Что нужно делать в день ашуры. День Ашура: традиции и значение

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем:

Достоинства поста ‘Ашура

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Достоинства поста ‘Ашура и его законополежения.

Абу Къатада, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ وَصِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ

Я надеюсь на Аллаhа, что пост ‘Арафа послужит искуплением грехов одного года до него, и года после его. Я также надеюсь, что пост ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!
Передал Муслим.

→ Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказал:

“Когда пророк прибыл в Медину он увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это - благой день, тот день, когда Аллаh спас сынов Израиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк сказал: «Я имею на Мусу больше прав чем вы!» , после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”.
Передал аль-Бухари.

С хадиса не понимается, что пророк ﷺ начал держать пост из за иудеев, нет! Он ﷺ держал пост до переселения в Медину, как об этом сообщил имам Муслим от ‘Аиши, да будет доволен ею Всевышний.

→ Ибн ‘Умар, да будет доволен им Всевышний, сказал:

“Люди времен джаhилии соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день постился посланник Аллаhа и мусульмане до того, как Аллаh вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха сказал: «Поистине, ‘Ашура - это день из дней Аллаха! Кто желает, пусть постится, а кто не желает, пусть не постится»”.
Передал Муслим.

В какой день надо держать пост ‘Ашура?

→ Сказал наш шейх, да хранит его Аллаh:

الأفضل أن يصوم التاسع والعاشر ؛ لحديث عبد الله بن عباس رضي الله عنهما ، قال : حين صام رسول الله صلى الله عليه وسلم يوم عاشوراء وأمر بصيامه ، قالوا : يا رسول الله ، إنه يوم تعظمه اليهود والنصارى ، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : فإذا كان العام المقبل إن شاء الله صمنا اليوم التاسع قال : فلم يأت العام المقبل ، حتى توفي رسول الله صلى الله عليه وسلم. رواه مسلم فإن لم يتمكن فيصوم العاشر والحادي عشر ، وبه تحصل مُخالفة اليهود

«Лучше поститься в девятый и десятый день (месяца Мухаррам), и это согласно хадису Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллаh, который сказал:“Когда посланник Аллаха постился в день ‘Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаhа, это день, который чтят евреи и христиане”. Тогда посланник Аллаха сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа». Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха скончался”. Хадис передал Муслим.

А если он не смог поститься (в указанные дни), то пусть поститься десятого и одиннадцатого числа, таким образом также получается противоречие иудеям».

≡ Сказал Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Всевышний:

“Саляфы не разногласили в том, что ‘Ашура - это десятое Мухаррама, кроме Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Это девятый день»”.

≡ Имам Ахмад говорил:

“Я не знаю, ‘Ашура девятое или десятое число, но мы будем поститься оба этих дня”.

≡ Имам аль-Байхакъи пояснил:

“Вероятно Ибн ‘Аббас имел ввиду пост пророка девятого числа наряду с десятым”.

→ Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, который сказал:

“Поститесь девятого и десятого ‘Ашура и отличайтесь от иудеев!”.
Передал ‘Абд ар-Раззакъ.

Дозволено ли держать пост ‘Ашура три дня?

Некоторые ученые говорили о дозволенности поста три дня подряд, однако достоверных хадисов на этот счет мы не встречали.

Некоторые говорили о дозволенности поста одним днем, днем ‘Ашура, однако другие ученые сказали о нежелательности этого!

Другие же дозволили день до и день после «Ашуры, минуя саму ‘Ашуру. Лучше всего держать день ‘Ашуры и день до него, т.е. девятый и десятый.

А можно и день ‘Ашуры и день после него, т.е десятый и одиннадцатый, как сказал об этом наш устаз, да хранит его Аллаh. А знание у Аллаhа

≡ Сказал наш устаз, да хранит его Всевышний, комментируя хадис:

«Хадис: “Поститесь день до (‘Ашуры) и день после”, хадис не достоверный. (Данный) хадис передал имам Ахмад и аль-Баззар со слабым иснадом. Цепочка (хадиса сконцентрирована) на Дауде бин ‘Али, а он передает (этот хадис) от Ибн Аби Лейли.
Сказал аль-Баззар: «Данный хадис передается от Ибн ‘Аббаса с разными путями, и нам не известно, что бы кто-то передал его от Ибн ‘Аббаса и других, где посланник Аллаhа ﷺ велел бы держать пост до (‘Ашуры) и после, кроме как в хадисе (передаваемом) Даудом бин ‘Али, от своего отца, от Ибн ‘Аббаса, а о Дауде мы говорили ранее»

Сказал аль-Хайсами в «аль-Маджма’: «(Данный хадис) передал Ахмад и аль-Баззар, в (цепочке этого хадиса) Мухаммад бин Аби Лейла, относительно него (ученые) высказывались по разному»

(Что касается) Дауда бин ‘Али: сказал Ибн Хаджар: “Пойдет» (Годен). Т.е если будут параллельные ему цепочки, но если он единственный в своей передаче, то (в таком случае) он слабый (передатчик).

