Дети пишут богу о детской вере. Михаил Дымов «Дети пишут Богу

1 апреля 2013 года «Новой газете» исполняется 20 лет. Мы продолжаем новый проект: публикуем лучшее из того, что у нас выходило за это время.
Просто — отрывки, авторские цитаты, картинки…
А дорогих читателей просим откликнуться и предложить свои любимые материалы:
Ждем!

О Михаиле Дымове, авторе знаменитой книги, вспоминает его сын

«Куда уходит время? В седину?» — обращаясь к Богу, ребенок формулирует один из главных вопросов жизни моего отца, Ерахмиеля Габриеловича Вольфсона, более известного как Михаил Дымов, автор книги «Дети пишут Богу».

Он так и не успел состариться. 1 ноября 2004 года жестокая болезнь победила его огромную жажду жить.

Тонны бумаг, которые для писателя, так и не пожелавшего приспособиться к требованиям XXI века и оставшегося верным листу бумаги и печатной машинке, долгие годы были формой существования, способом знакомства нас, его детей и читателей, с его внутренним миром: рассказами, сценариями, пьесами… Бумаги остались, и, как ни тяжела судьба, разбросавшая нас по странам и континентам, его наследство принадлежит тем, для кого он писал, — всем, кто читает, думает и чувствует. И его незаконченный труд — книга «Дети мира пишут Богу» — в отрывках, а потом, возможно, и целиком найдет свой путь к читателям.

Он часто рассказывал, как оформилась эта идея: «Я читал подобные рассказы американских детей, но было в них что-то, что мне не нравилось. И я подумал, что интересно будет сравнить это с восприятием Бога детьми, думающими и говорящими по-русски. В конце концов Достоевский и Чехов (любимые писатели отца. Г.В. ) были так близки к Богу, что детям, говорящим на их языке, и спустя сто лет будет о чем Его спросить».

И он не ошибся. Десятки школ, сотни детей, тысячи рукописей, которые невозможно было вместить в маленькую книгу, но и то, что вошло в нее, без преувеличения потрясало.

Возвращение в детство, незапятнанное скепсисом, цинизмом, меркантильностью, получается редко. У него — получилось. А связь детства и Бога, которая влекла отца на протяжении многих лет, придала книге особую силу. И недаром многие люди, в повседневной жизни от религии, в ее традиционном понимании, весьма далекие, читали книгу и вслед за ней открывали для себя Библию.

«Господи, когда человек умирает, он возвращается домой?» — написано в последних строчках его последнего блокнота.

Немножко ребенок в свои 65 лет, он возвращался домой, к Богу. «Здравствуй, Господи, навсегда», — написал он за два дня до смерти…

Габриель ВОЛЬФСОН ,
Иерусалим, 31.10.2005

Текст публикуется в сокращении

Давай встретимся до смерти

Письма Богу от 3000 младших школьников

Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье?

Женя, 2 кл.

Если Ты устроишь конец света, кто ж на тебя будет молиться?

Петя, 4 кл.

За что Ты наказываешь добрых людей?

Феля, 3 кл.

Куда уходит время? В седину?

Юля, 3 кл.

Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?

Радик, 4 кл.

Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?

Зоя, 3 кл.

Можно мне не умирать, а?

Юля, 1 кл.

А вот свечи в церкви продают — это Твой бизнес?

Толик, 2 кл.

Я прочитал, что Христос еврей, но он же Твой сын, так что — Ты тоже еврей?

Ася, 2 кл.

Марик, 3 кл.

Для чего мы живем?

Алла, 2 кл.

Тебе нравится, что творится на Земле?

Андрей, 4 кл.

Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди?

Гриша, 4 кл.

Господи, а где сейчас Христос, чем он занимается?

Стелла, 2 кл.

Почему мир без нежности?

Лена, 1 кл.

У Тебя есть ум, или Ты весь состоишь из души?

Женя, 3 кл.

А ведь первыми начали рожать мужчины — вспомни ребро Адама и Еву. Чем Тебе не понравилось это и ты взвалил такой труд на женщин?

Зоя, 4 кл.

Ты пишешь в Библии, что в начале было слово. Какое?

Руслан, 1 кл.

Что первым делом сделал Христос, когда воскрес?

Оля, 3 кл.

Почему нищие просят милостыню около церкви — чтоб Ты отмечал, кто дает?

Ира, 2 кл.

Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то?

Стасик, 2 кл.

Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а дальше человек произошел от обезьяны?

Сергей, 3 кл.

Боженька, а если дал откусить «Сникерс» — это любовь?

Рая, 2 кл.

На сколько лет Ты старше Земли?

Рая, 1 кл.

А к другим планетам у Тебя нет раздражения?

Андрей, 2 кл.

