Каком году был построен храм. Храм христа спасителя краткая информация

Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годы внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX в. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года. здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте к 1999 году.

Крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

В состав современного комплекса храма Христа Спасителя входят:
- верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 19 августа 2000 года.
- нижний храм — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 19 августа 1996 года.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I в честь победы подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя и издал Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении празднества 25 декабря. В древней разрушенной столице должен был появиться храм-памятник. Сама идея строительства такой церкви принадлежала генералу армии М.А. Кикину. Этот замысел горячо поддержали все слои русского общества. После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было соорудить кафедральный собор во имя Христа Спасителя.

В том же 1814 году был проведён конкурс. В нем участвовали архитекторы А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.П. Стасов и др. Из 20 вариантов проекта строительства был утвержден проект художника К. М. Витберга.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Но строительство его шло медленно, обнаруживались значительные хищения.

В 1826 году новым императором Николаем I возведение собора было остановлено. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. 10 апреля 1832 года царь утвердил новый проект строительства, составленный архитектором Константином Тоном, «русско-византийский» стиль которого был ему близок. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Был снесён располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Но строительство началось только 10 сентября 1839-го и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году, в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству: над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г.И. Семиградский и другие известные художники.

13 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование кафедрального, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось его торжественное освящение, совершенное в присутствии императора Александра III.

В 1901 году был учрежден собственный хор храма, считавшимся одним из лучших в Москве. В нем участвовали знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и К.В. Розов. В 1912 году в сквере возле храма был установлен памятник Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин).

Вхраме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н. В. Гоголю. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

В августе 1917 года в храме Христа Спасителя был открыт Всероссийский Поместный собор РПЦ (1917-1918), на котором вновь, по прошествии множества лет, был избран патриарх (им стал архиепископ Московский Тихон).

В 1918 году после издания декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишился государственного финансирования. Тогда же было создано Братство Храма Христа Спасителя, призванного поддерживать жизнь храма. С 1922 года он оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. 5 декабря того же года храм был взорван. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война. Многие годы после взрыва на месте храма Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1990-х годов.

В конце 1980-х возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект восстановления храма подготовили реставраторы А.М. Денисов и М.М. Посохин. Вскоре авторы проекта уступили место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова. 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II освятил нижний Спас-Преображенский храм.

К 1999 году новый храм Христа Спасителябыл сооружён как условная внешняя копия своего предшественника. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма, а 20 августа здесь состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В храме также начал свою работу музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.

14 марта 2004 года на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ; был создан Совет попечителей. Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Христа Спасителя был заново воссоздан в 90-х годах. Первое сооружение собора датируется XIX веком, его построили в память о воинах русской царской армии, погибших в заграничных походах и Отечественной войне 1812 года. Далее мы подробно рассмотрим время работы храма Христа Спасителя», а пока окунемся немного в его историю, чтобы понять, какие исторические события происходили вокруг этой обители.

Строительство

Проектировал оригинал храма архитектор К. А. Тона. Первый камень был заложен в конце сентября 1839 года. Храм строился 44 года. Освятили его в конце мая 1883-го. В самом начале 30-х, когда началась сталинская реконструкция города, храм был взорван. Заново его отстроили за 3 года (с 1994-го по 1997-й).

Теперь он стоит во всем своем великолепии и является Патриаршим подворьем. Этот храм - самый крупный в России, он может вмещать в себя до 10 000 людей. Собор имеет форму равностороннего креста шириной 80 м. Высота с куполом составляет 103 метра. Ему определили быть построенным в В нем расположены три предела. Храм был освящен 6 августа 1996 года.

Задумка

Любой прихожанин может свободно посетить храм Христа Спасителя. Время работы этого собора будет удобным для всех. Надо отметить, что задумка заключалась в воссоздании старинной традиции обетных храмов, которые создавались в знак благодарения и вечного поминовения погибших.

