Кто из апостолов звался близнец. Ученики: апостол фома, называемый близнец

Самый горячий из апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? Тем не менее это так.

Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так восхищен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя такую ревность, призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом.

Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».

На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию - на самого Спасителя.

Зато нам хорошо известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!

Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя…

Услышав от других о воскресении Иисуса, трезвый и рассудительный галилеянин не стал доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).

И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:26-27).

Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. Апостол Фома, его сомнение было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.

После вознесения Христа на небо и сошествия Святого Духа, апостолы бросили между собой жребий, куда каждому из них идти для проповеди христианства. Апостол Фома должен был отправиться в языческую Индию, чтобы возвестить о Христе проживающим там народам. По преданию, когда апостол Фома прибыл в Индию с проповедью о Христе, то был нанят на службу к индийскому царю в качестве зодчего, чтобы построить правителю дворец. Фоме выделили большие деньги на строительство, но апостол раздал их беднякам и нуждающимся. Царь разгневался на своего архитектора и собирался его казнить. Однако правителю явился его умерший брат, который рассказал, что на небесах он увидел прекрасный дворец, и возведен он для индийского царя архитектором Фомой. Пораженный такой новостью царь отменил казнь апостола.

Согласно Священному Преданию, Фома был единственным из апостолов, не успевшим приехать ко дню погребения Божией Матери после Ее преставления. Он прибыл в Иерусалим на третий день и апостолы решили отвалить камень от гроба, чтобы Фома смог поклониться телу Богородицы. Однако тела Божией Матери уже не было в гробнице - согласно Церковному преданию, оно было взято на небеса. И в этот день за вечерней трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

В житии апостола Фомы есть эпизод, когда язычники не смогли заставить его поклониться и принести жертву богу солнца, чтобы апостол таким образом разгневал своего Бога. Когда Фому привели к идолу солнца, то идол сразу же растаял, словно был восковым. Языческие жрецы возроптали на апостола за уничтожение их бога, а множество из них обратилось ко Господу. Язычники пронзили его пятью копьями — такова была мучиническая кончина апостола Фомы.

По материалам журнала «Фома»

Если же обратиться к другим источникам, не вошедшим в канон Священного Писания, то роль Фомы сразу же заметно возрастает. По свидетельству Евсевия Кесарийского, церковного историка IV в., Фома отправился с проповедью Евангелия на северо-восток, к парфянам - «варварскому» народу, занимавшему территории от Междуречья Тигра и Евфрата до земель современного Ирана. Согласно апокрифическому тексту, датируемому III в. н. э., миссионерский путь Фомы пролегал еще дальше. По преданию, он принял смерть в Индии - это кличка, означающая по-еврейски просто «близнец».

В версии Евангелия от Якова, входящей в состав Библии короля Иакова, на первый взгляд, можно найти некоторое разъяснение этого вопроса. Интересующий нас персонаж именуется в ней «Фома Дидим», или «Фома, называемый Дидим». Но на самом деле это прочтение лишь еще более затемняет вопрос, ибо слово «дидим» также означает «близнец». Переведя «Фома Дидим», получаем откровенно нелепый плеоназм - «Близнец Близнец». Фраза «Фома, называемый Дидим» звучит еще более гротескно: «Близнец, называемый Близнец». Не проясняют существо вопроса и более поздние переводы, в которых читаем: «Фома, названный Близнец». В них мы видим все тот же логический абсурд - «Близнец, названный Близнец».

Какая же тайна здесь скрыта? Как звучало настоящее имя Фомы? Кому он приходился близнецом?

Ответы на эти вопросы, по крайней мере - на большинство их можно найти в апокрифическом Евангелии Фомы, весьма раннем тексте, условно датируемом концом I в. н. э. В нем Фома именуется «Иуда Фома», что можно перевести как «Иуда Близнец». В другом, чуть более позднем, апокрифическом памятнике, так называемых Деяниях Фомы, вопрос проясняется еще больше. Здесь Фома тоже именуется «Иуда Фома»

Апостол Фома был, как известно, одним из двенадцати учеников Иисуса Христа. Согласно евангельским текстам этот апостол отличался крайне скептическим умом и ничего не прини­мал на веру...

К огда соратники Христа рассказали Фоме, что распятый на кресте Иисус воскрес, он отказался этому верить.

Услышав от учеников про воскресшего Учителя, он раз­разился следующей тирадой: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоз­дей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Иными словами, апостол по­казал себя человеком здра­вомыслящим, что крайне не понравилось остальным. В отличие от Фомы ученики видели чудеса даже там, где их, как он твердо знал, не было. Но Евангелия сообща­ют, что Иисус все же явился недоверчивому апостолу и даже позволил ему вложить пальцы в свои раны. Убедив­шись, что Учитель вовсе не бесплотен, а раны самые что ни есть настоящие, Фома поверил и в воз­можность воскрешения, и в то, что это и на самом деле Иисус. Но с тех пор за ним закрепилось про­звище «неверующий», или «неверный», которое преследует Фому почти что две тысячи лет. Одна­ко неверующим и невер­ным апостол был назван, скорее всего, по иной причине.