Давай поговорим как мужчина с мужчиной. Тебе моя Ленка нравится? Если «нет», почему Ты сделал так, что я все время смотрю на нее, если «да» — почему она на меня не смотрит?

Вова, 4 кл.

Зачем человека растили годами, а потом бац — и он уже мертв?

Вася, 2 кл.

Что можно сделать в жизни, чтоб мама меня не била?

Леня, 2 кл.

Почему уже во втором классе многие мальчишки такие женолюбцы?

Надя, 2 кл.

Ты не знаешь, где мой любимый папа?

Диана, 2 кл.

Ты что, воздуха невидимее?

Рита, 2 кл.

Боженька, что у меня было позади?

Алик, 1 кл.

Есть ли у Космоса начало и конец, правая и левая сторона, верх и низ?

Ваня, 1 кл.

А какое Ты планировал будущее до нашей эры?

Александра, 1 кл.

Как это — до того, когда еще ничего не было? Но что-то же было?

Настя, 1 кл.

Может, я могу Тебе чем-то помочь?

Света, 2 кл.

А как Ты отличаешь женскую душу от мужской? По писькам?

Вова, 3 кл.

Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь?

Паша, 3 кл.

Правда ли, что в Греции были настоящие мифы?

Владик, 3 кл.

Ты добрый, но зачем надо, чтоб люди умоляли Тебя: сделай то, пошли это?

Наташа, 4 кл.

Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?

Ираклий, 4 кл.

Ну а теперь Ты бы создал во второй раз человека?

Олег, 3 кл.

Я без вредных привычек. Что мне светит?

Роберт, 4 кл.

На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?

Игорь, 4 кл.

А что если люди Тебя не любят, а боятся?

Руслан, 2 кл.

Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?

Марина, 4 кл.

Что было бы на Земле, если бы Адам и Ева не нарушили Твой приказ о яблоках?

Валентин, 4 кл.

Хотелось бы знать заранее, что у Тебя намечено: еще одно наводнение или Земля сгорит огненным пламенем?

Кирилл, 4 кл.

Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий.

Андрей, 4 кл.

Зачем Ты сделал человека главным на Земле?

Олег, 4 кл.

Какая беда докричится до Тебя?

Наташа, 2 кл.

За что мы стареем?

Илья, 3 кл.

Почему многие люди такие несолнечные?

Арина, 3 кл.

Ты счастливый?

Эвелина, 1 кл.

Время — это что?

Нина, 3 кл.

Почему жизнь даешь Ты, а отнять ее может любой?

Роман, 3 кл.

Что нужно сделать с животными, чтоб они попали в рай вместе с нами?

Эгон, 3 кл.

Человека Ты создал по образу своему и подобию, а инопланетянина?

Зоя, 4 кл.

А не было с Тобой так: кто-то Тебе симпатичен, но он не смотрит в Твою сторону?

Оля, 3 кл.

Почему когда любишь, всё нравится, даже яичница?

Степа, 2 кл.

Сколько раз я буду ошибаться в любви? Три раза уже есть.

Юра, 2 кл.

Слава Тебе жить не мешает?

Вася, 3 кл.

За что я родилась некрасивой?

Катя, 4 кл.

Сколько верующих среди верующих?

Зоя, 4 кл.

Когда меня не будет, я себя буду видеть?

Толик, 2 кл.

Почему в Тебя веришь среди природы лучше, чем в городе?

Андрей, 3 кл.

Как стать воспоминанием?

Миша, 4 кл.

Я сильно позорю Тебя?

Вова, 4 кл.

Может ли хватить детства на всю жизнь?

Марк, 1 кл.

На прошлой неделе к нам в класс пришел новенький. Он такой… такой… Так что до прошлой недели все мои дни жизни не засчитывай.

Оксана, 3 кл.

Дай здоровья, счастья маме, бабушке, дяде Феде, дяде Саше, дяде Боре и другим моим папам.

Никита, 2 кл.

Господи, я Тебе благодарна за все, что Ты мне раньше делал. Но помоги мне сейчас. Моего папу посадили ни за что в тюрьму, и теперь он уже сидит 8 месяцев. Я жду его все время. Если бы у меня была возможность, то я бы его освободила. Я тебя очень прошу, помоги мне. Это самая большая просьба. Потом я беспокоить Тебя никогда не буду. Даже если случится умирать.

Ира, 4 кл.

Больше жизни, Господи!

Миша, 3 кл.

Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо, а в старости можно только счастливо.

Вера, 3 кл.

Сделай так, чтоб во второй жизни я родилась во Франции мальчиком.

Кира, 4 кл.

Пусть меня полюбит та, кто мне нравится, а я за это на ней надолго женюсь.

Вася, 2 кл.

Сделай так, что, когда я балуюсь, пусть меня не ругают, ведь я балуюсь себе в удовольствие.

Саша, 4 кл.

