Индийские притчи. Индийская притча

Жила-была одна принцесса, которая очень любила истории. Однажды она решила выйти замуж и объявила:

– Я выйду замуж за того, кто будет постоянно рассказывать мне историю за историей, но если у него не найдется новых историй, он будет казнен. Должен же найтись кто-нибудь...
Читать полностью -->

Акт сострадания

Всю свою жизнь Кабир прожил в Бенаресе. Индусы верят, что если умереть в Бенаресе, то обязательно вознесешься на небеса. Поэтому люди специально приезжали умирать в этот город. Когда Кабир стал старым и больным, он попросил своих учеников перевезти его в Магахар. Магахар – это небольшая бедная деревня на противоположном берегу Ганга. Существовало предубеждение, что все, кто умирает в этом месте, попадают прямо в ад. Наверное, потому, что он противоположен Бенаресу. Кабир сказал:..
Читать полностью -->

Чудо-камень

Однажды Акбар и его советник Бирбал отправились верхом на прогулку. Они ехали по городским улицам, как вдруг падишах увидел старуху, которая стояла у края дороги с мечом в старинных ножнах.

– Скажи, что это у тебя за меч? – спросил заинтересовавшийся Акбар...
Читать полностью -->

Что нужнее всего в бою

Как-то раз падишах Акбар спросил у своего советника Бирбала:

– Скажи мне, что нужнее всего в бою, без чего нельзя обойтись в битве?

– Повелитель, я думаю, что нужней всего мужество, – ответил Бирбал...
Читать полностью -->

Ученик мудреца и слон

В одном лесу жил мудрец, у которого было много учеников и последователей. Во время молитв и медитаций он учил их истине: «Бог живет везде, во всех живых существах. Зная это, вы должны преклонять колени перед всем, что увидите».

Однажды один из его учеников отправился в лес за дровами. Он уже возвращался назад, как вдруг увидел несущегося прямо на него слона...

Факир танцевал в саду, танцевал с цветами, и к нему подошел ученый богослов и спросил:

Я слышал, что ты все время повторяешь: “любовь”, “любовь”. Что такое эта любовь ?

Факир продолжал танцевать, потому что может ли быть иной ответ, кроме танца? Любовь изливалась вокруг повсюду. Ее понимали деревья, ее понимало озеро, ее понимали белые облака, плывущие по небу, – но богослов был слеп.

Факир продолжал танцевать. Богослов сказал:

Прекрати прыгать и скакать; дай мне ответ на вопрос. Эти твои ужимки – не ответ. Я спрашиваю, что такое любовь?

Факир сказал:

Я есть любовь. И если ты не видишь ее в моем танце, то, без сомнений, ничего не увидишь, если я и перестану танцевать. Если ты не слышишь ее в моей песне, она останется за пределами твоего понимания, и когда я умолкну. Я уже дал ответ.

Богослов рассмеялся. Он сказал:

Это ответ для идиотов! Я знаю великие священные писания – я требую правильного ответа. Я не необразованный деревенщина – я знаю Веды, Упанишады, я читал Гиту. Дай мне разумный ответ. Иначе я скажу, что ты не знаешь ответа.

Факир спел песню. В этой песне говорилось:

“Я слышал, однажды произошел такой случай – в саду расцвели цветы, и садовник танцевал от радости при виде такой редкостной красоты. Городской золотых дел мастер пришел и сказал:

Чем ты опьянен? Что случилось? Почему ты танцуешь?

Посмотри на эти цветы! – сказал садовник.

Подожди! – сказал ювелир. – Я не соглашусь, пока их не проверю.

Он вынул из сумки пробный камень, который использовал для определения чистоты золота, – камень, который используют, чтобы определить, настоящее золото или поддельное.

Он потер цветы о камень, но ничего не смог понять – цветы были смяты, цветы умерли.

Наверное, эти цветы смеялись, деревья смеялись, облака в небе смеялись. Садовник тоже рассмеялся”.

Факир рассмеялся и сказал богослову:

Ты просишь меня о том же: ты хочешь применить к любви пробный камень логики.


Однажды царь Акбар начертил прямую линию и спросил своих министров:

Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?

Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошёл, и начертил рядом с этой линией другую, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.


Давно это было. Жил в одной деревне старик-крестьянин. Как-то посеял он на своём поле репу, а поле его находилось по соседству с домом помещика. Однажды вечером помещик выпустил на поле крестьянина стадо овец и свиней. Овцы поели нежные солёные листки репы, а свиньи разрыли землю и обгрызли корни.

