Марсель, габриэль. Г.М

Габриэль Оноре Марсель (Gabriel Honoré Marcel, 7 декабря 1889, Париж, Франция — 8 октября 1973, там же) — первый французский философ-экзистенциалист. Основные произведения: «Метафизический дневник», «Опыт конкретной философии».

Во время Первой мировой войны служил в «Красном кресте». Работал в нескольких литературных журналах, рецензируя иностранную литературу. В 1920-е годы написал несколько пьес, поставленных в Париже. Сначала находился под сильным влиянием Сёрена Кьеркегора, но в 1929 году стал ревностным католиком. Глубокая религиозность и гуманизм отделяли Марселя от последующих французских экзистенциалистов (таких, как Жан-Поль Сартр). С 1945 года он увлекался сочинением музыки (на слова стихотворений Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке).

Основные категории философии Марселя — «бытие» и «обладание». Всякий человек существует как личность, как «Я»; его бытие неотчуждаемо от него, оно — не нечто предметное, внешнее, а нечто внутреннее, переживаемое. Напротив, вещи, предметы, объекты, которыми обладает человек, могут быть отчуждены от него. Особую роль в учении Марселя играет понятие «тело». Моё тело есть не только то, чем я обладаю, оно является также и элементом моего бытия. Моё тело — это граница между «быть» и «иметь», ибо наличие тела — необходимое условие всякого обладания. В отличие от тела, душа есть идеальное бытие.

Книги (3)

Быть и иметь

Философский сборник Марселя «Быть и иметь» состоит из Метафизического дневника — фрагментарных записей 1928-1933 годов, в которых отразился внутренний опыт и повседневные размышления философа, и Очерка феноменологии обладания — текста доклада, сделанного Марселем в Философском обществе Лиона в 1933 году.

Как следует из названия работы, центральными понятиями философии Марселя являются «бытие» и «обладание» — взаимоисключающие и противоположные категории. Марсель проводит чёткое различие между миром «онтологическим» и миром «трансцендентным»: «в акте трансцендирования, противоположном онтологическому, осуществляется мое соединение с Богом. И именно по отношению к этому соединению утверждает и определяет себя моя свобода».

О смелости в метафизике

В книге представлены работы об экзистенциальной онтологии, написанные католическим экзистенциалистом Г. Марселем (1889-1973) с конца 40-х до начала 70-х годов XX века. Впервые полностью на русском языке публикуются письма Г. Марселя Н. А. Бердяеву.

Марсель Габриэль

ТЕАТР ГАБРИЭЛЯ МАРСЕЛЯ

Вступительная статья


Пьесы Габриэля Марселя - основоположника французского экзистенциализма - публикуются на русском языке впервые; они фактически неизвестны даже тем, кто хорошо знаком с философским наследием выдающегося мыслителя. Поскольку в отечественной литературе отсутствует какая бы то ни было «предыстория» отношения к драматургии Г. Марселя, читателю, и, возможно, будущему зрителю, предстоит воспринять пьесы непосредственно, основываясь на мире лично пережитого и на опыте двадцатого столетия, вписавшего в историю много трагических страниц.


