Вся ты прекрасна, возлюбленная моя… Рецензия на фильм "Утро".

Неблагодарное это занятие писать о фильме, который взял тебя в плен, и остался внутри, став частью твоего внутреннего мира. Рискуя быть сумбурным и не объективным, я все же попробую.

— это чувственный нежный философский фильм о первой любви, которая не испарилась, а пустила корни и взросла в душе главного героя (), превратившись в вечно манящий призрак.

По этому поводу можно "накрутить" многое: и про экзистенциальный кризис современного человека, его пустоту и невротические метания, и про неудовлетворенность проходящей жизни, и про отчаянье "что ничего нельзя изменить" и т. д. т.п.

Многослойность картины дает для этого прекрасную возможность, но все эти умные словеса мало кого сейчас трогают. Лично меня берет зависть, что я лишен такого таланта к любви, как этот Фердинанд. Наверняка, каждая женщина в душе мечтала бы, чтобы её любили так же страстно и преданно, но так везет не каждой… Наше время, к сожалению, не располагает к этому, поэтому истинным романтикам приходится маскироваться под циников, чтобы их не истребили окончательно.

Что касается непосредственно сюжета, то он весьма прост, если не сказать, банален, но тем ценнее, что мог из этого сделать автор: мужчина по имени Фердинанд (Юрий Степанов) приводит в свою квартиру, женщину по вызову Еву (), для вполне определенных целей. Вместо того чтобы сразу приступить к делу он мучает её разговорами и совершает странные действия, которые заставляют её заподозрить в нем маньяка. В конце, конечно, выяснится, что никакой он не маньяк, а совсем даже наоборот, и все его пугающие манипуляции, такие как вытереть лак с ногтей, подушиться выбранными им духами, снять парик, это всего лишь попытка приблизить Еву к тому образу, который он хранил в душе столько лет. Сделать ее родной и близкой, именно той, в которую он влюбился ещё в школе...

Превратности любви заставляют блуждать Фердинанда извилистыми дорожками, испытывая его чувства на прочность и вынуждая то же проделывать с другими. Я имею в виду его историю с собственной женой (), которую он подвергает изощренному тесту на верность. В этом он, конечно, уязвим и одновременно по-человечески понятен. Но раненное сердце живет по своим законам, и судить его с позиции холодного здравого смысла вряд ли было бы верно.

Очень радует, что в этой истории есть место тонкому юмору, так изящно вплетенному в диалоги главных героев. На ум приходят такие авторы как Пинтер или Мрожек… хотя здесь всё растворено в абсолютно реалистическом пространстве без искусственной экзальтации.

Наше кино редко балует нас такими изысками, что делает этот фильм особенно притягательным.

Фильм абсолютно режиссерский, несмотря на то, что, казалось бы, в кадре на переднем плане актеры и они по большей части пребывают в замкнутом пространстве квартиры, где камера ловит их каждое движение и дыхание. Именно в таких жестких условиях чаще всего и проверяется мастерство постановщика, когда нельзя спрятаться за эффектами, погонями или батальными сценами.

Отдельных слов заслуживает гипнотическая музыка. Она здесь выступает ещё одним равноправным персонажем действия, то страстным, то деликатным, незримо присутствуя чуть ли не в каждой сцене. Иным словами музыкальная партитура здесь проработана с дотошностью музыкального фильма, словно слова от автора, которые уверено ведут картину к её логическому разрешению.

Просмотрев половину фильма, я не мог отделаться от мысли, что обязательно захочу её пересмотреть спустя несколько дней. Очень радует, что в эпоху одноразовых стаканчиков ещё есть вещи, которые могут быть если не бесконечными, то многоразовыми, способными открывать в тебе раз за разом, что-то новое и нежное.


Союз Женских Сил принял участие в 16-й женской конференции «Ты прекрасна, возлюбленная моя». Она прошла 10 марта в Санкт-Петербурге в гостинице «Октябрьская» в рамках празднования Международного женского дня.

