Дети пишут богу о детской вере. Михаил Дымов «Дети пишут Богу
1 апреля 2013 года «Новой газете» исполняется 20 лет. Мы продолжаем новый проект: публикуем лучшее из того, что у нас выходило за это время.
Просто — отрывки, авторские цитаты, картинки…
А дорогих читателей просим откликнуться и предложить свои любимые материалы:
Ждем!
О Михаиле Дымове, авторе знаменитой книги, вспоминает его сын
«Куда уходит время? В седину?» — обращаясь к Богу, ребенок формулирует один из главных вопросов жизни моего отца, Ерахмиеля Габриеловича Вольфсона, более известного как Михаил Дымов, автор книги «Дети пишут Богу».
Он так и не успел состариться. 1 ноября 2004 года жестокая болезнь победила его огромную жажду жить.
Тонны бумаг, которые для писателя, так и не пожелавшего приспособиться к требованиям XXI века и оставшегося верным листу бумаги и печатной машинке, долгие годы были формой существования, способом знакомства нас, его детей и читателей, с его внутренним миром: рассказами, сценариями, пьесами… Бумаги остались, и, как ни тяжела судьба, разбросавшая нас по странам и континентам, его наследство принадлежит тем, для кого он писал, — всем, кто читает, думает и чувствует. И его незаконченный труд — книга «Дети мира пишут Богу» — в отрывках, а потом, возможно, и целиком найдет свой путь к читателям.
Он часто рассказывал, как оформилась эта идея: «Я читал подобные рассказы американских детей, но было в них что-то, что мне не нравилось. И я подумал, что интересно будет сравнить это с восприятием Бога детьми, думающими и говорящими по-русски. В конце концов Достоевский и Чехов (любимые писатели отца. — Г.В. ) были так близки к Богу, что детям, говорящим на их языке, и спустя сто лет будет о чем Его спросить».
И он не ошибся. Десятки школ, сотни детей, тысячи рукописей, которые невозможно было вместить в маленькую книгу, но и то, что вошло в нее, без преувеличения потрясало.
Возвращение в детство, незапятнанное скепсисом, цинизмом, меркантильностью, получается редко. У него — получилось. А связь детства и Бога, которая влекла отца на протяжении многих лет, придала книге особую силу. И недаром многие люди, в повседневной жизни от религии, в ее традиционном понимании, весьма далекие, читали книгу и вслед за ней открывали для себя Библию.
«Господи, когда человек умирает, он возвращается домой?» — написано в последних строчках его последнего блокнота.
Немножко ребенок в свои 65 лет, он возвращался домой, к Богу. «Здравствуй, Господи, навсегда», — написал он за два дня до смерти…
Габриель ВОЛЬФСОН
,
Иерусалим, 31.10.2005
Текст публикуется в сокращении
Давай встретимся до смерти
Письма Богу от 3000 младших школьников
Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье?
Женя, 2 кл.
Если Ты устроишь конец света, кто ж на тебя будет молиться?
Петя, 4 кл.
За что Ты наказываешь добрых людей?
Феля, 3 кл.
Куда уходит время? В седину?
Юля, 3 кл.
Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?
Радик, 4 кл.
Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?
Зоя, 3 кл.
Можно мне не умирать, а?
Юля, 1 кл.
А вот свечи в церкви продают — это Твой бизнес?
Толик, 2 кл.
Я прочитал, что Христос еврей, но он же Твой сын, так что — Ты тоже еврей?
Ася, 2 кл.
Марик, 3 кл.
Для чего мы живем?
Алла, 2 кл.
Тебе нравится, что творится на Земле?
Андрей, 4 кл.
Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди?
Гриша, 4 кл.
Господи, а где сейчас Христос, чем он занимается?
Стелла, 2 кл.
Почему мир без нежности?
Лена, 1 кл.
У Тебя есть ум, или Ты весь состоишь из души?
Женя, 3 кл.
А ведь первыми начали рожать мужчины — вспомни ребро Адама и Еву. Чем Тебе не понравилось это и ты взвалил такой труд на женщин?
Зоя, 4 кл.
Ты пишешь в Библии, что в начале было слово. Какое?
Руслан, 1 кл.
Что первым делом сделал Христос, когда воскрес?
Оля, 3 кл.
Почему нищие просят милостыню около церкви — чтоб Ты отмечал, кто дает?
Ира, 2 кл.
Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то?
Стасик, 2 кл.
Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а дальше человек произошел от обезьяны?
Сергей, 3 кл.
Боженька, а если дал откусить «Сникерс» — это любовь?
Рая, 2 кл.
На сколько лет Ты старше Земли?
Рая, 1 кл.
А к другим планетам у Тебя нет раздражения?
