Воскресенский войсковой собор старочеркасск. Старочеркасский войсковой собор ростовская область

Войсковой собор во имя благоверного великого князя Александра Невского города Краснодара (Екатеринодарская епархия)

Войсковой Александро-Невский собор - первый каменный храм города Екатеринодара .

Старый собор

Собор был заложен на войсковые средства 1 апреля года на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади города, настоятелем Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни архимандритом Никоном по благословению епископа Ставропольского Иоанникия (Образцова) .

Архитекторами нового храма были два брата - кубанские казаки Иван и Елисей Черники, которые за войсковой счет учились в Санкт-Петербургской академии художеств. Строительство храма, на которое было потрачено свыше 200 тысяч царских рублей, длилось девятнадцать лет.

В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества , в том числе регалии Кубанского казачьего войска, проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.

28 мая года митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев) освятил полностью восстановленный Александро-Невский собор.

С сентября года при храме действует воскресная школа для взрослых.

Архитектура

Войсковой собор был построен в русско-византийском архитектурном стиле по проекту И.Д. Черника. Кирпичный, выбеленный после постройки пятиглавый собор в плане представлял собой греческий крест с вписанным в него квадратом. Имел высоту 41 метр. На четырёхгранных световых большом барабане на средокрестии и четырёх малых по четырём углам вписанного в крест квадрата были установлены луковичные купола, окрашенные зелёной краской. Экстерьер собора был украшен лопатками, килевидными закомарами и кокошниками.

В соборе было освящено два предела: первый - в честь св. благ. кн. Александра Невского и второй - в честь архистратига Михаила - покровителя воинства небесного и тёзоименитого святого главнокомандующего Кубанского казачьего войска великого князя Михаила Романова.

Новый собор - это воссозданный на новом месте каменный храм в русско-византийском стиле, повторяющий формы разрушенного в году войскового Александро-Невского собора.

В Краснодаре состоялось празднование десятилетия со дня освящения Войскового собора во имя святого благоверного князя Александра Невского.

06.12.2010

Патриарх Кирилл преподнес храму князя Александра Невского образ Георгия Победоносца

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий первосвятительский визит на Кубань, сегодня в Краснодаре, в Войсковом Соборе Благоверного князя Александра Невского, совершил божественную литургию, посвященную празднованию Дня Святого Александра Невского.

12.12.2008

Освящение собора в честь Святого благоверного Великого князя Александра Невского

28 мая 2006 г. свершилось историческое событие - состоялся чин освящения вновь рожденного собора, главного казачьего храма кубанского казачества. Его воссоздание стало символом единения кубанского народа, возрождения православия и казачьих традиций. На освящении присутствовали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон, архиепископ Костромской и Галичский Александр, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископ Ейский Тихон, благочинные округов, настоятели многих кубанских храмов, священнослужители, представители казачества и многочисленные прихожане.

12.12.2008

Войсковой храм Александра Невского

Закладка войскового Александра-Невского собора состоялась 1 апреля 1853 года в центре Екатеринодара. Он был выстроен черноморскими казаками братьями Иваном и Елисеем Черниками, которые закончили Санкт-Петербургскую академию художеств за войсковой счет. Храм построен в традиционном для середины XIX века византийском стиле. Пятикупольное сооружение с использованием деталей древнерусской архитектуры поражало белизной стен, за что кубанцы и прозвали его Белым собором. Над внутренним убранством храма трудился мастер – иконописец Федор Рубцов из Тифлиса. Хотя строился собор дольше, чем планировалось (были перебои со стройматериалами, мешала Крымская война), зато, когда в 1872 году были сняты леса, горожане ахнули от изумления.

11.12.2008

Войсковой собор святого благоверного князя Александра Невского

17 декабря 2003 года был заложен камень на месте будущего храма; проведено два молебна: на чин освящения основания храма и на чин принятия присяги молодых казаков. Храм построен на новом месте по историческим чертежам (с некоторыми дополнениями) пятикупольного белокаменного Войскового Собора св. блгв. кн. Александра Невского, который стоял на базарной площади Екатеринодара (ныне сквер им. Г. К. Жукова). Храм был освящен в 1872 году, взорван в 1932 году. В отличие от прежнего храма в новом - две звонницы, что на Кубани большая редкость, в каждой по шесть колоколов; высота храма - 45 м.

11.12.2008

Воссоздание Александро-Невского собора

Вполне закономерно, что на Кубани, где традиции христианства имеют тысячелетнюю историю и связаны с именем апостола Андрея Первозванного, начавшего проповедование учения Христа еще в 40-х годах I в. сначала в Закавказье, а потом и на Тамани, почитание христианских праведников было всегда значимым. Известно, что в 519 г. на Константинопольском соборе Православной Церкви присутствовал епископ Фанагории Иоанн. Значит, на Тамани уже в VI в. существовала православная епархия. К сожалению, после возникновения Османской империи (на месте православной Византии) на Кавказе и в Причерноморье началось насильственное насаждение ислама. И только переселившиеся на Кубань в XVIII в. запорожские казаки восстановили здесь православие. Объективная роль православия в становлении социокультурных традиций казачества заключается в том, что на протяжении веков оно было и остается живительным источником формирования его культуры и духовного облика, непоколебимой базой его уверенности в правоте своего «святого дела по защите веры, земли и Отечества».

Собор
Страна Россия
Конфессия православие
Епархия Ростовская и Новочеркасская епархия
Архитектурный стиль Украинское барокко
Автор проекта неизвестен
Строительство - годы

Воскресенский войсковой собор - главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска (Ростовская область) - первый на Дону каменный собор. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского .

История строительства

В 1650 году , по данному в Азовском сидении обету, казаками был построен деревянный собор, на площади возле которого (майдане) собирались Войсковые Круги. Из-за частых пожаров, случавшихся в Черкасске (тогдашнее название города) собор два раза сгорал.

Каменный храм строился с 1706 по 1719 годы. Он был возведён во время действия указа Петра I , запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью и, как утверждается, лично принял символическое участие в строительстве, положив на извести несколько кирпичей (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке ). Также считается, что основные строительные работы выпролнялись специально присланными царём московскими мастерами.

Кроме того сохранилась информация (подтверждённая современными исследованиями фундамента собора), что храм построен на болоте: «Гасили трясину бутом и дубовым лесом».

Архитектура

Воскресенский войсковой собор - это девятиглавый храм высотой 49 м, построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко . Возле храма возведена 48-метровая колокольня . С трёх сторон собор окружён пристроенной несколько позже двухъярусной галереей - гульбищем , визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска.

Интерьер

Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон середины XVIII века , выполненных московским иконописцем Егором Ивановым Греком.

Напротив средних царских врат собора (перед иконостасом) висит отлитое из меди пятиярусное паникадило весом более 550 кг. Считается, что оно было привезено в 1643 году из Предтеченской церкви Азова атаманом Иосифом Петровым.

В больших полукруглых окнах окружающей собор галерее (с южной её стороны) раньше стояли нацеленные на задонскую степь пушки. В бытность Черкасска столицей донского казачества, на этой же галерее, в кладовых с сохранившимися и поныне массивными железными дверями хранились регалии Войска Донского.

