Можно ли называть детей именами родителей. Можно ли называть ребенка в честь родственника? Почему считается, что нельзя называть сына именем отца

Влияет ли имя на жизнь человека?

Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.

Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия.

В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.

Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.

И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.

Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.

Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.

Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель.

Иоанн Палестинский – выдающийся постник.

Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени.

Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.

То же наблюдаем относительно других известных имен.

Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена?

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель . Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю (), называя каждое светило его именем (), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным () и этим самым определить их место и роль в мире Адама .

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого (); Навал – безумец () и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей – вынутый из воды , иногда – на предназначение человека: Исаия – да спасет Бог . Имя считалось как бы отпечатком личности человека!

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье – Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи – Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения – Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен и др.).

Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь… – это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман – происходило от названия города Рим; имя Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести и т.п. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное , которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом – Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет: «Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности»… Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».

Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.

День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами .

Свт. Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:
«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».

Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов…

Как правильно дать имя ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным – это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.

Некоторые святые имеют по два имени – имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия , Ольга – Елены и т. д. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам , то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.

Можно дать имя (как сегодня распространено) в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?..» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.

С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Марии. (Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария – в честь святых Марий, которых множество.)

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя – на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?.. Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя… Идея).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них – обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Имена мужские

Аввакум любовь Божия (евр. ); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка.

Августин из города Августа (лат. )

Аверкий удерживающий, удаляющий (лат. )

Агапий любовь (греч. )

Агафангел добрый вестник (греч. )

Агафон добрый (греч. )

Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат. )

Адам человек (евр ); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля».

Алипий беспечальный (лат. )

Алфей перемена (евр. )

Амвросий бессмертный, божественный (лат. )

Анастасий воскресение, воскрешенный (греч. )

Андроник победитель мужей (греч. )

Аристарх лучший начальник, отличный ( греч. )

Арсений мужественный, мужчина (греч. )

Валериан из города Валерии (лат. )

Варлаам сын Божий (халд. )

Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр. )

Виссарион лесной (греч. )

Вонифатий благотворец (лат. )

Гавриил крепость Божия (евр. )

Галактион молочный (греч. )

Герман воин (древневерхненем. )

Григорий бодрствующий (греч. )

Гурий львенок (евр. )

Давид возлюбленный (евр. )

Дамиан покоритель, укротитель (греч. )

Даниил Бог – мой судья (евр. )

Дидим близнец (греч. )

Диодор Божий дар (греч. )

Дионисий божественный из Нисы (греч .)

Евлогий благословение (греч. )

Евсевий благочестивый (греч. )

Едесий радость (сирийск. )

Елисей его спасение – Бог (евр. )

Ераст любящий (греч. )

Ефрем плодовитый (евр. )

Зосима жизненный (греч. )

Иаков заклинатель (евр. )

Ианнуарий привратник (лат. )

Игнатий огненный, раскаленный (лат. )

Иероним священноименный (греч. )

Иларион тихий, радостный (греч. )

Илия крепость Господня (евр. )

Ириней мирный (греч. )

Иустин сын Иуста (лат. )

Кассиан порожний, пустой (лат. )

Киприан с острова Кипр (греч. )

Кирилл солнце (перс. )

Климент милостивый (лат. )

Корнилий сильный (лат. )

Лаврентий лавровый (лат. )

Лазарь Бог-помощник (евр. )

Лев лев (греч. )

Ливерий свободный (лат. )

Лонгин долгий (лат. )

Лука родом из Лукании (греч .)

Макарий блаженный (греч. )

Мануил определение Божие (евр. )

Марк сухой, увядающий (лат. )

Меркурий торговец (лат. )

Мефодий упорядоченный (греч. )

Назарий посвященный Богу (евр. )

Нестор возвратившийся домой (греч. )

Никандр муж победы (греч. )

Никита победитель (греч. )

Никон побеждающий (греч. )

Нифонт трезвый (греч. )

Паисий детский (греч. )

Палладий из Паллады (греч. )

Панкратий вседержавный, всесильный (греч. )

Пантелеимон всемилостивый (греч. )

Парфений девственник (греч. )

Пимен пастырь (греч. )

Платон широкий (греч. )

Поликарп многоплодный (греч. )

Порфирий багряный (греч. )

Прокл далекий (лат. )

Родион геройский, розовый (греч. )

Рустик деревенский (лат .)

