Что делает редактор газеты. Какие обязанности выполняет редактор

О престижной профессии мечтают все. И один из вариантов удовлетворения своих амбиций – это профессия «редактор». Творческая, увлекательная, но и сложная работа для волевых целеустремленных людей с организаторской жилкой.

Можно ли стать редактором «с нуля», и что нужно знать о будущей работе?

Особенности работы редактора – что делает редактор на интернет-ресурсе, графический редактор или редактор в издательстве?

Прежде всего, стоит отметить, что редактор – одна из самых ответственных профессий. Именно редактор «получает по шапке» в случае ошибок или ложной информации в финальной версии статьи.

Поэтому основная задача редактора – неустанно и неусыпно бдить, то есть, следить за работой своих подчиненных и за качеством их работы.

Впрочем, многое зависит от профиля работы.

Редактор может быть…

  • Литературным.
  • Техническим.
  • Научным.
  • Художественным.
  • Или редактором телевещания либо веб-сайтов.

Особенности работы зависят от специфики конкретной работы.

Чем занимается редактор – основные обязанности:

  1. В первую очередь, редактирование материалов, их коррекция в соответствии со стандартами, стилями, определенными форматами и пр.
  2. Помощь авторам (прим. – по улучшению структуры текстов).
  3. Решение вопросов технического, а также художественного характера.
  4. Выбор и формулирование актуальных тем материалов, формирование замысла и определение хода работы.
  5. Подготовка материалов к печати, к публикации, к выходу в эфир.
  6. Управляющие функции: распределение заданий среди подчиненных и контроль над их исполнением.
  7. И пр.

Необходимые личные качества и профессиональные навыки для работы редактором – подходит ли эта работа вам?

С реди основных качеств, которыми должен обладать редактор, можно отметить…

  • Ответственность.
  • Внимательность и аккуратность.
  • Отличная память.
  • Логика и интуиция.
  • Терпение, выносливость, эмоциональная устойчивость.
  • Аналитический склад ума.
  • Коммуникабельность.
  • Организаторские способности.
  • Грамотная устная/письменная речь.

Каковы требования к профессиональным навыкам?

Редактор должен знать…

  1. Основы законодательных актов.
  2. Основы экономики (прим. — издательского дела, СМИ).
  3. О перспективах развития рынка.
  4. О порядке создания планов, графиков в редакционных процессах.
  5. Авторское право.
  6. Основы редактирования и всей подготовки статей, рукописей, иных материалов.
  7. О порядке заключения договоров.
  8. Технологию полиграфич/производства.

Особенности карьеры редактора и зарплата

Сегодня редактор может трудиться не только в редакции газеты, в книжном издательстве или на ТВ.

Сфера редакторской работы включает в себя также профессиональную деятельность в электронных СМИ, на радио, в информагентствах и продюсерских компаниях и пр.

Может трудиться редактор и удаленно (прим. – фриланс).

Какова зарплата редактора?

Все зависит от места работы. В среднем, в крупных городах, месячный заработок редактора может составлять 25000-70000 руб.

Стоит сказать и о конкуренции, которая достаточно высока в престижных местах. Если в редакцию небольшой газеты или же в электронное издание устроиться на работу не так уж и сложно, то очередь из амбициозных специалистов в престижные издательства и СМИ весьма длинная, и нередко сами компании обеспечивают ужесточение борьбы за вакантные должности.

Впрочем, уверенный в себе профессионал с солидным багажом знаний без работы никогда не останется.

Карьерный рост – на что может рассчитывать редактор?

Что касается перспектив относительно карьерной лестницы, они зависят от опыта, места работы — и, конечно, региона.

В редакции маленькой газеты где-нибудь в глубинке подняться высоко, конечно, не получится.

В мегаполисах возможностей гораздо больше, и у каждого специалиста есть возможность стать руководителем отдела или главным редактором.

К примеру, карьера редактора в бумажном либо электронном издании выглядит следующим образом:

  1. Выпускник-журналист, ставший корреспондентом.
  2. Далее редактор отдела.
  3. И выпускающий редактор.

