Что такое Дзен-буддизм: определение, основные идеи, суть, правила, принципы, философия, медитация, особенности. Дзен: к какой религии относится? Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен? Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, от

Если освободился от привязанностей, держишься непривязанности и считаешь это правильным, это начальное благо, и это контролирование сознания. Так случается с учениками. Они привязаны к средствам и не могут освободиться от них.

Таково учение двух низших колесниц. Таковы последствия медитации.

Если ни за что не цепляешься, но так же не держишься и за непривязанность, это – промежуточное благо, половинчатое достижение. Это царство бесформенного; хотя избегаешь ловушки двух низших...

Мастер Куй-шань послал за казначеем, однако, когда казначей пришел, Куй-шань сказал: «Я звал казначея, а не тебя». Казначей не смог сказать ни слова. Затем мастер послал за главным монахом, но когда тот прибыл, Куй-шань сказал: «Я посылал за главным монахом, а не за тобой». Главный монах не смог сказать ни слова.

НЕГЭН: Монастырь должен иметь несколько должностных лиц. Казначей должен заботиться о денежных средствах учреждения, а главный монах должен наблюдать за всеми монахами в дзэн-до...

Дзен – это не мудрость, это реальность как она есть.

Дзен – это путь одиночества:
думать самому
действовать самому
практиковать самому

Страдать самому

Дзен не имеет ничего общего с покоем или со спокойным умом.

Дзен означает не жить с глазами, закрытыми на реальность мира.

Человек идет в одиночестве, с широко открытыми глазами, он ни от кого не зависит и остается целостным в самом себе.

Дзен – это, прежде всего, знать, как жить и как умирать.

Дзен – это не литейная форма...

Добрый вечер. Тема сегодняшней беседы - дзен и сострадание. Дзен -- это мудрость; почему же это ещё и сострадание?.. Многие люди не понимают, что такое дзен. Многие люди думают, что дзен -- это сидячая медитация. На самом деле, в китайской традиции, дзен не обязательно требует сидячей медитации.

Пока ум человека свободен от эмоциональных недугов, свободен от омрачений, свободен от противоречий и от страданий, это дзен - или, по-китайски, чань. Итак, прежде чем говорить о сострадании, я бы...

Как Вы впервые столкнулись с учением христианского мистика Мейстера Экхарта?

Р.М.М.М. Несколько лет назад в Париже я встретила мастера Дзен, возвращающегося из Бразилии в Японию. Во время нашего разговора он упомянул, что обучает дзен в Бразилии согласно учению Мейстера Экхарта.

Это меня удивило. Я спросила у него, что же общего с дзен у этого христианского мистика. Он ответил мне, что людям бразильской культуры Экхарт ближе, чем непосредственно дзен, и поэтому он обучает дзен с помощью...

Эта работа была написана Мастером Вонхе (617-686). Она состоит из 706 иероглифов, содержащихся в одном свитке. В Корейском буддизме этот текст является одним из трёх главных текстов в курсе обучения послушников, монахов и монахинь в зале Сутр.

В тексте подчёркивается необходимость устранения кармической связи практикующего с миром, но, конечно же, основной его мотив – призыв немедленно начать практику. Подлинник хранится в храме Хэйн-са и аннотированная версия в храме Сонгван-са. Наставник...

Во время посещения Куо своего мастера, Те-шаня, Куо спросил однажды: «Я полагаю, все старые мастера и мудрецы ушли куда-то. Не скажете ли вы, что с ними стало?» «Я не знаю, где они», - гласил ответ. Куо огорчился: «Я ожидал ответа, подобного скачущей лошади, а получил ответ, подобный ползущей черепахе», Те-шань остался безмолвным, как, побежденный в споре.

На следующий день Те-шань совершил купание и вошел в гостиную комнату, где Куо приготовил ему чай. Он похлопал монаха по плечу и спросил...

Господин Мин-ван выстроил монастырь для Ло-шаня и попросил его произнести первую речь в лекционном зале. Как мастер монастыря, Ло-шань сел в кресло, но не сказал ничего, кроме слова «прощайте» перед уходом в свою комнату.

Войдя к нему, господин Мин-ван сказал: «Учение самого Будды на горе Градхаркута было, должно быть, таким же, как Ваше сегодня». Ло-шань ответил: «Я думал, что вы чужды учению, но сейчас я понял, что вы имеете некоторое представление о дзэне».

НЕГЭН: Эти двое жили в Китае...

На сегодняшний день, в сети интернет существует множество способов заработать деньги. Одни требуют определенных знаний и опыта. Другие просты в реализации, но не способны принести ощутимой прибыли. Третьи требуют наличия стартового капитала. В каждом отдельном случае находятся свои плюсы и минусы. Человеку без опыта сложно сделать правильный выбор. В этом случае, Скептик рекомендует выбирать направление, где возможные финансовые потери равны нулю. По моему мнению, сервис Яндекс.Дзен один из самых безопасных источников дохода. На страницах блога есть, посвященный этой тематике. Он содержит много полезной информации, но работа без опытного наставника может перечеркнуть все старания. Владимир Высоцкий, автор курса «Дзен Мастер» может стать тем человеком, который протянет руку помощи и не оставит один на один с возникшими проблемами.