Дай мне, пожалуйста, собаку игрушечной породы.

Гена, 3 кл.

Изуми меня, Господи.

Артур, 3 кл.

Говорят, что человек возвращается на Землю в виде кого-то. Сделай, пожалуйста, так, чтоб я вернулся на Землю в виде моей собаки, а она в виде меня, и мы опять будем вместе.

Алеша, 4 кл.

Устрой мне жизнь долгую и смешную.

Ольга, 2 кл.

Испари мои грехи.

Толик, 3 кл.

Давай встретимся до смерти.

Юра, 2 кл.

Сделай, чтоб мама и папа помирились. Боженька, помоги, я курить брошу.

Юра, 3 кл.

Не для себя прошу, для человечества. Сделай, пожалуйста, так, чтобы все на свете жили хоть на 11 лет больше, чем полагается.

Артур, 2 кл.

Не хмурьтесь на людей.

Юра, 3 кл.

Сделай так, чтоб семья Андроновых никогда не умирала.

Яша Андронов, 2 кл.

В одной книжке я прочитал стихотворение, что Ты послал вороне кусочек сыра. Не можешь мне послать тоже?

Вовка, 2 кл.

Хочу попросить у тебя неворчливую девушку.

Вася, 3 кл.

Я бы хотела, чтоб мой день рождения был не раз в году, а пять. Не из-за подарков. Просто больше раз я бы видела папу.

Нина, 2 кл.

Отпусти, пожалуйста, на Новый год ко мне бабушку.

Рая, 2 кл.

Когда я Тебя увижу в первый раз, Господи, то ничего просить не буду. Ты подумаешь, какой скромный мальчик, и подаришь мне «Мерседес».

Антон, 4 кл.

Ты обещал защищать слабых, обиженных, что-то я это не чувствую.

Рома, 3 кл.

Когда моя собака уйдет с Земли, возьми ее себе. Ты будешь иметь настоящего друга. Писать и какать выводи ее в семь часов, ест она все, не кричи на нее, она может цапнуть.

Жора, 2 кл.

Пришли на Землю своего сына. Мы его не распнем.

Павлик, 3 кл.

Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых, уютных родителей.

Даша, 4 кл.

Хотелось бы много денег, здоровья и трудолюбимости.

Руслан, 3 кл.

Сделай так, чтоб человеку при рождении выдавали запасные детали: ноги, руки, письки и другие жизненно важные органы.

Юра, 3 кл.

Хочу, чтоб у нас исчезли все долги, тогда можно будет одалживать.

Олег, 1 кл.

Не давай Верке Рогозиной то, что она попросит.

Оля, 3 кл.

Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты — в меня.

Ляля, 2 кл.

Спаси наши души от инвалидности.

Изя, 4 кл.

Помоги мне обуздать тягу к Наталье Николаевне. Ведь она старая.

Ваган, 2 кл.

Усынови меня, а когда Ты будешь стареньким, я подам Тебе стакан воды.

Олег, 2 кл.

Помоги Леше, моему товарищу по смеху.

Миша, 3 кл.

Ведь Ты же есть в каждом человеке, так что, пожалуйста, расскажи ей, как она мне нравится. Сам я стесняюсь.

Коля, 3 кл.

Господи, а моя мама опять плодоносит.

Игорь, 4 кл.

В нашей школе у одной девчонки украли дубленку. Их отпустили пораньше с уроков, она сунулась в гардероб, а дубленки нет. Она позвонила папе по мобильнику. Он у нее фирмач, стал кричать по телефону директору, чтоб школу закрыли и никого не выпускали. Примчался на джипах с толстыми ребятами, согнал нас в спортивный зал, поставил вместе с учителями вдоль стенки, и пока проверял по всем журналам, кто из ребят есть в школе, а кто удрал с уроков, его парни ходили по помещениям и разыскивали дубленку. Но не нашли. Тогда «несчастный» отец стал выяснять, кто из родителей в этот день приходил в школу к учителям, и послал по адресам своих парней. Предупредил нас всех, что никого не выпустит, пока не найдет дубленку. Наверное, мы бы и ночевали в школе, но тут с улицы примчалась классная руководительница пятого класса. А на ней украденная дубленка. Оказывается, у нее было свидание, а ходит она в стареньком пальто. Вот и взяла из гардероба шикарную дубленку, но не рассчитала, что девчонку отпустят раньше. Больше мы Ирину Петровну не видели.

Арсентий, 4 кл.

А Ты знаешь, наша тетя Галя уже третьего мужа донашивает.

Рая, 4 кл.

Я с ней два года ходил в садик, целых полгода учился в первом классе, и вот однажды она мне заявила: «Мы с тобой разные человеки». Ты представляешь, я хуже чем умер.

Аркадий, 2 кл.