Для того чтобы точнее представить себе новизну, особенности того, во многом неожиданного (быть может, не только для своего времени), сценического материала, какой являли собой пьесы Марселя первой половины двадцатых годов, - вероятно, стоит начать с их критических оценок далеко не самыми недоброжелательными современниками. В 1925 году автор рецензии на первую постановку «Пылающего алтаря», опубликованной в парижском еженедельнике «L’Europe nouvelle», отмечал непривычную «резкость, обнаженность чувств… и, как результат, - ощущение тягостного беспокойства, неуютности, вызываемое пьесой у значительной части публики». Показательна характеристика, данная известным историком литературы и театра Луи Шенем. В пьесе «Семья Жорданов»(1919) он видит в первую очередь «хронику демобилизации, повсеместно происходившей в то время во Франции»; пьеса, по его мнению (как, впрочем, и вся драматургия Марселя), не выходит за рамки конкретной, узко «локальной» проблематики первых послевоенных лет. У Шеня, как и у многих других, нарекания вызывала именно эта злободневность, документальность, насыщенность политическими аллюзиями - все, что, по убеждению критиков, могло стать малопонятным будущему зрителю и уже само по себе снижало художественную ценность пьес. Определение «хроника» становилось как бы обязательной оговоркой и в случае признания достоинств произведений Марселя (а наиболее проницательные из комментаторов уже в те годы говорили о редкой способности автора «выводить на сцену живых людей и сталкивать характеры», о «непривычном для театра уровне истины и глубины»). По поводу «Завтрашней жертвы» тот же Шень замечает: «Эта вещь, столь оригинальная… все еще слишком отдает жанром хроники».

Однако истекший большой исторический срок, век, трагически отмеченный двумя мировыми войнами и проходивший в западной литературе под знаком Ремарка, Хемингуэя, Белля, - это та призма, сквозь которую слова «хроника демобилизации» преломляются совершенно иначе, из сомнения и вопроса превращаясь в точное и значительное определение характера и смысла драматургии Марселя.

Впрочем, и в двадцатые годы необычность, «терпкость» его пьес часто встречала глубокое понимание - если не у директоров театров и режиссеров, то у видных деятелей литературы. «Ваши пьесы поразительно волнуют меня», - признавался Марселю Андре Жид, у которого в это время на сценах Парижа шли «Саул» и нашумевшая инсценировка «Процесса» Кафки. Бенжамен Кремьё, недоумевая по поводу жанра «Пылающего алтаря», тем не менее называл пьесу одним из самых насыщенных, самых значительных произведений, которые ставились на французской сцене за последние десятилетия.

Манера письма Марселя озадачивала не меньше, чем «жанр»: в первую очередь, непривычная, аскетичная сухость языка, лаконичность диалогов, отсутствие каких бы то ни было стилистических прикрас, возможно, вообще - «стиля»; резкий, на каждом шагу, «обрыв» фразы: смысловой, логический, грамматический, - реплики как бы повисают в воздухе. Отсутствие монологов (за редчайшим исключением), быстрота подачи кратких жестких реплик (как писал один из критиков в сороковые годы, «здесь все - мгновенный натиск, отражение, схватка»). И при этом - выразительная, «разностильная» речь персонажей: лексика интеллигенции скромного достатка - священников, фронтовиков, врачей; велеречивость парижского мещанства; грубое просторечье разбогатевших собственников, речевая изысканность музыкальных кругов, сленг. Следует отметить особо: собственной марселевской языковой стихии, равно как и собственных марселевских оценок, нет ни в чем. Проблема автора - а если говорить словами Марселя, проблема отсутствия автора - была для него первостепенной как в связи с его крайне негативным отношением к очень распространенной во Франции pièce à thèse («драме идей»), так и, безусловно, в связи с собственными творческими склонностями. «В драме, - писал Марсель, - автор еще более, чем в романе, принуждается к Aufopferung… Он должен буквально поставить себя на службу некой правде - внутренней правде персонажей. Ему запрещено использовать их в целях, которые он может иметь сам как моралист или как политик». Главная черта писателя - слушать, замечал Марсель. «Пьесы мои, - утверждал он, - это, в сущности, протест против любых формул, в которые пытаются заключить жизнь. Любовь, которую я питаю к драматургии Чехова, связана с тем фактом, что жизнь там воссоздана во всей полноте, она никогда не бывает искажена авторским вмешательством». Отметим, что с творчеством А. П. Чехова Марсель познакомился лишь в 30-е годы, когда писатель был переведен во Франции, и не сразу воспринял его во всей полноте. Но позднее Марсель напишет: «В настоящее время оно мне кажется неисчерпаемым - и тем самым радикально отличается от всех других произведений современной драматургии, которые не так уж трудно обозреть: я имею в виду как Брехта, так и Пиранделло и Ануя, если ограничиться именами этих трех писателей, чье значение не может быть оспорено».