Скептик о курсе Владимира Высоцкого

Тем, кто уже знаком с презентацией курса «Дзен Мастер» и хотел бы получить реальную информацию о программе обучения, предлагаю дочитать данную публикацию до конца. Останавливаться на преимуществах заработка в сервисе Яндекс.Дзен я не буду. Во первых, потому, что их много. Во вторых, о них рассказано на презентационной странице . Поэтому перейдем непосредственно к рабочим материалам.

Доступ к курсу «Дзен Мастер» представлен в двух вариантах:

  1. Пакет Инь включает в себя вступительную часть и 13 видеоуроков о том, как заработать на одном из самых популярных русскоязычных сервисов Яндекс.Дзен.
  2. Пакет Янь дополнен возможностью вступить в закрытую группу ВКонтакте, онлайн поддержкой и дополнительными уроками.

Обучение проходит на специальной платформе. Все уроки записаны в высоком качестве и имеют несколько ступней защиты от несанкционированного доступа и воровства. Пользователю не придется ничего скачивать и устанавливать на свое устройство. Сразу после оплаты он получает ссылку на страницу обучения, ключ активации и все необходимые инструкции. В личном кабинете ему доступна вводная часть и первый урок курса. После изучения каждого урока необходимо выполнить домашнее задание и отправить его на проверку. После того, как наставник даст одобрение, открывается доступ к следующему этапу.

Скептик видит массу положительных моментов в том, что связь между учителем и учеником существует неразрывно. Во первых это помогает избежать ошибок еще на старте. Во вторых, это дисциплинирует ученика. В третьих это позволяет придти к намеченной цели без потери во времени.


Программа курса "Дзен Мастер"

В программу курса «Дзен Мастер» вошли все необходимые инструкции с учетом последних новшеств и изменений, вводимых сервисом Яндекс. Сам материал представляет собой хорошо продуманную схему, позволяющую выйти на финансовый результат в ближайшее время. Выполняя все шаги, пользователь без труда преодолеет порог вывода канала на монетизацию. А это основная задача, с которой не справиться без четкого руководства со стороны наставника.

Говоря о личности автора, стоит отметить его честность, простоту и открытость. Он откровенно говорит о том, что за плечами небольшой опыт работы в сети. Свою карьеру Владимир Высоцкий начал в 2017 году и не приписывает себе «мастерских» званий. На вопросы Скептика отвечал охотно. В общении дружелюбен и корректен. К созданию курса подошел ответственно. Не обещает заоблачных доходов, но выход на результат гарантирует.

Старейший мастер дзен и его искусство суровой любви

- Как бы поступил Будда? (Хемез Спрингс, Нью-Мексико)

Каждый год весной и осенью искатели просветления стекаются сюда со всего света, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Они приезжают на непростые недельные ретриты в дзен-центр «Bodhi Manda», расположенный в красных скалах каньона среди горячих источников и поселений индейцев к западу от Санта Фе.

В черных одеждах, вставая в 3 утра на медитационные сессии по 18 часов, где они сидят в позе лотоса в дзендо (зале для медитаций), в молчании поглощая в общем зале вегетарианскую еду, читая мантры и окунаясь в горячие источники, они стремятся жить настоящим моментом и прийти к осознаванию единства всего.

Но прежде всего они приезжают для того, чтобы практиковать с ироничным гладколицым японским монахом. Кедзан Джошу Сасаки Роши, - столетний мастер дзен школы Риндзай, один из старейших в мире. Он часто говорит своим ученикам: «Извините, зажился…».

С тех пор, как он приехал в США с 2 словарями в рукавах монашеских одежд в возрасте 55 лет, прошло 45 лет. Роши, или «достопочтенный учитель», полон сил, путешествует из своего главного центра в Калифорнии в более чем десяток центров, которые открыл он сам или которые создали другие, вдохновившись его практикой. Он наставляет монахов – свыше 25 на сегодняшний день – и подвергает учеников испытанию своей суровой любовью в буддийском стиле.

«Просветление? Мне эта тема вообще не нравится», - говорит, негромко усмехнувшись, Джошу Роши, во время одного из своих нечастых интервью. Беседа ведется через переводчика, мастер говорит по-японски. «Готов поспорить, вы найдете самые разнообразные описания просветления в книжном магазине».

Он пожурил американцев за то, что они слишком привязаны к своему образу жизни. В буддизме привязанности рассматриваются как источник страданий.

«Вот почему я всегда злобно кричу на своих учеников», - отметил Роши. «Если вы останетесь привязанными к американской демократии, вы никогда уже вновь не станете лидерами свободного мира».

Последователи мастера стараются ухватить его многосложность. «Он не может вам дать что-либо», - говорит Сейджу Боб Маммоузер, давний ученик, на сегодняшний день – настоятель дзен-центра в Альбукерке. «Вы сами должны это найти».

После Второй Мировой войны американские хипстеры приняли дзен в свою культуру; затем произошел новый взрыв популярности – в 70-х гг. XX века. Сегодня, как сообщает Т. Гриффит Фоулк, профессор религии «Сара Лоурнес Колледжа», на территории США существует 75 крупных дзен-центров.

Доктор Фоулк, буддийский монах и редактор проекта переводов древних произведений сото-дзен, считает Джошу Роши выдающейся фигурой школы Риндзай, чуть менее многочисленной, нежели Сото. Различия между школами также незначительны.

Как и другие мастера, говорит доктор Фоулк, Джошу Роши может проследить свою линию передачи в дхарме, или буддийском комплексе поучений, на протяжении столетий, от одного поколения учителей к другому, вплоть до самого Будды, или Пробудившегося, которого звали Сиддхартха Гаутама и который родился, предположительно, около 563 года н.э. в месте, где ныне расположен Непал.

