13 августа православный.

13 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 13 августа

Предпразднство Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

Подготовка к большому празднику, который в народе называют Медовым Спасом: чтение молитв, поклонение верующим.

Евдокимов день

Праведного Евдокима Каппадокиянина

Чествование памяти святого Евдокима, родом из Малой Азии. Жил в IX веке в период правления императора Феофила. Был назначен правителем Харсианской области. Святые мощи покоятся в Константинополе в церкви Пресвятой Богородицы.

Священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия

Петроградского (Шеина), архимандрита, мучеников Юрия и Иоанна Петроградских

Является днем памяти Петроградского и Гдовского митрополита Вениамина (мирское имя — Василий). Арестован в 1922 году в период гонения на Церковь. Расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеин), мирянами Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым на окраине Петрограда.

Народные приметы 13 августа

  • Радуга появляется перед дождем – к непродолжительному ненастью.
  • Кошка спину дерет – к ненастью.
  • Уж выползает на дорогу, греется – перед дождем.
  • Дрожит гончая собака – быть дождю.
  • Домашние мыши и крысы разбегались более обыкновенного – перед дождем.
  • Куры далеко от курятника бродят – к ухудшению погоды.
  • Безветренная ночь после погожего дня обещает сохранение хорошей погоды.
  • Дятел в погожий день стучит клювом по дереву часто – к перемене погоды.
  • Коль пошел парной (густой, белый) туман над лесом – иди за грибами.
  • Предрассветный туман быстро рассеивается – к ясной, хорошей погоде.
  • Паутина летает – к продолжительной жаре.
  • Густой туман стоит над лесом – к хорошему урожаю грибов.
  • Много ласточек летает вокруг – к скорой осени.
  • В огородах поспевала первая репа. Из этой культуры готовили каши, квас, пекли пироги с репой, ели ее в печеном, вареном и пареном виде.

Признаки порчи

Если даже вы и не знахарь, то все равно сможете распознать следы порчи на человеке. Вот ее обычные признаки:

  • человек, который не переносит на своей шее наличие нательного креста, порчен;
  • порчен человек, который не может смотреть в свои собственные зрачки, не выносящий своего взгляда;
  • если девица обладает всеми качествами для того, чтобы на нее обращали внимание молодые люди и при этом никак не может выйти замуж, – это верный признак порчи на одиночество;
  • если вы нормально питаетесь, но худеете день ото дня (сохнете), то не исключена порча;
  • если у вас все анализы в норме и вы мало едите, но тем не менее полнеете, возможно, у вас порча;
  • если свечи, которые вы ставите себе о здравии, никак не зажигаются или тут же гаснут, это означает, что кто-то желает вам смерти;
  • если вы абсолютно не можете находиться в церкви, вам тяжело и хочется поскорее покинуть храм, это тоже верный признак того, что на вас наведена порча.

13 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 13 августа

Предпразднство Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.

Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста».

С этим обычаем соединялся другой - освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды.

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции - при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции - победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:

О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего - оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату - лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедовать магометанскую веру своих победителей. 1 августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо, подобное вышеописанному - огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные отношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Евдокимов день

Народный праздник «Евдокимов день» отмечается 13 августа (по старому стилю – 31 июля). В этот день в народе почитается память святого Евдокима Каппадокиянина – покровителя дома и семьи. Другие названия праздника: «Евдоким», «Евдокимово заговенье», «Заговор бороны». 13 августа надо было обязательно заговорить борону, чтобы при полевых работах не сломались зубья, не встала она намертво посреди поля.

Евдоким родился в Каппадокии в семье христиан знатного рода и всю свою жизнь посвятил служению Богу. Дав обет безбрачия и целомудрия, из женщин он общался только с матерью. Заботясь о несчастных и обиженных, никому не хвастался, не рассказывал об этом. В 33 года Бог призвал Евдокима к себе. Перед кончиной он приказал схоронить себя в той одежде, что будет на нем во время смерти. Как только душа его отлетела, от тела стали исцеляться больные.

На Руси у этого дня было особенное значение - православные отмечали Евдокимово заговенье перед Успенским постом. Впрочем, сам пост не считался голодным, поскольку приходился на лето, и выбор блюд, которые можно было вкушать, радовал разнообразием. Люди ели новый хлеб, свежие овощи, многочисленные плоды и ягоды.