Свои взгляды на драматическое искусство Габриэль Марсель излагал не раз, начиная с 1914 года; что-то в них безусловно менялось - но то, что было изначально неприемлемо, осталось таковым навсегда, поскольку было органично чуждо его натуре писателя. Он отвергает театр, играющий на непосредственной чувствительности, «на нервах»: никакого эмоционального «нажима» на зрителя; Марсель считал это слишком грубым средством воздействия, несовместимым с подлинными художественными требованиями. Театр призван апеллировать единственно к «чувствительности разума»: поэтому в мотивах поступков марселевских персонажей - ничего «подсознательного». Еще в 1914 году, в связи с растущей популярностью теорий бессознательного, Марсель писал: «…В последние годы мы часто являемся свидетелями попыток использовать многие элементы трагического, связанные с подсознательной жизнью человека: этот туманный лиризм, зародившийся в символизме, не замедлил коснуться и театра, мы ему обязаны прекрасными произведениями. Однако здесь кроется большая опасность: быть может, лишь гений Шекспира или, в наши дни, Ибсена является источником света, мощным настолько, чтобы прояснить все, вплоть до этих тайников души. Мысль не столь могучая при попытках обрисовать этот смутный мир чревата впадением в произвол, в неопределенность, она готова довольствоваться бледными символами и сомнительными аналогиями… Конечно, нельзя, чтобы драма могла быть сконденсирована в одной-единственной, абстрактной формуле развития, которой бы исчерпывалось ее содержание; поэтические, лирические моменты, то есть темы, рассчитанные на индивидуальную разнообразную восприимчивость, могут и должны там присутствовать. Однако при этом нужно, чтобы они были подчинены некоему внешнему движению, являющемуся как бы объективной жизнью драмы. Я лично считаю, что драма должна быть ясно и четко выражена; трагический лиризм, который мне хотелось бы видеть, - это лиризм ясного сознания».

В театре Марселя, при всем трагизме тематики, скоплении бед и страданий, очевидной безысходности - никакой мелодрамы, «эффектных развязок», сведения счетов с жизнью и т. д. (Еще одна черта драматургии Марселя - полное отсутствие патетики - могла служить основанием для сближения ее с «хроникой», с «фиксацией» происходящего.) Героев пьес Ибсена и Гауптмана, особенно высоко почитаемых Марселем драматургов, из замкнутого мира, где нечем дышать, зачастую выводит самоубийство. Для Марселя подобная развязка исключена. Поведение его персонажей - хотя обстановка накалена до предела - внешне сдержанно. Более того, какова бы ни была драма, переживаемая действующими лицами, - в итоге редко что-либо меняется. Героиня пьесы «Жало» (1936) Беатрис говорит; «Я часто замечала, что как раз самое ужасное в жизни никогда не приводит к драме. Худшее обычно ни во что не выливается; как улочки на окраинах большого города, теряющиеся где-то на пустырях…»; после пережитых потрясений, след которых останется навсегда, супружеская чета Лемуанов («Человек праведный», 1922) продолжает свое педантичное, размеченное по часам существование; Морис Жордан («Семья Жорданов»), страдающий, униженный проницательностью осуждающего его сына, не соглашается ничего изменить в своем давно сложившемся «неправедном» быту. Никакими «прорывами» повседневности не завершаются и другие пьесы Марселя - «Замок на песке» (1913), «Квартет фа-диез» (1917), «Расколотый мир» (1932)… По словам самого автора, их итог - лишь дисгармоничный аккорд. Что в пьесах действительно происходит - так это изменения в душе человека под давлением тяжелых обстоятельств; новый, трезвый взгляд на самого себя; возможность увидеть все, столь привычное, в неожиданном свете; неразрешимость коллизий, возникших в человеческих отношениях (и здесь нам слышится столь знакомый чеховский мотив). В ответ на упрек, который Марселю доводилось слышать от руководителей театров по поводу того, что в его пьесах мало действия, он отвечал: «Изменение человека в ходе пьесы - это и есть действие в драме». Не случайно одна из лучших, в глазах Марселя, страниц драматургии нашего времени - это трагический переворот в душе скульптора Крамера из одноименной пьесы Г. Гауптмана: Крамер потрясен самоубийством калеки-сына, растрачивавшего свой большой талант в разгуле и беспутстве, - он словно прозрел, увидел истинную цену всего, что было в его жизни.