Джошу Роши родился в семье крестьян в Сендае, на севере Японии. Там он и рос до Первой Мировой войны, мечтая стать солдатом.

«Я помню, как я думал, что Германия стала очень-очень сильной страной, и что вот, у них появились самолеты», говорит Джошу Роши через своего переводчика, Гико Рубина, буддийского монаха из Альбукерке. Но война изменила его мнение. Затем заболел и умер его старший брат. «Возможно, это была одна из первых причин, по которым я захотел стать монахом», - сказал мастер.

Когда Джоши было 14 лет, его наставник спросил своего юного ученика: «Сколько лет Будде?». «Возраст Будды и мой возраст – одинаковы». Этот ответ, произнесенный спонтанно, поразил мастера, и Джоши встал на путь монаха.

В 1962 году два ученика дзен из Калифорнии написали в японский храм, где проходил обучение Джошу, с просьбой об учителе. Тогда и выбрали Джошу Роши. Когда он прибыл в Америку, весь его багаж состоял из двух словарей, англо-японского и японо-английского. Он обустроился в гараже в Лос-Анджелесе, где практиковал вплоть до сонования Риндзай-джи Центра на Симаррон Стрит. Сейчас это – основной храм Джошу Роши, и он до сих пор живет здесь со своей женой. К 1970 году он организовал центр обучения на месте бывшего лагеря бойскаутов Маунт Болди, в горах Сан-Габриэль. В 1972 году одна его ученица и спонсор пригласила его в Нью-Мексико. «Найдете горячие источники – я приеду». Источники она нашла, и мастер приехал. Так был основан «Bodhi Manda » – «круг просветления».

Одним из его самых известных учеников был, пожалуй, Леонард Коэн – поэт и исполнитель песен. Он обучался у Джошу и провел большую часть 90-х в уединении в Маунт Болди, откуда вышел с приливом творческой энергии.

Джошу Роши дает каждому ученику коан, вопрос, который ставит в тупик, но при этом указывает на некую абсолютную истину. Один из них – «Как ты переживаешь Бога, слыша звук моей палки?». Он встречается один на один с каждым учеником 4 раза в день, и каждый день читает лекцию, или тейшо, сидя на возвышении в зале для размышлений.

«Буддизм не признает существование Бога, сотворившего мир», сказал он в одной из недавних бесед. «Но при этом», - добавляет он, - «буддизм и не отрицает существования Бога».

Среди тех, кто приехал на ретрит в ноябре и заплатил 450 долларов в неделю за проживание и питание, - Джодо Джон Кэнди, 61 год, монах и бывший (сейчас на пенсии) работник парка аттракционов из окрестностей Сиэттла. Он приезжает сюда дважды в год с 1987 года. «Когда звонит колокол, внутри тебя тоже все звенит», - говорит господин Кэнди.

Еще один постоянный ученик – доктор Лу Трост, 55 лет, семейный врач из Альбукерке, который вырос в семье пресвитерианцев и женат на враче, практикующей учение бахаи. Он говорит, что ищет здесь ответ на профессиональный вопрос: как жить в текущем моменте, концентрируясь на заботе о пациенте, когда тебя отвлекают повседневные проблемы.

«Это легко», сказал Джошу Роши позже. «Просто свети, как светит все время солнечный свет».

Шодо Ламсон, 32 года, управляющий школьной недвижимостью из города Боулдер в штате Колорадо, также часто приезжает сюда. Господин Ламсон говорит: «Находиться в одной комнате с человеком, которому 100 лет, и который провел все это время, углубляя свои отношения с Вселенной, - это всегда очень сильный опыт».

Монастырем управляет Джиун Хосен Ошо, 56 лет, бывшая медработница из Монреаля. Она воспитывалась в католической семье, но всегда тяготела к буддизму. Тридцать лет назад она решила стать ученицей Джошу Роши и теперь помогает ему в его путешествиях. Ее обязанности в ретритном центре выполняет 18-летняя выпускница школы в Альбукерке Эмили Робинсон. Она решила отложить поступление в колледж, и сейчас продвигается в своем развитии столь быстро, что ей предложили стать монахиней. Она еще не приняла окончательного решения. «Я всегда думала, что хочу стать монахиней, пока не поняла, что это действительно возможно», - поясняет она.

По словам Роши, все последователи мастера являются потенциальными преемниками, но пока что он не готов принять конкретное решение. «Это очень сложно. Есть такие вещи, о которых я не могу объявить».

«Однако», добавил он, «если появится человек, который сможет полностью отказаться от своего эго и реализовать состояние абсолютного нуля, в котором нет ни субъекта, ни объекта, а плюс тождественен минусу, - такого человека, пожалуй, я мог бы назвать своим преемником».

«Тогда», сказал Роши, «я мог бы сделать перерыв – и был бы счастлив».

