Языческая реформа 980. Ярослав в Новгороде

Будучи незаурядным государственным деятелем, Владимир практически сразу стал искать не только силовые, но и иные обручи, которые могли бы скрепить рыхлое и неустойчивое объединение разноэтничных племен в рамках его огромного государства. Поэтому вскоре, озаботившись проблемой идейного единства русских земель, Владимир попытался провести языческую религиозную реформу, в результате которой сотворил на холме близ своего княжьего двора в Киеве единый пантеон из шести языческих богов - Перуна, Стрибога, Дажьбога, Хорса, Симаргла и Мокоши. Практически все авторы (Б. Рыбаков, В. Топоров, А. Кузьмин, М. Васильев) подчеркнули тот примечательный факт, что в рамках этого пантеона были объединены разные языческие божества, которые имели не только славянские, но и индоарийские, иранские, русские (варяжские) и финские корни.

Как всегда, отличились в этом вопросе и наши записные норманисты, в частности, тот самый «голубой конунг», который, с присущей ему скромностью выпустил автобиографический шедевр «Трудно быть Клейном» (2010). Но сейчас речь не об этом, а о другом. За год до своей «исповеди» борца с советским тоталитаризмом, русским национализмом и мерзкой гомофобией правящего коммунистического режима он опубликовал еще один, но теперь уже «научный шедевр» «Воскрешение Перуна: к реконструкции восточнославянского язычества» (2009), где ничтоже сумняшеся заявил, что известное балто-славянское божество Перун в реальности было вайнахским, т.е. чечено-ингушским, божеством. Но, конечно, подобные изыскания Л.С. Клейна не встретили поддержки во всем научном сообществе в силу разного рода причин, в том числе слабой аргументации автором своей «новаторской концепции».

В серьезных научных кругах языческая реформа князя Владимира до сих пор вызывает самые бурные споры.

1) Одной из дискуссионных проблем является вопрос о времени проведения этой реформы.

Одни историки (Б. Рыбаков, А. Кузьмин, А. Карпов), прямо ссылаясь на летописный текст, считают, что первую религиозную реформу Владимир провел сразу после захвата власти в 980 г.

В современной учебной литературе по не вполне понятным причинам датой проведения языческой реформы традиционно называют 983 г., когда, по свидетельству летописца, Владимир, вернувшись в Киев после удачного похода на ятвягов, отправился на языческое капище, где «творяше требу кумиромъ», принес в жертву Перуну двух варягов-христиан.

2) Не меньшие споры вызывает вопрос и о том, почему именно эти шесть богов вошли в общегосударственный языческий пантеон, и в этом пантеоне не оказалось других славянских божеств, в том числе столь почитаемого у восточных славян Велеса. На сей счет также существует немало разных мнений.

Наиболее распространенной является версия тех историков (Б. Рыбаков, А. Кузьмин), которые предположили, что основная цель языческой реформы состояла в том, чтобы удовлетворить религиозные традиции и интересы основных этнических групп, составивших костяк Древнерусского государства, т.е. русов, славян, финнов и потомков скифов.

Более предпочтительной версией нам представляется гипотеза историка А.Ю. Карпова, который предположил, что все языческие божества из Владимирова пантеона так или иначе были связаны с небесными стихиями - солнцем, ветром, громом, молнией, дождем и т.д. Статуи языческих идолов, размещенные в Киеве, Новгороде и других русских городах, должны были стать зримым и земным отражением Божественного Неба, где восседал бог-громовержец Перун.

3) Что касается содержания языческой реформы, то здесь тоже наблюдается большой разброс мнений

Одни историки (Е.Е. Голубинский, О.М. Рапов), отрицая сам факт проведения этой реформы, утверждали, что речь шла о прозаическом деле - строительстве Владимиром нового языческого капища на новом месте, с целью показать киевским язычникам и волхвам его приверженность к древним языческим богам и снискать у них расположение.

Другие авторы (П. Строев, Е. Аничков, Б. Рыбаков, А. Карпов) полагали, что, проводя свою реформу, князь Владимир преследовал две главных цели: а) провозгласить родового княжеско-дружинного бога-покровителя Перуна верховным божеством всей Руси и б) объединить вокруг Перуна-громовержца пять самых значимых языческих богов, почитаемых у разных этносов, входивших в состав Древнерусского государства.