А в книжном издательстве…

  1. Внештатный редактор либо младший редактор.
  2. Ведущий редактор.

Как стать редактором с нуля – где учиться, чтобы получить профессию редактор?

Понятно, что без образования устроиться редактором в престижное место (да и даже в маленькую газету) не получится, высшее гуманитарное образование – одно из главных условий.

Причем, чем оно ближе непосредственно к специфике выбранной профессии – тем больше у соискателя шансов на должность.

При больших амбициях и запросах придется освоить…

  • Лингвистику и филологию.
  • Журналистику.
  • Издательское дело.
  • Литературное творчество.
  • Редактирование.

ВУЗов, в которых обучают данным специальностям, в нашей стране немало. И для обучения не обязательно ехать в столицу.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Редактор - один из ведущих сотрудников редакции, ведь именно он определяет цели, задачи и политику издания. Эта профессия имеет множество «подвидов»: главный, выпускающий, ответственный, контент-редактор, и чтобы четко прописать права, обязанности и требования к каждому из видов, можно воспользоваться данной универсальной должностной инструкцией .

Должностная инструкция редактора

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Редактор относится к категории специалистов.
1.2. Назначение на должность редактора и освобождение от нее производится приказом директора организации по представлению главного редактора.
1.3. Редактор подчиняется непосредственно главному редактору.
1.4. На время отсутствия редактора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
1.5. На должность редактора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
1.6. Редактор должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты;
- методы редактирования научно-методической литературы, информационных и нормативных материалов, редакционной обработки цифр, формул, символов, иллюстраций, составления справочного аппарата издания;
- порядок подготовки материалов к сдаче в производство;
- грамматику и стилистику русского языка;
- авторское право;
- порядок заключения издательских договоров с авторами, трудовых договоров (контрактов) с рецензентами;
- основы технологии полиграфического производства.
1.7. Редактор руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Функциональные обязанности редактора

Редактор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет редактирование выпускаемой редакционно-издательским отделом научной и методической литературы, информационных и нормативных материалов с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий.
2.2. Участвует в подготовке издательских договоров с авторами изданий и трудовых соглашений с внешними рецензентами.
2.3. Рассматривает рукописи и рецензии на них.
2.4. Подготавливает заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений.
2.5. В случаях отклонения издания рукописей подготавливает обоснованные письменные отказы в установленные договорами сроки.
2.6. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом авторам необходимую помощь (по улучшению структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т. п.), согласовывает с ними рекомендованные изменения.
2.7. В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям при их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию.
2.8. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, оформление справочного аппарата издания, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе.
2.9. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей.
2.10. Составляет редакторский паспорт рукописи, дает указания и пояснения техническому редактору, корректору, наборщику.
2.11. Подготавливает сноски, дубликаты, рабочее оглавление.
2.12. Совместно с авторами и техническим редактором рассматривает иллюстративные материалы, определяет их место в издании.
2.13. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий.
2.14. Подписывает рукописи в производство и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет.
2.15. Составляет список обнаруженных опечаток.

3. Права редактора

Редактор имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства редакционно-издательского отдела, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
3.4. Привлекать всех (отдельных) специалистов редакционно-издательского отдела к решению задач, возложенных на него.
3.5. Требовать от руководства редакционно-издательского отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность редактора

Редактор несет ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. Причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Задачи деятельности редактора обусловлены функционированием книги в обществе, удовлетворением читательских потребностей обще-ства в целом и каждой читательской группы в отдельности. Социаль-ная роль книги определила то, что в редакторской практике сочета-ются разные виды деятельности. Поскольку редактор работает с про-изведением и изданием, его деятельность интеллектуальная и материально-практическая. Любая профессиональная деятельность имеет кон-кретные цели -- конечные и промежуточные. В зависимости от ролей, труд редактора может быть познавательным, преобразовательным, цен-ностно-ориентационным и коммуникативным. В редакторской практике, в целом, трудно выделить преобладающий вид деятельности.