By RALPH BLUMENTHAL

Published: December 9, 2007

tagPlaceholder Tags: буддизм , интервью , дзен , современность , традиция

Из книги Практика дзэн автора Чжень-Цзы Чжан

Стиль Дзэн и искусство Дзэн Дзэн - школа буддизма Махаяны, зародившаяся в Китае. Его философия и практика несущественно отличаются от принятых в других школах Махаяны. Дзэн, не обладает уникальным и или исключительными учениями, которые не включены в полный Буддизм

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

1. Лекции Мастера Су Юня Мастер Су Юнь - самый знаменитый живущий учитель Дзэн в Китае. Ему, в момент написания этих строк, было 119 лет, но он все еще здоров телом и остр умом. Он давал поучения тысячам учеников и в прошедшие несколько десятилетий основал очень много

Из книги Практический подход к буддизму автора Берзин Александр

КРАТКИЕ АВТОБИОГРАФИИ ПЯТИ МАСТЕРОВ ДЗЕН

Из книги Как Гампопа обрёл духовные достижения автора Берзин Александр

Откуда Соломон получал материалы и мастеров для постройки иерусалимского храма? Приступая к строительству храма, Соломон обратился за помощью к Хираму, царю финикийского Тира, и тот прислал ему «дерева кедровые и дерева кипарисовые» из Ливана, а также умелых

Из книги Дзэн - самое большое враньё всех времён и народов автора Саваки Кодо

Из книги Истина и наука автора Штайнер Рудольф

Принятие монашества и обучение у мастеров традиции кадам Однажды Гампопа собрал большой запас провизии и одежды и решил начать жить в одиночестве. Ничего не говоря ни родственникам, ни друзьям, он покинул свой родной город и в поисках гуру отправился в округ Пхенпо

автора Кукушкин С. А.

15. Дзэн - не спиритуален. Дзэн практикуют телом Один бизнесмен, который задолжал большую сумму денег, услышал одну из моих лекций и пришёл к выводу: Что я могу - то я и могу, а что нет - то нет. Я просто сделаю своим телом то, что я могу, не создавая себе в голове ненужные

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Подготовительные практики нёндро автора Тинлей Геше Джампа

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Собрания чаньских речений: эхо шагов мастеров Большая часть юйлу записывалась, как нередко считается, учениками известных чаньских мастеров и появлялась в течение одного поколения после смерти самого мастера, что лишь отчасти верно. Обратим внимание: подавляющее

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

ЛЕКЦИИ ПО ПРАКТИКЕ ПРИБЕЖИЩА

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Диалог Мастеров Во время своего паломничества Фарид должен был проходить через Магахар, где жил Кабир, великий Мастер и выдающийся поэт Индии. Его спутники уговаривали посетить Кабира.- Давайте проведем день-два в ашраме Сага! - говорили они. - Мы многое получим, слушая

Из книги Зона opus posth, или Рождение новой реальности автора Мартынов Владимир Иванович

Бамптонские лекции (Bampton Lectures). Названы в честь Дж. Бамптона (1689-1751), выпускника Оксфорда, позже - каноника в Солсбери. Бамптон основал фонд (вложив в него все свое состояние), к-рый ежегодно устраивает восемь теологических лекций в церкви Девы Марии в Оксфорде. Согласно воле

Из книги автора

Гиффордские лекции (Gifford Lectures). Получили название в честь лорда А. Гиффорда(182087), ведущего шотландского судьи. Начиная с 1888 г. лекции читаются в четырех старейших шотландских университетах. Задача лекций состоит в "поощрении, продвижении, преподавании и

Из книги автора

Второе видение: о четырех рогах и четырех кузнецах 18 Я поднял глаза и увидел четыре рога. 19 Тогда я спросил говорившего со мной ангела: «А это что?» Ангел ответил: «Иуда, Израиль и Иерусалим разбросаны были этими рогами». 20 После того Господь явил мне в видении четырех

Из книги автора

О четырех кастах и четырех всадниках апокалипсиса Мысль о том, что природа пространства неоднородна, не вызывает у нас особого противодействия, даже если мы знаем о ее несостоятельности с точки зрения классической физики. Как совершенно естественный факт мы

Букко "...необьятность пространства"

Дайкаку "... сделать своесердце чистым"
Банкей "...оставаться постоянно нерожденным."
Ринзай "...позиция сердца, которая не меняется от мгновения к мгновению"
Дайо "...в мгновение ока"

Шоитсу "...тогда целый мир становится воротами освобождения"
Енго "человек просветленной свободы"
Гуин "...спрятанная весна"

Мастер Букко сказал:

"Принимай события легко, без усилий,
и через некоторое время напор мыслей,
внешних и внутренних, спадает сам собой,
и истинное лицо проявит себя.

Тело и ум, свободные от всех мотиваций,
всегда появляются как пустота
и абсолютное тождество,
сияя, как яркость небес, в центре широкого
пространства существующих вещей,
не требуя полировки или очистки.
Это за пределами всех концепций,
за пределами бытия и не-бытия.

Оставь свои бесчисленные знания,
впечатления, понимания и иди в эту
необъятность пространства.
Когда ты пришел в эту протяженность,
в твоем сердце нет и пятнышка буддизма,
а когда в тебе нет ни пятнышка знаний,
ты обретаешь истинное видение Будд и патриархов.

Истинная правда
похожа на необъятное пространство,
которое содержит все явления.
Когда ты можешь приходить и идти
во всех религиях одинаково,
когда нет ничего специфически твоего
ни внутри ни снаружи,
когда ты соответствуешь высокому
и соответствуешь низкому,
соответствуешь квадратному
и соответствуешь круглому, -
тогда это То.