Савватий субботний (евр. )

Севастиан досточтимый (греч. )

Серафим пламенный (евр. )

Сила молчание, покой (евр. , лат. )

Силуан лесной (лат. )

Сильвестр лесной (лат. )

Симеон услышание (евр. )

Симон услышание (евр. )

Софроний здравомыслящий (греч. )

Стефан венец (греч. )

Терентий полирующий, растирающий (греч. )

Тимофей почитающий Бога (греч. )

Тихон счастье (греч. )

Трофим питомец (греч. )

Фаддей хвала (евр. )

Феодор Божий дар (греч. )

Феодосий Богом данный (греч. )

Феоктист Богом созданный (греч. )

Феофан Богоявление (греч. )

Феофил друг Божий (греч. )

Феофилакт богохранимый (греч. )

Ферапонт слуга (греч. )

Филадельф братолюбец (греч. )

Филарет любитель добродетели (греч. )

Филипп любящий коней (греч. )

Флорентий цветущий (лат. )

Фома близнец (евр. )

Харитон благодатный (греч. )

Христофор Христоносец (греч. )

Имена женские

Агапия добрая (греч. )

Агнесса Агния непорочная (греч. )

Ада благородная (древневерхненем .)

Акилина орлиная (греч. ); в простонародье это благозвучное имя было превращено в Акулину. Можно предложить родителям требовать от знакомых и родственников именно такого, греческого , а не простонародного русского (Акулина) варианта произнесения имени

Алевтина сильная (лат. )

Ангелина вестница (греч. )

Аполлинария Аполлонова (греч. )

Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч. )

Афанасия бессмертная (греч. )

Варвара иноземка (греч. )

Василисса царственная (греч. )

Вероника образ верности (греч., лат. )

Гликерия сладкая (греч. )

Диодора Божий дар (греч. )

Ева жизнь (евр. )

Евдокия благоволение (греч. )

Евсевия благочестивая (греч. )

Евфросиния радость (греч. )

Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа )

Зинаида божественная (греч. )

Илария тихая, радостная, ясная

Иоанна благодать Божия (евр. ); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна;

Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч. )

Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат. ). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь.

Иустина дочь Иуста.

Касиния служанка (лат. )

Кирия Господня (греч. )

Клеопатра славная по отцу (греч. )

Констанция постоянная (греч. )

Лия утомленная (евр. )

Лукия светлая (лат. )

Мариам их восстание, звезда моря (евр. )

Мелания черная (греч. )

Павла маленькая (лат. )

Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат .)

Параскева пятница, приготовление (греч. )

Пелагия морская (греч. )

Руфина рыжеватая (греч. )

София премудрость (греч. )

Сусанна белая лилия (евр. )

Феодора Божий дар (греч. )

Феодосия Богом данная (греч. )

Феофания Богоявление (греч. )

Харита любезная (греч. )

Харитина благодатная (греч. )

Христина Христова (греч. )

Юния молодая, юная (лат. )

Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине.

Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах.

Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

Женские: Аксуя, Голиндуха, Дракона, Каздоя и проч.

А еще недавно…

Еще несколько десятилетий назад новорожденным давались «новые» имена, порожденные идеями социализма, индустриализации и проч.

Мальчики часто получали имя Коммунар, а девочки Коммунара. Появились имена Октябрь (муж. ) – Октябрина (жен. ); Май (муж. ) – Майя (жен. ) и проч. В одной семье сына назвали Рево, дочь Люция, что вместе означало «Революция».

В календарях советского времени можно встретить и совсем экстравагантные: Даздрасперма (расшифровывается как «Да здравствует Первое мая»), Владлен (расшифровывается как «Владимир Ленин»), Воля, Интерна, Искра, Идея, Перкосрак (первая космическая ракета).

В 60-х – 70-х годах интерес к новым «оригинальным» именам угасает. Если детей и нарекают по-новому, то это уже не «коммунистические» имена, но «индустриальные», «космические».