Третья группа авторов (М. Васильев), в целом поддержавшая авторов вышеупомянутой концепции, утверждает, что создание пантеона языческих божеств в одном Киеве предназначалось только для обитателей «Русской земли», живших в Среднем Поднепровье, и не носило общегосударственного, а тем более общеславянского характера.

По мнению ряда современных историков (М. Васильев, А. Карпов), превращение Перуна в верховное государственное божество с обязательным поклонением ему знаменовало собой переход к реальному единобожию и разрушению старого язычества, когда каждое племя, община и даже отдельная семья были вольны в своем понимании и отправлении языческого культа.

Наконец, еще одни авторы (А. Кузьмин), называя языческую реформу князя Владимира одной из «загадок эпохи», полагают, что по характеру изображений языческих идолов, установленных в Киеве, Владимир взял за основу «варяжский пантеон» языческих богов, сложившийся в землях тамошних «варягов-поморян»: русов, балтов и западных славян, проживавших в Южной Прибалтике. Вместе с варяжским пантеоном языческих богов на Русь впервые пришли и человеческие жертвоприношения, о чем и поведал древнерусский летописец, повествуя о том, как в 983 г. в жертву Перуну были принесены два варяга-христианина - юноша, на которого выпал роковой жребий, и вступивший на его защиту отец.

Вероятнее всего, эти обстоятельства, в частности, обязательное поклонение Перуну и кровавые человеческие «требы» ему, и привели к крайне жесткому конфликту между христианской и языческой общинами в самом Киеве, и стали одной из главных причин краха всей языческой реформы. Более того, возможно, что «варяжский» вариант язычества не был принят и самой языческой общиной Киева. Эти обстоятельства и побудили Владимира искать иную веру, которая могла бы сгладить идейные противоречия внутри страны. Такой иной верой и стал русский вариант христианства, изначально отличавшийся очень большой терпимостью к русскому (варяжскому), славянскому и иным разновидностям язычества, существовавшим в Древней Руси.

Первая религиозная реформа (пантеон Владимира)

Первая религиозная реформа (пантеон Владимира) - попытка Владимира I в 983 упорядочить языческий пантеон . Причина реформы в том, что местные языческие культы могли служить сепаратистским тенденциям. С объединением славян под началом Киева, укреплением могущества князя потребовался главный бог. Как князь был единственным властителем на земле, так и верховный бог д.б. стать единственным властителем на небе. Необходимо было заменить разрозненные языческие культы единой государственной религией.

В этом заключалась первая и главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства. Владимир определил шесть главных богов и поставил им идолы недалеко от собственного терема . Место было превращено в языческое святилище . Пантеон включал Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Стрибога , Семаргла, Макошь. Идол Белеса находился отдельно, внизу на Подоле . Просуществовал 8 лет. Главным идолом считался "княжеский " бог Перун - божество огня, грозы, молнии, войны .

В литературе расценивается как языческая реформа; её причины, сущность и последствия являются предметом многолетних дискуссий (модернизация язычества, так называемая двойная реформа, шаг к христианству и др.). Примечательно, что пантеон не предусматривал божества для скандинавско-германского компонента дружины Владимира, что рассматривается как свидетельство его небольшого удельного веса. Поклонение др.богам каралось. Однако, первая религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир.

Новые представления о старых богах не усваивались населением. Для создания единого пантеона славянских божеств требовалось длительное время. М.тем язычество уже не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия , Хазарский каганат , Волжская Булгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду.

Великий князь Владимир выбирает веру. Иван Эггинк (1787-1867)

После удачного похода 985 на волжских болгар и хазар , на киевских холмах Владимир совершил жертвоприношение Перуну. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

Практически два века на Киевской Руси господствовало язычество. Государство нуждалось в общей идеи и религии, которая бы объединила киевских князей. Так, христианство должно было способствовать тому, что государственность укрепится. Византийцы же думали, что если народ получит веру от греческого духовенства, он станет вассалом византийским. И правящие в то время князь Владимир и Святослав осознавали это, поэтому на Руси так категорично относились к принятию христианства. Но княгиня Ольга всеми силами пыталась склонить Владимира принять новую веру.

