Женщина святыня в греции. Православные святыни Греции

Святыни Греции

Паломничество по святым местам всегда считалось одной из самых почитаемых традиций нашего народа. Истинные верующие отправлялись в путь, чтобы поклониться значимым христианским святыням, получить благословение в своих начинания и почтить память предков.

На сегодня паломничество не утратило своей актуальности, и многие наши соотечественники стремятся посетить христианские святыни Греции , поскольку эта страна является настоящим оплотом православия. Именно здесь были возведены первые храмы и основаны многие духовные традиции.

Святыни на Материке:

Афины

Церковь Святых апостолов является одним из старейших храмов Афин и находится на территории древнегреческой Агоры. В прошлом веке храм был отреставрирован, и теперь он предстает перед нами в своем первоначальном виде. Здесь можно увидеть фрески поствизантийского периода, перенесенные из ныне разрушенной церкви Святого Спиридона.

ассоциируется у нас с языческой историей, хотя более тысячи лет - это место было местом паломничества христиан. Именно здесь находились евангелие, переписанное самой святой царицей Еленой, и мощи святого Макария Египетского. Несмотря на то, что реликвии исчезли в результате многочисленных войн, по-прежнему занимает важное место среди святынь Греции .

Храм Преображения Господня датируемый 14 веком находится на северном склоне Акрополя. Крестово-купольный византийский храм с южной стороны имеет маленькую часовню Святой Параскевы.


Салоники

- самая крупная в городе церковь была построена христианами еще в 306 году и названа в честь проповедника и покровителя Салоник. Мощи Св. Димитрия в древности были мироточивыми. Прихожане, поклонявшиеся святому, набирали миро в стеклянные ампулы.


Митрополичий собор святителя Григория Паламы представляет собой величественное здание, расположенное в центре города. Назван он в честь святителя архиепископа Салоник, известного своими богословскими трудами, сочинениями полемического, аскетического и нравственного содержания. Мощи Св. Григория были перенесены в митрополичий собор из кафедрального храма Святой Софии в Салониках.


Спарта

Монастырь Св. Сорока мучеников находится в пещере и украшен множеством красивых фресок, выполненных известным мастером Константином Манассисом. Чтобы защитится от нападений, позже монахи построили новый более крупный монастырь с большим количеством помещений. Одной из достопримечательностей храма является круглое здание с большой печью посередине, возле которой монахи грелись по очереди. В южной части монастыря была четырехэтажная башня с бойницами и наблюдательным пунктом, но теперь от нее осталось лишь три этажа.


Голский монастырь Пресвятой Богородицы находится на северо-восточном склоне Тайгетского перевала. В годы турецких набегов сюда стекались беженцы, ища укрытия в горах. В монастырских церквях хорошо сохранились многие фрески, однако в главном храме они потемнели и расплылись из-за высокой влажности. Главной иконой обители считается одна из наиболее известных православных святынь Греции - икона Божией Матери «Живоносный источник».

Патры

Собор Св. Андрея известен благодаря хранящимся здесь мощам великомученика. По преданию святой апостол Андрей Первозванный проповедовал не только в Греции, но и освятил место основания будущей столицы Руси - Киева. Благодаря его проповедям большинство населения Патр приняло христианство.


Святыни на островах:

Корфу

Храм Св. Спиридона Тримифунтского воздвигнут в честь набожного праведника, который помогал нуждающимся и больным людям. За его доброту Бог наградил Спиридона даром чудотворения. В церкви хранятся нетленные мощи святого и ежедневно сотни людей приходят сюда, дабы приложиться к святыне и попросить об исцелении. Внутри храма есть множество золотых и серебряных паникадил, мраморный иконостас, иконы в золотых рамках и висящие на цепочках металлические фигурки с изображением людей и отдельных частей тела - так прихожане благодарят св. Спиридона за помощь.


Женский монастырь Пантократор расположен на севере Корфу. Он известен даже за пределами Греции благодаря иконописи сестер обители, которые творят в византийском стиле и удивительно яркой цветовой гамме.

Крит

Собор апостола Тита сочетает в себе различные архитектурные стили, ведь он много раз переходил от одного направления религии к другому. В храме находятся мощи апостола Тита, чудом уцелевшие в одном из пожаров XVI века.


Монастырь Панагия Палиани - самая древняя святыня острова, знаменитая на весь мир благодаря чудесному миртовому дереву. Растение стало произрастать из дерева, изображенного на иконе, и постепенно скрыло ее. Это миртовое дерево растет теперь в храме, а его ветви считаются целебными.


Родос

Филеримский монастырь - одна из самых знаменитых святынь Родоса, представляет собой уединенное место, на котором ранее располагался античный город.


Монастырь Святой Богоматери Цамбики посещают женщины, которые не могут зачать ребенка. Согласно легенде, храм построен на земле турка, жена которого часто молилась иконе Божьей Матери с просьбой дать ей ребенка. Спустя несколько лет она забеременела, и благодарный муж подарил все земли монастырю.


Монастырь Панормитис имеет свою особенную ценность - икону архангела Михаила, к которому люди обращаются со своими просьбами. Говорят, что можно написать просьбу на клочке бумаги, закрыть в бутылке и бросить в море. Если это сделает истинно верующий человек, то она прибудет в бухту и желание обязательно исполниться.

Андрос

В Монастыре святителя Николая Чудотворца находится чудотворная икона, которая обильно мироточит более 20 лет.

Патмос

Пещеры Апокалипсис венчают собой святые места Греции , ведь именно здесь Иоанну Богослову явилось Откровение Божие, а ученик Прохор в пещере записал со слов евангелиста последнюю книгу Евангелия Апокалипсис.


