Воскресенские иверские ворота китай города. Воскресенские ворота - отстроенный памятник средневекового зодчества

Что есть что в церкви

Один из них ударил икону мечом, и на доске появилась кровь. Испугавшись, иконоборцы оставили женщину, а она решила спасти образ и положила его в море. Но икона не легла на воду, а встала на ребро и поплыла. Образ приплыл в Афонский монастырь. Там монахи разместили его над вратами и назвали Иверским.

В 1669 году с иконы сняли копию и отвезли в Москву. Там ее разместили в деревянной часовне у Воскресенских ворот. Они появились в 1535 на месте башни Китай-города. В 1680 их надстроили двумя башнями с двуглавыми орлами. А в 1791 году Матвей Казаков перестроил Иверскую часовню в камне. Такой облик ворота сохраняли до разборки в 1931 году. При этом в разное время в палатах Воскресенских ворот размещались лаборатории Монетного двора, палата , университетская типография, архив Губернского правления.

Иверская икона была одной из самых почитаемых в Москве.

По древнему обычаю российские императоры и императрицы, въезжая в город, останавливались у Воскресенских ворот и молились в Иверской часовне. У многих москвичей был обычай начинать день с посещения Иверской часовни. Поклониться к ней приходили перед самыми важными жизненными событиями. А перед экзаменами у иконы было особенно многолюдно - сюда съезжались гимназисты и студенты, чтобы поставить свечку и принести белую розу. Доходило до того, что перед особенно рискованными предприятиями в часовню приходили воры и бандиты, надеясь, что Иверская икона не откажет в помощи.

Иногда икону забирали и везли для совершения служб на дому у тех, кто не мог посетить церковь сам. На это время в часовне оставалась «заместительница» - точная копия образа.

В 1929 году часовню у Воскресенских ворот снесли. Через 2 года разрушили и сами ворота.

Путеводитель по архитектурным стилям

По официальной причине они мешали въезду военной техники для участия в парадах на . Именно тогда Лазарь Каганович сказал знаменитую фразу: А моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов одновременно вливались на Красную площадь! .

Еще в 1923 году перед Воскресенскими воротами прошла показательная акция «комсомольское рождество». На ней сожгли образы Христа и Богородицы. А вскоре на месте Иверской часовни поставили скульптуру рабочего и периодически ее меняли.

После разрушения Иверской часовни чудотворную икону перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках.

В 1994-1995 Воскресенские ворота и Иверскую часовню восстановили в формах XVII века - с шатровой крышей. Автор проекта - О.И. Журин.

Проезд под ними переименовали в проезд Воскресенские Ворота, и он снова стал пешеходным. Также укрепили старый фундамент, а на место старой Иверской иконы поместили новый список, сделанный в Афонском монастыре специально для восстановленной часовни.

Говорят, что... ...Иверская икона ездила по городу в специальной карете, запряженной шестеркой лошадей. К приему образа дома готовились заранее. Иверскую встречали во дворе, откуда икону торжественно вносили в дом. Там служили молебен. Затем все прикладывались к образу. После икону проносили по всем помещениям. А под конец Иверскую наклоняли, и все обитатели должны были пролезть под ней - ползком, на карачках или на четвереньках. Это называли «осениться благодатью». Иногда почтенная мать семейства, долго не могла встать, запутавшись в одежде. Это вызывало смех у домочадцев. А порой и сами священнослужители не сдерживали улыбки.
...рядом с Иверской часовней была известная на всю Москву «яма» - тюрьма для должников. Сидели там только предприниматели, которых упекали туда кредиторы за нежелание отдавать долги. Они же оплачивали «пребывание» провинившегося в тюрьме. Когда плата не поступала, заключенного выпускали. Некоторые так дразнили должника: отпускали на пару деньков, а затем вновь вносили плату за содержание в «яме» и возвращали провинившегося в тюрьму. Лжебанкроты этого не выдерживали и расплачивались с кредиторами, чтобы скорее выбраться из «ямы» .

Воскресенские (Иверские) ворота - важный композиционный элемент архитектурного ансамбля и одна из достопримечательностей Красной площади. Выстроенные в начале XVI столетия как составная часть крепостной стены Китай-города, ворота были разрушены в начале и воссозданы в конце ХХ столетия.