Странная биография

Церковь с удоволь­ствием бы вымарала имя апостола Фомы из

евангельских текстов, если бы это было возможно. Этот нечестивец не только пихал пальцы в раны Иисуса, но и утверждал, что он Дидим, то есть близнец самого Христа! Даже в выпотрошенных бо­гословами четвертого века Евангелиях сохранилось упоминание, насколько Фома был похож на Иисуса - их легко можно было пере­путать.

К четвертому веку, со­бытия времен Христа давным-давно стали историей. Почти все они благополуч­но забылись. И если первые христиане именовали Фому Дидимом, то христиане чет­вертого века знали его толь­ко как Фому - в греческой транскрипции имени, или Томаса - в латинской. Хотя и греческий Фома, и латин­ский Томас на древнееврейском обозначают Т"ома

То же самое, что и Дидим

Близнец. Но ведь полное имя апостола звучало как Иуда Фома, иными словами, нашего Фому звали на самом деле Иудой-близнецом, то есть Дидимом. Чьим Диди­мом? Страшно выговорить...

Прозвища Дидим стара­лись избегать, и если оно всплывало случайно, то и объяснялось просто - якобы апостол родился под астро­логическим знаком Близне­цов. Его имя, Иуда, данное в честь отца как старшему из близнецов, исчезло. Он стал просто Фомой. Ему даже определили место рождения - город Панеада в Галилее - и про­фессию - рыбак. Там, в Галилее, по Евангелиям, Фома впервые услышал проповеди Иисуса, сра­зу присоединился к Учи­телю и не покидал его до самой смерти. Вме­сте с Учителем он ходил в дом Лазаря, присут­ствовал на Тайной Ве­чере, потом случилась эта история с воскре­шением Христа и сомне­ниями Фомы. Больше о нем в Евангелиях нет ни строчки.

Бегство из семьи

По Житиям Фома был ро­весником Иисуса, присоеди­нился к нему в возрасте 29 лет, имел жену и четверых детей. Жена попалась Фоме вредная и сварливая, из- за этого он был постоянно мрачным и думал о смерти. Покинув семью, Фома сразу же полюбил Учителя. С дру­гими учениками отношения были у него сложные - Фома был пессимистом и все под­вергал сомнению. Объединя­ла их только любовь к Иисусу. Иисус выделял Фому среди прочих апостолов, хотя пони­мал, что тот проверяет логикой.

Житийная литература превратила Фому в мученика за веру. В «Деяниях Фомы» ему приписывается основание в Индии семи церквей.

После смерти Учителя Фома как верный ученик от­правился проповедовать его идеи в далекую Индию. При­чем он выдал себя за архи­тектора, который якобы мог возвести для индийского царя великолепный дворец. Но в Индии, вместо того, чтобы строить палаты, Фома стал раздавать выделенные на строительство деньги всем нуждающимся. Не забывал он и проповедовать. Разумеется, Фома так ничего и не построил, кроме «небесных палат», то есть зда­ния веры. К этому времени у Фомы было уже немало по­следователей. Даже сам царь Гондофар проникся христи­анским духом и крестился вместе со своим братом. Но появились и враги, не же­лавшие отказываться от язы­чества. Фома был обвинен в убийстве какого-то юноши и несоблюдении местных обычаев, его заточили в темнице и затем закололи копьями на горе в Ченнаи. Апостол показал необычай­ную твердость веры: он не поклонился языческим бо­гам даже под угрозой смер­ти. Гора, где погиб апостол в семидесятые годы первого века, называется с тех пор горой Святого Фомы.

Неканоническое Евангелие

Когда церковные власти отбирали тексты для включе­ния в Новый Завет, они оста­вили только четыре Еванге­лия - от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна. Их назвали каноническими, то есть - со­ответствующими догматам. Житийные тексты, конечно, среди канонических не чис­лятся. Но не числятся среди узаконенных «правильных» текстов и Евангелия, кото­рые принято называть гно­стическими. Одно из этих Евангелий приписывается Фоме, а точнее (как указано в первой же его строке), Дидиму Иуде Фоме - таково его настоящее имя.