Народ Руси очень вырос, когда ему открылась возможность посещать заморские страны, где было принято христианство и мусульманство. Они наблюдали за различными обрядами, расспрашивали о сущности той или иной религии. И это очень развивало их, а также открывало новый мир, в котором соперничали мировые религии и мелкие секты.

В 980 году Владимир, за которым стояли его дяди, взошел на киевский престол. И, скорее всего, реформа язычества была запланирована до его восшествия. При Владимире пантеон выражался в противопоставлении христианства и язычества. Благодаря созданию этого пантеона у русских волхвов появилась возможность вступать в споры с христианами.

В пантеоне князя Владимира главенствующим божеством был Перун. Его именем клялись дружинники, бояре и сам князь. Остальные небесные божества занимали среднюю позицию. А боги плодородия занимали в пантеоне последнее место. В 980 году пантеон был дружинно-княжеский. Богам молились бояре и воины, они приносили жертвы, чтобы добиться успехов на войне и новых побед.

Владимир стал последним князем, при котором существовало язычество. Поэтом народ его назвал «Владимир Ясно Солнце». Но так как Владимир был воспитан своей бабушкой по отцу Ольгой, которая была первой крещеной на Руси, то принципы христианства были заложены во Владимире с юных лет. В летописях Владимира называли Святым и говорили, что крещение Руси произошло благодаря ему. Действительно, принятие на Руси христианства закрепило древнерусское государство. На Руси появилась письменность. Связи древнерусского государства крепли и становились шире. Стали заключаться браки между династиями. Авторитет Руси после принятия в ней христианства значительно вырос.

Но после принятия христианства все языческие боги погибли, были забыты и переименованы. Конечно, многое то, что относилось к языческим богам, сохранилось, но имена были заменены христианскими персонажами. Некоторых языческих богов нарекли бесами. Несмотря на то, что язычество на Руси перестало существовать, вера в духов и демонов природы осталась жить в человеке, хоть и за такое длительное время в язычестве произошло очень много значительных изменений. Можно сказать, что и сегодня отголоски язычества сохранились в обществе. Мы верим суевериям, гадаем, празднуем языческие праздники.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Языческая реформа
Рубрика (тематическая категория) Регилия

Принятия христианства на Руси

  • Язычество славян. Особенности Восточнославянского язычества.
  • Крещение Руси. Почему принимается христианство. Почему Восточное христианство. Особенности. Влияние на сферы жизни общества.

Россия развивается. Успешные инициативы по военным походам. С Русью считаются прочие ʼʼгосударстваʼʼ. Неожиданно, язычество перестает устраивать правителœей Киевской Руси.

Язычество - ϶ᴛᴏ ʼʼполитеизмʼʼ. Многобожие: Род, Вода

Особенности язычества:

  • Язычество вбрало в себя зависимость человека от природы;
  • Постоянное развитие:
    • 6-7вв. Религиозные представления крутятся вокруг ЗЛЫХ и ДОБРЫХ духов;
    • На первенство выходит божество с именем РОД;
    • Потом поклонение переходит к богу Перун. Все природные аномалии относят к его божеству. Впоследствии он является ведущим божеством военного дела.
    • На севере страны главным богом является Велœес. На юге – Перун.
  • Верхновенство поклоняется одному богу. Низшие слои общества другим.
  • Соотношение духовной и светской власти. Волхвы, жрецы, кудесники повелœевают князьями, а те, в свою очередь, должны были следовать их велœениям.
  • Русь, несмотря на свои успехи, воспринимается как варварская страна и те же Греки не хотели иметь дел с ней.

Вывод: Язычество не исполняло роль основной религиозной культуры из-за своих огромных противоречий.

Попытка осовременить язычество. Попытка реформы предпринималась дважды. Первый раз ее предпринял князь Игорь. Абсолютно неудачно. Игорь столкнулся с явлением сепаратизма. Древляне хотели выйти из-под власти Игоря. Чтобы избежать этого, Игорь называет Перуна общеславянским богом.