Вход на Красную площадь со стороны древнего Китай-города украшают двухарочные краснокирпичные ворота с башнями, пышно декорированные белокаменными вставками - памятник русского зодчества XVI-XVII столетий, по одну сторону от которых находится здание Исторического музея , по другую - Московской городской Думы.

Из века XVI…

Своим появлением Воскресенские ворота обязаны талантливому итальянскому зодчему Петру Франческо Анибале (Петроку Малому Фрязину), в 1535 году по указу княгини Елены Глинской начавшему строительство нового фортификационного укрепления - крепостной стены вокруг Китай-города c Торгом и устроившему в ней несколько ворот. Между Большой или Троицкой площадью (как в те времена именовалась главная площадь Москвы) и Китай-городом были устроены одинарные проходные ворота, название которых менялось несколько раз.

Изначально ворота назывались Неглинненскими по причине того, что несколько ранее по проекту другого итальянца Алоизио да Каризано (Алевиза Фрязина Старого) вокруг Кремля и Посада был вырыт и обложен камнем широкий ров, названный, по фамилии зодчего Алевизовым, над которым спустя несколько лет и выросли стены Китай-города, а от ворот через реку Неглинную был переброшен мост.

Помимо этого, у ворот было еще несколько названий. Например, Курятными их называли из-за расположенного вблизи торгового ряда, где продавали птицу, Богоявленскими - из-за находящегося недалеко одноименного храма, Львиными - так как ров вблизи ворот был оборудован под зверинец, в котором содержалось семейство львов, подаренных Иоанну IV Грозному английской королевой Елизаветой I в 1556 году. При государе Алексее Михайловиче ворота приобрели не только до настоящего времени сохранившееся название, но и свой воссозданный внешний вид.

Интересно, что через затянутые слюдой зарешеченные окошки ворот, согласно преданиям, царицы и царевны, по тогдашнему обычаю не имеющие права принимать участие в церковных и светских мероприятиях, с удовольствием наблюдали за крестными ходами и въездом иноземных послов.

При царе Алексее Михайловиче в воротах вместо небольшого прохода прорубили проезд и устроили на них небольшой деревянный навес, расположив под ним список Иверской иконы Божьей Матери, перенесенный с крестным ходом из Николо-Перервинской обители. С тех пор через ворота, превратившиеся из обычных проходных в парадные въездные, торжественно шествовали государи и воины-победители, в первую очередь спешившие в Иверскую часовню поклониться святому образу Пресвятой Богородицы. Тогда же у них появилось новое название - Триумфальные или Святые.

К 1680 году ворота настолько изветшали, что государь Федор Алексеевич повелел переоборудовать их в двухарочные проездные. Над ними надстроили две башни с окошками, увенчали их высокими восьмигранными шатрами с фигурами двуглавых орлов и украсили изображениями святых - прп. Сергия, игумена Радонежского , великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата (небесного покровителя государя), святителей Петра и Алексея, Московских чудотворцев. У ворот выстроили деревянную Иверскую часовню (как тогда говорили, «храмину с чуланом»), отчего они стали называться Иверскими. В 1689 году своим указом царевна и правительница Софья Алексеевна повелела устроить над воротами со стороны Красной площади икону Воскресения Христова и отныне именовать ворота Воскресенскими. Вот эти два последних названия сохранились за воротами до настоящего времени.

Во время большого пожара, случившегося в 1737 году, ворота полностью сгорели, но вскоре архитектор Иван Мичурин их восстановил, после чего во втором этаже в разное время размещались лаборатории Монетного двора, палаты Главной аптеки, типография Московского университета, а в одном из помещений даже жил видный общественный деятель и книгоиздатель Н. И. Новиков, заведовавший в 1770-1780-х годах университетской типографией.

Интересный факт: в ноябре 1774 года в подвальном помещении Монетного двора, расположенного вблизи Воскресенских ворот, содержался в оковах предводитель Крестьянского восстания Емельян Пугачев , на которого, как на диковинку, ходили смотреть тысячи горожан.

