топлёного масла, изображающих чудеса Будды. Их выставляют для обозрения в дацанах.

Майдари-хурал

Этот праздник посвящён воплощению Будды Майтрейи в конце времён. Его правление связывается с благословенной эпохой процветания и блаженства, когда люди на земле будут жить 84 тысячи лет.


На Майдари-Хурал стекается множество паломников в монастыри. Из храмов выносится скульптура Будды Майтрейи, которую водружают на богато украшенную колесницу. Сопровождаемая многочисленными верующими процессия неспешно обходит стены монастыря по направлению движения солнца. Это событие и отражено в названии празднества - Круговращение Майтрейи.

Церемония часто прерывается чтением сутр и ритуальными чаепитиями, поэтому продолжается она целый день. В завершение накрывается стол с обильными угощениями, приносятся подарки монашеской общине.

Мистерия ЦАМ

Некоторые исследователи считают, что корни ритуального действа ЦАМ следует искать в древних шаманских обрядах. В храмовую практику северного буддизма её ввёл великий учитель Падмасамбхава (VIII в.). Особо распространена мистерия в монгольских, бурятских, тибетских монастырях.

Обряд представляет собой пантомиму, исполняемую ламами в устрашающих масках докшитов (хранителей). Персонажи разыгрывают ритуальное действо, совершая танец по кругу, жестикулируя руками. Ежегодно исполняемая мистерия преследовала несколько задач:

  • устрашить и отдалить злых духов от последователей буддизма;
  • продемонстрировать торжество истинного вероучения;
  • показать присутствие божества в видимом мире;
  • подготовить человека к видениям в посмертном странствовании, которые сопровождают его на пути к перерождению.

Миссия исполнения Цам поручается монахам, получившим особое посвящение. Несколько дней до начала мистерии они постятся и погружаются в глубокую медитацию.

Поворот колеса Учения

Важнейший праздник в буддизме, отмечаемый в четвёртый день шестого лунного месяца. Знаменует день первой проповеди Будды Шакьямуни в индийской провинции Сарнатх. Первыми учение из уст Будды услышали пятеро аскетов, ставшие впоследствии его преданными учениками.

Главное действо празднования - обход храма со скульптурным изображением Будды Майтрейи, которое сопровождается чтением специальных сутр и игрой на ритуальных музыкальных инструментах. Духовная задача церемонии - приблизить период царствования Будды Майтрейи.


День Рождения Далай-ламы

Список праздников буддизма будет неполон без упоминания о памятной дате, единственной, исчисляемой по солнечному календарю. Каждый год 6 июля северные буддисты отмечают день рождения своего духовного лидера в изгнании Далай-ламы XIV. Судьба этого удивительного человека - живая иллюстрация буддийского вероучения. Он считается последним физическим воплощением Будды Сострадания.

Его предшественник оставил указание, где искать своё перерождение. Именно туда после смерти Далай-ламы XIII отправилась поисковая группа монахов. Родившийся в бедной семье крестьян 2-летний мальчик Тэнзин Гьяцо был найден по особым знакам, по которым определяют новую реинкарнацию Далай-ламы.

Затем последовала серия специальных испытаний, во время которых мальчик должен был найти вещь, принадлежавшую ему в прошлой жизни. С успехом пройдя проверку, 22 февраля 1940 г. он был возведён на трон Далай-ламы.

Это лишь малая толика из великого собрания праздников и ритуалов, существующих в буддизме. Менее значительные торжества посвящаются божествам, святым и покровителям, почитаемым отдельными школами, монастырями и общинами.

| Буддийская традиция

Атиша

Атиша.

Бодхичиттабхавана

Гампопа

Джатаки

Канон Трипитака

Кунга Тензин

Лонгченпа

Миларепа

Нагарджуна

Нагасена

Наропа

Падмасамбхава

Петрул Ринпоче

Сультим Лодой

Тантра

Тилопа

Шантидева

является в одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в России, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Наряду с Христианством и Исламом, относится к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий (Иудаизм) имеют межнациональных характер.

Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.

Космополитический характер , Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.

Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога. Такой Бог как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Будда Шакьямуни.