Познавательная деятельность редактора заключается в изучении разнообразных литературных источников для повышения общеобразова-тельного и профессионального уровня, расширения знаний о предмете, отраженном в произведении. Она направлена на изучение авторского оригинала, разных изданий и многое другое. Редактор постоянно вы-нужден расширять границы своих знаний, иначе его труд невозможен, ведь каждое литературное произведение - новое, неповторимое, уни-кальное как результат творческого труда, и оно требует глубокого изучения. Под рукой редактора всегда справочная литература, книги, как-то связанные с авторской работой. Редактор изучает ситуацию в книгораспространении, потребности и возможности читателей, знако-мится с исследованиями в своей области и в смежных профессиональ-ных областях.

Преобразовательная деятельность связана с усовершенствовани-ем литературных произведений и выпускаемых изданий, редакционно-издательского процесса, методики работы авторов, собственных при-емов и методов труда, книгораспространения. В широком плане она предполагает формирование общественного мнения по актуальным во-просам, повышение общеобразовательного, общекультурного и профес-сионального уровня читателя.

Ценностно-ориентационная деятельность имеет место при плани-ровании выпуска изданий, выборе тем, авторов, рецензентов, художников, при работе над произведением, оценке и отборе материалов для публикации, при контактах с читателями, работниками издатель-ства, в процессе книгораспространения, в поиске и выборе литератур-ных источников, необходимых для работы.

Коммуникативная деятельность определяется прежде всего коммуникативными функциями книги, организационными процессами, контактами с авторами, рецензентами, читателями, работниками библиотек и книжной торговли.

Редакционно-издательские функции редактора связаны с подготов-кой издания и реализуются в творческой деятельности аналитического и методического характера. Это разработка концепции издания, лите-ратурно-аналитическая работа над произведением и аппаратом, твор-ческие контакты с авторами, сотрудниками издательства и типографии. Элементы творческой работы определяются спецификой редакционно-издательского процесса в конкретных условиях и реальной производст-венной ситуацией. Так, при подготовке оригинала-макета в издатель-стве в отличие от традиционного редакционно-издательского процесса отсутствуют такие виды работ, как формирование машинописного изда-тельского оригинала, аналитический контроль на этапах тиражирова-ния и др. Реальная производственная ситуация прежде всего зависит от исходного качества авторского оригинала и степени готовности произведения к публикации в момент поступления в издательство. И если произведение не требует существенной редакторской обработки, то, естественно, исключаются этапы его совершенствования.

Творческая сущность редакционно-издательских функций редакто-ра обусловлена творческой природой литературного труда, результа-том которого является литературное произведение, и сущностными функциями книги как источника и средства интеллектуальной деятель-ности.

Организационно-управленческая функция связана с обеспечением творческих и производственных процессов при работе над произведе-нием и изданием, а также всех видов контактов, существующих в кни-гоиздании. Цели и задачи организационно-управленческих функций ре-дактора зависят от того, с каким этапом редакционно-издательского процесса они связаны и какие виды деятельности имеют место в дан-ный момент - интеллектуальные или производственные. В числе орга-низационно-управленческих задач - обеспечение внешнего рецензиро-вания, помощи автору, планирование и распределение работ в изда-тельской группе, контроль и проверка выполнения работ, корректи-ровка производственных ситуаций, руководство издательским процессом, консультации, внедрение и использование новых технических средств и др.

Информационная функция обусловлена информационными аспектами всех видов деятельности редактора. Прежде всего, они связаны с ин-формационными функциями книги - литературного произведения и аппа-рата. Все остальные информационные задачи касаются как собствен-ных исполнительских действий редактора - творческих и производст-венных, так и всех действий в книжной сфере. Это библиографичес-кая работа, подготовка элементов аппарата, ведение автоматизиро-ванного банка данных, необходимых для эффективного книгоиздания, пропаганда и реклама книги и др.