Центры православного паломничества Греции

Редкое путешествие по стране обходится без посещения Святой Горы Афон , на которой каждый мужчина может получить духовные впечатления и благодатную пищу для души. Здесь находится уникальная православная монашеская республика с многовековой историей и мужским населением. Во времена расцвета на Святой Горе насчитывалось более 180 православных монастырей. Сегодня их число сократилось до 20 и среди них есть греческие, болгарские, русские, сербские и румынские храмы. Все они пользуются правом самоуправления. У Афонских монастырей есть несколько подворий за пределами Святой горы и самым известным из них считается женский монастырь Ормилия, где подвизается свыше ста монахинь. В этом благословенном месте путники могут очиститься от греха и страданий, переосмыслить свои поступки и восстановить душевные силы.



Любой, кто посещает святыни Греции , хочет непременно побывать в Метеорских монастырях . Эти необычные храмы расположены на возвышающихся над землей скалах, которые будто парят над плодородной равниной. Первые монахи - выходцы из Афона, появились в Метеорах еще 13-14 веках. Постепенно численность их стала увеличиваться, в период расцвета здесь было более 20 действующих монастырей. Сейчас эти христианские святыни Грециинасчитывают лишь 6 обителей. В самом значимом из них мужском монастыре Преображения Господня («Великая Метеора») находятся мощи основателей местного монашества святых Афанасия и Иоасафа и чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Во всех монастырских музеях есть экземпляры древнейших пергаментных рукописей, императорских хрисовул и облачений.


Женский монастырь Святого апостола Иоанна Богослова

Перечисляя православные святыни Греции, обязательно стоит упомянуть данный монастырь, расположенный внебольшом городке Суроти, недалеко от Салоник. Здесь по старым афонским традициям живут 67 сестер. Они проводят службы при свечах, угощают посетителей лукумом и холодной водой.Тысячи паломников со всего мира стремятся к одной из главных святынь Греции - могиле старца и основателя монастыря Паисия Святогорца , чтобы почтить память этого выдающегося человека.


Паломничество по святым местам Греции позволит верующим прикоснуться к целебным мощам и чудотворным иконам, помолиться в греческих храмах, увидеть древние иконы и фрески, чудом дошедшие до наших времен.

Греция пленяет красотой природы: тут и ласковые теплые моря, и горы в голубой дымке, и серебристо-зеленые оливковые рощи до горизонта. Но главное богатство этой страны – православные святыни, которые привлекают сюда христиан со всего мира.

В гости к Святогорцу

Чаще всего паломники начинают свой путь с Салоник, где первые церкви основал еще апостол Павел в 50 году от Рождества Христова. В начале IV века здесь принял мученическую кончину воин Димитрий, ставший небесным покровителем города. Базилика святого стоит на месте его первоначального погребения, в самом центре старого города. Внутри храма находится колодец, где после смерти прятали тело мученика. Мощи святого Димитрия обильно мироточили до XV века, и мира было так много, что для него пришлось соорудить около раки небольшие каменные бассейны, которые сохранились до сих пор.

А в пригороде Салоник находится монастырь Иоанна Богослова. Там похоронен старец Паисий Святогорец и находятся мощи св. Арсения Каппадокийского – когда-то именно он окрестил столь почитаемого в России святогорского инока. Отца Арсения еще при жизни почитали как чудотворца и христиане, и даже мусульмане – по его молитвам исцелялись и телесные, и душевные недуги. Если больной не мог прийти сам, родственники приносили его одежду, отец Арсений читал над ней молитву, и страдалец исцелялся. А мусульмане просили хотя бы пепла из его кадила – как лекарства.

Святой Паисий Святогорец

Откуда плывут на Афон

В ста километрах от Салоник располагается Урануполи – тихий городок в окружении сосновых лесов. В центре его на набережной стоит древняя башня времен Андроника Палеолога, построенная в XIV веке для защиты от пиратов. У ее подножья находится причал, откуда отходят корабли на Афон. Как известно, в монашескую республику могут попасть только мужчины, получившие к тому же специальную визу – диамонитирион. А для всех остальных совершаются прогулки на кораблях вдоль юго-западного побережья Афона.

Монастырь св. Пантелеимона или Новый Руссик. В настоящее время в монастыре подвизаются 70 монахов из Украины, России и Белоруссии. Святыни монастыря – глава вмч. Пантелеимона, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы и многих других святых

Между небом и землей

Однако в Греции есть еще одна монашеская республика, и туда уже могут попасть все желающие: это Метеоры – «парящие между небом и землей» – так переводится это название.

Посреди Фессалийской равнины на плоских вершинах отвесных скал, высота которых достигает 400 метров, стоят монастыри – до сегодняшнего дня сохранилось шесть действующих обителей. Первые монахи появились здесь еще до XX века, однако жили разрозненно, собираясь лишь на Литургию в храме города Стаги, лежащего у подножья скал. А в XIV веке приехавший с Афона монах Афанасий начал строительство первого монастыря Великий Метеор. Вслед за ним построили более двадцати обителей.

Преподобный Афанасий Метеорский ввел афонский устав для всех монахов, подвизающихся в этих местах, и тем самым положил начало новой монашеской республике, расцвет которой пришелся на XVI век. В течение пятисот лет в монастыри можно было попасть только по подвесным лестницам или в сетках, которые поднимали наверх с помощью лебедки. Только в начале прошлого века в скалах прорубили каменные ступени, и теперь подняться к монастырским воротам не составляет особого труда.

После падения Византии Метеоры стали центром сохранения и развития византийской живописи – красивейшие фрески стали одной из главных достопримечательностей местных храмов. Каждая из обителей Метеор хранит в себе нечто особенное: например, в монастыре св. Стефана как величайшая святыня почитается честная глава первомученника, в монастыре Великий Метеор есть замечательный музей монастырского быта и уникальные иконы. А самые живописные виды открываются из монастыря Святой Троицы – согласно монастырской хронике, для того чтобы поднять все материалы для его строительства, потребовалось семьдесят лет.

