Как делать и что читать таравих намаз. Вознаграждения за выполнение таравих намазов

Приближается священный Рамадан, в который, как передается в хадисе, открываются врата Рая и закрываются врата Ада, что облегчает верующим совершение благих дел, награда за которые увеличивается многократно. Недаром в это время мусульмане стараются совершать как можно больше дополнительного поклонения - произносить зикры и дуа, совершать больше желательных намазов, читать Коран, чтобы заслужить эти вознаграждения.

Также в это время совершается особый суннат-намаз - намаз таравих, который читается в ночное время месяца Рамадан. Этот намаз является сунной муаккада - сильно желательной сунной, то есть, таким действием, оставление которого без уважительных причин порицаемо. Тому же, кто будет стараться проявлять усердие в этом поклонении, обещана большая награда.

Как передается, Пророк (мир ему) говорил о молитве месяца Рамадан:

«Кто проводит Рамадан с верой (соблюдая пост и молясь) и в ожидании награды, тому будут прощены все его (малые) грехи, содеянные ранее» (Аль-Бухари, Муслим).

Особенно похвальным считается совершение намаза таравих в мечети, вместе с другими верующими.

Совершение же таравиха коллективно в мечети - это отдельная сунна для мужчин. Женщинам следует читать таравих намаз дома!

С целью помочь нашим братьям и сестрам в достижении довольства Всевышнего, мы подготовили обучающий раздел на нашем сайте, где вы можете ознакомиться с особенностями совершения таравих намаза. Мусульмане, которые уже давно практикуют религию, могут воспользоваться этим материалом как справочником для самопроверки.

Вот обучающий раздел таравих намаза на нашем сайте:

  • Для мужчин:
  • Для женщин:

Ценность таравиха

В наше время каждое утро возвещает о новой фитне, наносящей удар по самому корню имана и амаль. Последние четырнадцать столетий умма исполняла 20 ракаатов таравих. Однако новоявленное «течение» сейчас заявляет, что таравих составляет только восемь ракаатов, что подразумевает, что в течение четырнадцати столетий умма отошла от Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и совершала двадцать ракаатов без какого-либо доказательства из шариата.

Абдулла бин Аммар (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пост и Коран будут заступаться за раба, держащего пост днем и произносящего Коран или внимательно слушающего декламирование Корана ночью стоя в присутствии Аллаха (в таравихе). Пост будет говорить: "О Господь, я запретил ему кушать и страсть (половой акт), дай мне заступиться за него сегодня и обращайся с ним с милостью и прощением». Будет говорить Коран: "Я ему запретил отдых и сон ночью, о мой Господь, дай мне заступиться за него". Заступничество поста и Корана будет принято, и с ним (рабом Аллаха) будут обращаться с исключительной добротой». (Байхаки)

Абу Саид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда настает первая ночь Рамадана врата небес открываются, и ни одни из них не закрываются вплоть до последней ночи Рамадана. Ни один верующий раб (Аллаха) не совершает намаза в ночь (любую ночь Рамадана) без того, чтобы Аллах не запишет за ним 1500 наград за каждый саджда, который он совершит. И Аллах построит ему в джаннате дом, сделанный из рубина, имеющий 60.000 дверей, каждая из дверей которого, имеющая дворец (связанная с дворцом, ведущая к дворцу), сделанный из золота, украшенная корундами. Так, когда он (верующий) постится в первый день Рамадана, все его прошлые грехи прощаются, а 70.000 ангелов просят за него прощения, ежедневно, от времени фаджр-намаза до захода Солнца. И за каждый саджда, совершаемый им в Рамадан, днем или ночью, для него будет дерево, (в Раю такое огромное, что) всадник будет скакать в его тени в течение 500 лет». (Байхаки, Таргиб)

Салман (да будет доволен им Аллах) сообщает:

«В последний день Шаабана Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам и сказал: «О люди, наступает великий месяц, благословенный месяц, в котором есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Это месяц, в котором Аллах сделал сунной совершение таравиха ночью. Коль кто-либо приблизится (к Аллаху), совершив (в этом месяце) любое благое дело, он получит такую же награду, как за совершение обязательного деяния в любое другое время, а кто совершит (в этот месяц) какое-либо обязательное деяние, получит такую награду, как за совершение семидесяти обязательных деяний в любое другое время. Это месяц терпения, и награда за истинное терпение - рай. Это месяц сострадания к своим товарищам. Это месяц, в котором ризк истинного верующего увеличивается. Тому, кто накормит другого постящегося, чтобы завершить пост (на закате), простятся его грехи, и он будет спасен от адского пламени и получит ту же награду, что и постящийся (которого он накормил), чья награда от этого не уменьшится».