Пустота моря позволяет волнам подниматься;
пустота горных долин производит эхо,
пустота сердца рождает Будду.
Когда твое сердце пусто,
вещи отражаются в нем,
как в зеркале,
сияя там без всякого различия между ними.
Жизнь и смерть - это иллюзия,
все Будды - в одном твоем теле.

Дзен - это не что-то таинственное,
это просто попадание в цель и пронзание событий.
Если ты отбросишь все сомнения,
течение жизни и смерти прервется само.
Я спрашиваю вас всех:
Вы видите это или нет?
Как в июне снег тает на вершине Фудзи".

Мастер Дайкаку сказал:

"Практика Дзен не проясняет различий понятий,
она выбрасывает прочь все предвзятые взгляды,
и представления, и священные тексты, и все остальное
и, пронзая скрывающие покровы, достигает весны
собственного существования за ними.
Все святые обратились внутрь
и искали самих себя
и этим вышли за границы всех сомнений.
Обратиться внутрь - это значит все 24 часа,
в каждой ситуации,
пронзать одну за другой все оболочки,
скрывающие собственную сущность,
глубже и глубже, к тому месту,
которое нельзя описать.
Это происходит тогда,
когда мыслительный процесс заканчивается
и ум перестает различать,
когда ложные взгляды и идеи
исчезают сами, без особого внимания к ним,
когда истинные действия
и истинные побуждения возникают сами, без поисков.

Эта происходит, когда человек знает,
что такое истина сердца.

И человек, решивший идти по пути,
должен с самого начала никогда
не терять ее из виду,
находится ли она в тихом месте
или в месте борьбы,
и он не должен цепляться за спокойные места
и избегать тех мест, где есть беспокойство.
Если человек хочет найти убежище от тревог,
скрывшись в какое-то тихое место,
он упадет во тьму.
Если, когда он старается
отбросить заблуждения и открыть истину,
мир состоит из множества возможностей,
он должен отбросить тысячи импульсов
и идти вперед, совсем не думая
о хорошем или плохом.
Он не должен ненавидеть страсти,
он просто должен сделать свое сердце чистым".

Мирянин спросил Банкея:

"Хотя я благодарен тебе за учение о нерождснности,
мысли, благодаря привычкам ума,
все равно приходят,
а я теряюсь в них и испытываю трудности,
стараясь оставаться постоянно нерожденным.
К чему же я могу применить веру всего сердца?"

Банкей ответил:

"Если ты будешь стараться остановить
возникающие мысли,
ум будет разделен на две чисти:
останавливающую и останавливаемую,
и ты никогда не достигнешь спокойствия ума.
Просто поверь, что мысли изначально
не существуют, но время от времени возникают
и прекращаются, в зависимости от того,
что ты видишь и слышишь, но не имеют
реальной сущности".

Другой мирянин спросил:

"Когда я стираю возникающие мысли,
они все равно продолжают приходить отовсюду,
не останавливаясь.
Как я могу их контролировать?"

Банкей ответил:

"Стирать возникающие мысли - все равно,
что пытаться смыть кровь кровью;
Хотя первоначальная кровь может быть удалена,
смывающая кровь все равно оставит следы;
сколько бы вы ни смывали, пятна останутся"
"Не-ум первоначально не рожден,
не умирает и существует без иллюзий.
Не осознавая этого, думая,
что мысли реально существуют,
вы скитаетесь в рутине рождений и смертей".
Осознавая, что мысли возникают только временно,
вы должны позволить им начинаться и прекращаться,
не удерживая и не отвергая их.
Это как предметы, отражающиеся в зеркале;
если зеркало чистое и ясное,
оно отражает то, что проходит перед ним,
но не удерживает изображений".
"Просветленный не-ум - бесконечно ярче и чище,
чем зеркало, и в то же время излучает, как свет,
знание; все мысли растворяются в таком свете,
не оставляя следа.
Если вы поверите в эту истину,
сможете доверять ей, то сколько бы мыслей ни пришло,
они не станут препятствием"

Один монах спросил Ринзая:

"Что такое позиция сердца,
которая не меняется от мгновения к мгновению?"

Мастер сказал:

"Между моментом, когда ты
решил задать вопрос и нынешним
уже есть разница, и твоя
неотъемлемая природа и твое действие
становятся разделенными...
Не обманывайся. Внутри, и снаружи мира
нет ничего, что обладало бы
собственной природой, чет ничего,
что порождало бы собственное.
Все это только пустые названия
и даже сами буквы этих названий пусты.
Если ты будешь принимать эти
пустые названия за реальность,
ты сделаешь большую ошибку.
Хотя они и существуют, они
зависят от многого и меняются,
как одежда,
которую можно надевать и снимать.

Есть одежды бодхи, нирваны, освобождения,
трикайи, объективной мудрости,
бодхисатв и Будды.

Что ты ищешь в этих измерениях и зависимости?
Три средства передвижения и двенадцать
разделов учений-
это старье, с помощью которого
не разделаешься с беспорядком.
Будда - это иллюзорный фантом.
Патриархи - это просто старые монахи. Вы сами разве
родились не от матери?

Если вы имеете в виду Будду,
вы попадете в плен к демону Будды;
если вы ищете патриархов,
вы будете ограничены демоном патриархов.
Что бы вы ни искали, все станет страданием.
Лучше не иметь ничего, что стоило бы искать".

