Что должен делать христианин каждый. Соблюдает посты согласно церковному календарю

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Нередко мы можем услышать как в храме, так и в светском обществе адресованную верующему человеку (в том числе и нам) крылатую присказку: «Не подобает вести себя так православному христианину».

Так какой же должен быть истинных христианин? В чем его отличие от обыкновенного человека?

Протоиерей Валентин Мордасов в своем поучительном слове дал главные определения истинно верующему человеку. Давайте, с ними и ознакомимся:

Должно нам душу свою очищать, омывать слезами раскаяния о прежней греховной жизни.

Делать дела милосердные, украшать свою жизнь постом, молитвами, бдением, богомыслием.

Должно нам не завидовать, не враждовать, плотские похоти обуздывать, воздерживаться от всякого излишества как в пище, питье, так и сне.

Быть неленостными на молитву.

Дела начинать краткой молитвой, всем желать добра.

Чтобы нам не замечать чужих грехов, упрекать за них ближних, презирать их, нам должно прежде зреть свои грехи и оплакивать себя, как духовных мертвецов.

Чтобы найти покой, внутренний мир, нам надо ходить в Церковь. Она все это даст с избытком. Она все доставит через богослужение, Святые Таинства. Она учит всему истинному. Не напрасно мы читаем молитвы в Церкви и дома. Через них мы очищаемся от наших скверных грехов. Избавляемся от искушений, бед, обстояний.

Для чего нам нужно дома молиться и ходить в Церковь к богослужению? Для того, чтобы поддерживать, возбуждать жизнь души, очищать ее. В Церкви мы отделяемся от мирского обаяния и похотей житейских. Просветляемся, освящаемся, с Богом соединяемся.

Ходите чаще в храм Божий и питайте душу благодатью. От храма, через молитву церковную, получают утешение, помилование и усопшие наши.

Следует нам любить обличение правильное, чтобы исправиться здесь и не быть обличенным на Страшном Суде перед всем миром, ангелами и людьми.

Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него, угождая тем сатане. Отходить от него надо.

Нам надо быть всегда кроткими, незлобными, милосердными, терпеливыми.

Надо злых побеждать благим.

Не нужно обременять себя заботами житейскими, приобщаться к земным благам, богатствам, сластям,отличиям, чтобы эти заботы, пристрастия, не погубили нас в час кончины.

Всегда нужно думать о Боге, о Его делах и всегда удаляться от дел лукавых и злых. Эти искушения диавольские состоят в том, что он прельщает нас любить мирское, все земное: богатство, славу, пищу, одежду, знатность, сладости земные и не думать о Боге и вечном блаженстве. В наших мыслях, в нашем сердце, есть сила злая, которая ежеминутно будет удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, заботы, славу, дела, возбуждая к злобе, зависти, гордости, безделью, непослушанию, упрямству, невоздержанию. Ей-то надо идти наперекор нам.

Не должно отвергать посты, ибо грехопадение первых людей произошло от невоздержания. Воздержание — орудие против греха, им мы угождаем Богу. Должно нам знать, что человек отпадает через невоздержание от Бога, ибо от него происходит всякий грех.

Пост послан людям орудием против диавола. Должно нам расставаться с худыми привычками, греховными желаниями, спасать себя постом, бдением, молитвами, трудами и душу упражнять чтением духовных книг, богомыслием. Не должно нам нарушать посты, как только по причине величайшей болезни.

Христиане должны непременно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди,уставы церковные, читать писания святых Отцов, чтобы жить по-христиански.

Читаете ли божественное — дома начинайте это делать с молитвой, с кротостью сердечной, чтобы Бог вразумил, укрепил вас в вере, благочестии, помог найти и вспомнить нужное, полезное.

Бываете с грешниками — говорите разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно.

Придя домой со службы, читайте Святое Евангелие. Разумно проводите жизнь,живите чисто, кайтесь, молитесь при жизни, чтобы не постигла вас внезапная смерть.