Из этого хадиса видно, что указание о таравихе также исходит от Самого Аллаха. Все крупные ученые Ахлю-c-Сунна-валь-Джамаа сходятся на том, что таравих — сунна.

Таравих во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сахабов (да будет доволен ими Аллах)

  • Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщает, что во время месяца Рамадан Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) совершал 20 ракаатов (таравих) и после этого совершал витр-намаз. (Байхаки и Мусаннаф Ибн Аби Шайба).
  • Убай бин Ка"аб (да будет доволен им Аллах) возглавлял таравих-намазы и совершал 20 ракаатов и 3 ракаата ваджиб-намаза.
  • Умар (да будет доволен им Аллах) приказал имаму совершать двадцать ракаатов таравих-намаза с молящимися.

Взгляды ученых

Имам Куртуби (да смилостивится над ним Аллах) говорит:

«Двадцать ракаатов таравиха и три ракаата витр — самое достоверное сообщение».

Этот хадис казалось бы указывает на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал восемь ракаатов и три ракаата витр. Однако слова «ни в другие месяцы» ясно указывают, что это относится к тахаджуд-намазу, а не к таравиху. Тот факт, что сам имам Бухари (да смилостивится над ним Аллах) не включил этот хадис под заголовок о таравихе, - ясное доказательство того, что намаз в данном случае относится к тахаджуду, а не таравиху.

Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) в то время, когда он был халифом, приказал совершение таравиха коллективно в мечетях, чтобы его совершение не исчезло постепенно из действий уммы. Он не выдумал количество ракаатов из головы. Верить в то, что 20 ракаатов — это нововведение Умара (да будет доволен им Аллах), означает подрыв единства Умара (да будет доволен им Аллах) и всех сахабов, присутствовавших в то время.

Пусть Всевышний Аллах даст вам тауфик в стремлении достичь Его довольства.

Молитва таравих совершается только в месяце Рамадан. Она состоит из 20 ракаатов и входит в категорию действий верующего мусульманина в шариате, обозначающуюся как “сунна муаккада”. Сунна муаккада – это акты поклонения, которые Пророк Мухаммад, мир ему, неукоснительно соблюдал. Древние источники исламского права свидетельствуют, что Пророк, мир ему, и четыре его праведных сподвижника совершали эту молитву и рекомендовали совершать ее другим мусульманам. Совершение данной молитвы коллективно является “сунной кифая”, то есть действием желательным для совершения хотя бы группой лиц из всех жителей населенного пункта. Если все жители населенного пункта не будут собираться в мечети для совершения таравиха коллективно, то это будет противоречить сунне Пророка, мир ему.

Слово “таравих” является формой множественного числа слова “тарвиха” (отдых). После совершения четырех ракаатов, молящиеся немного отдыхают, поэтому совершение каждого четырехракаатного цикла намаза таравих называют одной “тарвихой”. Данный намаз состоит из пяти “тарвихов”.

Таравих желательно совершать в мечети с коллективом, если человек без причины молится у себя дома в одиночку, он не совершит грех, но при этом отдалится от достоинства данного вида поклонения. Если он будет совершать эту молитву дома с коллективом, он достигнет награды за чтение таравиха с коллективом, но будет лишен награды, даруемой за совершение коллективного намаза в мечети, так как совершение коллективного намаза в мечети более награждаемо.

Перед совершением таравиха, как и перед совершением любых других намазов необходимо совершить намерение в котором человек должен обозначить для себя вид, выполняемого им намаза. При совершении намерения человеку необходимо обозначить то, что он намеревается совершить молитву таравих. Согласно достоверным источникам, верующему можно также обозначить в своем намерении таравих намаз как нафиль (дополнительная молитва).

Лучше совершать эту молитву по два ракаата (давая завершительное приветствие после каждого второго ракаата), можно совершать и по четыре. Также разрешено совершать ее, давая приветствие после 8 ракаата, можно совершить все двадцать ракаатов разом, давая завершительное приветствие после 20 ракаата, но такой вид совершения таравиха является нежелательным с точки зрения шариата.