Надо отметить, что за прошедшие годы, Женский день претерпел определенную трансформацию. Из него ушла политизированность. Празднование 8 марта стало более теплым душевным, радостным и человечным. Это, прежде всего, праздник весны, красоты, нежности и доброты, внимания к женщинам и их чествование.

Началось все с того, что Альянс общественных организаций «Мужество жить» представил свои социальные ролики. Именно он и являлся инициатором проведения этой конференции. Его руководитель религиовед Юлия Белоусова рассказала о работе альянса и фонда поддержки Президентских программ, учредителем которого она является.

Любовь, материнство, семья, дети – все эти ценности имеют непреходящее значение для женщины. Самое главное для большинства из них – это возможность создать крепкую хорошую семью и вместе с тем состояться на профессиональном поприще, в общественной жизни: политике, культуре, здравоохранении, образовании.

На конференции поднимались вопросы духовно-нравственного оздоровления семьи, женщин и детей. Участники отмечали, что особое внимание надо уделять формированию целенаправленных программ по духовно-нравственному воспитанию. Ведь, как сказал русский православный богослов Анатолий Осипов: «Правильная духовная жизнь несет в себе здоровую во всех отношениях жизнь, является источником того благоденствия, к которому стремится каждый человек и каждое общество. Напротив, нарушение духовных законов неотвратимо приводит к разрушению всего строя жизни на всех ее уровнях: личном, семейном, общественном».

«В нашем мире СМИ играют одну из главных ролей в формировании общественного мнения, поэтому они должны быть ответственны за ту информационную политику, которую проводят, - заявила сопредседатель Стратегического Совета Союза Женских Сил Валентина Кустова. - Они в первую очередь должны думать не о том, как повысить рейтинг своих программ, а о том, чтобы эти программы повышали духовно-нравственную культуру зрителей и имели созидательный характер».

Валентина Кустова так же говорила о духовной безопасности детства, духовном потенциале женщины и духовно-нравственном климате в семье. На конференции так же выступила руководитель Благотворительного фонда «Зона спасения» Галина Хачанова из Симферополя. Ей самой пришлось столкнуться с трудной жизненной ситуацией. Она рассказывала, как боролась за сохранение своей семьи, и как ей удалось преодолеть все трудности.

Интересным выдался рассказ пастора церкви Союза Христиан Анны Поляковой о семейной культуре общения за столом.

Участники конференции подчеркивали необходимость создания в обществе единого духовно-нравственного диалога, чтобы остановить разрушение и кризис семьи. Говорили о повышении крайне низкого уровня духовно-нравственной культуры родителей, недопустимости ситуации, когда семья не вовлечена в вопросы духовного становления и воспитания ребенка.

Перед собравшимися выступили лауреаты городских и международных конкурсов Кайда Анастасия и Наири Манукян, руководитель клуба «Сотворение» для творческих людей Ирина Жданова, участник проекта «Голос-дети» Антон Субботин, детский ансамбль «Мир».

Вольф Мессинг

«О, возлюбленная моя!»: письма жене

Фотография на обложке: © Лев Иванов / РИА Новости

© ООО «Яуза-пресс», 2017

От редакции

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!» – этими словами из библейской Песни Песней Вольф Мессинг начал свое первое письмо к обожаемой невесте.

Аида Мессинг-Рапопорт стала для великого экстрасенса не просто супругой и ассистенткой, но «ангелом-хранителем», главной советчицей и исповедницей, единственным близким человеком, с которым Мессинг делился всем.

Только наедине с женой Мессинг мог быть самим собой – не «магом», «пророком» и «сверхчеловеком», каким видела его публика, но любящим мужем, нежным, трогательно заботливым, готовым носить свою обожаемую жену на руках.

Только в письмах к любимой он был абсолютно откровенен, шла ли речь о его сверхъестественных способностях и магии его мозга или об их личной жизни. Разумеется, далеко не обо всем можно было писать прямо, поэтому Мессинг прибегал к намекам и аллегориям.

