Интересные факты о евреях. Иудаизм в Средние века

Где живут евреи? Страна - современная родина этого народа - носит название Израиль. Появление ее на политической карте мира произошло относительно недавно - 14 мая 1948 года. Создание нового еврейского государства на территории Ближнего Востока не понравилось мусульманского миру, так как нарушило баланс сил в регионе. Израиль с первых дней своего появления оказался втянутым в многочисленные арабо-израильские конфликты. Почти полвека кровопролитных боев и постоянных терактов пережило молодое государство, перед тем как наконец утвердиться на Ближнем Востоке. Где жили евреи до 1948 года? Почему место для нового государства было выбрано именно на Ближнем Востоке, по соседству с воинственными арабскими государствами? В статье мы постараемся разобраться в этом.

Теория происхождения

Где жили евреи в древности? Откуда они берут свое начало? Этот дискуссионный вопрос не дает покоя многим. Бесспорно, евреи - один из самых древнейших народов человечества, который сумел сохранить свою национальную самобытность до сегодняшнего дня, хотя это кажется парадоксальным: на протяжении всей своей истории они подвергались различным гонениям, высылкам, геноцидам. Были в подчинении и рабстве у египтян, вавилонцев, персов, римлян, греков и др.

Где жили евреи в древности? Источников, которые бы достоверно указывали на место их происхождения, нет. Некоторые исследователи полагают, что первые представители евреев появились на Индийском полуострове. Оттуда их вытеснили племена арийцев, и они обосновались на территории Мессопотамии. Одним из косвенных подтверждений тому является тот факт, что свою национальную идентичность они получают от матери-еврейки. Другими словами, еврейское общество не считало человека своим соплеменником, если евреем был только его отец.

Эта традиция прослеживалась и у некоторых кельтов, которые, предположительно, также берут свое начало с Индийского полуострова.

Становление еврейского народа

Начало истории народа связано с именем Авраама. Исторических источников, которые объективно бы отражали эту эпоху, не существует. Библия - единственный источник, по которому можно изучать первых представителей, поэтому начальный период их истории получил название «Библейская эпоха».

Считается, что еврейская нация сложились во 2-м тыс. до н. э. на территории Древнего Ханаана. Географически это место находилось на «оживленном перекрестке» Древнего мира, соединяющем развитые цивилизации Мессопотамии, Египта, Малой Азии, Аравии и Африки. Примерно тогда же появилась письменность и началась историческая эпоха истории человечества - до этого она считается доисторической.

Где жили евреи в древности? Потомки Авраама ушли из плодородной Мессопотамии и захватили ханаанские земли. По своей ли воли они это сделали? Ответа на этот вопрос нет. Возможно, произошла мирная интеграция семитоязычных скотоводов-кочевников и земледельцев Ханаана.

Египетская история евреев

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, их национальная идентичность сформировалась после исхода из Египта. Но как они туда попали? Внук Авраама - Иаков - привел своих пастухов-кочевников в земли Древнего Египта. Местная цивилизация была развита настолько, что появление малочисленного нового племени пастухов не вызывало ни у кого тревоги. Возможно, евреи понимали благоприятную для себя ситуацию, так как одну из величайших цивилизаций Египта в этот период захватили такие же кочевники-пастухи - гиксосы. Эти два обстоятельства и привели к развитию кочевой отсталой нации. Правление «мерзопакостных гиксосов» - такое название прослеживается в египетских источниках более позднего периода - «черная страница» в истории высококультурного Египта. Кочевники проявляли откровенную дикость и варварство. Они уничтожали многовековые уклады жизни египетского общества, разрушали религию, культуру и др. Их верными союзниками стали евреи, которые полностью пробрались во все сферы общественной жизни Египта, получили лучшие земли. Для «богоизбранного народа» создавалась идеальная среда: богатая почва, развитая цивилизация, слияние с правящей верхушкой и др. Однако все закончилось тогда, когда из Фив началось освободительное движение, которое ниспровергло гиксосов (1550 г. до н. э.).

Это отражено и в Библии с историей Иосифа, который «дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли». Хочется отметить, что сам Иосиф достиг того, что фактически стал формальным фараоном Египта: выкупил земли обычных египтян, используя «семь тощих» лет, и обложил всех жителей 20% налогом на их же землю, чего не могли придумать за тысячелетнюю историю сами фараоны.

Рабство и исход

Национально-освободительное движение сформировало новые черты египетской нации: воинствующий дух, подозрительность ко всем иноверцам, патологическая ненависть ко всему пастушечьему и др. Ситуацию усугубляло то, что благоприятные условия и отсутствие налогов для самих евреев значительно увеличивают их численность. Это начинает угрожать коренному населению: «Сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Из привилегированного народа они начали превращаться в рабов. Хотя сама Библия дает понять, что их просто заставили физически трудиться, как и всех: «делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой». К этому они были не приучены, да и не желали привыкать спустя даже два века. Так продолжалось 210 лет, до того момента, пока они снова не сбежали на другую территорию. "Исход" из Египта произошел в 14-м веке до н. э. и связан с именем Моисея. По одной из версий, он был сыном Рамзеса Великого, по другой - его внуком, а еврейская традиция и вовсе приписывает его к «своим», которого чудом спасла придворная служанка и поселила во дворце.

Если проанализировать единственный источник, который есть, - Библию, и сопоставить факты, то можно сделать вывод, что исход, скорее, был бегством с награбленными богатствами. «Когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших, и дочерей ваших, и оберёте египтян». Возможно, поэтому власти и отправились в погоню за «несчастными» не с целью их вернуть, а забрать награбленные драгоценности, так как египтяне поздно сообразили, что массово были обмануты.

Странное скитание

После Египта Моисей водил по пустыне свой народ 40 лет. Почему так долго? Переход по Синаю занимает не более одного месяца. Многие исследователи и публицисты считают, что Моисей целенаправленно это делал: 40 лет - достаточный период для полной смены поколения. Пастырю было просто необходимо, чтобы его народ полностью забыл рабские корни. Параллельно прививался культ ростовщичества и денег. По Библии Моисей жестоко рассправился с теми, кто участвовал в сожжении золотого тельца, возведенного из награбленного египетского золота. Здесь непонятно и следующее: почему золото сгорело в пепел, а не расплавилось? Скорее всего, пастыри таким образом решили сами обобрать народ, который до этого обобрал египтян. Если это так, то это первый случай в истории присвоения богатств целой страны путем обмана небольшой группой из числа элиты. Возможно, на эти деньги и появляется «манна небесная» - скоропортящийся продукт, который «Бог забирал у жадных».

Где жили евреи после Египта?