Другая, основанная на религиозной традиции легенда рождения , это рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, назвавшего себя Буддой, что означает "просветленный высшим знанием", "осененный истиной".

Возникновение было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки. Типитаки обозначает на языке пали "три сосуда" (точнее три корзины).

Типитака была кодифицирована около III в. Текст Типитаки разделён на три части и посвящен правилам поведения монахов и порядкам в монашеских буддистких общинах, содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам, а также включает проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.

Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), начать следовать традиции буддизма, что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов.

Задолго до возникновения Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции.

Субъективно возник как реакция некоторых слоев древнеиндийского общества на учения, признающие авторитет Вед и их толкований, но одновременно с этим следовавшего кастовой системе брахманизма.


Уже в первые столетия своего существования разделился на 18 направлений, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению на две ветви: Хинаяну
(“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”).

Это разделение в буддийской традиции было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.

Теснее связанная с ранним , признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - в монашество.

Исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений.

Ранний отличается простотой и обрядностью. Главным элементом является культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым сооружениям, где хранятся реликвии .

Со временем в Буддийскую традицию добавилась особая форма религиозного поведения - бхавана, что означает углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань”(в Китае) и “дзен” (в Японии).

Многие считают, что этика в занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения .

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, а также противопоставлением идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю.

К XII - XIII вв. Буддизм теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения и перемещается в другие районы Азии, где трансформируется с учетом местных условий.

Например, Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань — это китайское название, хотя в мире оказалось более распространено японское прочтение иероглифа, обозначающего это направление буддизма, — дзэн.

Китайское слово “чань” происходит от санскритского термина дхьяна (по- китайски — чаньна). Буквально это означает созерцание, медитация, что достаточно точно передаёт характер чаньской практики.

Созерцательное направление возникло ещё в индийских школах буддизма. В основном дхьяна базировалась на сложной йогической практике, которая порой продолжалась долгими часами. Но в Китае дхьяна приобрела несколько иной характер, последователи чань не стали ограничивать себя только молчаливым самоуглублением в уединении. Они бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни.

Первые идеи дзэн-буддзима пришли в Японию из Китая в VIII-IX вв. Для Японии это было время глубокого общественного кризиса, жестоких междуусобиц, падения авторитета императорской власти, выдвижение на первый план воинского сословия самураев, с их суровым культом стойкости перед любыми лишениями, верности сёгуну, презрения к смерти и страданиям.

Практика дзэн хорошо, совместимая с занятиями воинскими искусствами, получила здесь широкое распространение. Дзен был не особенно популярен среди крестьян. Дзен уделяет особое внимание утонченному восприятию красоты всего сущего во всех его проявлениях. В дзэн-буддизме развились традиции аранжировки цветов, чайной церемонии и другие, являющиеся полностью японскими по своим культурным особенностям.

Альберт Эйнштейн считал буддизм «самой наукообразной религией», тем не менее в ней есть место такому распространенному понятию, как праздники. Несмотря на свое нежелание признавать наличие бога как верховной правящей сущности, буддисты испытывают глубокое уважение к различным силам природы, святым и учителям, а также к самому создателю этого очень глубокого и всеобъемлющего религиозно-философского учения - Будде.

Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии царевичем Шакьямуни, - реальное историческое лицо, жившее за несколько сотен лет до нашей эры. Таким образом, буддизм можно считать одной из самых древних мировых религий, хотя «втиснуть» его в рамки обычной религии вряд ли удастся. За прошедшие многие столетия в учении Будды формировалось несколько течений и школ, поэтому праздники буддизма в них, а также в разных местностях, где он распространен, могут сильно отличаться друг от друга. Можно сказать, что лишь небольшая часть из них истинно религиозные праздники, как, например, Весак. Это 15 день второго месяца весны, в который, по преданию, родился, обрел просветление и умер, окончательно уйдя в нирвану царевич Гаутама, ставший Буддой, то есть просветленным. Праздник возник очень давно, в самом начале буддизма и относится к тхераваде - одной из самых ранних его версий. Согласно древнему преданию, все три события состоялись в один и тот же день года, который приходится на полнолуние в мае. Можно сказать, что этот день почитают все буддисты без исключения, ведь они относятся к Будде с глубочайшим уважением, пониманием и преклонением перед силой его ума и мудростью.