Порядок совершения таравиха по два ракаата соответствует порядку совершения сунната в вечернем намазе, порядок совершения таравиха по 4 ракаата соответсвует порядку совершения 4-х ракаатной дополнительной молитвы перед обязательной частью ночного намаза. При совершении таравиха с коллективом, стоящий позади имама должен сделать намерение на совершение таравиха и обозначить в своем намерении то, что он совершает его за имамом. Имам произносит вслух все такбиры, громко произносит тасми (произнесение слов “самиАллаху лиман хамидах” – “да услышит Аллах того, кто Его восхваляет”), громко читает суры.

Имаму желательно в каждом из двух ракаатов читать примерно равные по объему суры. Недолгое чтение аятов и сур Корана, а также совершение таравиха по 2 или 4 ракаата не даст молящемуся отвлекаться на посторонние мысли.

Является мустахабом (желательным) читать в каждом ракаате по 10 аятов. Так совершают таравих хафизы Корана, знающие священную книгу наизусть. Читая в каждом ракаате по десять аятов, они за месяц завершают чтение всей книги. Часть ученых считает, что полное прочтение Корана в таравихе желательно завершить к 27 ночи месяца Рамадан.

Человек, ведущий таравих намаз, помимо чтения Корана красивым голосом, в первую очередь должен правильно читать аяты Корана. Нет ничего предосудительного в том, что человек оставит мечеть, где имам читает Коран с ошибками и будет молится за имамом другой мечети.

Имаму не желательно читать большое количество аятов так как люди могут уставать, но в тоже время, аяты, читающиеся после фатихи не должны быть меньше одной суры или одного полного аята. В сидениях второго ракаата после аттахията должны читаться салаваты.

Является нежелательным совершение намаза таравих в полусонном состоянии, а также совершать таравих сидя если нет на то причины. Нежелательно опоздавшему на молитву дожидаться, когда имам совершит поясной поклон потом присоединяться к молитве.

Человек, который опоздал на таравих и присоединился к коллективному намазу, после завершения коллективного моления должен совершить оставшиеся неисполненными ракааты намаза. После этого ему самому следует совершить намаз витр и это будет лучше, хотя разрешается совершить витр с коллективом, а потом совершить неисполненные ракааты.

Тот, кто не совершил коллективную ночную молитву может присоединиться к коллективу при совершении таравиха, то есть если человек пришел в мечеть, а имам уже начал вести таравих, он должен сам совершить ночной намаз, потом присоединиться к коллективу для совершения таравиха. Оставшиеся ракааты таравиха он будет совершать отдельно. Тот, кто не совершил таравих за имамом может совершить за ним намаз витр. Это является достоверным мнением. Но не имам, ни коллектив не могут совершать коллективно таравих, не совершив коллективно ночную молитву, потому что коллективное совершение таравиха связано с коллективным совершением ночного намаза. Таравих, будучи добровольной, дополнительной молитвой, отдельно коллективно не совершается.

Таравих является сунной времени, а не поста, то есть это сунна месяца Рамадан, поэтому людям, не имеющим возможность соблюдать пост по болезни или из-за нахождения в путешествии желательно совершать намаз таравих, также как желательно совершать его постящимся. Для женщины у которой завершился месячный цикл является желательным совершить таравих в этот день. Для принявшего ислам является желательным совершить таравих в день принятия ислама.

Тахаджуд намаз - намаз, который совершается после Иша намаза и до появления зари. Ночной тахаджуд-намаз , который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих . Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр. Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамазан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Корана с тем, что бы полностью прочитатьКоран за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Коран самому в этот месяц.

Порядок совершения таравих намаза

Это в разных мечетях по разному. Поэтому, если вы хотите прочитать таравих намаз, спросите у имама мечети как они читают. Давайте посмотрим какие могут быть варианты.

  • Количество ракаатов. Может в сумме 8 или 20 читаться. Это зависит от масхаба. Ниже есть подробнее описание причины.
  • Количество ракаатов в каждом намазе. Намаз таравих совершается по 2 раката или по 4.

