Мартин исповедник житие. Страдание во святых отца нашего мартина исповедника, папы римского

Предлагаем вниманию читателей сайта посвященную святителю главу из книги А. Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская (Ефесская) в судьбах России».

«Украсив Петров божественный престол
и на того камени Церковь неколеблему соблюд,
Мартине, с ним прославился еси»

Песнь 7-я канона песнопевца Иосифа († 883)

Св. Мартин родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642–649 гг.) священник Мартин был избран на Римскую кафедру. В это время на Востоке все более распространялась монофелитская ересь*, и св. Мартин вместе с другими православными иерархами должен был вести борьбу с ней.

* Эта ересь была как бы продолжением прежде бывшей и более крайней ереси монофизитов, в которой утверждалось, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена Божественной. Когда империя уже вела тяжелейшие оборонительные войны против мусульман, император Ираклий I (575– 641) решил объединить всех христиан, придумав компромиссную формулу относительно природы Христа. В 638 году он издал по этому поводу специальный указ, озаглавленный словом «Экфесис» (Изложение), в котором провозгласил, что Иисусу Христу присуща одна, Божественная воля, но у него два естества – Божественное и человеческое. Эта доктрина получила название «монофелитство» (единоволие).


Споры православных с монофелитами волновали очень многих, покой в империи был нарушен. Чтобы прекратить дальнейшие споры, император Констанс (641–668 гг.) написал еретический «Образец веры» (Типос). Это было сделано по совету Константинопольского патриарха-еретика Павла II (641–654 гг.). Православные решили противостоять нечестивому повелению императора, вплоть до смерти. В числе исповедников был и св. Мартин.

Получив Типос и ознакомившись с его содержанием, св. Мартин, папа Римский сказал: «Если бы и весь мир принял это несогласие с православным учением, то я все равно отверг бы его: я готов пострадать даже до смерти за Евангельское и апостольское учение, за предание святых отцов».


Св. Мартин обратился с письмом к патриарху Павлу, с любовью увещевая заблудшего иерарха покаяться и оставить еретические заблуждения: святой также просил патриарха повлиять на императора и убедить его в пагубности лжеучения монофелитов. Однако патриарх не только не послушался увещеваний святителя Мартина, но предал бесчестию и побоям послов его, а затем отправил их в ссылку.

Св. Мартин по совету пребывавшего тогда в Риме Хрисаиолитанского аввы прп. Максима Исповедника, созвал в 649 году Поместный Собор Римской Церкви. Этот Собор, состоявший из 105 епископов, предал ересь монофелитов анафеме, а императорский Типос осудил. Собор разослал также послание ко всем православным христианам, в котором утверждал их в правой вере.

Весть о действиях св. Мартина дошла до императора. Разгневанный Констанс приказал военачальнику Олимпию привезти св. Мартина на суд в Константинополь. Но Олимпий не смог выполнить возложенную на него миссию. В Риме он побоялся открыто схватить чтимого народом и клиром святителя, поэтому решил подослать к папе Мартину убийцу. Но едва убийца приблизился к святителю, как тотчас же ослеп. Олимпий в ужасе оставил Рим и отправился на Сицилию, где вскоре погиб в сражении.

Другой посланный нечестивым императором военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

17 Сентября 654 г. его перевезли в Константинополь, где толпа его встретила с насмешками и бранью. Он находился в тюрьме 93 дня, больной и умирающий с голода, прежде чем явиться перед судьями. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Ни в чем неповинный святой Мартин начал оправдываться от возводимой на него клеветы: «Никогда я,– говорил он,– не имел никаких сношений с сарацинами кроме тех случаев, когда посылал жившим среди них бедным и убогим братьям по вере милостыню; кто же не почитает Пречистую Богородицу, не признает Ее за Матерь Божию и не поклоняется ей, тот да будет проклят в сей век и будущий; веру же святую,– заключил он свое оправдание,– не мы, но несправедливо разномыслящие с нами сохраняют неправо». Но пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец, посланец императора подошел к военачальнику и огласил приговор: лишить Папу сана и предать смертной казни.