Традиции буддийских празднований

Для большинства христиан церковные праздники напрямую связаны с радостью и отдыхом. Праздники буддизма в этом плане отличаются от принятых у нас норм. Считается, что все, что делается или о чем думается в эти моменты, усиливается в 1000 раз. Соответственно, любой негатив, будь то в деле или в мысли, возрастет в такой же пропорции. Поэтому для истинных буддистов эти дни посвящены наиболее строгому и глубокому контролю на только за собственными действиями и поступками, но и за своими мыслями. Если любое положительное достижение в этот момент возрастает в 1000 раз, то момент праздника - лучший способ достичь цели буддизма - прерывания сансары и ухода в нирвану.

Второй момент, которым отличаются праздники буддизма, намного ближе нам по духу. Это ритуальная чистота. При этом чистота физическая ассоциируется с очищением духовным. В такие дни верующие и монахи тщательно убирают храмы и монастыри, очищают свои жилища и тела. Но эти действия нельзя считать простой генеральной уборкой. Это в самом высоком смысле священнодействие, с мантрами и извлечением особых звуков, призванных гармонизировать среду обитания и налаживать контакты с тонкими материями. Опытный ученый мог бы сказать, что праздничное очищение в буддизме - не что иное, как способ воздействия на мир на квантовом, глубинном уровне.

Из традиций, характерных и для праздников буддизма, и для многих других религиозных действий, можно назвать посещение храмов, раздача подношений самому Будде, учителям, монахам и членам общины. В эти дни все стремятся стать лучше, изгнать из себя пороки, мешающие просветлению.

Однако не существует никаких строгих требований относительно обязательного посещения храма или регламентации действий, как, например, в иудаизме, где вообще невозможно отступление от раз и навсегда принятого в незапамятной древности правила. В буддистской традиции праздник вполне можно встречать и дома, главное, чтобы он был наполнен глубоким внутренним смыслом, а не простым бездействием.

Самые известные и широко отмечаемые торжественные дни буддизма

Хотя в некоторых странах, где распространен буддизм, используется григорианский календарь, то есть тот, которым все мы привыкли пользоваться с самого детства, традиционный буддийский календарь лунный. В нем месяцы намного короче, чем в нашем, основанном на базе солнечного года, поэтому все даты имеют существенное смещение. Праздники буддизма рассчитываются по специальным астрологическим таблицам, что, кстати, делается и для некоторых христианских торжественных и памятных дней, например, Пасхи. Существуют и фиксированные праздники, как, например, не относящийся к каноническим, но очень почитаемый всеми буддистами, особенно тибетской традиции, день рождения нынешнего Далай-ламы X|V Нгагванг Ловзанг Тенцзин Гъямцхо, родившийся 6 июля 1935 года.

Полнолуния считались с древности особым временем, поэтому значительная часть праздников, пришедших из тьмы веков, приходится именно на эти дни месяца. Нужно отметить, что разные страны, где распространен буддизм, могут использовать различные даты и торжественные события, то есть единого календаря праздников буддизма не существует.

Среди самых распространенных и популярных дней можно назвать следующие:

  • Дончод-хурал или Весак - день, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда. Он традиционно празднуется на 15 день второго (четвертого)т месяца года.
  • Асапха - первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце.
  • Абхидхамма - день восхождения Будды на небо Тушита для беседы со своей матерью. Праздник особенно популярен в Мьянме. Отмечается в полнолуние седьмого по счету месяца.
  • Лхабаб дуйсэн - день нисхождения Будды с неба Тушита.
  • Сагаалган - Новый год.
  • Сонгкран - праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь. Это Новый год в Таиланде, который приходится на 13 апреля. Считается одним из крупных семейных торжеств в буддизме. В этот день принято делать подношения из особых, с любовью приготовленных блюд буддийским священнослужителям, а также использовать чистую ароматную воду очищения и смены времен года. Ее настаивают на лепестках самых ароматных цветков, в основном жасмина и местных роз, а затем поливают ею статуи Будды. Такой же водой обрызгивают родных, друзей и прохожих с пожеланиями долгой жизни.
  • Праздник слонов - создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона.