Ярким представителем католического экзистенциализма был Габриэль Марсель (1889-1973). Он родился в семье дипломата, детство провел в Щвеции, закончил Сорбонну. В 1929 г. уже в возрасте 40 лет Марсель стал католиком. Первое свое сочинение "Метафизический дневник" Марсель начал писать в 1913 г. и опубликовал в 1927 г. В книге "Быть или иметь" (1935) помещен "Метафизический дневник" за 1928-1933 гг., т. е. за тот период, когда автор стал католиком. На примере "Метафизического дневника" можно сказать об особом стиле Марселя фрагментарном, непоследовательном, парадоксальном. Марсель стремился к форме исповеди, искренней и открытой.

В год принятия католичества, 5 марта 1929 г. он писал: "Я больше не сомневаюсь. В это утро изумительная удача. В первый раз я отчетливо пережил опыт благодати (la grace) . Слова отвратительные, но это так. Я был, наконец, погружен в христианство. И я утонул в нем".

Однако, пройдя религиозное обращение , Марсель продолжал искать основы для своей веры. Ему была неприемлемы рациональные теории, подобные неотомизму. Марсель продолжает искание веры , исходя из своего конкретного опыта, из актов личного сознания. Марсель писал, что "таинственная связь между благодатью и верой возникает везде, где есть верность". После "верности" Марсель называет другую составляющую часть веры - надежду . По его мысли надежда "возможна только в мире, где есть место чуду" . По мнению Марселя, "душа существует только благодаря надежде: надежда, возможно, является самой тканью нашей души ". Так Марсель постепенно выстраивал систему экзистенциальных понятий, основанных на личном жизненном опыте, а не на отвлеченных абстракциях.

В статье "Экзистенция и объективность", включенной в книгу "Метафизический дневник", Марсель развел два мира: с одной стороны, экзистенция человека как средоточие страданий, а с другой - безликий "мир объектов" как создание абстрактного разума. Эта противоположность легла в основу книги "Быть или иметь" . По Марселю, "иметь" - это погрузиться в мир и материю, жить телесной жизнью, отрешившись от бытия Бога. "Быть" - это преодолеть внешнюю подчиненность, обрести свободу и вернуться душой к Богу.

По мысли Марселя, человек - это "воплощенное бытие" , который, осознавая свою воплощенность, ощущает мистическую связь духа с телом. Экзистенциальное философствование неизбежно предполагает осознание себя как воплощенного, телесного субъекта "в плену" пространства и времени . В человеческой экзистенции и только в ней Марсель ищет основы для религиозного понимания бытия. Для человека, считал Марсель, характерна онтологическая потребность - потребность быть . Это экзистенциальное бытие достижимо через сосредоточенность, главная цель которой заключается в мистическом постижении Присутствия Бога. По Марселю, единственный выход из замкнутого экзистенциального состояния состоит в познании Бога , ощущении своей связи с Ним. Это познание происходит не рационально, а путем личной мистической встречи с Богом. Марсель задается целью построить "конкретную онтологию", основой которой является проникновение в Тайну бытия. Понятие Тайны есть то, что Марсель противопоставляет рациональным объяснениям христианства. В постижении Тайны бытия и обретении Присутствия Бога заключается для человека возможность победить время и смерть. О Присутствии Бога говорят не рациональные теории, а свидетельство самой жизни человека, обретающего веру и отказывающегося от внешнего мира и его ценностей.