Так, относительно популярными становятся: Ион, Аполлон, Венера, Меркурий, Феб, Гелий. Можно встретить и Икара, Одиссея, Титана, Селену. В начале 70-х годов Ленинградском Дворце торжественной регистрации рождений «Малютка» двум девочкам были присвоены имена Весна и Тайна.

Начиная же с 70-х годов пробуждается интерес к старым русским именам (особенно для девочек). К 90-м годам особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия и проч.

На 90-е годы особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия…

Что делать, если христианское имя забылось?

Нередко в храм приходят люди, имеющие неправославное имя, но когда-то, в детстве крещеные. Своего христианского имени они не помнят, а родители, которые их крестили, умерли. Что делать? Так и приходить в храм с именем Лениана, Марксина, Октябрина?.. Ничего страшного в этой ситуации нет. Нужно просто прийти к священнику и сказать об этом. Священник прочитает специальную молитву На наречение имени и даст вам новое имя православного святого.

Психологи неустанно доказывают связь имени человека с его судьбой и, наоборот, судьбы с именем человека. В свое время были даже сформулированы "психологические портреты" имен. Какой человек представляется вам, когда вы слышите определенное имя? А вашему мужу? Стоит ли называть ребенка в честь близкого родственника? Поразмышляем об этом.

Психологический тип человека формируется под влиянием физиологии, социальных факторов и личностных характеристик. Называние человека затрагивает все три критерия. Так, родители выбирают имя малышу в зависимости от его пола и в согласии с традициями страны. Ну и не стоит сбрасывать со счетов внешность новорожденного, ведь порой при рождении мамы с уверенностью называют самое подходящее для их малышей имя. Вот и получается, что либо имя формирует человека, либо он дополняет уже устоявшиеся характеристики своего имени.

Философ и психолог А. Лосев утверждал, что без имени в мире прожить нереально. Жизнь походила бы на "столкновение глухонемых масс", поэтому именовать человека обязательно, даря ему индивидуальность, социальную весомость и характер.

Психологи утверждают, что сейчас родители предпочитают выбирать имена детей "по образу и подобию", другими словами, подбирая своему ребенку то имя, которое симпатично им на подсознательном уровне. Это древняя традиция, только в измененной форме. Раньше детей принято было называть церковными именами: каждый день соответствовал рождению какого-либо святого, в честь которого и давалось имя новорожденному. Вместе с именем ребенку передавались черты характера, волевые качества и нормы поведения. Так вот, в современности у каждого из нас есть лично свое, индивидуальное представление о человеке с определенным именем. Этот образ-имя хранится в памяти. Мы отлично представляем, какими качествами должен обладать Антон или Егор, а чего нельзя ожидать от Татьяны или Нелли. В общем, представление об имени имеет каждый человек, вплоть до характерных черт внешности. Получается, что, выбирая имя малышу, родитель желает передать ему характерные черты образа, сделать его "подобным" кому-то. Если это Александр, то мальчика будут воспитывать мужественным, требовать от него принятия самостоятельных решений. Зато Яков не станет утруждаться, чтобы оправдать значимость своего имени.

Выходит, что, как ни крути, имя влияет на человека. Пусть даже в самой малой степени. Философ П. Флоренский вообще придерживался того мнения, что именно имя обусловливает путь человека. Если же личность не соответствует имени, проявляет несвойственные ему черты, то это значит, что у данного человека другое "психологическое" имя. Этим можно объяснить тот факт, что мы не воспринимаем имя человека, когда хотим назвать его иначе. Получается, что психологический портрет человека соответствует другому именованию.

Но не стоит чересчур озадачиваться теорией взаимодействия имени и судьбы. Некоторые до такой степени восприимчивы, что начинают обвинять родителей в том, что те украли их истинную судьбу, наградив определенным именем. Имя — всего лишь возможная модель построения и развития жизни. Самые главные решения и шаги совершает сам человек.

Кстати, вы можете провести тест среди своих родных и близких. Составьте "психологические портреты" интересующих вас имен, и вы узнаете отношение окружающих к тому или иному имени, к людям стаким именем. Попросите тестируемого описать человека с именем... (называйте то имя, которое вас интересует) по следующим критериям: внешность, эмоциональное поведение, основные черты характера, отношение к себе и к окружающим, уровень интеллекта, волевые качества, восприятие самого себя, отношение к противоположному полу.