Возможно, что и сам Моисей считал себя рабским родом, поэтому пал жертвой своей идеологии. Он умирает прямо перед стенами Ханаана - страны, простирающейся на запад и северо-запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иорадана до берега Средиземного моря. Власть передается Иисусу Навину. Здесь евреи снова завоевывают ханаанские княжества, как и ранее, до вступления в Египет их далеких предков. На этой земле образуется Израиль. Начинается эпоха царств. В эту эпоху и появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и др. Именно здесь, на территории Ближнего Востока, надолго оседают евреи.

Постоянная борьба

Земля обетованная постоянно оказывается под ударами. С VIII века до н. э. она оказывается под властью Ассирии, затем Вавилона (586-539 гг. до н. э.), который разрушает знаменитый храм Соломона, затем персидской державы Ахеменидов (539-331 гг. до н. э.), Македонии (332-312 гг. до н. э.). После распада империи Александра Македонского евреи входят в государства Птолемеев и Селевкидов. И все это время евреи постоянно пытались бороться с захватчиками. Например, в результате восстания Маккавеев некоторое время в Иудее правила еврейская династия Хасмонев.

Затем эта земля сталла вассалом Рима. Но с непокорными евреями римляне справиться не могли. Было принято решение полностью выгнать их из этой территории, а саму Иудею переименовать в Сирию Палестинскую, чтобы стереть всю память о них. Это произошло в 135 году.

Расселение евреев

Где живут евреи в мире? После того как римляне вновь отправили скитаться «богоизбранный народ», они расселились практически по всей территории мира. Не было ни одной страны, где бы они не жили. Их появление сопровождалось постоянными антисемитскими настроениями. Причина в том, что многие евреи начинали заниматься привычным делом - ростовщичеством. В погоне за прибылью некоторые из них применяли самые гнусные методы: спекуляцию на голоде, искусственное создание дефицита, инфляции, скупка краденого и др. В Речи Посполитой они и вовсе откупили все православные храмы с подачи католических властей и начали взимать плату за обряды. За гнусные деяния отдельных его представителей приходилось страдать ни в чем не повинным евреям.

Где жили евреи в России

Русское самодержавие строго контролировало еврейский народ. В «отсталой» России капитализм не наступал, поэтому их к нам не тянуло. Их появление произошло по воле случайности: в ходе раздела Речи Посполитой наша страна забрала себе не только польские земли, но и огромное количество представителей сынов израилевых. Самодержавие поощряло ассимиляцию евреев: давало им льготы, выдавало землю, однако основную их массу держали за чертой оседлости и не позволяли им распространиться по всей империи. Так было до революции 1917 года.

Сталин и евреи

Где живут евреи в России? Благодаря И. Сталину их отправили подальше от остальной России: на север Дальнего Востока, в пустынные земли. Сегодня это Еврейский автономный округ с центром в городе Биробиджане. Сталин боролся с партией Троцкого, в которой евреи прочно укрепили свои позиции. Выявлять их не было ни сил, ни желания, поэтому решено было всех отправить подальше от столицы.

Итоги

Итак, мы ответили на вопрос: где живут евреи, в какой стране сегодня находится их родина. Кратко осветили историю расселения этого народа. Надеемся, что статья окажется полезной.

Евреи - народ, по языку относящийся к семитской семье языков и после 2-го разрушения Иерусалимского храма рим. имп. Титом (70 г. н. э.), а особенно после подавления восстания Бар-Кохбы (132- 135), начавший где добровольно, но чаще насильственно покидать Палестину и расселяться сначала в соседних странах, а затем перебираться в Европу и Азию.

Кто же такое евреи? Часто говорится, что это те, кто придерживаются еврейской религии иудаизма. Например, в «Заявлении о природе расы и расовых различиях», составленном группой антропологов и генетиков, собравшихся в Париже в июне 1951 года под эгидой ЮНЕСКО, можно найти такие слова: «Мусульмане и евреи являются расой не более, чем римские католики и протестанты» (1080). Это утверждение необходимо рассмотреть.

В различных частях мира сегодня существуют общины, которые практикуют иудаизм в той или иной форме, но их представители этнически отличаются от евреев Европы и Северной Америки. Теперь рассмотрим их.

Бейкер Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015, с. 309-310.

Литература:

Кузнецов Д.С. Еврейские политические партии в Пензе в годы Гражданской войны. 1917-1922 . Пенза, 2017. ("РУмянцевский музей")

Бейкер Д.Р. Ашкеназы

Лица ашкеназской группы в основной массе могут быть распознаны по определенным физическим признакам, которые отличают их от других европейцев. Следует иметь в виду, что не каждый член этой группы обладает всеми отличительными чертами, но многие из них демонстрируют большинство из тех, которые будут описаны. Описание будет применяться, в частности, ко взрослому мужчине (49, 302, 331, 477, 545, 905, 925, 1085).

Как правило, ашкеназы являются короткоголовыми, хотя некоторые из них попадают в мезокраниальную группу. Измерение относительной ширины черепа производится специальным способом. У некоторых этнических таксонов короткоголовое состояние возникает просто из-за того, что голова очень широкая, но здесь это не так. Такой признак обусловливается тем, что голова евреев является именно очень короткой, а объем черепа поддерживается необычной высотой свода черепа. Короткий тип головы связан с тенденцией к уменьшению затылочной области. Череп этого типа называется hypsibrachycranial...

Бейкер Д.Р. Евреи «Bavumba»

Немецкая экспедиция на западном побережье Африки донесла до научного мира информацию об очень странном сообществе так называемых евреев около девяноста лет назад * (61, 21). Были обнаружены особые «касты» негров, населяющих отдельные деревни неподалеку от побережья, примерно в 20-30 милях к югу от Лоанго (к северу от устья реки Конго). Эти люди были названы «Judeus» или «Judeos» (то есть - «евреи») местными португальцами-колонизаторами. Они совершенно очевидно были негры, хотя немецкий художник, работавший в экспедиции, думал, что он смог обнаружить легкий намек на «еврейство» в их лицах.

Евреи, родившийся от еврейской матери

С традиционной религиозной точки зрения самих евреев, евреем является человек, родившийся от еврейской матери (1177), но эта формула страдает тем недостатком, что определяемое слово включено в форме прилагательного в определение. Та же ошибка присутствует в рамках нового определения, принятого израильским парламентом в марте 1970 года, согласно которому человек является евреем, если он или она есть потомки еврейской матери или были обращены в еврейскую веру ортодоксальным раввинатом или раввином еврейского реформистского движения или раввином еврейского консервативного движения (33, 1174).