В послевоенное время Марсель много ездил с лекциями по миру (США, Канада, Япония, Марокко, Латинская Америка и др. страны). В 1949-1950 гг. он прочитал курс лекций в Абердинском университете в Великобритании, затем эти лекции вышли в виде 2-томного издания "Тайна бытия". Марсель был также незаурядным драматургом, в его пьесах философские идеи воплощены на примере конкретных персонажей и проецированы на различные жизненные ситуации (пьесы "Смерть назавтра", "Чужое сердце", "Человек Божий" и др.). Стремление обобщить собственный философский опыт привело Марселя к созданию "Опыта конкретной философии" в 1967 г.

На философском конгрессе в Риме (1946) философия Марселя получила наименование "христианский экзистенциализм" . Однако после осуждения экзистенциализма энцикликой римского папы в 1950 г. Марсель отказался от этого определения и предпочел название "неосократизм" . Тем самым он заявил отказ от системного философского мышления в пользу вопросительной формы размышлений, считая, что человек-мыслитель вовлечен в драму бытия (он - не зритель, а свидетель ). Радикальное вопрошание и сомнение стали основой философии Марселя, которая предназначалась как для верующих, так и для неверующих. Марсель философствовал вокруг религии, но никогда - в границах теологии . Его принципиальная установка на личный религиозный опыт делала ненужными догматические принципы, что и привело к осуждению экзистенциализма в Католической Церкви.

(1973-10-08 ) (83 года) Место смерти: Гражданство:

Франция

Школа/традиция: Направление:

Западная Философия

Период: Значительные идеи:

Габриэль Оноре Марсель (Gabriel Honoré Marcel ; 7 декабря , Париж , Франция - 8 октября , там же) - первый французский философ-экзистенциалист . Основные произведения: «Метафизический дневник», «Опыт конкретной философии».

Биография

Во время Первой мировой войны служил в «Красном кресте ». Работал в нескольких литературных журналах, рецензируя иностранную литературу. В 1920-е годы написал несколько пьес, поставленных в Париже. Сначала находился под сильным влиянием Сёрена Кьеркегора , но в 1929 году стал ревностным католиком. Глубокая религиозность и гуманизм отделяли Марселя от последующих французских экзистенциалистов (таких, как Жан-Поль Сартр). С 1945 года он увлекался сочинением музыки (на слова стихотворений Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке).

Философские взгляды

Основные категории философии Марселя - «бытие » и «обладание». Всякий человек существует как личность , как «Я»; его бытие неотчуждаемо от него, оно - не нечто предметное, внешнее, а нечто внутреннее, переживаемое. Напротив, вещи, предметы, объекты, которыми обладает человек , могут быть отчуждены от него. Особую роль в учении Марселя играет понятие «тело». Моё тело есть не только то, чем я обладаю, оно является также и элементом моего бытия. Моё тело - это граница между «быть» и «иметь», ибо наличие тела - необходимое условие всякого обладания. В отличие от тела, душа есть идеальное бытие.

Мир обладания вторичен по сравнению со сферой бытия. Но современная экономика и техника подталкивают человечество к тому, чтобы оно погрузилось в мир обладания, предав забвению мир бытия. И потому Марсель призывал к преодолению этой роковой тенденции.

Человеческие проблемы, считал учёный, нельзя решить средствами одного объективного, чисто научного познания. В связи с этим он противопоставлял понятие «проблема» понятию «тайна». Проблема - то, что встречается на моём пути, она всецело передо мной. Тайна же захватывает меня, составляет часть меня самого; в неё нельзя проникнуть чисто рациональным путём.