Андрей, 2 кл.
Давай поговорим как мужчина с мужчиной. Тебе моя Ленка нравится? Если «нет», почему Ты сделал так, что я все время смотрю на нее, если «да» — почему она на меня не смотрит?
Вова, 4 кл.
Зачем человека растили годами, а потом бац — и он уже мертв?
Вася, 2 кл.
Что можно сделать в жизни, чтоб мама меня не била?
Леня, 2 кл.
Почему уже во втором классе многие мальчишки такие женолюбцы?
Надя, 2 кл.
Ты не знаешь, где мой любимый папа?
Диана, 2 кл.
Ты что, воздуха невидимее?
Рита, 2 кл.
Боженька, что у меня было позади?
Алик, 1 кл.
Есть ли у Космоса начало и конец, правая и левая сторона, верх и низ?
Ваня, 1 кл.
А какое Ты планировал будущее до нашей эры?
Александра, 1 кл.
Как это — до того, когда еще ничего не было? Но что-то же было?
Настя, 1 кл.
Может, я могу Тебе чем-то помочь?
Света, 2 кл.
А как Ты отличаешь женскую душу от мужской? По писькам?
Вова, 3 кл.
Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь?
Паша, 3 кл.
Правда ли, что в Греции были настоящие мифы?
Владик, 3 кл.
Ты добрый, но зачем надо, чтоб люди умоляли Тебя: сделай то, пошли это?
Наташа, 4 кл.
Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?
Ираклий, 4 кл.
Ну а теперь Ты бы создал во второй раз человека?
Олег, 3 кл.
Я без вредных привычек. Что мне светит?
Роберт, 4 кл.
На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?
Игорь, 4 кл.
А что если люди Тебя не любят, а боятся?
Руслан, 2 кл.
Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?
Марина, 4 кл.
Что было бы на Земле, если бы Адам и Ева не нарушили Твой приказ о яблоках?
Валентин, 4 кл.
Хотелось бы знать заранее, что у Тебя намечено: еще одно наводнение или Земля сгорит огненным пламенем?
Кирилл, 4 кл.
Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий.
Андрей, 4 кл.
Зачем Ты сделал человека главным на Земле?
Олег, 4 кл.
Какая беда докричится до Тебя?
Наташа, 2 кл.
За что мы стареем?
Илья, 3 кл.
Почему многие люди такие несолнечные?
Арина, 3 кл.
Ты счастливый?
Эвелина, 1 кл.
Время — это что?
Нина, 3 кл.
Почему жизнь даешь Ты, а отнять ее может любой?
Роман, 3 кл.
Что нужно сделать с животными, чтоб они попали в рай вместе с нами?
Эгон, 3 кл.
Человека Ты создал по образу своему и подобию, а инопланетянина?
Зоя, 4 кл.
А не было с Тобой так: кто-то Тебе симпатичен, но он не смотрит в Твою сторону?
Оля, 3 кл.
Почему когда любишь, всё нравится, даже яичница?
Степа, 2 кл.
Сколько раз я буду ошибаться в любви? Три раза уже есть.
Юра, 2 кл.
Слава Тебе жить не мешает?
Вася, 3 кл.
За что я родилась некрасивой?
Катя, 4 кл.
Сколько верующих среди верующих?
Зоя, 4 кл.
Когда меня не будет, я себя буду видеть?
Толик, 2 кл.
Почему в Тебя веришь среди природы лучше, чем в городе?
Андрей, 3 кл.
Как стать воспоминанием?
Миша, 4 кл.
Я сильно позорю Тебя?
Вова, 4 кл.
Может ли хватить детства на всю жизнь?
Марк, 1 кл.
На прошлой неделе к нам в класс пришел новенький. Он такой… такой… Так что до прошлой недели все мои дни жизни не засчитывай.
Оксана, 3 кл.
Дай здоровья, счастья маме, бабушке, дяде Феде, дяде Саше, дяде Боре и другим моим папам.
Никита, 2 кл.
Господи, я Тебе благодарна за все, что Ты мне раньше делал. Но помоги мне сейчас. Моего папу посадили ни за что в тюрьму, и теперь он уже сидит 8 месяцев. Я жду его все время. Если бы у меня была возможность, то я бы его освободила. Я тебя очень прошу, помоги мне. Это самая большая просьба. Потом я беспокоить Тебя никогда не буду. Даже если случится умирать.
Ира, 4 кл.
Больше жизни, Господи!
Миша, 3 кл.
Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо, а в старости можно только счастливо.
Вера, 3 кл.
Сделай так, чтоб во второй жизни я родилась во Франции мальчиком.
Кира, 4 кл.
Пусть меня полюбит та, кто мне нравится, а я за это на ней надолго женюсь.