Это только малая толика из множества ритуалов и празднований, принятых в буддийской традиции. Существует множество менее значимых торжеств, посвященных локальным божествам или местным событиям, святым и покровителям.

Особенности буддийской традиции

В этом учении также достаточно четко регламентированы дни, когда лучше всего стричь волосы, лечиться, отправляться в долгий путь или начинать новое дело. Это такая своеобразная буддийская астрология, советующая самый оптимальный способ проведения важных для человека мероприятий. Также во всех странах, где принят буддизм, отмечаются дни перехода из одного возраста в другой, особенно взросление (вспоминается бар-мицва и бат-мицва в иудаизме и первое причастие в католичестве), свадьбы, рождения детей и похороны. Как и в других религиозно-этических группах, у буддистов существуют особые, веками выработанные ритуалы и нормы празднования этих важных для людей событий.

Интересными особенностями отличаются такие важные события, как буддийские свадьбы. Точная их дата, а также время проведения обряда рассчитывается, исходя из момента рождения обоих брачующихся. В результате празднование может проходить как днем, так и среди ночи. Считается, что такой подход способствует идеальной гармонии отношений в новой ячейке общества.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в такой огромной семье народов, которых объединяет буддизм, можно встретить множество различных типов празднований и обрядовых действий. При этом они совершенно необязательно должны выполняться по единой схеме, ведь места обитания, традиции и условия жизни буддийских народов резко отличаются друг от друга. Достаточно сравнить обычаи Бурятии и Таиланда, Тибета и Шри-Ланки, чтобы понять, что в каждом государстве обязательно не только будут собственные особые праздники, но и традиционно отмечаемые повсюду в буддийском мире торжества также приобретут персональные черты, своеобразную национальную окраску. Нельзя сказать, что это является чем-то негативным, напротив, говорит о том, что мировой буддизм - не застывшая навеки инертная масса, а живое, развивающееся и прогрессирующее, изменяющееся, не меняя своей сути, светлое и чистое учение.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддийская философия, как и любая другая религия, связана с особыми традициями и обычаями. В сегодняшней статье мы расскажем про обряды и ритуалы буддизма, а еще поведаем о том, как отмечают праздники последователи Будды.

Обрядовая часть религии

Дальше следует погребение, которое тоже должно происходить по специальным правилам, сопровождаться освещением могилы, пением мантр. Люди верят, что это поможет избежать новых жертв в семье и упокоит душу родного.

Посещение храмов

Вера буддиста неотделима от посещения храмов. Здесь проводятся службы по лунному календарю, который можно считать традиционным: особенной силой обладают дни новой и полной луны. Но это не отменяет еженедельные и даже ежедневные служения.

Верующий приходит в святилище, где обязательный атрибут – статуя Будды, восседающего с безмятежной полуулыбкой. Тут и там видны изображения других божеств, мифических существ. Прихожанин снимает обувь, садится, кланяется и по-своему общается с божественным.


Монастырь наполнен духом умиротворения, сладковатым запахом благовоний и шепотом мантр как музыкальным сопровождением единения с богами. Подношения им и монахам считаются неотделимой частью посещения. Нередко встречаются , способные донести молитву, усиленную в сотни тысяч раз.

Но даже вне стен храма человека сопровождает его вера. Буддийский культ выражается медитациями, ритуалами у домашнего алтаря, чтением священной литературы. Во время обетов, суть которых похожа на посты, буддисты стараются ограничивать себя в еде, вести более аскетичный образ жизни, питать свой ум светлыми мыслями – делать все, чтобы максимально приблизиться к гармонии внутри себя и во внешнем мире.

Праздники

Для буддистов праздник – это не день излишеств, как нередко воплощают это событие жители Запада. Даже в английском языке праздник – это «holy day», что в переводе означает «святой день». И сторонники Будды об этом ни на минутку не забывают.

Они знают, что энергия этого дня особенная, и любое действие – хорошее или плохое – увеличивает свою силу, воздействие на окружающий мир. Чистота – вот что сегодня, как никогда, необходимо душе, поэтому люди стараются непременно посетить храм, помолиться, обратиться с благодарностями, подкрепленными подношениями, к божествам, монахам и друг к другу.