Если читатется по 2 раката, то ничем не отличается от фарда фаджр намаза. У нас на сайте есть подробная инструкция по тому, как его читать. Перейдите по ссылке . Если читатется по 4 ракаата, то читается как начальные 4 ракаата сунны обеденнего, но с джамааатом стоя за имамом. Ниже немного опишем все это. На самом деле, ничего сложного нет, т.к. все почти всух читается при совершении таравих намаза. Просто повторяете за имамом.

Между каждыми 2 или 4 ракатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Коран.

Как читать 2 раката

  1. Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.
  2. Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.
  3. Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях....
  4. Произнесите суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы — хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.
  5. По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».
  6. Поднимитесь из руку и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».
  7. Далее склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».
  8. Из саджда перейдите в сидячее положение.
  9. Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».
  10. Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.
  11. Закончив чтение Корана, склонитесь в руку. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, — вплоть до второго саджда.
  12. После второго саджда сядьте и произнесите « Аттахийату...», « Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.
  13. Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?

Можно читать 8 ракатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракатов для Таравих намазов. Хафиз Ибн Абдульбаррсказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).

В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночи Рамадана?», - ‘Аиша ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов”. аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз.

Награда за Таравих намаз

В хадисе говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 37, Муслим 759). Имам аль-Баджи сказал : “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается : “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты - посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Молитва "Таравих": её предписанность и колличество ракаатов

Хвала Аллаху, Обладателю милости и щедрости, и благословение и приветствие Хозяину "Места достохвального", Господину нашему Мухаммаду, Владельцу "Источника неиссякаемого", и семейству Его и сподвижникам Его и последователям Его до Дня Судного.

Предлагаю сей скромный труд о молитве "таравих", её предписанности, правилах исполнения, количестве ракаатов. Молю Всевышнего Аллаха чтобы этот труд оказался полезным и был возложен на чашу добрых деяний, ибо Он - Всеслышащий, Откликающийся на мольбы наши.

Определение "таравих"

В арабском языке слово "таравих" является множественным числом слова "тарвиха", которое в свою очередь является отглаголенным именем предназначенным для количества. Лексически это слово означает отдых. Или состояние в положении сидя, во время которого молящийся отдыхает после исполнения четырёх ракаатов. Затем это название перешло и на сами ракааты, и это в риторике арабского языка связано с необходимостью отдыха каждые четыре ракаата.

По терминологии же факихов "таравих"- это молитва из двадцати ракаатов, которая исполняется установленным образом после ночной молитвы, только в месяц Рамадан и называется "молитвой выстаивания Рамадана".

Предписанность "таравиха"

Учёные-факихи едины во мнении, что молитва "таравих" является личностной обязательной сунной как для мужчин так и для женщин. Эта молитва является сунной потому что сам Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) её исполнял и помимо этого говорил когда наступал Рамадан: "Аллах обязал вас его пропостится, а Я наставлял вас его выстаивать". Хадис приводится Аннасаи и Ибн Маджа и Ахмадом в "Муснад". Также приводится Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал:"Кто выстоит Рамадан с верой и надеждой, прощены будут тому его предыдущие прегрешения". Приводят Бухари и Муслим. Солидарны все сподвижники и последующие учёные и в том, что эта молитва - сунна.

Время выполнения молитвы "таравих"

Время этой молитвы вступает в силу после прочтения ночной молитвы, так как она следует за ней, длится всю ночь и заканчивается с восходом зари. Желательно выполнять молитву "витр" после "таравиха", но допустимо также исполнение её до "таравиха". Пропущенный "таравих" не перечитывается ни по отдельности, ни коллективно.

Джамаат на "таравих"

Коллективное исполнение "таравиха" является сунной для мужчины, а женщина выполняет его дома, но нет ничего предосудительного в том что она исполнит эту молитву в мечети. Достоверно приводится что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял "таравих" коллективно. Приводится в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши (да будет доволен ею Аллах) : "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) молился в одну из ночей и люди молились за ним. Затем Он молился на следующую ночь и людей стало только больше. Они собирались на молитву и на третью и на четвёртую ночи, но Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) не вышел к ним.А вышел только на утро и сказал: "Я видел что вы собрались, но не вышел к вам, потому что боялся что эта молитва будет предписана вам".