Маркетинговые функции редактора реализуются на всех стадиях работы над изданием. По существу они определены решением экономи-ческих проблем и проблем представления и сбыта книги. Редактор, разрабатывая, например, концепцию издания, опирается на исследова-ния читательской аудитории и книжного рынка в целом, а впоследст-вии с концепцией издания связываются иллюстрирование, элементы оформления, полиграфического исполнения.

Все функции редактора существуют в комплексной взаимосвязи и взаимообусловленности. Например, грамотное руководство работой из-дательской группы, т.е. исполнение организационно-управленческих обязанностей, требует соответствующего осведомления относительно многих современных издательских проблем и постоянного попутного решения творческих задач. Собственно творческая работа над автор-ским оригиналом в свою очередь невозможна без определенной орга-низационной и информационной работы. Редактор может заниматься со-вершенствованием произведения, если обеспечены контакты с автором, рецензентами, получена информация, касающаяся массива и потока изданий, найдены необходимые для редактирования литературные ис-точники. Маркетинговые функция в первую очередь требуют творчес-ких и организационно-управленческих действий.

Формирование функциональных направлений деятельности редакто-ра проходило в соответствии с изменениями в книгоиздании, роли ре-дактора в редакционно-издательском процессе и в системе книгораспространения, и в первую очередь в книжной торговле. Доля органи-зационно-управленческих, информационных и маркетинговых задач ре-дактора все более возрастала по сравнению с преобладавшей ранее правкой авторского оригинала, т.е. литературной работой.

Формульный текст по составу и построению относится к наиболее сложным для набора видам текстов. В состав формул входят условные обозначения математических величин, геометрических объектов, химических элементов, для которых применяются буквы различных алфавитов и начертаний; в формулах используются математические сокращения, знаки действий, скобки и линейки различных размеров. Применение такого большого ассортимента материалов, сложное построение формульных выражений, занимающих иногда целые полосы, чередование их с простым текстом, а иногда и включение элементов формул в строки этого текста, большое число разных по величине пробелов - все это образует на страницах и разворотах довольно «пестрые» по пятну и неодинаковые по силуэту полосы набора.

Сделать этот текст более легким для чтения и восприятия может только строгое соблюдение правил и условий набора и верстки. Особое значение приобретает однотипность оформления и набора одинаковых элементов, ритмичность и осмысленность в построении каждой формулы, четкая обособленность отдельных формульных выражений. Сложность работы с этим видом текста заключается и в том что отдельные элементы формул в зависимости от расположения, размера и начертания одних и тех же наборных знаков могут приобретать разные смысловые значения.

Поэтому разметка и оформление формульных текстов требует не только овладения правилами набора и верстки формул, но и специальных знаний, которые приобретаются постепенно, в процессе работы над этим видом текста. В подготовке и разметке оригинала формул значительна роль редактора и корректора-вычитчика. Именно им надлежит проверить правильность всех формул с автором, разместить эти формулы в тексте так, чтобы это было удобно и для их восприятия, и для набора и печати, разметить часть шрифтов в формулах - указать, что набрать курсивом, что - прописным и т.д.

Разметка формульных текстов делается в дубликатах. Прежде чем приступить к разметке, технический редактор должен проверить, достаточно ли четко и разборчиво написаны формулы.

Особое внимание следует обратить на четкость и понятность взаимного расположения условных обозначений, символов, знаков, степеней и индексов. Очень четко должно быть выявлено подразделение на ярусы в многострочной части формулы. Тщательно и точно вырисованы знаки связей и положение элементов по отношению к ним в структурных формулах.

Одновременно определяется, все ли формулы могут быть набраны. Те, которые нельзя набрать, изымаются из дубликатов и передаются в графическое бюро для изготовления репродукционных оригиналов. Готовые оригиналы также тщательно проверяются.

Во всех случаях сомнений при переносах или необходимости перестройки формул следует обращаться за консультацией к автору.

В данной работе предпринята попытка показать некоторые примеры расположения и оформления математических формул в учебной литературе.