Особой популярностью пользовалась репа. Ее ели сырой (нарезав мелкими кусочками и приправив постным маслом), вяленой, пареной. Из репы на Евдокима обязательно варили кашу, пекли пироги с репной начинкой. Кроме этого, во многих деревнях специально к Евдокимову заговенью ставили репной квас. Готовый квас чаще всего разводили соком ягод — черники, клюквы, малины, смородины — и только после этого пили.

13 августа наши предки заговаривали борону, чтобы зубья при работе в поле не гнулись и не ломались, ведь данное орудие для хлебороба – один из самых важных сельскохозяйственных инструментов. Обряд заключался в благодарности, произнесенной над бороной вслух. Человек должен был наклониться над ней, поклониться, затем почистить от земли и мусора. Люди сложили несколько присказок на эту тему: «Коли не заговоришь борону - не угодишь коню»; «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится».

Вообще, к орудиям труда в народе относились с особым уважением. Косу, серп, лемех плуга, борону никогда не бросали под дождем, после завершения работ их полагалось тщательно вытереть мягкой ветошью и убрать в сухое прохладное место. Урожай часто зависел от того, в каком состоянии находятся орудия труда.

Священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий), родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение жития святых, отрок восхищался их духовными подвигами, сожалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.

Интерес Василия Казанского к душеполезным книгам и усердие в изучении церковной грамоты предопределили выбор жизненного пути: после окончания Петрозаводской Духовной Семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Студентом активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. В 1895 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году – во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную Семинарию. С 1898 года – он инспектор Холмской, спустя год – Санкт-Петербургской Семинарии. В 1902 году после возведения в сан архимандрита назначен ректором Самарской, а через три года – Санкт-Петербургской Семинарии.

Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Среди совершавших чин наречения были митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский; +1912) и Московский Владимир (Богоявленский, + 1918; прославлен в лике святых в 1992 году), архиепископ Ярославский (впоследствии Святейший Патриарх) Тихон (Белавин, + 1925; прославлен в лике святых в 1989 году) и другие иерархи.

Святительский сан Владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник, в простой рясе, без внешних отличий епископского сана, и где крестил ребенка или напутствовал умирающего. Немало труда приложил он к спасению падших женщин, выступая с проповедями в «Обществе Пресвятой Богородицы». Воздействие его наставлений было велико, при этом многие заблудшие раскаялись в греховной жизни.

Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность в сочетании с открытым лицом, тихим, проникновенным голосом и всё освещавшей улыбкой, располагали к нему даже иноверцев.

События 1917 года вызвали перемены и в жизни Церкви: после Февральской революции правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян. Если в некоторых епархиях это вызвало распри и нестроения, то выборы в Петрограде прошли на редкость спокойно – подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. С 6 марта он – архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.

Сразу же после избрания на Петроградскую кафедру святитель заявил:

«Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. И теперь накладывать новые путы на Церковь было бы большой ошибкой. Самая главная задача сейчас – это устроить и наладить нашу приходскую жизнь».

В то смутное время трудно было найти человека столь далекого от политики, как митрополит Вениамин. Приступив к осуществлению своей программы, он все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 года после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.

Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 году, послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 года. Митрополит Вениамин ни минуты не колебался в решении этого вопроса. Являя пример высокой христианской любви, он благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих, рассматривая это решение как исполнение своего пастырского долга. «Мы все отдадим сами», — говорил святитель.

Однако к голосу Владыки Вениамина власти не посчитали нужным прислушаться. Они объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке как «принадлежащее государству» имущество. В городе в некоторых церквах уже началась их конфискация. Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 года в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц – организаторов обновленческого раскола: они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 года последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

Святитель Вениамин на процессе был, как и всегда, простым, спокойным, благостным, убеждающим в невиновности других людей. Перед лицом ожидавшей его смерти он, обращаясь к трибуналу, произнес:

«Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (святитель при этом широко перекрестился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за всё».

5 июля 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.

На братском кладбище Александро-Невской Лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.

Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился в 1866 году в деревне Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. В 1893 году окончил училище правоведения. Был членом IV Государственной Думы, входил в состав секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Был заместителем председателя правления Общества объединенных петроградских православных приходов.

13 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 13 августа


Предпразднство Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

Подготовка к большому празднику, который в народе называют Медовым Спасом: чтение молитв, поклонение верующим.