Вася, 2 кл.
Сделай так, что, когда я балуюсь, пусть меня не ругают, ведь я балуюсь себе в удовольствие.
Саша, 4 кл.
Дай мне, пожалуйста, собаку игрушечной породы.
Гена, 3 кл.
Изуми меня, Господи.
Артур, 3 кл.
Говорят, что человек возвращается на Землю в виде кого-то. Сделай, пожалуйста, так, чтоб я вернулся на Землю в виде моей собаки, а она в виде меня, и мы опять будем вместе.
Алеша, 4 кл.
Устрой мне жизнь долгую и смешную.
Ольга, 2 кл.
Испари мои грехи.
Толик, 3 кл.
Давай встретимся до смерти.
Юра, 2 кл.
Сделай, чтоб мама и папа помирились. Боженька, помоги, я курить брошу.
Юра, 3 кл.
Не для себя прошу, для человечества. Сделай, пожалуйста, так, чтобы все на свете жили хоть на 11 лет больше, чем полагается.
Артур, 2 кл.
Не хмурьтесь на людей.
Юра, 3 кл.
Сделай так, чтоб семья Андроновых никогда не умирала.
Яша Андронов, 2 кл.
В одной книжке я прочитал стихотворение, что Ты послал вороне кусочек сыра. Не можешь мне послать тоже?
Вовка, 2 кл.
Хочу попросить у тебя неворчливую девушку.
Вася, 3 кл.
Я бы хотела, чтоб мой день рождения был не раз в году, а пять. Не из-за подарков. Просто больше раз я бы видела папу.
Нина, 2 кл.
Отпусти, пожалуйста, на Новый год ко мне бабушку.
Рая, 2 кл.
Когда я Тебя увижу в первый раз, Господи, то ничего просить не буду. Ты подумаешь, какой скромный мальчик, и подаришь мне «Мерседес».
Антон, 4 кл.
Ты обещал защищать слабых, обиженных, что-то я это не чувствую.
Рома, 3 кл.
Когда моя собака уйдет с Земли, возьми ее себе. Ты будешь иметь настоящего друга. Писать и какать выводи ее в семь часов, ест она все, не кричи на нее, она может цапнуть.
Жора, 2 кл.
Пришли на Землю своего сына. Мы его не распнем.
Павлик, 3 кл.
Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых, уютных родителей.
Даша, 4 кл.
Хотелось бы много денег, здоровья и трудолюбимости.
Руслан, 3 кл.
Сделай так, чтоб человеку при рождении выдавали запасные детали: ноги, руки, письки и другие жизненно важные органы.
Юра, 3 кл.
Хочу, чтоб у нас исчезли все долги, тогда можно будет одалживать.
Олег, 1 кл.
Не давай Верке Рогозиной то, что она попросит.
Оля, 3 кл.
Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты — в меня.
Ляля, 2 кл.
Спаси наши души от инвалидности.
Изя, 4 кл.
Помоги мне обуздать тягу к Наталье Николаевне. Ведь она старая.
Ваган, 2 кл.
Усынови меня, а когда Ты будешь стареньким, я подам Тебе стакан воды.
Олег, 2 кл.
Помоги Леше, моему товарищу по смеху.
Миша, 3 кл.
Ведь Ты же есть в каждом человеке, так что, пожалуйста, расскажи ей, как она мне нравится. Сам я стесняюсь.
Коля, 3 кл.
Господи, а моя мама опять плодоносит.
Игорь, 4 кл.
В нашей школе у одной девчонки украли дубленку. Их отпустили пораньше с уроков, она сунулась в гардероб, а дубленки нет. Она позвонила папе по мобильнику. Он у нее фирмач, стал кричать по телефону директору, чтоб школу закрыли и никого не выпускали. Примчался на джипах с толстыми ребятами, согнал нас в спортивный зал, поставил вместе с учителями вдоль стенки, и пока проверял по всем журналам, кто из ребят есть в школе, а кто удрал с уроков, его парни ходили по помещениям и разыскивали дубленку. Но не нашли. Тогда «несчастный» отец стал выяснять, кто из родителей в этот день приходил в школу к учителям, и послал по адресам своих парней. Предупредил нас всех, что никого не выпустит, пока не найдет дубленку. Наверное, мы бы и ночевали в школе, но тут с улицы примчалась классная руководительница пятого класса. А на ней украденная дубленка. Оказывается, у нее было свидание, а ходит она в стареньком пальто. Вот и взяла из гардероба шикарную дубленку, но не рассчитала, что девчонку отпустят раньше. Больше мы Ирину Петровну не видели.
Арсентий, 4 кл.
А Ты знаешь, наша тетя Галя уже третьего мужа донашивает.