Редактор (от лат. redactus - приведенный в порядок) - это специалист, профессионально занимающийся редактированием, т.е. подготовкой к выходу в свет произведений (статей, литературных произведений), а также подготовкой к выпуску изданий в целом (книг, журналов, интернет-изданий). Сегодняшние книги, газеты и журналы издаются не только на бумаге. Они могут выходить в виде компакт-дисков для чтения, просмотра и даже для прослушивания (аудиокниги). Кроме того, многие периодические издания давно и успешно существуют в Интернете. Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

К обязанностям редактора относятся разработка концепции будущего издания, заказ (или поручение) написания текстов, оценка авторского текста и его литературная обработка. Также редактор работает с иллюстраторами и художниками-оформителями, корректорами и верстальщиками. В крупных книжных издательствах проблемами художественного оформления занимается художественный редактор. Он разрабатывает концепцию оформления вместе с редактором издания и затем ее реализует.

В крупных издательствах обычно происходит разделение труда между редакторами.

Главный редактор отвечает за стратегию всего издательства, определяет его тематику и, совместно с финансовым директором, маркетинговую политику издательства. Ему подчиняются редакторы отделов, редакций или серий. Они работают с авторами, заказывают рукописи, оценивают готовые рукописи, принимают решение о доработке и непосредственно в этой доработке участвуют.

Часто книжные издательства приглашают для работы над рукописями литературных редакторов со стороны. А если необходимо оценить материал с научной точки зрения, приглашают научных редакторов - специалистов в конкретной области знаний (медицина, химия, литературоведение и т.д.).

В крупных газетах и журналах, в интернет-издательствах, как правило, работают штатные литературные редакторы. Они отвечают за литературную грамотность текстов. Иногда вмешательство редактора в текст оказывается очень значительным. Он литературно обогащает, а иногда полностью переписывает статьи, написанные непрофессиональными авторами. При этом не только устраняются ошибки, но и меняется стилистика в целом и даже структура статьи. Такое вмешательство называется рерайтом.

Литературные редакторы в периодике работают под руководством главного и выпускающего редакторов. Если главный редактор отвечает за единую редакционную политику газеты или журнала, то выпускающий - за ее конкретное воплощение в каждом выпуске. Выпускающий редактор отвечает за своевременный выход газеты или журнала, взаимодействует с типографией, координирует работу журналистов, литературного редактора, корректора, иллюстраторов, верстальщика и главного редактора, если он участвует в качестве автора (например, пишет в «Колонку главного редактора»).

Выпускающий редактор участвует в разработке планов публикаций, вносит предложения по размерам гонораров, замещает главного редактора в его отсутствие и т.д.

Работа над интернет-сайтом ведется иначе, там некоторые функции выпускающего редактора выполняет контент-менеджер либо руководитель интернет-проекта . Интересно, что в разных редакциях разделение труда происходит по-разному.

В некоторых журнальных и газетных редакциях работают редакторы по работе с авторами (ищут авторов, формулируют задания для них и пр.), редакторы иллюстраций (бильдредакторы). В других эти обязанности выполняет выпускающий редактор.

Что касается руководящих должностей, то помимо главного и выпускающего редакторов, в периодике существуют ответственный секретарь и шеф-редактор .

Ответственный секретарь - грань между ним и выпускающим редактором порой неразличима, и в некоторых редакциях выпускающий редактор именуется ответственным секретарем (и наоборот). Главное различие в том, что ответсек больше ориентирован на технологию процесса, а выпускающий редактор контролирует содержание выходящих газет и журналов.

Шеф-редактор необходим тогда, когда в издательском доме выходит сразу несколько изданий, и главный редактор не может заниматься ими всеми с должной отдачей. Шеф-редактор проводит издательскую политику в конкретной газете или конкретном журнале.