Евдокимов день

Праведного Евдокима Каппадокиянина

Чествование памяти святого Евдокима, родом из Малой Азии. Жил в IX веке в период правления императора Феофила. Был назначен правителем Харсианской области. Святые мощи покоятся в Константинополе в церкви Пресвятой Богородицы.

Священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия

Петроградского (Шеина), архимандрита, мучеников Юрия и Иоанна Петроградских

Является днем памяти Петроградского и Гдовского митрополита Вениамина (мирское имя - Василий). Арестован в 1922 году в период гонения на Церковь. Расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеин), мирянами Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым на окраине Петрограда.

Народные приметы 13 августа

  • Радуга появляется перед дождем – к непродолжительному ненастью.
  • Кошка спину дерет – к ненастью.
  • Уж выползает на дорогу, греется – перед дождем.
  • Дрожит гончая собака – быть дождю.
  • Домашние мыши и крысы разбегались более обыкновенного – перед дождем.
  • Куры далеко от курятника бродят – к ухудшению погоды.
  • Безветренная ночь после погожего дня обещает сохранение хорошей погоды.
  • Дятел в погожий день стучит клювом по дереву часто – к перемене погоды.
  • Коль пошел парной (густой, белый) туман над лесом – иди за грибами.
  • Предрассветный туман быстро рассеивается – к ясной, хорошей погоде.
  • Паутина летает – к продолжительной жаре.
  • Густой туман стоит над лесом – к хорошему урожаю грибов.
  • Много ласточек летает вокруг – к скорой осени.
  • В огородах поспевала первая репа. Из этой культуры готовили каши, квас, пекли пироги с репой, ели ее в печеном, вареном и пареном виде.

Признаки порчи

Если даже вы и не знахарь, то все равно сможете распознать следы порчи на человеке. Вот ее обычные признаки:

  • человек, который не переносит на своей шее наличие нательного креста, порчен;
  • порчен человек, который не может смотреть в свои собственные зрачки, не выносящий своего взгляда;
  • если девица обладает всеми качествами для того, чтобы на нее обращали внимание молодые люди и при этом никак не может выйти замуж, – это верный признак порчи на одиночество;
  • если вы нормально питаетесь, но худеете день ото дня (сохнете), то не исключена порча;
  • если у вас все анализы в норме и вы мало едите, но тем не менее полнеете, возможно, у вас порча;
  • если свечи, которые вы ставите себе о здравии, никак не зажигаются или тут же гаснут, это означает, что кто-то желает вам смерти;
  • если вы абсолютно не можете находиться в церкви, вам тяжело и хочется поскорее покинуть храм, это тоже верный признак того, что на вас наведена порча.

Сегодня, 13 августа 2019 года, также празднуют Международный день левшей, День встреч и другие события.

Церковь сегодня вспоминает святого Евдокима Каппадокиянина – покровителя дома и семьи.

По преданию, Евдоким из города Каппадокии родился в семье христиан знатного рода и всю свою жизнь посвятил служению Богу. Дав обет безбрачия и целомудрия, из женщин он общался только с матерью. Заботясь о несчастных и обиженных, никому не хвастался, не рассказывал об этом. В 33 года Бог призвал Евдокима к себе. Перед кончиной он приказал схоронить себя в той одежде, что будет на нем во время смерти. Как только душа его отлетела, от тела стали исцеляться больные.

Через полтора года его мать решила достать тело сына, чтобы переодеть в новую одежду. Открыв гроб, все увидели чистое светлое лицо, как живое, и от святого распространилось благоухание.

По приметам, сильный ветер в Евдокимов день предвещает снежную зиму.

Международный день левшей

Вокруг даты возникновения праздника существует много дебатов. Считается, что первое официальное празднование состоялось в 1992 году, благодаря деятельности британского Клуба левшей. Громкие акции, направленные против ущемления прав и свобод леворуких, положили начало международному движению таких людей. Существует также версия о том, что событие впервые отметили в 1976 году по инициативе Международной ассоциации левшей.

День встреч

13 августа существует замечательный теплый праздник – День встреч. Для его признания достаточно самого факта случайного рандеву с другом детства, одноклассником или объектом первой влюбленности.

Для вчерашних школьников и студентов август – это завершение вступительной компании и выпускных балов в учебных заведениях, последние дни отдыха перед новой, самостоятельной жизнью повзрослевшей личности. Поэтому День встреч принято отмечать именно в этом летнем месяце.

