Как познать Бога. Василий Великий о познании Бога

И. В. Музычко

«Пишу вам, отроки, потому Что вы познали Отца» 1 Иоан. 2:13

Таким образом, период жизни христианина, который Слово Божье называет духовным отрочеством, обычно начинается с принятия святого водного крещения по вере. Если это так, то что-же означают слова: «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Иоан. 12:13). Из этих слов следует, что основным признаком и целью отроческого духовного возраста является познание Бога. Что же означает для христианина познание Бога? Призыв в Писании к познанию Бога имеет два значения. Если он направлен к людям неверующим, то он означает призыв к уверованию в Иисуса Христа, а когда он направлен к детям Божьим, то он означает более глубокое познание Бога, Его истин и Его святой воли (Иоан. 8:32; 2Петр.1:3,3:18 ;Кол. 1:10; Фил. 3:10).

Но что означает познание Бога? Оно означает не только знание о Боге, о Его проявлениях и свойствах, но и приобщение к Богу, соединение со Христом «подобием смерти Его и подобием воскресения Его» (Рим. 6:5), ибо Бог нам «предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Поэтому истинное Богопознание осуществляется в два этапа, которые можно назвать рациональным познанием и духовно-опытным познанием. На этапе рационального познания христианин получает знание о Боге, что Он сделал для людей во Христе Иисусе, и что Он совершает Духом Святым и в наши дни.

Апостол Павел обращается к Галатам с вопросом: «чрез дела ли закона вы получили Духа, или через наставление

(познание) в вере?» (Гал. 3:2). Это наставление совершает Наставник Дух Святой: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16:13). Дух Святой может наставлять человека непосредственно путем озарения или откровения при изучении Писания, когда христианин находится в молитве и размышлении над Словом Божьим. Дух Святой может наставлять христианина, используя брата служителя, как духовного наставника, или через чтение соответствующей духовной литературы. В месте Писания Гал. 3:2 выражен очень важный принцип духовной жизни. Всякий духовный рост, всякое движение вперед в духовной жизни происходит через наставление или познание истины и через веру, так как «вера есть осуществление ожидаемого» (Евр.11:1).

Что же христианину предстоит познать (принять, усвоить, осуществить) в период духовного отрочества, кроме того, что он познал (принял, усвоил) на этапе духовного детства? Вспомним, что на этапе духовного детства он верою принял Иисуса Христа как своего личного Спасителя, прощение грехов, искупление, оправдание и примирение с Богом, избавление от власти диавола, спасение, или жизнь вечную, запечатление Духом Святым. Через рождение свыше он стал дитем Божьим. Теперь же христианин познает или вернее Дух Святой открывает ему (Иоан. 16:13), что Иисус Христос является не только его личным Спасителем, искупившим его своей голгофской жертвой и родивший его Духом Святым, но что Христос также «есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:33; Мр. 1:8; Лк. 3:16). Господь открывает ему, что Он в своем плане предусмотрел не только родить человека Духом Святым, но и крестить его Духом Святым.

Это означает, что Господь желает крестить Духом Святым или другими словами присоединить к Церкви Христовой каждого христианина, которого Он раньше через веру и покаяние родил Духом Святым и соделал его дитем Божьим. Условием, при котором Дух Святой присоединяет уверовавшего к Церкви Христовой, является вступление его в завет с Господом посредством святого водного крещения по вере.

Дальше следует духовно-опытное познание Бога, которое означает соединение с Богом через осуществление Его заповедей и обетований, посредством которых христианин становится «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1:4). Вот почему так важно на стадии духовного отрочества осуществление значения святого водного крещения, как пути освящения. Истинное Богопознание - это соединение с Богом. Познание на библейском языке означает не только знание, но и соединение. Например, сказано «Адам познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина» (Быт. 4:1), или «И познал Елкана Анну, жену свою» (1 Цар. 1:19). Речь идет не только о телесном единстве, но о полном единении - духа, души и тела. Так и познание Бога - это соединение, единение с Богом, ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17). С этой точки зрения становится понятным, почему Павел, будучи уже Апостолом и имея великие богословские познания, говорит о себе: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, для Него я от всего отказался, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил. 3:8-10). В результате такого познания Христа, Апостол Павел говорит о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20).

Поэтому главная задача христианина на этапе духовного отрочества состоит в том, чтобы познавать Христа, то есть «соединяться с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5), «всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса», и тогда «жизнь Иисусова будет открываться в теле его» (2 Кор. 4:10).

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония

Кроме изучения Библии и молитвы, Писание много говорит о необходимости познания Бога. Познание Бога - это возможность лучше и ближе знать нашего Творца и Спасителя. Люди ограничены временем, пространством и материей. Бог – безграничен, Он выше наших измерений, точнее измерения нашего мира находятся в Боге. Тем не менее, Бог хочет, чтобы люди познавали Его. Это становится возможным тогда, когда человек рождается свыше.

Познание Бога - это не какой-то мистический процесс, о котором можно философствовать. Познание Бога – это то, что практически возможно и необходимо для каждого христианина. Оно состоит из следующих ступеней:

1. Познание Божьей благодати – спасение

Прежде чем человек станет способным познавать Бога, ему необходимо признать себя грешником, нуждающимся в Спасителе, Иисусе Христе, умершем за него на кресте, взявшего на себя их грех и отдавшего им свою праведность.

Кол 1:6 «которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине»,

2. Познание Божьей воли

Познание воли Божьей, прежде всего, выражается в том, чтобы видеть практический смысл истин Священного Писания, касающийся вас конкретно в ваших определённых обстоятельствах.

Кол 1:9 «Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном»,

«Премудрость» в этом стихе – хорошее знание Библейских истин и фактов.

«Разумение духовное» – умение видеть практическую ценность этих истин для вас лично, в вашей ситуации.

Бог сотворил человека разумным существом. В этом заключается часть того, что Бог назвал своим «образом и подобием» когда Он создавал человека (Быт. 1:26). Получив от Бога разум и способность принятия решений, человек вместе с тем получил и ответственность. Это значит, что человек всегда будет пожинать результаты того, что он делает. После грехопадения (Быт 3:1-19) человеческий разум оказался помрачённым грехом (Еф. 4:17-18). В результате, человек потерял способность правильно оценивать духовную реальность.