Спекулаторы (палачи) заковали полунагого святителя в цепи и поволокли в темницу через весь город в преторию, неся впереди обнаженный меч, которым его намеревались убить. Из народа некоторые поносили святого и, издеваясь над ним, кричали, качая головою: «Где Бог его? где содержимое им вероучение?» Другие же не могли удержаться от плача и рыданий при виде подобного бесчестия и мучения, причиняемого святителю Божию.

Придя в преторию, спекулаторы потащили связанного святого в темницу вверх по лестнице: спотыкаясь на ступенях святой Мартин падал и ушибался, так что тело его покрылось кровоподтёками и ссадинами; здесь бросили его вместе со злодеями и разбойниками. Все эти издевательства имели единственной целью заставить папу войти в общение с Константинопольской церковью.

Спустя некоторое время его отсюда перевели в другую темницу – Диомидову, где он от болезни и сильного холода (был январь месяц) чуть не умер. Жена одного из темничных стражей сжалилась над святым Мартином: придя тайно к святому узнику, она взяла его к себе в дом и обвязав ему раны положила на своей постели, одев его теплым покрывалом; святой Мартин лежал до вечера, не издавая, подобно мертвецу, ни одного звука. Поздно вечером начальник царских евнухов Григорий послал управляющего своим домом с небольшим количеством снедей, и велел ему передать их святому Мартину со словами: «Не изнемогай в скорби; мы надеемся, что Бог не попустит тебе умереть».

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению»,– и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Делайте со мной, что хотите, изрубите меня на куски, как вы приказали, но я не буду никогда в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».


Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Здесь святому пришлось до самой кончины переносить голод, нужду и болезни. В Таврику Мартин прибыл 15 мая 655 года, и здесь ему довелось прожить 124 дня.

В последние месяцы жизни, находясь в Крыму, Мартин постоянно болел (его мучила подагра, а возможно, и дизентерия, которой он заразился еще на корабле по пути из Италии в Грецию). Он был истощен и измучен полуторагодичным заключением. Однако до самой своей смерти оставался врагом монофелитства и сохранял полную убежденность в истинности своей веры. Незадолго до кончины, Мартин отправил из ссылки свое последнее письмо, которое закончил следующими словами: «О бренном же сем теле моем позаботится и сам Господь, как угодно будет ему распорядиться, и в непрестанных мучениях, и в незначительном утешении. Ибо Господь близко, и чего же я беспокоюсь? Конечно, я уповаю на Его милосердие в том, что не замедлит завершить мой путь, коий он предначертал… Да предохранит вас Всевышний Бог мощной рукою ото всякого наказания и спасет во Царствии своем!».


Святой Мартин скончался 16 сентября 655 года. Из текста «О страданиях иже во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского» узнаем, что «посажен был святой Мартин на корабль и в заточение, послан в Херсон, где гладом, теснотою и всяких потреб недостаточеством моримый, через два года ко Господу отошел. Святое же его тело погребено было вне града Херсона, в церкви Пречистой Богородицы, нарицаемой Влахернская. И гроб его славен есть».

Автор «Жития св. Элигия» Авден писал в VII веке, что описываемый им святой в 659 году видел усыпальницу Мартина. Уже тогда, спустя 4 года после кончины папы, к месту его упокоения совершались массовые паломничества, причем, не только из близлежащих восточных провинций империи, но и из западных. Об огромной популярности мавзолея Мартина среди христиан Таврики и прилегающих областей в начале VIII века императору Льву III Исавру (717–741) сообщал в письме римский папа Григорий II (669–731), отмечая, что к мавзолею блаженного Мартина «стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера с тем, чтобы исцелиться от болезней».