После того как вы получите ответы нескольких тестируемых, сравните их. Наверняка полученные результаты заставят вас удивиться.

Рассмотрим несколько примеров уже составленных "психологических портретов" некоторых имен.

Алексей. Обладает мягкими, правильными чертами лица. По характеру жизнерадостный, веселый, но иногда тихий, неудачливый, неуверенный и гиперчувствительный.

Александр. Про Саш порой говорят, что "это не имя, а диагноз". Носителейэтого имени часто сравнивали с великими людей, наделяя их умом, сильной волей и целеустремленностью. Александры часто стройны и подтянуты. В характере — самовлюбленность, гордость, агрессивность, независимость.

Владимир. Очень властный, хитрый, весьма общительный, но спокойный. По определению внешности единства не наблюдается: темный и светлый, высокого и среднего роста. Отрицательными качествами были единодушно признаны хвастовство и гордыня.

Дмитрий. Одно из наиболее противоречивых "психологических имен". Он и депрессивный, и веселый, несерьезный и практичный, манящий и привлекательный, но и отталкивающий и нелюдимый.

Сергей. Самостоятельный и целеустремленный. Практичный и в меру гордый. Обладает рациональным умом. Некоторые упоминают ранимость, веселый нрав и желание развлекаться. Внешне большинство отмечают высокий рост и худощавость.

Михаил. "Психологический портрет" этого имени двойственен. Одним даже звучанием напоминает неуклюжего медведя, полного, даже толстого, спокойного и улыбчивого. Другие говорят о подтянутой фигуре, темных волосах и светлых глазах. Однако все единодушно сходятся в том, что имя несет доброту, притягательность и спокойствие.

Анна. Особенно поддается описанию внешность. Красивая, темноволосая, с небольшими глазами. Из черт характера упоминаются женственность, энергичность, доброта и веселость. Вместе с тем подчеркиваются легкомысленность, взбалмошность, властность и неприступность. Иногда отмечают жестокость, гордыню и чрезмерную серьезность.

Екатерина. Всегда привлекательна, статна и достаточно высока. Из характерных черт называют властность, силу, целеустремленность, суровость, жестокость и расчетливость. А вот совсем другой "портрет" Кать: маленькая, неприметная, нецелеустремленная, хозяйственная и простая.

Ольга. Самыми популярными характеристиками признаны здоровье, стройность, внешняя привлекательность. Дополнительно — ум, рассудительность, семейность, открытость, повышенная эмоциональность. Есть и отрицательные черты, например властность.

Елена. Всегда красива, ярка, женственна и очень сексуальна. В то же время противоречива, эгоистична и горда. Плюс к этому легко увлекается, общительна и весьма чувственна.

Наталья. Многие отмечают практичность женщин с таким именем. Энергичная и целеустремленная, обычно счастлива в жизни. Второй портрет — эгоистичная, вспыльчивая, малообщительная. Плюс к этому не очень умная и несчастная. Зато третий портрет более оптимистичен: добрая, славная, очень нравится мужчинам, нежная и мягкая.

Вера. Очень последовательна и трудолюбива. Одни описывают внешность полной женщины с теплыми руками, отличной домохозяйки. Другие противоречат и говорят о худощавой, гордой и расчетливой женщине. Однако все эти описания объединяет ум и твердость характера, в некоторой степени упрямство.

Теперь вы сами можете убедиться, насколько разнообразны "психологические портреты" имен. Точно так же может вести себя один и тот же человек в разных ситуациях, с разными людьми, проявляя то гордость, то нежность, то стойкость, то равнодушие. У каждого из нас свое личное, индивидуальное восприятие окружающих, поэтому прийти к общему мнению не удастся. Однако нечто основное (стержень имени) все равно прослеживается. В любом случае каждый человек обладает набором качеств. И никто не может сказать с уверенностью, что имя изменит характер. Воспитывайте своих детей в любви, балуйте в детстве и поощряйте в дальнейшем. Пытайтесь формировать из ребенка личность самостоятельно, не надеясь на власть имени.