А почему в наших церквях нет скамеек? Ты не разрешаешь сидеть перед Тобой? Туда же приходят много стареньких.

Олег, 4 кл.

Вчера учительница велела, чтоб мы написали Тебе письмо. Кто о чем хочет.

Так вот, то письмо, что я написал в классе, не считается. А если считается, то не обращай внимания на ошибки. Будто их нет.

Сережа, 2 кл.

Ну вот, смотри, мы учимся, учимся, а зачем нам так страдать, если мы все равно умрем и знания наши пропадут.

Федя, 4 кл.

Когда же придет во второй раз Иисус Христос? Надо же, чтоб люди подготовились, а то будет, как в первый его приход.

Алина, 4 кл.

Господи, я знаю, что надо подставить другую щеку. Ну и что? Подставил, Олег мне еще раз врезал. И вот я теперь в классе трус. Спасибо.

Эдик, 3 кл.

Сможешь ли Ты простить мне мои грехи, если нет, то я тогда буду грешить дальше, но уже со спокойной душой.

Эрнст, 4 кл.

Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются.

Ева, 3 кл.

Уважаемая Татьяна Ивановна, на вопрос, поставленный писателем Дымовым: «Что бы ты хотел попросить у Бога?», могу ответить — это мой секрет, и я не собираюсь разглашать его. С уважением, всегда к вашим услугам.

От автора

Эта книга родилась не случайно. Ее герои живут рядом со мной, не ведая, что они лицо нашей жизни, зеркало ее, камертон. У них свой мир. Особенный. Мир, от которого мы, взрослые, все время удаляемся, не оглядываясь. И чем дальше, тем непонятнее становится нам эта страна - страна детства. А дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии - они на «ты » с вечностью.

Будучи в Израиле, в центральной газете «Вести» я прочитал отрывки из книги американского писателя Стюарта Хемпли. Это были забавные фразы из писем маленьких американцев Богу. Меня словно обожгло - вот оно. Захотелось поскорей домой. Нетерпелось узнать, что же наши дети могут сказать Всевышнему. Ведь на Западе восприятие Бога впитывается с молоком матери. Да и окружающая действительность там устойчива, солидна, незыблема.

Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. «О чем бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?» и «Что бы ты хотел рассказать Богу?» - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными. Подобными тем, кто живет в сегодняшнем безумном мире с пресыщенной незначительной прослойкой и крайней нищетой большинства, с полным отсутствием нравственности, когда брат грабит брата, друг разоряет друга, а в среде так называемых общих интересов властвуют волчьи законы.

Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Ведь восприятие мира детьми, детская эмоциональность и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразностью, тонкостью, непосредственностью.

Книга «Дети пишут Богу» адресована всем - взрослым и детям. Она вне возраста. Потому что она обращена к Богу, а значит - к душе человека.

Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит есть у вас душа. И слав Богу. Ну а дети - как можно чаще обращайтесь к Господу и тем самым сохраните в себе все человеческое.

Где Ты селишь души умерших и как Ты их отличаешь? Алик, 4 кл.

Господи, а где сейчас Христос, чем он занимается? Стелла, 2 кл.

Дай мне, пожалуйста, беременную куклу, тогда через 9 месяцев у меня будет кукла и куклята . Маша, 2 кл.

Если Ты устроишь конец света, кто ж на тебя будет молиться? Петя, 4 кл.

За что я родилась некрасивой? Катя, 4 кл.

Зачем Ты стираешь по утрам с неба звезды? Оля, 4 кл.

Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы? Лиза, 2 кл.

Какие бы Ты поставил мне оценки за жизнь? Аркадий, 2 кл.

У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души? Женя, 3 кл.

Хотела бы попасть к Тебе домой в гости. На недельку. Алена, 1 кл.

Хочу, чтоб все люди жили счастливо и все дети хорошо себя вели с родителями и не были бандитами. Женя, 2 кл.

Что Тебе сделал мой папа, что ему так не везет? Вита, 3 кл.

Эх, мне бы Твои возможности! Олег, 2 кл.

Я долго думала, что попросить у Тебя. Может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтоб мама приходила с работы всегда веселая и добрая. Катя, 4кл.

Иллюстрация: Нино Чакветадзе

Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Ведь восприятие мира детьми и детская эмоциональность отличаются своеобразной тонкостью и непосредственностью.

Дети живут своими представлениями о добре и зле, они непритворны и честны, у них свои критерии – они на «ты» с вечностью. Именно поэтому решили провести эксперимент:

Детям от 6 до 10 лет задали вопрос «Что бы вы хотели попросить у Бога?» и «Что бы вы хотели рассказать Богу?»

Их ответы оказались невероятно глубокими – веселыми, печальными, трогательными, отчаянными и живыми. Дети понимали, что обращаются не к родителям или учителям, а к кому-то всесильному и всё понимающему. И отвечали крайне искренне и доверчиво.