Из необычных деталей привлекают внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились российские императоры и великие князья.

В библиотеке собора собраны как церковные книги (многие изданы ещё в XVII веке), так и старинные светские (например, Славянская грамматика, 1646 года, и букварь на славянском, латинском и греческом языках, 1701 года).

Площадь перед собором, с трофеями на ней

Наружное убранство

Возле входа в собор в стену вмурованы массивные цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах того человек - войскового атамана Кирилла Яковлева, - который предательски выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству…

Воскресенский войсковой собор - главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской, первый на Дону каменный собор. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского.

В 1650 году, по данному в Азовском сидении обету, казаками был построен деревянный собор на площади, возле которого собирались войсковые круги. Из-за частых пожаров собор два раза сгорал. Каменный храм строился с 1706 по 1719 годы. Он был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью и, как утверждается, лично принял символическое участие в строительстве, положив на извести несколько кирпичей (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке). Считается, что основные строительные работы выполнялись специально присланными царём московскими мастерами. Сохранилась информация,подтверждённая современными исследованиями фундамента собора, что храм построен на болоте: гасили трясину бутом и дубовым лесом.

Воскресенский войсковой собор - девятиглавый храм высотой 49 м, построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Возле храма возведена 48-метровая колокольня. С трёх сторон собор окружён пристроенной несколько позже двухъярусной галереей-гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска. Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон середины XVIII века, выполненных московским иконописцем Егором Ивановым Греком. Возле входа в собор в стену вмурованы массивные цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах войскового атамана Кирилла Яковлева, который предательски выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству. Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.



Воскресенский Войсковой собор находится на территории станицы Старочеркасской Аксайского района Ростовской области. Станица расположена в 30 километрах от областного центра на правом берегу реки Дон, основана в конце 16 века казаками.

Сооружение Воскресенского Войскового собора проходило более десяти лет, с 1706 по 1719 гг. Воскресенский собор являлся главным храмом всего войска Донского вплоть до 1805 г. Возведено здание по указу царя Петра Первого и при его непосредственном участии. Он заложил в основание храма несколько камней. Царь помогал возведению храма средства, присылал нужных специалистов. Построено здание по проекту неизвестного архитектора в стиле украинского барокко.

В настоящее время Воскресенский Войсковой собор является главной достопримечательностью края, он представляет собой каменное девятиглавое сооружение, окруженное двухъярусной галереей (гульбищем). Рядом с храмом построенная на 15 лет позже самого храма двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра, являющаяся единственным зданием такого типа в Южной России. Колокольня состоит из подклети, четверика, восьмерика и увенчанного крестом шатра. В подклете располагалась тюрьма, в которой содержались особо важные преступники. В колокольне какое-то время хранился архив Войска Донского. В настоящее время колокольня передана в ведение Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, свободного доступа нет.

Внешний вид здания собора строгий, а вот внутреннее убранство поражает своей роскошью. Иконостас с 149 иконами середины 18 века, имеющий внушительные размеры: шириной 23 метра и высотою 19 метров, выполненный резьбой по дереву. На металлических плитах перед алтарем есть памятные надписи о том, что здесь молились русские цари и великие князья. При входе в собор на стене висят массивные цепи и кандалы, в которых, согласно истории, был закован Степан Разин перед отправкой на казнь.

http://www.rostovgid.ru/architecture/



Воскресенский иконостас представляет уникальное явление искусства эпохи барокко. Его высота - 18 метров, длина - 23 метра, он включает 150 икон, миниатюр и живописных изображений, 125 из которых единовременны.

Каждый ярус в трех алтарных преградах оригинален по иконописным образам. Нижний тумбовый ряд, оформленный пышными резными консолями, украшен уникальными сюжетными миниатюрами, например, выразительно представлен редкий в иконостасах сюжет «Крещение Руси». Праздничный ряд, устроенный над масштабным местным чином, выполнен тончайшим фряжским письмом. Эти иконы помещены в восьмигранных рамах, обрамленных плоской резьбой. 4-й и 5-й чины - Деисус и Пророки - решены монументально, с мощной выразительностью силуэтов ростовых и поколенных фигур, близких по трактовке святым кисти Сурбарана, столь пластически точно и по-барочному эмоционально раскрываются их образы. Духовную иерархию венчает Распятие Христа с предстоящими святыми, осененный изображением Святого духа в образе голубином - усложненная композиция с предстоящими святыми на Голгофе, заимствованная из западноевропейского искусства.

Большую художественную ценность представляет основная часть иконных образов, выполненных в 1749 году, в технике темперной живописи на левкасе иконописцем московской Оружейной палаты Егором Ивановым Греком и его учениками.

Сложная в плане, пластически тонко разработанная резьба иконостаса в виде сплетающихся виноградных лоз выполнена лучшими мастерами-резчиками Украины. Однако донской иконостас не имеет точных аналогов ни в московском «нарышкинском», ни в украинском барокко. Его развитая ордерная система является уникальным образцом каркасного «флемского» иконостаса. Конструктивно он эллипсом устремлен ввысь, являясь более сложным, чем его предшественники - соборные иконостасы Левобережной Украины XVII-XVIII вв.

Иконостас Старочеркасского Войскового собора, состоящий из 129 единовременных икон, представляет глубоко продуманную конструктивную, иконографическую и колористическую систему Нового времени, выполненную под влиянием западноевропейской культуры.

Симбиоз западных влияний эпохи барокко раскрывается и в другом архитектурном элементе интерьера собора. Это хоры, расположенные симметрично, на высоте 3-х метров, выполненные украинскими мастерами-резчиками и иконописцами. Конструкция хор решена в виде деревянного балкона с балюстрадой. Темперные композиции росписи консолей хор созданы в 1751-1757 гг. иконописцем Киево-Печерской Лавры Филиппом Симановичем, приглашенным на Дон войсковым атаманом Д.Е. Ефремовым. Росписи в медальонах с барочными орнаментальными обрамлениями и надписями представляют 35 изображений с сюжетами на библейские (17) и евангельские (18) темы. Графическая основа росписей взята художником из гравюр Библии Пискатора, остававшейся популярной в послепетровскую эпоху в России и на Украине, как и другие «кунстбухи», ставшие графичекой основой обновленной церковной иконографии.

Источник: И.П. Гуржиева «Иконостас Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской», в сборнике «XVIII Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995)», Ярославль, 2014.



Казачьи поселения, появившиеся в Донской области в середине ХVI века, в следующем столетии бурно развивались. Казаки, по многим свидетельствам, трепетно хранили верность православию, но при этом собственно христианского богослужения были во многом лишены - для того не имелось ни храмов, ни священников. Все их силы отнимали дела войны, ибо как говорили донцы, "если будем содержать мир, то останемся босы и голодны". К 1650 году на Дону стоял уже 31 казачий "городок" (и Черкасск в том числе, основание которого относят к 1570 году), однако церквей в них не было ни одной - лишь часовни.