В связи с этим, для того, чтобы принимать правильные решения человеку, прежде всего, необходимо признать Господство Иисуса Христа в своей жизни (принять Иисуса Христа Господом и Спасителем). При рождении свыше, человек отказывается от системы ценностей построенной на его самоцентризме, принимая Богоцентричную модель оценки жизни, представленную в Божьем слове – Библии. Это позволяет человеку иметь верную перспективу на всё происходящее вокруг.

Следующим важным условием является познание воли Божьей открытой в Его слове. Дело в том, что в Библии содержаться ответы, на очень многие вопросы, возникающие в нашей практической жизни. В ней сказано достаточно, чтобы мы были готовы «на всякое доброе дело» (2 Тим. 3:16-17), т.е. всё, что необходимо для того, чтобы жить Богоугодной жизнью, открыто в Библии.

Для того чтобы хорошо знать её содержимое и видеть её практическую пользу, Библию необходимо серьёзно и глубоко изучать. Чем больше вы будете знать Библию, тем легче вам будет сделать правильный выбор в практических ситуациях требующих вашего решения.

Изучая Библию серьёзно, человек наполняется общим знанием мудрости Божьей, которая позволяет ему правильно оценивать происходящее в его жизни. Таким образом, принимая практическое решение в вашей жизни, сначала убедитесь, что говорит Библия по данному вопросу, и будьте готовы подчиниться её повелениям.

Ещё одним важным условием хороших решений является молитва. Изучая Библию и принимая решения, обязательно необходимо молиться Богу, чтобы Он помог правильно понять ситуацию и принять верное решение. В подобной молитве очень важно выражать своё полное доверие Богу и готовность следовать Его воле, т.е., тому варианту решения, которое в большей степени будет отвечать Его принципам, представленным в Библии.

После того, как вы молитвенно исследовали Библию и видите, что оба решения не противоречат Божьему слову, вы можете быть уверены, что Бог даёт вам право принять любое из них. Бог видит в верующем человеке сотрудника созидающего Его царство (1 Кор. 3:9). В подобных ситуациях Бог ищет вашего осознанного решения.

Для того чтобы лучше воспользоваться данным Богом правом принятия решения можно применять следующий метод: На чистом листе бумаги начертите две колонки. На одной стороне запишите все возможные положительные стороны вашего решения. Во второй колонке запишите все возможные негативные последствия вашего решения. Сделайте так по каждому возможному варианту решения. Далее сравните все плюсы и минусы и выберите из них лучший вариант.

После того, как вы приняли решение - доверяйте Богу. Если вы сделали всё искренно стремясь узнать Его волю и исполнить её, вы можете просить Бога о Его благословении в вашем решении.

3. Познание Бога

Познание Бога становиться результатом нашего познания Его воли и послушания Ему.

Кол 1:10 «чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога»,

Апостол Павел видел в познании Бога единственный и абсолютный смысл жизни каждого христианина

Фил 3:7 «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11 чтобы достигнуть воскресения мертвых. 12 [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. 13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

Домашнее задание: Выучить 1 Иоанна 2: 12-14

Познание Бога – это потребность Души каждого человека. Это путь Домой. Познание себя – это часть процесса познания Бога.

Начну с того, что познать Бога в полном смысле этого слова, в полном объеме, будучи человеком невозможно. Познание Бога происходит не мозгами, не интеллектом, а Сердцем (понятие сердца выходит за пределы просто физического органа).

Но в этой жизни мы можем прикоснуться, встать на путь познания Бога, и это, на самом деле, является нашей с вами самой главной задачей в жизни . Познание Бога – это наша путеводная звезда в жизни, рано или поздно, к этому приходят все люди.

Как познать Бога? Что нужно делать, чтобы познать Бога?

Для понимания Бога и связи человека с Богом, я использую метафору океан и капля в океане.

Океан – это Бог, капля – это человек. Современный человек – это капля, помещенная в прозрачную пленку, которая отделяет каплю от всего океана, и не дает ей чувствовать себя составной частью, ей кажется, что она сама по себе, океан – сам по себе. Некоторым каплям кажется, что океана вообще не существует.

Пленка создает иллюзию отделенности, и этой пленкой является человеческая гордыня.

Соответственно, чтобы познать Бога, нужно:

  1. Подчинить гордыню.
  2. Очистить свою душу от низкочастотных энергий, которые проявляются негативными эмоциями, такими как: зависть, злость, ненависть, похоть и прочее.

Хочу привести еще одну метафору. Человек находится в доме, окна которого полностью в пыли. Что сможет увидеть человек сквозь такие окна? Так вот пыль на окнах – это наше невежество, наши грехи, наши проступки.

Улица (пространство вокруг дома) – это Бог. Чем чище окно тем, лучше мы видим окружающий нас мир, лучше можем различать цвета и детали. Чем чище наша Душа, тем лучше мы видим Бога вокруг.

Поэтому путь постижения Бога – это путь очищения своей Души. Не зря говорят: «Хочешь познать мир, познай себя».

Чем больше человек работает со своей гордыней, тем больше он ощущает Бога в своем сердце и вокруг себя, ему открывается единство всего живого, красота и гармония всего живого.

По мере продвижения по пути познания Бога, человек будет осознавать, свою связь со всем живым, осознавать, что другие люди – это проявление Бога, его творение.

Будет осознавать единство со всеми людьми, будет понимать, что мы одно целое, мы единый организм, и если ты причиняешь вред другой части этого организма, в конечном счете, ты причиняешь вред самому себе.

В этой статье я ничего нового не сказала, все эти фразы уже сказаны миллионы раз, но поверьте мне на слово, когда вы это САМИ осознаете, почувствуете, пропустите через себя, тогда они заиграют для вас со всем другими красками и пониманием.

Чем больше Бога в твоем сердце, чем больше ты продвинулся на пути познания Бога, тем больше ты любишь окружающих людей, природу и все живое.

Поэтому показателем того, на сколько человек продвинулся на пути познания Бога, является его любовь к себе, к окружающим и миру в целом.

Следствием того, что вы двигаетесь в правильном направление, будет являться то, что вы начнете исполнять в своей жизни заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

И в завершении данной статьи я предлагаю посмотреть очень красивый и глубокий по смыслу клип группы ОдноНо «К океану».

Лишь об одном я тебя молю, жизнь… Неси свои воды домой, к океану…

А что для вас значить познать Бога? Делитесь своим мнением в комментариях.