В сфере бытия место разнообразных отношений к вещам, к объектам занимают межсубъектные непосредственные отношения «я» и «ты». Отношение к другому человеку как к «ты» является подлинным; оно противостоит отношению к нему как к «он», что означает низведение его до уровня вещи. Отношение к другому человеку как к «ты» прокладывает путь к Богу как абсолютному «Ты».

Библиография

  • Марсель Г. Быть и иметь / Перевод И. Н. Полонской. - Новочеркасск: Сагуна, 1994. - 159 с.
  • Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. - М., 1995. - 187 с.
  • Марсель Г. Пьесы / Пер. с фр., вступ. ст. Г. Тавризян. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2002. - 350 с.
  • Марсель Г. Опыт конкретной философии / Пер. с фр. - М., 2004. - 224 с. - (Мыслители XX века).
  • Марсель Г. Метафизический дневник / Пер. с фр. В. Ю. Быстрова. - СПб.: Наука, 2005. - 592 с. - (Слово о сущем).
  • Марсель Г. Рильке, свидетель духовного. (Лекция вторая) / Предисл. к публ. Г. М. Тавризян // Вопросы философии. - 1998. - № 1. - С. 135-159.
  • Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы / Пер. с фр. В. В. Бибихина // Проблемы человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 404-419.
  • Марсель Г. Ответственность философа в современном мире // Путь в философию. Антология. - М., 2001. - С. 254-267.

Ссылки

  • Марсель Г. Человек праведный // Пьесы. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2002.
  • Парнев А. В. Габриэль Марсель о доказательствах бытия Бога
  • Габриэль Марсель в библиотеке Якова Кротова

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 7 декабря
  • Родившиеся в 1889 году
  • Умершие 8 октября
  • Умершие в 1973 году
  • Философы по алфавиту
  • Философы XX века
  • Родившиеся в Париже
  • Умершие в Париже
  • Философы Франции
  • Драматурги Франции
  • Экзистенциалисты

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Монтажные когти
  • Ктыри

Смотреть что такое "Марсель, Габриэль" в других словарях:

    Марсель Габриэль

    Марсель Габриэль - Христианский неосократизм Защита конкретного В предисловии к «Таинству бытия» (1951) Габриэль Марсель назвал свою философскую позицию неосократизмом. И в самом деле, неустанную борьбу против духа абстрактности можно считать константой его… … Западная философия от истоков до наших дней

    МАРСЕЛЬ Габриэль Оноре - (1889 1973) франц. религ. философ, основатель католич. экзистенциализма. Развивал антиинтеллектуа листскую, интуитивистскую тенденцию в католицизме. Решающее значение в приобщении к религии отдает эмоц. нравств. переживаниям человека… … Атеистический словарь

    МАРСЕЛЬ Габриэль Оноре (1889- 1973) - французский философ, основоположник католического экзистенциализма, профессор в Сорбонне. В 1929, в 40 летнем возрасте, принял католическое вероисповедание. После осуждения экзистенциализма папской энцикликой 1950 как учения, несовместимого с… … История Философии: Энциклопедия

    МАРСЕЛЬ - (Marcel) Габриэль Оноре (1889 1973) франц. философ, драматург, театральный и музыкальный критик; с его именем тесно связано возникновение экзистенциализма во Франции. Как драматург продолжил традиции франц. католич. лит ры, представленной … Энциклопедия культурологии

    Марсель (значения) - Марсель: Марсель город во Франции. Марсель прямой, второй или третий снизу, парус. Французские имя и фамилия Марсель Янсен (род. 1985) немецкий футболист сборной Германии по футболу. Марсель, Габриэль (1889 1973) … … Википедия

    Марсель, Габриель - Габриэль Марсель Дата и место рождения: 7 декабря 1889, Париж, Франция Дата и место смерти: 8 октября 1973, Париж, Франция Школа/традиция: экзистенциализм … Википедия

Экзистенциалист

Габриэль Оноре Марсель родился $7$ декабря в $1889$ году, в Париже, столице Франции, умирает $8$ октября $1973$ года. Марсель является первым французским философом -экзистенциалистом. К его основным произведениям можно отнести «Метафизический дневник» и «Опыт конкретной философии».