Празднование выливается в торжество жизни, совместное чтение мантр, религиозных текстов, в песнопение, игру на любимых музыкальных инструментах, обращение к культовым предметам. Особенно широко, трепетно празднуется Весак, или Вишакха пуджа– день рождения, просветления и ухода в нирвану Пробужденного.

Это интересно! В направлении махаяны три главных события жизненного пути Будды празднуются в разные дни, в то время как во всех остальных школах, в том числе в тхераваде, они выпадают на один день. Поэтому его отмечают с особым размахом.

Весак обычно празднуется в мае. На протяжении целой недели толпы верующих стекаются в храмы, где денно и нощно проходят молебны, а настоятели рассказывают захватывающие истории о пути Будды и его верных учеников.

На этот момент все озаряется светом, который символизирует просветление Учителя: около ступ горят свечи, а монастыри, улицы и даже дома украшаются бумажными фонариками.

Отличительная особенность заключена в том, что они зависят от лунного календаря, поэтому «скачут» из года в год. Из-за этого так важна работа местных астрологов, которые беспрестанно высчитывают даты предстоящих событий, составляют прогнозы.

Ритуалы

В буддийской практике зачастую используются ритуалы, о каких не слышал европейский человек. Несмотря на это, представители Запада бесконечно верят в действенность этих способов, поэтому относятся к ним чрезвычайно серьезно. Их названия могут варьироваться от направления к направлению, но основа остается незыблемой.

Мы выбрали основные, самые интересные, на наш взгляд, ритуалы, и немного расскажем о них:

  • Мэнгын Засал

Философия буддистов утверждает, что через каждые девять лет человек сталкивается со своеобразными кризисами, например, на 18-м, 27-м, 36-м, 45-м году жизни и так далее. Чтобы избежать застоя и неприятностей в этом возрасте, стоит прибегнуть к помощи лам.

Для начала следует собрать девять специальных камней и принести его ламе. Он уже, в свою очередь, проведет над ними обряд, прочитает особые молитвы, освятит благим дуновением. После нужно будет выбросить камни на разные стороны, как скажет монах.

  • Тчаптуй

Если человек часто болеет или претерпевает неудачи на каждом шагу, значит его энергетика загрязнена. И здесь тоже помогут мантры. Для этого нужен специальный сосуд, наполненный водой. После многократного прочтения молитвы – тысячи, а может и миллион раз – вода станет наделена целительными свойствами и смоет всю плохую энергию.


  • Мандал Шива

Этот ритуал очень помогает при каких-либо начинаниях – чуде рождения, создании новой семьи, строительстве жилища. За это отвечает Зеленая Тара – богиня, известная своей благосклонностью. Однако чтобы ее заслужить, следует сделать ей подношения в виде цветов, ароматических палочек, сладкой воды, еды, света, а также подарить 37-звенную мандалу и начитать специальные мантры.

Заключение

Буддийская традиция неповторима и многогранна, что еще больше подтверждают многочисленные ритуальные обряды. Они могут показаться таинственными и необычными, но, что интересно – они работают, стоит лишь только верить.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если информация статьи оказалась интересной для вас, делитесь ею с друзьями в соцсетях, и будем искать истину вместе.

Ожидание в течение года

«Я просто не совершил ни одной ошибки дважды»

«Есть ли у кого что спросить?»

«Сколько листьев в руке?»

Три типа слушателей

Хитрая философия

Волк и олень

Ядовитая змея

Голова и хвост змеи

Благородный муж

О трёхэтажной постройке

Блудный сын

Притча о спрятанном жемчуге

Глупец и соль

Коровье молоко

Поджаренные семена

«Будьте сами светом для себя»

Несчастнейший на свете

Торговцы и проводник

Лекарство для взросления

Сахарный тростник

Молчание

Деревянная статуя

Подражание

Что ценнее?

Он женился

Три лепёшки

Покупатель плодов манго

Одно и то же положение тела

Ворота, верёвка и осёл

«Существует ли Бог?»

Мясо одного фазана

Управление судном

Сотня ног

Идти по пути

Камешки и гхи

Семя и плод

Черепаха

Богатый бедняк

Кривой молочный пудинг

Наказание

«Я находился возле тебя»

Осёл глупца

«Но практика ещё лучше»

Полбутылки масла

Рецепт врача

Золотые кирпичи

Четыре года от роду

Что такое ты?