Первый храм, Воскресенский, начали строить - и именно в Черкасске - лишь в 1650 году. Началась история Воскресенского собора при обстоятельствах необыкновенных. В 1637 году донские казаки выбили вековечных своих врагов, турок, из Азова и овладели этой мощной крепостью, закрывающей выход в Азовское море. Турция, занятая тогда войной с Персией, не сразу смогла ответить на этот вызов. Наказать казаков она собиралась лишь в 1641 году, двинув под Азов 100-тысячную прекрасно вооружённую армию, поддержанную крымскими татарами, - казаков же насчитывалось в крепости около 10 тысяч. Тем не менее они выдержали более чем трёхмесячную осаду, добившись её снятия. Турки понесли огромные потери. В самый тяжёлый момент осады казаки дали обет в случае, если они останутся живы, воздвигнуть в Азове церковь в честь Воскресения Христова. Однако в Азове строительства не вышло - царь Михаил Фёдорович, опасаясь ухудшения отношений с турецким султаном, повелел в 1642 году казакам оставить крепость, что они и сделали, предварительно уничтожив все городские укрепления. Но обет-то, данный в труднейшую минуту, когда вражеские приступы следовали один за другим (а всего их было аж двадцать четыре!), оставался в силе. По всему выходило, что храм нужно строить в Черкасске, куда к тому времени естественным образом переместилась из Раздоров столица донского казачества. Между тем миновал год за годом, а казачье обещание оставалось неисполненным. И в 1649 году донцам было дано вразумление свыше. Вот как об этом писали они царю Алексею Михайловичу в апреле 1650 года: "Волею, государь, Божиею за наши великие грехи был на нас, холопей твоих, гнев Божий, поветрие тяжкое... И пост, государь, мы, холопи твои, держали, молебны с звоном по воскресным дням, и по средам, и по пяткам служили, и воду святили, и с чюдотворными образы, и со святою водою, и с молебным же пением кругом города своего Черкасского ходы ходили..." Как только эпидемия отступила, казаки "похотели совершити прежнее свое к Богу обещание, чтоб нам воздвигнуть ныне церковь".

Разрешение на постройку деревянного Воскресенского храма было получено от царя тогда же, в 1650 году. Дал благословенную грамоту и Патриарх Иосиф: "Аз, святейший Иосиф Патриарх Московский и всеа Руси, их, Донских казаков, благословил, велел им на тот новый храм и на приделы лес ронити, и в том лесу на Дону воздвигнути вновь храм во имя Воскресение Христово да приделы..." Государь Алексей Михайлович пожаловал казакам деньги на строительство и благоукрашение храма, книги, церковные одежды и утварь, "воздвизальный крест" с мощами. Кроме того, из столицы отправили на Дон священников Ивана и Федота и диакона Георгия. Тем, правда, не очень повезло - не дождавшись освящения церкви, "старой и увечной" поп Федот вернулся в Москву, а второй священник и диакон померли. Так что, когда пришло время освящать в 1652 году храм, специально привозили диакона из Царицына; священник же появился новый - Максим, вскоре постригшийся в монашество под именем Макарий. В 1653 и 1654 годах Алексей Михайлович посылал в Черкасск новые подводы с иконами, книгами и церковной утварью...

Воскресенский собор в Черкасске стал непосредственным "свидетелем" громких событий той поры. Весной 1670 года на Дону вспыхнуло восстание Степана Разина, вскоре охватившее всю Россию. Началось оно с прибытия бунтовщика с соратниками в Черкасск - Разин убил тогда царского посла, приказал побросать в реку нескольких домовитых казаков, не согласных с его действиями. Несколько дней Степан Тимофеевич правил в войсковой столице безраздельно, а потом, приведя в полное расстройство высшее казачье управление, отправился на Волгу. После поражения в нескольких битвах с правительственными войсками осенью 1670 года, Разин бежал снова на Дон, в Кагальницкий городок, где весной 1671 года был пленён войсковым атаманом Корнилием Яковлевым (любопытно: его крестым отцом!), опасавшимся царских репрессий против казачества. Перед тем как отвезти бунтовщика в Москву, его держали в Чкркасске, в кандалах и на цепи, - и как будто именно в войсковом соборе, хотя известно, что первый деревянный храм сгорел в пожаре в 1670 году, а в 1671 году был заложен новый. Получается, что новую церковь успели выстроить в считанные недели, что маловероятно - особенно в условиях волнений, сотрясавших тогда Дон. Как бы то ни было, разинские цепи по сию пору сохраняются в Воскресенском соборе; там же, к слову, находится и захоронения Корнилия Яковлева (его прах перенесли в храм в 1786 году).

Второй деревянный Воскресенский собор сгорел в 1687 года - после взрыва порохового погреба, вызвавшего страшный пожар. Как выглядели предшестенники каменного Воскресенского собора не известно. Однако образцы деревянной архитектуры Юга России хорошо известны, их подробно описал ещё в 1880-х годах академик В.В. Суслов, показав, насколько близки они традициям украинского зодчества. Видимо, и Воскресенский собор не выпадал из этого ряда, и, скорее всего, какие-то черты своих "предков" нынешний каменный храм унаследовал. Вот как описывает Воскресенский собор в книге "Очерки по истории древнерусского зодчества" (СПб.,1889). В. Суслов: "План собора представляется настолько странным, что подводить его к какому-нибудь типу христианских церковных построек нет никакой возможности. Была ли его форма результатом каких-нибудь особых воззрений на формы церковных построек или она создалась безотчётно в фантазии строителей - решить трудно. Во всяком случае, если отбросить все изгибы и неправильности плана, то не трудно узнать в нём обыкновенный тип наших тогдашних великорусских церквей, состоящих из главного квадратного помещения с четырьмя столбами, галерейкой и наружным крыльцом". Процитировав этот пассаж, Н. Лаврский в своей брошюре "Черкасск и его старина" (М., 1917) иронизирует: "Странный план собора является ничем иным как типом церквей украинского барокко". В структуре собора нет никаких особых "изгибов и неправильностей"; в действительности его план строг и чёток. По оси "запад-восток" расположены три двусоставных восьмигранника (центральный купол - самый большой, восточный и западный - поменьше), что вполне укладывается в схему западноукраинского деревянного храма - таких церквей и сейчас немало встречается в Галиции. Ещё два восьмигранника, идентичных западному и восточному, поставлены с севера и юга, обозначая соответствующие рукава креста и приделы - и это вполне лежит в русле русского зодчества ХVII столетия. Наконец, промежутки между боковыми восьмигранниками занимают четыре небольшие башни с самыми маленькими куполами. С трёх сторон собор окружён галереей-"гульбищем"; в галерею ведёт мощная двухсводная лестница, устроенная в 1876 году.