Не уклоняйтесь от молитвенного правила, живите ниже травы, тише воды — и спасетесь.

Будьте послушными отцам духовным, кроткими, молчаливыми.

Будь довольны любой, даже самой скромной, трапезой.

Смиряйтесь до конца жизни.

1. Говорить людям “я буду молиться о тебе” и не делать этого.

Обвинение вполне обосновано. Не думаю, что кто-то не грешил этим время от времени. И поскольку большинство из нас не “умышленно” забывает об этом, лучшее, что мы можем сделать – сразу же (когда пообещали) выделить время в своем расписании для молитвы о тех или иных людях. Неужели мы действительно настолько заняты, что не в состоянии остановиться на минуту и помолиться о чьей-то нужде? Мы должны позаботиться о том, чтобы действительно выполнять свои обязанности как христиан и постоянно следить за этим. Наша молитва может стать поворотным моментом в жизни другого человека, привести его к познанию Божьей любви. Не позволяйте своей “занятости” лишать вас возможности нести другим своими молитвами жизнь Христову.

2. Посещать каждое воскресенье церковь и при этом игнорировать Божий голос в другие дни недели.

Ой! Зацепило немножко, не правда ли? Многие из нас сделали Бога лишь одним из пунктиков своего недельного расписания, и это уже вошло в привычку. Истина же в том, что вся наша жизнь должна вращаться вокруг Бога. Бог заслуживает быть номером один в списке наших приоритетов. Любое другое отношение к Нему разрушает сам фундамент христианской веры. Проанализируйте, как и на что вы тратите свое время, деньги, силы. Если вы хотите увидеть изменения в своей жизни, тогда вам следует дать Богу в своем сердце самое почетное место. Перестаньте относиться к Богу как к “последнему запасному игроку” на поле.

3. Постоянно просить у Бога “свое” и отвергать то, что Он нам уже дал.

Слишком многие из нас относятся к Богу как к “личному джину”. Молитва нам дана как открытый доступ к Богу для общения с Ним, но горькая реальность такова, что слишком многие из нас используют ее как банк или фаст-фудовские рестораны. Не нам решать и указывать Богу, что нам давать. Мы должны доверять Его планам, верить Его обетованиям. Я не буду рассказывать о том, как часто Бог посылал мне ответы, а я не принимал их только потому, что они “не выглядели” так, как я их представлял. Каждый раз, осознанно игнорируя Божьи ответы (те, что нам не нравятся), мы словно говорим Ему: “Я не доверяю Твоим планам” .

4. Чрезмерные попытки вписаться в культуру, из-за чего искажается послание Иисуса.

Нет ничего плохого в желании быть современным, но мы должны понимать, что очень легко из-за стремления стать “культурно уместным” полностью исказить Христово послание. Мы напрасно надеемся изменить этот мир, если ничем не отличаемся от него. Я твердо верю, что Иисус пришел не отменить, но просветить культуру, но это не значит, что мы должны разбавлять Его послание, чтоб людям было проще его проглотить.

Подписывайтесь:

5. Говорить людям, что “Бог никогда не пошлет того, с чем они не смогут справиться”.

Почему мы не должны учить этому людей? Просто потому… что это ложь. Такое мнение является полным искажением того, что написано в 1 Кор. 10:13, потому что в этом стихе речь идет об искушениях – но даже в нем сказано, что в моменты тяжелых испытаний мы нуждаемся в Боге. Реальность такова, что Бог может послать как раз такие трудности, с которыми ми сами не справимся и будем вынуждены искать помощи у Него. Вас это шокирует? Поймите же, что не всегда в вашей жизни все будет происходить в соответствии с вашими планами, мнениями и надеждами. Иногда жизнь выдает нам такие неприятные сюрпризы, что нам, чтобы пройти через эту черную полосу, просто необходимо полагаться на Бога, на Его утешение, мир, присутствие. Бог не сотворил нас для “не зависимой от Него” жизни.