Ответы были собраны в книгу Михаила Дымова «Дети пишут Богу». Она вне возраста, так как обращена прежде всего к душе человека. Над мыслями детей можно улыбнуться, вздрогнуть или даже прослезиться. И если это случится – у нас ещё не всё потеряно:

  • «Как Ты на небе живешь? Все ли у Тебя есть? Может, что надо?»
    Зина, 3 кл.
  • «Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?»
    Радик, 4 кл.
  • «Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?»
    Зоя, 3 кл.
  • «Можно мне не умирать, а?»
    Юля, 1 кл.
  • «А когда мама мне покупает что-то вкусненькое, это Ты ей подсказываешь?»
    Галя, 1 кл.
  • «Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?»
    Наташа, 2 кл.
  • «Как это: на все воля божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?»
    Марат, 2 кл.
  • «Сколько Тебе лет, Господи?»
    Валя, 2 кл.
  • «У католиков один Бог, у масульман – другой, у иудеев – третий, у лютерян – четвертый, у православных – пятый. Да сколько же вас там?»
    Игорь, 4 кл.
  • «А когда на Земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи?»
    Валера, 2 кл.
  • «У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души?»
    Женя, 3 кл.
  • «А ведь первыми начали рожать мужчины – вспомни ребро Адама и Еву. Чем Тебе не понравилось это и ты взвалил такой труд на женщин?»
    Зоя, 4 кл.
  • «Ты пишешь в Библии, что вначале было слово. Какое?»
    Руслан, 1 кл.
  • «Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а дальнейший человек произошел от обезьяны?»
    Сергей, 3 кл.
  • «Господи, а вообще-то ты есть?»
    Александр, 2 кл.
  • «Что можно сделать в жизни, чтоб мама меня не била?»
    Леня, 2 кл.
  • «Может, я могу Тебе чем-то помочь?»
    Света, 2 кл.
  • «А что было сначала, Адам и Ева или динозавры?»
    Яна, 4 кл.
  • «Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь?»
    Паша, 3 кл.
  • «Почему всё так дорого?»
    Лева, 3 кл.
  • «Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?»
    Ираклий, 4 кл.
  • «Господи, давай дружить?»
    Федя, 1 кл.
  • «На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?»
    Игорь, 4 кл.
  • «Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы?»
    Лиза, 2 кл.
  • «Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?»
    Марина, 4 кл.
  • «Почему у нас дома такая собачья жизнь, что ни одна кошка не приживается?»
    Андрей, 4 кл.
  • «В разных книгах Тебя описывают по-разному. Где бы достать Твою фотокарточку? Хоть допотопную?»
    Рая, 3 кл.
  • «Почему, когда кого-то обидишь, настроение портится, а когда кого-то прощаешь, становится радостно?»
    Алла, 3 кл.
  • «Правда, что до Тебя люди были обезьянами?»
    Сергей, 4 кл.
  • «А атеисты у тебя что-нибудь просят?»
    Ояр, 3 кл.
  • «Сколько раз я буду ошибаться в любви? Три раза уже есть».
    Юра, 2 кл.
  • «За что мы стареем?»
    Илья, 3 кл.
  • «Почему многие люди такие несолнечные?»
    Арина, 3 кл.
  • «Почему жизнь даешь Ты, а отнять её может любой?»
    Роман, 3 кл.
  • «Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься?»
    Гога, 4 кл.
  • «Почему, когда папа приходит с работы, в доме сразу наступает тьма?»
    Артем, 3 кл.
  • «Почему, когда любишь, всё нравится, даже яичница?»
    Степа, 2 кл.
  • «Разве счастье положено не всем людям?»
    Аркадий, 3 кл.
  • «В каком виде Ты живешь?»
    Эрик, 4 кл.
  • «Включи, пожалуйста, солнце, а то у нас дома отключили отопление и бабушке холодно».
    Рая, 3 кл.
  • «Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки и кончая слонами, все были счастливы, сыты и обуты».
    Тоня, 2 кл.
  • «Помоги мне, пожалуйста, хорошо учиться в школе всю жизнь».
    Верочка, 1 кл.
  • «У меня недавно украли тридцать пять рублей. Сделай так, чтоб тот, кто их украл, потерял их, а я бы нашел. Он, конечно, взвоет, пожалуется Тебе на свою судьбу, и мы будем знать, кто вор. А потом мы с Тобой ему врежем за грех».
    Олег, 4 кл.
  • «Сделай, чтоб у меня был хороший почерк, тогда я напишу нормально контрольную, да и Тебе же легче читать мои письма».
    Соня, 2 кл.
  • «Хочу, чтоб весь мир жил дружно. Не воевал. Я не хочу войны. Ну, ладно, перейдем к лучшему. Я хочу быть богатым. Аминь».
    Степа, 4 кл.
  • «Пошли мне, милый Бог, кошечку. И чтоб все называли её кот Вася».
    Нелли, 3 кл.
  • «Прошу Тебя, Боженька, сделай так, чтоб мама никогда не ела таблетки».
    Люся, 3 кл.
  • «Хочу, чтоб был мир на Земле, хочу, чтоб всем было хорошо, хочу, чтоб я перешел в третий класс, хочу скоростной велосипед и в туалет».
    Эдик, 2 кл.
  • «Я долго думала, что попросить у Тебя. Может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтоб мама приходила с работы всегда веселая и добрая».
    Катя, 2 кл.
  • «Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо, а в старости можно только счастливо».
    Вера, 3 кл.
  • «Покажи мне тихонечко хоть одного ангела».
    Рая, 2 кл.
  • «Пусть на Земле никто никогда не плачет».
    Ася, 1 кл.
  • «Пусть меня полюбит та, кто мне нравится, а я за это на ней надолго женюсь».
    Вася, 2 кл.
  • «Сделай так, чтоб на Земле сломалось всё оружие».
    Костя, 4 кл.
  • «Я бы хотел много дней без слез».
    Костя, 2 кл.
  • «Говорят, что человек возвращается на землю в виде кого-то. Сделай, пожалуйста, так, чтоб я вернулся на землю в виде моей собаки, а она в виде меня, и мы опять будем вместе».
    Алеша, 4 кл.
  • «Давай встретимся до смерти».
    Юра, 2 кл.
  • «Сделай, чтоб мама и папа помирились. Боженька, помоги, я курить брошу».
    Юра, 3 кл.
  • «Не для себя прошу, для человечества. Сделай, пожалуйста, так, чтобы все на свете жили хоть на 11 лет больше, чем полагается».
    Артур, 2 кл.
  • «Сделай, чтоб люди умирали мирно и счастливо».
    Юля, 2 кл.
  • «Хотел бы попасть к Тебе домой в гости. На недельку».
    Алена, 1 кл.
  • «Пусть люди не убивают других людей».
    Олег, 1 кл.
  • «Я бы хотела, чтоб мой день рождения был не раз в году, а пять. Не из-за подарков. Просто больше раз я бы видела папу».
    Нина, 2 кл.
  • «Пусть все, на кого я посмотрю, улыбаются».
    Тима, 2 кл.
  • «Когда моя собака уйдет с Земли, возьми её себе. Ты будешь иметь настоящего друга. Гулять выводи её в 7 часов, ест она всё, не кричи на неё, она может цапнуть».
    Жора, 2 кл.
  • «Боженька, сотвори так, чтобы на небе высветились лица бабушки и дедушки и они улыбнулись мне».
    Кира, 4 кл.
  • «Пусть все люди будут счастливы, тогда они не злые».
    Вася, 4 кл.
  • «Пусть хорошим будет хорошо, а плохим – плохо».
    Вика, 2 кл.
  • «Сделай из меня супермена. Только не говори, что надо тренироваться, ежедневно бегать, по утрам делать зарядку. Это всё я каждый день слышу от отца».
    Моня, 4 кл.
  • «Господи, пусть мама будет бессмертной».
    Роза, 3 кл.
  • «Я написал стихи. Они стыдные. Я их никому не показывал, но Тебе, Боженька, покажу. Вот они:
    Взрослые плачут слезами. Взрослые плачут глазами.
    Маленькие плачут сердцем. Маленькие плачут жизнью.
    Но если взрослый плачет, как маленький,
    Значит, он и правда плачет».