Евреи (БСЭ, 1972)

ЕВРЕИ, общее этническое название (на русском языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью с основным населением этих стран. Верующие евреи в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм . Существовавшие в 1-м тысячелетии до н. э. древнееврейского государства - Израильское царство и Иудейское царство были покорены: первое - Ассирией (722 до н. э.), второе - Вавилонией (586 до н. э.), что положило начало расселению евреев по странам мира (см. Диаспора), особенно усилившемуся после захвата Иудеи Римом (63 до н. э.). Значительные группы евреев осели в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. В средние века евреи расселились по многим другим странам Европы и Азии. Миграция евреев была связана также с развитием торговли в странах Европы. Они воспринимали язык и культуру местного населения, но сохраняли свои религиозные и некоторые культурно-бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения...

Кочинские евреи

«Кочинские евреи» * являются еще одной изолированной группой людей, которые практикуют еврейскую веру в отдаленной части мира. Они живут в городе Кочин и трех соседних деревнях в штате Керала, на юго-западе Индии. Утверждается, что религия была принесена туда евреями, бежавшими из своей страны после разрушения Иерусалима римлянами в 70 году. Некоторые из местных жителей, должно быть, также приняли новую веру, поскольку «кочинские евреи» сегодня по физическим признакам не отличаются от остальной части индийского населения района.

Фалаши

Фалаши, или «черные евреи», Эфиопии являются членами эфиопидской субрасы, гибридного таксона... Как утверждают некоторые, определенное внешнее сходство с евреями Европы может быть обнаружено среди фалашей (530), но это, как я полагаю, не подтверждают исследования по физической антропологии.

В собственно Эфиопии слово «фалаши» означает «иммигранты», да и иудаизм, очевидно, должен быть принесен туда извне, но многие местные жители, в конце концов, приняли новую религию. По преданию, их обращение было вызвано посредством царицы Савской или «Шеба», то есть людей, обитавших в древности в регионе современного Йемена. Джеймсу Брюсу, исследователю Эфиопии в 1770-х годах, фалаши сообщили о себе, что царица Савская посетила Иерусалим , приняла иудаизм и родила от царя Соломона мальчика Менелика, который получил образование в Иерусалиме и уехал, чтобы основать колонию евреев на противоположной от страны Савской стороне Красного моря - в Эфиопии...

Евреи (ЛГ.Э, 2013)

ЕВРЕИ (самоназвание - йеудим, идн) - древний народ семитского происхождения, входящий в население древнего Израильского и Иудейского царств. Основной народ государства Израиль (с 1948 года). Общая численность в мире около 14 млн. человек, из них около 40% в Израиле и 35% - в США. Гумилёв уделяет огромное внимание истории и этногенезу евреев в книгах «Открытие Хазарии», «Древняя Русь и Великая Степь» и других. Согласно Гумилёву, этническая история евреев была извилиста и многообразна, но трансформации, возникавшие вследствие пассионарных толчков, видоизменяли их не менее чем все прочие этносы. При этом менялись облик культуры и догмы религии, феномены куда более устойчивые, чем этнические стереотипы, но сохранялся этноним, что и вводило в заблуждение и невежественных людей, и даже ученых. По мнению ученого еврейского этноса как единого нет. Есть еврейский суперэтнос, то есть сочетание разных этносов, объединенных элементами сходства. ..

Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тысячелетия до н.э. па территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, евреи сложились в народ в процессе исхода порабощенных предков евреев из Египта и завоевания ими обетованной Богом «земли » в середине 2-го тысячелетия до н.э.

На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. евреи уже становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое древне-еврейское царство, основанное царями Саулом (1025-1004 до н.э.) и Давидом (1004-965 до н.э.) со столицей в Иерусалиме, строится Первый храм, складывается монотеистическая религия евреев, жреческий иудаизм, создается на протяжении 1-го тысячелетия до н.э. Танах, или Ветхий Завет Библии.

Этническое и культурное единство древних евреев было нарушено с распадом древне-еврейского царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудейской) Ассирией и Вавилоном в 8-6 вв. до н.э. Завоеватели разрушили Первый храм и увели большую часть населения за пределы Израиля. Народная традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, так называемых «10 потерянных коленах», чьи следы потерялись где-то за .
В конце 6 в. до н.э. часть евреев возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается государственная и духовная консолидация евреев. С тех пор складывается модель этнического развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже н.э. охватившую , Малую Азию, Иран, Западное Средиземноморье, Кавказ, часть Средней Азии.

В период второго древнееврейского Хасмопейского, или Маккавейского, царства (164-37 до н.э.) в состав евреев включаются нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья и эллинизированное население Галилеи и береговой полосы Израиля. Римское завоевание и разгром еврейских движений 1-2 вв. привели к массовому насильственному выселению значительной части евреев из Иудеи; изгнанники пополнили еврейские общины диаспоры. Этнический центр в Иудее практически прекратил существование после арабского завоевания Палестины в 638 г., хотя небольшие группы евреев продолжали жить на исторической родине постоянно.

Тяга к возвращению в Израиль, т.е. «возвращение в Сион» (к горе, на которой стоял Иерусалимский храм), постоянно сохранялась среди евреев и была освящена иудаизмом. С разрушением Второго Иерусалимского храма в 70 г. н.э. оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистический иудаизм, в основе которого, наряду с Таиахом, лежит другой религиозный и юридический памятник – Талмуд. Центром религиозной и общинной жизни становится синагога, или место для собраний («дом собраний»), ее служитель – раввин (рав), ученый знаток и толкователь традиции.

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, носивших традиционные еврейские наименования: Бавель (Месопотамия с прилегающими районами Закавказья и Курдистанского нагорья), 5-11 вв. н.э.; Сефарад (Пиренейский полуостров), с начала н.э. до 1492 г., когда евреи были изгнаны из ; Ашкеназ (первоначально Центральная , затем Восточная Европа), с 10 в. до 1-й пол. 20 в.

В новое время с отменой ряда средневековых ограничений прав евреев в большинстве стран Европы начался процесс сближения евреев Западной Европы с местными народами, отход евреев от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки. Восточной Европы и стран Востока дольше сохраняли традиционную культуру. Сохранившиеся ограничения в правах и занятиях евреев Европы, рост социальной мобильности, характерный для нового времени, привели во 2-й половине 19 в. к расширению миграций евреев. Более 2 миллионов евреев переселилось в конце 19 – начале 20 вв. в Северную Америку; с конца 19 в., с возникновением идеологии сионизма, поставившего целью переселение всех евреев в Палестину, началась миграция евреев разных стран, преимущественно из Восточной Европы, в Палестину.

В конце 19 – начале 20 вв., наряду с активизировавшимися процессами аккультурации и ассимиляции евреев Европы и Северной Америки, наблюдалась также консолидация евреев, выразившаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. Этническое развитие евреев было приостановлено массовым геноцидом евреев Европы, осуществленным германским фашизмом, в результате которого погибли 6 миллионов евреев. После войны часть еврейского населения Европы, позднее и ближневосточных стран переселилась в страны Нового Света, главным образом в , а также в Палестину, где в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано государство Израиль.

По переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает более 230 тысяч евреев, в том числе горских евреев – 3394 человека, евреев – 53 человека, среднеазиатских евреев – 54 человека.



Из разговора с ПЧ (о праве на ношение оружия):
Я - Евреи и выжили таким образом. Если где-то плохо, то они рано или поздно уезжают (если их не убивают сами аборигены)
ПЧ - За то их и не любят.

А теперь - хорошая статья.

Добавлю от себя, что вопреки многим знатокам библии евреи очень миролюбивая нация. То, что происходит в Израиле это печальные результаты агрессии экстремистов. В конце-концов это ИХ страна (израильтян) и они в праве её защищать. Я-то имею в виду евреев в изгнании вообще и как сложилась жизнь после разрушения храма.

Карлик Сергей Григорьевич (с) 2004

Превосходство наций. Евреи.

Совершенно случайно найдено на http://zhurnal.lib.ru/k/karlik_s_g/prewoshodstwo.shtml

Древняя нация, которая пережила десятки других племён, сохранив религию и язык. Которая распространилась по всему миру, и смогла заново возродить своё государство на кусочке пустыни, где не было ни-че-го. Сейчас на территории России потомков этой нации осталось около 150000 человек.
Евреи - народ гонимый. Нет ничего удивительного в том, что они отличаются повышенной живучестью и приспосабливаемостью. Причем, зачастую копируя психологию окружения, евреи, тем не менее, идут своим путём. Неправда, что евреи непьющая нация, достаточно вечером в пятницу заглянуть в любую синагогу, чтобы в этом убедиться. Вы увидите, как евреи за милую душу потребляют водку. Шабат - праздник, никто не запрещает во время отдыха потреблять. Неправда, что евреи не любят Россию, и пасуют перед грубой силой, отсиживаясь в тылах. Мой дедушка, чистокровный еврей, воевал и трое суток пролежал в Польше, зимой, с пробитой головой, в лесу. Между прочим, евреев немцы в плен не брали, расстреливали на месте. Неправда, что евреи не умеют воевать. Римляне не могли справиться с крепостью Масадой три года. В крепости жили 900 человек, причём, только треть из них были воинами, а осаждали крепость 15000 римлян. Сейчас государство Израиль живёт в окружении враждебно настроенных арабских государств.
Давайте порассуждаем. На мой взгляд, евреи - это некий подвид человека, который был выведен специально некими силами. Это не мистика, просто так сложились обстоятельства. Было 12 колен евреев. Однако в плен египтяне угнали 10 колен. И эти колена сгинули. А проще говоря, они растворились в местном населении. Времена тогда были такие, рабов насиловали, продавали. Их потомки потеряли своё еврейское лицо и забыли своих предков. А вот остальные два не забыли. О чистоте нации евреи при этом абсолютно не заботятся. Спросите у любого раввина, кого можно считать евреем и он вам ответит, того, у кого мать еврейка, или того, кто принял иудейскую веру. И даже если так, у меня мать русская, а отец еврей, угадайте, чьи черты я унаследовал больше? Правильно, иудейские. Налицо сильное влияние генов. Такое случается и в природе. Например, волчьи гены преобладают над собачьими. Таким образом, два колена - это те два наиболее сильных вида из 12-ти. Но и это ещё не всё. Моисей 40 лет гонял евреев по пустыне, направленно уничтожая слабых и безвольных. Он гонял по пустыне людей с рабской психологией и выжили они только за счёт повышенной выносливости и организованности. Но и это ещё не всё. После того, как несчастных евреев разогнали по всему миру, их продолжали травить те, на чьей территории они жили. В Европе им вообще запретили жить в пределах городских стен. Евреи селились за пределами, и зачастую становились первыми жертвами захватчиков. В России конца 19-ого века евреев активно выселяли на территорию Украины. Гитлер вообще заявил, что всех евреев надо уничтожить, под этим предлогом он развязал вторую мировую. Миллионы евреев были уничтожены в концлагерях. И тем не менее....
Они живут. За счёт чего?
Изначально евреев помнят как некий народ, который находился в рабстве у египтян. Рабу выжить и сохранить своё лицо и свою веру очень трудно. Ведь за него решают ВСЁ. Значит, они должны были выделиться. Стать полезными и незаменимыми. И вот тут мы встречаем один нюанс. Евреи - очень талантливая нация. Никто ведь не будет отрицать, что и в Америке, и в Европе и в России евреев среди артистов и музыкантов гораздо больше, чем скажем среди шпалоукладчиков или зэков. Однако и среди них высока конкуренция, а евреев всё равно больше. Почему? А потому, что наряду с талантом у большинства евреев присутствует активная жизненная позиция. Хочешь быть успешным, не будь как все. Это очень хорошо и очень опасно одновременно. Во-первых, нигде не любят выскочек, а в России особенно. А среди евреев таких полно. Во-вторых, активная жизненная позиция зачастую отрицает компромиссы. Это опасно уже не только для евреев, но и для окружающих. Еврей высказал идею, а вокруг него из-за этого люди сталкиваются лбами. Копните любую политическую партию и найдёте в руководстве еврея, зайдите в любое адвокатское агентство, там то же самое. Про руководителей институтов я уж и не говорю. Всё просто, эта нация выжила за счёт талантов, за счёт упорства и за счёт интеллекта.
Однако евреи ведь расселились по всему миру. Почему же они сохранились, не растворились в местном населении, не вымерли.
Ведь, к примеру, китайцы расселяются очень сильно по всему миру. Только в Канаду ежегодно эмигрируют до 30000 человек. В США они эмигрируют уже 300 лет, у них там даже есть китайские кварталы в крупных городах. Но воспринимается это спокойно. Спокойно, потому что большая часть этих людей растворяется в местном населении, забывает свои корни, принимают другую веру, генофонд их быстро уступает место негритянской, белой и всякой другой крови.
Но у евреев то этого нет!
А потому что им не дают раствориться! Даже больше того! Делается всё, чтобы евреи как можно дольше были сами по себе. Везде, в любом месте мира найдётся человек, которому нравятся или не нравятся евреи. И он будет активно эту свою позицию высказывать именно каждому еврею. И Евреи, чувствуя свою исключительность, стараются объединиться против общей для них всех агрессии. И они обращаются к религии, которая древнее, чем христианская и мусульманская, и они ставят перед собой задачи, заранее зная, что им придётся приложить больше усилий, чем людям другой расы, и они, производя детей на свет, обрезают их в младенчестве, заранее готовят их к трудной и опасной жизни. И, между прочим, у евреев редкость, когда родители отказываются от ребёнка. В детских домах России вы днём с огнём не сыщите беспризорника-еврея.
И каков результат такой селекции?
Ну, вот был я тут в Израиле....
На куске пустыни, там, где летом трава выгорает в пыль, живут и здравствуют евреи, под боком у своих бывших хозяев-египтян. Они развели сады, понастроили городов. На четыре с половиной миллиона населения, три миллиона легковых автомобилей. Это притом, что за подержанную иномарку надо платить 120 процентов налога. Цены на машины и на жильё запредельные.
Любимое увлечение свободного еврея в своей стране - это его работа. А желательно работать на одной работе и иметь ещё два приработка. Культура немного в загоне, страна находиться в режиме постоянного накопления капитала. Все евреи фанаты своей страны и всегда готовы к бою, в армии служат все. Женщины два года, а мужчины три. Я видел их армию, и видел армию Египта. Евреи раскатают египтян как блин, если им, конечно, дадут это сделать. Общественность мировая пока против. Русскому человеку среди евреев не выжить! Евреи не любят раздолбаев, пьяниц и вообще не любят расслабляться на всю катушку. Среди евреев конкуренция невероятная. Нация, которая прошла суровый неестественный отбор, среди своих тоже устраивает отбор, и этот отбор очень жесток.
Могу предположить развитие событий в дальнейшем.
Если евреи продержатся достаточно долго для того, чтобы мусульмане привыкли к мысли, что евреи им вовсе не враги, а так же признают свои преступления против иудейской религии, то через какое-то время евреи восстановят свой храм и будут тихо мирно поживать, крепя свою экономику. Для тех, кто не в курсе я объясняю. Мусульмане построили мечеть на территории еврейского храма. На территории ЕДИНСТВЕННОГО еврейского храма, того самого, от которого осталась стена плача. И эта мечеть - третья по значимости в мусульманской религии.
Однако нужно, чтобы прошло как минимум 300-400 лет.
Может быть и по-другому. Сейчас, под давлением мировой общественности Израиль уходит с той земли, которую он захватил во время последнего конфликта. И это не привело ни к чему хорошему. Местный мусульманский народ ведёт себя как наши чеченцы. Понять их можно, евреи для них враги не только из-за религии, но их поведение недальновидно и неоправданно с экономической точки зрения. Война - это в любом случае плохо. Вместо того, чтобы крепить свою экономику Палестина ведёт войну с Израилем. В конечном итоге, если мусульмане объединятся, то может быть глобальный конфликт мусульман с Израилем. Как показывает опыт прошлых столкновений, Израиль, скорее всего, победит. И тогда будет затишье. Но ненадолго.
Данный конфликт способен тлеть много лет. Это даст ещё один вид отбора для иудеев.