Борьба между православием и ересью завершилась в 680 году, когда монофелитство было осуждено на Шестом Вселенском церковном соборе, собравшемся в столице Византийской империи. Тогда было провозглашено, что Христос – Богочеловек и имеет две воли, причем Его человеческая воля подчиняется Божественной. Но до победы православных догматов должна была пройти еще четверть века…

После того как ересь монофелитов осудил VI Вселенский Собор, мощи св. Мартина Исповедника* были торжественно перенесены сначала в Константинополь, во Влахернский храм? а затем – в Рим, где находятся и по сей день в церкви Святителя Мартина на Семи Холмах. День памяти святого Мартина Исповедника отмечается 14/27 апреля.
* Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского. Святые тела Святителей Мартина и Климента были отправлены в Рим, а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.

Даже в 1598 году, когда Херсонес уже больше века не существовал как город, известный церковный писатель, кардинал Бароний написал, что «…и до сего дня почитается память св. папы Мартина греками, и большие толпы народа собираются к его могиле, чтобы получить благодать излечения».

Популярность св. Мартина среди приверженцев православной и католической веры огромна. В его честь освящены сотни храмов по всему христианскому миру, а его Житие («Мартирий») – беспрецедентный случай – было написано еще при жизни святого! В Севастополе пещерный храм во имя св. Мартина освящен в Инкерманском православном монастыре.

СВЯТИТЕЛЮ МАРТИНУ ИСПОВЕДНИКУ, ПАПЕ РИМСКОМУ

Тропарь, глас 4:

Истинных повелений устне распространил еси, учении Божественными вся просветил еси, зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, святителю всечестне, поминай нас, угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими, да в мире устроиши живот наш.

Кондак, глас 2:

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Мартине, со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Величание

Величаем тя, святителю отче Мартине, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Мартин Исповедник был уроженцем Тудера (ныне Тоди , Умбрия , Италия). Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на Римский первосвятительский престол .

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов , получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констант (641-668) и Константинопольский патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в году. Святой папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор , который осудил монофелитскую ересь.

Разгневанный император, пытаясь воспрепятствовать Собору, приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. "И вот, убедившись, что рука Божья хранит Мартина, святейшего папу, экзарх Олимпий счел необходимым вступить в согласие с понтификом и все, что ему было приказано, рассказать святейшему мужу". Олимпий отказался исполнить порученную ему миссию и восстал против императора, на несколько лет (649-652) взяв под свой контроль имп. Италию. Военная экспансия арабов и прямая угроза Константинополю некоторое время не позволяли подавить этот мятеж, равно как и перейти к решительным действиям в отношении папы, остававшегося с точки зрения имперской администрации лишь «бывшим апокрисиарием».

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.

«Скажи, несчастный, какое зло умыслил ты против императора?» - начал допрос председатель. Папа молчал. Выдвинута была вереница свидетелей. Это были подчиненные Олимпия и его солдаты. Спасая свои животы, они должны были заслужить прощение за участие в деле Олимпия путем лжесвидетельства против папы. И они лгали по подсказке. Папа, слыша все эти гнусности, просил судей не приводить этих свидетелей к присяге, чтобы не отягощать их преступления еще и клятвопреступлением.

Когда спросили папу Мартина, что он на это скажет, он начал было свою речь: «Когда Типос был опубликован и прислан в Рим...» На этом его оборвал префект Троил: «Ты должен говорить не ο вере, a только ο бунте и твоем участии в нем. Ты знал, что Олимпий кует оковы на императора, и ты его не остановил. Наоборот, ты был с ним в сговоре.»