    Марик, 4 кл.
  • «Я с ней два года ходил в садик, целых полгода учился в первом классе, и вот однажды она мне заявила: «Мы с тобой разные человеки». Ты представляешь, я хуже, чем умер».
    Аркадий, 2 кл.
  • «Некоторые люди, знаешь, живут на Земле и солнце топчут».
    Аня, 2 кл.
  • «Ах, если бы Ты знал меня раньше. В садике. Сейчас я немного сдала».
    Света, 2 кл.
  • «Вчера узнал гениальную вещь. Появилось кладбище, где хоронят людей вместе с умершими любимыми животными. Молодец, что подсказал людям такую мысль».
    Люда, 3 кл.
  • «Ну вот смотри, мы учимся, учимся, а зачем нам так страдать, если мы всё равно умрём и знания наши пропадут».
    Федя, 4 кл.
  • «Как это страшно, если может не наступить завтра».
    Лева, 1 кл.
  • «Хорошо Тебе, Господи, с Высоцким общаешься».
    Рудик, 4 кл.
  • «Боженька, приглашаю Тебя на мой день рождения, который состоится 4 августа в 14 часов. Буду ждать. Если нет денег, приходи без подарка».
    Миша, 2 кл.
  • «Цветы у Тебя получились лучше, чем человек».
    Галя, 4 кл.
  • «Мне кажется, Ты забираешь наших талантливых людей раньше времени к себе, потому что они Тебе тоже нравятся».
    Остап, 3 кл.
  • «Сможешь ли Ты простить мне мои грехи, если нет, то я тогда буду грешить дальше, но уже со спокойной душой».
    Эрнст, 4 кл.
  • «Ты когда-нибудь делил куриную ножку на шесть частей? А мы так обедаем всей семьей».
    Вера, 1 кл.
  • «Я плохой, но пусть бросит в меня камень, кто хороший. Только, чур, Ты не швыряйся!»
    Вячеслав, 3 кл.
  • «Мы Тебя понимаем светлее, чем взрослые».
    Гарик, 2 кл.
  • «Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются».
    Ева, 3 кл.
  • «Я не хочу в мир взрослых – там все неправда».
    Андрей, 4 кл.
  • «Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?»
    Олег, 3 кл.