Некоторые ученые говорили о дозволенности поста три дня подряд (включая сам день ‘Ашура), ибо три дня поста каждый месяц приравнивается к целому году постов. Согласно словам пророка ﷺ: «Три поста каждый месяц, а также посты в Рамадан, все это словно год (непрерывного) поста». Передал Муслим.

И это по тому, что за одно благое деяние полагается десять наград.

Но очевидно, что пост ‘Ашура лучше соблюдать в девятый и десятый (Мухаррам)».

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

Само название "Ашура" происходит от арабского слова ашара, что означает "десять". В 2019 году по григорианскому календарю он приходится на 9 сентября.

Согласно Корану, на этот день приходится сотворение небес и первого человека на земле. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. А еще в этот день поминают посланников и пророков.

Мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты по-разному отмечают десятый день месяца мухаррам.

Сотворение небес

Согласно Корану, на этот день приходятся сотворение небес, земли, ангелов, первого человека — Адама, который являлся и первым пророком. В этот же день Всевышний также принял покаяние Адама.

В День Ашура Аллах повелел Ибрахиму принести в жертву своего сына Исмаиля, и вознес пророка Ису на небеса.

Этот день является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ной) — Аллах даровал Нуху и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах великого потопа.

Нух и находившиеся с ним во время великого потопа мусульмане ступили на землю в День Ашура.

В День Ашура Аллах даровал спасение и другому своему великому пророку и его общине — пророку Мусе (Моисей), от фараона, правителя Египта.

День Ашура имеет большое историческое значение и для общины пророка Мухаммада. Десятого числа месяца Мухаррам, в четвертом году Хиджры, должно было произойти сражение, называемое Зат Ар-рика, но оно не состоялось, потому что враг убежал с поля боя, бросив имущество и семьи.

Мусульмане считают, что Всевышний оградил своего пророка и его последователей от вреда неверующих.

Соблюдать пост в день Ашура начал еще пророк Мухаммед после переезда из Мекки в Медину в 622 году.

Но, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.

Шахсей-вахсей

У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али, который в этот день пал смертью шахида — борца за веру.

Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, заключил соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа.

Однако, Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, приступил к его осуществлению, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками.

Язид и его 30-ти тысячное войско окружили Хусейна и его сподвижников недалеко от реки Ефрат. Битва, исход которой был предрешен, началась десятого месяца мухаррам. Самому имаму Хусейну нанесли 29 колотых и 27 резаных ран, а потом отрубили голову.

С тех пор шииты первые десять дней месяца оплакивают мученическую смерть Хусейна, соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама.

На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления — траур, поминки, оплакивание и так далее. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: "Шах Хусейн, вах, Хусейн!" (отсюда произошло европейское название этого обычая — "шахсей-вахсей").

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в День Ашуры для них не являются обязательными.

Традиции

В День Ашура, а также в девятого и одиннадцатого числа месяца мухаррам желательно соблюдать пост и раздавать милостыню.

Согласно одному из хадисов, пост в День Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в День Ашура Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной в гору Ухуд.

Так что, в День Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран и совершают другие богоугодные дела.

Пост соблюдается только до вечера, а с заходом солнца начинается праздничная трапеза. На стол обязательно ставят ашуре — подобие пудинга из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов.

Вообще в этот день нужно приготовить что-нибудь из гороха и сухофруктов, так как эти продукты символизируют изобилие.

Ашуре — главное блюдо первого месяца мусульманского года, в магазинах даже продаются специальные наборы для приготовления этого пудинга. А день Ашура его принято раздавать бедным.

Кроме традиционного ашуре, на стол подают блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Для детей делают сладкие печенья — чареки — и готовят шербет.

Материал подготовлен на основе открытых источников .

Мухаррам является одним из высокочтимых священных месяцев для мусульман. Самым ценным днём месяца Мухаррам является день ‘Ашура. Ашура – от слова «ашара», что означает «десять». На 10 мухаррама приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Аль-Курси (Престола), ангелов, Адама, мир ему, переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после грехопадения; множество счастливых случаев, связанных с пророками. Так, в этот день Аллах даровал Нуху, мир ему, и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели; также в день Ашура Аллах даровал пророку Мусе, мир ему, и сынам Исраиля спасение от Фараона, после чего Муса, мир ему, стал соблюдать пост 10 числа месяца Мухаррама.