Во второй половине ХIХ века возвели каменную ограду с железной решёткой. Вот несколько цифр: толщина кирпичных стен основной части достигает 2 метров, толщина стен приделов - 1,5 метра. Протяжённость собора с галерей по оси "запад-восток" составляет 36,85 метра, по оси "юг-север" - 37,7 метра (площадь основного помещения 25х29 метров). Высота девятиглавого храма до центрального креста - 49 метров. Купола храма, числом девять, луковичные, отсылающие нас к русской храмовой архитектуре ХVII века. До 2012 года они были зелёными (сейчас - чёрные) - характерный для украинского барокко цвет. Появились они, вероятнее всего, после пожара 1744 года - это доказывает клеймо с именем известного московского кузнеца Василия Крестовщикова и датой ("1746"), обнаруженное на подкупольной конструкции. В каком году собор обнесли с трёх сторон галереей - в точности не известно. При ремонте кровли паперти в 1970-е годы нашли клейма - "1775". Но, возможно, они обозначают не дату её строительства, а дату очередного поновления. Окружившее соборный храм "гульбище" привело его в стилистическое "единство" с казачьими куренями Черкасска - тоже двухэтажными, с "галереей" по периметру второго этажа. Декоративное убранство собора выглядит очень лаконичным, но при этом не теряет в выразительности: строители храма во всём сохраняли чувство меры. Углы восьмигранных башен выделены полуколонками, карнизы отмечены ступенчатыми поребриками, взрывающими однообразие плоских стен. В нижней части в стены "вдавлены" крестообразные и многоугольные фигуры. Окна собора - разных размеров, но одной формы: это сильно вытянутые вверх прямоугольники со скруглённым завершением. Наличники украшены полуколонками с перехватами и пилястрами. Всё это достаточно характерно для русского зодчества ХVII века. Сильно обедневший после "белых" и "красных" реквизиций, Воскресенский собор, тем не менее, до 1936 года оставался действующим храмом. Но грянула война.

В 1942 году в храм вернулась молитва - богослужения в нём совершались до 1954 года. Следующие шестнадцать лет на дверях собора висел замок - до тех пор пока, в ходе празднования 400-летия образования Войска Донского и Черкасска, в Старочеркасской не побывал Михаил Шолохов. Тут же полетело письмо писателя, адресованное руководителям Советского Союза: "В отношении станицы Старочеркасской надо что-то делать... - писал Шолохов. - Почему бы не послать в Старочеркасск авторитетную комиссию историков, которая установила бы, какие объекты и ценности нуждаются в реставрации и сохранности..." В том же году в станице был создан историко-архитектурный музей, в ведение которого отошли все значимые памятники бывшей столицы Донской земли. И Воскресенский собор в том числе. Открывшееся финансирование позволило в ближайшие десятилетия провести в храме реставрацию иконостаса, икон и росписей, вёлся и текущий ремонт здания.

Потом наступили новые времена, государство отказалось от борьбы с религией, и 16 апреля 1990 года Воскресенский собор был торжественно освящён. В мае 2013 года в галерее собора была развёрнута очередная музейная экспозиция, посвящённая истории знаменитого храма. Воскресенский войсковой собор живёт ныне полной жизнью - в нём совершаются богослужения, учёные ведут в храме исследовательскую работу, его посещает масса туристов, стекающихся в бывшую донскую столицу. От сотрудничества Православной церкви и историко-архитектурного музея, кажется, выигрывают все.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №83, 2014 г.

Весной 2016 года приход Святого Георгия Победоносца принял заботу о Воскресенском войсковом соборе. С этого дня по благословению настоятеля протоиерея Валерия Волощука сестричество и активные прихожане регулярно посещают станицу Старочеркасскую, где ведут обширную работу по воссозданию исторического облика собора и колокольни. 28 мая состоялся субботник и первая служба . Сейчас у всех наших прихожан есть возможность принять участие в благоустройстве этого уникального исторического собора (обращаться к старшей сестре Ольге по тел. +7-918-590-72-00).

Воскресенский войсковой собор - главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской, первый на Дону каменный собор, памятник истории и культуры федерального значения. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского. Все здесь дышит историей донского казачества.

Азовское осадное сидение

На площади перед собором почетное место занимают трофеи знаменитого Азовского осадного сидения. В 1637 году казаки, устав от татарских набегов и воспользовавшись войной между Османской империей и Персией, взяли крепость Азов. Они перенесли сюда свою столицу. Азов стал вольным русским городом. Переход крепости к казакам практически прекратил набеги татар на южные районы Руси. Уже через несколько месяцев сюда потянулись торговые караваны с азиатских территорий. Но понятно, что османы не собирались терять такую военную жемчужину в донских степях. Было ясно и то, что Азов с наскока не взять. Поэтому султан начал тщательную подготовку возвращения крепости в Османскую империю.

В 1641 году под Азовом встала османская флотилия: 70 галер и 90 вспомогательных судов. К стенам крепости по суше подошла огромная армия, недавно взявшая Багдад и победившая Персию. Всего, не считая обозников и рабочих, у Азова собралось не меньше 150 тысяч вражеских воинов. Казаки в сравнении с этой вооруженной армадой казались горсткой безумцев. В крепости находилось всего около 5500 человек, из них 800 женщин. Ее оборону возглавлял казачий атаман Осип Петров.

Уже самый первый штурм азовской цитадели 30 июня 1641 года, казалось, мог увенчаться полной победой турок. Бомбардировка крепости, которая велась семь часов, дала превосходные результаты. Ворота и стены крепости были разбиты и разрушены, а дома в ней разнесены в щепы. После артподготовки начался штурм всеми силами янычарских полков и особого шеститысячного отряда европейских наемников. Под стенами крепости янычары попали в заранее вырытую казаками систему «волчьих ям» с установленными на их дне заостренными кольями. Этот казацкий «сюрприз» не задержал, тем не менее, турецкую гвардию, и мощным согласованным ударом янычары захватили «Топраков-город» - ключевое в стратегическом отношении крепостное предместье Азова. Захват «Топракова» показался турецким военачальникам настолько бесспорным, что они приказали внести в предместья восемь знамен, из которых одно было личным штандартом Гуссейн-паши.

Знамена внесли и уже ликовали о бесспорной победе. И в это время центральная часть площади «Топракова-города» взорвалась! Страшный по мощи фугас, начиненный рубленными железными прутьями, буквально разнес на куски все передовые, наиболее решительные батальоны янычар. Мгновенно погибло не менее трех тысяч солдат. Возникла паника. В этот ключевой момент казаки дружно бросились в решительную контратаку. Позднее казаки признавались, что «окромя большого приступа первого, такова жестокого и смелого приступа не бывало к нам: ножами мы с ними резались, лицо на лицо, в тот приступ».

После первого штурма Гуссейн-паша понял, что за «здорово живешь» казаков из Азова не выбить. Был дан приказ перейти к методичной бомбардировке крепости из всех осадных орудий. Бой у стен крепости шел практически постоянно. Такой тактикой огромное османское войско хотело вымотать немногочисленных защитников крепости. Казакам, и в самом деле, не оставалось времени ни на сон, ни на отдых. Женщины и девушки поднялись на крепостные стены, помогая мужьям и отцам. Казаки несли непрерывные потери, и лишь изредка пополнению удавалось прорваться в крепость через турецкое войско или по воде.