В этих страстных исповедальных письмах перед нами предстает совсем иной Мессинг – не только величайший экстрасенс, способный загипнотизировать кого угодно и не склонявший головы даже перед Сталиным и Берией, но еще и очень ранимый и совестливый человек, который всю жизнь нес неподъемное бремя своего феноменального Дара и мог разделить его только со своей обожаемой женой.

По свидетельству людей, близко знавших чету Мессинг, Аида Михайловна вела дневник, содержанием которого никогда ни с кем не делилась. Друзья только видели, как она что-то быстро записывает в тетрадь. В дошедшем до нас архиве Вольфа Мессинга дневников Аиды Мессинг-Рапопорт обнаружено не было, но редакция не теряет надежду найти их. Надежда всегда сохраняется. В конце концов, десять лет назад никто и подумать не мог о том, что будут найдены дневники и письма Вольфа Мессинга.

Об этом знал только Вольф Мессинг.

Человек, который знал все или почти все и читал будущее, как раскрытую книгу.

Публикуемые письма Вольфа Мессинга к его жене, помимо всего прочего, также интересны тем, что содержат информацию о событиях, которые произойдут в будущем. В нашем с вами будущем.

Вольф Мессинг умел видеть на много-много лет вперед.


«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями.

Доколе день дышит прохладою и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.

Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!»

Песнь Песней Соломона


«Наши судьбы были во многом схожи. Обоим довелось многое пережить. У меня не осталось никого из родных, у Аиды – почти никого. У нее была сестра Ираида… Аида очень трогательно заботилась о ней. Эта замечательная женщина и обо мне заботилась очень трогательно. Ее большое сердце не допускало иного. Если Аида любила, то любила самозабвенно, если ненавидела – то от всей души. Когда мы стали жить вместе, я как будто попал в рай. Из моей жизни исчезло множество докучливых забот. Исчезло все, что меня раздражало. То, на что у меня уходили часы, Аида решала в считаные мгновения. «Добрая волшебница, где твоя волшебная палочка?» – спрашивал я. «Здесь», – отвечала она, положив руку на грудь. Если на свете среди людей живут ангелы, то моя Аидочка была одним из них».

Мессинг Вольф, «Я – телепат Сталина», воспоминания

Письма Вольфа Мессинга к его жене Аиде Михайловне Мессинг-Рапопорт (1944–1960)

Без даты

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской!

Прошу прощения за такое торжественное начало, но оно как нельзя лучше передает мои чувства. Да, только словами из Песни я могу выразить то, что переполняет меня и рвется наружу!

Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!

Когда уста произносят Песню, сочиненную две тысячи лет назад, когда чувства сливаются с этими словами, то осознаешь великую силу любви, силу, которая неподвластна времени, стирающему все сущее в прах.

Я полюбил! Я люблю! Я хочу рассказать о своей любви той, которая зажгла огонь в моем сердце.

Возможно, человеку солидному не подобает влюбляться с первого взгляда, как мальчишке. Возможно, мои чувства могут показаться несерьезными. Но это не так! Прошу верить мне! Я нарочно решил написать это письмо, чтобы иметь возможность спокойно изложить свои мысли и чувства.

Спокойно! Как бы не так! О каком спокойствии может идти речь, когда сердце готово выпрыгнуть из груди, а голова кружится, словно от вина?! Любовь – самое крепкое вино на свете. Я невероятно волнуюсь, потому что речь идет о моей жизни. Но руки повинуются мне лучше, чем язык. Я вообще не мастак говорить. Красноречие – не моя сильная сторона. У меня вообще нет сильных сторон, кроме моего дара. О даре подробно расскажу потом, у нас еще будет время для того, чтобы получше узнать друг друга, любимая моя! Сейчас я хочу сказать о том, что чувства мои искренни, а любовь моя велика. Едва увидев, я полюбил и сам себе удивляюсь, но это так. Что-что, а в своих чувствах я могу разобраться. Про дар мой скажу только, что его не надо бояться, он не приносит проблем никому, кроме меня самого, а я к этому уже давно привык. Но не о моих способностях сейчас речь, а о моей любви.