Рая, 4 кл.
Я с ней два года ходил в садик, целых полгода учился в первом классе, и вот однажды она мне заявила: «Мы с тобой разные человеки». Ты представляешь, я хуже чем умер.
Аркадий, 2 кл.
А почему в наших церквях нет скамеек? Ты не разрешаешь сидеть перед Тобой? Туда же приходят много стареньких.
Олег, 4 кл.
Вчера учительница велела, чтоб мы написали Тебе письмо. Кто о чем хочет.
Так вот, то письмо, что я написал в классе, не считается. А если считается, то не обращай внимания на ошибки. Будто их нет.
Сережа, 2 кл.
Ну вот, смотри, мы учимся, учимся, а зачем нам так страдать, если мы все равно умрем и знания наши пропадут.
Федя, 4 кл.
Когда же придет во второй раз Иисус Христос? Надо же, чтоб люди подготовились, а то будет, как в первый его приход.
Алина, 4 кл.
Господи, я знаю, что надо подставить другую щеку. Ну и что? Подставил, Олег мне еще раз врезал. И вот я теперь в классе трус. Спасибо.
Эдик, 3 кл.
Сможешь ли Ты простить мне мои грехи, если нет, то я тогда буду грешить дальше, но уже со спокойной душой.
Эрнст, 4 кл.
Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются.
Ева, 3 кл.
Уважаемая Татьяна Ивановна, на вопрос, поставленный писателем Дымовым: «Что бы ты хотел попросить у Бога?», могу ответить — это мой секрет, и я не собираюсь разглашать его. С уважением, всегда к вашим услугам.
От автора
Эта книга родилась не случайно. Ее герои живут рядом со мной, не ведая, что они лицо нашей жизни, зеркало ее, камертон. У них свой мир. Особенный. Мир, от которого мы, взрослые, все время удаляемся, не оглядываясь. И чем дальше, тем непонятнее становится нам эта страна - страна детства. А дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии - они на «ты » с вечностью.
Будучи в Израиле, в центральной газете «Вести» я прочитал отрывки из книги американского писателя Стюарта Хемпли. Это были забавные фразы из писем маленьких американцев Богу. Меня словно обожгло - вот оно. Захотелось поскорей домой. Нетерпелось узнать, что же наши дети могут сказать Всевышнему. Ведь на Западе восприятие Бога впитывается с молоком матери. Да и окружающая действительность там устойчива, солидна, незыблема.
Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. «О чем бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?» и «Что бы ты хотел рассказать Богу?» - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными. Подобными тем, кто живет в сегодняшнем безумном мире с пресыщенной незначительной прослойкой и крайней нищетой большинства, с полным отсутствием нравственности, когда брат грабит брата, друг разоряет друга, а в среде так называемых общих интересов властвуют волчьи законы.
Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Ведь восприятие мира детьми, детская эмоциональность и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразностью, тонкостью, непосредственностью.
Книга «Дети пишут Богу» адресована всем - взрослым и детям. Она вне возраста. Потому что она обращена к Богу, а значит - к душе человека.
Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит есть у вас душа. И слав Богу. Ну а дети - как можно чаще обращайтесь к Господу и тем самым сохраните в себе все человеческое.
Где Ты селишь души умерших и как Ты их отличаешь? Алик, 4 кл.
Господи, а где сейчас Христос, чем он занимается? Стелла, 2 кл.
Дай мне, пожалуйста, беременную куклу, тогда через 9 месяцев у меня будет кукла и куклята . Маша, 2 кл.
Если Ты устроишь конец света, кто ж на тебя будет молиться? Петя, 4 кл.
За что я родилась некрасивой? Катя, 4 кл.
Зачем Ты стираешь по утрам с неба звезды? Оля, 4 кл.
Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы? Лиза, 2 кл.
Какие бы Ты поставил мне оценки за жизнь? Аркадий, 2 кл.
У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души? Женя, 3 кл.
Хотела бы попасть к Тебе домой в гости. На недельку. Алена, 1 кл.
Хочу, чтоб все люди жили счастливо и все дети хорошо себя вели с родителями и не были бандитами. Женя, 2 кл.
Что Тебе сделал мой папа, что ему так не везет? Вита, 3 кл.
Эх, мне бы Твои возможности! Олег, 2 кл.
Я долго думала, что попросить у Тебя. Может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтоб мама приходила с работы всегда веселая и добрая. Катя, 4кл.
Иллюстрация: Нино Чакветадзе
Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Ведь восприятие мира детьми и детская эмоциональность отличаются своеобразной тонкостью и непосредственностью.