Командующий осадой паша Гуссейн Делия понял, что лобовые атаки не приносят пользы, и решил действовать с помощью подкопов. Казаки сумели обнаружить 17 турецких минных галерей и своевременно их взорвать. Вскоре от 150-тысячного османского войска осталось менее 40 тысяч бойцов. Султан прислал на подмогу отборные части янычар, сообщив Гуссейну: «Паша, возьми Азов или отдай свою голову».

Подходила осень, начались дожди и холода, среди осаждающих стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день. Но казаки в крепости об этом не знали. Их силы были на исходе, живыми оставалось не более 3 тысяч воинов. Стены, - а точнее, их остатки, - пребывали в плачевном состоянии, практически закончились боеприпасы и продовольствие. Было понятно, что в один из ближайших штурмов османы ворвутся в Азов. Но большего горя хлебнули защитники Азова. Казаки приняли предложение атамана Осипа Петрова предпринять последнюю боевую вылазку и либо погнать османов, либо погибнуть в открытом бою. «И начали мы, бедные, прощатися, - доносит до нас летопись. - Простите нас, леса темные и дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не лавливати»…

То, что случилось после, известно сегодня как одно из канонических чудес. Вот как описывает его Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Мужественно оборонялись казаки, защищая город и Отечество свое, и крепко молились, потому что знали, что по человеческому рассуждению один не может победить пятнадцати. И в канун праздника Покрова явлено было видение прекрасной Жены, в багряницу одетую, и уверовали казаки в то, что Покров Пречистой Царицы Небесной в ответ на их мужество, на их волю к победе, на их горячую молитву простирается над ними. И стали без боя отступать турецкие войска от Азова, прекратив его четырехлетнюю блокаду» . И правда, когда ранним утром 26 сентября казаки вышли из крепости, они обнаружили, что вражеский лагерь исчез. Несколько часов назад турецкое войско ушло от крепости, сняв осаду.

Понимая, что одинокой крепости не выдержать перманентной войны с грозной Османской империей, казаки стали просить помощи у русского царя: «Просим мы, холопы его, сидевшие в Азове, и те, кто по Дону живет в городках своих, чтоб велел он принять из рук наших ту свою государеву вотчину - Азов-город, ради светлых образов Предтечи и Николина, ради всего, что им, светам нашим, угодно тут. Тем Азовом-городом защитит он, государь, от войны всю свою украину, не будет войны от татар до веку, как сядут наши в Азове-городе, А мы, холопы его, что остались после осады азовской, все мы уже старцы увечные, сил нет уже у нас на боевые промыслы. А то обет наш, всех, пред образом Предтечи: постричься в монастыре его, принять образ монашеский. Станем мы Бога молить до веку за него, государя, и за весь государский род его».

В январе 1642 года в Москве был созван Земский собор с вопросом об Азове. Но, несмотря на то, что принятие Азова под покровительство давало Москве заманчивые перспективы выхода в Азовское и Чёрное моря, настолько открыто конфликтовать с Османской империей в текущий момент было сочтено невозможным (исходя, говоря современным языком, из «геополитических» соображений). Летом 1642 года казаки окончили своё «сидение» и оставили Азов, предварительно разрушив его до основания. Они вывезли из города 80 пушек, крепостные железные вoрота с петлями, железные калитки, городские железные весы со стрелою. Из церкви Иоанна Предтечи взяли медное пятиярусное паникадило, чудотворную икону Иоанна Предтечи и всю церковную утварь. Теперь это паникадило находится в Воскресенском соборе, створки ворот Азовской крепости, две калитки и коромысло городских торговых весов установлены перед колокольней.

Строительство собора

Казаки были глубоко верующими людьми. Ни одного важного дела не начинали казаки без усердной молитвы. Твердым было понятие греха: «грешно родственникам промеж себя невест сватать», «тяжкий грех с родителями ссориться». Неисполнение предсмертной воли родителей считалось тяжким грехом. Гневаться - тоже грех. «Мы - казаки, народ незлобивый, гнев прошел, и мы на мир охотно идем, и это хорошо, потому что мы прощаем на земле и сами будем прощены на небе. Так по Закону Божию». Казаки остро чувствовали свою духовную связь с умершими, обязательно их поминали. Вера играла и важнейшую роль в обыкновенном праве. Снятие со стены иконы и целование ее считалось средством доказательства своей невиновности. Во многих случаях пойманный вор не решался на такой шаг и признавался в преступлении. Казаки чтили все Великие Праздники и строго соблюдали посты.

До 1652 года на Дону церквей не было, а были лишь часовни и молитвенные дома. Это было жестокое требование того тревожного и военного времени. В исторических актах первой половины XVII века упоминаются только часовни в Раздорах, Черкасске и Монастырском городке. В Азове службы проходили в двух Азовских церквях: Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Сохранилась челобитная атамана Наума Васильева и Всего Войска Донского о присылке в Азов «мира, масла, запасных даров, двух прелогов, двух златоустов, двух оправил святых отец седьми соборов, миней месечных печатных, чтобы было по чему за тебя, государя, Бога молить». После успешной обороны и оставления города по решению Земского собрания в 1642 году казакам приходилось несладко. Построив новую крепость, турки осенью 1644 года внезапно напав на селения казаков, выжгли все до тла. Но казаки не пали духом. 24 апреля 1644 года на многих лодках вниз по Дону пошло все войско Донское. Казаки подошли к тому месту, где стоял Черкасский городок запорожцев, сожженный турками, и деятельно принялись за работу. Земляным валом и деревянным забором окружили город, поставили на валу пушки, а внутри разбили место под станицы. Интересен набор икон, которые казаки в 1645 году просят у государя взамен сожженных: «Иоанн Предтеча , Архангел Михаил , Николы чюдотворца , Михаила Малеина 1 , преподобные Евдокеи , Олексея Человека Божия , Тихона чюдотворца , архидьякона Стефана ». Государь указывает сделать для икон серебряные оклады с резными венцами, а «поля и середовины басемные золотить листовым золотом».

1 В честь преподобного Михаила Малеина был назван первый царь династии Романовых - Михаил Федорович

В 1652 году в Черкасске завершилось строительство деревянной соборной церкви во имя Воскресения Христова. Она имела четыре придела: Благовещенский, Предтеченский, Алексеевский и Николая Чудотворца. В 1670 году в годы бунта Степана Разина храм сгорел до основания, а вместо него через два года на том же месте был выстроен другой, деревянный; но и тот, в ужасный пожар, в 1687 году, сгорел вместе со всем городом.

В конце 17 века во время Азовских сражений в составе российской армии казаки под предводительством атамана Фрола Минаева заслужили большое уважение государя Петра I. Участвовали они и в Шведской войне. Во время мятежа стрельцов в Астрахани остались на стороне царя и помогли усмирить бунт. Не смогло поколебать их верности государю и восстание Булавина. В благодарность, несмотря на то, что все ресурсы были брошены на создание новой столицы - Петербурга, царь всячески помогал строительству в Черкасске великолепного девятиглавого каменного собора, и в 1709 году, приехав в город, "собственными руками положил на алтарной стене несколько камней и залил их известкою".