Я люблю, и я счастлив оттого, что люблю! Я жажду только одного – взаимного чувства, которое сделает меня самым счастливым из людей. Я нисколько не преувеличиваю, когда пишу: «Самым счастливым». Именно так и есть.

Неправы те, кто называет любовь с первого взгляда «скоропалительной», «поспешной», «несерьезной». Мне кажется, что настоящая любовь может быть только такой – с первого взгляда, с первой встречи. Это как свет, который озаряет жизнь. Человек видит свет и понимает, что он полюбил. Постепенно влюбиться невозможно. Только сразу! Постепенно можно только подружиться, но между любовью и дружбой пропасть!

Поверь мне, любимая моя, умоляю, поверь! И прости за то, что, едва познакомившись, я обращаюсь к тебе так, будто мы тысячу лет знакомы. Но у меня такое чувство, будто мы знакомы тысячу лет. Иначе и быть не может, ведь мы предназначены друг для друга! Я увидел в твоих глазах не только волшебный свет любви, но и то, что ты разделяешь мои чувства. Для этого мне не понадобилось прибегать к моему дару, я не использую его в отношениях с близкими мне людьми, вспыхнувшая во мне любовь помогла мне понять твои чувства. Когда любишь человека, то понимаешь его.

Вспыхнувшая любовь! Ты можешь подумать, что то, что скоро вспыхнуло, скоро погаснет. О нет, любимая моя! Умоляю тебя – не думай так. Заклинаю тебя – не сомневайся во мне! Понимаю, что все произошло очень быстро и ты в смятении. Но не делай поспешных выводов, любимая моя! Не беги от своего счастья! От нашего общего счастья! Я знаю, что вместе мы будем счастливы, как никто другой на белом свете. Я знаю это, поверь. Моя любовь будет тому порукой.

Хочу немного рассказать о себе. Есть три Вольфа Мессинга… Не думай, что я сумасшедший, а читай дальше! Есть три Вольфа Мессинга. Первый – это тот, кто выходит на сцену и демонстрирует свои опыты. Ненавижу, когда меня называют «артистом» или «фокусником», потому что мои опыты – не концертные номера и не фокусы. Но люди считают так – раз на сцене, то артист, а я и сам не знаю, как мне называть себя.

Второй Вольф Мессинг известен немногим. О нем вспоминают, когда в нем есть необходимость, а затем оставляют в покое до следующего раза. Можно считать, что его не существует.

Третий (и настоящий) Вольф Мессинг – это сорокапятилетний одинокий еврей, потерявший всех своих родных в Польше, занятой проклятыми фашистами. У него большое сердце, в котором до вчерашнего дня была тьма и пустота. Теперь же в моем сердце свет любви, огонь любви, который зажгла ты, любимая моя. Я будто заново родился, увидев тебя. Безрадостная жизнь обрела радость и смысл. Одиночество всегда бессмысленно, ибо одинокий человек живет только для себя, а это все равно что не живет. «Если я только за себя – то кто я?» – говорил мудрый Гиллель.

Все мои близкие остались в Польше, только мне удалось выбраться оттуда. Хочется верить, что они спаслись или что хотя бы кто-то спасся. Надеюсь на чудо, жду, когда закончится война, чтобы попробовать разыскать их или их следы. Здесь я одинок. Я уже привык к своему одиночеству и думал, что оно будет вечным, но вчера вдруг все изменилось, и теперь я ликую, как человек, которому подарили новую жизнь.

Эти слова древнего псалмопевца должны быть священным и несменяемым слоганом каждой девушки. Сколько бы ей лет не было: и шестнадцать, и тридцать, и…

Нужно, чтоб эти слова стояли в сознании в любое время дня, где бы девушка не была.