Из всех преимуществ над прочими тварями земными, какими очевидно наделен человек всезиждительною Премудростью творческою, высшее есть то, что он получил способность познавать своего Творца, поклоняться Ему и любить Его .

Бог - высочайшее верховное Существо с бесконечными совершенствами, Которым мы "живем и движемся, и существуем" (Деян. 17:28) и от Которого зависит все. Истина бытия Божия является первой и основной истиной христианского вероучения и всего христианского богословия; она должна составлять главный предмет познаний разума человеческого. "Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть" (Евр. 11:6), - говорит Апостол Павел. Христианин, стремящийся ко спасению, должен познавать Его по мере своих сил и способностей. Это - его первый и священнейший долг. Стремление к Богопознанию должно составлять цель и смысл жизни человека. Ведение Божественной истины служит основанием спасительного жития .

Природа Бога всесовершенна и неопределима. В Своей Сущности Он для нас - глубина и тайна, которую до конца познать невозможно. Что такое Бог Сам в Себе, вне Его проявлений в мире, - непостижимо для человеческого разума. Этого не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, то есть ни самые ангелы: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью .

Откровение Ветхого и Нового Завета ясно учит о непостижимости для нас Бога, указывая причину этого в несоизмеримом величии существа Божия сравнительно с существом человеческим. По слову Апостола, Бог "обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6:16).

Бог не может быть видим или осязаем нашими внешними чувствами, как мы видим и осязаем предметы чувственного мира и таким образом познаем их. В Боге все невидимо, и Божеское естество Его, и Божественные свойства Его как они есть, не для нас только, но и для высших духов .

Даже святые угодники Божии, получавшие на земле откровения, не могли иметь совершенного знания о Боге и ожидали Его познания, высшего по сравнению с настоящим, только в вечности. Но, хотя Бог и непостижим в Своем Существе, Он не оставил нас в совершенном неведении о Себе. Все, что полезно и необходимо нам знать о Боге и что мы можем вместить. Он открыл нам в делах Своего творения и промышления, через Закон и пророков и через Единородного Своего Сына.

Непостижимый Сам в Себе, в Своей природе и Существе, Он познаваем для нас той стороной Своего Существа, которую Он Сам открывает в Своих действиях и обнаружениях в мире. Ведение все Божеское - необъятно. Малейшую из него часть, самонужнейшую, открыл Бог нам о Себе и о делах Своих .

На основании ощутимых откровений Бога человек может составить некоторое понятие о Нем, вернее, приблизиться к уразумению непостижимого Существа Божия. Истина Божия ходит на земле и имеет верные о себе свидетельства. Желающий искренно всегда найдет ее .

Главных и существенных способов Богопознания два: естественный и сверхъестественный.

Естественный способ Богопознания - это познание Бога из всего того, что Бог открывает о Самом Себе, о Своих свойствах и действиях как в окружающей человека видимой природе, так и в богоподобной природе самого человека и в его исторических судьбах.

Видимая природа красноречиво проповедует всем людям о всемогуществе, премудрости, благости Творца и Промыслителя. Бог раскрыл книгу природы, которой нельзя не читать, ибо она всегда пред глазами, и в которой Он преднаписал Себя и явил взору всех . Наблюдая и изучая окружающий мир, его разнообразие, красоту, стройность и целесообразность, человек естественно приходит к познанию Бога, как при изучении какого-нибудь произведения он познает автора.

Вникая в различные творения, человек видит в них отпечаток непостижимой премудрости Божией и беспредельную благость Творца. Когда мы размышляем о тварях, откуда они, отчего они так совершенно устроены и почему они явились в таком дивном порядке, - мы неизбежно видим Того, Кто невидим Сам по Себе .

Сама душа человеческая, созданная по образу Божию, одаренная бессмертием и способностью к безграничному совершенствованию, с врожденным стремлением к Божеству, истине, добру и красоте, еще яснее может свидетельствовать человеку о бытии и совершенствах Творца.

Можно увидеть перст Божий и пути Его в истории царств и народов и в жизни отдельных людей, ибо история человечества, как и жизнь отдельного человека, не есть цепь простых случайностей, она есть место действия Промысла Божия, ведущего мир к определенной цели (Деян. 17:26; Пс. 66:4-5; Втор. 4:34-35).

Наблюдая и размышляя о делах творения и промышления Божия, человек может обнаружить в мире отпечатки Божественных совершенств. След бытия Своего, Своих Божественных свойств и присносущной силы Своей отпечатлел Бог ясно на творении Своем. Не закрывай только очей ума и будешь видеть. Как на снегу оставленный след показывает, кто проходил, человек или зверь, так ясно отпечатлен след Божий на творении, общий ли сделаешь ему обзор или вникнешь в каждую тварь особо .

Хотя Бог открывает Себя в делах Своего творения и промышления и не далеко находится от каждого из нас, однако истинное познание Бога из естественного Откровения возможно не иначе, как лишь при таинственном и непостижимом озарении духа человеческого Духом Божиим, Который "дышит, где хочет" (Ин. 3:8). Для истинного Богопознания недостаточно одного естественного Откровения. Главная причина этого - в глубоком повреждении природы человека вследствие грехопадения.

Сверхъестественное Откровение Божие как способ Богопознания имеет несомненные преимущества перед естественным способом. Оно сообщает необходимую и доступную нам в земной жизни полноту познания о Боге. Эта полнота Богопознания дарована человеку Самим воплотившимся Сыном Божиим. "Спаситель говорит, что Он научен Отцом. Апостолы научены Господом Спасителем, верующие все научены апостолами" .

Знание предметов веры бывает трех родов: рассудочное, или научное, опытное, образующееся под трудами по очищению сердца, и живое, преподаваемое непосредственно вступившим в область света .

Человеческий дух имеет врожденную способность познания Бога как Существа высочайшего и всесовершеннейшего, ему присуще стремление к Нему, желание осязать и непосредственно чувствовать Его (Деян. 17:2-28). Божественная истина вообще сродна духу нашему. Но познать эту сокровенную истину можно только посредством силы Божественного свойства. Сила сия в нас есть дух, и в духе разум .