До сих пор точно неясна дата начала строительства Воскресенского собора. Известно, что деревянный Воскресенский собор сгорел в 1687 году. Уже в следующем, 1688 году по челобитью донских казаков из Москвы в Черкасск для строительства каменного собора были посланы деньги, церковная утварь, книги. Можно предположить, что в это время уже существовал проект строительства каменного собора. В 1695 году Петр I пожаловал на строительство собора 100 рублей - весьма немалую по тому времени сумму. В справке Посольского приказа, в ведении которого находилось Войско Донское, за 1704 год сообщается об оказании казакам помощи в строительстве собора за предыдущие годы. Однако, надпись в притворе гласит:

ВО СЛАВꙋ СВТІѦ ЕДІНОСꙋЩНІѦ ЖІВОТВОРАЩІА И НЕРАꙀДѢЛЬНІѦ ТРОІЦІ ОЦА І СНА І СТАГО ДꙋХА ПРІ ДЕРЖАВѢ БЛГОЧЕСТІВАГО ГДРА ЦАРА І ВЕЛІКАГО КНꙀѦ ПЕТРА АЛЕѮѢЕВІЧА ВСЕѦ ВЕЛІКІѦ І МАЛІѦ І БѢЛІѦ РОСІ САМОДЕРЖЦА БЛАГОСЛОВЕНІЕМѢ ПРЕОСВѦЩЕНІХЪ МИТРОПОЛІТОВЪ МОСКОВСКІХЪ МЕЖДꙋПАТРИАРШЕСВА НАЧСА ЦРКОВЬ СІѦ СТАРАНІЕМЪ ДОНСКІХЪ АТАМАНОВЪ І КОꙀАКОВЪ ПРІ ВОІСКОВОМЪ АТАМАНЕ ЛꙋКѦНѢ МАКСІМОВꙋ І ВСЕМꙋ ВОІСКꙋ ДОНСКОМꙋ АѰЅ ГОДЪ А СОВЕРШІХСѦ ПРІ ВОІСКОВОМЪ АТАМНЕ ВАСІЛІН ФРОЛОВІЧꙋ ВЪ АѰѲІ ГОДЪ МСЦА ФЕВРАЛѦ А ДЕНЬ 2

2 АѰЅ = 1706, АѰѲІ = 1719

Архитектура храма - византийско-русского стиля. Весь собор сложен из кирпича, на каменных погребах, и покрыт железом. Цемента в ту пору еще не изобрели, поэтому в качестве раствора использовали известь, с добавленными для прочности яйцами. В основу композиции собора положен «хоромный» принцип традиционного русского пятиглавия, который превращен творчеством неизвестного нам зодчего в девятикупольное сооружение, удивительное по красоте и логике построения архитектурного образа. Являясь сложной вариацией деревянных храмов, Воскресенский собор унаследовал и характерные черты их планировочной структуры. Он состоит из трех восьмигранных башен, поставленных по одной главной оси, и двух боковых, в результате чего в плане образуется равноконечный греческий крест. Промежутки между башнями, несущими большие купола, заполнены четырьмя башенками и малыми куполами. Собор покоится на мощном цоколе из белого камня, в его нижнем этаже находятся огромные сводчатые погреба, где хранилось вино, разные товары и войсковой архив. Позже храм был опоясан внешней галереей («гульбищем»), которая хорошо связала его с архитектурой куреней. Декорировка собора на редкость проста и выразительна. Все углы восьмигранных башен украшены полуколонками, которые придают им мягкость очертаний. Такими же скромными полуколонками и пилястрами украшены наличники окон. Карнизные поребрики на ровной глади стен вносят в оформление собора праздничную ноту.

Во время сильного пожара в августе 1744 года при взрыве порохового погреба, в соборе сгорел иконостас, купола, была расплавлена вся золотая и серебряная утварь. После этого казаки обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой о помощи в восстановлении храма и его реликвий. 14 октября 1744 года последовал высочайший указ на имя Сената, а затем и донским казакам о пожаловании им на "возобновление... погорелой в Черкасске соборной Воскресенской каменной церкви" тысячи рублей. В результате проведенных восстановительных работ интерьер собора стал еще богаче и наряднее.

Возле храма возвышается двухъярусная шатровая колокольня высотой 46 метров. Рядом с ее западным входом надпись: «Во славу Святыя, единосущныя, животворящие и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, при блаженныя и вечно-достойныя памяти Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской, начася колокольня сия старанием донских атаманов и казаков, при войсковом атамане Андрее Иванове сыне Лапатене 1725 года, а совершися при оном же атамане 1730 года и подписася при милостивейшей Великой Государыне Императрице Анне Иоанновне Самодержице Всероссийской 1733 года, генваря 1 дня»

Первый этаж её состоит из огромного поверх земного со сводом погреба, с железною дверью и двумя таковыми же окнами, обнесённого кругом широкой кирпичной террасой, утвержденною на таковых же арках. Терраса эта до 1800 года была обнесена вокруг дубовым, раскрашенным крыльцом. Второй этаж состоит из большой четырёхгранной со сводом комнаты, имеющей с западной стороны железную дверь, а с прочих трёх сторон по два с железными решётками и таковыми же притворами окна. В сём этаже находились старые Войсковые дела, из оставшихся от Войсковых Присутственных мест и некоторых бывших станиц города Черкасска. Поверх массивного "четверика" стоит более изящный "восьмерик". Раньше он разделялся на две кладовые комнаты, с приделанными к стенам полками, на которых лежали разных годов Войсковые дела. На третьем этаже находятся все колокола.

Кровля колокольни покрыта плоским жжёным кирпичом; впрочем, как видно из описи церковной, составленной в 1817 году, прежде сего она покрыта была листовым железом и окрашена зелёною медянкою. Вверх от крыши выведен каменный осьмигранный шпиль с 40 сквозными пролётами, или круглыми окнами, в которых, во время пребывания здесь Войскового Правительства, при иллюминациях в высокоторжественные и прочие дни, ставилось до 450 плошек. Сверх шпиля находится небольшая глава, покрытая листовым железом и окрашенная зелёною краскою, над которой возносится прекраснейшей работы крест, украшенный звёздами и вызолоченный червонным золотом.

Убранство собора

Уникальный пятиярусный резной позолоченный иконостас Войскового Воскресенского собора со ста сорока девятью иконами XVIII-XIX веков - единственное в своем роде произведение искусства на Дону и Юге России. Новый иконостас был создан вскоре после пожара 1744 года, в котором погибла практически вся церковная утварь. Грандиозный комплекс шириной 23м и высотой 19м имеет необычную структуру: помимо традиционных пяти рядов - праотеческого, пророческого, деисусного, праздничного и местного - иконостас венчает сокращённый Страстной ряд с тремя резными изображениями Распятия Христова над каждым приделом, а в нижней части располагаются иконы тумбового ряда (иначе его называют «подместным»), который состоит не только из прямоугольных композиций, находящихся под иконами местного чина, но и из круглых и прямоугольных живописных вставок на консолях иконостаса.