Поклонение

В День Ашура читают молитвы и Священный Коран, раздают садака , радуют детей и близких, совершают другие богоугодные дела. Желательно соблюдать трехдневный пост в день Ашура, а также в предыдущий и последующий дни – 9, 10 и 11-го мухаррама . От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Лучший пост после Рамадана, пост в месяц Аллаха Мухаррам, а лучшая молитва после предписанных, молитва, совершаемая ночью!» (Муслим)

Достоверные хадисы о дне Ашура

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто щедр (материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан» (Муслим)

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение, тоже соблюдал пост в этот день в Мекке. Когда Пророк, мир ему и благословение, совершил хиджру (переселение) в Медину, он повелевал всем поститься в этот день и сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и не поститься”» (Аль-Бухари). Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то ученые пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль аль-Китаб (людьми Писания), а курайшиты были многобожниками.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал: «Поистине, когда Посланник Аллах, мир ему и благословение, прибыл в Медину, он нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса, мир ему, и Его народ от Фараона, поэтому Муса, мир ему, соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Господу”. Тогда Пророк, мир ему и благословение, изрек: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к пророку Мусе, мир ему, в знак благодарности Аллаху”,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, избегал сходства с людьми Писания (христианами и иудеями), поэтому он сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после (одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днем Ашура соблюдать один из дней до или после)».

Если человек будет соблюдать только пост в день Ашура без других дней (до или после), то этого тоже будет достаточно.

Намерение (ният) на пост в день Ашура: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат (желательный) пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, сказав: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради (во имя) Аллаха», и тогда он, иншаАллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.

Есть особенные даты, дни и ночи в исламском календаре. Одним из таких является десятый день первого месяца в году Мухаррама – день Ашура.

О значимости этого дня сказано в преданиях. В этот день Аллах Всевышний спас Мусу и его народ от Фараона, простил Адама, ковчег Нуха достиг берега, вознесся на небо пророк Иса и простил народ пророка Юнуса. Согласно некоторым преданиям, Кыямат также произойдет в День Ашура.

Название дня Ашура происходит от арабского «ашара», что значит десять.

Особенное поклонение, которое предписано верующим в этот день помимо обычного, заключается в посте. Согласно достоверному хадису, пост в этот день стирает грехи за прошлый год.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам» .

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

«Когда пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это – благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Возникает вопрос: а что если мы уже держали пост в день Арафа, за пост в который также полагается стирание грехов за предыдущий и следующий год. Какую награду мы получаем в таком случае? Во-первых, любое поклонение мусульманин совершает не из-за какой-то выгоды и награды, которую он приобретает, а исключительно из-за своей любви и благодарности Аллаху, и самая большая награда которую он получает в этом случае – это довольство Аллаха. К тому же ученые отмечают, что за пост в оба дня грехи стираются больше, прощаются ошибки, и защищают от совершения греха в будущем.

«Пост в день ‘Арафата искупает грехи двух лет, прошлого и следующего года, а пост в день ‘Ашура искупает грехи прошлого года».

Возникает второй вопрос: почему пост в день Арафат стирает грехи за два года, а пост в День Ашура стирает грехи только за год? Ученые считают, что День Арафа связан с Пророком Мухаммадом (мир ему), а день Ашура с Пророком Мусой (мир ему), поэтому значимость Арафа больше.

Пост в день Ашура является добровольным, оставление его не является грехом.

Аиша рассказывала:

«Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что мусульманам предпочтительнее поститься в День Ашура и еще один день предыдущий либо который после него, дабы отличаться от иудеев.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после(одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днём Ашура соблюдать один из дней до или после)» .

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Соблюдайте пост в день Ашура; однако отличайтесь от иудеев, соблюдая пост также в день до этого дня или же в день после него».

В день Ашура также следует уделить особое внимание покаянию. Просить Аллаха о прощении грехов, отказываться от них.

В этот день также следует уделить внимание проявлению щедрости, раздаче милостыни, дарению подарков, особенно своей семье и родственникам.

В хадисе сказано:

«Тот, кто щедр(материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы».

В этом году день Ашура приходится на 9 сентября. Соответственно сухур (предрассветная трапеза) приходится на 8 сентября

Недавно мы вступили в новый год 1440 год по мусульманскому лунному календарю – который начинается с месяца мухаррам. Именно в это время Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его благородные сподвижники совершили переселение – хиджру из Мекки в Медину, и с этого события начался отсчет мусульманского летоисчисления.

Месяц мухаррам – само название которого происходит от слова «харам», запрет, считался одним из четырех священных, запретных, месяцев еще у арабов до ислама. В эти месяцы – мухаррам, раджаб, зуль-када и зуль-хиджжа – было запрещено начинать войны. В Коране говорится об этих месяцах:

«Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев, как это записано в писании Аллаха, в тот день, (когда) Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных (месяца)» (9:36).