Тайна Патмоса

Но Греция – это еще и 1400 островов, лежащих в нескольких морях, омывающих страну. Название острова Патмос дорого сердцу каждого православного – здесь, в пещере Откровения, апостол Иоанн Богослов написал книгу Апокалипсис, самую загадочную книгу Нового Завета.

Монастырь во имя святого апостола был построен тысячу лет назад, но почти не изменил своего вида. В нем можно поклониться честной главе ап. Фомы и мощам св. Феодора Стратилата. Обитель хранит много старинных и редких вещей: например, Евангелие от Марка VI века, двести подлинников византийских икон, более шестисот предметов древнего церковного облачения, коллекцию золотых богослужебных сосудов – часть этих сокровищ можно увидеть в музее.

Остров святителя Спиридона

Корфу, или Керкира – крупнейший из островов Ионического моря, – знаменит как место упокоения мощей свт. Спиридона Тримифунтского, императрицы Феодоры, запретившей иконоборчество, и апостолов от семидесяти Иасона и Сосипатра.

Святитель Спиридон, величайший после Святителя Николая чудотворец в истории Церкви, родился и жил в III веке на Кипре. Он участвовал в Первом Вселенском Соборе, созванном в Никее императором Константином Великим, и во время дебатов с еретиками-арианами сотворил чудо, объясняя сущность Троицы: из куска черепицы вырвалось пламя, потом истекла вода, а в руке святого осталась сухая глина. После этого почти все еретики вернулись к исповеданию Православия. Тихий и скромный святитель Спиридон сотворил множество чудес – исцелял болящих, воскрешал умерших, однажды во время Литургии ему пел хор Ангелов.

Пять раз в году на Корфу совершается крестный ход с мощами святого: их несут в стеклянной раке вертикально, словно действующего иерарха на епископском троне. Сохранилось свидетельство Николая Васильевича Гоголя о чуде, произошедшем на одном из таких крестных ходов. Один из английских путешественников, наблюдая процессию, предположил, что тело святого забальзамировано, после чего мощи поднялись из раки и развернулись к сомневающемуся спиной.

К Иоанну Русскому

Остров Эвбея находится рядом с Афинами – через узкий пролив, который образовался в результате землетрясения. В 1924 году, после обмена населением между Турцией и Грецией, сюда перенесли мощи св. Иоанна Русского.

В 1711 году, после победы турецких войск над армией Петра I, молодой солдат Иоанн был захвачен неприятелем в плен, продан на невольничьем рынке и прожил остаток жизни в рабстве. Хозяин принуждал его принять ислам, но Иоанн отказался, обещая верную службу, если не будет посягательств на исповедание православной веры. Хозяин согласился, и долгие годы, до самой смерти, Иоанн добросовестно ухаживал за лошадьми. Рядом с домом хозяина находился христианский храм, в котором Иоанн часто проводил ночи в молитве и каждую неделю причащался. В неволе Иоанн провел двадцать лет праведной жизни и честного служения. Через три года после кончины смиренного раба над его могилой появилось сияние, после чего открыли могилу и обрели нетленные мощи святого, причем даже земля вокруг гроба издавала благоухание – христиане и мусульмане брали себе эту землю как частицу святыни. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.

Лучше один раз увидеть

Перечислять многочисленные святыни греческой земли можно долго – эта земля богата истинными сокровищами, однако, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Путешествовать по Греции можно самостоятельно, вооружившись путеводителями: многочисленные отели всегда рады постояльцам, даже если вы решили заселиться в два часа ночи, а машина напрокат дарит свободу передвижения и экономит время. Но если нет опыта и уверенности в самостоятельных путешествиях, отличным вариантом будет паломничество с организованной группой, благо выбор поездок в Грецию велик. Можно выбрать поездку, совмещенную с пляжным отдыхом, а можно и только паломническую – например, Паломнический центр Московского Патриархата предлагает один из самых насыщенных маршрутов посещения главных святынь Греции. Но какой бы вариант вы не выбрали, можно сказать с уверенностью – это будет незабываемое путешествие.

Паломнический центр Московского Патриархата предлагает один из самых насыщенных маршрутов посещения главных святынь Греции.

Сегодня мы оставим неугомонные Салоники и отправимся по окрестностям. Кроме того, Grekoblog специально акцентирует внимание на тонкостях поведения в местных храмах, с которыми Вы почти наверняка столкнетесь при посещении Святых мест не только в Северной Греции, но и по всей Элладе.

Первое место, в которое мы хотели бы сегодня отправиться находится недалеко от Салоник — в местечке Суроти. Здесь расположен женский монастырь Св. Иоанна Богослова . Паломники со многих стран стекаются сюда, чтобы поклониться могилке старца Паисия Святогорца, почившего в 1994г и пока ещё не канонизированного. Невзирая на это, верующие приходят на его могилу с глубокой благодарностью в душе за то утешение, просветление и любовь, которые они получили от старца. Во многом это заслуга монахинь монастыря, записывавших слова старца в своего рода рассказы или проповеди, простые и доступные, которых со временем накопилось на несколько книг, изданных и переведённых в том числе и на русский язык.

Найти монастырь без карты или навигатора не очень легко, но, найдя, уезжать отсюда не хочется. Необыкновенно ухоженный, просторный, но скромный, своему опрятному виду, радующему глаз, он обязан стараниям проживающих в нём монахинь. То там, то здесь увидите нарядные цветочные клумбы, а общий горный пейзаж идеально дополняет традиционная для Греции поствизантийская монастырская архитектура. Во дворе для гостей всегда выставлено угощение: рахат-лукум и чистая вода из святого источника.