Полнота Божественной истины находится в Боге, Который является источником всякого ведения и мудрости. Дух Божий вводил умы апостолов и пророков в сокровищницу премудрости Божией; они черпали оттуда и возвестили нам, - возвестили премудрость, которую никто из князей века сего - гениев - не ведал и ведать не мог . Бог создал разум человека способным узнать истину, но сам разум человеческий на является ее источником, ибо по своему назначению он есть лишь средство восприятия этой истины и лишь сосуд, который может ее вместить.

Христианин должен совершенствоваться в познании богооткровенных истин и при этом освобождать ум от "своеумия" . Если человек пытается познать истину только своим разумом, то неизбежно впадает в ошибки и искажает ее сущность, ибо богооткровенная истина естественно понимаема и истолковываема быть не может. Люди многоспособные, приобретшие много познаний о вещах тварных, изучившие историю, физические науки, математику, медицину, правоведение, филологию, приходят нередко к ложному убеждению, что для них и предметы веры постижимы, и начинают толковать их так, чтоб это было разумно, чтоб вера их была разумная, то есть ничего неразумеваемого не содержала, и все в ней понимаемо было естественно .

Назначение человеческого разума заключается в принятии и глубоком усвоении богооткровенных истин, чтобы они были сорастворены с естеством его, как его природные начала . Сорастворившись с умом Божиим, разум человека постепенно вводится Богом в тайны бытия и явлений.

Христианин получает мудрость от Бога, "ум Христов" (1 Кор. 1:19-23), просвещенный благодатью. "Пусть не думают, что в области веры нет философии. Нет, совокупность истин веры есть самая стройная, возвышенная, утешительная и воодушевленная философия, система настоящая, какой не представляет ни одна система философии .

Каждый христианин должен стремиться к ясному знанию христианского учения, стать богословом, многосведущим в вещах Божественных . Для достижения этой цели нужно учиться всю жизнь и считать потерянным тот день, в который не усвоено никаких уроков мудрости. Совершенствуясь и преуспевая в усвоении богооткровенных истин, человек должен затем блюсти приобретенное сокровище как зеницу ока.

Разум человека является силой, позволяющей ему зреть духовный мир, но эту способность необходимо упражнять, вступая в общение с Богом и миром духовным. По мере преуспеяния христианина в духовной жизни знания, приобретенные умом, начинают переходить в живые убеждения. Без живого общения с Богом ведение духовное навсегда в духе нашем останется в виде предположительного требования и никогда не взойдет на степень знания ясного, действительного, определенно-убедительного, подобно тому как слепой с закрытыми глазами, у которых не повреждена, однако ж, сила зрения, будет только знать, что, верно, есть светящиеся и освещаемые вещи, но знать их определенно не возможет, пока не откроются глаза его. Причина сему - падение в грех и пребывание в сем падении .

Но в деле Богопознания участвует не только разум человека. Даром познания и христианского ведения наделено еще сердце, в котором благодатью Божиею отверзаются "очи видети" . Пока богословская истина не вошла в сердце, она есть то же, "что пыль на полированной доске: повеет ветер и все снесет" . Жизнь и труды подвижников благочестия свидетельствуют о том, что сердце в познании Бога подобно глазу в познании предметов видимых. Глаз, поврежденный и засоренный, не способен видеть предметы в самом лучшем их освещении. Точно так же не способно к познанию Бога сердце, омраченное грехом и страстями. Истина Божия чиста. Она не войдет в грязную душу, и когда входит, требует извержения всякой нечистоты .

Подобное познается подобным. Бог свят и всесовершен, и познание Его возможно только через достижение святости, через освобождение от страстей и порочных наклонностей. Для истинного Богопознания требуется очищение человека от греха и искоренение из сердца страстей и привычек греховных, необходимы внутренняя борьба и духовный подвиг. Чтобы воцарить в себе истину, надо прогнать ложь и заблуждение. Чтоб образовать себя по добрым расположениям евангельским, надо преодолеть страсти . Борьба со страстями как выражением привязанности к чувственному миру есть необходимый этап на пути к духовному ведению.

Для истинного Богопознания необходимо положительное преуспеяние в добродетели. Чем больше человек очищает свое сердце от греха, чем более старается раскрыть и укрепить свои нравственные силы, особенно стяжать и преумножить в своем сердце любовь, тем более он уподобляется Богу, тем более способен и к познанию Его. Тогда недоступное для его разума делается доступным для его сердца.

Знание воли Божией первоначально усваивается теоретически. Бог в то время держится в уме как идея . Исполнение евангельских заповедей вводит человека в истинное Богопознание и самопознание, которое развивается тем сильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские заповеди.

Опыт духовной жизни вводит в настоящее Боговедение. Христианин должен стараться, чтобы знание стало делом и получаемые вновь сведения тоже тотчас входили в жизнь . Учение христианское хотя исходит из теоретических догматов, но все преимущественно направлено к устроению доброй, святой и праведной жизни. Нравственная чистота и добрая жизнь, располагая человека к принятию откровенной истины и делая его способным к ее уразумению, имеют для Богопознания великое значение, открывая доступ в его сердце Духу Святому-духу "премудрости и разума" (Ис. 11:2).

По мере преуспеяния в духовной жизни человек все более просвещается духовным ведением и проникается богооткровенным учением, ибо духовное знание всегда следует за духовным обновлением. Истина не прививается к душе сама по себе, а насаждается практическим исполнением ее требований и условий. Только через исполнение заповедей Божиих человек начинает усваивать христианство, начинает познавать его силу. С христианством надо освоиться делом и жизнью, ибо, чем более переходит оно в дело и жизнь, тем глубже и шире постигается .

По мере усвоения богооткровенного учения сознанию открываются все тайны христианского ведения. Жизнь христианская похожа на восход на гору. Восходящий на гору трудится собственно над тем, чтоб взойти; но вместе с тем, как восходит, открывается ему все больше и больше предметов, ибо все шире и шире становится его кругозор. Так и в христианстве: чем больше кто преуспевает в жизни по нему, тем больший и больший круг духовных предметов становится ведомым его уму и сознанию" .