Максим, Константин, Анна, Иосиф, Иван, Арсений, Антон, Георгий, Владимир, Вениамин, Василий, Николай, Сергей, Евдоким, Елизавета, Степан, Юрий

  • 1521 год – Была захвачена столица империи ацтеков Теночтитлан Эрнаном Кортесом
  • 1624 год – Кардинал Ришелье был назначен Первым Министром Франции
  • 1822 год – Императором Александром Первым подписан рескрипт «О запрещении тайных обществ и масонских лож»
  • 1928 год – В Лондоне в эфир вышла первая в мире цветная телепередача
  • 1961 год – Начато сооружение Берлинской стены
  • 2004 год – Открытие Восемнадцатых летних Олимпийских игр в Афинах (в Греции)
  • Фидель Кастро 1926 год – кубинский политический и военный деятель, руководитель Кубы
  • Тамара Макарова 1907 год – советская актриса, педагог, Народная артистка СССР
  • Сальвадор Лурия 1912 год – американский микробиолог итальянского происхождения, Нобелевский Лауреат
  • Жорж Андре 1889 год – французский легкоатлет, призер летних олимпийских игр
  • Юрий Лисянский 1773 год – русский мореплаватель и путешественник
  • Феликс Ванкель 1902 год – немецкий конструктор двигателей
  • Альфред Хичкок 1899 год – английский и американский кинорежиссер, продюсер, а также сценарист
  • Иван Сеченов 1829 год – русский физиолог, создатель физиологической школы
  • Карл Либкнехт 1871 год – немецкий революционер, деятель германского и международного рабочего движения
  • Владимир Одоевский 1803 год – русский писатель-прозаик.

Седмица 12-я по Пятидесятнице. Предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. .
. Свт. Германа, еп. Осе́́рского (448). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822).
Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского , и с ним прмч. Сергия Шеина и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922); мч. Максима Румянцева (1928); сщмч. Владимира Холодковского пресвитера (1937); сщмч. Иоанна Румянцева пресвитера, св. Константина Разумова исп., пресвитера, мц. Анны Серовой и св. Елисаветы Румянцевой исп. (после 1937).

Заговенье на Успенский пост.

1. Если совершается полиелейная служба сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 36 зач., X, 16–22, а на литургии – дня, за вторник (под зачало) и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Тропарь Креста Господня, глас 1: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́..́. (см. 1/14 августа) Тропарь праведного Евдокима, глас 4: От земли́ воззва́вый тя к Небе́сным селе́нием/ соблюда́ет и по сме́рти невреди́мо те́ло твое́, свя́те Евдоки́ме:/ ты бо в целому́дрии и чи́стом жи́тельстве, блаже́нне,/ жи́тельствовал ес́и, не оскверни́в пло́ти.// Т́емже со дерзнове́нием моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся нам. Кондак праведного Евдокима, глас 2: Вы́шних жела́я, с вы́шними совокупля́яся,/ и колесни́цу о́гненную, Боже́ственными восхожде́ньми доброде́телей, соверши́л ес́и ду́шу,/ преблаже́нне Евдоки́ме,/ на земли́ пожи́в, я́ко безпло́тен,// Зижди́телю всех благоугоди́л ес́и. Тропарь священномученика Вениамина, глас 1: Свети́льник всесве́тлый/ во гра́де свята́го Петра́ яви́лся еси́,/ па́стырю до́брый,/ священному́чениче о́тче Вениами́не./ Любо́вь и милосе́рдие в сердца́х ве́рных насажда́я,/ благотвори́ти призыва́л еси́ терпя́щим глад и нищету́./ Сего́ ра́ди и мы к тебе́ прибега́ем/ и с ве́рою вопие́м ти:/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га/ Оте́чество на́ше в Правосла́вии и благоче́стии утверди́ти,/ мир Це́ркви дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость. Кондак священномученика Вениамина, глас 6: От ю́ности и́го Христо́во на ра́мо взем,/ и́стинный страж Правосла́вныя Це́ркве яви́лся еси́,/ священному́чениче Вениами́не./ Клевету́, у́зы, страда́ния и суд непра́ведный/ от беззако́нных му́жественне претерпева́я,/ святы́ню церко́вную на поруга́ние не пре́дал еси́./ Те́мже и Христо́с да́ром терпе́ния и любве́ тя испо́лни,/ во е́же пред му́ченическою кончи́ною/ со благодаре́нием взыва́ти:// за вся, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Ничто не может поразить сознание наших современников так, как трагический опыт нашего народа, явившего так много мучеников и исповедников. Трудно представить, в каких невероятных условиях осуществлялось это исповедничество. Часто людей прямо принуждали отказаться от веры. Это был самый простой случай, и абсолютное большинство говорило «нет». Нередко гонители сразу присуждали такого человека к высшей мере наказания, к смертной казни, либо, наоборот, отступали. Но если б было только так, как было бы просто! Если бы одним только ответом «верую» можно было определить свое отношение к Богу, ко Христу и запечатлеть этим правду Божию! Но враг был изощрен, невероятно хитер, прекрасно организован. Это открывается, в частности, тем, кто имел возможность читать страшные протоколы допросов, следственные дела, где все так запутанно, так сложно. И все-таки были те, кто, несмотря на всю изощренность, продуманность, организованность машины истребления, оставались способными ответить гонителю: «Я со Христом, и я Его не предаю!»