Монастырь Св. Иоанна Богослова находится недалеко от Салоник в местечке Суроти

В этом месте самым удивительным образом сочетаются приветливость и молчаливость, радушие и уединение.

Недалеко от монастыря Иоанна Богослова, в горах Хортиатис более тысячи лет назад был основан монастырь Св. Анастасии Узорешительницы , который функционирует и сейчас как действующий мужской монастырь, где хранятся мощи самой Святой Анастасии. Он совершенно не похож на радушный и ухоженный монастырь Иоанна Богослова, но завораживает особенной, чуть суровой и очень древней атмосферой, повествующей о тысячелетней истории монастыря. Со стен его, как и сотни лет назад, открывается вид на македонскую долину, даже и теперь почти не тронутую цивилизацией.

Для тех, у кого в запасе есть ещё один день, незабываемой станет , к древнему монастырю Св. Дионисия (XVI век). Монастырь запрятан в горах на склонах ущелья и найти его даже в наше время нелегко, а уж раньше, пока не провели дорогу, было и вовсе почти нереально: в период турецкого ига монахи, ища покоя и безопасности, уходили подальше от мусульман далеко в горы. Монастырь был взорван оккупантами во времена Второй Мировой Войны, и до сих пор в нём ведутся восстановительные работы, но сам храм и трапезная уже открыты для посещений. До того, как основать монастырь, Св. Дионисий жил в отшельничестве в одной из пещер горы Олимп, где и скончался в 1541г. От монастыря ведёт тропинка к пещере, где сейчас устроена миниатюрная церквушка — место постоянного паломничества христиан. Поход к пещере по горной тропке для людей, не привыкших к физическим нагрузкам, можно расценивать как небольшой подвиг веры… путь в одну сторону занимает около получаса.

Монастырь Святого Дионисия на Олимпе найти очень непросто

Мощи Святого Дионисия были перенесены в основанный им монастырь, где они и покоятся сейчас, в левом притворе храма.

Во дворе храма Вы найдёте освящённый горный источник с холодной питьевой водой, которая как в жару, так и в холод даёт паломникам новые силы…

Последняя наша цель — это ущелье Темби с небольшим скальным храмом Св. Параскевы . Проезжая Темби, будьте внимательны, чтобы не пропустить ту единственную стоянку машин в местечке Агиа Параскеви, от которой Вы можете перейти по подвесному мосту на другую сторону ущелья к храму. Согласно Преданию, именно в этом ущелье была арестована Святая Параскева Римская — христианская мученица II века, считающаяся целительницей глазных недугов. Здесь же в начале XX века при строительстве железной дороги чудесным образом была обретена икона святой. Ищущие исцеления, а также все верущие, пришедшие поклониться Святой Параскеве, идут приложиться к источнику. Для этого им нужно пройти буквально внутрь скалы по недлинному, но узкому проходу. Разойтись там могут только два человека, поэтому лучше тихо и терпеливо соблюдать очередь.

Если Вы раньше не бывали в Греции и готовитесь отправиться в тур по Святым местам, то Вам полезно будет ознакомиться с некоторыми особенностями греческих православных традиций:

  • Свечи в греческих храмах лежат в свечных ящиках в свободном доступе. Вы можете взять необходимое количество, а в специальную щёлку кинуть монету соответствующей стоимости. Если у Вас с собой нет мелочи в местной валюте, это не причина не зажигать свечу: ничего страшного, при возможности в следующей церкви восполните.
  • Цыгане при входе в церковь могут уговаривать Вас приобрести свечи у них. Они, в свою очередь, пачками берут их из свечных ящиков — поступайте, конечно, как Вам велит совесть, но учтите, что церковь этих денег точно не увидит.
  • В греческую православную церковь женщины могут заходить с непокрытой головой и в брюках — главное, чтобы были прикрыты плечи и колени. При входе в монастырь правила строже: поэтому у дверей, как правило, для посетительниц лежат длинные юбки и наплечные платки. Мужчинам в шортах выше колена также проходить нежелательно, но запасов длинных брюк для них, к сожалению, не предусмотрены.
  • Фотографировать разрешено сколько угодно за пределами храма, но внутри в 90% случаев попросят спрятать фотоаппарат — отнеситесь к этому с пониманием. Открыто фотографировать монахов также не совсем этично.
  • Греческие православные храмы, в отличие от русских, почти всегда имеют плотные ряды стульев, разделённые посередине проходом. Слева сидят женщины, справа — мужчины. Но определённые части службы все прихожане слушают стоя.
  • Почти при каждом монастыре и во многих церквях есть небольшой источник освящённой воды, которую Вы можете без стеснения пить и, при желании, налить в бутылочку, чтобы взять с собой.
  • Большинство греков, и стар и млад, крестятся всякий раз, как видят церковь. Пользуясь местным общественным транспортом, не пугайтесь, если пол-автобуса вдруг начнёт осенять себя крестным знамением — это не связано с каким-то происшествием на дороге, просто Вы проезжаете мимо храма.
  • Почти каждый храм обладает маленькой пристройкой, своего рода молельней со святым изображением и свечным ящиком; даже если Вы очень торопитесь, легко одеты и зайти в церковь нет времени, всегда можно по пути заглянуть в такую молельню, поставить свечку и прочесть короткую молитву.
  • Прежде чем отправиться монастырь, узнайте о режиме его работы.

Остров Крит (Κρ?τη) известен, как один из крупнейших центров религиозной и культурной жизни Греции . Это самый большой греческий остров, пятый по величине из островов Средиземного моря.

Христианство на Крите проповедовали еще в I веке апостол Павел со своим учеником Титом, который впоследствии стал первым епископом острова. То есть история христианства на Крите насчитывает два тысячелетия. Здесь сохранилось множество исторических памятников, множество христианских святынь разных эпох .