Для усвоения богооткровенной истины недостаточно одних усилий человека, здесь необходима Божественная помощь, ибо только Бог отверзает ум к уразумению Писания. Господь является источником духовной мудрости, которая сообщается людям Духом Святым; богооткровенные истины перстом Божиим пишутся в сердце человека . Человек без содействия Божественной благодати не может принести достойных плодов Господу. Познать истины веры можно и своим умом, особенно теперь, когда они не только содержатся в слове Божием, но и пространно истолкованы в писаниях отеческих и богословских системах. Но такое познание самодельное есть только внешнее изучение, похожее на изучение и других наук. В нем принимается только голый эскиз истин в совокупности и каждой истины отдельно. И все это понимается умом и хранится в памяти, в голове . Но настоящее познание Господа и богооткровенных истин совершается в тайне духа .

Для подлинного Богопознания необходима молитва. Именно в молитве происходит постижение или узрение духовных вещей. Исследование и углубление в богооткровенные истины лишь подготавливают, а благодать, в час молитвы, совершает ведение, просветляя ум созерцанием и печатлея зримое им в сердце . От благодатного воздействия и озарения Богопознание становится более чистым и совершенным. Сильная вера, усердная молитва и искренняя преданность Богу делают душу человека восприимчивой и способной к познанию тайн Божиих.

Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартией, на которой Он пишет тайны Боговедения.

У христианина, приобретшего личный опыт в духовной жизни, то же происходит, что бывает с тем, кто, прочитав описание, например Иерусалима, и достаточно усвоив себе описанное, видит потом самым делом Иерусалим. То же видит он и на тех же местах, как прежде воображал, но только в другой силе .

Верующие призваны быть светом миру "по светлости ведения их, обнимающего все сущее и бывающее, безначальное и бесконечное, время и вечность" .

Христианин, усвояя Божественные истины, постепенно прогоняет ложь и тьму неведения из своего разума, вступает в область света. Как взошедшее солнце освещает все на земле и всю атмосферу делает светлой, так и ведение Божественной истины освещает всю область ума и все сущее делает ясным и светлым. Разум такого человека преобразуется из человеческого в "Божественный" и, облекаясь в свет, в себе светит и всех вокруг просвещает.

Богопознание, в свою очередь, способствует развитию духовной жизни. В христианстве путь жизни освещается истинами, которые, будучи приемлемы, все существо наше устремляют к небу и всему небесному . Эти небесные истины проходят по всему составу духовной жизни и все в ней оживляют собою. От них и зарождается эта жизнь, ими руководится и в них зрит свой конец .

Усвоение богооткровенного учения укрепляет духовную ревность, дает вкусить радость жизни, прогоняет лень и подвигает на делание. Получая уроки духовной мудрости углублением в заповеди Господни, христианин постепенно доходит до ясного ведения порядков жизни в Боге и делается способным и других людей учить истине.

Богооткровенные истины даже избранникам Божиим открываются постепенно, по мере нужды в них и подготовленности к принятию их. Моисей восходит на самый верх горы и скрывается в облаке, другие стоят на полдороге, а третьи - у подножия. Это образ трех состояний людей, восходящих к постижению и сознанию непостижимости христианского вероучения .

Божественные истины Господь сообщает христианским подвижникам иногда в виде явного откровения, когда Сам Бог или ангел являются человеку и открывают богооткровенные истины.

Часто тайны Божественной премудрости сообщаются святым угодникам в образах, которые требуют нового откровения в уме .

В отдельных случаях Господь мгновенно и полно открывает небесное всем, кого считает того достойным. Тогда Бог разверзает ум и влагает в него сокровища ведения или берет дух человека и вводит его в непосредственное созерцание открываемых ему вещей. И все это может совершиться мгновенно, и мера открываемого и созерцаемого может быть так велика, что его не вместит никакое человеческое слово . В таком откровении видел райские обители святой апостол Павел, восхищенный до третьего неба, так узрели истину апостолы, когда Господь, явившись по Воскресении Своем и дуновением сообщив им Духа, "отверз им ум и к уразумению Писаний" (Лк. 24,45).

Одним из признаков и следствий истинного Богопознания являются исходящие из сердца хвалы и славословия Бога. Когда христианин вступает в область Боговедения, то его духовные очи получают способность видеть блеск славы Божией. Ум его начинает постигать безмерность любви и благодеяний Бога по отношению к роду человеческому, а, созерцая это, он переходит от изумления к изумлению и при каждом предмете созерцания, ничего не может изречь, кроме славословия: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! .

По мере духовного возрастания христианина его ум все более и более будет прозревать к Богу и утверждаться в Богозрении, - навыкнет стоять умом в зрении Бога, с Его бесконечными совершенствами . Богозрение есть высшее духовное совершенство человека, которое достигается после очищения сердца от страстей, ибо Господь говорит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8).

Одновременно с Богозрением является и благоговейное поклонение Богу духом , следствием чего является неудержимое влечение человека к Богообщению и созерцание Бога в духе. Святые отцы называют его исступлением, то есть выступлением из обычного порядка жизни и погружением в Бога, по-гречески "экстасис" .

Состояние созерцания есть полнота христианского совершенства. Это - предел восхождений, но такой, которому конца нет, ибо Бог бесконечен. Христианин, достигший созерцания вводится мгновенно в Божественный некоторый мрак, в коем не может зреть ничего, кроме необъятной, преисполненной существенной беспредельности, поражающей глубоко и налагающей молчание на слово и мысль. Это состояние возвышеннейшее, до коего только может доходить земная тварь. Человек тогда восхищается до состояния Серафимов! . Способность и стремление к совершенству в Богопознании сохраняется и у святых небожителей. И в Царствии Небесном будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия беспредельна .

Литература

Епископ Феофан. Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев, 2-е изд. М., 1894.

Епископ Феофан. О Православии с предостережениями от погрешений против него. 2-е изд. №.. 1902.

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, 16-е изд. М., 186в.

Епископ Феофан. Толкование первых восьми глав Послания святого апостола Павла к Римлянам. 2-е изд. М., 1890.

Епископ Феофан. Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. 2-е изд. М., 1893.

Епископ Феофан. Толкование посланий святого апостола Павла к Колоссянам и к Филимону. 2-е изд. М., 1892.

Епископ Феофан. Толкование пастырских посланий святого апостола Павла, 2-е изд. М" 1894.

Епископ Феофан. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, 2-е изд. М., 1892.

Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения. М., 1891.

Епископ Феофан. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М" 1883.

Письмо Преосвященного Феофана к бывшему товарищу по Академии в ответ на поздравление с Новым годом. - Киевские епархиальные ведомости, 1894, вып. 11.