Памятка православным от преподавателя Киевской духовной академии и семинарии Андрея Музольфа.

– Андрей, какие слова Священного Писания и молитвы православному христианину надо знать наизусть или очень близко к тексту?

– В Православной Церкви нет строгого указания к изучению тех или иных молитв или текстов Священного Писания. Православные не должны заучивать молитвы, подобно тому, как заучивают мантру последователи индуистских культов. Святые отцы неоднократно настаивают на том, что молитва – это не самоцель, а лишь средство для достижения высшей цели – Богообщения. Поэтому цель христианина заключается вовсе не в том, чтобы выучить как можно больше церковных молитв, а в стремлении к единству с Богом, общение с Которым становится возможным именно при посредстве молитвы. По мысли святителя Иоанна Златоуста, во время молитвы мы поистине говорим с Богом, а также вступаем в общение с Его Святыми Ангелами. Если же человек ежедневно утром и вечером совершает (слово «вычитывает» здесь неуместно) молитвенное правило, он рано или поздно, даже сам того не замечая, выучит основные молитвы. Точно так же происходит и с чтением Священного Писания: если вы, согласно рекомендации многих подвижников, будете каждый день прочитывать хотя бы по одной главе из Ветхого и Нового Заветов, эти тексты также будут у вас «на слуху».

– Что нужно знать о Таинствах?

– Главное понимать, что в Таинствах мы невидимо приобщаемся благодати Святого Духа. По словам святителя Иоанна Златоуста, человек должен с благоговением относиться к Таинствам, так как через них в этом мире действует Сам Бог. Таким образом, Таинства – это те священнодействия, благодаря которым человек уже в этой земной жизни может ощутить себя причастником жизни вечной. Подвижник XIV века святой праведный Николай Кавасила пишет, что Таинства – это дверь, которую открыл для нас Христос и через которую Он Сам каждый раз возвращается к нам. Поэтому мы должны особенно внимательно относиться к тому, как мы участвуем в Таинствах, делать это не чисто механически, только потому, что так нужно, ведь подобное принятие Таинств, по слову святого апостола Павла, будет только в суд и осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (см. 1 Кор. 11:29).

– Какие главные правила поведения в храме?

– Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Храм – это жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие». А если в храме невидимо пребывает Сам Бог, значит и наше поведение в нем должно этому соответствовать. Святые отцы предупреждают: человек, входя в храм, всегда должен помнить о том, какая Жертва в нем совершается, и, помышляя о величии этой Жертвы, нам следует благоговейно относиться и к самому месту ее совершения. В храме Сам Бог, по словам одного богослужебного молитвословия, «преподается в снедь верным». Поэтому в мире не может быть ничего выше того Таинства, которое совершается в храме – Таинства Евхаристии – ведь в Евхаристии мы становимся причастниками Тела и Крови Господних, «сотелесниками» Христа и богами по благодати, как об этом говорит святитель Афанасий Великий. Исходя из этого, любое наше движение в храме, в том числе и совершение крестного знамения и поклонов, должно быть осмысленным, неспешным, его нужно совершать с благоговением и страхом Божиим.

– Какие важнейшие праздники у православных?

– Основным праздником для православного христианина является Пасха Христова. Именно благодаря Воскресению из мертвых Господа нашего Иисуса Христа каждый из нас вновь получил возможность общения с Богом, шанс унаследовать жизнь вечную во Христе. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что данное нам в Воскресении гораздо более и важнее того, что утрачено нами в раю, ведь Воскресший Христос открыл нам самое Небо. Поэтому Пасха – самый великий праздник для христианина, выше которого не может быть ничего.

Кроме Пасхи Святая Православная Церковь особо почитает еще 12 больших (т. н. двунадесятых) праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Ее Введение во храм, Благовещение, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы), Успение Пресвятой Богородицы, а также Воздвижение Креста Господня. Эти праздники особо чтимы христианами, так как посвящены тем или иным важнейшим событиям из земной жизни Спасителя и Божьей Матери, имеющим непосредственное значение в деле человеческого спасения.