История Крита богата драматическими событиями. Остров был частью Византийской империи, находился под властью венецианцев, а потом - турок. И вот уже столетие - с 1 декабря 1913 года - Крит входит в состав Греции.

На Крите множество прославленных и не столь известных святынь. Постараемся дать читателю представление хотя бы о небольшой части из них.

Собор апостола Тита (Τ?τος) в Ираклионе - неповторим, он соединяет в себе различные архитектурные стили. Связано это с тем, что за свою многовековую историю он много раз переходил из рук в руки: православные, католики, мусульмане. Бывал он почти разрушен землетрясениями, уничтожен пожарами.

В одном из пожаров XVI века чудом уцелели главные святыни собора - честная глава апостола Тита и чудотворная икона Пресвятой Богородицы Панагия Месопандитиссас. Позже, спасая от турок, их перевезли в Венецию. В 1966 году мощи апостола Тита вернули на Крит, а Панагия Месопандитиссас остается в Венеции доныне.

Панагия Палиани (Παναγ?ας Παλιαν?ς) - древнейший женский монастырь острова Крит - отстоит на 25 км от Ираклиона. Устное предание утверждает, что основан он гораздо раньше первого упоминания в летописях, датированного 632 годом.

На этом месте чудом была явлена икона Пресвятой Богородицы. Во время пожара в окрестном непроходимом лесу местные жители слышали голос, взывающий о помощи. И когда потушили пожар, в зарослях обгоревших колючих деревьев обрели чудотворную икону. Через некоторое время молящиеся заметили, что изображенное на иконе дерево стало прорастать. Поначалу икона просматривалась сквозь ветви, а потом окончательно скрылась. Пока икона не исчезла внутри дерева, ее перемещали в храм и закрывали там на замок, но невидимой силой она возвращалась обратно в лоно дерева.

Сейчас то самое миртовое дерево, скрывающее чудотворную икону, растет в юго-восточном углу храма. Его частички - кора, листья, веточки являются целебными. А икону, говорят, видят только дети. Но еще в то время, когда икона была видна всем, с нее сделали копию, которая сейчас находится в храме и привлекает множество паломников.

Монастырь Панагия Палиани несколько раз был полностью разрушен во времена турецкого господства, но молитвами Пресвятой Богородицы каждый раз возрождался вновь. Воссоздание обители в современном виде связано с именем монахини Памфилии, которая чудом спаслась из сожженной обители и посвятила всю свою дальнейшую жизнь ее восстановлению.

В местечке Мессара притаился удивительный по красоте, увитый зеленью и украшенный множеством греческих розженский монастырь Каливиани (Καλυβιαν?ς).

Во времена Византийской империи этот монастырь был мужским. С XIV века сохранился здесь храм, посвященный чудотворному образу Пресвятой Богородицы Живоносного Источника. Эта икона почитается в монастыре, как главная святыня.

В соборном храме обители находится список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корень Иессеев. В киоте с образом помещен плат, пропитанный миром от подлинника иконы, пребывающей на острове Андрос.

В обители чудесным образом были обретены мощи монахов-мучеников, пострадавших за веру во времена турецкого господства. Мощи были замурованы в стене монастырской часовни. От мощей святых мучеников совершается множество чудес, которые бережно записывают сестры обители.

Монастырь традиционно занимался благотворительностью, еще в описании 1873 года существование на его территории приюта для детей сирот и престарелых, а также бывших заключенных. И сейчас при монастыре действует приют для девочек и пансион для одиноких женщин.

Монастырь святого Георгия Эпаносифи (Γεωργ?ου Επανωσ?φη) был основан в 1614 году по повелению великомученика Георгия. Святой явился в видении будущему основателю монастыря - монаху Паисию - и поручил ему построить на этом месте обитель. Трижды за свою историю монастырь разрушался, но воссоздавался заново.

В алтаре монастырского собора великомученика Георгия Победоносца хранится часть его святых мощей и частицы мощей великомученика целителя Пантелеимона, святых Екатерины, Анастасии Узорешительницы и мученика Трифона.

История сохранила свидетельства о чуде, совершившемся по молитвам к святому Георгию. Во время засухи из земли забил здесь источник воды, не оскудевший до наших дней.

В обители создан музей истории, в котором собраны уникальные экспонаты - личные вещи иноков, старинные книги и облачения.

Монастырь Агарафу (Αγκαρ?θου) получил свое причудливое имя от дерева, под которым нашли чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Основание обители относят к XV веку, но чудесное дерево Агарафу сохранилось до наших дней. Монастырь был просветительским центром, и славился переписыванием книг.

Здесь в 1973 году принял монашеский постриг нынешний Александрийский Патриарх Феодор.

Традиционное ремесло насельников обители - производство оливкового масла и вина. Вино монастыря Агарафу известно далеко за пределами Крита. Тайны изготовления вина сохраняются монахами из века в век, передаются от одного поколения другому. Так что гости обители могут попробовать то самое монастырское вино, которым угощали паломников еще в XVI веке.

Монастырь святой Марины (Αγ?ας Μαρ?νας) основан в XIV веке. Сегодня на этом месте подвизаются всего три монахини, но монастырь остается одним из популярных мест паломничества на Крите.

Чудотворная икона святой Марины, от которой происходит великое множество чудес, собирает сюда тысячи паломников, особенно на праздник святой Марины. Святая Марина через свой чудотворный образ исцеляет от различных болезней, особенно от бесплодия.

Из-под престола соборного храма обители бьет источник святой воды, имеющей целебные свойства.

В 12 км от Ретимно расположен монастырь Арсаниу (Αρσαν?ου), от которого открывается великолепный вид на Средиземное море.