Если вы едете на работу в своей машине, то выключайте радио «Релакс» и повторяйте их. Если вашу чудесную «ниссанку-микро» подрезала такая же, как вы, едущая на работу не менее чудесная девушка на большом «лэндровере», то не тратьте энергию на негатив, а просто на очередном светофоре гляньте с вашего якобы низа на её якобы верх и подумайте о себе, как учил псалмопевец: «Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!»

И вам станет легче, настолько легко, что соперница почувствует это и её как ветром сдует в непознанном направлении навсегда.

А если у ваша машинка сломана или пока ещё только в проекте и вы идёте к метро по улице, то вновь повторяйте, как мантру, священный слоган. И вы увидите климатические и атмосферные изменения вокруг вас. Всё вокруг вдруг наполнится красками полинезийской лагуны и встречные мужчины будут заглядываться на вас так, что, миновав вас, почувствуют трагедию обречённости. А попутные мужчины будут вас догонять, чтоб, успев оценить вас сзади, убедиться, что и ваш фас в завидном ладу с Мировой Гармонией. И они будут благодарить судьбу, что им выпал случай идти с вами в одном направлении. И они будут, как вежливые люди, а то и как рабы вашей прелести, косить на вас краешком глаза, сдерживая широкие мужские шаги, чтобы держаться рядом, и делать вид, что им интересно нечто там на заднем плане в вашей стороне. Они будут мечтать, чтоб с вашего плеча свалилась сумочка, которую они бы кинулись поднимать. Будут мечтать, чтоб появился какой-нибудь «терминатор», с которым они бы расправились. Кто-то из них помчится снимать ради вас луну с неба. И всё потому, что вы, идя, повторяете про себя: «Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!» В метро они будут почтительно нависать над вами, или сидеть напротив, не уступая мест тем, кто не думает о себе, как вы. И если вы выразите желание, они понесут вас на руках на край света!

И вот вы пришли на работу, где много очень хороших ваших подруг, но есть и не менее замечательные девушки, которым вы предложили б полцарства, только бы их не видеть. Это может быть некое ужасающее явление из отдела персонала со страшной миссией сокращения штатов. Если вы будете бледнеть, заикаться и тушеваться — вы проиграли. Можете быть уверенной, что вы первая на очереди самых глупых и неумелых офисных неумех.

Вы так не поступите.

У вас есть магическое заклинание.

И вы его повторяете про себя: «Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!»

И чудо, о которых говорят, что их не бывает, случается. Вы видите вдруг, что ужасающее явление из отдела персонала не может двух слов связать. Потому что красота не только великая сила. Красота просто-напросто всё затмевает и не оставляет теней на своём пути. Красота дарит свой свет другим, и никто не захочет лишаться её источника.

Даже шеф. Даже начальник. Пройдя мимо вас раз-другой, он, совершенно в другом месте и по другим поводам, вспомнит, что что-то его потрясло. Он сделается задумчив и молчалив; его распоряжения будут путанны; он будет напоминать больного или влюблённого. Наконец, он найдёт причину своего беспокойства. Он вспомнит вас! Он вызовет вас и, как минимум, сделает вас старшим менеджером. В лучшем случае он захочет вас подвести до вашего дома. И вы — не откажетесь, потому что он молод, статен и не женат.

А всё оттого, что вы повторяете про себя: «Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!»

Повторяйте это!

Днём и ночью, в стужу и в зной.

Всегда и везде.

Неделю так думать будете только вы. Через месяц в это поверит весь ваш корпоратив. Через год все мужчины города явно и женщины тайно будут вынуждены это признать. И уже не вы будете повторять священный и несменяемый слоган — а они будут вербализированным и мысленным хором вас воспевать словом древнего псалмопевца: «Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!»

А вы не зазнаетесь, нет. Ни капельки.

Вы просто достанете зеркальце, вынете из вашей сумочки помаду Chanel, а может, тени для глаз Mary Kay.

Вы поправите на руке браслет от Chartage, а может, и серьги в ушах от Pierre Cardin.

Вы достанете флакон парфюма от Gucci.

