Что важнее духовное или материальное богатство. Духовное развитие и материальный успех

Триединство человека:
Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

– Какие бывают ценности?

  1. Материальные (способствуют жизни): простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
  2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

– Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.
Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.
Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

– Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение?

И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».
И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.

– Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.
Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?
Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.
Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

О необходимости уверенности в себе и самоуважении.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.-Ж. Руссо).
«Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах).
«Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).
Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?
«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому – в этом суть нравственности» (Шамфер).

– Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

– Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел.
Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.
Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.

Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

Имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА

Открытый классный час - диспут

на тему

«Что важнее: материальные или духовные ценности?»,

проведённый в 10А классе 24.10.2017 года

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Кустова И.Н.

г. Липецк, 2017 год

Тип мероприятия: классный час - диспут

Цель: создание условий для правильного осознания подростками жизненных ценностей с целью формирования ответственного отношения к ним.

Задачи:

    воспитания: воспитывать любовь к труду, к людям труда; помочь каждому стать лучше, убедить в том, что человек должен самосовершенствоваться; помочь каждому учащемуся осознать себя как личность, понять своё предназначение в жизни;

    развития: развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

    образования: познакомить учащихся с понятием ценности жизни и с классификацией ценностей ; способствовать пониманию отличий между ценностью материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей; формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

Участники: учащиеся 10А класса

Оборудование: презентация, видеофильмы

Литература:

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2003

2. Грицанов А.А., Скакун В.М. Новейший философский словарь. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1999

3. Драч Г.В. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королёв. – СПб.: Питер, 2011

4. Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Первый год занятий: кн. для учителя. – Калуга: Гриф, 2005

5. Морозова Л.П. Классные часы. – Волгоград: Корифей, 2008

Ресурсы Интернета:

    видеофильм https :// youtu . be / REn 050 wX - Bk

    видеофильм https :// www . youtube . com / watch ? v = jeGQHVSPzUg

План:

    Подготовка классного часа.

    Оргмомент.

    Сообщение темы и целей классного часа.

    Работа по теме классного часа.

    Итог классного часа.

    Рефлексия.

Ход классного часа

1. Подготовка классного часа.

Подбор материалов по теме классного часа с использованием ресурсов Интернета.

2. Оргмомент.

3.Сообщение темы и целей классного часа.

Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница - большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день даёт нам возможность подняться выше.

Эпиграфом нашего классного часа будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

4.Работа по теме классного часа.

Послушайте две притчи.

1 притча

Молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

Какой смысл скрыт в этой притче? (бессмысленно прожитая жизнь).

Имела смысл такая жизнь для него самого?

2 притча

В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Как вы думаете, что она искала?

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

Как вы поняли эту притчу?

Чем похожи притчи?

Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки? - Можно это назвать ценностями для них?

Так что же такое ценности?

Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта.

Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни,

уровень потребления, экологическая безопасность;

экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;

социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья,

достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир.

Материальные ценности : всё то, что можно купить, создать, построить (ругими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать).

Духовные ценности: то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение (к ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение и т.д.).

Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и какие помогают ему подниматься по ступенькам к счастью жизни: материальные или духовные?

Вам предложен список ценностей. Пожалуйста, прочитайте его внимательно. Если вы хотели бы добавить что-то своё, допишите это ниже на пустых строках.

Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важны для вас лично.

доброта

верность

честность

взаимопомощь

любовь

дружба

образование

дом, квартира, дача

справедливость

красота

свобода

акции банков и компаний

семья

дети

здоровье

вера

обеспеченная старость родителей

общение

автомобиль

собственный бизнес

знания

творчество

драгоценности

милосердие

надежда

недвижимость за границей

развлечения

совесть

душевная гармония

яхта

путешествия

честь

одежда

деньги

мобильный телефон

еда

Вопросы:

Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?

Каково различие между материальными и духовными ценностями?

А можно в современном мире обойтись без материальных ценностей? Почему?

ВЫВОД: сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д., хороши. Но, если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив - общество потребления, общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это будет общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.

Что же важнее для общества: духовность или материальность?

(Нравственное общество можно построить только на духовной основе. Но и материальная сторона тоже важна, только она должна быть второстепенна).

Представьте, что к вам в дом постучались и потребовали отдать две ценности. Какие ценности вы отдадите? Зачеркните их.

Групповая игра «Создание новых цивилизаций»

Учащимся необходимо разбиться на группы, перенестись мысленно в будущее (в галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика) и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

Задача учащихся – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию.

Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, и расставить их по мере убывания значимости. При этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её.

Современный мир очень быстро меняется, развивается.

А могут ли поменяться ценности?

Да, люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония.

А как вы думаете деньги в наше время – это ценность? (да, материальная, но не духовная)

Например, я говорю: за деньги можно купить таблетки, а вы замечаете: но не здоровье.

Продолжите мои фразы:

За деньги можно купить книгу… (но не мудрость, знания и умения)

За деньги можно купить телохранителя… (но не дружбу и понимание)

За деньги можно купить дом… (но не семью, заботу и любовь)

За деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

Видеофильм «Духовное развитие и материальный успех. Как совместить?» (6 мин 53 сек)

Но есть главная ценность – ценность жизни.

5.Итог классного часа .

Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей (китайская притча о выборе)

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

Что за люди живут в этом городе?

А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.

Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.

Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.

А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.

Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.

Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».

Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым».

6.Рефлексия.

Стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…»

Что же является самой главной жизненной ценностью?

Верно, самой главной ценностью является сама жизнь и любовь.

Видеофильм «Ценность жизни - любовь» (3 мин 30 сек)

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века

Творим по мере наших сил.

Чтение учителем стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Сегодня я открыл для себя, что …

Меня удивило, что …

Мне захотелось …

Теперь я буду …

А теперь послушайте притчу о каменотёсах.

Три каменотеса усердно работают в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?

Неужели не видишь: дроблю эти проклятые камни! - раздражённо буркнул первый.

Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами второй.

Я строю храм! - гордо ответил третий.

Как вы думаете, в чём разница между этими каменотёсами? Какого из них можно назвать счастливым? (эти каменотёсы шли по дороге к счастью. Первый не будет счастлив, потому что у него нет цели; второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. И только третьего можно назвать счастливым: он видит большую красивую цель, ради которой он работает).

Желаю и вам в вашей жизни не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой цели и добиваться их. Только тогда вы будете по – настоящему счастливы.

И в заключение классного часа послушайте наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:

«Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

В современном мире часто на первый план выходят материальные блага, при этом люди совершенно забывают о духовной стороне. Так что же все-таки важнее? Каковы материальные и духовные

Понятие и примеры материальных ценностей

Наше общество на данный момент построено так, что человек не сможет существовать без набора определенных вещей, предметов, делающих его жизнь проще и комфортнее. Таким образом, истоки материальных ценностей кроются в необходимости удовлетворения людьми своих потребностей.

Материальные ценности - это совокупность предметов, денежных средств, имущества, значимость которых для человека очень велика. Примерами таких ценностей являются недвижимость, автомобили, золотые украшения, меха, мебель, техника и аппаратура.

Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени подвержен зависимости от материальных благ. Некоторые люди не могут представить своего существования без дорогих вещей, другие ограничиваются лишь самым необходимым. Однако так или иначе материальные ценности занимают существенное место в жизни людей.

Основные духовные ценности человека

Духовные ценности - это совокупность моральных, религиозных, убеждений человека, представляющих для него значимость. Они формируются с самого рождения, меняются и совершенствуются со временем. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных для того, чтобы понять, насколько они важны в нашей жизни.

К духовным ценностям можно отнести любовь, дружбу, сочувствие, уважение, самореализацию, творчество, свободу, веру в себя и в Бога. Все это помогает нам обрести гармонию с собой и окружающими людьми. Эти ценности представляют особую важность, придают смысл жизни и делают нас людьми.

Что ответить, если просят: "Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных"?

Основываясь на понятиях и приведенных примерах духовных и материальных ценностей, можно сделать вывод о том, что сходство их заключается в значимости и важности для человека. И те, и другие делают наше существование без них ущербным и бессмысленным.

Итак, вас попросили: "Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных». Что вы ответите? Ответ сводится к тому, что первые из них нельзя увидеть и потрогать. Однако это не самое главное различие.

Прежде всего, как и любые блага ограничены. Вопреки желаниям людей они не могут быть доступны каждому из нас. Духовные ценности же имеют всеобщий характер. Их количество бесконечно и не зависит от числа людей, обладающих ими. Духовные ценности могут стать достоянием каждого человека, не зависимо от его финансового положения и прочих факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.

Какие ценности для человека важнее

Кто-то скажет, что ни в коем случае нельзя возвышать материальные блага над отношениями с близкими людьми и своей собственной совестью. Для других людей нет никаких запретов и границ на пути к богатству и славе. Кто же из них прав и что важнее для человека?