Вторую попытку предпринимает князь Владимир.
Размещено на реф.рф
980-988гᴦ. Происходит столкновение князей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приводит к гибели его брата – Олега. Святослав ссылает Владимира в Новгород. Владимир с армией язычников идет на Киев и убивает своего брата Ярополка и объявляет себя князем. Владимир выставляет 6 идолов для поклонения: Перун, Даждьбох, Хорс, Стрибох, Симаргл, Макошь. 8 лет Владимир пытался выжать и осовременить язычество.

Причины провала языческой реформы:

  • Русь – полиэтническое государство с многообразием верований и культов;
  • Навязывание южных традиций другим территориям, закрепление привилегий элиты;
  • Язычество по своей природе не могло стать идеологической основой для единства государства;
  • Внешний фактор: сохранялся стереотип восприятия Руси, как варварской страны.

В итоге Русь приходит к выводу, что нужно сменить религию. Самый сложный шаг для любой страны - смена идеологии. В окружении Руси существовало большое количество конфесий. Одним из самых больших было христианство. Предопределяющим фактором было то, что христианство идет из Византии. Она являлась самой огромной близлежащей державой. Действия князя по выбору религии будут политическими и его личные предпочтения уйдут на 10 план.

Основные мотивации:

  • Какая вера обеспечивала единовластие и приоритет светской власти;
  • Степень привлекательности страны, откуда будет взята та или иная религия;
  • Обрядовые нормы исламской религии не привлекали князя;

Время распространения христианских идей у славян:

· 1 век н.э.: легенда об Андрее Первозванном;

· Середина 9в.: 864ᴦ. – крещение Болгарии;

· 10 в.: договора с грекам 911 и 945 гᴦ.;

· 957 ᴦ. крещение княгини Ольги;

· 988ᴦ. Крещение Руси;

· Создание кириллической письменности

Владимир ставит ультиматум Византии. В случае если не отдадите Анну, я пойду в Царьград - Константинополь. Οʜᴎ отдают. Когда Владимир ее видит, он слепнет. Когда прозрел, а прозрел он не только глазам, но и душой, он сказал: Я познал истинного бога.

Владимира крестили. Это послужило принципом: ʼʼСделай как яʼʼ. Вся Русь крестилась.

Феапент – представитель церкви в славянских землях.

Языческая реформа - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Языческая реформа" 2017, 2018.

По своим религиозным верованиям восточные славяне являлись язычниками. Они почитали бога грома и молний, а также войны Перуна (Ставшего богом-покровителем киевских князей и их дружины), бога богатства, мира, а также богов солнца (назывался Даждьбог), ветра (Стрибог), огня (Сварог).

Они приносили им жертвы, молились, строили святилища, где совершали религиозные обряды, но, ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племен Русские и иностранные источники о «крещение» Руси. М., 1988. С.44.

Крупнейшие религиозно-идеологические изменения в древнерусском обществе произошли в княжение Владимира. В X веке государство объединяло в себе много племён. Киевский князь Владимир стремился к объединению восточнославянских земель. И так же с целью укрепления своей власти в государстве Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству Там же. С 110.

Первая религиозная реформа была осуществлена 986 году - заключалась в создании единого пантеона языческих богов. Так князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась первая и главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства Громов Ф.Д. Киевская Русь. М., 1999.С 121. Владимир определил шесть главных богов и поставил им идолы недалеко от собственного терема. Место было превращено в языческое святилище. Пантеон включал следующих идолов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Стрибога, Семаргла, Макошь. Главным идолом считался "княжеский" бог Перун - божество огня, грозы, молнии, войны. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения. Поклонение другим богам каралось Русские и иностранные источники о «крещение» Русь. С 98.

Реформа потерпела поражение, новые представления о старых богах не усваивались населением. Поэтому реформа не принесла результата, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства Громов Ф.Д. Киевская Русь. С. 133. К тому же, к концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Язычество уже не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду Там же. С. 158.

Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии. Таких религий в то время в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм Там же. С. 163.

Loading...Loading...