Дети живут своими представлениями о добре и зле, они непритворны и честны, у них свои критерии – они на «ты» с вечностью. Именно поэтому решили провести эксперимент:
Детям от 6 до 10 лет задали вопрос «Что бы вы хотели попросить у Бога?» и «Что бы вы хотели рассказать Богу?»
Их ответы оказались невероятно глубокими – веселыми, печальными, трогательными, отчаянными и живыми. Дети понимали, что обращаются не к родителям или учителям, а к кому-то всесильному и всё понимающему. И отвечали крайне искренне и доверчиво.
Ответы были собраны в книгу Михаила Дымова «Дети пишут Богу». Она вне возраста, так как обращена прежде всего к душе человека. Над мыслями детей можно улыбнуться, вздрогнуть или даже прослезиться. И если это случится – у нас ещё не всё потеряно:
- «Как Ты на небе живешь? Все ли у Тебя есть? Может, что надо?»
Зина, 3 кл. - «Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?»
Радик, 4 кл. - «Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?»
Зоя, 3 кл. - «Можно мне не умирать, а?»
Юля, 1 кл. - «А когда мама мне покупает что-то вкусненькое, это Ты ей подсказываешь?»
Галя, 1 кл. - «Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?»
Наташа, 2 кл. - «Как это: на все воля божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?»
Марат, 2 кл. - «Сколько Тебе лет, Господи?»
Валя, 2 кл. - «У католиков один Бог, у масульман – другой, у иудеев – третий, у лютерян – четвертый, у православных – пятый. Да сколько же вас там?»
Игорь, 4 кл. - «А когда на Земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи?»
Валера, 2 кл. - «У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души?»
Женя, 3 кл. - «А ведь первыми начали рожать мужчины – вспомни ребро Адама и Еву. Чем Тебе не понравилось это и ты взвалил такой труд на женщин?»
Зоя, 4 кл. - «Ты пишешь в Библии, что вначале было слово. Какое?»
Руслан, 1 кл. - «Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а дальнейший человек произошел от обезьяны?»
Сергей, 3 кл. - «Господи, а вообще-то ты есть?»
Александр, 2 кл. - «Что можно сделать в жизни, чтоб мама меня не била?»
Леня, 2 кл. - «Может, я могу Тебе чем-то помочь?»
Света, 2 кл. - «А что было сначала, Адам и Ева или динозавры?»
Яна, 4 кл. - «Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь?»
Паша, 3 кл. - «Почему всё так дорого?»
Лева, 3 кл. - «Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?»
Ираклий, 4 кл. - «Господи, давай дружить?»
Федя, 1 кл. - «На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?»
Игорь, 4 кл. - «Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы?»
Лиза, 2 кл. - «Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?»
Марина, 4 кл. - «Почему у нас дома такая собачья жизнь, что ни одна кошка не приживается?»
Андрей, 4 кл. - «В разных книгах Тебя описывают по-разному. Где бы достать Твою фотокарточку? Хоть допотопную?»
Рая, 3 кл. - «Почему, когда кого-то обидишь, настроение портится, а когда кого-то прощаешь, становится радостно?»
Алла, 3 кл. - «Правда, что до Тебя люди были обезьянами?»
Сергей, 4 кл. - «А атеисты у тебя что-нибудь просят?»
Ояр, 3 кл. - «Сколько раз я буду ошибаться в любви? Три раза уже есть».
Юра, 2 кл. - «За что мы стареем?»
Илья, 3 кл. - «Почему многие люди такие несолнечные?»
Арина, 3 кл. - «Почему жизнь даешь Ты, а отнять её может любой?»
Роман, 3 кл. - «Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься?»
Гога, 4 кл. - «Почему, когда папа приходит с работы, в доме сразу наступает тьма?»
Артем, 3 кл. - «Почему, когда любишь, всё нравится, даже яичница?»
Степа, 2 кл. - «Разве счастье положено не всем людям?»
Аркадий, 3 кл. - «В каком виде Ты живешь?»
Эрик, 4 кл. - «Включи, пожалуйста, солнце, а то у нас дома отключили отопление и бабушке холодно».
Рая, 3 кл. - «Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки и кончая слонами, все были счастливы, сыты и обуты».
Тоня, 2 кл. - «Помоги мне, пожалуйста, хорошо учиться в школе всю жизнь».
Верочка, 1 кл. - «У меня недавно украли тридцать пять рублей. Сделай так, чтоб тот, кто их украл, потерял их, а я бы нашел. Он, конечно, взвоет, пожалуется Тебе на свою судьбу, и мы будем знать, кто вор. А потом мы с Тобой ему врежем за грех».
Олег, 4 кл. - «Сделай, чтоб у меня был хороший почерк, тогда я напишу нормально контрольную, да и Тебе же легче читать мои письма».