Епископ Феофан, Письма о христианской жизни, 3-е изд. М" 1908.

Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. М" 1899.

Епископ Феофан. Слова к Тамбовской пастве. М., 1867.

Епископ Феофан. Слова к Владимирской пастве. Владимир, 1869.

Письма епископа Феофана к "неизвестному" Владыке. - Душеполезный собеседник. 1905, авг вып. 8, с. 231-238:сект., с. 268-270.

Епископ Феофан. Псалом сто-осмнадцатый. 2-е изд. М" 1891.

Епископ Феофан. Толкование Второго Послания святого апостола Павла к Коринфянам, 2-е изд. М" 1894.

Епископ Феофан. Воззвание к самому себе. - Домашняя беседа, 1872, дек" вып. 49. с. 1028-1030.

Епископ Феофан. Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики. 7-е изд. М" 1894,

Епископ Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М" 1881.

Владимир Антонов

Для того, чтобы реально познать Бога, а не только лишь разобраться с этой темой умом, что, разумеется, тоже необходимо, - надо развивать себя по двум основным направлениям психоэнергетической линии совершенствования. Это есть а) утончение и б) количественный рост сознания (души).

О качественном развитии сознания

Качественное развитие сознания включает в себя интеллектуальный и этический компоненты, а также утончение.

Подробнейшее изучение и скрупулёзное приложение к себе Заповедей Бога является необходимой предпосылкой для серьёзной работы в плане психоэнергетики. Изучая и претворяя в свою жизнь этические рекомендации, данные нам Богом, человек должен заслужить право, «получить допуск» к прямому преображению себя в качестве души с помощью серьёзных медитативных приёмов.

Но также необходимо понять, что Бог в Аспекте Изначального Сознания (Творца) является отнюдь не страшным чудовищем, которого надо бояться, а, напротив, Нежнейшим и Наитончайшим из всех энергетических состояний в многомерной вселенной (подробней - в [ , , ]). Сказанное есть первое, что надо усвоить, приступая к изучению методологии духовного совершенствования.

Причём отсутствие понимания последней основополагающей истины характерно для почти всех массовых религиозных направлений, существующих в настоящее время на Земле. Дошло до того, что некоторые переводчики таких великих литературных произведений, как, к примеру, Бхагавад-Гита, переводили слова, характеризующие Бога как «Наитончайшего из всего тончайшего», как «малейший из малейшего». Получалось, что Величайший из всего существующего, Бесконечный по пространственной и временной протяжённостям Бог оказывался названным… «малейшим»! И эта же ошибка была характерной для перевода не только Бхагавад-Гиты!

Рассмотрим, что, мешающее нам, мы могли бы исключить из своей жизни с целью утончения сознания. Это:

1. Даже сама способность входить в грубые эмоциональные состояния. Добиться сказанного возможно через овладение искусством психической саморегуляции .

2. Этически неоткорректированное питание: грубые энергии от убитых животных остаются в телах людей, их поедающих. Такие энергии могут вызывать не только общее огрубление души, но и заболевания в пищеварительной и других системах организма.

То же, разумеется, имеет отношение и к использованию одежды и других предметов, изготовляемых из тел убитых животных.

3. Тесное общение с грубыми людьми.

4. Пребывание на энергетически грубых местах - отрицательных “местах силы” .

5. Сонастройка с грубыми невоплощёнными существами (существами ада).

6. Сонастройка с грубыми произведениями псевдоискусства.

Культивирование же всего противоположного перечисленному реально будет приближать нас к Творцу - по состоянию нас как душ.

Очень важно понять, что энергетическая чистота внутри наших тел, воспринимаемая как светлая прозрачность, необходима для того, чтобы входить именно в тонкие и тончайшие слои многомерного пространства. Из энергетически грязных тел мы не имеем возможности не только сонастраиваться и сливаться с Представителями Изначального Сознания - Святыми Духами, но даже видеть Их зрением душ.

Прямое свободное общение с невоплощёнными Божественными Учителями, ставшими в прошлом Неотъемлемыми Частями Творца, - это есть не фантазии или гипотезы, а вполне познаваемая реальность для тех, кто правильно продвигаются по духовному Пути.

В том числе, когда практикующий достигает уровня утончённости сознания, достаточного для лёгкого восприятия Святых Духов, то конкретные Святые Духи, проявляющие Себя для воплощённых людей в виде Махадублей [ , , ], во-первых, становятся Эталонами для приучения нами себя к жизни на Их Божественном уровне утончённости. Во-вторых, Они становятся личными Божественными Учителями - вполне реально видимыми и слышимыми. С Ними можно обниматься, ласкаться, сливаться… И Они поведут достойных учеников дальше по Пути совершенствования - в Обитель Изначального Сознания.

Для иллюстрации лёгкости общения со Святыми Духами можно привести примеры записывания с Их слов Их биографий и важнейших методологических рекомендаций , а также стихов и целых книг, имеющих высочайшую духовную ценность [ , - ].

… От невежд можно услышать: а чтό, если вы сонастраиваетесь не с Представителями Творца, а с духами ада? Как различить?

Ответ здесь очень прост: и Иисус Христос, и все другие Божественные Учителя и древности, и последних веков учили и учат, что характеристикой Бога является Свет, подобный нежному солнечному . Этот Свет несёт Божественные Нежность, Ласку, Заботу и Мудрость; ведь Бог есть Любовь! Духи же ада видны как чёрные подвижные энергетические сгустки, несущие в себе и дарящие воплощённым существам адские эмоциональные состояния.

Бог есть Любовь - и поэтому мы, чтобы приблизиться к Нему по состоянию душ, должны исключить в себе даже саму возможность эгоцентрических эмоций, мыслей и поступков! Наоборот, Бог предлагает нам учиться любить других, достойных того, - как самих себя и даже больше, чем себя! Пример тому показал Иисус Христос, предавший Себя смерти на кресте ради того, чтобы люди поверили Ему и запечатлели то, чему Творец учил нас через Него, Иисуса.

А что есть эгоцентризм? Это - желание присваивать чужое, способность «красоваться» перед другими, презирать других, смотреть на них «свысока», насмехаться, ненавидеть, завидовать, ревновать, желать отомстить обидчикам, привычка осуждать эмоционально тех, с кем мы не согласны.