Бог знает, каким чудом уцелел на поле один-единственный росток. Бедный крестьянин принялся заботливо ухаживать за ним. Каждый день он щедро поливал его водой, раз в неделю удобрял землю.

Пришла зима. Ударили морозы. Но крестьянину и в голову не приходило пойти выкопать репу. Наконец, когда наступила весна, он выкопал её. Репа выросла на диво большая. Она была такая огромная, что за неё, как за стол, свободно могло усесться десять человек!

Случилось, что через деревню проезжал судья той округи со своей свитой. Паланкин, в котором он возлежал, несли восемь человек. Когда судья увидел репу, лежащую на дворе у крестьянина, на лице его отобразилось величайшее изумление.

Поразительно! - воскликнул он, не отрывая глаз от огромной репы.

Удивительно! - хором подхватила свита.

Поистине это какое-то чудо! - присоединился к ним и подоспевший помещик.

Ты должен послать это чудо нашему махарадже! - обратился судья к старому крестьянину.

Ваша милость считает, что мне следует отдать репу? - недовольно возразил тот. - А что я буду есть?

Как?! Этакая деревенщина собирается съесть эту чудесную огромную репу? Не смей и помышлять об этом! Поспеши поднести репу махарадже, а не то я сделаю это вместо тебя!

И судья написал махарадже послание:

«Государь мой! Благодаря Вашему милосердию, под сенью закона и справедливости, в Вашем государстве уродилась репа невиданных размеров. Ни один из Ваших подданных не достоин того, чтобы обладать этим чудом. А посему велите человеку, вырастившему репу, преподнести её Вашей милости».

Прочтя послание судьи, махараджа был весьма польщён, хотя и не совсем хорошо понимал, что он будет делать с такой огромной репой. Но подарок он всё же принял. Судья был повышен в должности, а старого крестьянина одарили драгоценностями. Слуги махараджи забрали у него репу и удалились во дворец. А старик-крестьянин с горечью глядел на драгоценности, лежавшие на его ладони. Съесть их он не мог и продать также. Ведь это был подарок махараджи!

А помещик был погружён в размышления иного рода.

«Какой счастливец этот старик! - думал он. - Такое огромное богатство получил за какую-то репу! О, если б я мог преподнести махарадже какую-нибудь диковинную вещь!»

Ни днем, ни ночью не знал он покоя от своих тяжёлых дум; он так сокрушался, что даже заболел и чуть не умер.

Но вдруг его озарила счастливая мысль. Он отправился к судье, который стал ещё более важным и знаменитым человеком в их округе, дал ему денег и попросил написать от своего имени послание махарадже.

Когда махараджа прочёл это новое послание, он вспомнил о репе и подумал, что напрасно принял такой подарок. Какая от репы польза? Только место лишнее занимает! И махараджа решил, что его и на этот раз хотят провести.

Когда помещик предстал перед своим господином, тот спросил его сурово:

Ну, говори, с чем ты явился ко мне?

О господин мой, я привёл в подарок вашей милости свою дочь, - сказал помещик, склоняясь в почтительном поклоне.

Махараджа пришёл в восторг при виде прелестной молодой девушки, которая плакала, прижавшись к отцу. Он распорядился немедленно препроводить её на женскую половину дворца.

А тебе я подарю дорогую и редкостную вещь. Ей цены нет, - сказал он помещику.

И прежде чем тот смог догадаться, какая его ждёт награда, слуги притащили огромную репу и положили её перед помещиком. Как он мог проявить хотя бы малейшее недовольство! Пришлось ему забрать репу с собой. Вернувшись домой, он выбросил её во двор.

Когда старый крестьянин узнал, что репа его гниет на помещичьем дворе, он воскликнул:

О, как глупы все эти раджи, махараджи и помещики! Не знают даже, на что годится репа!

И он принялся ещё усерднее трудиться на своем поле.


Оса по имени Острохвостка давно мечтала прославиться. Однажды она явилась в королевский дворец и ужалила маленького принца, который спал в своей кроватке. Принц проснулся и громко заплакал. Король и придворные в тревоге поспешили к нему. Принц кричал, а оса жалила его снова и снова. Придворные старались поймать осу, но каждый из них получил по укусу. На крики сбежался весь королевский двор, новость быстро распространилась, и ко дворцу стали стекаться зеваки. Город волновался, все дела встали. Оса, удаляясь на отдых после своих трудов, заметила: «Имя без славы подобно пожару без пламени. Нет ничего важнее, чем добиться известности любой ценой».