Празднуем Евдокимово заговенье. 13 августа за церковным календарем издавна вспоминают угодника Бога Евдокима Каппадокиянина. Прадеды относили его к заступнику и благодетелю домашнего очага и семьи, поэтому просили у святого здоровья, и хороших теплых отношений. В народе религиозный праздник назвали Евдокимов день.

Житие благочестивого Евдокима

Евдоким пришел на свет в 9 веке в Малой Азии в городе Каппадокии, когда правил византийский правитель Феофил. Родом он из набожной семьи. Его мать Евдокия и отец Василий были знатные, богомольные люди, которых знал сам правитель.


В возрасте здравомыслящем мужчина решился отдать свою короткую жизнь служению Богу, и оказывать помощь каждому, кто имел нужду. Перед Господом он принял обет целомудрия. Лишь только с матерью он мог поговорить о сокровенном.

Император в знак признательности за безгрешную и порядочную жизнь каппадокиянина назначил его на пост владыки Харсианской области. Он разумно и честно правил регионом. По справедливости судил людей, тревожился об обездоленных, поддерживал сирот и вдов. Он исполнял свои функции не только как служащий, но и как превосходный слуга Божий.

За незапятнанную жизнь и чистую веру, он угодил Господу и был приглашен в царство в 33 года. И уже на бренном ложе он заповедал своим братьям упокоить его в тех покровах, в которых и встретит его смерть. Далее праведник обратился к присутствующим и родным покинуть комнату, чтобы не увидели его мучений, как не видели даяний его при жизни. Имеются факты, что после захоронения мощи праведника стали излучали теплый свет. И как только душа покинула тело, люди стали излечиваться от болезней.


Прошло полтора года и мать святого пришла преклониться останкам любимого сына. Она очень тосковала по сыну, и вымолила снять камень, раскопать могилу и вскрыть гроб. Его вынесли на руках. Евдокиму сменили одежду.

Мать захотела увести мощи сына в Константинополь только верующие не захотели отдавать дорогую святыню. Когда гроб вскрыли, все заметили, что лицо было как живое, и от святого исходил приятный аромат.

Спустя время монах Иосиф, который был представленный у места упокоения праведника, отвез останки в столицу, как хотела мать верующего. Там они хранились в храме Богородицы, который построили отец с матерью каппадокийского церковнослужителя.

Обычаи отмечать дату на Руси


Евдокимов день предшествует началу Успенского поста. Поэтому старались очиститься перед великим постом. В этот день полагалось за все благодарить. Пост не воспринимался как голодный. Люди лакомились свежим хлебом, ягодами, фруктами. На Евдокимов день поклонялись боронам, и проводили заговор бороны.

Над орудием труда тихим голосом проговаривали признательные слова от чистого сердца, чтобы не изнашивались зубья и долго служили. Потом начинали работать.
В это время на огородах поспевал главный продукт тружеников-репа. Ее ели в сыром виде, готовили каши, жарили, пекли пироги с начинкой, делали репной квас куда добавляли ягоды черники, малины, смородины.

Придания и приметы:

  • если туман быстро развеется-наступит отличная погода;
  • на Евдокимов день порывистый ветер пророчит снежную зиму;
  • уж отогревается на солнце-будет дождь;
  • паутина летит-солнечная погода продлится еще долго;
  • пчелы не вылетают из ульев при безоблачном небе-жди ненастье;
  • на Евдокима сеяли рожь;
  • конь с места не двинется, покуда мужик не выразит благодарность бороне;
  • 13 августа нужно обязательно потрудиться в поле или огород, тогда все дела будут спориться.

Loading...Loading...