Рубрики:
Метки:

Ты не совсем права. Евреи не стягивали свои силы, они там как жили, так и жили, причем вместе с арабами. То есть, нельзя сказать, что туда приехали евреи уже в середине XX века, после войны те, кто уцелел. Евреи там жили веками, равно как и арабы, конечно. Большое освоение земель было в конце XIX - начале XX веков, когда евреи приезжали из других стран (наверняка ты слышала о Теодоре Герцле, основположнике сионизма) и выкупали (!) земли у арабов, а затем обустраивали их. Так, например, была выкуплена территория, на которой стоит Тель-Авив. И все это было задолго до приезда еврейских беженцев из Европы после Холокоста и задолго до объявления создания Государства Израиль. Вопрос о создании Государства Израиль рассматриваться мог как угодно, но для евреев именно эта Земля - Святая, да и жили они там изначально.
Так что евреи - не захватчики земель арабов. Жили вместе, значит - соседи. И никто, чес-слово, не мешал арабам точно также объявить о создании своего государства (почитай воспоминания политиков тех времен). Другое дело, что арабы совершенно не желали такого соседства официально, то есть, именно они были против создания двух равных государств. К тому времени там велась достаточно активная антиеврейская пропаганда (главный муфтий был дружком Гитлера), и настроены робятки были не на мирное сосуществование (а евреям и так хватило войн и крови к тому моменту, как ты понимаешь, многие приезжали на Святую Землю не ради того, чтобы продолжать умирать), и все войны на этой территории развязывали именно они.
Конфликт креста и полумесяца... Мне лично ближе слова Кшиштофа Занусси, который, между прочим, ярый католик, был помощником Иоанна Павла II. Он говорил об "иудео-христианской культуре", между прочим. Потому что мусульмане сами провоцируют христианский мир против себя. Когда территория современного Израиля была под протекторатом англичан, они как раз были против создания еврейского государства и всячески поддерживали арабов. В середине 50-60-х годов, когда либеральные настроения на Западе были очень сильны, гораздо меньше христиан поддерживало Израиль, и многие западные страны запрещали торговлю оружием с ним и даже провоз оружия на его территорию. Сейчас же все изменилось, и не евреи тому причиной, а сами мусульмане.
Про прошлое никто не плачется. Другой вопрос, что у евреев вся история такая, что смешного мало.
Если ты защищала курсовик на эту тему, то должна знать, что исторические документы можно повернуть как в ту, так и в другую сторону, в зависимости от мировоззрения пишущего учебники и читающего их.

Вы, девушка, полную ахинею несете! Я, даже не стал дочитывать вашу полемику до конца. Не знаю, где, и что вы там защищали (на курсах вопитателей детских садов, что ли? Отсюда и тон такой назидательный?) но все от начала и до конца - бред какой-то!
Давайте по порядку:
1. " Когда евреи стали стягивать свои силы на территорию современного Израиля, там уже жили и здравствовали арабы. Причем жили и здравствовали уже более тысячи лет к тому времени. "
Что это за выражение такое:" Стали стягивать свои силы" - начитались "Дозоров..." и теперь всякие силы вам везде мерещатся?
Не было никаких сил. И территорий для захвата не было никаких. ООН предложила на выбор Аргентину, Уганду и Палестину - выбрали Палестину.
"Евреи стали стягивать туда свои силы и когда после Второй мировой войны пошла волна освобождения колоний, евреи заявили, что хотят государство - на территории Палестины (!) существующего государства арабов, которые до того времени относились к ним очень хорошо кстати заметить. [ кстати заметить, это что погромы сейчас называются -"хорошее отношение"?] Государство Израиль было создано несмотря на протесты арабов. Как ни странно Израиль получил лучшие земли этого государства, арабы были загнаны на худшие куски, которые Израиль еще порезал в течение войн."
Во первых: назовите мне хоть одно арабское государство, которое существовало на территории Палестины (да еще более тысячи лет!)?
Во вторых: Если арабы так хорошо относились к евреям (которых там как бы и быть не должно было), то почему они были категорически против Еврейского государства?
В третьих: А вам вообще известно, что лучшие земли в Палестине - это Иудея, Самария и Газа? А самые плохие земли - это Негев (пустыня) и центральная часть, на которой сейчас построены Тель-Авив и его окресности - там когда-то находились малярийные болота. Причем все земли (которые и так должны были принадлежать евреям) были выкуплены у бедуинских шейхов. Обратите внимание - у БЕДУИНСКИХ ШЕЙХОВ!
Говоря о том, что на территории Палестины проживали арабы и у них было свое государство, вы, мало того, что смешите меня, но и оскорбляете тех, кто хоть какое то отношение имеет к этой земле - бедуинов. Если вы никогда про таких не слышали, то вот вам справка:
"Бедуины (араб. badaw, во множ. числе beduan - «обитатель пустыни (степи)», «кочевник») - термином принято обозначать всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности.

Бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет. Сначала они были язычниками, позже, в IV веке н. э. бедуины стали исповедовать христианство. В VI веке бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. В XI веке бедуины вторглись на территорию Северной Африки, покоряя местное население. При этом большая часть местных жителей (берберов) была ими исламизирована.

Израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке (на волне мусульманских завоеваний). Выходцы из Судана (их легко отличить, так как они принадлежат к негроидной расе) изначально попадали к бедуинам, кочевавшим по пустыням Аравийского полуострова, в качестве рабов, но, в дальнейшем, переходили на характерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка и становились полноправными бедуинами"
Бедуины, как вы поняли - кочевники. А еще бедуины разбойники! И те бедуины, которые жили в Палестине занимались грабежами караванов, потому, что через Палестину проходил караванный путь. Если бы в их присутствии кто-то из арабов заявил бы свои права на какую-то землю - убили бы сразу, потому, что арабы появились в Палестине после того, как туда стали прибывать евреи. Британия, в свое время, понимая, что после ее ухода вся оставляемая территория станет еврейской, поспешила наводнить ее арабами разного происхождения, ограничивая въезд евреев в Палестину. Именно Британия виновата в той ситуации которая сложилась на сегодняшний день.
2. "Почему тогда курды не имеют право на создание государства на совей исторической территории за которую они бъются веками? Почему баски или ирландцы оказываются неправы? Потому что они пытаются оттяпать кусок у существующего государства. А евреям это удалось и они еще и правы тут."
А что у курдов и ирландцев землю тоже евреи забрали? Вы же в Америке живете? А что же американцы на индейских землях делают?
А до этого вы где жили? В России? Так вся территория России тоже кому-то принадлежала до русских. Вот и татары счастливы были бы освободиться от России, да еще воссоеденить исконно татарские земли Крыма.
Короче, не мутите историю - она и так достаточно мутная. Хотите восстановить справедливость - езжайте в Газу, примите ислам, выйдите замуж за араба, родите ему 2 десятка детей и воспитайте из них шахидов и... Аллах акбар!

1880-е годы. Беженцы из Российской империи

Лишившись своей государственности два тысячелетия назад, евреи постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел процесс миграции в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании и открытия Америки. Этот период нашей истории можно назвать "великим переселением евреев"

Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ

Еврейская миграция всегда связана с преследованиями, дискриминацией и экономическими мотивами. Образовавшаяся вследствие расселения мировая еврейская диаспора представляет собой людей, проживающие вне страны своего происхождения (Эрец-Исраэль) в виде этнических и субэтнических групп. В еврейской диаспоре тесно связаны между собой различные ее центры, часто находящиеся на больших расстояниях друг от друга. Миграционные процессы приводили к падениям и появлению новых центров еврейской жизни вне исторической родины. Уже до новой эры в рамках еврейской диаспоры развивались независимые центры в отдаленных друг от друга регионах — например, в Александрии, Вавилоне.

История еврейской диаспоры, как и, к примеру, китайской или армянской, прослеживается в течение многих столетий, но ни одна историческая диаспора не имеет такую высокую степень культурного разнообразия и динамизма, как еврейская. Встречи евреев из разных созданных центров диаспоры в результате миграционных процессов через многие столетия (например, сефардов и ашкеназов в Нидерландах в XVII столетии) являются одними из самых интригующих аспектов еврейской истории.

Члены рассредоточенной этно-конфессиональной общины традиционно играют важную роль в качестве межкультурных посредников, в том числе с членами других диаспор. В соответствующем принимающем обществе они образуют меньшинство, благополучие которого зависит от взаимодействия с местным населением и другими группами мигрантов, от безопасности, благоприятных экономических и политических условий. С целью выживания это меньшинство занимает пустующие экономические ниши в странах проживания. Сохранение культурных различий с местным населением, уникальная профессиональная деятельность, соблюдение религиозных установок, запрещение смешанных браков являлись необходимыми условиями для сохранения еврейских сообществ в диаспоре в течение многих поколений.

Миграции, в первую очередь из-за насильственных выселений, были обычным явлением в истории человечества, и еврейская не является исключением, хотя в христианской традиции в виде антисемитских предрассудков глубоко укоренилась идея вечного странствия евреев по земле до второго пришествия Иисуса.

Еврейские миграции можно условно разделить на три последовательных периода между 1450-ми годами и нынешним временем:

1492-1789 годы — изгнание из Испании и рост диаспоры в Восточной Европе;

1789-1914 годы — массовая миграция из стран Восточной Европы и быстрый рост населения в новых центрах диаспоры;

ХХ столетие, начиная с 1914 года: изгнания, Холокост, создание еврейского государства и массовая репатриация в Израиль.

Уже к середине X столетия существовали три независимых и очень разных по культуре центра в диаспоре, между которыми происходил активный обмен. Главный центр диаспоры, как по численности еврейского населения, так и по его культуре, был расположен на Пиренейском полуострове. Здесь в Средние века развивалась процветающая сефардская община под властью мусульман, изначально терпимых к евреям. С середины XV века большинство испанских евреев находилось под христианским правлением, при этом все больше иудеев были принуждены католической церковью перейти в христианство. Многие из так называемых "маранов" продолжали скрытно исповедовать иудаизм. Полное изгнание мусульман из Испании в 1492 году ознаменовалось также изгнанием евреев, не обращенных в христианство, из Испании, Сицилии и с юга Италии. Португалия, которая была ближайшим убежищем для евреев, издала под испанским давлением в 1497 году похожее постановление о преследовании некрещеных евреев. Изгнание испанских евреев привело к значительному ослаблению культурной и религиозной автономии сефардов.

В Центральной Европе — втором центре диаспоры, рассредоточенном на большой территории, — проживали ашкеназские евреи, но их численность была значительно меньше числа сефардов в первом центре. Несмотря на жестокие преследования во времена крестовых походов и изгнания с большинства территорий на западе континента в XIII и XIV веках, евреи в XV столетии проживали во многих частях Священной Римской империи.