В начале XIX столетия реку Неглинную в нижнем ее течении заключили в трубу, мост, идущий от Воскресенских (Иверских) ворот, за ненадобностью разобрали, и на том месте образовалась площадь, получившая название Воскресенской.

За всю историю своего существования ворота неоднократно реставрировались. Так, после нашествия Наполеоновской армии в 1810-х годах их восстанавливал русский зодчий и художник А. Н. Бакарев, а за три года до сноса - в 1928 году на воротах были воссозданы старинные резные наличники, поврежденные в 1917 году во время Октябрьского вооруженного восстания и штурма Кремля большевиками.

Для руководителей нового советского государства Воскресенские ворота с Иверской часовней исторической ценности не представляли, да и появилась мода на парады с участием автомобилей и военной техники, поэтому в конце 1920-х годов было принято решение о их сносе, и уже в 1929 году была полностью разобрана часовня, а в 1931 году - ворота. В 1936 году проезд на месте снесенных ворот назвали Историческим. Это название сохранялось до начала 1990-х годов, когда по решению правительства столицы началось воссоздание исторического облика Красной площади.

… в век XXI

Команда архитекторов, художников и реставраторов под руководством автора проекта Олега Игоревича Журина в 1994-1995 годах возвела, укрепив на глубине 17-22 метров старый фундамент, утраченные в советское время Воскресенские ворота и Иверскую часовню, воссоздав их в облике 1680 года, после чего Исторический проезд переименовали в проезд Воскресенские ворота, и под ними, вновь ставшими пешеходными, военная техника больше не въезжает на главную площадь страны во время проведения военных парадов.

В настоящее время пышно декорированные белокаменными вставками Воскресенские ворота являются одной из визитных карточек столицы России и очень гармонично вписаны в общий архитектурный ансамбль исторического центра Москвы. А прямо перед ними брусчатку мостовой украшает памятный знак в виде металлической звезды, являющийся символической отметкой «Нулевого километра автодорог Российской Федерации».


Парадный вход на Красную площадь – Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней. Каждый человек, прежде чем войти на главную площадь страны, останавливает свой взор на Воскресенских воротах с парой арок и высоких башен, увенчанных двуглавыми орлами – символами царской власти. Это место испокон веков считалось началом Москвы. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь воины-победители. Сюда в первую очередь приходили москвичи после возвращения в город. Перед Воскресенскими воротами находится сегодня бронзовый знак нулевого километра Москвы. На него, по современной московской традиции, кидают через левое плечо монетки на счастье.

Китайгородская стена – длиной две с половиной тысячи метров и с двенадцатью башнями – была построена в 1530-х годах по приказу матери царя Ивана Грозного Елены Глинской. Это было первоклассное фортификационное сооружение средневековой Москвы. Руководил строительством итальянский архитектор и инженер Петрок Малый – строитель церкви Вознесения в великокняжеском селе Коломенском. Через Воскресенские ворота можно было попасть из торгового Китай-города на мост через реку Неглинную. Поэтому первоначальное их название – Неглинненские ворота. В XVII веке над воротами возвели дополнительное сооружение с двумя стройными башнями.

В 1648 году по просьбе митрополита (будущего патриарха) Никона афонские монахи привезли в Москву копию Иверской иконы Божией Матери, почитаемой во всем христианском мире. Встречать монахов к Воскресенским воротам Китайгородской стены пришел царь Алексей Михайлович с семьей, патриарх Иосиф, бояре и весь честной народ московский. На месте встречи в 1681 году была установлена деревянная Иверская часовня. Иверская икона стала одной из главных московских святынь. Москвичи называли это икону просто «Матушкой» и даже придумали пословицу «Кто «Матушку» не видал – тот в Москве не бывал». А Воскресенские ворота вскоре стали иначе называть Иверским.

По древнему обычаю российские цари и царицы, приезжая в Москву, останавливались у Воскресенских ворот и молились в Иверской часовне. Поклониться чудотворной иконе приходили даже неверующие жители Москвы и иноземцы, которые говорили, что «эта Мадонна творит чудеса». В 1746 году деревянная часовня стала каменной, а еще несколько десятилетий спустя ее перестроил знаменитый московский архитектор М.Ф. Казаков. После поражения Наполеона в 1812 году Иверскую часовню стали воспринимать как памятник в честь победы России над Францией. На самом верху установили позолоченного ангела с крестом. Голубой купол часовни усыпали звездами, как небесный свод.