Вы чуть поправите под кофточкой от Maria Bisaro бра от…

Впрочем, от этом узнает лишь Он в определённый вами день и час. Может, сегодня…

Вы сделаете всё это, напоследок отдав должное вашим тёмным легинсам от Lindsay Lohan, которые составят прекрасный фон белой коже сидения Его «мерседеса».

И вы шепнёте самую сокровенную тайну, которая помогает вам быть прекрасной.

Шепнёте: «Вы тоже прекрасны, как я, мои маленькие и большие безделицы!»

1–7. Похвалы царя своей новобрачной. 8–15. Признание царя в своих чувствах к ней и новые похвалы ей. 16. Ответное слово невесты.

. О, ты пре­красна, воз­люблен­ная моя, ты пре­красна! глаза твои голубиные под кудрями тво­ими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской;

. зубы твои – как стадо выстрижен­ных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бес­плодной нет между ними;

. как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как по­ловинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями тво­ими;

. шея твоя – как столп Давидов, сооружен­ный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных;

. два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями.

. Доколе день дышит прохладою , и убегают те­ни, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.:

Для изображения красоты невесты священный поэт соединяет в один образ многочисленные и разнообразные черты и штрихи природы, причем последние решительно преобладают над чисто человеческими чертами и отнюдь не суть puncta comparandi, а именно принадлежат образу невесты, как особенно видно из ст. 12–15, где штрихи природы без посредства сравнительной частицы прямо представляются предикатами невесты. Здесь именно, как и в других частях книги, оправдывается воззрение проф. Олесницкого, что центр тяжести содержания Песни Песней лежит не в изображении человеческой личности и ее фигуры, а в изображении палестинской природы в библейский период, период обилия естественных благ и развития материальной и духовной культуры в стране обетованной. «Если доселе обетованная земля изображалась только в ее отношениях к солнцу и в неясных еще чертах, то теперь, в период полного ее летнего цветения, она описывается сама для себя, и притом в чертах неприкровенных. Красота изображаемой здесь невесты состоит в стадах коз лучшей галаадской породы, в стадах многоплодных овец, в садах гранатовых дерев и всяких благовонных кустарников, и получивших теперь особенную прелесть источниках живых вод, текущих с гор; невеста дышит медом и молоком и благоухает благоуханием Ливана и запахом благословенных Богом полей, прибавляет мидраш (IV, 11) на основании » (проф. Олесницкий, с. 373).

Таков общий смысл и таково общее содержание рассматриваемой (IV-й) главы. Далее, пояснения требуют отдельные выражения, особенно в местах, бывших не вполне понятными уже для древних переводчиков книги, и потому далеко неодинаково переданных разными переводами.

«Глаза твои голубиные» (ст. 1), точнее с евр.: глаза твои – голуби, – выражение, буквально повторяющее стоящее ранее . Но здесь при нем стоит новое определение – евр. миббаад лецамматех , повторяющееся (в несколько другом сочетании) еще два раза ст. 3 данной главы и ст. 7 гл. VI-й. Выражение это было непонятно уже для LXX, передавших его во всех трех местах темным и неопределенным выражением: "εκτος της σιωπησεως σον , слав. «кроме замолчания твоего» . Столь же неопределенно передается это место в Вульгате: absque eo, quod intrinsecus latet () или: absque occultis tuis (). Таким образом, и LXX и Вульгата сообщают рассматриваемому месту смысл метафорический, но выражают его слишком неясно. Мидраш (s. 103) считает слово миббаад арабским, соответствующим евр. глаголу арах идти, но и это словопроизводство не дает определенного смысла; притом ближе искать аналогии слову цамма в халд. дамам или цамцам покрывать. Поэтому не вполне удачен и русский синодальн. перевод: «под кудрями твоими» . Правильнее понимать цамма в смысле «покрова», «покрывала», какое значение это слова, несомненно, имеет в , и все выражение переводить с архим. Макарием: «из-под покрывала твоего».