Жадность сгубила

Принцип причины и следствия

«Благоговейте! Благоговейте!»

Неизбежность

Слезливая старуха

Каждый пусть оберегает себя

Что же случилось?

Смерть сына

Буддизм - это система религиозной практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение. Основная идея буддизма заключается в утверждении, что «жизнь есть страдание» и «существует путь к спасению». Канонический буддизм рассматривает человека как обособленный мир, «мир в себе», себя порождающий и себя же уничтожающий или спасающий.

Предлагаемый буддизмом путь постижения Истины называется «Срединным Путём». Этот путь действительно лежит посередине между крайностями ведической религии: её культами, обрядами и жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетизмом отшельников древней Индии, истязавших в поисках Истины свою плоть, с другой стороны. Будда уже в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть, совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом, отсюда его название - Срединный.

Для достижения внутреннего спокойствия и обуздания мысли служит практика медитации: упражнения йоги, созерцание различных религиозных объектов, размышления на заданные темы, ритмическое и спокойное дыхание, разные стадии транса (14) и экстаза, культивирование дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам.

14) Транс - изменённое состояние сознания.


Практика медитации и соблюдение норм морали позволяют сосредоточить внимание на размышлении о сущности бытия. Из этого состояния идущий по Срединному Пути может перейти в стадию начала просветления, постигнуть мудрость. Однако мудрость достигается не с помощью анализа, а благодаря интуиции и духовному прозрению, внезапному осознанию Истины. Случайно услышанное слово, случайно подмеченное явление, интуитивное чувство растворения, исчезновения своего «я» - все эти моменты могут оказаться толчком к прозрению.

Согласно традиции, основателем буддизма считается принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, впоследствии получивший имя Будда - «Просветлённый». Слово «Будда» является производным от санскритского корня «будх» («будить», «пробуждаться») и обозначает переход от спящего, затемнённого сознания к пробуждению, т. е. к просветлённому состоянию.

Будда Шакьямуни (560-480 до н. э.) родился в аристократической семье рода Шакья, правившей небольшим государством, расположенным между Непалом и Индией. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама - его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, дабы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Царевич возмужал, женился, у него появится сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила ему одни радости. Однако наблюдательный и впечатлительный Гаутама во время своих переездов из одного дворца в другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают, и задумался о смысле жизни.

Он решил помочь людям в поисках Истины и в двадцать девять лет ушёл из дома, став отшельником. Согласно традиции, Гаутама под руководством двух учителей обучался йоге - особой системе тренировки ума и тела, в процессе которой человек отвлекается от всех обычных физических и психологических впечатлений и переходит в состояние медитации. Гаутама пробовал также прибегнуть к суровому аскетизму, умерщвляя своё тело постом. Шесть лет бродил он по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вёл строгий аскетический образ жизни, но, убедившись, что умерщвление плоти ведёт к угасанию разума, отказался от аскетизма. К тридцати пяти годам у него созрело убеждение в близости открытия Истины, и Гаутама погрузился в медитацию, в которой пребывал, по одной версии - четыре недели, по другой - семь недель без еды и питья. Он пришёл к практике того, что сам называл «памятованием», «удержанием в памяти» - к особого рода самонаблюдению, при котором, вместо того, чтобы пытаться подчинить или прекратить свои физические и психические впечатления, он просто сидел, наблюдая за своими чувствами и мыслями, за тем, как они возникают и складываются в случайные узоры.