Император Александр I, когда были изгнаны наполеоновские солдаты, подписал указ от 25 декабря 1812 года о том, чтобы в разрушенной Москве в первую очередь была построена церковь. В 1814 году в проекте были поставлены сроки, чтобы в течение 10-12 лет построить храм во имя Христа Спасителя. Проект составил 28-летний Карл Витберг - не архитектор, а художник, масон и лютеранин. Он получился уж очень красивым. Чтобы иметь возможность заниматься этим проектом, Витберг стал православным. Место подготовили на Воробьевых горах, где раньше располагалась загородная царская резиденция - Воробьевский дворец. На строительство решено было потратить 16 млн рублей. В середине октября 1817 года в честь победы над французами (к пятилетию) и был заложен первый храм на Воробьевых горах.

Результат

В постройке участвовали 20 000 крепостных. Сначала темпы строительства были высокими, но потом из-за доверчивости Витберга, не имевшего опыта руководителя, строительство стало задерживаться, деньги начали уходить неизвестно куда, а растраты вылились в сумму приблизительно в один миллион рублей.

Когда в 1825 году пришел на трон царь Николай I, строительство было приостановлено якобы из-за неустойчивости почвы, а руководители пошли под суд за растраты и были оштрафованы на 1 млн рублей. Витберга выслали, конфисковав все его имущество. Некоторые историки, однако, считают Витберга человеком честным, он был виноват лишь в своей неосмотрительности. В ссылке он пробыл недолго, впоследствии его проекты использовались при постройке православных соборов в Тифлисе и Перми.

Новый проект

Тем временем Николай I в 1831 году назначает архитектором К. Тона. Новым местом была выбрана Волхонка (Чертолье). На этом месте тогда стоял Алексеевский женский монастырь, который перевели в Ходила потом молва, что недовольная игуменья обители предсказала: «Сему месту быть пусту».

В мае 1883 года храм освятил митрополит Московский Иоанникий в присутствии царя Александра III. Прошли годы, и в 1922 году новая власть отдала храм обновленцам. В 1931 году было заседание ЦИК СССР, где было решено и на его месте выстроить Дворец Советов. Прошло еще несколько десятилетий, и отношение государства к церкви смягчилось. К 1000-летию Руси было решено отстроить новый собор. И он в самые кротчайшие сроки был возведен. II на праздник Преображения 6 августа 1996 года освятил храм и провел в нем первую литургию. Теперь мы можем любоваться этим гениальным шедевром.

время работы

Сегодня много туристов, верующих и неверующих, едут в собор, потому что его масштабы и история действительно впечатляют. Многих интересует время работы храма Христа Спасителя. Он работает без выходных, и богослужения здесь проходят с учетом праздников и назначенных торжеств.

  • Время работы храма Христа Спасителя для богослужений - с 9-00 до 19-00.
  • Литургия в обычные дни начинается в 8-00, а вечерняя - в 17-00.
  • В субботу утренняя служба - в 9-00; всенощное бдение - в 17-00.
  • Воскресная утренняя - в 10-00; всенощное бдение - 17-00.

Чтобы точно ознакомиться со временем работы храма Христа Спасителя, необходимо зайти на его официальный сайт. В церкви много святынь, среди которых есть частицы ризы Иисуса Христа и Богородицы, частица мощей Андрея Первозванного, глава Иоанна Златоуста.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
"В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!".

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.

Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих.
В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей.
Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.
В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.

История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик - Храм Христа Спасителя.

Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Подобно древним волхвам она принесла Рождшемуся Господу свой дар - возрожденный Храм - символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.

Храм Христа Спасителя в Москве - самый большой собор Русской Православной Церкви и ее главный символ. Трагическая история храма, как в зеркале, отражает всю историю взаимоотношений власти, народа и церкви в XX веке.

Храм Христа Спасителя. Наши дни.

Ольга Ваганова/АиФ

История создания

Идея строительства кафедрального собора во имя Христа Спасителя возникла после окончательной победы России над Наполеоновской армией в 1812 году. Возведение церкви возрождало древнерусскую традицию обетных храмов, строившихся в знак благодарности за победу.

25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о построении церкви в Москве. В результате проведенного конкурса победил проект художника Александра Витберга, согласно которому храм был втрое больше нынешнего, увенчан исполинской колоннадой и включал Пантеон погибших.

Интересно, что архитектор был лютеранином, но ради реализации проекта принял православие.

Возведение собора началось на Воробьевых горах , там, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьевский дворец. Руководил строительством сам Витберг, неопытность которого в подобных делах привела к масштабным денежным хищениям.