Мастер Дайо говорил Генчу

"С древних времен просветленные предки, появляясь в мире,
полагались просто на свои основные ощущения, для того,
чтобы открыть то, что находится перед нами; поэтому мы
видим их пинающими стулья и поднимающими метлу,
грызущими землю и размахивающими палками,
колотящими в барабан или катающими шары".

Дайо продолжал:

"Но хотя это и так, замечательный Генчу, ты путешествовал
везде и провел много времени в монастырях. Не беспокойся об
этих старых днях, о которых я упомянул,
а просто иди дорогой жизни,
которую ты видишь сам; иди на восток, иди на запад,
как ястреб, который плавает в небесах.
И в мгновение ока ты окажешься на другой стороне..."

В другой раз Дайо сказал Кушо:

"Причины и границы забот просветленных не так далеки
от ваших ежедневных дел.
Нет разницы между "там" и "здесь".
Это распространяется на прошлое и настоящее,
светит с небес, отражает землю.
Поэтому говорят, что
все в последних мириадах вечностей справедливо и сейчас.

Мы ценим великий дух героя только в этой связи.
До того, как любые знаки станут различимыми,
до того, как любая иллюстрация станет очевидной,
концентрируйтесь по-настоящему,
смотрите, приходя или уходя, до тех пор,
пока ваши усилия полностью созреют.

В момент понимания вы достигаете согласия.
Ум рождения и смерти разрушен,
и неожиданно вы отчетливо видите ваше изначальное появление,
пейзаж вашей родной земли, каждая черточка легко различима.
Вы тогда видите и слышите как будды,
знаете и действуете, как это делали просветленные предки".

Мастер Шоитсу сказал Чизену:

"В школе старых учителей
мы указывали прямо на человеческий ум.
Словесные объяснения и иллюстративные техники
бьют мимо цели.

Не углубляясь в зрение или слух,
не следуя звуку или форме,
действуя свободно в мире явлений,
сидя и лежа в груде различных форм,
не вовлекаясь в явления при выдохе,
не ограничиваясь группами и элементами существования
при вдохе, и тогда целый мир
становится воротами освобождения.
Все миры - это истинная реальность.

Универсальный Мастер знает, к чему это приходит,
момент, когда это поднимается.
Как смогут начинающие и опоздавшие овладеть этим?

Если вы еще не поняли это, для временного существа
мы открываем тропинку
в широкой дороге вторичной истины.

Говорите там, где нечего сказать,
проявляйте формы в окружении бесформенности.

Во время ежедневной деятельности реагируйте
на ситуации в сфере различий,
не пытайтесь избавиться от чего-нибудь,
не считайте это скрытым чудом -
без смысла, без аромата, днем и ночью,
забывая сон и еду, держа эти слова в памяти.

Если вы все еще не уловили это,
мы будем разговаривать на третьем уровне,
разъясняя ум и природу, говоря о тайне и чуде.
Один атом содержит космос,
одна мысль проникает повсюду.
Поэтому один древний сказал:

"Бесконечные земли и миры,
Совершенно не отличающиеся между собой,
десять веков прошлого и настоящего
никогда не отделены от момента мысли."

Мастер Енго сказал:

"Просветленный человек наслаждается совершенной свободой
в активной жизни.
Он как дракон, плывущий в глубоких водах,
или как тигр, который чувствует себя
хозяином в своем горном убежище.
Непросветленный человек плывет по течению в мирских делах.
Он как баран, запутавшийся рогами в заборе,
или как человек, который ждет,
что заяц налетит на пень и оглушит себя.
Слова просветленного человека иногда как лев,
приготовившийся к прыжку,
иногда как драгоценный меч Бриллиантового короля.
Иногда они говорят,
чтобы заткнуть рот мировым знаменитостям,
иногда они как будто следуют волнам, идущим одна за другой.
Когда просветленный человек встречает других просветленных -
это друг встречает друга.
Он ценит их, и они вселяют мужество друг в друга.
Когда он встречает тех, кто плывет по течению в миру,
тогда Мастер встречает ученика.
Он общается с такими людьми дальновидно.
Он стоит твердо перед ними, как тысячеметровый утес.

Поэтому говорят, что совершенный путь выражается везде:
у него нет фиксированных правил и уставов.
У Мастера иногда травинка
символизирует золотоликого Будду шестнадцать футов высотой.
Иногда золотоликий Будда шестнадцать футов высотой
символизирует травинку."

В другой раз Енго сказал:
"Вселенная не закрыта покрывалом;
вся ее деятельность открыта.

Куда бы просветленный человек не пошел,
он не встречает препятствий.
В любое время он ведет себя независимо.
Каждое его слово лишено эгоцентризма,
но все же имеет силу убить других.
Когда иллюзорный путь мышления прекращен,
сразу же открывается тысяча глаз.
Одно слово прекращает поток мыслей:
все не-действия контролируются.
Есть ли кто-нибудь,
кто мог бы жить жизнью Будды и умереть смертью Будды?
Истина проявляется везде."

Во время своей смерти монах Гуин написал:
"Все доктрины разлетелись на куски,
Дзеновские учения отброшены -
Восемьдесят лет и один.
Небо сейчас трещит и падает,
Земля открывается, раскалываясь.
В сердце огня Лежит спрятанная весна".