И после ухода в "мир иной" Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) ушла и эта вероятность и поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) постановил выполнять "таравих" коллективно. Как приводится в "Бухари" от Абдуррахман бин Абд Алькари: "В одну из ночей Рамадана я отправился с Умар бин Альхаттаб в мечеть и войдя мы увидели что люди молятся вразброд, кто-то молился один, за другим молилось несколько человек. Умар сказал:"Я считаю что будет лучше если их собрать за одним чтецом". Затем он так и решил и собрал их за Убай бин Кагб. На следующую ночь мы с ним отправились в мечеть и увидев что люди молятся за одним чтецом, Умар сказал:"Какое прекрасное новшество! И те которые сейчас спят лучше тех кто сейчас молится". (то есть молиться лучше в последнюю часть ночи). А они исполняли его в начале ночи". И Ибн Хаджар упоминает в "Фатхуль-Бари" что это было впервые когда "таравих" исполнялся за одним человеком.

Но несмотря на это, коллективное исполнение "таравиха" является общественной сунной, то есть желающие исполнить молитву в мечети, выполняет "таравих" коллективно в мечети, другие же могут выполнять его по одиночке в домах. Известно, что некоторые сподвижники и табиины такие как Ибн Умар, Урва, Салим, Касим, Ибрахим и Нафиг исполняли "таравих" не коллективно, а по одиночке. Если бы было вменено в обязанность исполнение "таравиха" джамаатом как личностной сунны, то все они исполняли бы его коллективно. Исполнивший "таравих" дома в джамаате, то они выполняют эту сунну, но утрачивают воздаяние мечети.

Количество ракаатов "таравиха"

Молитва "таравих" состоит из двадцати ракаатов и это мнение большинства учёных и единое мнение сподвижников. Во время таравиха совершается десять приветствий, т.е. молящийся делает приветствие после каждых двух ракаатов. Если же он исполнит четыре ракаата подряд то молитва будет правильной, но это считается нежелательным. Лишь в тех случаях, когда слишком короткая ночь и остаётся мало времени между "таравихом" и сухуром, допускается исполнение "таравиха" по четыре ракаата.

В подтверждение того, что "таравих" исчисляется двадцатью ракаатами Альбайхаки приводит хадис с достоверной цепочкой как во времена Умара (да будет доволен им Аллах) люди в месяц Рамадан исполняли двадцать ракаатов. А Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) приводит следующее: "Люди во времена Умара исполняли в Рамадан двадцать три ракаата". И Альбайхаки объединяя оба риваята говорит: "Три ракаата - это витр". Также аргументом является утверждение, что двадцать ракаатов "таравиха" исполняли праведные халифы: Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) за исключением Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

И именно двадцать ракаатов являются пророческой сунной, потому что сунна Умара - это сунна Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Приводят Абу Дауд, Аттирмизи, Ибн Маджа, Аддарими и Имам Ахмад слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) : "Соблюдайте Мою сунну и сунну праведных халифов после Меня, держитесь за неё крепко". И в "Альмугни" от Али (да будет доволен им Аллах) приводится как Умар велел имаму исполнить с людьми двадцать ракаатов. У Имама Малика "таравих" тридцать шесть ракаатов и он аргументирует это действиями жителей Медины.

Абу Юусуф рассказывает: "Я спросил Абу Ханифу о "таравихе" и о том как поступил Умар (да будет доволен им Аллах). Он ответил: "Таравих - обязательная сунна, и Умар не выдумал его сам по себе и не был в этом новатором, а велел его исполнять только потому, что у него был аргумент и завет от Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)".

И передаётся от Абу Дауда, Аттирмизи, Ибн Маджа, Аттабарани и Альбайхаки от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах): "Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял в Рамадан двадцать ракаатов помимо витра". Есть мнение учёных, что этот хадис слабый.

Но некоторые идут вразрез мнению большинства учёных и единому мнению сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и считают, что "таравих" состоит из восьми ракаатов и большее количество ракаатов является скверным нововведением. Аргументируют они это утверждение хадисом приводённым в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши (да будет доволен её Аллах) : "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) ни в Рамадан, ни в другой месяц не молился более одиннадцати ракаатов. Сначала исполнял четыре ракаата (да благословит Его Аллах и приветствует) и даже не стоит упоминать об их красоте и продолжительности, затем исполнял ещё четыре ракаата, после исполнил три ракаата, и я спросила: "О Посланник Аллаха! Ты будешь спать прежде чем исполнишь витр?" Он ответил: "О Аиша! Воистину очи Мои спят, но не спит сердце Моё". И в "Сахих Ибн Хиббан" и "Ибн Хузейма" : "Три ракаата - это витр".