Материальные и духовные ценности культуры тесно взаимосвязаны. Люди не будут ощущать себя комфортно, имея только один из этих К примеру, многие бизнесмены, заработавшие огромное состояние, часто ощущают себя несчастными, так как не смогли найти гармонию со своей душой. В то же время человек с богатым внутренним миром не будет чувствовать себя хорошо, лишившись жилья или средств к существованию.

Таким образом, если вас кто-то попросит: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных и поясни, какие из них важнее для человека», скажите, что на этот счет нельзя ответить однозначно. Каждый расставляет для себя приоритеты самостоятельно.

Ошибкой некоторых людей является стремление во что бы то ни стало завладеть как можно большими богатствами. При этом в погоне за деньгами они пренебрегают дружбой, честностью, теплыми отношениями со своими близкими. Неправильным также является подход, когда люди, живя в бедности, не прилагают никаких усилий для того, чтобы улучшить свое Они считают, что главное для них - богатый внутренний мир, а все остальное совершенно не важно. В идеале надо постараться найти правильный баланс между духовными и материальными ценностями.

«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру

От радости такой она задрала носопыру…»

Народное творчество

На каждом втором психологическом и на каждом первом религиозном сайте/форуме можно проследить одну и ту же мысль: «Материальное – ничто, духовность гораздо важнее». Так почему люди так превозносят материальные богатства? Как часто мы слышим: «У меня классный ремонт! Огромная квартира! Престижная работа! Офигенная тачка! Жена, пять любовниц…» и так далее и тому подобное. Ведь в могилу ни ремонт, ни квартиру с любовницами, ни тачку не заберешь. И не важно, к какому вероисповеданию вы принадлежите. Все религии/учения сходятся в одном: земная жизнь – лишь ступень в самом начале лестницы, ведущей вверх, в бесконечность…

Прожигаем жизнь на то, что вроде бы нужно. Нужно, но не важно. Что толку в том, что у кого-то есть часы за 100-500 тысяч рублей или даже евро? А под его окном будет стоять голодный ребенок с протянутой рукой. Какой смысл в подсиживании коллеги на работе, ну, получишь ты его зарплату, на пару тысяч больше, чем у тебя была и дальше что? Ты испытал счастье? Неподдельное, всеобъемлющее счастье, как если бы одной лишь беседой спас или кардинально изменил чью-то жизнь?

Мы отдаем что-то и тут же ждем что-то взамен - это бартер. Отдаем и требуем – вымогательство. И не важно, что отдаем дружеское отношение, любовь, верность. Отдавая, мы считаем, что нам должны. Должны нас любить за то, что любим мы. Должны быть нам верны за то, что верны мы. Нет, вам не должны помогать родители после того как вы вышли замуж/женились, вас не должны любить за вашу любовь. Простая истина – вам никто ничего не должен.

Откуда растут ноги? Все пошло с того времени, когда в нашу страну из-за бугра пришла идея о том, что в жизни нужно чего-то добиться. Нужно сначала сделать карьеру, а потом строить семью, нужно выучиться, а потом тратить время на общение с друзьями. Это оттуда нам навязывают любовь к дорогим вещам, там учимся идти по головам к заветной цели – быть обеспеченным. А кто-нибудь задумывался о том, как беден западный мир?.. Духовно беден. Спрашивают как у тебя дела, но не хотят слышать ни о твоих проблемах, ни о достижениях. Натягивают улыбку даже тогда, когда улыбаться не с чего. Это у них такой признак хорошего тона, непонятный нам.

А мы как трехлетние дети впитываем все, что вещают с экранов. Стараемся перенять не лучшее, а все подряд. Можно откреститься – это все деятельность пропаганды, мы не виноваты. А вас кто-то заставляет смотреть их передачи и фильмы, читать нашу литературу, подсказанную ими? Мы и здесь считаем, что виноват кто-то, снимая с себя ответственность за разрушение морали и нравственности в обществе и за попрание духовных ценностей.

Что делать в такой ситуации, каждый решает сам. У каждого свой путь к вечному свету. Не давайте в долг, а дарите. Дарите тепло, любовь и радость. Умерьте аппетиты, а сэкономленное отдайте тому, кто в этом нуждается. Ведь чем больше гусеница жрет в этой жизни, тем более тусклой она будет бабочкой…

Loading...Loading...