Имя как у папы

Вы зовете мужа или супругу, а прибегает ребенок? Тогда понятно: вы назвали ребенка в честь одного из родителей. Теперь придется называть одного малышом, а другого — просто Миша или "дорогой". Явление, когда родители называют своим именем детей, нередко. Допустим, мама родила дочь на свой же день рождения. Папа уперся и не захотел нарекать дочурку никаким другим именем — только в честь супруги. Так в семье появляются две Юлии или Яны. А когда по каким-то соображениям мальчика называют как папу, появляются Михаил Михайлович, Павел Павлович, Борис Борисович...

Психологи утверждают, что, называя ребенка именем матери или отца, родители "предрекают" малышу проживание их судьбы. Другими словами, мальчик с именем папы будет повторять его жизненный путь и обладать схожими качествами характера, а девочка, названная в честь мамы, станет ее копией. Так ли это? Настолько ли сильна мифическая составляющая имени, что вместе с наречением предугадывается судьба?

Если рассуждать рационально, откинув предрассудки и мифические совпадения, ребенок в любом случае, как его ни назови, унаследует характер или хотя бы некоторые черты своих родителей. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени возьмет от отца целеустремленность, а от матери — мягкость или отзывчивость. Девочка при любом раскладе получит от мамы материнское начало и женственность. В этом нет ничего необычного, ведь мать и отец — самые близкие люди. И не стоит искать в простом совпадении жизненных фактов проявления сверхъестественного. Есть очень много примеров, когда ребенок, названный именем папы, проживает совершенно иную жизнь. Да и, например, что можно сказать о девочке, которую назвали в честь папы (Саша, Женя и др.). Неужели она станет водителем грузовика или полюбит виски с колой? Отнюдь. Все это в большей степени предрассудки. Конечно, случаются совпадения судеб. Есть примеры, когда сын или дочь точь-в-точь повторяют судьбу одного из родителей. Но для этого совсем не обязательно носить одинаковые имена.

Одно "но"

Единственный нежелательный вариант — присвоение ребенку имени умершего родственника, особенно если тот умер, что называется, до срока. Нерастраченная энергия внезапно оборвавшейся жизни то и дело вмешивается в жизнь живущего. Иногда это положительное вмешательство, благосклонно сказывающееся на судьбе. Но бывает, что несчастья настигают человека одно за другим, и тогда-то невольно задумаешься над смыслом имени и его энергетикой. И наоборот: говорят, что имена давно ушедших бабушек и дедушек помогают ребенку-тезке, в некоторых случаях даже принято считать, что у малыша появляется второй ангел-хранитель.

Можно ли назвать ребенка в честь другого человека?

Среди многочисленных природных и социальных факторов, влияющих на судьбу человека, имя играет далеко не последнюю роль. Правильно выбранное имя может усилить природные способности своего носителя, компенсировать слабые стороны его характера. Неслучайно вопросу выбора имени для ребенка в психологии уделяется так много внимания.

Распространены случаи, когда ребенка называют в честь кого-то. Многие родители, выбирая имя ребенку, задаются вопросом, можно ли назвать его в честь родственника (умершего или ныне здравствующего), известного артиста или литературного героя? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим возможное влияние имени на судьбу его носителя.

Обычно детям дают имена тех людей, которых еще помнят или о которых что-то знают. Соответственно в семье остаются какие-то сведения, воспоминания, истории об этом человеке и его деяниях. Ребенок, вырастая и формируясь в такой атмосфере, сознательно и бессознательно впитывает эту информацию и понемногу обретает сходство с человеком, в честь которого назван. Усиливать этот процесс могут ожидания родителей.

Если они назвали ребенка в честь родственника или какого-либо известного человека, значит хотят, чтобы он был похож на него, перенял все его достоинства. В результате человек, взрослея и развиваясь, идет по «натоптанной тропинке», постепенно обретая все большее сходство со своим предшественником.

Наиболее распространены случаи, когда детям дают имена умерших родственников (бабушки, дедушки, прадеда или двоюродного родственника). Эта традиция довольно старая, но до сих пор вполне жизнеспособная во многих культурах. Более того, в некоторых семьях имена «наследуются», повторяясь через одно-два поколения.