Третий и самый старый центр был расположен в мусульманских портовых городах Ближнего Востока и Персии, южной части Аравийского полуострова, Центральной Азии. Большинство евреев-сефардов бежало из Испании и Португалии в Северную Африку, где расселилось в течение нескольких поколений вокруг Средиземного моря, от Марокко на западе до побережья Малой Азии, нынешней северной Греции, Боснии и Болгарии. Сефарды основали ряд процветающих общин. В некоторых городах, таких, как Салоники, они представляли собой значительную долю населения. Часть сефардов оказалась в Турции. Мусульманские правители обложили евреев высоким налоговым бременем, но в то же время гарантировали безопасность, коммерческие привилегии и религиозную автономию.

Растущие преследования и экономические трудности объясняют, почему ашкеназские евреи из Центральной Европы в XV и XVI веках постепенно переехали в районы Речи Посполитой и в находящуюся под властью Османской империи Юго-Восточную Европу. В Польше и Литве евреи находились под покровительством короны, у них были относительно благоприятные условия жизни и труда. Еврейские иммигранты расселились в большие и малые города (местечки) на территории современной Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши, Молдовы, Румынии, западной части Украины.

Создание в цветущей торговой республике Венеции гетто в 1516 году означало признание евреев в качестве независимых субъектов в средиземноморской торговой сети. После гонений и изгнаний гетто, как и местечки в Восточной Европе, стали уступками еврейским общинам, гарантией культурной автономии и участием в экономике соответствующих стран. Сефардские евреи Венеции поддерживали контакты с членами восточной и ашкеназской диаспор.

В то же время возникли еще два центра — в северо-западной Европе и в Новом Свете. Оба центра обязаны своим развитием привлекательными экономическими и правовыми условиями. В Амстердаме в конце XVI века зарекомендовала себя влиятельная сефардская община, члены которой были в основном евреи из Испании и Португалии. Сефардские купцы из Амстердама открыли торговлю по всей Западной Европе, а также с колониями в Южной Америке. В 1654 году 23 сефардских еврея прибыли из Бразилии в Нью-Амстердам (с 1664 года — Нью-Йорк), где получили право на поселение и основание первой еврейской общины в Северной Америке. В XVII веке первые евреи-ашкеназы мигрировали в Нидерланды и Новый Свет.

Образованный ашкеназский центр в Восточной Европе переживал в XVI и XVII столетиях расцвет в качестве самого густонаселенного и культурно доминирующего центра диаспоры. Евреи Польши и Литвы пользовались сравнительно высокой степенью автономии, они создали Ваад — регулярно собиравшийся еврейский парламент, на котором были представлены главные общины ашкеназского еврейства.

Фаза относительной политической стабильности, связанная с заключением Вестфальского мира в Центральной и Западной Европе в 1648 году, сменилась в том же году длительным кризисом в Восточной Европе. На Украине Богдан Хмельницкий (1595-1657) поднял восстание против польской короны, при этом сильно пострадало еврейское население Восточной Европы, возникла массовая волна беженцев. На фоне политического и экономического кризиса XVII века на западе Украины возник хасидизм, в середине XVIII века он стал ответом и на кризис традиционного иудаизма. К этому времени число ашкеназских евреев превысило число сефардов и восточных евреев. В последней трети XVIII века Польша утратила свою политическую независимость, ее еврейское население оказалось разделенным между Пруссией, Австрией и Россией.

1789 год был переломным моментом. Идеалы французской революции, связанные с получением всех гражданских прав, для большинства евреев Европы носили двойственный характер. Наличие свободы и равенства открыли новые возможности, но и представляли угрозу еврейским общинам в виде ассимиляции. Позднее, к 1870 году, число евреев в различных регионах Российской и Австро-Венгерской империй и в Юго-Восточной Европе выросло до четырех миллионов человек; большинство их них жило в местечках. Они представляли более двух третей мирового еврейства. В Германии, крупнейшем сообществе за пределами Восточной Европы, проживало около 450 тысяч евреев — их относительно большое число здесь было результатом естественного прироста и прусской аннексии части территории Польши в конце XVIII века. До начала XIX столетия ограничения возможностей их миграции были связанны с негативным отношением уже созданных еврейских сообществ, таких, как в Амстердаме, ростом расходов на переезд и рисками, поэтому только отдельные евреи мигрировали в Центральную и Западную Европу или даже в Новый Свет.

Бурная волна еврейской миграции из Восточной Европы началась в последней трети XIX века и была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. Положение еврейского населения в России и Румынии ухудшилось — неблагоприятная экономическая ситуация, расширение масштабов насилия, огромный рост населения, многочисленные ограничения. Антиеврейские погромы в Российской империи, начиная с 1881 года, стали решающим аргументом для сотен тысяч евреев, чтобы покинуть свои дома. В основном миграционный поток был направлен в Соединенные Штаты, в которых уже к 1900 году был создан основной центр жизни евреев за пределами Европы. Еврейская миграция стала глобальным движением, с 1881 до 1914 годы, в период расцвета массовой иммиграции, более чем два миллиона евреев прибыли из Российской империи, Румынии и Австро-Венгрии в США. За XIX столетие в Северную Америку уехало также около 100 тысяч евреев из немецких государств. Но даже огромный отток эмигрантов не нарушил общего демографического равновесия — более того, численность евреев в Восточной Европе продолжала стремительно расти за счет роста продолжительности жизни и снижения детской смертности. К 1900 году еврейское население во всем мире выросло до десяти миллионов; девять миллионов из них были ашкеназами. На протяжении всего XIX и первой трети XX веков, вплоть до начала нацистского геноцида, около 80 процентов мирового еврейства по-прежнему проживало в Восточной Европе.

Страны Нового Света нуждались в европейских поселенцах. Развитие сети железных дорог и морского транспорта обеспечило начиная с 1850-х годов безопасный и быстрый способ переезда из Европы и Америку. Среднее время в пути из поселений в Центральной Европе в любую точку Северной Америки сократилось от нескольких месяцев до менее трех недель. Вскоре после 1880 года огромные океанские корабли начали пересекать Атлантический океан менее чем за неделю, сделав переезд в Америку доступным для всех. В крупных городах, таких, как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго возникли большие еврейские гетто. Во многих новых центрах диаспоры вновь прибывшие в течение нескольких лет евреи составили большинство, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Южной Африке, Аргентине и Палестине. Миграция из Российской и Габсбургской империй и Румынии не только нарушила баланс между центрами еврейской диаспоры в Европе и за ее пределами, она был движущей силой быстрого роста еврейского населения в новых центрах. Но глобальная массовая миграция евреев наткнулась на противодействие противников иммиграции, которые находились под влиянием антисемитских стереотипов.

Международные сотрудничающие еврейские организации помощи, такие, как Парижский Всемирный еврейский союз, Нью-Йоркское общество помощи еврейским иммигрантам и общество еврейских иммигрантов (HIAS), Берлинское общество помощи немецким евреям оказывали поддержку еврейским иммигрантам из Восточной Европы, в первую очередь питанием.