Есть такое заблуждение, что редактор - это человек, который лишь правит чужие тексты. Но все выдающиеся редакторы - от А. Пушкина с его «Современником» до П. Гусева, руководящего «Московским комсомольцем», - люди пишущие. Для работы редактором (независимо от места работы и конкретной должности) необходимо хорошее гуманитарное образование и умение создавать собственные тексты, понимать природу слова, различных жанров и стилей «изнутри». При этом желательно иметь диплом редактора, журналиста, литературного сотрудника или филолога. Однако редактор должен хорошо разбираться в тематике своего издания и постоянно развиваться в этом направлении. Часто редакторами (научными и даже главными) становятся специалисты в соответствующих областях. Например, профессиональный биолог может руководить журналом о животных.

Учебник.

OCR: Ихтик (г. Уфа)

http://ihtik.lib.ru

Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. П. Лумумбы (зав. кафедрой доктор филос. наук, проф. П.К. Гречко), зам. гл. редактора журнала "Вопросы философии" доктор филос. наук Б.И. Пружинин

Учебник подготовлен коллективом известных российских ученых - преподавателей Российского государственного гуманитарного университета и ряда других ведущих вузов, сотрудников научных учреждений Российской Академии наук.

Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы, входящие в вузовский курс философии, освещены достаточно подробно, что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.

Второе издание переработано и дополнено рядом новых глав. Рекомендуется как для студентов, начинающих изучать вузовский курс философии, так и для аспирантов, преподавателей; всех интересующихся современным уровнем рассмотрения проблем истории философии и ее теоретических областей.

Предисловие

Введение

Термин "философия" и характер ее вопросов. Множественность пониманий философии. Философия и культура. История философии и отдельные области философии

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Глава 1.1. Философия Древней Индии

Философские традиции Индии. Индуизм и классическая индийская философия. Миманса и веданта

Глава 1.2. Философия Древнего Китая

Периодизация истории китайской философии. Школы и течения в древнекитайской философии. Становление китайской философии. Философия древнего даосизма. Философия древнего конфуцианства. Философия "Книги перемен". Философия школы Мо-цзы (Мо Ди). Воззрения школы легистов (фацзя, законников)

Глава 1.3. Античная философия

Становление философии в Греции. Философские школы досократиков. Проблематика и содержание учений. Сократ и платоновская традиция. Философские школы поздней античности. Неоплатонизм и завершение античной эпохи в истории философии

Глава 2.1. Средневековая философия Запада

Периодизация философии. Особенности средневековой философии. Виды философии. Смыслы философии. Теология. Практическая (или моральная) философия. Рациональная философия

Глава 2.2. Классическая арабо-мусульманская философия... 109

Особенности мусульманской цивилизации. Калам. Фальсафа. Суфизм

Глава 2.3. Философия эпохи Возрождения и Реформации

Принципы философии Возрождения. Смыслы философствования. Расщепление миров. Натурфилософские основания. Начала социальной философии. Европейский гуманизм. Новый пирронизм. Утопия как социальный проект. Реформация

Глава 3. Философия нового времени (от Декарта до Канта)

Философия Фрэнсиса Бэкона. Философия Рене Декарта. Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта. Философия Просвещения

Глава 4. Немецкая классическая философия

Философия Иммануила Канта. Школа классического немецкого идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)

Глава 5. Постклассическая философия ХIХ века

Глава 6. Философия К. Маркса

К. Маркс и младогегельянство. Философия Л. Фейербаха. Концепция превратного мира. Критика религии, гражданского общества и государства. Концепция отчуждения труда. Частная собственность и коммунизм. Гуманизм и натурализм. Материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие. Диалектический и исторический материализм. Маркс и философская мысль Запада

Глава 7. Русская философия

Формирование философской культуры в средневековой Руси. Развитие философии в послепетровской России XVIII в. Русская философия XIX в. Славянофильство. Западничество. Позитивизм и материализм в России. 1860 - 1870-е гг. Философия российского консерватизма. Метафизика всеединства B.C. Соловьева. Русская религиозная метафизика XX в. Новое религиозное сознание

ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Loading...Loading...