Волосы невесты сравниваются (ст. 1) со стадом коз на горе Галаадской. Галаадом (ср. Onomast. 318) в Библии называется вся страна к востоку от Иордана, от потока Арнона до южных склонов Ермона (; ; ), а также, частнее, горная местность от Ярмука до возвышенности Есевона в отличие от равнины Васана (; ); в тесном же смысле Галаадом назывались отдельные горные кряжи, напр., , как нынешние: Джебел Джил"ад, к югу от Иавока, Джевел Аджлун и др. Галаад вообще и особенно гористая часть его были годны для скотоводства, и скота здесь всегда водилось много (; ; ). Водились здесь во множестве и козы. Сравнение волос с стадом коз имеет целью отметить их черный, блестящий цвет и шелковистую мягкость. Напротив, белизна зубов (ст. 2) поясняется сравнением с волною белых (ср. ) и гладко выстриженных, и предварительно вымытых овец.

Под башней или столпом Давида, с которым сравнивается, вероятно, относительно стройности и гладкости, шея невесты (ст. 4), разумеется башня, назначенная быть своего рода арсеналом и построенная Давидом где-либо на Сионском холме. Назначение башни обозначено евр. словом леталлийот . LXX не поняли значения этого слова и оставили его без перевода: εις θλπιωθ ; Vulg.: cum propugnaculis. Но еще р. Кимхи указал на родство второй части этого евр. слова с пэ уста, plur. пийот, острие меча (ср. ; ); если же первую часть слова сблизить с глаголом тала вешать, то вполне можно будет принять перевод архим. Макария: «столб Давидов, сооруженный для вешания оружий».

Слова ст. 6 являются вполне параллельными и представляют как бы ответ жениха на высказанное там предложение невесты.

. Вся ты пре­красна, воз­люблен­ная моя, и пятна нет на тебе!

Стих составляет заключение первой половины главы и содержит в себе обобщение высказанных доселе похвал совершенствам невесты: здесь она представляется свободною от всякого недостатка или порока и полною всех совершенств. Это изображение невесты отразилось на представленном у св. апостола образе совершенства Церкви (), а в церковно богослужебном употреблении, как было уже упомянуто, перенесено было на чистейший образ Пренепорочной Девы Богоматери.

. Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Се­нира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых!

Одушевленный любовью к невесте, жених настоятельно призывает ее к себе «с Ливана, с вершин Аманы, Сенира и Ермона – от логовищ львов и барсов» (ст. 8), т. е. оставить дикие и величественные горные возвышенности, близкие к ее родине – г. Сонаму и стремиться жить единою с ним жизнью. Горы, названные в ст. 8, представляют отдельные горные кряжи в горной цепи Ермона (или Аермона) и Ливана, причем Ермон есть еврейское название, соответствующее финикийско-хананейскому Сенир (; Onomast. 30). Слову Амана у LXX-ти придано нарицательное значение: απο αρχης της πιστεως , слав. «из начала веры» , что, по мнению проф. Олесницкого, оправдывается записанным в книге Еноха преданием о том, что первые верующие в человечестве жили на горах Ливана (с. 47).

. Пле­нила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пле­нила ты сердце мое одним взглядом очей тво­их, одним ожерельем на шее твоей.

. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благо­воние мастей тво­их лучше всех ароматов!

. Сотовый мед каплет из уст тво­их, невеста; мед и молоко под языком тво­им, и бла­го­ухание одежды твоей подобно бла­го­уханию Ливана!

Изображают то восторженное впечатление, какое произвела на жениха – царя невеста своею привлекательною внешностью, а еще более, конечно, своими духовными достоинствами (к ст. 10 ср. ). При этом особенная близость возлюбленной к возлюбленному выражается не только названием невеста (ст. 8, 11), но и двойным: «сестра моя, невеста» (ст. 9, 10, 12) По замечанию Мидраша (IV, 10–11), Израиль десять раз в Писании назван невестою: шесть раз в Песни Песней, и четыре раза у пророков, именно: три раза у Исаии (), и один раз у Иеремии (. Запертый сад – сестра моя, невеста, заключен­ный колодезь, запечатан­ный

Loading...Loading...