На храмовом образе «Воскресение Христово», который можно по праву признать главным шедевром комплекса, в нижней левой части сохранилась надпись: «Писаны сия святыя иконы въ Москве 1749 году, а писалъ иконопiсецъ Егоргi Ивановъ Грекъ». Скорей всего весь комплекс принадлежит кисти мастера и его артели. Лики на иконах, написанных Егорием Греком, моделированы при помощи ярких высветлений по тёмному тону, тонкой кистью выписана каждая прядь волос святых. В проработках одежд обильно используется золото, детально разработаны и мастерски выполненные пейзажные фоны. Особенность его стиля в том, что основной тон личного письма, по которому кладутся высветления, - очень тёмный, что традиционно ассоциировалось с греческой иконописной традицией.

Хоры. В 1775 году кругом, у всех стен храма, были сооружены и расписаны хоры, наподобие Киево-Успенским Лаврским, обнесённые вокруг балясами. Все сюжеты делятся на две части: композиции Ветхого завета и Нового (евангельские) и, скорей всего, написаны двумя художниками. Ветхозаветные композиции заключены в барочный орнамент, близкий к квадрату, евангельские вписаны в орнамент, имеющий характер круга.

Внизу каждой композиции, как правило, посредине, находится картуш, в котором имеется пояснительная надпись, иногда рифмованная. Так, композиция «Иисус перед Каиафой» сопровождается надписью:

«Пред Каиафою в чертоги приведенный
Иисус им вопрошаем был.
Но он пред ним молчал.
То аки зверь свирепо разъяренный
Бил по лицу его и ложно клеветал»

Прекрасна по живописи композиция «Жертвоприношение Авеля», где у ног Каина - целый натюрморт, великолепно выписанный, и надпись:

«Милостиво дары Бог Авеля приемлет,
На Каиновы жертвы неправы не внемлет»

У композиции «Познание греха», справа от дерева, надпись: «Адам! Где еси?», а внизу, в картуше:

«И грозного божьего гласа встрепеташа,
И скрышася, грех бо свой обое познаша»

Алтарь. Стены в алтаре были расписаны в 1784 году послушником Киево-Печерской Лавры, а затем диаконом собора Филиппом Симановичем. В надвратной части - большая икона Коронации Богородицы. Данный пришедший из католичества сюжет получил распространение в России в эпоху правления Екатерины II.

Железные плиты. Войсковой атаман Даниил Ефремов в 1767 году по благословению Тихона Воронежского, вымостил всю церковь, вместо сгоревших в пожаре дубовых полов, чугунными плитами. Надписи на трех плитах рассказывают, что в соборе молились царь Александр I в 1825 году, его брат Михаил в 1817 году и сын Александра II Николай, посетивший Старочеркасскую в 1863 году.

До революции. До 1917 года собор был богат драгоценностями. По данным соборного священника Григория Левитского, в середине XIX века здесь хранилось около 800 килограммов серебра, 8 килограммов золотых изделий, 226 алмазов, 96 бриллиантов. Часть этого богатства была вывезена за рубеж по приказу атамана А. П. Богаевского, остальное разграблено различными "реквизиционными" командами в 20-годы.

В 1894 году по указанию духовной консистории была составлена метрика и полная опись церковной утвари собора, которые позволяют представить нам богатство храма и являются неоценимым подспорьем для проведения научных и реставрационных работ. О царских вратах в метрике говорится следующее: «Главные царские врата кованы из серебра и позолочены, с шестью серебряными черневыми иконами; вверху серебряное сияние с черневым образом Бога Отца и сребро-позлащенное изображение Св. Духа. Коймы по краям царских врат с подчернью, украшены цветами; полуколонка посредине вырезана из серебра и расписана изображениями святых и херувимов с подчернью; вверху врат две короны. На вратах надпись: Сии врата деланы зданием Войска Донского при войсковом атамане Алексее Ивановиче Иловайском смотрением Зимовой станицы атамана и депутата Ивана Артемьева Янова, а работал серебряных дел мастер Василий Иванов в Москве 1781 г. июня 8 дня». В пределе Иоанна Предтечи царские врата были кованы из серебра, на створах изображены коленопреклоненные ангелы, в руках их лестница и крест, на каждой створе по полуколонке, по три кругловидных серебряных колонки с подчернью, коймы украшены цветами, внизу на белом поле звезды и иконы, вверху Бог Отец, Св. Дух, сходящий на Пресв. Деву Марию; Надпись: «Сделаны сии врата по усердному желанию Войска Донского г. Бригадира Тимофея Федоровича Грекова во славу Божию в соборную Воскресенскую церковь в предел великаго иже во пророцех предтечи и крестителя Господня Иоанна в память его родителей, скончавшихся благочестно. А ныне старанием и усердием докончены и сооружены сыном его Г. подполковником Евдокимом Тимофеевичем Грековым 1793 года декабря дня». Полное описание можно найти в Известиях императорской археологической комиссии. Вып. 61. 1916г.

Цепь Разина. Перед западным входом в собор накрепко вмурованы в стену собора кандалы и железная цепь, которой был прикован Степан Разин. После пиратских грабежей торговых кораблей на Каспийском море в 1669 году Разин прельстил многих в Астрахани и на Дону богатой добычею, вольною жизнью и будущим блаженством, для коего не нужны будут ни подати, ни начальники. Все, недовольные чем-либо, шли под его знамена. А недовольных в те времена было множество. Виноваты проведенная силой, а не убеждением, церковная реформа патриарха Никона и вынужденное повышение налогов в годы русско-польской войны 1654-1667 годов. Грабежи, беззаконие, предательства и убийства распространились по всей России. Множество бездомных, дворовых людей, гуляк, бродяг, выпущенных из тюрем преступников, скрывавшихся по лесам, вместе с донцами и стрельцами составляли толпу, простиравшуюся до 200.000 головорезов. Разин, для поддержания брожения умов и обмана народа, рассказывал, будто на одном его струге сидит за год до того умерший Царевич, Алексей Алексеевич, а на другом – низверженный Патриарх Никон. Вместо Царевича иногда показывали мальчика лет шестнадцати, сына какого-то Черкесского Князя. Народ всему верил, чему верить хочется, и раздельными своими толпами, большей частью безоружными, без порядка и начальников производил величайшие злодеяния, убийства и опустошения; предавал огню и мечу сопротивлявшиеся города, разрушал усадьбы, мельницы и разные заведения, грабил Царскую казну, церкви, монастыри, купеческие караваны.

В 1671 году Разин осадил Симбирск. Защитниками города командовал знаменитый умом и храбростию Иван Богданович Милославский. Разин употребил то же коварство, что при взятии Астрахани, попытавшись переманить на свою сторону войско; но Милославский имел под начальством своим людей более надежных, нежели стрельцы, и притом сам стоил целой армии, а потому хотя с малыми людьми и с великою нуждою, но отсиделся с честью. На приступах и вылазках много воров побил и всех, попадавшихся в плен, вешал на валу. 4 октября 1671 года, на последнем приступе и на последовавшей за ним вылазке, Разин, претерпев совершенное поражение, с немногими людьми бежал от Симбирска на судах вниз Волгою к Самаре. В то время, как Милославский бился под Симбирском, окольничий князь Юрий Алексеевич Долгорукий с другим корпусом, в исходе сентября, между Арзамасом и Алатырем, под селом Пановым, при первой встрече 15-тысячный отдельный корпус Разина разбил наголову. Вскоре пойман был главный Стенькин предводитель, начальствовавший в сей стороне, его четвертовали и повесили.