Перевод с английского
Издательство ЦДК "Единство", 1993

(*) Лин Чи (Риндзай) (? - 866 г.г.) по праву считается одним из самых сильных мастеров во всей истрии развития дзэн, а направление в учении, основанное им, стало наиболее влиятельных среди последователей философии и практики дзэн после Хуей Нэнга. Умер он в 9 веке, но вплоть до самой середины двадцатого столетия, поколения за поколениями, его последователи были ведущими дзэнскими мастерами. В 12 веке его учение было принесено в Японию, где оно получило название школы Риндзаи, одной из двух главных школ дзэн, процветающих и поныне.

В то время, когда жил Лин Чи, Китай постоянно воевал с сильными и жестокими врагами. Национальный дух отличался воинственностью, а дзэн того времени характеризовался резкой прямотой и силой. Метод Лин Чи также был прям и динамичен. Он не мучился угрызениями совести по поводу тумаков, которыми щедро осыпал зашедших в словесные или умственные дебри учеников, что сделало его известным как мастера с довольно грубым обращением. В обычных условиях подобное поведение могло вызвать обиду со стороны учеников, но в преподавании дзэн это стало способом "открывания" сознания за интеллектом.

Когда Лин Чи задавали вопрос философского или метафизического свойства, ответом была затрещина. Как можно было реагировать на подобное? Ученик не мог использовать термины логики, как и не мог обращаться за помощью к каким-либо традиционным учениям: у него не было ничего, на что можно было бы опереться. Он как бы сразу попадал в мир без причины, без обычной последовательности мыслей, к которым он привык быть привязанным. Но когда он становился откровенным в своем вопросе, все его естество уже склонялось к знанию ответа. Он отбрасывал все привычные формы думания, и это служило тому, что сознание его открывалось для прямого восприятия собственной природы.

Лин Чи также был великим ниспровергателем религиозных условностей. Он питал нескрываемое отвращение ко всякого рода окольным путям, по которым чистая, ясная истина интерпретировалась философами и книжниками. Его собственный метод выделял спонтанность и абсолютную свободу. Он говорил: "Много учеников приходят ко мне из разных мест. Многие из них не свободны от заблуждений объективной реальности. Я учу их прямо без подготовки. Если их проблема заключена в их неспокойных руках, я бью их по ним. А если она спрятана между глаз, я бью именно туда. Я не нашел никого, кто держал бы себя свободно. Это все из-за того, что все они связаны бесполезными учениями их прежних мастеров. Что касается меня, то я не использую лишь один метод для всех, а разбираюсь, в чем заключена проблема, и освобождаю от нее человека.

Друзья, я говорю вам: "Нет Будды, нет духовного пути для следования. К чему вы так лихорадочно стремитесь? К тому, чтобы положить голову на макушку вашей собственной головы, слепые идиоты? Ваша голова есть там, где ей следует быть. Беда заключается в вашем неверии в вас самих. Именно из-за того, вы не верите в самих себя, вы то и дело бьетесь о ситуации, в которые попадаете. Будучи рабами объективных ситуаций, вы не имеете никакой свободы, вы не хозяева самих себя. Прекратите устремления наружу и даже не привязывайтесь к тому, что я говорю. Лишь перестаньте липнуть к прошлому и страстно желать будущего. И это станет более полезным делом, чем десятилетнее паломничество".

Впервые о Лин Чи услышали еще, когда он был молодым монахом и учился у мастера Хуанг По. В храме Хуанг По, где занимались пять сотен монахов, Лин Чи первые три года вел ничем не отличающуюся от других жизнь. По утрам он работал в поле наравне с другими, днем занимался медитацией, а вечером помогал на кухне или готовил баню для престарелых монахов.

Но однажды старший монах Му Чоу наблюдал за ним и заметил его необычайно чистый и целеустремленный образ поведения. Так, когда он ел - он ел; а когда медитировал - то медитировал. Все его естество пребывало в созвучии с тем действием, в которое он вовлекал себя, без мысли о собственной выгоде, корысти или гордости. Таким образом, его действия были подобны чистому золоту, а не сплаву. И именно из-за того, что он был честен и прямолинеен, ему не о чем было спрашивать мастера, и без причины он не ломился вперед.

Как-то раз Му Чоу, желая сильно, чтобы мастер заметил Лин Чи, велел тому задать мастеру вопрос. А так как Лин Чи не знал, что нужно спрашивать, Му Чоу посоветовал ему спросить, что такое основной принцип буддизма. Когда Лин Чи предстал перед Хуанг По и задал ему свой вопрос, Хуанг По ударил его посохом. Снова Лин Чи спросил его о том же, и снова получил удар. Третий раз было также.

После этого случая Лин Чи решил, что существует некий барьер в его сознании, мешающий ему видеть истину, и он задумал покинуть монастырь и стать нищим - с целью узнать в обычной жизни то, что было для него неясным. Он рассказал о своих планах Му Чоу, а тот передал все Хуанг По, добавив: "Будь снисходителен к этому молодому человеку. Могучее дерево может вырасти из него, которое однажды укроет многих людей".