Самым значимым днем в этом месяце считается десятый день – день Ашура (название которого происходит от слова «ашара», десять). В 2018 году этот день приходится на 20 сентября.

В этот день, согласно различным сообщениям, произошло много знаменательных событий нашей священной истории – на десятый день этого месяца были сотворены Небеса, Земля, ангелы и первый человек – Адам. День Ашура считается днем, когда поминают посланников и пророков – в этот день ковчег пророка Ноя (Нуха), мир ему, благополучно пристал к горе Арарат (Джуди), а пророк Моисей (Муса), мир ему, и его община спаслись от преследований фараона.

Пост в день Ашура

Самым желательным действием, которым следует отмечать этот день, считается пост. По преданию, пророк Нух, мир ему, постился в этот день в благодарность Аллаху за спасение от потопа (передается у имама Ахмада). Арабы до ислама, как передается, также постились в этот день (сообщение передается у Табарани).

Когда заключительный Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его община переселились в Медину, они увидели, что иудейская община держит пост в этот день.

Наш Пророк (мир ему и благословение) поинтересовался у иудеев: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост?». Они ответили, что это – великий день, в который Господь спас Мусу (мир ему) и его общину (сынов Израиля) от преследований фараона, когда он утонул в Красном море вместе со своим войском. Поэтому Муса и постился в этот день в благодарность Творцу. И мы соблюдаем пост в этот день». Услышав это, Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) воскликнул: «Мы (мусульмане) ближе к пророку Мусе и более достойны следовать ему, чем вы» , и поэтому сам он держал пост в этот день и повелел своей общине держать в этот день пост (Сахих Муслим).

Как передается в хадисах, пост в день Ашура считался обязательным до того, как месяц Рамадан стал месяцем обязательного поста. Когда же был установлен пост в месяц Рамадан, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Ашура является одним из дней Аллаха. Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься» (Сахих Муслим). То есть, пост в этот день считается желательным действием, в отличие от поста во время Рамадана.

В сборнике хадисов имама Ахмада приведен хадис, где Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Поститесь в день Ашура’ и не будьте (излишне) похожи на иудеев. (Для этого) держите пост за день (до дня Ашура) и день после него».

Отсюда ученые заключают, что самым правильным будет держать пост в девятый, десятый или девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам.

В то же время нужно не забывать, что, хотя пост в этот день является желательным, но воздаяние за него очень велико. Передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ – искупления грехов прошедшего года» (Сахих Муслим).

Имам ан-Навави, комментируя подобные хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь прощаются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом» (Комментарии имама Навави к сборнику Сахих Муслим).

Преданный Всевышнему человек, разумеется, не должен думать, что можно грешить весь год, а потом держать пост один или два дня, и все грехи будут прощены. Речь идет о том, что совершение благих дел в некоторые дни особенно вознаграждаемо и ценно для этой и будущей жизни.

Как еще можно отметить день Ашура?

По традиции мусульмане в разных странах в этот день готовят особые блюда, приглашают гостей и раздают садака. Причиной этому служит сообщение, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто увеличивает свои расходы на свою семью в день Ашура, Аллах увеличит его пропитание на весь оставшийся год» (Передают Табарани и Байхаки).

Отсюда делают вывод, что в день Ашура помимо поста, весьма приветствуется щедрость в отношении семьи и трата денег, которые обычно расходуются на еду.

В Турции и некоторых других мусульманских странах на день Ашура готовят особое блюдо, которое так и называют ашуре или ашура, представляющее собой нечто вроде каши из зерен пшеницы, бобов и сухофруктов.

По легенде, история его восходит еще ко временам пророка Нуха (мир ему). Когда ковчег Нуха (мир ему) пристал к горе Джуди (Арарат), он велел своей общине собрать – у кого осталась какая пища. У них оставалось всего по чуть-чуть: немножко зерна, немножко фруктов. И тогда было приготовлено это сытное и вкусное блюдо. Несмотря на то, что это предание вряд ли достоверно, тем не менее, это блюдо традиционно для многих мусульманских народов.

Среди мусульман бытует много заблуждений о дне Ашура. В частности, некоторые считают, что Ашура – это день траура и скорби о мученической смерти имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Для такого мнения нет никаких серьезных причин. День Ашура считался важным днем еще во времена Пророка (мир ему и благословение), тогда как имам Хусейн (да будет доволен им Аллах) погиб через пятьдесят лет после смерти Пророка (мир ему и благословение).

Итак, день Ашура – это великий день, который следует провести с пользой, соблюдая, по возможности, пост и обращаясь с молитвами ко Всевышнему. ИншаАллах, это принесет нам пользу и успех в обоих мирах.

Муслима (Анна) Кобулова

Loading...Loading...