В 5–7-х классах средней школы можно провести игру «Состязание мудрецов».
Учитель читает фрагменты древних индийских притч, сказок, в которых героями или самой жизнью задаются вопросы на сообразительность. Ответы должны дать дети. Правильный ответ оценивается, к примеру, в 10 баллов, а не совсем точный, но близкий к правильному - в 5 баллов. Ответы нужно записать и передать учителю. Учитывается очередность передачи ответов, чтобы не было споров, кто первый дал правильный ответ. Если получено нескольких правильных ответов, высоко оценивается тот, который передан учителю первым.
Ученик, набравший наибольшее количество очков, становится победителем состязания мудрецов. По индийской традиции ему может быть вручена (повешена на шею) гирлянда из бумажных цветов, которую сделают дети.

Вопросы по книге «Путь к мудрости: Акбар и Бирбал»

Акбар Великий - император, выдающийся просветитель и объединитель Индии из династии Моголов. Годы правления 1562–1605. Начало правления Акбара было осложнено постоянными распрями между приверженцами двух религий: традиционного индуизма и «пришлого» ислама, насаждавшегося предками Акбара. Благодаря мудрой политике Акбара в многонациональной Индии долгое время удавалось сохранить мир. Мудрый Акбар выдвинул три основных принципа государственной политики: сохранение национального государства, примирение мусульман с индусами и объединение Индии.
Бирбал - близкий друг и советник Акбара.

1. Однажды великий Акбар провел черту и попросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил ее, не урезывая и не касаясь концов ее. Бирбал это сделал.
ВОПРОС: Как это сделал Бирбал?

ОТВЕТ: Бирбал провел параллельно более длинную линию, и тем самым линия Акбара стала казаться короче.

2. Однажды Акбар спросил Бирбала:
- Что нужнее всего в бою?
Бирбал ответил:
- Повелитель вселенной! Нужней всего мужество!
- А сила, а оружие? Или ты о них забыл? - сказал Акбар.

ВОПРОС: Как вы думаете, что ответил Бирбал? Как он объяснил свой ответ?

ОТВЕТ:
- Государь! Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил Бирбал.

3. Рассказывают, будто было однажды такое: собрались все советники Акбара, а царь что-то задерживался. Придворные с нетерпением его ждали, то и дело поглядывая на дверь и гадая, отчего это он так долго не идет.
Вдруг в зал вошли два человека. Один громко объявил:
- Почтенные вельможи! Сегодня скончалась матушка царя! - и вышел из зала.
А другой вслед за ним радостно возгласил:
- Господа советники! Поздравляю, поздравляю всех со счастливым событием! Сегодня у царя родился сын! - и тоже вышел вслед за первым глашатаем.
Придворные застыли от удивления, а потом задумались, что же им делать - горевать или веселиться? И никто не знал, как поступить, чтобы не навлечь на себя гнев великого Акбара. Одни говорят: давайте смеяться, другие: надо плакать. От сомнений и заботы у них совсем голова кругом пошла.
Тогда встает Бирбал и говорит…

ВОПРОС:
Что сказал Бирбал, какое решение он предложил?
(Если учащиеся сразу не могут ответить на вопрос, дается подсказка.)
ПОДСКАЗКА: Тогда Бирбал встает и говорит:
- Давайте дожидаться прихода его величества…
Что дальше сказал Бирбал?

Предложите детям самим выбрать степень трудности ответа. Наверняка в классе найдутся смельчаки.

ОТВЕТ:
- Если царь войдет радостный, то мы все будем радоваться и смеяться, а придет печальный - и мы начнем горевать и плакать.
Такой совет пришелся всем по душе.

4. Позвал как-то раз царь Акбар Бирбала и говорит:
- Бирбал, расскажу я тебе удивительную историю. Один гуру задал своему ученику два вопроса, а тот на оба вопроса ответил двумя одинаковыми словами. Вот какие это были вопросы: «Почему конь остановился? Почему лепешка подгорела?» Можешь ли ты, Бирбал, ответить, на эти вопросы так же коротко – двумя словами?

ВОПРОС: Что ответил Бирбал?

ОТВЕТ: Не повернули. Конь остановится, если не повернешь его в нужную сторону; не поверни вовремя лепешку - она сгорит.