Учёные же говорят этот хадис не может быть аргументом в том, что "таравих" не двадцать ракаатов, так как действия самого Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) и увиденное Аишей (да будет доволен её Аллах) исполнение Им восьми ракаатов никак не отрицает возможность исполнения большего количества ракаатов. В хадисе нет явного запрета на исполнение двадцати ракаатов, а то, что приводится в сунне словесной или практической не следует понимать буквально.

Рассказанное Аишей (да будет доволен её Аллах), это лишь то, что она увидела в свою ночь, но не может рассказать о действиях Пророка в другие ночи, когда Он был с другими своими жёнами, ибо Он распределял ночи меж ними поровну. И порой, несмотря на свои глубокие познания она отправляла людей к другим жёнам дабы они задали этот вопрос им. Приводится в "Сахих Муслим" как кто-то из сподвижников спросил Аишу о двух ракаатах после асра, но она сказала ему: "Спроси об этом Умм Салама".

В хадисе Аиши нет бесспорного указания на то, что эти восемь ракаатов молитва "таравих", возможно она рассказала о тахаджуде Пророка в месяц Рамадан.

Абсолютное большинство современных учёных считают допустимым исполнение молитвы "таравих" количеством и более двадцати ракаатов, хоть тридцать шесть.

Поэтому, я настоятельно рекомендую всем исполнять за имамом "таравих" двадцать ракаатов, а затем три ракаата "витр", ибо Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом до её завершения, тому Аллах запишет будто он выстоял всю ночь". Таким же образом молились и праведные халифы (да будет доволен ими Аллах).

Также и ночной дополнительный намаз не ограничен и чем больше будешь молится тем будет больше укрепляться богобоязненность и увеличиваться награда в эти благословенные ночи за богоугодные деяния. Нельзя чтобы этот вопрос становился предметом спора среди мусульман, а тот кто настаивает на восьми ракаатах, пусть поступает как ему угодно. Главное не мешать молится другим когда исполнив восемь ракаатов, он будет через ряды молящихся идти к выходу. В таком случае желательно молиться в последних рядах, дабы не становиться помехой другим и не вводить себя во грех.

Сидение в молитве "таравих"

Желательно сидеть после каждого четвёртого ракаата молитвы "таравих" по времени равному исполнению четырёх ракаатов или меньше, всего получается пять сидений. Молящийся может сам выбрать что ему делать в это время-делать зикр, читать Куран или молчать, но несомненно зикр лучше чем молчание. Так же рекомендуется сидеть после последних ракаатов "таравиха" и "витра".

Чтение и тасбих в молитве "таравих"

Молитва "таравих" такая же как и другие молитвы, поэтому молящийся или имам читают "Фатиху" и суру или несколько аятов после неё. "Таравих" исполняется вслух, так как это ночная молитва. Является сунной прочесть весь Куран за "таравих" читая каждую ночь по одному джузу, это в том случае если согласны молящиеся и они не устают. Если же они не могут выдержать, следует сокращать, дабы не отпугнуть молящихся, но не менее трёх коротких аятов или одного длинного. Также не оставлять дуа сана и тасбихи в поясном и земном поклонах, ташаххуд и благословения Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует) как и в остальных молитвах.

И Аллах лучше знает и Он мудрее!

И завершаем мольбою нашей-хвала Аллаху Господу миров!

السلام عليكم لو استطعت تترجم التراويح لان خيرا يوزع في أول أيام رمضان ولك من الله ثواب
عبدالرزاق السعدي

Шейх Абдурраззак Абдуррахман Асса"ди

Порядок совершения

Намаз-таравих - это желательный намаз (намаз-сунна), совершаемый в течение месяца Рамазан после обязательного ночного намаза. Его начинают совершать с 1-й ночи и завершают в последнюю ночь поста. Намаз-таравих предпочтительно совершать коллективно в мечети, если же нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, его можно совершить и в одиночку.

Обычно совершают восемь ракаатов: четыре намаза по два ракаата, но лучше выполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал как двадцать ракаатов, так и восемь. По окончании намаза-таравих, совершают три ракаата намаза-витру (вначале двухракаатный намаз, затем одноракаатный).