Из книги «Дети пишyт Богy»,

Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. «О чем бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?» и «Что бы ты хотел рассказать Богу?» - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы.

От автора

Эта книга родилась не случайно. Ее герои живут рядом со мной, не ведая, что они лицо нашей жизни, зеркало ее, камертон. У них свой мир. Особенный. Мир, от которого мы, взрослые, все время удаляемся, не оглядываясь. И чем дальше, тем не понятнее становится нам эта страна - страна детства. А дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии - они на "ты" с вечностью.

Будучи в Израиле, в центральной газете "Вести" я прочитал отрывки из книги американского писателя Стюарта Хемпли. Это были забавные фразы из писем маленьких американцев Богу. Меня словно обожгло - вот оно. Захотелось поскорей домой. Не терпелось узнать, что же наши дети могут сказать Всевышнему. Ведь на Западе восприятие Бога впитывается с молоком матери. Да и окружающая действительность там устойчива, солидна, незыблема.

Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. "О чем бы ты хотел спросить у Бога?", "Что бы ты хотел попросить у Бога?" и "Что бы ты хотел рассказать Богу?" - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными. Подобными тем, кто живет в сегодняшнем безумном мире с пресыщенной незначительной прослойкой и крайней нищетой большинства, с полным отсутствием нравственности, когда брат грабит брата, друг разоряет друга, а в среде так называемых общих интересов властвуют волчьи законы.

Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Ведь восприятие мира детьми, детская эмоциональность и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразностью, тонкостью, непосредственностью.

Книга "Дети пишут Богу" адресована всем - взрослым и детям. Она вне возраста. Потому что она обращена к Богу, а значит - к душе человека.

Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит есть у вас душа. И слава Богу. Ну а дети - как можно чаще обращайтесь к Господу и тем самым сохраните в себе все человеческое.

Сборник из книги Михаил Дымов «Дети пишут Богу»

Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье?

Женя, 2 кл.

Когда кончатся издевания надо мной в классе?

Тоня, 4 кл.

Если Ты устроишь конец света, кто же на тебя будет молиться?

Петя, 4 кл.

За что Ты наказываешь добрых людей?

Федя, 3 кл.

Вообще-то я не верю в Тебя. Вот скажи, почему люди не видят Тебя?

Синее небо, Господи, это когда у Тебя хорошее настроение?

Надя, 3 кл.

Куда уходит время? В седину?

Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?

Радик, 4 кл.

Как Ты полагаешь, что жалостливей: "Подайте ради Христа" или "Подайте ради Бога"?

Боря, 3 кл.

Я понял, что Ты самый главный на Земле, хоть и живешь на небе. А Тебя не переизберут?

Сеня, 1 кл.

Что Ты делаешь, когда идет дождь?

Люба, 3 кл.

Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?

А вот свечи в церкви продают, - это Твой бизнес?

Толик, 2 кл.

А когда мама мне покупает что-то вкусненькое, это Ты ей подсказываешь?

Галя, 1 кл.

Господи, Ты хоть мой новый адрес знаешь?

Ляля, 1 кл.

Марик, 3 кл.

Почему Иисус Христос отдал жизнь за грешников?

Саша, 4 кл.

Скажи, Господи, как я веду себя в обществе?

Алеша, 1 кл.

Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?

Наташа, 2 кл.

А демократия, это когда одни имеют все, а другие - все остальное?

Гера, 3 кл.

Как это: на все воля божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?

Марат, 2 кл.

Для чего мы живем?

Алла, 2 кл.

Тебе нравится, что творится на Земле?

Андрей, 4 кл.

У католиков один Бог, у мусульман - другой, у иудеев - третий, у лютерян - четвертый, у православных - пятый. Да сколько же вас там?