Гаутама осознавал, что его существование является скоплением физических и психических состояний, сменяющих друг друга и находящихся в процессе беспрестанного возникновения и исчезновения. Он также осознал, что его опыт, связанный с переживанием боли и наслаждений, обусловлен его психическими состояниями -состояниями желаний. Он чувствовал наслаждение, когда его желания удовлетворялись, и боль - когда этого не происходило. Он знал, что определённый уровень боли неизбежен при физическом существовании, но он понял, что само его физическое состояние является результатом действия силы желания, что желание - это лишь поверхностное явление, отражающее сложную психическую структуру - «эго», или представление о собственном «я». Структура «эго», или структура сил, вызвавших его нынешнее существование, сама является плодом прежнего существования, результирующая энергия которого называется «кармой». При помощи практики напряжённого «памятования», подкреплённой определёнными приёмами сосредоточения, успокаивающими и очищающими сознание, Гаутама смог проследить поток своей кармы далеко в прошлое. Будда, подобно браминам, учил, что жизнь обусловлена кармой - «силой деяний». Закон кармы гласит, что всё, чем человек является, и всё, что он делает, представляет собой проявленный результат его прошлых действий, что все обстоятельства его жизни - умственные и физические способности, социальное и экономическое положение, в которое он попал с момента своего рождения, и все дальнейшие события его жизни - не случайны и не определяются влиянием какой-либо внешней силы, но являются плодом собственных поступков в прошлых и настоящей жизнях. Главным из того, что открылось Будде в момент просветления, стало понимание, что жизнь представляет собой сплошное страдание, порождённое желанием - желанием жизни, наслаждения, высокого положения в обществе, богатства. - которое коренится в вере в существование «я».

Все религии борются с ограниченностью - с непостоянством и несовершенством человеческой жизни. Буддизм обозначает эту проблему одним словом: страдание. Родиться - это страдание; расти - это страдание; болеть - страдание; стареть и умирать - страдание. Кроме физической боли существует более тонкая форма страдания: неудовлетворенность, несчастье, вызванное тем, что у нас есть то, чего мы не хотим, и нет того, чего мы хотим. Тревога (душевное страдание) присутствует даже в моменты наслаждения и довольства: мы знаем, или по крайней мере, предполагаем, что они не продлятся долго. Естественен страх потерять что-либо: своё положение, уважение других, своих любимых, своё имущество. И в самой глубине человеческого существа лежит смутное и грызущее предчувствие смерти, не только отнимающей жизнь, но и лишающей её всякого смысла. Именно эта тревога смерти мотивирует человеческие усилия, именно она движет миром.

В течение первых двухсот лет с момента своего возникновения буддизм развивался достаточно гармонично. Около 300 г. до н. э. в рамках сангхи (буддийского монашеского ордена) возникло несколько течений, ставших отдельными школами, впрочем, не оказавших сколько-нибудь значительного влияния на развитие буддизма. В начале II в. до н э. появились новые «Сутры» (букв. «Беседы»), притязавшие на то, что в них содержится «высшее учение Будды», которое до поры до времени хранилось в тайне, а теперь заново открыто. Так возникли два направления: Тхеравада («Путь старейшин»), или Хинаяна («Малая колесница»), и Махаяна («Большая колесница») (15).

15) Хинаяна... и Махаяна--поскольку «яна» буквально означает: «то, по чему движется», точнее эти направления назвать: Хинаяна («Малый путь») и Махаяна («Великий путь»). Соответственно далее нужно расшифровать термины Ваджраяна и Тантраяна. - Прим. ред.

Монахи-тхеравадины придерживались взглядов, представленных в ранних сутрах, согласно которым целью монашеской жизни является достижение состояния Архата, добиться которого можно лишь соблюдением монашеской дисциплины, но никак не жизнью в миру. Мирянин на время мог обрести небесное блаженство, но его снова ждало рождение в мире людей, чтобы вступить на монашеский путь. Архатом назывался тот, кто достиг Нирваны, то есть искоренил всякое страдание при помощи нравственной чистоты и прозрения, и не испытывает необходимости новых перерождений по окончании нынешней жизни. Большая часть текстов Хинаяны входит в так называемый палийский канон - «Типитаку» («Три корзины»). Из неканонических сочинений этого направления буддизма наибольшее значение имеют «Милиндапанхья», а также «Абхидхармакоша» Васубандху.

Монахи-приверженцы Махаяны выдвинули другую цель монашеской жизни, достижимую и для мирян, - обретение состояния Будды. Они считали, что полное освобождение от страдания возможно лишь при приобретении психологической установки бодхисаттвы. Бодхисаттвы («Те, чья сущность - - пробуждение») предаются подвижничеству не ради самих себя, но ради блага других. Махаяна отвергала стремление к личной выгоде, и прежде всего - личное стремление достичь Нирваны.