5. Однажды утром Акбар умылся и приказал слуге:
– Зови!
Слуга вышел из покоев и долго ломал голову: кого звать? Весь дворец обегал, ища совета, да все без толку: никто не мог угадать, кто нужен царю.
Пришел слуга к Бирбалу и стал у него допытываться: кого же велел звать царь?
– А что в это время делал царь? - спросил Бирбал.
– Ничего, сидел после умывания.
Тогда Бирбал сразу дал ответ.

ВОПРОС: Что ответил Бирбал?

ОТВЕТ: Царь хотел побриться. Ступай, позови парикмахера.

Слуга привел к царю парикмахера. Царь обрадовался и спросил слугу:
– Кто тебе это посоветовал?
– Владыка мира! Я очень испугался, когда не сумел понять ваше желание, и в конце концов пришел к Бирбалу за советом. Он мне сказал, что вам понадобился парикмахер.
Акбар был очень доволен прозорливостью Бирбала.

6. Как-то раз, освободившись от дел, царь Акбар вел беседу с придворными. Царь спросил:
– Какое из времен года самое лучшее?
Придворные отвечали кто во что горазд. Тогда царь спросил у Бирбала. Бирбал, будучи защитником обездоленных, тут же ответил.

ВОПРОС: Что же ответил Бирбал?

ОТВЕТ:
– Владыка мира! Для сытых каждое время года хорошо, а для голодных - ни одно, им всегда худо.

7. Случилась у царя кража: пропали из ларца драгоценности. Царь приказал Бирбалу провести дознание.
Думал-думал Бирбал и надумал пустить в ход хитрость. Созвал всех придворных и стал прикладываться к ларцу то одним ухом, то другим, будто прислушиваться к чему-то. Потом отошел от него и говорит:
– Владыка мира! Ларец ясно говорит, что у вора в бороде соломинка.

ВОПРОС: Для чего Бирбал это сказал и что тут же произошло?

ОТВЕТ: После этих слов один придворный вздрогнул и стал щупать бороду. Акбар тотчас арестовал его. Вскоре придворный во всем признался.

Во времена Святого Кабира жил человек по имени Сурбаджит, очень сведущий в духовной науке. В те дни в Индии у религиозных людей, людей знания, был обычай устраивать состязания друг с другом, чтобы выяснить, кто более учёный. И куда бы Сурбаджит ни пошёл, он обычно вступал в дискуссию о духовности. Когда он выигрывал «состязание», то получал духовные книги и иллюстрации, которые перевозил на верблюдах.

Индийская притча

Как ни силён и умён человек, а смерть ему не одолеть.

Однажды, когда Тенали Раман бродил по дворцовому саду, его укусила кобра. Раман попросил передать императору, что умирает.

Кришна Дева занимался в тот день государственными делами.

Размещено в разделе: | |

Индийская притча

Однажды падишах спросил:

Бирбал! Ты хороший математик. Скажи-ка, сколько будет, если от двенадцати отнять четыре?

Останется… пыль!

Это почему же?

Очень просто, покровитель бедных! Уберите из двенадцати месяцев пору дождей - четыре месяца, что тогда кроме пыли, останется?

Размещено в разделе: | |

Индийская притча

Есть брахманская деревня под названием Видьястхана. В ней жил брахман Кешава. Пошёл он однажды купаться и у пруда увидел прелестную купеческую дочь. Ему захотелось вступить с ней в связь. Однажды, когда он выходил из воды, она сказала ему:

Размещено в разделе: | |

Индийская притча

Жила когда-то царица, глубоко преданная Раме. Её очень огорчало, что её муж никогда не упоминает имя Рамы и никогда не выказывает ему преданность. Она поклялась, что как только обнаружит хотя бы малейшие признаки его любви к Раме, то совершит пуджу во всех храмах и щедро накормит бедных.

Размещено в разделе: | |

Индийская притча

Некий человек предъявил иск своему соседу.

Ваша честь, - сказал он Мариядею Раману, - сосед попросил у меня перстень на свадьбу. Прошло уже много дней после свадьбы, а он продолжает носить моё кольцо и не хочет его отдавать: говорит, что оно его собственное.

Размещено в разделе: | |

Индийская притча

Однажды царь Акбар начертил прямую линию и спросил своих министров:

Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?

Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошёл, и начертил рядом с этой линией другую, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.

Размещено в разделе: | |

Индийская притча

Царь Вашкали попросил объяснить Бахву природу Брахмана. Бахва безмолвствовал. А когда царь повторил свою просьбу, мудрец ответил:

Я скажу тебе, но ты не поймёшь этого. Этот Атман спокоен, смиренен.