Папу вынесли на его носилках в атриум, т.е. во дворик судебной палаты, где уже собралась науськанная толпа; отсюда его выставили на особую площадку, специально предназначенную для показа преступников толпе. A напротив, с балкона своего дворца император мог видеть эту картину. От него генерал-прокурор Вуколеон вернулся со смертным приговором. Члены синклита - судьи - собрались около осужденного мученика. Выступил чиновник с обращением к папе: «Ты боролся с императором, на что ты теперь надеешься? Ты отступил от Бога, и Бог отступил от тебя». И он велел сорвать с папы его патриарший омофор (ψαχνιον) и его черно-белые сапоги, - приметы его сана. Подавая их градоначальнику (префекту), сказал: «Возьми и разруби их на куски». Затем сорвали с папы его верхнюю священническую одежду, a нижнюю тунику разодрали во многих местах и этим полуобнажили тело папы. Чиновник пригласил толпу анафематствовать преступника. Откликнулись лишь немногие. Народ был удручен и воздыхал от сочувствия страдальцу. Лишь отребье поносило «преступника». С цепью на шее и преднесением меча папу провели по городу на гауптвахту (в преторий) и бросили в камеру с уголовными. Через час увели его в холодную одиночку для смертников (в тюрьму Диомида) уже с такой жестокостью, что поранили ему ноги и залили кровью лестницу тюрьмы. Мартин был полумертвым. Одному клирику папы, однако, разрешено было остаться при нем для услуг, но под надзором специального сторожа, назначенного стеречь смертников. Тюремные сторожихи, мать и дочь, когда начальство удалилось, смогли просунуть страдальцу одеяло, чтобы он не замерз. Поздним вечером явился посыльный от градоначальника Григория с пищей - выразить надежду, что «даст Бог, папа так не умрет», и приказал снять кандалы с шеи. Папа ничего не сказал, только глубоко вздохнул. Он искренне ничего уже не хотел, кроме мученического конца своих мытарств.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический .

Через три месяца тюремного сидения в марте года святитель был тайно погружен на судно и увезен в ссылку в крымский Херсонес. Отсюда он написал несколько писем, отразивших его страдания в этом «медвежьем» углу византийской державы, среди варварского населения и в лишениях, без необходимой пищи. Здесь, на перепутье хлебной дороги из Скифии в Грецию, папе не давали хлеба. Он жаловался в письме:

"Хлеб известен здесь только по имени... Я удивлялся и удивляюсь безучастию моих друзей и родни. Они забыли ο моем несчастии. Кажется, не хотят даже знать, существую ли я еще на свете или нет. Хотя римская церковь и не имеет денег, но она богата по милости Божией хлебом, вином и всем нужным для жизни. Очевидно, на людей напал страх, так что они чуждаются даже исполнения заповедей Божиих, страх там, где не должно быть никакого страха".

Папе действительно было горько, что порыв любви к нему, свидетелем которого он был при первом аресте, совсем исчез. Св. Мартина огорчало и то, что римские клирики принципиально предали его и канонически. Когда он был еще на острове Наксосе, они уже поставили себе 10 августа 654 года нового папу Евгения, a избрали его еще раньше, принимая во внимание, что эта дата есть дата уже императорского утверждения. В момент избрания Евгения папа Мартин еще не был формально судим и осужден. Клирики смалодушествовали перед полицейским давлением.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́стинных повеле́ний устне́ распространи́л еси́,/ уче́нии Боже́ственніми вся́ просвети́л еси́,/ злове́рие низложи́л еси́, Богому́дре Марти́не,/ святи́телю всече́стне,/ помина́й на́с, уго́дниче Христо́в,/ е́же к Нему́ хода́тайствы твои́ми,// да в ми́ре устро́иши живо́т на́ш .

Литература

  • Grizar H., Una vittima del despotismo bizantino. Papa S. Martino (649-654/655) // Civilta cattolica. Roma, 1970. T. LVIII. P. 272-275, 656-666;
  • Brandes W., "Juristische" Krisenbewältung im 7. Jahrhundert? Die Prozesse gegen Papst Martin I. und Maximos Homologetes // Forschungen zur Byzantinischen Rechtschichte. Fontes Minores. 1998. Bd. 10. S. 141-212;
  • Бородин О. Р. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма // Причерноморье в средние века. М., 1991. С. 173-190:
    • http://www.st-martin.ru/about/holy/zhitiya-svyatyh/rimskij-p...ma/ (электронная версия на сайте прихода храма Святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе)
  • Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, [Ч1]: 1991, Т. 52 (77), С. 47-56, [Ч2]: 1992, Т. 53 (78), С. 80-88:

Использованные материалы

  • Карташев А.В., "Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г." // Вселенские соборы / Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор:
  • "Святитель Мартин Исповедник, папа Римский", страница календаря на портале Православие.Ru :
  • Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, [Ч1]: 1991, т. 52 (77), с. 47-56

27 апреля (14 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Пятница 3-й (святых жен-мироносиц) седмицы по Пасхе (второй недели после Светлого Христова Воскресения). День постный. На трапезе благословляется рыба . Сегодня совершается память множества христианских святых, сем из которых известны по именам, а также празднование в честь двух почитаемых православных святынь. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Мартин Исповедник, Папа Римский . Один из самых почитаемых в Православном мире Первосвятителей Западной Церкви того периода, когда Ветхий Рим еще не отделился от Вселенской Церкви, но напротив, последовательно отстаивал чистоту Истинной веры. Одним из таковых столпов Православия на Западе был Святитель Мартин, занимавший Римский престол в середине VII столетия 649-655 годах от Рождества Христова).

В эти времена Рим Новый - Константинополь - был поражен ересью монофелитства (умалявшего Вочеловечение Христа, но не отрицавшего Его Человеческую природу - подобно монофизитству, а утверждавшего, что у Христа была лишь одна воля - Божественная, не признавая, подобно Православию, Человеческой воли Спасителя). Дошло до того, что и Ромейский царь (Византийский император) Констанс и Константинопольский Патриарх Павел II были приверженцами монофелитства. При них был создан еретический "Образец веры" ("Типос"), который вероотступники пытались навязать Папе Римскому и всей Западной Церкви. Вот, как это описывается в Житии Святителя Мартина:

Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп…"

Несмотря на это чудо, явно свидетельствовавшее о правоте Святителя Мартина, через несколько лет император вновь потребовал доставить Римского Первосвятителя в Константинополь, сопровождая приказ ложными обвинениями в адрес Папы, будто тот вступил в сговор с сарацинами, хулит Пресвятую Богородицу, а Папский престол занял в нарушение церковных канонов:

Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил Святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился Святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти". После такого суда Святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили..."

Когда еретичествующий Константинопольский Патриарх Павел узнал о страданиях Папы Мартина, он на время раскаялся и уговорил императора не казнить Святителя. Однако последний до последнего отказывался примириться с Патриархом, пока тот не оставит ересь, говоря: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". В итоге Папу Мартина сослали в Херсонес Таврический (на территорию нынешнего Крыма), где он вскоре отошел ко Господу в 655 году от Рождества Христова.

Храм святителя Мартина Исповедника в Москве. Фото: www.globallookpress.com

Впоследствии мощи Святителя были перенесены во вновь ставшим православным Константинополь (после того, как монофелитская ересь была осуждена на V Вселенском соборе 680 года от Рождества Христова), а затем - в Рим. Одним из важнейших символов почитания Святителя Мартина Исповедника в Русской Церкви является то, что один из самых величественных храмов центра Москвы, находящийся в Таганском районе столицы, посвящен именно этому великому святому.

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий . Святые страдальцы Литовской Руси XIV столетия , принявшие мученические венцы в период правления отступившего от христианства князя-язычника Ольгерда в 1347 году от Рождества Христова. Символично, что эти святые не скрывали своего исповедания христианства, согласно церковным правилам, соблюдая посты и отказавшись от бритья бород.