Желание же и готовность дарить и помогать во всём добром достойным того, также прощать, радоваться радости других, жертвовать своими интересами, собою ради их блага - это есть те качества, которые нам имеет смысл развивать в себе.

… Приведу такой пример. Мне доводилось знакомиться с людьми, которые всегда опаздывали на все встречи и свидания. Причём они оправдывали себя следующей формулой: «Но ведь я - всегда опаздываю!» Одна из таких моих знакомых даже восклицала с явно выраженным самолюбованием: «Мне всего один раз в жизни удалось придти вовремя, но и то не туда, куда было надо!»

Что стоит за таким образом мышления и поведения? Увидим в тех людях то уродливое низшее «я», которое способно принимать во внимание лишь собственное удобство: «Что же - мне ждать, что ли, если приду раньше?»

Знаю по своему прошлому, что ждать опаздывающего бывает неприятно. Поэтому, не желая причинить неудобство другому или другим, всегда прихожу сам заранее.

А ожидая, никогда не раздражаюсь, но пребываю в ровном покое.

А потом делаю вывод о целесообразности продолжать контакты с этим человеком.

… Обрести устойчивый внутренний покой при любых неблагоприятных ситуациях - этому можно научиться через освоение искусства психической саморегуляции, где акцент делается на развитие духовного сердца. Об этом можно подробно читать практически во всех наших книгах и даже видеть в фильмах.

Освоение функций духовного сердца - это есть стержневая часть всего Пути духовного совершенствования! Без этого - нет ни малейшей возможности по-серьёзному сблизиться с Творцом! Ведь духовное сердце является органом, продуцирующим эмоции любви! И, чтобы сблизиться с Богом, Который есть Любовь, каждый должен стремиться развивать себя в качестве духовного сердца!

… Рассматривая данную тему в историческом ракурсе, отмечу, что сказанное было понято, в частности, христианами-исихастами . Развитие же данной тенденции нами позволяет определить наши методологические наработки как современный развитый исихазм.

О количественном развитии сознания

Теперь рассмотрим тему количественного роста индивидуального сознания.

Как уже говорилось в начале данной статьи, индивидуальное сознание (душа) обладает способностью к такому росту. И достигнутые размеры сознания в значительной мере предопределяют его способность к эффективной деятельности - как среди воплощённых существ, так и в нематериальных мирах.

Причём из сказанного выше должно стать ясным, что на Пути совершенствования имеет смысл с самого начала стремиться растить себя именно в максимально утончённых слоях многомерности. Если же делать это в грубых пластах Мироздания, то мы этим предопределяем себя к дальнейшей жизни в аду - «помойке» Эволюционного Процесса.

Утончать себя можно экзотерическими приёмами, например, через сонастройку с тонкими и тончайшими явлениями окружающей нас среды.

Надо также понимать, что верхний и нижний дань-тяны являются именно вспомогательными по отношению к главному дань-тяну - среднему.

Основной функцией верхнего дань-тяна является мыслительная способность. А нижнего - силовой аспект развития.

На соответствующих ступенях духовного развития конкретного человека всё ценное, накопленное в верхнем и нижнем дань-тянах приводится в слияние с развитым средним дань-тяном. Так образуется целостное огромное по размерам и мощное индивидуальное сознание, способное функционировать далеко за пределами продолжающего жить в здравии на Земле материального тела.

Следующей задачей такого человека является освоение Слияния с Изначальным Сознанием и затем помощь воплощённым существам уже из Единосущности с Ним.

О конкретных способах количественного развития себя-сознания мы достаточно много говорили в наших книгах [ - , и др.] и фильмах.

О преподавании духовных практик

Массы людей разных вероисповеданий тратят столь дорогое время, отпущенное нам Богом для самосовершенствования, на разнообразные глупости - иногда весьма вредоносные, иногда просто бессмысленные. Таким образом они пытаются удовлетворить свой «духовный голод». Некоторые из них пьют мочу, почитая это «методом духовного совершенствования», другие истязают свои тела, третьи прыгают через костры и участвуют в прочих обрядах… Это и многое другое подобное можно объединить в группу экзотерических нелепостей.

Но существуют нелепости и эзотерические . Например, «размазывание» по всему организму энергетической грязи из неочищенных чакр нижнего дань-тяна с помощью «орбитных» движений. Или приучение себя к концентрации сознания в точке между бровями. Или поиск Бога «в точке над головой». Или попытки освоения «астральных полётов» с помощью психоделиков, именуемых наркотиками…

Нам встречались болезнетворные «целители» и «йоги», одно лишь пребывание рядом с которыми вызывало заболевания, а несведущие люди даже падали в обмороки. Те «целители» осваивали чёрную магию под видом буддийских практик… Суть тех методов состояла в окружении и наполнении своих тел «гневными божествами» , т.е., по сути, дьявольскими невоплощёнными существами… Так они не только вредили другим людям, но и сами превращали себя в дьяволов…

Много подобных извращений можно было бы ещё перечислять. Взять хотя бы некоторые приёмы «современной психологии», где нужно, ради якобы духовной помощи другим людям, унижать, оскорблять их, издеваться всячески над ними… Смысл? - это якобы должно приводить к разрушению у них их низших «я»… Причём делается это за деньги, собираемые с самих же жертв…

Что побуждает к таким действиям тех, кто внедряют всю эту грязь? Обычно - сочетание невежества с агрессивным стремлением к лидерству плюс жажда славы и денег…

… Хотя ведь бывают и искренние бескорыстные духовные лидеры, посвящающие свои жизни попыткам помогать другим. Обращаясь к ним, попрошу их учитывать следующее:

Эзотерические методики не должны преподаваться всем желающим! Они должны дозироваться в соответствии со способностью каждого адепта к усвоению интеллектуальной и этической составляющих духовной работы!

Все люди различаются, в том числе, по возрасту, причём не только онтогенетическому, но и психогенетическому [ , , , ]. Причём наибольшее время - из всех функций души - требует для своего развития именно интеллектуальная функция.

А без в должной мере развитого интеллекта - и этические принципы, предлагаемые нам Богом, не могут быть поняты и освоены.

Более того, груз возлагаемых на молодую пока ещё душу знаний и обязанностей пред Богом - может оказаться непосильной ношей для такой души. И тогда такой человек может, например, начать «дурить», поддавшись тщеславию. Или, когда он перестаёт понимать суть учебной программы, он начинает ненавидеть преподавателя, обвиняя его в недостаточной любви и в том, что всё, что он говорит, является ложью.