После революции в 1923 году возле Иверской часовни провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ряженые, изображавшие священников и монахов, пели «акафист Марксу». В 1929 году Иверскую часовню разобрали. На одной из фотографий того времени видно, что вместо святыни была установлена скульптура рабочего. В 1931 году года снесли и Воскресенские ворота. Официальная причина – освобождение проезда для тяжелой военной техники, участвовавшей в ежегодных парадах на Красной площади. После окончания советского режима, в 1990-е годы, ворота и часовня были восстановлены в формах XVIII века архитектором-реставратором О.И. Журиным.

Воскресенские ворота с Иверской часовней упоминаются в произведениях многих известных писателей: Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, И.С. Шмелева, М.И. Цветаевой и даже англичанина Г. Уэллса. После восстановления они возвратили себе звание одной из известных достопримечательностей столицы. На Афоне современными монахами Иверского монастыря был сделан новый список Иверской иконы, которую, как и триста пятьдесят лет назад, привезли в Москву. Двуглавые орлы на башнях Воскресенских ворот перекликаются с орлами, венчающими Исторический музей. Здесь вообще все сооружения великолепно сочетаются друг с другом, в каком бы веке они не были построены.

Денис Дроздов

Исторически является центральным. Не будет преувеличением сказать, что любой современный путешественник в Москву проходит через эти ворота. Арка Воскресенских ворот визуально связывает два других примечательных сооружения - Государственный исторический музей и Музей Отечественной войны 1812 года, а в небольшой часовне при воротах находится один из самых почитаемых образов Богородицы — Иверская Икона Божией Матери. Прямо перед воротами находится знак «Нулевого километра» — это центр Москвы и точка отсчета всех расстояний в России.

Свое современное название ворота получили от иконы Воскресения Христова, которая была помещена на них в 1680 году. За время существования они назывались также Львиные (во рву между Никольской и Угловой Арсенальной башнями Кремля жили львы, подаренные царю Ивану Грозному английской королевой), Неглинные (до 1817 года перед воротами находился мост через реку Неглинку), Богоявленские, Троицкие, Триумфальные, Куретные, Иверские. Рядом, на ст ыке зданий Присутственных мест и Губернского правления, находилась знаменитая московская «яма» - тюрьма для разорившихся предпринимателей. Примечательно, что кредитор, определявший судьбу должника, был обязан из собственных средств уплачивать так называемые «кормовые», потому что в государственной казне не были предусмотрены расходы на содержание подобных неплательщиков.

В 1680 году при перестройке ворот были добавлены две башни с шатровыми завершениями, из палат которых цари и царицы, могли наблюдать торжественные мероприятия. В конце XVIII века знаменитый московский зодчий Матвей Казаков отстроил Иверскую часовню в камне. После войны 1812 года Пьетро Гонзаго восстановил декор поврежденной часовни, украсив ее множеством изысканных деталей. Таким образом дуэт ворот и часовни просуществовал до начала 30-х годов XX века, когда в ходе кампании борьбы с религией в 1929 году была снесена Иверская часовня, а затем (в 1931 году), в рамках плана по расширению городских улиц, были уничтожены и Воскресенские ворота, вместе с почти всей китайгородской стеной.

В настоящее время Воскресенские ворота вновь занимают свое законное место. В 1988 году на их месте начались масштабные археологические исследования, в результате которых были открыты белокаменные фундаменты Воскресенских ворот, многочисленные деревянные средневековые постройки, а также первая в Москве берестяная грамота. В 1995 году ворота и часовня были отстроены заново, а знаменитый образ Иверской Иконы Божией Матери (список 1995 года) вновь был размещен в Иверской часовне.

2016-2019 moscovery.com

Продолжим нашу прогулку вокруг Китай-города.
Китайгородская стена в районе Воскресенской площади была ещё в старину застроена сперва зданием Присутственных мест (на снимке слева):

Фото нач.1870-х гг.
Воскресенская площадь. Здание присутственных мест.
Ещё нет здания Городской Думы и Исторического музея, построенного на месте здания Земского приказа, башенка которого видна в левой верхней части снимка.