Вступивший на престол в 1825 году император Николай I останавливает стройку из-за непригодности почвы, а руководители обвинены в растратах и отданы под суд.

В качестве нового места для возведения храма выбрана территория на берегу Москвы-реки, на Чертолье (Волхонка), занятое Алексеевским женским монастырем . Монастырь сносится, и по преданию, игуменья Алексеевской обители проклинает строителей со словами: «Сему месту быть пусту». Так оно впоследствии и случится.

Архитектором храма Христа Спасителя становится Константин Тон - автор Ленинградского вокзала и Большого Кремлевского дворца. Он проектирует собор в официально принятом тогда, отвечающем вкусам царя русско-византийском стиле.

В 1837 году состоялась торжественная закладка церкви, а строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 44 года, до окончания правления уже следующего императора - Александра II.

В 1860 году году наружное здание храма было построено, и начались работы по отделке внутренних интерьеров. Оформлением собора занимались художники Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие члены Академии Художеств. В нижней галерее храма были размещены мраморные плиты с именами павших солдат и с названиями всех сражений Отечественной войны 1812 года.

Торжественное освящение собора состоялось в 1883 году при Александре III . Храм становится центром не только религиозной, но также общественной и культурной жизни страны. Здесь проводятся коронации, юбилеи и всенародные праздники.

Первый проект храма архитектора Витберга.

В 1917 году, во время революции и развертывающейся Гражданской войны, церковь, после 200-летнего перерыва, восстанавливает институт Патриаршества. В храме Христа Спасителя избирается новый патриарх Московский и Всея России Тихон . Таким образом, храм становится центром церковной жизни страны и обрушившихся на нее потрясений.

В 1918 году специальным декретом правительство прекращает финансирование церквей. Со времени постройки храм Христа Спасителя не ремонтировался, для его восстановления и поддержания жизнедеятельности требовались колоссальные средства. Тогда было организовано Братство храма, которому силами частных жертвователей на непродолжительное время удается продлить его работу.

В 1922 году году Патриарх Тихон был арестован, а храм передали «обновленцам» - противникам Патриарха. Тогда же рождается идея возведения Дворца Советов , одного из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, а построить его было решено на месте храма Христа Спасителя.

Летом 1931 года ВЦИК вынес резолюцию: «ввиду отвода участка храм ликвидировать и снести».

5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные удары содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Кадр взрыва храма. 1931 год.

Строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1937 году, пришлось остановить из-за начавшейся войны. Здание было разобрано, так как стройматериалы потребовались для изготовления противотанковых ежей и других оборонительных сооружений. От идеи возведения Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

В послевоенные годы в столице разворачивается масштабное строительство, на фоне которого огромный пустырь в центре Москвы, на Волхонке, выглядит нелепо. На его месте было решено сделать открытый плавательный бассейн с подогревом воды для зимнего купания.

Так, в 1969 году в столице, на месте храма Христа Спасителя, появляется бассейн «Москва» . Он проработает до начала 1990-х годов и закроется в связи с износом коммуникаций.

Бассейн "Москва". 1980 год.

Восстановление храма

В Перестройку, в конце 1980-х, организован народный референдум за возрождение храма Христа Спасителя. Свои подписи за восстановление церкви ставят тысячи советских людей. Тогда же появляются первые фонды по сбору средств на строительство собора. Но на правительственном уровне соответствующее решение принимается только в 1994 году.

Пожертвования на строительство храма Христа Спасителя поступают от сотен тысяч граждан, а также от российских и зарубежных компаний.

Проект нового храма разработала группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, которого позже заменил скульптор Зураб Церетели.

Церетели внес в облик здания значительные изменения, отличающие его от исторического: вместо белокаменной облицовки, появилась мраморная, добавилась стилобатная часть, мраморные горельефы на фасаде сменили бронзовые композиции.

В 2000 году, после завершения всех работ, новый храм освятил патриарх Алексий II. В память о ранее существовавшем на этом месте Алексеевском монастыре в подцерковье освящен нижний храм во имя Преображения Господня с приделами Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

На сегодняшний день храм Христа Спасителя - второй по величине православный собор в мире и первый по высоте.

Здесь проводятся торжественные богослужения с участием первых лиц государства. Сюда в Пасхальную ночь доставляется частичка Благодатного огня из Иерусалима.

Loading...Loading...