Соня, 2 кл. - «Хочу, чтоб весь мир жил дружно. Не воевал. Я не хочу войны. Ну, ладно, перейдем к лучшему. Я хочу быть богатым. Аминь».
Степа, 4 кл. - «Пошли мне, милый Бог, кошечку. И чтоб все называли её кот Вася».
Нелли, 3 кл. - «Прошу Тебя, Боженька, сделай так, чтоб мама никогда не ела таблетки».
Люся, 3 кл. - «Хочу, чтоб был мир на Земле, хочу, чтоб всем было хорошо, хочу, чтоб я перешел в третий класс, хочу скоростной велосипед и в туалет».
Эдик, 2 кл. - «Я долго думала, что попросить у Тебя. Может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтоб мама приходила с работы всегда веселая и добрая».
Катя, 2 кл. - «Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо, а в старости можно только счастливо».
Вера, 3 кл. - «Покажи мне тихонечко хоть одного ангела».
Рая, 2 кл. - «Пусть на Земле никто никогда не плачет».
Ася, 1 кл. - «Пусть меня полюбит та, кто мне нравится, а я за это на ней надолго женюсь».
Вася, 2 кл. - «Сделай так, чтоб на Земле сломалось всё оружие».
Костя, 4 кл. - «Я бы хотел много дней без слез».
Костя, 2 кл. - «Говорят, что человек возвращается на землю в виде кого-то. Сделай, пожалуйста, так, чтоб я вернулся на землю в виде моей собаки, а она в виде меня, и мы опять будем вместе».
Алеша, 4 кл. - «Давай встретимся до смерти».
Юра, 2 кл. - «Сделай, чтоб мама и папа помирились. Боженька, помоги, я курить брошу».
Юра, 3 кл. - «Не для себя прошу, для человечества. Сделай, пожалуйста, так, чтобы все на свете жили хоть на 11 лет больше, чем полагается».
Артур, 2 кл. - «Сделай, чтоб люди умирали мирно и счастливо».
Юля, 2 кл. - «Хотел бы попасть к Тебе домой в гости. На недельку».
Алена, 1 кл. - «Пусть люди не убивают других людей».
Олег, 1 кл. - «Я бы хотела, чтоб мой день рождения был не раз в году, а пять. Не из-за подарков. Просто больше раз я бы видела папу».
Нина, 2 кл. - «Пусть все, на кого я посмотрю, улыбаются».
Тима, 2 кл. - «Когда моя собака уйдет с Земли, возьми её себе. Ты будешь иметь настоящего друга. Гулять выводи её в 7 часов, ест она всё, не кричи на неё, она может цапнуть».
Жора, 2 кл. - «Боженька, сотвори так, чтобы на небе высветились лица бабушки и дедушки и они улыбнулись мне».
Кира, 4 кл. - «Пусть все люди будут счастливы, тогда они не злые».
Вася, 4 кл. - «Пусть хорошим будет хорошо, а плохим – плохо».
Вика, 2 кл. - «Сделай из меня супермена. Только не говори, что надо тренироваться, ежедневно бегать, по утрам делать зарядку. Это всё я каждый день слышу от отца».
Моня, 4 кл. - «Господи, пусть мама будет бессмертной».
Роза, 3 кл. - «Я написал стихи. Они стыдные. Я их никому не показывал, но Тебе, Боженька, покажу. Вот они:
Взрослые плачут слезами. Взрослые плачут глазами.
Маленькие плачут сердцем. Маленькие плачут жизнью.
Но если взрослый плачет, как маленький,
Значит, он и правда плачет».
Марик, 4 кл. - «Я с ней два года ходил в садик, целых полгода учился в первом классе, и вот однажды она мне заявила: «Мы с тобой разные человеки». Ты представляешь, я хуже, чем умер».
Аркадий, 2 кл. - «Некоторые люди, знаешь, живут на Земле и солнце топчут».
Аня, 2 кл. - «Ах, если бы Ты знал меня раньше. В садике. Сейчас я немного сдала».
Света, 2 кл. - «Вчера узнал гениальную вещь. Появилось кладбище, где хоронят людей вместе с умершими любимыми животными. Молодец, что подсказал людям такую мысль».
Люда, 3 кл. - «Ну вот смотри, мы учимся, учимся, а зачем нам так страдать, если мы всё равно умрём и знания наши пропадут».
Федя, 4 кл. - «Как это страшно, если может не наступить завтра».
Лева, 1 кл. - «Хорошо Тебе, Господи, с Высоцким общаешься».
Рудик, 4 кл. - «Боженька, приглашаю Тебя на мой день рождения, который состоится 4 августа в 14 часов. Буду ждать. Если нет денег, приходи без подарка».