Фото кон.1880-х гг. из альбомов Найдёнова.
На месте здания Земского приказа уже построен Исторический музей.

а позже зданием Московской городской Думы:

Фото 1890-х гг. Почти современный вид.

А мы перейдём с вами к Воскресенским воротам.

Вид на Воскресенские и Никольские ворота с Воскресенской площади. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева. 1800 г.
Воскресенские ворота (ворота в разные времена носили и иные названия: Иверские - по Иверской часовне, Куретные - по Куретному-Охотному ряду, Львиные, Святые, Неглименские - по реке Неглинной, Триумфальные - через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь; в народе их именовали ещё и Аблакатскими - по адвокатам, "торговавшим у Иверской своими аблакатскими талантами") - парадный въезд на Красную площадь.
Воскресенскими их стали именовать по государеву указу 1689 г. после помещением на башне иконы Воскресения Христова.

В 1508 году великий князь Василий III указал «вокруг града Москвы ров делати камением и кирпичием и пруды чинити вокруг града Алевизу Фрязину». Соорудив плотины по реке Неглинной, Алевиз Новый превратил ее в полноводную реку, преградившую подступы к Кремлю. Со стороны Красной площади итальянец устроил ров-канал. Он протянулся от Собакиной до Беклемишевской башни на 541 метр.


Никольские ворота Кремля и Алевизов ров.Алексеев,ученики.1800-е годы.
Ширина рва колебалась от 28 до 34 метров, а глубина от 8,5 до 13 метров. Несколько позже, в 1533 году, с двух сторон Алевизова рва появились невысокие зубчатые стены (эта стена видна на акварели), а в 1535 году оконечные части рва были защищены стеной Китай-города. В ней устроили трубы, по которым воду изо рва спускали в Москву-реку и Неглинную.


Вид на Воскресенские и Никольские ворота с Воскресенской площади. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева. 1800 - 1802 гг.

Как дореволюционные, так и современные историки считают, что вода поступала в ров Алевиза из Неглинной и Москвы-реки, чего, однако, не могло быть из-за большого перепада высот. Специалисты Центра историко-градостроительных исследований, ссылаясь на донесение архитектора Д. В. Ухтомского от 1756 года, пришли к следующему выводу: Алевизов ров питался водой «из специальных колодцев, устроенных на выходах водоносных пластов и приуроченных к секторам рва, перегороженного шлюзами. Один из таких колодцев сохранялся до середины 18 века у Спасской башни и служил для полива Аптекарского сада». При сооружении рва на участке от Никольской до Спасской башни итальянские зодчие на отметке 10-15 метров вскрыли первый водоносный горизонт и вода поступала через дно рва-канала. В этом случае становится понятным, почему ров имел столь значительную глубину.


Вид на Воскресенские ворота Китай-города и Кремль со стороны Тверской улицы. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева. 1800-1802 гг.

С помощью шлюзов отдельные сектора рва в разное время осушались. В правление Ивана Грозного без воды был сектор, прилегавший к Воскресенским воротам Китай-города. Здесь содержались львы, присланные из Англии, отчего Воскресенские ворота часто называли Львиными. В «Описи порух и ветхостей», сделанной в 1629 году, дозорщик Федор Оладин записал: «Возле стены в городе, во рву, двор львиной, пригорожен к стене». В 17 столетии во рву поселился слон - подарок персидского шаха царю Алексею Михайловичу.


А.Васнецов. Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926 г.


Вид на Московский Кремль и Воскресенские ворота со стороны р.Неглинной. Реконструкция на вторую половину 17 века. Худ.В.М.Неделин.

Вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Акварель начала XIX века неизвестного художника.
В правой части акварели видны Воскресенские ворота.


Фото 1880-х гг.


Фото 1880-х гг.


Фото кон.1890-х гг.


Фото 1900-х гг.


Фото 1895-1896 гг. B. Avanzo. Иверская часовня.

В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.


Фото 1900-х гг. Иверская часовня.

13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.
Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня.


Фото кон.1900-х - нач.1910-х гг.

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.
Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих". Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.
Подробнее о чудотворной иконе и Иверской часовне

Loading...Loading...