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий. Фото: pravoslavie.ru

Мученик Ардалион . Святой страдалец, погибший за твердое исповедание христианской веры при императоре-язычнике Максимиане Галерии, царствовавшем в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Несмотря на далекое от христианства актерское занятие ("лицедейство"), святой Ардалион сподобился от Господа мученического венца. Вот как это описывает Житие святого страдальца:

Однажды в цирке он играл роль христианина. Актер, по замыслу автора, должен был сначала отказаться от принесения жертвы идолам, а затем согласиться отречься от Христа. По ходу действия святого Ардалиона подвесили на мучилищном дереве и стали строгать железными крючьями. Он так естественно изображал страдания, что зрители были в восторге и громко выражали свои похвалы его искусству. Вдруг святой велел всем замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа.

Правитель города пытался представить дело так, что святой Ардалион продолжает играть роль, и в конце зрелища отречется от Христа и принесет жертву богам. Но святой Ардалион продолжал исповедовать свою веру во Христа. Тогда правитель приказал бросить мученика на раскаленную сковороду. Так святой Ардалион удостоился мученического венца".

1000 Персидских мучеников и Азат скопец . Мученик Азат был придворным евнухом, особо приближенным к персидскому царю Сапору. Вместе с тысячью других христианских мучеников он был казнен за твердое исповедание Истинной веры в 344 году от Рождества Христова.

Священноисповедник Александр Орлов, пресвитер . Православный священнослужитель, исповеднически пострадавший в годы советских богоборческих гонений, но умерший своей смертью в 1941 году от Рождества Христова. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Виленская и Виленская Остробрамская иконы Божией Матери . Чудотворные образа Пресвятой Богородицы, чтимые в Русской Церкви православные святыни, явленные в разные годы на территории Литовской Руси.

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в честь этих угодников Божиих, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Христос Воскресе!

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский , был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641-668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении. В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями († 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Иконописный подлинник

С вятитель Мартин Исповедник, папа Римский, жил в VII веке, когда Церковь еще не знала разделений на Восточную и Западную. Святитель родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти в 649 году папы Феодора I пресвитер Мартин был избран новым папой.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитства (учение о единой воле и единой энергии Богочеловека Иисуса Христа) , получившей широкое распространение. Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. В 648 году сторонники ереси император Констант II и Патриарх Константинопольский Павел издали декрет, так называемый Типос, в котором предписывалось «ни порицать, ни осуждать никого за учение в прошлом об одной воле и одной энергии, ни за учение о двух волях и двух энергиях». За неповиновение налагались наказания церковные и гражданские: лишение должностей, имущества, а также телесное наказание и ссылка.

Этот еретический Типос был получен в Риме в 649 году. Святой Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.

Одновременно он послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император Констант отправил к папе другого военачальника, экзарха Феодора I Каллиопу, с тяжелыми обвинениями в тайном общении святителя Мартина с врагами империи -арабами-сарацинами, в возведении хулы на Пресвятую Богородицу и в неканоническом вступлении на папскую кафедру. Несмотря на существование явных доказательств полной невиновности Мартина, Феодор ночью с отрядом воинов захватил святителя и отправил его на один из Кикладских островов Наксос в Эгейском море. Около года томился святитель Мартин на этом безлюдном отдаленном острове, претерпевая многочисленные лишения. Уже совсем измученного исповедника отправили тогда, наконец, в Константинополь на суд.

На суде оправданий больного и престарелого Мартина никто не стал даже слушать. После вынесения обвинительного вердикта святителя в разодранной одежде выставили на осмеяние толпы, которую подначили кричать ему: «Анафема!» Наконец, церковный служащий по указанию императора, огласил приговор: лишить папу Мартина сана и предать смертной казни. Святителя заковали в цепи и посадили в темницу к приговоренным к смерти убийцам и разбойникам.

Между тем император Констант узнал о просьбе умиравшего и раскаявшегося на смертном одре Патриарха Павла прекратить мучения святителя Мартина. Император вернул заточенного Мартина для дополнительного допроса. Однако папа Мартин всем своим дознавателям заявил: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Исповеднику все же заменили смертную казнь ссылкой в Крым, в Херсонес Таврический. Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями 16 сентября 655 года. Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Loading...Loading...