Царь, видя ужасное неустройство и познав, что уже никакая милость не может остановить мятежа, приказал не одних начальников и зачинщиков бунта, донских казаков разиновой породы, но уже всех без различия, попавшихся с оружием в руках или обличенных в убийстве и грабеже, казнить без милосердия. Ужасен был вид казней сих, ибо поля виселицами уставлены были, из которых на иной по пятидесяти человек вместе висело, и все места были устланы трупами и обагрены кровию: изрубленные тела и кости валялись везде; посаженные на колья разбойники жили дня по три и говорили. Ад был на тех местах, где военные и гражданские властители проходили с карательным мечом своим, зарево пожаров освещало их шествие; вопли и рыдания осиротевших жен и детей сопровождали их на каждом шагу. Куда бы зритель ни обратил своего взора, везде встречал отчаяние и тяжкие страдания злодеев, которые до того мучили невинных. Столь великой жестокости требовала и нравственность и политика. При всем усилии правительства, борение, сопровождаемое ужаснейшим кровопролитием, продолжалось три месяца. Князь Долгорукий первый остановил мятеж и укротил буйство разбойников; но не иначе, однако ж, как переказнив их до одиннадцати тысяч человек. От грозного меча его разбойники разбежались в разные города. Даже в Сибири, около Туринска, крестьяне и ратные люди приводили их к воеводам, по двести и по триста человек вдруг; и хотя всех сих воров четвертовали и вешали, но искры мятежа еще долго тлели в отдаленных местах.

Разин, раненый под Симбирском, ожесточился до того, что для получения последнего алтына от попадавшихся к нему в руки богатых людей, купцов, монахов и чиновников, живых жег в печи вместо дров, тянул жилы, сдирал кожу и, разными пытками истязав, предавал мучительнейшей смерти. Прошло время обманам и обольщению, и он уже не щадил ни пола, ни возраста, ни состояния; губил и своих казаков без милосердия.

Разин бежал на Дон, но, совершив столько злодеяний, не мог уже скрыться. Войсковой Атаман Корнилий Яковлев, открыв убежище Разина, разбил его под Кагальницким городком и со многими единомышленниками 14 апреля 1671 года взял живого; и, взявши, на позор народу приковал на цепь при дверях Соборной Церкви в Черкасске. Товарищи его, в Кагальнике и в Черкаском захваченные, по приговору круга за лютые преступления на лютую казнь осуждены, все побиты и перевешаны были; а его - главного вора и заводчика - сам Войсковой Атаман с товарищами отвез в Москву, где к успокоению всего народа в том же 1671 году на большой площади, в Китае городе казнен он жестокою казнью.

Корнилий Яковлев. В галерее собора в стене установлена плита, за которой похоронен войсковой атаман Корнила Яковлев. На плите надпись: "Лета 7188 (1680 год) месяца июля в 16 день преставился раб божий войсковой атаман Корнелий Яковлевич на память святого мученика Афиногена и учеников". Преданный государю, Корнилий первым из Донских казаков летом 1671г., находясь в Москве, принес присягу на верность Алексею Михайловичу. Это была первая присяга донских казаков. Ранее в 1632 году казаки отказали царю в крестном целовании на верность. Главные статьи присяги заключались в том, что «старшинам и казакам все открывшиеся на Дону возмущения и тайные заговоры противу государя в тож время укрощать, главных заговорщиков присылать в Москву, а их последователей по войсковому обычаю казнить смертию. Если же кто из них, в нарушении присяги, изменяя государю начнет сноситься с неприятелем - с поляками, немцами и татарами, - с таковыми предателями не щадя живота своего сражаться, сами же к таковым злоумышленникам не приставать и даже не помышлять о том. С калмыками дальнейших сношений не иметь, кроме увещаний служить государю верно, и с казаками, скопом и заговором ни на кого не ходить, никого не грабить, не убивать и во всех делах ни на кого ложно не показывать. На здравие государя Алексея Михайловича и его царской фамилии не посягать, и кроме того, другого государя - польского, литовского, немецкого и других земель царей, королей или принцев иноземных не призывать и не желать, а ежели услышат или узнают на государя или всю царскую фамилию скопили заговор или другой какой умысел, возникших у русских или иноземцев, и с такими злоумышленниками, не щадя живота биться».

Протоиерей Григорий Андреевич Левитский 32 года: с 1840г. до своей кончины в 1872г. служил в Войсковом Воскресенском соборе. Любя родную старину и донскую историю, он содействовал выяснению ряда исторических фактов, касающихся Старочеркасска как древней столицы казачества и Азовского похода. Григорий Андреевич делал всё возможное для распространения исторических сведений в народе. Благодаря его хлопотам в 1863 году с правой стороны от главного входа в собор был сооружён обелиск в память приезда в Старочеркасск наследника цесаревича Николая Александровича. Под руководством о. Григория возвели часовню-памятник «в честь и вечную славу донских казаков – покорителей и крепкодержателей Азова» на Монастырском урочище, в шести верстах от Старочеркасска. На этом месте с 1642 года находилось захоронение погибших защитников Азова – по их завету: «Да не лежать нашим костям в басурманской земле».

По воспоминаниям современников, о. Григорий «везде, где только мог… отыскивал разные археологические редкости, которыми любил украшать свой кабинет, и лучшие образчики старинных вещей переданы им в Новочеркасскую гимназию, а некоторые оставлены в Старочеркасском приходском училище, в котором он прослужил законоучителем более 20 лет». Для занятий с воспитанниками училища он даже специально устроил солнечные часы прямо на соборной площади, перед западным церковным входом. Во время этих работ на полуторааршинном углублении он обнаружил большие железные двери. Этот азовский трофей сейчас мы можем видеть возле собора.

Протоиерей Григорий Левитский описал родословные древа известных казаков. Один из первых сделал точное описание храмов: описал не только внешний вид, но и внутреннее убранство, иконостасы, церковную ризницу собора, снял размеры храмов. Ему принадлежат хронологические записи, касающиеся храмов Черкасска. Благодаря усилиям протоиерея Григория Левитского и его помощников стало возможным празднование 150-летнего юбилея собора, на котором присутствовало множество высокопоставленных гостей из Новочеркасска и округи, и даже был салют.

  • Известия императорской археологической комиссии. Вып. 61. 1916г. Воскресенский войсковой собор
  • Е. А. Абидова. История создания и реконструкции Воскресенского собора в Старочеркасске
  • С.А. Кирьянова. Иконописец Егор Грек и иконостас Воскресенского собора Старочеркасска // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 102-106.
  • Loading...Loading...