По Преданию, этот монастырь был основан в конце XVI века, и с основанием его связано несколько интересных легенд. Первая легенда рассказывает о городе Арсания, который в древности находился на этом месте; вторая - повествует о некой царице Арсании, пожертвовавшей значительные средства на возведение монастыря; а третья - о ктиторе (κτ?τωρ -основатель, создатель), носившем фамилию Арсанис, который отдал на строительство монастыря большую часть своего состояния. Так или иначе, первые письменные упоминания об обители Арсаниу относятся к 1600 году.

В монастыре Арсаниу хранится великая святыня - ребро великомученика Георгия Победоносца.

Находится в обители и частица мощей святого мученика Харалампия, к которому принято обращаться с просьбой об избавлении от депрессии.

На территории обители стоит один из двух, существующих в Греции, храмов святого Марка, покровителя глухонемых. Второй храм святого Марка построен на его родине, в Патрах.

Древний монастырь Аркадия (Αρκαδ?ου) V века - в сознании и истории греческого народа олицетворяет борьбу за независимость, его именуют священным символом Критской свободы.

В период освободительной борьбы с османским игом защитники обители - монахи и миряне - героически сражались до последней капли крови. Почти все они погибли, монастырь был взорван. Но именно это событие подняло весь народ на борьбу, восстание приобрело гигантские масштабы. А Аркадский монастырь стал для греков символом борьбы за желанную свободу.

Сегодня монастырь утопает в зелени оливковых деревьев, сосен, кипарисов, дубов и представляет собой гармоничный архитектурный ансамбль разнообразных величественных зданий. Главный храм посвящен Преображению Господню. В нем сохранилась икона Спасителя с запекшейся на ней кровью мучеников - защитников обители.

Женский монастырь святой Ирины (Αγ?ας Ειρ?νης) расположен в 5 км к югу от Ретимно, у подножия горы Врисина возле маленькой одноименной деревни. Монастырь почитается как один из древнейших на Крите, правда, первое письменное упоминание о нем датируется 1362 годом.

Чудотворная икона и частица мощей святой Ирины - глубоко почитаются сестрами и паломниками, как главные святыни обители. Также здесь хранится собрание мощей многих святых.

Традиционно сестры обители занимаются ткацким ремеслом, изготавливают церковные облачения. Действует при обители иконописная мастерская, соборный храм полностью расписан сестрами. Также изготавливают они оливковое масло и целебные мази на основе трав по оригинальным рецептам.

Монастырь Кубэ (Κουμπ?), основанный при венецианцах, во времена османского господства был разрушен до основания.

Возрождение обители связано с именем жившего на Афоне монаха Нестора, уроженца Крита. В 1935 году он услышал таинственный голос: «Ты должен вернуться на Крит и восстановить Мой дом». Инок, опасаясь бесовского обольщения, поначалу не поверил услышанному, но голос повторил повеление трижды. Тогда афонские старцы, с которыми советовался монах Нестор, благословили его исполнить то, о чем говорил голос.

Произведя на этом месте раскопки, отец Нестор нашел образ Иоанна Предтечи. Поэтому один из храмов обители посвящен этому святому. Второй храм освящен в честь Преображения Господня.

Отец Нестор был личностью выдающейся, наделенной множеством талантов. Иконописец и живописец, он организовал при возрождающейся обители иконописную мастерскую и детский приют. Постепенно к нему собрались духовные чада - помощницы. И сложилась женская обитель.

Сестры свидетельствуют о большом количестве чудес по молитвам к старцу Нестору, почитают его святым, бережно хранят память о нем: мемориальную келью, его автопортрет и личные вещи.

Один из самых старинных монастырей восточного Крита - Крэмастон . Эта построенная на скалах женская обитель посвящена святым архангелам Михаилу и Гавриилу. Монастырь был основан в последний период правления венецианцев, в 1593 году.

Во времена османского ига монастырь оказался оплотом духовной и культурной самобытности греков. В нем была создана и действовала тайная школа, где преподавали Закон Божий и греческий язык. Здесь же располагался один из центров освободительной борьбы греческого народа. Монастырь сыграл настолько важную роль в освободительном движении, что его по праву называют маленькой Аркадией восточного Крита.

Многие насельники обители пострадали во времена османского владычества за веру Христову, сохраняя монастырь, Православие, отстаивая свободу греческого народа.

Конечно святые архангелы Михаил и Гавриил, верные хранители обители, всегда приходили на помощь в самые трудные моменты истории и поднимали монастырь из руин. Последнему сильному разрушению он подвергся в годы Второй мировой войны, но был восстановлен.

В главном храме обители хранится чудотворный образ архангела Михаила - помощника и покровителя всех, кто приходит сюда с верой.

Сестры монастыря Крэмастон занимаются иконописью, вышивкой церковных облачений, собирают и перерабатывают Критские травы, изготавливая на их основе ликеры и масла, кремы и мыло.

Это только некоторые святые места прославленного греческого острова Крит . на котором обязательно нужно побывать каждому, кто любит Грецию, интересуется историей и почитает святыни.

СВЯТЫЕ МЕСТА ГРЕЦИИ

Посетить все христианские святыни Греции за одну поездку невозможно. Их много и разбросаны они по всей стране, в том числе и по многочисленным островам.
Греция была и остаётся хранительницей православия. 98% верующих придерживаются православного вероисповедания.

Поклонение святым местам показывает, что у человека есть ещё в жизни нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Верующий человек или человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной, мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства.

Первый город, который встречает паломников, это северная столица Греции Фессалоники (по-русски – Салоники). Небесным покровителем города является святой великомученик Димитрий Солунский. В 4 веке Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен на его место императором Галерием. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. За это его и убили по приказу императора.