В этом обычае нет ничего плохого. Считается, что имя, сохраненное в последующих поколениях, способствует передаче знаний из прошлого в будущее, добавляет силы всему роду, помогает сохранить память о своих предках и их делах. В мусульманской и иудаистской традиции до сих пор принято называть сына в честь отца, если отец умер до его рождения.

Когда не нужно называть ребенка чужим именем

Однако в каждом роду есть свои несчастливые имена. Таким именем ребенка называть не рекомендуется, поскольку новый носитель имени (а тем более с той же фамилией) рискует повторить несчастливую судьбу своего предшественника. Как правило, это известно на интуитивном уровне, и вряд ли кто-нибудь станет называть ребенка именем родственника, трагически погибшего в молодости или умершего в мучениях от тяжелой болезни.

Если родственник хорошим человеком не был, например совершал преступления и окончил жизнь в тюрьме или просто не оставил после себя доброй памяти, его имя также не следует давать ребенку. В противном случае высок риск, что ребенок переймет негативные свойства предшественника, и его судьба будет несчастливой.

Существует ряд случаев, когда ребенка ни в коем случае нельзя называть именем умершего родственника. Если в семье уже был ребенок и умер (от болезни или трагически погиб), ни в коем случае нельзя называть следующего ребенка его именем и не рекомендуется называть именем созвучным. Слишком велика вероятность, что ребенок, названный в честь умершего брата или сестры, повторит судьбу предшественника.

Кроме того, вырастая взрослыми, люди с такими именами редко бывают счастливы – к ним цепляются болезни, у них не ладится личная жизнь, от них отворачивается удача. Поэтому, если в семье умер ребенок, лучше отпустить его с миром, и не пытаться воскресить его образ в другом человеке.

Можно ли называть ребенка в честь родственника?

По поводу вопроса, стоит ли называть ребенка в честь ныне здравствующего родственника, существуют различные мнения. Между родственниками-тезками устанавливается прочная связь, которая может привнести в жизнь формирующегося человека дополнительные трудности, но может, наоборот, помочь ему найти свое призвание и добиться немалых успехов.

Так, если сын носит имя своего отца (да еще и усиленное соответствующим отчеством), он может стать своему отцу не учеником (впоследствии опорой и поддержкой), а соперником. С другой стороны увеличивается вероятность, что сын выберет отцовскую стезю, но пройдет по ней дальше, продолжит и улучшит отцовские достижения.

Называя дочь именем матери, можно ожидать повторения материнской судьбы. Кроме того, на женщину влияние матери всегда остается довольно сильным, даже если дочь уже взрослая и родила своих детей, и даже если матери уже нет в живых. Влияние матери-тезки огромно, и может помешать дочери полноценно прожить свою собственную жизнь.

Обычай называть детей в честь известных людей также довольно старый и широко распространен в христианской, мусульманской, иудейской культурах. В православной традиции детей называли по святцам – в честь святых, память которых отмечается в день рождения ребенка, на девятый или сороковой день от рождения. Считается, что человек, названный в честь одного из святых, обретает ангела-хранителя.

В современном мире принято называть детей в честь знаменитостей (актеров, музыкантов, футболистов, ученых и так далее), а также в честь исторических персон и литературных героев. В этом нет ничего плохого, если имя подобрано правильно и соответствует природным задаткам ребенка. Если же имя дисгармонирует с характером и темпераментом его носителя, оно не принесет счастье и удачу.

Если при этом имя дано в честь (например) знаменитости или исторической личности, а его обладатель в силу своего характера не может соответствовать знаменитому предшественнику, то у него может развиться неуверенность в себе и страх пред жизнью.

Называя ребенка в честь знаменитости, необходимо учитывать, как это имя будет звучать в культуре, родной для ребенка. Если имя будет чуждым для данного общества, его носитель с самого раннего детства окажется в некоторой социальной изоляции, что вряд ли благоприятно повлияет на его дальнейшую жизнь.

Узнайте о значении и характеристике имен

Женские имена
Большинство родителей, выбирая имя для своей дочери, руководствуются, помимо других причин, и его значением. Рассмотрим происхождение и значение популярных на сегодня женских имен.
.

Loading...Loading...