Игорь, 4 кл.

Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди?

Гриша, 4 кл.

А когда на Земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи?

Валера, 2 кл.

Почему люди вначале влюбляются, а потом тихо плачут?

Андрей, 4 кл.

Ты не знаешь, помирятся ли мои родители?

Катя, 2 кл.

Что мне делать, мой организм никак не может долго отдыхать от пищи?

Клавдий, 4 кл.

Почему нищие просят милостыню около церкви, чтоб Ты отмечал, кто дает?

Человеку нельзя есть мясо, а котлеты?

Миша, 3 кл.

Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то?

Стасик, 2 кл.

Почему в мире существует зло?

Лена, 2 кл.

Давай поговорим как мужчина с мужчиной. Тебе моя Ленка нравится? Если "нет",почему Ты сделал так, что я все время смотрю на нее, если "да" - почему она на меня не смотрит?

Вова, 4 кл.

Господи, а вообще-то ты есть?

Александр, 2 кл.

Почему все мамы кричат?

Коля, 2 кл.

А я есть на самом деле?

Люба, 3 кл.

Что можно сделать в жизни, чтоб мама меня не била?

Леня, 2 кл.

Ну почему люди выпускают газы в атмосферу и портят небосклон?

Роберт, 3 кл.

Почему уже во втором классе многие мальчишки такие женолюбы?

Надя, 2 кл.

Можешь Ты мне дать ума и разума?

Федя, 3 кл.

Почему Ты такой - сначала плохой, а на другой день - замечательный?

Ты не знаешь, где мой любимый папа?

Диана, 2 кл.

Как Ты думаешь, будет у нас нормальный мир или нет?

Света, 3 кл.

Для чего я родился?

Марик, 3кл.

Когда началась на Земле любовь?

Катя, 4 кл.

Ты можешь мне дать удачу и надувную лодку?

Арвид, 3 кл.

Ты не знаешь, почему на Земле происходит такая несправедливость?

Есть ли у Космоса начало и конец, правая и левая сторона, верх и низ?

Ваня, 1 кл.

А какое Ты планировал будущее до нашей эры?

Александра, 1 кл.

Почему в школе не платят стипендию?

Женя, 2 кл.

Почему со мной никто не дружит?

Антон, 4 кл.

Почему Ты допускаешь, чтоб убивали животных?

Аркаша, 2 кл.

Может, я могу Тебе чем-то помочь?

Света, 2 кл.

Почему мы стареем?

Шурик, 3 кл.

Почему все так дорого?

Лева, 3 кл.

Ты можешь сделать, чтоб у людей не было несчастных случаев?

Лада, 2 кл.

Какая во мне душа, добрая или злая?

Ольга, 3 кл.

Почему Ты захотел создать Землю?

Андрей, 4 кл.

Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?

Ираклий, 4 кл.

Чего мне не хватает, чтоб Ты гордился мной?

Алеша, 4 кл.

Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?

Олег, 3 кл.

Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы?

Лиза, 2 кл.

Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?

Марина, 4 кл.

Почему у нас раны заживают, а у Тебя нет?

Денис, 4 кл.

Как Ты думаешь, я хороший мальчик?

Гоша, 2 кл.

Почему люди осваивают жестокость?

Саша, 2 кл.

Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий.

Андрей, 4 кл.

Почему я так плохо учусь? Может, из-за учителей?

Гена, 3 кл.

Почему звери раньше говорили, а сейчас не умеют? Ну, вспомни, даже Змей беседовал с Евой.

Зачем Ты сделал человека главным на Земле?

Олег, 4 кл.

Почему, когда кого-то обидишь, настроение портится, а когда кого-то прощаешь, становится радостно?

Алла, 3 кл.

А атеисты у тебя что-нибудь просят?

Почему многие люди такие не солнечные?

Арина, 3 кл.

Время - это что?

Нина, 3 кл.

На каком языке говорят души?

Нельзя ли сделать, чтоб люди были культурнее, а то трудно с ними разговаривать?

Сергей, 3 кл.

Какой марки у тебя машина? Божественная?

Кузя, 4 кл.

Сколько верующих среди верующих?

Мама сказала, что я во сне плакал.Ты не помнишь, о чем мы с Тобой говорили?

Игорь, 3 кл.

Разве счастье положено не всем людям?

Аракдий, 3 кл.

Почему в Тебя веришь среди природы лучше, чем в городе?

Андрей, 3 кл.

Я бы попросила ума моим родителям, а то они меня совсем не понимают.

Надя, 3 кл.

Пусть на Земле никто никогда не плачет.

Сделай так, чтоб на Земле сломалось все оружие.

Костя, 4 кл.

Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе.

Вера, 3 кл.

Пришли на Землю своего сына. Мы его не распнем.

Loading...Loading...