Широкой публике содер­жание этого любопытного текста стало известно толь­ко в наши дни. Евангелие от Фомы записано в виде диалога Иисуса с учениками. Апостолы спрашивают его о сущности ученичества, веры, жизни после смерти, о Цар­стве Небесном. Иисус отвеча­ет притчами и афоризмами. Эти ответы совершенно не вяжутся с церковной догма­тикой. На вопрос, попадут ли ученики в Царствие Не­бесное, Иисус пообещал, что попадут, когда двое станут одним, наружное - внешним, внешнее - наружным, мужчи­на - женщиной, а женщина - мужчиной, то есть по сути - никогда. А точнее, Небесного Царствия достигнут только те, кто преодолеет препоны материального мира.

Так что не удивительно, что вскоре Евангелие от Фомы было запрещено.

Вести из детства

Но кроме сугубо фило­софского текста Фоме при­писывался еще один опус, совсем уж неудобный и не­приятный - так называемое Евангелие детства. В этом сочинении Фома Израиль­тянин (скорее всего, и не наш апостол, но тоже Фома) рассказывал о выпавшем из канонических Евангелий пе­риоде жизни Иисуса. И, исхо­дя из текста, в детские годы Иисус был злым и жестоким ребенком, он совершенно не различал добра и зла. На одного сверстника, случай­но разлившего воду, пяти­летний Иисус наслал про­клятие, от которого тот усох и умер. А когда в дом Иисуса пришли родители друго­го убитого им мальчика, он их ослепил. Иосиф отодрал Иисуса за ухо, а потом был вынужден определить его в учение. Учитель отказался от мальчика, но признал, что тот наделен нечеловеческой мудростью и магическим даром. В шесть лет Иисуса отдали другому учителю, ко­торый не знал, что мальчика следует опасаться. Отвесив ему оплеуху, учитель упал бездыханным в ту же мину­ту. Все стали бояться Иису­са - то, что вызывало у него гнев, становилось причиной смерти. Вскоре соседи пере­стали Иисусу перечить, тогда он начал их защищать и ис­целять. Он воскресил маль­чика, упавшего с крыши, исцелил больного младен­ца, спас от змеиного укуса своего брата Иакова... Гнев, который временами на него накатывал, он старался об­ращать на неживую природу.

Но такой образ Иисуса, вы­зывающего страх, наделен­ного к тому же колдовскими способностями, меньше все­го был нужен отцам церкви!

Николай КОТОМКИН

P.S. Неслучайная подмена

Отцов церкви не устра­ивали ни записанные в Евангелиях от Фомы сло­ва Христа, ни сам Фома. Его требовалось запре­тить, а лучше - заменить. Первым этапом замены стало превращение скепти­ка в обычного малообразо­ванного и темного ученика. Вторым этапом стало унич­тожение текстов, которые могли заронить сомнение в недавно еще языческие умы. Третьим этапом стал поиск лица, которым можно было бы подменить евангельского Фому. И такой человек, к большой радости фальсификаторов, нашелся - Фома Канский. С этим Фомой все было в полном порядке. Эдесский купец Кнай Томман, или Фома Канский, был вер­ным сыном церкви. В 345 году он с благословения антиохийского патриарха снарядил три больших корабля с запасами про­довольствия для семиде­сяти двух христианских семей из Сирии и отплыл к индийским берегам. Это христианское посольство высадилось на юго-запа­де Индостана и основало поселение в Кодунгаллуре. Отсюда и распространи­лось христианство в Ин­дии. Апостолу Фоме при­писывалось то же деяние, но за триста лет до путеше­ствия Кная Томмана. К тому же апостола тоже можно было называть Канским, поскольку он был свиде­телем чуда, совершенного Иисусом в Кане Галилей­ской. Легенда и реальность наконец-то благополучно соединились.

Самый горячий из апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? Тем не менее это так.

Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так восхищен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя такую ревность, призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом.

Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».

На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию - на самого Спасителя.

Зато нам хорошо известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11 :16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!

Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя…

Услышав от других о воскресении Иисуса, трезвый и рассудительный галилеянин не стал доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20 :25).

И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20 :26-27).

Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. Апостол Фома, его сомнение было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.

После Вознесения Христова апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно.

Воспоминая жизнь и уверение Фомы, Церковь определила праздновать день его памяти во второе воскресенье после Пасхи.

Тем не менее это так.

Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него.

Этот человек так восхищен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками.

Христос, видя такую ревность, призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом.

Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».

На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию - на самого Спасителя.

Зато нам хорошо известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый... Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!

Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя...

Услышав от других о воскресении Иисуса, трезвый и рассудительный галилеянин не стал доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось... Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).

И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:26-27).

Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. Сомнение Фомы было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.

После Вознесения Христова апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно.

Воспоминая жизнь и уверение Фомы, Церковь определила праздновать день его памяти во второе воскресенье после Пасхи.

Loading...Loading...