Поймём, что такие ситуации пагубны для судеб тех, кому «передали»: ведь, к примеру, их ненависть - это есть программирование ими себя в ад.

Получается, что преподаватель по-неопытности причиняет другим не пользу, а вред, вводя в искушение: в соблазн ложного реагирования.

В любой здоровой духовной Школе начинает учиться несравненно большее число людей, чем добирается до вершины. Остальные должны получать только те порции навыков и знаний, до которых они доросли в их личной эволюции. И пусть они пока взрослеют, приучая себя к жизни на той ступени «лестницы» духовного восхождения, на которую они уже взобрались.

Если говорить более конкретно, то освоение начальных приёмов работы с духовным сердцем не противопоказано почти никому, включая детей любого возраста. Эти методы подробно расписаны в нашей книге . Что же касается более высоких ступеней - то именно с ними надо проявлять высокую осмотрительность.

Духовные знания и методы могут передаваться в виде практических занятий - или же, например, через книги.

Ошибочно навязать кому-либо информацию, до которой человек ещё не дорос, - легче через прямое преподавание.

Если же люди всего лишь читают книги о том же самом - ведь никто из них не станет читать то, что ему не понятно, он просто отложит такую книгу на потом. В таком случае вред ему не будет причинён.

Разобраться во всём этом и сделать данные выводы позволил мне личный опыт преподавания психической саморегуляции и практической экопсихологии. Именно поэтому я уже многие годы не провожу никаких практических занятий, но лишь рассказываю о них, как и в этой статье.

Попытки же последователей находить самостоятельные решения на основе существующего в их распоряжении описания всего Пути - развивает их в большей мере, чем если бы они получали практический опыт без приложения серьёзных личных усилий.

Заключение

Бог постоянно говорил и говорит людям о необходимости развивать в себе любовь - как функцию духовного сердца! Именно этому учили все Божественные Учителя прошлого и настоящего!

Почему же люди не желают исполнить эти Заветы нашего Творца? Вместо этого, множество людей готово рваться в ученики к любым уродам, предлагающим свои услуги!

Работая над книгами и статьями последних лет, свою задачу я видел в том, чтобы попытаться выстроить всю совокупность доступных духовных знаний, полученных человечеством от Бога, в наиболее удобную для изучения и освоения форму.

Удалось ли это? По-моему, да. Но, если кто-то с этим не согласен, - не обижусь. Ведь я не умею обижаться.

  1. Антонов В.В. - Духовное сердце - Религия Единства. «New Atlanteans», 2008.
  2. Антонов В.В. (ред.) - Духовное сердце: Путь к Творцу (стихи-медитации и Откровения). «New Atlanteans», 2007.
  3. Антонов В.В. - Как познаётся Бог. Автобиография учёного, изучавшего Бога. «New Atlanteans», 2008.
  4. Антонов В.В. (ред.) - Как познаётся Бог. Книга 2. Автобиографии учеников Бога. «New Atlanteans», 2008.
  5. Антонов В.В. (ред.) - Духовная работа с детьми. «New Atlanteans», 2008.
  6. Антонов В.В. (ред.) - Классика духовной философии и современность. «New Atlanteans», 2008.
  7. Антонов В.В. - Экопсихология. «New Atlanteans», 2008.
  8. Антонов В.В. - Лесные лекции о Высшей Йоге. «New Atlanteans», 2008.
  9. Антонов В.В. - Дао-Дэ-Цзин. «New Atlanteans», 2008.
  10. Антонов В.В. - Анатомия Бога. «New Atlanteans», 2010.
  11. Антонов В.В. - Жизнь для Бога. «New Atlanteans», 2010.
  12. Зубкова А.Б. - Сказка о царевне Несмеяне и Иване. «New Atlanteans», 2007.
  13. Зубкова А.Б. - Добрыня - Былины. «New Atlanteans», 2008.
  14. Зубкова А.Б. - Диалоги с Пифагором. «New Atlanteans», 2008.
  15. Зубкова А.Б. - Божественные Притчи. «New Atlanteans», 2008.
  16. Зубкова А.Б. - Книга Родившихся в Свете. Откровения Божественных Атлантов. «New Atlanteans», 2008.
  17. Зубкова А.Б. - Притчи Лао-Цзы. «New Atlanteans», 2011.
  18. Зубкова А.Б. - Притчи о старце Зосиме. «New Atlanteans», 2013.
  19. Татьяна М. - Изнанка мира материи. «New Atlanteans», 2012.
  20. Тёплый А.В. - Книга Воина Духа. «New Atlanteans», 2008.

Видеофильмы


1. Погружение в гармонию природы. Путь в рай. (Слайд-шоу). 90 минут (на CD или DVD),

2. Духовное сердце. 70 минут.

3. Саттва (Гармония, Чистота). 60 минут.

4. Саттва туманов. 75 минут.

5. Саттва весны. 90 минут.

6. Искусство быть счастливыми. 42 минуты (HD-video).

7. Практическая экопсихология. 60 минут (HD-video).

8. Ключи к тайнам бытия. Обретение Бессмертия. 38 минут (HD-video).

9. Бхакти-йога. 47 минут (HD-video).

10. Крийя-йога. 40 минут (HD-video).

11. Йога Кришны. 80 минут (HD-video).

12. Йога буддизма. 135 минут, в 2-х частях (HD-video).

13. Даосская йога. 90 минут, в 2-х частях (HD-video).

14. Психическая саморегуляция. 112 минут, в 2-х частях (HD-video).

15. Йога Сатья Саи. 100 минут (HD-video).

16. Йога суфиев. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).

17. Йога древних русичей. 105 минут, в 2-х частях (HD-video).

18. Йога Атлантов. 82 минуты (HD-video).

19. Йога Пифагора. 75 минуты (HD-video).

20. Лайя-йога. 48 минуты (HD-video).

21. Кундалини-йога. 45 минуты (HD-video).

22. Йога дона Хуана Матуса и других индейских духовных Вождей. 147 минут, в 2-х частях (HD-video).

23. Йога Иисуса Христа. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).

24. Агни-йога. 76 минуты (HD-video).

25. Адвайта-йога. 47 минуты (HD-video).

26. Аштанга-йога. 60 минут (HD-video).

Loading...Loading...