Согласно Махаяне, космическое тело Будды способно принимать разнообразные земные формы ради спасения от страданий всех живых существ и разъяснения учения всем, находящимся в цепях Сансары, в потоке неведения.

Махаяна разрабатывает и развивает исконное учение Будды о несуществовании вечного «я». Если нет неизменной личности, значит, жизненная форма пустотна, лишена собственной природы - она представляет собой непрерывный процесс, поток энергии. Это одинаково верно как в отношении вещей, так и в отношении людей. Видеть этот мир (вещи и людей) таким, каков он есть, то есть достичь цели восьмеричного Пути - значит осознать его пустотность. Это не означает, что следует считать, будто мира не существует; это означает - видеть, что всё существующее находится в отношениях взаимозависимости, а потому - в глубинном единстве.

Возникновение Махаяны отмечено появлением нескольких новых письменных памятников в I в. до н. э. -II в. н. э. Это «Махаваста», «Дивьявадана», «Лалитавиштара». Самыми значительными из ранних учителей Махаяны были Нагарджуна (II век н, э.), братья Асанга и Васубандху (IV век н. э.), Ашвагхоша, Арьяшура, Шантидева и другие.

В течение I-V вв. н. э. окончательно сформировались главные религиозно-философские школы буддизма. В Хинаяне - вайбхашики и саутрантики, а в Махаяне - йогачарьи, или виджнанавадины («Виджнана» - «Учение о различающем сознании»), и мадхьямики («Мадхьяма» -«Срединное учение»).

В V в. появляется особое, третье, направление буддизма - Баджраяна («Алмазная колесница»), или Тантраяна («Колесница особых обрядов»), параллельное индуистскому тантризму. В философских позициях Тантраяна согласуется с Махаяной и может считаться её ответвлением. Её особенность состоит в том, что она ввела в буддизм весьма древние ритуальные и йогические приёмы. Приверженцы Ваджраяны создали множество текстов, но подлинные знания этой «Колесницы» были известны лишь учителям, сиддхам («достигшим»). В противовес открытой передаче знания в Махаяне и Тхераваде, знания сиддхов передавались только через близкие отношения учителя и тщательно подготовленного ученика. Учителя Северной Индии принесли буддизм Ваджраяны в Тибет, где он получил новое рождение и стал называться тибетским буддизмом, или ламаизмом.

Слово «тантра» имеет в санскрите много значений, в том числе - «тайное знание», «хитросплетение», «поток», «непрерывность». Эго направление буддизма создало поразительное многообразие систем йогической практики, памятников литературы и искусства.

Согласно тантрической теории, главное ритуальное действие должно затрагивать три стороны живого существа: тело, речь и мысль. Тело действует с помощью жестов, движений; речь - через мантры; мысль-через медитацию. Тантризм сочетает в себе веру в авторитет духовного наставника, практику медитации, заимствованную у йогачарь-ев, и метафизику мадхьямиков. Наиболее известными ранними учителями Ваджраяны были Тилопа, Наропа, Марпа, Миларепа и др.

После 900 лет процветания (с 250 г. до н. э. по 650 г. н. э.) буддизм в Индии начал приходить в упадок. Однако ещё в III в. до н. э., благодаря посланцам императора Ашоки, буддизм распространился по всей Юго-Восточной и Центральной Азии, захватив отчасти Среднюю Азию и Сибирь. В период с III в. до н. э. до середины I тысячелетия н. э. буддизм утвердился на Цейлоне, в Индокитае и Индонезии; в первые века нашей эры буддизм начал проникать в Китай, Тибет; в IV-VI вв. - в Корею, Японию; в XVI- XVII вв. - в Монголию; в XVIII в. - в Бурятию.

Буддизм и ныне - живая и жизнеспособная религия. В разных частях земного шара и сейчас продолжают возникать новые буддийские общины, строятся храмы. Буддисты всего мира объединены в две международные организации - Всемирное Братство Буддистов (штаб-квартира в Бангкоке, Таиланд) и Азиатскую буддийскую конференцию за мир (штаб-квартира в Улан-Баторе, Монголия).

Loading...Loading...