Когда Лин Чи отправился за опускным разрешением к мастеру, Хуанг По сказал: "Нет нужды тебе уходить слишком далеко. Иди к мастеру Та Ю. Он научит тебя всему",

Итак, Лин Чи ушел в монастырь Та Ю и рассказал мастеру все, что случилось. Та Ю сказал ему: "Ну и ну, ведь Хуанг По был так же добр к тебе, как твоя бабушка. Что же ты являешься ко мне и просишь указать на твои ошибки?". С этими словами на Лин Чи как бы прорвалось озарение, и внезапно он почувствовал себя так, как будто ему широко открыли глаза. До этого момента он думал о буддизме, как о могучем учении, но отделенном от него самого. Сейчас же он понял, что это была лишь идея в его сознании. Раз и навсегда он стал человеком. А до сих пор он был подобен животному, имеющему глаза и уши, но не пользующемуся ими как своими собственными. Он был полностью идентифицирован с внешним миром, миром людей, объектов и случаев. Этому же миру и принадлежали его глаза и уши, ему они и служили. Теперь, во вспышке просветления, он вышел из мира и в тот же момент познал сущность таковой, какая она есть на самом деле, и нереальность слов о ней. Удар Хуанг По указал на истину его собственного бытия, тогда как его вопрос о буддизме возникал из иллюзии.

Та Ю догадался, что случилось и решил проверить Лин Чи. Он схватил его и сказал: "Ты, ссыкун! Всего лишь момент тому назад ты спрашивал меня, прав ли ты был или нет, а теперь утверждаешь, что нет ничего в буддизме Хуанг По. Что же ты увидел? Говори! Ну, выдай!" В ответ на это Лин Чи три раза ударил Та Ю под ребра. Оттолкнув Лин Чи от себя, Та Ю сказал: Возвращайся к Хуанг По. Он твой учитель. Все это его заботы, и никак меня не касаются".

Когда Лин Чи возвращался в монастырь Хуанг По, тот, завидев его еще издали, сказал: "Похождения этого парня не закончатся никогда". Лин Чи он встретил следующим: "Что ты опять здесь делаешь, ты, дурачок? Никогда тебе не найти истины в подобных похождениях".
Лин Чи ему ответил: "Вы такой добрый, прямо как моя бабушка. Вот почему я вернулся". И он стал подле Хуанг По в позе монаха, намерившегося остаться с мастером - сложив руки на груди.
"Где ты был?" - спросил Хуанг По.
В те дни иные монахи ответили бы в поэтической форме: "Я приехал верхом на ветре". Но Лин Чи был незнаком с подобными эффектами и отвечал прямо, что с ним происходило.
"Ну, я дождусь, когда приедет Та Ю, - сказал Хуанг По в некотором раздражении. - Я задам хорошую трепку этому болтуну",
"Зачем ждать? - ответил Лин Чи. Вся реальность перед тобой сейчас", - и ударил Хуанг По.

Про себя Хуанг По был сильно обескуражен, но смог сохранить достойную мастера позицию и закричал: "Сумасшедший! Ты вернулся, чтобы таскать тигра за усы". Лин Чи, в свою очередь, громогласно выкрикнул: "Хо!". Хуанг По позвал прислугу и велел им "тащить этого безумца и запереть его в медитационном зале". Он не велел выбросить его из храма, но - запереть в зале, тем самым выражая желание оставить Лин Чи в монастыре.

Этот выкрик "Хо!" стал знаменит среди мастеров Риндзаи, и до сих пор употребим ими. По-японски он стал звучать как "Квац", и хотя он не имеет какого-то определенного значения, но он выражает многое. Он употребляется для "очистки" сознания ученика и освобождения его от дуалистических, эгоцентрических мыслей. Лин Чи определил четыре разновидности "Хо!": "Иногда он подобен грому среди ясного неба, иногда - золотогривому льву, готовящемуся к прыжку, иногда он подобен искусно поставлнной в траве ловушке, а иногда он вообще не "Хо!"".

После десятилетней практики у Хуанг По Лин Чи обосновал свою собственную резиденцию на севере, и много учеников приходило к нему. Его учение было абсолютно приземленным, и по существу дела, вызывающим уверенность в учениках в том, что их естественные и спонтанные действия есть не что иное как сознание будды. Находиться в этом чистом состоянии бытия означало прекратить всякого рода загромождения и блокирования (сознания). Но быть свободным от привязанностей не означало не иметь чувства вообще или, скажем, не ощущать голода, боли и так далее. Это означало вхождение во всей своей самостью, ничего не оставляя, свободным, чтобы быть всецело единым со всеми обстоятельствами. А это для Лин Чи был высший путь обычного нормального образа жизни, и он нередко раздражался, когда его ученики пытались искать в этом что-то еще. Они приходили отовсюду в поисках избавления от мира, но избавившись от мира, куда же им было идти? Лин Чи советовал им жить как всякий человек, но без слепого, порабощающего желания.

"Когда приходит время одеваться, надевай свои одежды. Когда надо гулять, тогда гуляй. Когда ты должен сидеть, сиди. Всего лишь будь обычным собой в обычной жизни, необеспокоенной поисками состояния будды. Когда устал, ляг отдохни. Дурак посмеется над тобой, мудрый поймет тебя".

Дзэн связан не с идеей Будды или Бога, но - со всей реальностью человеческого бытия. Правильное человеческое существо не ломится в стремлении заполучить от жизни что-то, но устремлено к тому, что есть жизнь в своей сути, и живет в соответствии с этими знаниями. Тогда оно свободно от идей о вещах и способно действовать в гармонии с универсумом во всякое время.

Лин Чи сказал: "Самость далеко превосходит все вещи. Если даже небеса и земля рухнут, я не впаду в отчаяние. Если даже все Будды в десяти измерениях предстанут передо мной, я не возликую от счастья. Если даже три ада возникнут на моем пути, я не устрашусь. Почему так? Потому что нет ничего, что мне не нравится".

Loading...Loading...