В Первой мировой войне сильно пострадал большой центр еврейских поселений в Восточной Европе. Российские военные власти выслали в 1915-1916 годах десятки тысяч евреев внутрь страны. В Габсбургской империи начались массовые преследования в Галиции, волна беженцев хлынула в Вену и Будапешт. Война привела к распаду Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, военные конфликты продолжались вплоть до 1920-х годов. По самым скромным оценкам, 60 тысяч евреев погибли в 1918-1919 годах в результате погромов, сотни тысяч потеряли свои дома. Крупным группам удалось бежать на Запад, но большинству беженцев пути были закрыты. За американскими иммиграционными ограничениями 1921 года был не только страх распространения большевизма, но и явно антисемитские предрассудки.

Несмотря на это, в Нью-Йорке и Бруклине к 1925 году уже насчитывалось более миллиона человек, что составляло свыше десяти процентов еврейского населения мира. Канада, Великобритания и Аргентина также усложнили иммиграцию. Многие государства требовали для въезда наличия действительных паспортов и транзитных виз, которыми беженцы не располагали, а без документов люди теряли право на свободное передвижение. Еврейские переселенцы на протяжении многих лет находились по всей Европе в лагерях беженцев и городских трущобах в состоянии транзитных пассажиров. Немало из этих людей подверглись после 1939 года нацистским преследованиям и погибли.

Немногие страны остались открытыми для мигрантов из Восточной Европы после 1918 года. Такими оказались Веймарская республика, которая проводила относительно либеральную политику в отношении беженцев, и Франция, которая нуждалась в рабочих ресурсах.

Ответом на растущий антисемитизм и националистические движения в Восточной Европе стал сионизм. После Первой мировой войны он превратился в массовое движение и обусловил рост числа поселенцев в Эрец-Исраэль. Палестина обрела в 1920-е годы большее значение для иммигрантов, но тяжелые условия жизни под британским мандатом объясняют, почему число возвратившихся в исходные страны проживания уже во второй половине 1920-х годов было почти столь же высоко, как и репатриантов.

В Советском Союзе была значительная еврейская миграция в крупные города и в Крым. Многие были переселены в конце 1920-х годов на восток в Биробиджан во время сталинской насильственной коллективизации. Новыми домами для тысяч еврейских беженцев стали в начале 1920-х годов Китай, Бразилия и Мексика. В межвоенный период еврейские и другие мигранты сыграли значительную роль в культурном буме в Берлине.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, вызвал экономическую миграцию и ужесточил иммиграционные ограничения. Это поставило перед еврейскими беженцами из Германии после 1933 года большие препятствия. В 1939 году количество еврейского населения мира выросло до семнадцати миллионов, из них примерно 14 миллионов составляли ашкеназы. С более чем восьмью миллионами евреев Восточная Европа по-прежнему являлась наиболее важным центром диаспоры, затем следовали США. Произошло усиление антисемитизма во всех странах Запада, евреи Европы вновь стали предметом лживых обвинений, подозрений, а порою и нескрываемой ненависти. В Польше в середине 1930-х годов проводилась антисемитская политика, отношение к еврейским гражданам резко ухудшилось.

После захвата власти нацистами около 250 тысячам евреев удалось эмигрировать из Европы сложными путями, часто после потери всего имущества и нескольких месяцев, и даже лет, ожидания. С начала 1938 года и до развязывания войны гонения на евреев начинаются на территориях аннексированной Австрии, Судетской области и, наконец, оккупированных Богемии и Моравии. Экономическая деятельность евреев в подконтрольных нацистам странах была полностью прекращена.

Конференция в Эвиане в июне 1938 года, созванная американским президентом Франклином Рузвельтом (1882-1945) для обсуждения путей содействия эмиграции немецких и австрийских евреев, практически не дала результата: ни одна из 32 участвующих стран не была готова принимать еврейских беженцев.

Начало войны усугубило ситуацию. В октябре 1941 года в Германии был введен запрет на еврейскую эмиграцию с территорий, контролируемых немецкими войсками. В это время вермахтом, союзными войсками и местными коллаборационистами уже были уничтожены сотни тысяч евреев на западе Советского Союза. Вскоре после этого был принят план "окончательное решение" еврейского вопроса. Организованная депортация миллионов евреев в лагеря смерти со всей Европы представляла собой форму насильственной миграции. Катастрофа всего за четыре года полностью уничтожила главный центр еврейской диаспоры в Восточной Европе. Среди жертв Холокоста были также сефарды, в основном из Греции, Югославии и Туниса. Часть евреев в СССР (более двух миллионов) избежала этой участи, эвакуируясь вглубь страны. Некоторые спаслись потому, что были депортированы в ГУЛАГ после советского вторжения в Восточную Польшу в 1939 году.

После освобождения уцелевших еврейских беженцев многие, как и после Первой мировой, в течение долгих лет жили в постоянном ожидании транзита. Лишь немногие страны были готовы их принять. В Соединенных Штатах антисемитскими кругами была сорвана иммиграция. Большинство стран Ближнего Востока объявили евреев нежелательным меньшинством. В Палестине англичане ставили непреодолимые препоны репатриации евреев.

Создание Израиля 14 мая 1948 года изменило ситуацию. Одним из первых постановлений нового государства стало решение о превращении репатриации в государственную политику. Начался процесс исчезновения многих центров диаспоры в странах рассеяния и возрождения национального еврейского государства в Израиле, продолжающийся до настоящего времени. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680000 новых репатриантов. В 1970-е годы, уступив мощному давлению западного мира, началась миграция евреев из Советского Союза. Изначально в небольшом количестве были отпущены преследуемые отказники, затем, после распада Советского Союза в 1991 году, экономические мотивы вышли на передний план и вызвали массовую волну репатриации. До конца 1970-х годов в страну прибыло 140000 новых репатриантов. На конец 1980-х — начало 1990-х годов, в период развала СССР, пришелся пик алии из стран бывшего Советского Союза, к 2000-му в страну с постсоветского пространства прибыло 750 тысяч евреев. Миграция из бывшего СССР частично шла также в Соединенные Штаты, Канаду, Германию.

Развал "лагеря социализма", "арабская весна", появление ИГ, неконтролируемый приток мусульманских мигрантов в Европу — таковы наиболее зримые изменения последнего отрезка времени, приведшие к постоянному росту миграционных процессов. Сокращается численность еврейского населения в существующих центрах диаспоры. Причины — ассимиляция, антисемитизм и алия в Израиль.

Тем не менее наличие центров диаспоры до сих пор является важным фактором политического, экономического и культурного взаимодействия Израиля с окружающим миром…

Loading...Loading...