Порядок совершения намаза-таравих

Таравих состоит из четырех или десяти двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

1.После совершения обязательного ночного намаза и намаза-сунны ратиба, читается дуа (мольба) №1.

2. Совершается первый намаз-таравих .

3. Читается дуа №1.

4. Соввершается второй намаз-таравих.

5. Читается дуа №2 и дуа №1.

6. Совершается третий намаз-таравих.

7. Читается дуа №1.

8. Совершается четвертый намаз-таравих.

9. Читается дуа №2 и дуа №1.

10. Совершается двухракаатный намаз-витру.

11. Читается дуа №1.

12. Совершается одноракаатный намаз-витру.

13. Читается дуа №3.

Молитвы, читаемые между намазами-таравих

Дуа №1: “Ла хIавла ва ла къуввата илла биллагь. Аллагьумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али МухIаммадин ва саллим. Аллагьумма инна насъалукаль джанната фанагIузубика минаннар”.

لا حول ولا قوة الا بالله اللهم صل علي محمد وعلي آل محمد وسلم اللهم انا نسالك الجنة فنعوذ بك من النار

Дуа №2: “СубхIана ллагьи вальхIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу ва ллагьу акбар. СубхIана ллагьи гIадада халкъигьи ва ризаа нафсигьи ва зината гIаршигьи ва мидада калиматигь” (3 раза).

سبحان الله والحمد لله ولا اله الا الله والله أكبر سبحان الله عدد خلقه ورضاء نفسه وزنة عرشه ومداد كلماته

Дуа №3: “СубхIаналь маликиль къуддус (2 раза). СубхIаналлагьиль маликиль къуддус, суббухIун къуддусун раббуль малаикати ваppyxl. СубхIана ман тагIаззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къагьараль гIибада биль мавти валь фанаъ. СубхIана раббика раббиль гIиззати гIамма ясифун ва саламун гIалаль мурсалина вальхIамду лиллагьи раббиль гIаламин”.

سبحان الملك القدوس سبحان الملك القدوس سبحان الله الملك القدوس سبوح قدوس رب الملائكة والروح سبحان من تعزز بالقدرة والبقاء وقهر العباد بالموت والفناء سبحان ربك رب العزة عما يصفون وسلام علي المرسلين والحمد لله رب العالمين

Все эти мольбы читаются всеми молящимися вслух.

В завершении читается следующее дуа:

“Аллагьумма инни агIузу биризака мин сахатIика ва бимугIафатика мин гIукъубатика ва бика минка ля ухIси санаъан гIаляйка анта кама аснайта гIаля нафсика”.

اللهم اني اعوذ برضاك من سخطك وبمعافاتك من عقوبتك وبك منك لا احصي ثناء عليك أنت كما أثنيت علي نفسك

В некоторых приданиях приводятся данные о степени вознаграждения за исполнение намазов-таравих в течении всего месяца Рамазан.

Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка (мир ему) о достоинстве молитвы Таравих. Пророк (мир ему) ответил:

“Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллах простит его грехи.

Если исполнит и во 2-ю ночь, то АЛЛАХ простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: “Поистине Аллах, Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи”.

Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Къуръан.

Если и в 5-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению Тавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаха о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.

Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрахима.

Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаху, как близкие Ему рабы.

Если и в 10-ю ночь - Аллах дает ему баракат в пропитании.
Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.

Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.

Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.

Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллах в Судный день воздаст ему.

Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь - Аллах освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.

Если и в 17-ю ночь - Аллах воздаст ему большую степень перед Собой.

Если и в 18-ю ночь - Аллах воззовет: “О, Раб Аллаха! Я доволен тобой и твоими родителями”.

Если и в 19-ю ночь - Аллах поднимет его степень до Рая Фирдавс.

Если и в 20-ю ночь - Аллах воздаст ему награду Шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь - возведет Аллах ему в Раю дом из Нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.

Если и в 2З-ю ночь - Аллах возведет ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь - Аллах освободит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь - Аллах возвысит его степень в 40 раз.

Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.

Если и в 28-ю ночь - Аллах возвысит ему 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь - Аллах воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь - Аллах скажет: “О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб”.(Нузхатуль Мажалис)

Loading...Loading...