Биография

Во времена Первой мировой войны служит в рядах «Красного креста». Работает в некоторых литературных журналах, рецензирует литературу иностранного происхождения и направленности. В $1920$-е годы пишет небольшое количество пьес, которые были поставлены на Парижских подмостках. В начале своего пути находится под сильнейшим влиянием Сёрена Кьеркегора, но в $1929$ году становится католиком с ревностным состоянием и ощущением. Глубинный гуманизм и религиозность отделяют Марселя от следующих за ним во временном отрезке французских экзистенциалистов, таких, как Жан-Поль Сартр. С $1945$ года он увлекается музыкой и сочиняет музыкальные произведения, по словам стихосочинений Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке.

Философские взгляды

К основным категориям философии и философских взглядов Марселя относятся «бытие» и «обладание». Каждый человек может существовать в качестве личности, такой, какую можно обозначить словом «Я». Его бытие находится в неотчуждённости от него, оно же представляется не неким предметным, внешним, а неким внутренним, переживаемым. Наоборот, все предметы, вещи, объекты, которые находятся в распоряжении человека, являются отчуждёнными от него.

Понятие «тело»

Замечание 1

Особой ролью в учениях Марселя наделено понятие под обозначением «тело». То моё тело представляет собой не только то, чем я владею, но оно может также быть и элементом моего собственного бытия. Данное мне тело имеет смысл некой границы между «быть» и «иметь», потому что наличие тела несёт такую функцию некого необходимого условия всякого обладания. В противовес телу, душа представляется идеальным бытием.

Мир обладания

Согласно Марселю, мир обладания несёт в себе вторичность как таковую в сравнении со сферой бытия. Таким образом, современная техника и экономика дают толчок человечеству и отдельному человеку к тому, когда обозначенное «оно» погружается в мир обладания, вводя с предательством в забвение мир бытия. В таком содержании Марсель призывает преодолеть данную роковую тенденцию.

Любые человеческие проблемы, считает учёный, невозможно решить средством одного единого объективного, только научного самопознания и познания. Поэтому с данным он противопоставляет понятие «проблема» понятийному определению такому, как «тайна». Проблема имеет такое содержание, того, что появляется на пути моего бытия и моей жизни, она стоит всецело перед моей сутью и сущностью, точнее мною. Некая тайна может захватить некую мою сущность и суть, что соответственно даёт составление части моей сущности, то есть меня самого, куда невозможно определить проникновение чисто рациональными путями.

«Я» и «Ты»

Сфера бытия определяется местом разнообразных отношений к различным и определённым вещам, к объектному понятию присоединяются такие непосредственные отношения как межсубъектные «я» и «ты». Согласно данной концепции, отношения к другим людям, как к субъекту «ты» представляется подлинным. Оно может противостоять отношениям к нему как к понятийному субъекту «он», что может означать низведение данного до уровня объективной вещи. Отношения к другому человеку как к определению «ты» может проложить путь к Богу как абсолютному пониманию «Ты». Отношение к абсолютному «Ты», которое, по мнению Марселя, может быть отношением к Богу, в таком случае данное отношение может носить индивидуальный характер.

Замечание 2

Данный характер может выражаться в объективных пониманиях и понятиях как понятие «Оно», так и понятии «Я» и «Ты». Отношения «Я» и «Ты» всегда представляются и не только представляются, но могут быть неоднозначными, но и также нестандартными даже в стандартных ситуациях. В жизненном бытие встречается очень много как стандартных, так и нестандартных ситуаций, где и «Я» и «Ты» показывают свои нелогичные поступки и нестандартные действия.

Loading...Loading...