– Что нужно знать о постах и постных днях?

– Пост – самое подходящее время для совершенствования себя в добродетелях, ведь пост, по словам святителя Иоанна Златоуста, это лучшее лекарство против греха. Пост – это период, который мы особенным образом должны посвятить самим себе, своему спасению. Преподобный Ефрем Сирин называет пост колесницей, возносящей человека на Небо. Пост – это врачевание души, отказ от признания греха нормой человеческой жизни.

Главная задача поста состоит в переосмыслении собственной жизни: кто я? чем я живу? ради чего я живу? Самооценка – это очень важный фактор в жизни каждого человека, и именно пост помогает правильно настроить ее и вывести нас из состояния самообольщения. Чтобы начать Божественную жизнь, человек должен отречься от себя, заново родиться (см. Ин. 3:3), то есть пройти через некую боль внутреннего перерождения и отсечения от себя всего ненужного и излишнего, всего того, что мешает нам духовно возрастать.

Многим людям кажется, что пост – это в основном некое воздержание. Да, это верно. Но имеется в виду воздержание не только телесное. Наш пост должен заключаться не столько в удалении от той или иной пищи, сколько в воздержании «внутреннего человека»: контроле над мыслями, желаниями, словами и поступками.

Кроме того, истинный пост немыслим без участия в Таинствах церковных, в частности Таинствах Исповеди и Причастия. Только в Евхаристии человек может «закрепить» в своем сердце все те подвиги, которые он возлагает на себя постом. Поэтому результат от поста мы сможем увидеть только тогда, когда научимся искренне приступать к церковным Таинствам, а не формально, чтобы поставить галочку.

По мысли одного подвижника, пост – это некий определитель нашей «православности»: если мы любим пост, если стремимся к нему – значит мы на верной дороге; если же пост нам в тягость, если мы смотрим на календарь и только то и делаем, что отсчитываем дни до окончания поста – в нашей духовной жизни происходит что-то не так.

Беседовала Наталья Горошкова

Бог есть любовь и источник всех добродетелей. Целью духовной жизни христианина является устремление к Богу, старание уподобиться Ему, желание общаться с Ним, ответная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в переориентации с утилитарных, земных вещей на вечного Бога.

Начальным условием духовной жизни является исполнение нравственного закона в минимальной степени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (), максимальной же его степенью является «люби ближнего твоего, как самого себя» (). Т.е. перед тем как взбираться на высоты духовной жизни, желательно навести порядок в нравственной сфере. Начните с изучения и исполнения 10 ветхозаветных .

Духовным рождением является Таинство Крещения . Если Вы ещё не , то лучше сделать это после прохождения курсов (изучения основ веры). Найдите храм, где есть такие курсы и они наиболее продолжительны. Если Вы уже крещены, но Ваши родители и крестные по какой-то причине пренебрегли своими обещаниями по воспитанию вас в , то постарайтесь самостоятельно найти такие курсы.

Приобретите в храме нательный крестик, как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры и средство защиты. Имейте в виду, что самый простой крестик на верёвочке ничем не отличается от массивного золотого на толстой цепи, кроме цены и внешнего вида.

Духовник . Не спешите искать духовного гения, святого старца; как только вы станете святым, Бог его непременно вам даст. Пока достаточно того , которого вы выберите, к которому почувствуете доверие. Не пытайтесь с любым вопросом бежать к священнослужителям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти в книгах или на известных православных сайтах, или когда вам требуется личный духовный совет.

Совсем кратко цель жизни христианина можно сформулировать как стремление к (святости), на основании .

Учитесь , процесс духовного возрастания, Богопознания бесконечен и простирается за пределы нашей земной жизни. ю накоплен огромный бесценный опыт практики духовной жизни, который доступен нашему изучению. Он научит духовному рассуждению и поможет избежать многих падений и ошибок.

Loading...Loading...