Что заставляло святых мучеников идти на смерть? Вера? Нет, глубоко личное убеждение, основанное на личном опыте!

В Фессалониках останавливался апостол Павел. Он даже написал два послания фессалоникийцам. «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всём. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом на зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите…»

Среди святынь, которые посещают паломники в Салониках, есть Кафедральный собор, где хранятся святые мощи великого угодника Божия подвижника исихазма святителя Григория Паламы. А также монастырь святой преподобной Феодоры "послушливой" Солунской, где находятся её святые мощи и мощи святого преподобного Давида Столпника Солунского, который жил в шестом веке.

Посетили мы и почитаемую христианскую святыню источник Святой Параскевы. Святая Параскева-Пятница - христианская великомученица III века. Через ущелье перекинут мост, по которому можно пройти к скальной церкви Св. Параскевы. Сам источник с лечебной водой находится в глубине узкого прохода в горе.
Любопытно, что источники святой Параскевы в России открываются и сейчас. В Центральном районе Красноярска торжественно открыли сквер с источником святой Параскевы-Пятницы. Источник назван во имя Св. Параскевы-Пятницы и под Малышевой горой в Старой Ладоге.

Особенно мне запомнилось посещение небольшой церквушки в Кастории. Всего в Кастории находится более 70 церквей периода византийской эпохи. Кроме Церкви Мавриотисы известны: Церковь Святых Бессребреников (XI век), Церковь Святого Афанасия Музаки (XIII век), Митрополичий собор Архангела (XIV век).
Нам посчастливилось попасть на богослужение, которое заказало одно присутствовавшее семейство. Мне понравилась простота и какая-то особая проникновенность службы, лишённая формализма, помпезности и ритуальной скованности. Чувствовалась настоящая, подлинная, от сердца идущая вера.

Убранство греческих православных храмов, по сравнению с нашими, более чем скромное. Церковная лавка (если она есть), находится рядом, но не в самом помещении храма. Свечи в храме лежат безо всяких ценников. Каждый может взять и поставить сколько хочет. Есть только чаша для добровольного пожертвования.

Особенно мне понравились маленькие часовенки, которые можно повстречать повсюду. Стоят они и по обочинам дорог в память о погибших в ДТП.

Одно из самых посещаемых святых мест в Греции это Афон (в переводе с греческого означает «Святая Гора»). Это третий полуостров Халкидики. Для православных всего мира Афон одно из главных святых мест, почитаемых как земной Удел Богородицы.

Афонские монахи создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии. Эту точку зрения отстаивал Григорий Палама.

Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, жившего в 14 веке. «Свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учёности, а на основе реального духовного опыта своего собственного, и многих других монахов-отшельников на горе Афон. Которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки, и открывали путь богопознания», – сказал в недавней проповеди Патриарх Кирилл.

Действительно ли в результате молитвы афонские монахи видели «божественный свет»?
Где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте? всё зависит от места или от сердца?!

Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека; не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца!

Человек существо программируемое. Веру можно воспринимать как программирование сознания. Во что человек верит, то он и творит.

Монастыри в Метеорах впечатлили меня своей сдержанностью и наполненностью. Кажется, православие и должно быть таким как в Греции – внутренне содержательным и внешне скромным.

Меня всегда мучил вопрос: нужно ли украшать место моления?
Ведь Господь человека слышит, а не видит, слышит все молитвы его неизречённые.
Храм – он в душе! А церковь – это сообщество единоверцев.
Так стоит ли украшать место, где человек общается с Богом, если главное – это состояние души в момент молитвы, когда чистота души соответствует частоте вибраций твоей молитвы, которая жаждет быть услышанной.
Ведь отшельники (пустынники) молятся и в лесу где придётся. Главное – жить в состоянии молитвы, всегда быть обращённым к Богу, всегда находиться в контакте с Ним!

«Человек это не от пяток до макушки, а от головы до Неба»!

Чем больше я путешествую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя здесь когда-то и была истина, сейчас это на 99 процентов хорошо налаженный бизнес.

Вообще, представления об особой святости и богоизбранности того или иного народа такая же выдумка, как и национальные государства выдумка честолюбивых политиков.

Кажется абсурдом, когда верующие люди враждуют между собой, забывая об исповедуемой ими любви. С выкриками «С нами Бог» христиане на войне идут убивать друг друга.

На Афоне есть русский монастырь – Пантелеймоновский – самый красивый!
Монастыри всегда были оплотом церкви. Они служили не только «постоялыми дворами» для странников. Монастыри были центрами интеллектуальной мысли. Туда ссылали и на вечное заточение. Там хранились и богатства церкви. Именно на базе монастырей возникла система банков.

Деньги всегда были составной частью власти. Наш экскурсовод рассказала о недавнем скандале в Греции, разразившемся в связи с будто бы финансовыми махинациями афонских иерархов.
Деньги – «ахиллесова пята» любой церкви.

Недавно в Сестрорецке я посетил храм Петра и Павла. К стене был прикреплён терминал, напоминающий один из тех, через которые люди осуществляют коммунальные платежи. Я вставил купюру, автомат проглотил её и выдал мне «квитанцию» о том, что я внёс пожертвование в определенной сумме, при этом на экране появилась надпись «Доброхотно дающего любит Бог».

Актуальными для русской православной церкви остаются три главных вопроса:
1\ Будет ли удалена торговля из храма?
2\ Будет ли вестись служба на современном русском языке?
3\ Будет ли отменена плата за церковные услуги, например, за крещение?

В Троице-Сергиевой Лавре я видел, что самые обычные свечи лежат бесплатно, и каждый может осуществлять пожертвование добровольно, а не через покупку свечей.
Наша церковь не так бедна, чтобы видеть источник дохода в торговле свечами.
Человек может пожертвовать больше, чем стоит свеча.
Вспомним, чьё пожертвование дороже: того, кто отдал мало из последнего, или кто отдал много от избытка?