Миша, 2 кл. - «Цветы у Тебя получились лучше, чем человек».
Галя, 4 кл. - «Мне кажется, Ты забираешь наших талантливых людей раньше времени к себе, потому что они Тебе тоже нравятся».
Остап, 3 кл. - «Сможешь ли Ты простить мне мои грехи, если нет, то я тогда буду грешить дальше, но уже со спокойной душой».
Эрнст, 4 кл. - «Ты когда-нибудь делил куриную ножку на шесть частей? А мы так обедаем всей семьей».
Вера, 1 кл. - «Я плохой, но пусть бросит в меня камень, кто хороший. Только, чур, Ты не швыряйся!»
Вячеслав, 3 кл. - «Мы Тебя понимаем светлее, чем взрослые».
Гарик, 2 кл. - «Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются».
Ева, 3 кл. - «Я не хочу в мир взрослых – там все неправда».
Андрей, 4 кл. - «Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?»
Олег, 3 кл.
Из книги «Дети пишyт Богy»,
Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. «О чем бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?» и «Что бы ты хотел рассказать Богу?» - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы.
От автора
Эта книга родилась не случайно. Ее герои живут рядом со мной, не ведая, что они лицо нашей жизни, зеркало ее, камертон. У них свой мир. Особенный. Мир, от которого мы, взрослые, все время удаляемся, не оглядываясь. И чем дальше, тем не понятнее становится нам эта страна - страна детства. А дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии - они на "ты" с вечностью.
Будучи в Израиле, в центральной газете "Вести" я прочитал отрывки из книги американского писателя Стюарта Хемпли. Это были забавные фразы из писем маленьких американцев Богу. Меня словно обожгло - вот оно. Захотелось поскорей домой. Не терпелось узнать, что же наши дети могут сказать Всевышнему. Ведь на Западе восприятие Бога впитывается с молоком матери. Да и окружающая действительность там устойчива, солидна, незыблема.
Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. "О чем бы ты хотел спросить у Бога?", "Что бы ты хотел попросить у Бога?" и "Что бы ты хотел рассказать Богу?" - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными. Подобными тем, кто живет в сегодняшнем безумном мире с пресыщенной незначительной прослойкой и крайней нищетой большинства, с полным отсутствием нравственности, когда брат грабит брата, друг разоряет друга, а в среде так называемых общих интересов властвуют волчьи законы.
Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Ведь восприятие мира детьми, детская эмоциональность и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразностью, тонкостью, непосредственностью.
Книга "Дети пишут Богу" адресована всем - взрослым и детям. Она вне возраста. Потому что она обращена к Богу, а значит - к душе человека.
Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит есть у вас душа. И слава Богу. Ну а дети - как можно чаще обращайтесь к Господу и тем самым сохраните в себе все человеческое.
Сборник из книги Михаил Дымов «Дети пишут Богу»
Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье?Женя, 2 кл.
Когда кончатся издевания надо мной в классе?
Тоня, 4 кл.
Если Ты устроишь конец света, кто же на тебя будет молиться?
Петя, 4 кл.
За что Ты наказываешь добрых людей?
Федя, 3 кл.
Вообще-то я не верю в Тебя. Вот скажи, почему люди не видят Тебя?
Синее небо, Господи, это когда у Тебя хорошее настроение?
Надя, 3 кл.
Куда уходит время? В седину?
Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?
Радик, 4 кл.
Как Ты полагаешь, что жалостливей: "Подайте ради Христа" или "Подайте ради Бога"?
Боря, 3 кл.
Я понял, что Ты самый главный на Земле, хоть и живешь на небе. А Тебя не переизберут?
Сеня, 1 кл.
Что Ты делаешь, когда идет дождь?
Люба, 3 кл.
Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?
А вот свечи в церкви продают, - это Твой бизнес?
Толик, 2 кл.
А когда мама мне покупает что-то вкусненькое, это Ты ей подсказываешь?
Галя, 1 кл.
Господи, Ты хоть мой новый адрес знаешь?
Ляля, 1 кл.
Марик, 3 кл.
Почему Иисус Христос отдал жизнь за грешников?
Саша, 4 кл.
Скажи, Господи, как я веду себя в обществе?
Алеша, 1 кл.
Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?
Наташа, 2 кл.
А демократия, это когда одни имеют все, а другие - все остальное?
Гера, 3 кл.
Как это: на все воля божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?
Марат, 2 кл.
Для чего мы живем?
Алла, 2 кл.
Тебе нравится, что творится на Земле?
Андрей, 4 кл.
У католиков один Бог, у мусульман - другой, у иудеев - третий, у лютерян - четвертый, у православных - пятый. Да сколько же вас там?
Игорь, 4 кл.
Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди?