Размещено в разделе: | |

Индийские притчи представляют собой отражение всего многообразия и многогранности индуизма. Отличительной чертой этого учения является то, что у него нет одного единственного установленного прародителя. Это учение полностью принадлежит народу. В этом, в свою очередь, и кроется уникальность индийских притч.

Если говорить в общем, то понятию «карма» уделяется особое внимание в каждой из притч. Карма - это поступок или деяние; в процессе всей своей жизни человек совершает миллионы поступков, причём один вытекает из другого. По сути, жизнь человека - это есть совокупность всех его деяний, злых или добрых, и они определяют его судьбу. Примечательно и то, что человек может быть не один раз отправлен на землю, а вот его карма - это результат всех его жизней. Основной смысл индийских притч заключён в том, что согласно поступкам человека, Брахма возвращает или не возвращает его к жизни на земле; речь идёт о реинкарнации. Реинкарнация - это форма человеческой сущности, во время пребывания в которой, человек постигает истину и накапливает жизненный опыт посредством временного прекращения физического существования. Но такую возможность человек должен заслужить во время жизни на земле.

В процессе чтения ранних индийских притч, нам открывается осознание того, что доброе деяние делает человека добрым, а дурное - дурным. Казалось бы, что тут глубокого? Задуматься есть над чем: человек сам связывает себя дурными мыслями и поступками. Человек, являясь живой субстанцией, состоит из помыслов и поступков, причём именно помыслы определяют деяния, так как корень зла лежит в нашем разуме, и именно с очищения разума и начинается путь просветления. Не стоит забывать о том, что своими злыми деяниями, дурными поступками и нечестивыми помыслами человек портит свою карму, в этом случае человек навлекает на себя болезни и недуги.

В индийских притчах читатель, ставя себя на место того или иного героя, понимает, что истинная ценность не в материальном, истинную ценность представляет его собственная душа, которая волею Брахмы оказалась в реалиях мира материального и теперь ей предстоит пройти множество испытаний разочарованиями, страданиями и невежеством.

Каждая индийская притча, так или иначе, доносит до нас, что человек проживает отведённое ему время для того, чтобы в конечном итоге освободиться от оков материального мира, освободиться внутри себя. Кроме всего прочего, притчи рассказывают своим читателям о том, как стать абсолютно свободным и счастливым, для этого необходимо удовлетворять свои желания - естественно, речь идёт о тех желаниях, которые приближают нас к духовному просвещению.

Основной посыл индийских притч заключается в том, что весь наш жизненный опыт и вообще всё то, что происходит с нами на жизненном пути, - это наши поступки. Свыше нам дан шанс - рождение, и этот шанс мы должны использовать достойно. Если мы углубимся в осознанное чтение индийских притч, нам также откроется понятие «священного долга». Наш священный долг - это бесконечное развитие и стремление к лучшему.

Притчи доносят до нас также, что отчаяние бесполезно, не стоит растрачиваться на пребывание в пассивном состоянии и принимать всё, что уготовано вам. Только прошедший все круги ада, мук и страданий человек может стать поистине счастливым и, самое главное, ценить это обретение счастья. Человек, почувствовавший вкус счастья и удовлетворения через горький опыт страдания,

способен обрести свободу и войти в состояние нирваны. Естественно, эти глубокие вещи раскрыты в индийских притчах очень простыми словами. Прочитав одну, мы с жадностью принимаемся читать следующую, во многих героях мы видим себя, свои поступки и промахи, ошибки и достижения.

Все индийские притчи посвящены бытию человека, причём именно в индийских притчах мы впервые встречаем такие понятия, как «богач» и «бедняк». Стоит отметить, что здесь очень много рассказано о приземлённых аспектах человеческой жизни. Индийские притчи пропитаны добром, милосердием, любовью ко всему живому, они учат нас ценить любую форму жизни, будь то человек, растение или животное. Они читаются на одном дыхании и дают нам возможность побыть наедине с собой, поразмыслить; они не несут явный назидательный характер, поэтому индийские притчи можно читать детям, особенно - подросткам. Ведь, как известно, именно подростки - это чаще всего страждущие души, которые не имеют чёткой цели перед собой и пребывают в мучительном поиске самих себя. Очень мягко и аккуратно они подведут своего читателя к тому, что жизнь - это результат его собственных помыслов, это его ответственность, и, осознав эту истину, он становится ближе к духовому освобождению, которое даст возможность гармоничного существования.

Loading...Loading...