Я крещён в православной церкви в младенчестве, и не могу от этого отказаться как от факта своей биографии. Но я против навязывания каких-либо убеждений, тем более религиозных.
Вера – это глубоко личный путь человека, его личный опыт, только личный.
Вера – от Бога, религия – от человека!

Нельзя не радоваться, глядя, как церковь, часто вместе с государством, занимается восстановлением православных храмов (это при том, что по Конституции церковь у нас отделена от государства).
Но разве храм это прежде всего здание?
Разве люди требуют меньше заботы, нежели камни?
Не получится ли опять, что монастыри будут богаты, а люди бедны?
Ведь главное наше богатство – люди!

Мне кажется, более правильно было бы восстанавливать православные храмы и монастыри не за государственный счёт, а на средства народных пожертвований! В этом бы и проявилось сплочение народное вокруг церкви, ибо церковь есть сообщество единоверцев!

Успех церкви, на мой взгляд, следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества.

Задача церкви помогать человеку в трудностях нашей жизни выбирать добро и творить любовь, черпая силы в вере в заповеди Иисуса Христа.

Для меня критерием оценки деятельности любого человека и церкви является лишь одно: помогает это творить любовь и добро или разжигает нетерпимость и злобу.

По моему мнению, церковь должна сохранять дистанцию, быть нравственным и духовным авторитетом, и не сближаться с государством, что неминуемо ведёт (как показывает история) к подчинению церкви государству.

Если церковь будет заниматься своим непосредственным делом – наставлять людей пути к Богу! – этого более чем достаточно, поскольку никто другой этим не занимается.

А то ведь кто-то увидел связь между неудачей нашей олимпийской сборной в Ванкувере и благословением её перед поездкой Патриархом Кириллом.

Многие упрекают церковь, что она всё более становится похожей на государственно-общественный институт. Многих отталкивает излишняя позолота и внешняя пышность богослужений.

Каждую субботу я смотрю по телевизору «Слово пастыря». В то время как кто-то обсуждает очередные новые роскошные одеяния Патриарха, я лично внимательно вслушиваюсь в его проповедь.

Я согласен с Патриархом, когда он говорит: «Каким должно быть отношение церкви к внешнему миру, в том числе и к власти? Церковь призвана хранить Божью правду и её провозглашать. Не её дело делить светскую власть, участвовать в политической борьбе. Не её дело направлять гнев народных масс в ту или иную сторону. Дело церкви провозглашать Божью правду».

Святые места это прежде всего святые люди в этих местах!
Святого всегда отличало: 1\ аскетическая скромность и простота 2\ молчание 3\ любовь несмотря ни на что.

Почему Серафим Саровский был признан святым?
Потому что прожил свою жизнь в уединении и аскезе, никому не делал зла, и любил всех: и диких зверей, и напавших на него грабителей. Потому и обладал теплом благодати, которая не позволяла ему замерзнуть, и которой он щедро делился, в том числе и с посетившим его Н.А.Мотовиловым.

Некоторые в это не верят. Шри Ауробиндо тоже был атеистом. Когда у него заболел брат, и все средства медицины оказались бессильны, обратились к бродячему индийскому «святому». Тот набрал из лужи грязной воды и дал её выпить умирающему брату. После этого брат выздоровел. Ну а Шри Ауробиндо стал верующим.

Мне кажется, главная проблема нашей жизни это отсутствие веры.
Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.
Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом уподобление Христу.

Власть не заинтересована иметь в обществе людей – независимых духовных авторитетов.

Духовный авторитет это недремлющая совесть!
Духовный авторитет вслух говорит о том, о чём другие про себя лишь думают!
Духовный авторитет не тот, кто говорит, как жить, а тот, кто живёт, как говорит!
Духовный авторитет не тот, на чьи слова ориентируются, но на чьи дела!

Недавно я совершил паломничество по Святой Земле. Народ не может не замечать, на каких лимузинах ездят иерархи, какие носят часы и мобильные телефоны…

Однако, несмотря на все недостатки, надо признать, что никакой другой силы, помогающей людям творить любовь и добро, кроме церкви, в современной России нет!

А не кажется ли тебе, что вера в Бога это самообман?
- Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Все зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви. Вера сильнее знания, потому что открыта для любой новой информации, тогда как знание не приемлет не только веры, но и тех сведений, которые не согласуются с уже имеющимися фактами. Когда человек знает, он всегда сомневается, и потому не приложит таких сил, какие открываются в нем, когда он верит. Например, если человек не будет верить, что выздоровеет, он никогда не поправится. Знание расслабляет, допуская сомнения, тогда как вера мобилизует. Знание приносит печаль, вера утешает душу. Неверующему нужны аргументы, основанные на здравом смысле, тогда как верующий познает сердцем. По большому счету, верит лишь тот, кто знает. Потому что верить - все равно что Знать! Однако нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за свое поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, - это и есть земное воздаяние за любовь. Для большинства же людей то, что они называют верой, есть всего лишь надежда. Вера - это убежденность, надежда - лишь предположение. Надежда ориентирует на помощь извне, тогда как вера мобилизует человека изнутри. Многие знают, что в мире все взаимосвязано, но Тайна мира заключена в том, как, каким образом все связано между собой. Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймешь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что все взаимосвязано и случайностей не существует». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

Мой видеоролик «СВЯТЫНИ ГРЕЦИИ» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post122687619/play

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Мистерии древней Греции», «Древние Афины сегодня», «Сократ мне друг», «Легенда о 300 спартанцах», «Акрополь и Парфенон – чудо веры», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Loading...Loading...