Гриша, 4 кл.
А когда на Земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи?
Валера, 2 кл.
Почему люди вначале влюбляются, а потом тихо плачут?
Андрей, 4 кл.
Ты не знаешь, помирятся ли мои родители?
Катя, 2 кл.
Что мне делать, мой организм никак не может долго отдыхать от пищи?
Клавдий, 4 кл.
Почему нищие просят милостыню около церкви, чтоб Ты отмечал, кто дает?
Человеку нельзя есть мясо, а котлеты?
Миша, 3 кл.
Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то?
Стасик, 2 кл.
Почему в мире существует зло?
Лена, 2 кл.
Давай поговорим как мужчина с мужчиной. Тебе моя Ленка нравится? Если "нет",почему Ты сделал так, что я все время смотрю на нее, если "да" - почему она на меня не смотрит?
Вова, 4 кл.
Господи, а вообще-то ты есть?
Александр, 2 кл.
Почему все мамы кричат?
Коля, 2 кл.
А я есть на самом деле?
Люба, 3 кл.
Что можно сделать в жизни, чтоб мама меня не била?
Леня, 2 кл.
Ну почему люди выпускают газы в атмосферу и портят небосклон?
Роберт, 3 кл.
Почему уже во втором классе многие мальчишки такие женолюбы?
Надя, 2 кл.
Можешь Ты мне дать ума и разума?
Федя, 3 кл.
Почему Ты такой - сначала плохой, а на другой день - замечательный?
Ты не знаешь, где мой любимый папа?
Диана, 2 кл.
Как Ты думаешь, будет у нас нормальный мир или нет?
Света, 3 кл.
Для чего я родился?
Марик, 3кл.
Когда началась на Земле любовь?
Катя, 4 кл.
Ты можешь мне дать удачу и надувную лодку?
Арвид, 3 кл.
Ты не знаешь, почему на Земле происходит такая несправедливость?
Есть ли у Космоса начало и конец, правая и левая сторона, верх и низ?
Ваня, 1 кл.
А какое Ты планировал будущее до нашей эры?
Александра, 1 кл.
Почему в школе не платят стипендию?
Женя, 2 кл.
Почему со мной никто не дружит?
Антон, 4 кл.
Почему Ты допускаешь, чтоб убивали животных?
Аркаша, 2 кл.
Может, я могу Тебе чем-то помочь?
Света, 2 кл.
Почему мы стареем?
Шурик, 3 кл.
Почему все так дорого?
Лева, 3 кл.
Ты можешь сделать, чтоб у людей не было несчастных случаев?
Лада, 2 кл.
Какая во мне душа, добрая или злая?
Ольга, 3 кл.
Почему Ты захотел создать Землю?
Андрей, 4 кл.
Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?
Ираклий, 4 кл.
Чего мне не хватает, чтоб Ты гордился мной?
Алеша, 4 кл.
Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?
Олег, 3 кл.
Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы?
Лиза, 2 кл.
Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?
Марина, 4 кл.
Почему у нас раны заживают, а у Тебя нет?
Денис, 4 кл.
Как Ты думаешь, я хороший мальчик?
Гоша, 2 кл.
Почему люди осваивают жестокость?
Саша, 2 кл.
Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий.
Андрей, 4 кл.
Почему я так плохо учусь? Может, из-за учителей?
Гена, 3 кл.
Почему звери раньше говорили, а сейчас не умеют? Ну, вспомни, даже Змей беседовал с Евой.
Зачем Ты сделал человека главным на Земле?
Олег, 4 кл.
Почему, когда кого-то обидишь, настроение портится, а когда кого-то прощаешь, становится радостно?
Алла, 3 кл.
А атеисты у тебя что-нибудь просят?
Почему многие люди такие не солнечные?
Арина, 3 кл.
Время - это что?
Нина, 3 кл.
На каком языке говорят души?
Нельзя ли сделать, чтоб люди были культурнее, а то трудно с ними разговаривать?
Сергей, 3 кл.
Какой марки у тебя машина? Божественная?
Кузя, 4 кл.
Сколько верующих среди верующих?
Мама сказала, что я во сне плакал.Ты не помнишь, о чем мы с Тобой говорили?
Игорь, 3 кл.
Разве счастье положено не всем людям?
Аракдий, 3 кл.
Почему в Тебя веришь среди природы лучше, чем в городе?
Андрей, 3 кл.
Я бы попросила ума моим родителям, а то они меня совсем не понимают.
Надя, 3 кл.
Пусть на Земле никто никогда не плачет.
Сделай так, чтоб на Земле сломалось все оружие.
Костя, 4 кл.
Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе.
Вера, 3 кл.
Пришли на Землю своего сына. Мы его не распнем.